Jump to content

Даянанда Сарасвати

(Перенаправлено от Свами Даянанда Сарасвати )

Даянанд Сарасвати
Даянанда Сарасвати
Персональный
Рожденный
Мул Шанкар Тивари [ 1 ]

( 1824-02-12 ) 12 февраля 1824 г.
Умер 30 октября 1883 г. ) ( 1883-10-30 ) ( 59 лет [ 2 ]
Религия индуизм
Национальность Индийский
Организация
Основатель Арья Самадж
Философия Ведический
Религиозная карьера
Учитель Вираджананд Дандиша
Под влиянием
Литературные произведения Сатьярт Пракаш (1875)
Цитата

Среди последователей каждой религии, несомненно, есть много ученых людей. Им следует освободиться от предрассудков, принять универсальные истины – то есть те истины, которые одинаковы во всех религиях и имеют универсальное применение, отвергнуть все, в чем различаются различные религии, и относиться друг к другу с любовью, это будет очень важно. на пользу миру.

Даянанд Сарасвати [ 3 ] ( произношение ) (урожденный Мул Шанкар Тивари 12 февраля 1824 — 30 октября 1883) — индуистский философ , общественный деятель и основатель Арья Самадж , реформаторского движения индуизма ; . Его книга «Сатьяртх Пракаш» осталась одним из влиятельных текстов по философии Вед и разъяснению различных идей и обязанностей человека. Он был первым, кто в 1876 году назвал Сварадж « Индией для индийцев», и этот призыв позже подхватил Локманья Тилак . [ 3 ] [ 4 ] Осудив идолопоклонство и ритуальное поклонение, он работал над возрождением ведической идеологии. Впоследствии философ и президент Индии назвал С. Радхакришнан его одним из «создателей современной Индии», как и Шри Ауробиндо . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Среди тех, кто находился под влиянием Даянанды и следовал за ней, были мадам Кама , Пандит Лекх Рам , Свами Шраддхананд , [ 8 ] Шьямджи Кришна Варма , Кишан Сингх , Бхагат Сингх , Винаяк Дамодар Саваркар , Бхай Пармананд , Лала Хардаял , Мадан Лал Дхингра , Рам Прасад Бисмил , Махадев Говинд Ранаде , Ашфакулла Хан , [ 9 ] Махатма Хансрадж , Лала Ладжпат Рай , [ 10 ] [ 11 ] Йогмайя Неупане , Валлабхбхай Патель и другие. [ 12 ]

Он был саньяси (аскетом) с детства и учёным. Он верил в непогрешимый авторитет Вед. Даянанда защищал учения о карме и реинкарнации . Он подчеркивал ведические идеалы брахмачарьи , включая целомудрие и преданность Богу .

Среди вкладов Даянанды было его противодействие неприкасаемости , продвижение равных прав для женщин и его комментарии к Ведам с ведического санскрита на санскрите , а также на хинди .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Даянанда Сарасвати родился в 10-й день убывающей луны месяца Пурниманта Пхалгуна (12 февраля 1824 г.) в титхи в семье индийского индуистского брамина. [ 13 ] в Танкаре , Катиавад регион (ныне район Морби штата Гуджарат). [ 14 ] [ 15 ] Он принадлежал к подразделению брахманов Аудичья. [ 16 ] Его настоящее имя было Мул Шанкар Тивари (Триведи в первоначальной форме), поскольку он родился в Дхану Раши и Мул Накшатре. Его отцом был Каршанджи Лалджи Триведи. [ 17 ] и его матерью была Яшодабай.

Когда ему было восемь лет, была проведена церемония Яджнопавита Санскара , ознаменовавшая его поступление в формальное образование. Его отец был последователем Шивы и научил его поклоняться Шиве. Его также учили важности соблюдения поста. По случаю Шивратри Даянанда просидел без сна всю ночь, подчиняясь Шиве. Во время одного из таких постов он увидел, как мышь поедала подношения и бегала по телу идола. Увидев это, он задался вопросом: если Шива не сможет защитить себя от мыши, то как он сможет стать спасителем мира. [ 18 ]

Смерть его младшей сестры и дяди от холеры заставила Даянанду задуматься о смысле жизни и смерти. Он начал задавать вопросы, которые беспокоили его родителей. В раннем подростковом возрасте он был помолвлен, но решил, что брак не для него, и сбежал из дома в 1846 году. [ 19 ] [ 20 ]

Даянанд Сарасвати провел почти двадцать пять лет, с 1845 по 1869 год, как странствующий аскет в поисках религиозной истины. Он обнаружил, что радости от материальных благ недостаточно, поэтому решил посвятить себя духовным поискам в лесах, ретритам в Гималаях и местам паломничества на севере Индии. В эти годы он практиковал различные формы йоги и стал учеником учителя по имени Вираджананд Дандиша . Вираджананд считал, что индуизм отошел от своих исторических корней и что многие из его практик стали нечистыми. Даянанда Сарасвати пообещал Вираджананду, что посвятит свою жизнь восстановлению законного места Вед в индуистской вере. [ 21 ]

Учение Даянанды

[ редактировать ]

Махарши Даянанд утверждал, что все люди одинаково способны достичь чего угодно. Он сказал, что все существа — это вечные Праджа, или граждане Верховного Господа. Он сказал, что четыре Веды, а именно Ригведа , Яджурведа , Самаведа и Атхарваведа, являются единственными истинными неиспорченными источниками Дхармы, явленными Верховным Господом в начале каждого творения, а также потому, что они являются единственными прекрасно сохранившимися знаниями без изменений с использованием санскрита. просодия или Чханда , а также различные техники подсчета количества стихов с различными техниками ведического пения . Он говорит, что путаница в отношении Вед возникла из-за неправильного толкования Вед, а Веды продвигают науку и просят людей открыть Абсолютную Истину, которую он подчеркивал в своих Комментариях к Ведам.

Он принял учения первых десяти основных Упанишад, а также Шветашватара Упанишад , которая объясняет часть Вед, посвященную Адхьятме. Далее он сказал, что любой источник, включая Упанишады, следует рассматривать и принимать только в той степени, в которой он соответствует учению Вед. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Он принял шесть текстов Веданги , которые включают грамматику и тому подобное, необходимые для правильного толкования Вед. Среди санскритских грамматических текстов, говорит он, Панини » «Аштадхьяи и комментарий к ней «Махабхашья» Махарши Патанджали являются ныне сохранившимися действительными текстами, а все другие сохранившиеся современные грамматические тексты не следует принимать, поскольку они сбивают с толку, нечестны и не помогут людям в легко изучать Веды. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Он принял шесть Даршана Шастр, включая Санкхью , Вайшешику , Ньяю , Йога-сутры Патанджали , Пурва-Мимамса-сутры , Веданта-сутры . В отличие от других средневековых ученых-санскритологов, Даянанд сказал, что все шесть даршанов не являются противниками, но каждый из них проливает свет на различные аспекты, необходимые Творению. Следовательно, все они независимы сами по себе и все соответствуют учению Вед. Он говорит, что Ачарья Капила из Санкхья Даршана не был атеистом, но это ученые неверно истолковали его сутры. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Он сказал, что книги, называемые Брахамана-Грантхи, такие как Айтарейя Брахман , Шатапатха Брахман , Сама Брахаман, Гопатха Брахман и т. д., написанные провидцами для объяснения значения Вед, также действительны, но опять же только в той степени, в которой они согласуются с четыре Веды, потому что эти тексты склонны к интерполяциям со стороны других. Он сказал, что именно эти книги называются именами «Итихаса, Пурана, Нарашамса, Кальпа, Гатха», поскольку в них содержатся сведения о жизни Провидцев и событиях, они сообщают о сотворении Мира и т. д. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Он заявил, что восемнадцать Пуран и восемнадцать Упапуран не являются подлинными Пуранами, их автором не является мудрец Вьяса , они нарушают учение Вед и поэтому не должны приниматься. Восемнадцать Пуран и Упапуран наполнены противоречиями, идолопоклонством, воплощениями и персонификациями Бога, храмами, ритуалами и практиками, противоречащими Ведам. В своей книге «Сатьярт Пракаш» он говорит, что все «хорошее», присутствующее в этих восемнадцати Пуранах и Упапуранах, уже присутствует в Ведах, и, поскольку они содержат слишком много ложной информации, которая может ввести людей в заблуждение, их следует отвергнуть. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Он указывает, что мудрец Вьяса был назван так именем «Вьяса» не потому, что он разделил Веды, а указывает на «диаметр или ширину», что означает, что мудрец Веда Вьяса изучал Веды очень глубоко. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Он перечисляет различные тексты, к которым не следует относиться как к честным текстам для развития понимания Мира и Господа. Он отверг «все» тантрические тексты, включая Панчаратру . Он сказал, что эти тексты недействительны, поскольку они учат различным обычаям, ритуалам и практикам, противоречащим Ведам. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Даянанд основывал свое учение на Ведах, которые можно резюмировать следующим образом: [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

  1. Есть три сущности, которые вечны: 1. Верховный Господь или Параматма, 2. Индивидуальные Души или Дживатмы, число которых огромно, но не бесконечно, 3. Пракрити или Природа.
  2. Пракрити , или Природа, которая является материальной причиной Творения, вечна и характеризуется Саттвой, Раджасом и Тамасом, которые имеют тенденцию находиться в равновесии. В каждом цикле творения сознательный Верховный Господь будет нарушать его равновесие и использовать его для создания Мира и его сил, а также для производства тел, необходимых индивидуальным душам. По истечении определенного времени, называемого днем ​​Брахмы (Брахма означает великий, продолжительный и т. д.), творение растворится, и природа вернется в свое равновесие. После периода, называемого Ночью Брахмы, который равен продолжительности дня Брахмы, Творение начнется снова. Этот цикл создания и растворения вечен.
  3. Джива или Дживатма, или Индивидуальная Вечная Душа или Я, — это многие из тех, кто отличается друг от друга, но имеет схожие характеристики и может достичь «того же уровня» Счастья в состоянии Мокши или Освобождения. Они не созданы из Природных частиц и бестелесны, за пределами всех полов и всех других характеристик, наблюдаемых в Мире, но они обретают тело, созданное из Природы, и это известно как «рождение». Эти души тоньше самой Природы, но рождаются через тело в соответствии с творческими принципами, установленными Верховным Господом на основе их прошлой Кармы, и прилагают усилия к совершенствованию себя. Осознавая себя, Природу и Верховного Господа, индивидуальные души освобождаются. Но это осознание зависит от их усилий и знаний. Они продолжают приходить в Мир, используют Природу, получают плоды своих действий и появляются, забирая мириады жизней разных животных (те, кто достиг более высоких интеллектуальных тел, также могут вернуться в более низкие формы в зависимости от своей Кармы или действий), они переделывать свои действия и иметь свободу выбирать свои действия, учиться и переучиваться, достигать Освобождения. После долгого периода Мокши или Освобождения он снова вернется в мир. Поскольку этот период Мокши или Освобождения долгий, кажется, что они никогда не возвращаются или никогда не рождаются снова от других существ, которые все еще находятся в Мире. Поскольку они вечны и способны работать, эти характеристики невозможно уничтожить. Они вне времени, вечны, но не всеведущи и, следовательно, не могут проникать во все пространство.
  4. Верховный Господь, Единый, не имеющий себе равных, чье имя Ом , является действенной причиной Вселенной. Главные характеристики Господа - Сат, Чит и Ананда, т.е. «Существует», обладает «Высшим Сознанием» и «Вечно Блаженен». Господь и Его характеристики одинаковы. Верховный Господь всегда присутствует повсюду, чьи характеристики находятся за пределами Природы или Пракрити, и пронизывает все индивидуальные души и Природу. Верховному Господу не свойственно рождаться или воплощаться. Он всегда чист, то есть несмешан с характеристиками Природы и индивидуальных душ. Верховный Господь бестелесен, бесконечен, следовательно, не имеет формы и, следовательно, ему нельзя поклоняться через идолов, но любое существо может достичь его только посредством йогического самадхи , как утверждается в Ведах и кратко изложено в Йога-сутрах Патанджали . Поскольку Господь бесплотен и, следовательно, находится за пределами всех полов, Веды обращаются к нему как к Отцу, Матери, Другу, Причиной миров, Создателю и т. д. Он — тончайшая сущность, которая тоньше Природы, Пронизывающая и Наполняющая все существование. и Космос. Именно благодаря своей тонкости он смог овладеть Природой, чтобы создать Миры, и он не предлагает никаких трудностей для движения Миров в Пространстве. Поэтому его называют Параматман , что означает «Высший Всепроникающий». Не существует ни того, кто равен ему, ни полностью противостоит ему. Идеи сатаны, призраков и т. д. чужды Ведам.
  5. Он сказал, что имена Агни, Шива, Вишну, Брахма, Праджапати, Параматма, Вишва, Ваю и т. д. представляют собой различные характеристики Верховного Господа, и значение каждого из имен следует понимать через Дхатупатху или Корень . И эти имена не относятся ни к каким Пураническим Божествам. Кроме того, некоторые имена могут также относиться к мирским элементам, которые следует отличать от их контекста.
  6. Относительно понятия Сагуна и Ниргуна в объяснении природы Господа. Сагуна, говорит он, относится к таким характеристикам Господа, как Всепроникаемость, Всемогущество, Блаженство, Абсолютное Сознание и т. д., а Ниргуна, говорит он, относится к тем характеристикам, которые не характеризуют Господа, например: Природа и Индивидуальность. Души, такие как различные состояния существования, рождение и т. д. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
  7. Мокша , или Состояние Освобождения, не относится к какому-то характерному месту, но это состояние Индивидуальных Душ, достигших Освобождения. Дживы или индивидуальные души характеризуются четырьмя различными состояниями существования: 1. Джаграт (Бодрствование), 2. Свапна (Сновидение), 3. Сушупти (Глубокий сон) и 4. Турия . Именно в четвертом состоянии Турия Индивидуальные Души существуют вне контакта с Природой, но сознают себя, другие Индивидуальные Души и Верховного Господа (или Вечную Истину). Это состояние Мокши или Турии невозможно увидеть в Мире, поэтому оно несравненно, но может быть только реализовано. В этом состоянии они свободны от всех оттенков Природы, обладают собственным разумом и испытывают блаженство, удовольствие от своей свободы и тому подобное, что несравнимо ни с какой формой удовольствия в мире. В этом состоянии они бестелесны и могут достигать любой формы удовольствия по своей воле, не требуя каких-либо внешних факторов, как, например, они могут выполнять функцию ушей самостоятельно, не требуя материальных ушей и т. д. В этом состоянии они способные выполнять все свои желания, могут отправиться куда угодно прямо здесь и сейчас, стать свидетелями создания, поддержания и разрушения миров, они также вступают в контакт с другими освобожденными людьми. Но в этом состоянии творческие силы остаются у Верховного Господа, поскольку силы Господа и Сам Господь — это не разные вещи. В мокше индивидуальные души по-прежнему отличны друг от друга и от Верховного Господа. И, используя свои собственные способности и используя Верховного Господа в качестве средства, они наслаждаются блаженством. После периода Мокши они снова переходят в этот Мир, в подтверждение чего он цитирует Веда-Мантры и Мундака-Упанишады в своей книге. Сатьярт Пракаш и Ригведади Бхашья Бхумика . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
  8. Опять же, признаком остроумия Махарши Даянанда является то, что он примиряет понятие бесконечной или Вечной Мокши. Он говорит, что «Вечная Мокша» или «Ананта Мокша» относится к «постоянству удовольствий Мокши» в отличие от сиюминутных удовольствий Мира и не обязательно означает, что отдельные души останутся в Мокше навсегда . Он разъясняет это, говоря, что индивидуальные души постоянны, а следовательно, и их характеристики, и «нелогично» считать, что индивидуальная душа окажется в ловушке в один из моментов безначального времени и навсегда сбежит из Мира, используя конечный период времени его жизни в разных формах существ. Даже если нелогичность принята, тогда это также означает, что даже до того, как он попал в ловушку Творения, он был в Мокше, и, следовательно, его Мокшанский период может время от времени заканчиваться неудачей. Это вывод, который противоречит предположению, что Мокша - это бесконечный период времени. . Следовательно, ведическое учение о том, что отдельные души должны вернуться после освобождения, следует считать обоснованным. С другой точки зрения, он разъясняет ту же идею, говоря, что все действия, какие бы они ни совершались в течение конечного периода времени, не могут дать бесконечных результатов или плодов действий, и после периода Мокши дживы или индивидуум не должны иметь возможность и дальше наслаждаться блаженством Мокши. [ 22 ] [ 24 ] [ 23 ]


Социальные причины : Он выступал против кастовой системы , практики Сати , поклонения Мурти , детских браков и т. д., которые противоречат духу Вед, и выступал за то, чтобы все пороки общества были тщательно исследованы и устранены. Варнашрама основана на образовании и профессии, и в своей книге «Сатьяртх Пракаш» он цитирует отрывки из Манусмрити, Грихья-сутр и Вед, подтверждающие его утверждения. Он отстаивал идею Единого правительства во всем мире , также известного как Чакрадхипатья . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Миссия Даянанда

[ редактировать ]
Аум или Ом считается Арья Самадж высшим и наиболее подходящим именем Бога.

Он считал, что индуизм был испорчен отходом от основополагающих принципов Вед и что индуисты были введены в заблуждение духовенством ради самовозвеличивания священников. Для этой миссии он основал Арья Самадж , провозгласившую Десять Универсальных Принципов как кодекс Универсализма , названный Кринванто Вишварьям . Следуя этим принципам, он намеревался сделать весь мир обителью ариев (дворян).

Его следующим шагом было реформирование индуизма с новым посвящением Богу. Он путешествовал по стране, вызывая на дискуссии религиозных ученых и священников, неоднократно побеждая благодаря силе своих аргументов и знанию санскрита и Вед. [ 25 ] Индуистские священники отговаривали мирян читать ведические писания и поощряли ритуалы, такие как омовение в реке Ганг и кормление священников в юбилеи, которые Даянанда называл суевериями или корыстными практиками. Призывая нацию отказаться от таких суеверных представлений, он стремился научить нацию вернуться к учению Вед и следовать ведическому образу жизни. Он также призвал индуистов принять социальные реформы, включая важность коров для национального процветания, а также принятие хинди в качестве национального языка для национальной интеграции. Своей повседневной жизнью и практикой йоги и асан, учений, проповедей, проповедей и сочинений он вдохновлял индуистов стремиться к свараджье (самоуправлению), национализму и спиритуализму. Он выступал за равные права и уважение к женщинам и выступал за образование всех детей, независимо от пола.

Даянанд также сделал критический анализ религий, включая христианство и ислам , а также других индийских религий, таких как джайнизм , буддизм и сикхизм . Помимо борьбы с идолопоклонством в индуизме, [ 26 ] он также был против того, что он считал искажением истинной и чистой веры в его собственной стране. В отличие от многих других реформаторских движений того времени в индуизме, призыв Арья Самадж был адресован не только немногим образованным людям в Индии, но и миру в целом, о чем свидетельствует шестой принцип Арья Самадж. В результате его учение исповедовало универсализм для всех живых существ, а не для какой-либо конкретной секты, веры, сообщества или нации.

Арья Самадж разрешает и поощряет обращенных в индуизм. Даянанды Концепция Дхармы изложена в разделе «Убеждения и неверия» Сатьяртхи Пракаша, он говорит:

«Я принимаю как Дхарму все, что находится в полном соответствии с беспристрастной справедливостью, правдивостью и тому подобным; все, что не противоречит учению Бога, воплощенному в Ведах . Все, что не свободно от пристрастия и несправедливо, причастно к неправде и подобны и противоречат учению Бога, воплощенному в Ведах, — которое я считаю Адхармой ».
«Тот, кто после тщательного размышления всегда готов принять истину и отвергнуть ложь; кто считает счастье других так же, как свое собственное, того я называю справедливым».

Сатьярт Пракаш

Ведическое послание Даянанды подчеркивало уважение и почтение к другим людям, подкрепленное ведическим представлением о божественной природе личности. В десяти принципах Арья Самадж [ сломанный якорь ] он закрепил идею о том, что «все действия должны совершаться с главной целью принести пользу человечеству», а не следовать догматическим ритуалам или почитанию идолов и символов. Первые пять принципов говорят об Истине, а последние пять говорят об обществе с благородством, гражданственностью, совместным проживанием и дисциплинированной жизнью. В своей жизни он интерпретировал мокшу как низшее призвание, поскольку оно призывало к выгоде для человека, а не к призыву к эмансипации других.

Послание Даянанды «назад к Ведам» повлияло на многих мыслителей и философов во всем мире. [ 27 ]

Деятельность

[ редактировать ]

Зарегистрировано, что Даянанд Сарасвати вел активную деятельность с 14 лет, когда он мог читать религиозные стихи и преподавать о них. В то время его уважали за участие в религиозных дебатах. На его дебаты пришло большое количество людей.

22 октября 1869 года в Варанаси он проиграл дебаты 27 ученым и 12 экспертам-пандитам. Сообщается, что в дебатах приняли участие более 50 000 человек. Основной темой было: «Поддерживают ли Веды поклонение божествам?» [ 28 ] [ 29 ]

Создание Арьи Самадж

[ редактировать ]

Создание Даянанды Сарасвати, Арья Самадж , осудило практики нескольких различных религий и сообществ, включая такие практики, как идолопоклонство , жертвоприношение животных , паломничество , ремесло священников, подношения, совершаемые в храмах, касты , детские браки , мясоедение и дискриминация женщин. Он утверждал, что все эти практики противоречат здравому смыслу и мудрости Вед .

Взгляды на суеверия

[ редактировать ]

Он резко критиковал практики, которые считал суевериями, включая колдовство и астрологию, которые были распространены в Индии в то время. Ниже приведены несколько цитат из его книги «Сатьярт Пракаш»:

«Им также следует советовать против всего, что ведет к суевериям и противоречит истинной религии и науке, чтобы они никогда не могли доверять таким воображаемым вещам, как призраки (Бхут) и духи (Прета)».

«Все алхимики, маги, колдуны, волшебники, спириты и т. д. являются обманщиками, и все их действия следует рассматривать как не что иное, как прямое мошенничество. Молодых людей следует хорошо предостерегать от всех этих мошенничеств еще в самом детстве, чтобы они могли не страдать от того, что тебя обманет какой-нибудь беспринципный человек».

Об астрологии он писал:

Когда эти невежественные люди приходят к астрологу и говорят: «О господин! Что не так с этим человеком?» Он отвечает: «Солнце и другие звезды вредны для него. Если вы проведете умилостивительную церемонию, или произнесете магические формулы, или произнесете молитвы, или совершите определенные акты милосердия, он выздоровеет. В противном случае мне не следует удивляться, даже если он потеряет свою жизнь после долгого периода страданий».

Спрашивающий – Ну, господин Астролог, вы знаете, что солнце и другие звезды – всего лишь неодушевленные вещи, подобные нашей Земле. Они ничего не могут сделать, кроме как давать свет, тепло и т. д. Принимаете ли вы их за сознательные существа, одержимые человеческими страстями, наслаждениями и гневом, которые, будучи оскорблены, навлекают боль и несчастье, а умилостивленные - даруют счастье людям?

Астролог. Разве не благодаря влиянию звезд одни люди богаты, другие бедны, одни являются правителями, а другие — их подданными?

Запрос – Нет, это все результат их поступков… хороших или плохих.

Аст. – Значит, наука о звездах неверна?

Запрос — Нет, истинна та ее часть, которая включает в себя арифметику, алгебру, геометрию и т. д. и которая называется астрономией; но другая часть, которая говорит о влиянии звезд на людей и их действия и называется астрологией, целиком ложна.

Он проводит четкое различие между Джйотиша Шастрой и астрологией, называя астрологию мошенничеством.

«После этого им следует за два года тщательно изучить Джйотиша Шаастру, которая включает в себя арифметику, алгебру, геометрию, географию, геологию и астрономию. Они также должны пройти практическую подготовку в этих науках, научиться правильно обращаться с инструментами, освоить их механизм, и уметь ими пользоваться. Но им следует считать астрологию, которая рассматривает влияние звезд и созвездий на судьбы человека, благоприятные и неблагоприятные времена, гороскопы и т. д., обманом, и никогда не учиться и не учить. любые книги по этой теме.

- «Схема исследований», страница 73 английской версии Сатьярта Пракаша .

Взгляды на другие религии

[ редактировать ]

Он считал, что распространенные религии либо имеют аморальные сюжеты, либо плохо практикуются, либо некоторые из них достаточно отошли от Вед. [ 30 ] [ 31 ] В своей книге «Сатьярт Пракаш» Махарши Даянанд критически проанализировал современные формы индуизма , джайнизма , буддизма , христианства и ислама .

Он считал, что ислам ведет войны и безнравственность. Он сомневался, что ислам имеет какое-либо отношение к Богу, и задавался вопросом, почему Бог ненавидит каждого неверующего, позволяя убивать животных, и приказывает Мухаммеду убивать невинных людей. [ 32 ]

Далее он описал Мухаммеда как «самозванца» и человека, который «во имя Бога подавал наживку мужчинам и женщинам, чтобы удовлетворить свои эгоистичные потребности». Он считал Коран «не Словом Божьим. Это человеческое дело. Следовательно, в него нельзя верить». [ 33 ]

христианство

[ редактировать ]

Его анализ Библии был основан на попытке сравнить ее с научными данными, моралью и другими свойствами. Его анализ утверждал, что Библия содержит множество аморальных историй и заповедей, восхваляющих жестокость, обман и поощряющих грех. [ 34 ] В одном комментарии отмечается множество предполагаемых несоответствий и логических ошибок в Библии, например, что Бог, боясь Адама, съевшего плод жизни и ставшего равным ему, проявляет зависть. Его критика пытается показать логические ошибки в Библии, и повсюду он утверждает, что события, изображенные в Библии, изображают Бога как человека, а не как всеведущего, всемогущего или целостного существа. [ нужна ссылка ]

Он выступил против вечной девственности Марии , добавив, что такие доктрины просто противоречат природе закона и что Бог никогда не нарушит свой собственный закон, потому что Бог всеведущ и непогрешим. [ нужна ссылка ]

Он считал Гуру Нанака «мошенником», совершенно невежественным в Ведах, санскрите, Шаштре, иначе Нанак не ошибся бы в словах. [ 35 ]

Он также заявил, что последователей сикхизма следует винить в том, что они выдумывают истории о том, что Нанак обладал чудесными способностями и встретил Бога. Он раскритиковал Гуру Гобинда Сингха и других гуру, заявив, что они «изобрели вымышленные истории», хотя он также признал Гобинда Сингха «действительно очень храбрым человеком». [ 36 ]

Джайнизм

[ редактировать ]

Он считал джайнизм «самой ужасной религией», написав, что джайны нетерпимы и враждебны по отношению к неджайнам. [ 27 ]

Даянанд назвал буддизм «антиведическим» и «атеистическим». Он отметил, что тот тип «спасения», который предписывает буддизм, достижим даже собакам и ослам. Далее он раскритиковал буддийскую космологию , которая утверждает, что Земля не была сотворена. [ 37 ]

Попытки убийства

[ редактировать ]

Даянанда подвергся множеству безуспешных покушений на свою жизнь. [ 28 ]

По словам его сторонников, его несколько раз травили, но благодаря регулярной практике хатха-йоги он пережил все такие попытки. Одна история рассказывает, что однажды нападавшие попытались утопить его в реке, но вместо этого Даянанда утащил нападавших в реку, хотя и освободил их до того, как они утонули. [ 38 ]

В другом сообщении утверждается, что на него напали мусульмане, оскорбленные его критикой ислама во время медитации на Ганге. Они бросили его в воду, но он, как утверждается, спасся, потому что его практика пранаямы позволяла ему оставаться под водой, пока нападавшие не ушли. [ 39 ]

Убийство

[ редактировать ]

В 1883 году махараджа Джодхпура пригласил Джасвант Сингх II Даянанду остановиться в своем дворце. Махараджа очень хотел стать учеником Даянанды и изучить его учение. Даянанда зашел в туалет Махараджи во время его пребывания и увидел его с танцовщицей по имени Нанхи Джаан. Даянанда попросил Махараджу оставить девушку и все неэтичные поступки и следовать Дхарме, как истинный Арья (благородный). Предложение Даянанды оскорбило Нанхи, которая решила отомстить. [ 2 ]

29 сентября 1883 года Нанхи Джаан подкупил повара Даянанды, Джаганнатха, чтобы тот подмешал небольшие кусочки стекла в его ночное молоко. [ 40 ] Перед сном Даянанде подали стакан молока, которое он тут же выпил, прикованный к постели на несколько дней и страдавший от мучительной боли. Махараджа быстро организовал для него услуги врача. Однако к приезду врачей его состояние ухудшилось, появились большие кровоточащие язвы. Увидев страдания Даянанды, Джаганнатх был охвачен чувством вины и признался Даянанде в своем преступлении. На смертном одре Даянанда простил его и дал ему мешок с деньгами, сказав ему бежать из королевства, прежде чем его найдут и казнят люди Махараджи. [ 2 ]

Позже Махараджа организовал его отправку на гору Абу по совету резидентуры, однако, пробыв некоторое время в Абу, 26 октября 1883 года он был отправлен в Аджмер для получения более качественной медицинской помощи. [ 40 ] Его здоровье не улучшилось, и он умер утром во время индуистского праздника Дивали 30 октября 1883 года, распевая мантры . [ 40 ] [ 41 ]

Кремация и поминки

[ редактировать ]
Информационное табло внутри Навлахи Махала.

Он испустил последний вздох в Бхинаи Коти в Бхинаи в 54 км к югу от Аджмера, и его прах был развеян в Аджмере в Риши Удяне согласно его желанию. [ 42 ] Риши Удьян, в котором есть действующий храм Арья Самадж, в котором ежедневно проводится утренняя и вечерняя яджна хома , расположен на берегу озера Ана Сагар, недалеко от шоссе NH58 Аджмер-Пушкар . Ежегодная трехдневная Арья Самадж Мела проводится каждый год в Риши Удяне в годовщину смерти Риши Даянанда в конце октября, которая также включает в себя ведические семинары, соревнования по запоминанию Вед, яджну и марш флага Дхаваджи Рохана . [ 43 ] Она организована Паропкарини Сабха , которая была основана Свами Даянандом Сарасвати 16 августа 1880 года в Мееруте, зарегистрирована в Аджмере 27 февраля 1883 года и с 1893 года действует из своего офиса в Аджмере. [ 43 ]

Каждый год в Маха Шиваратри Арья Самаджи празднуют Риши Бодх Утсав во время двухдневной мелы в Танкаре, организованной Tankara Trust, во время которой Шобха Ятра проводится шествие и Маха Яджна; В мероприятии также принимают участие премьер-министр Индии Нарендра Моди и главный министр Гуджарата Виджай Рупани . [ 44 ]

Навлакха Махал в Гулаб Баге и зоопарке в Удайпуре С ним также связан , где он написал второе издание своего основополагающего труда «Сатьярт Пракаш» в Самвате 1939 года (1882–1883 ​​гг. Н. Э.). [ 45 ]

Наследие

[ редактировать ]
Даянанда Сарасвати на марке Индии 1962 года.

Университет Махарши Даянанда в Рохтаке, Университет Махарши Даянанда Сарасвати в Аджмере, Университет DAV (Система англо-ведических школ Даянанда) в Джаландхаре названы в его честь. То же самое относится и к более чем 800 школам и колледжам, входящим в состав Управляющего комитета колледжей DAV , включая колледж Даянанд в Аджмере. Промышленник Нанджи Калидас Мехта построил научный колледж Махарши Даянанда и подарил его Образовательному обществу Порбандара, назвав его в честь Даянанды Сарасвати.

Даянанда Сарасвати наиболее известен своим влиянием на освободительное движение Индии. Его взгляды и сочинения использовались различными людьми, в том числе Шьямджи Кришной Вармой , Субхасом Чандрой Босом , Лалой Ладжпат Рай , мадам Кама , Винаяком Дамодаром Саваркаром , Лалой Хардаял , Мадан Лал Дхингра , Рам Прасад Бисмил , Махадев Говинд Ранаде , [ 9 ] Свами Шраддхананд , С. Сатьямурти , Пандит Лекх Рам , Махатма Хансрадж и другие.

Он также оказал заметное влияние на Бхагата Сингха . [ 46 ] Сингх, окончив начальную школу, поступил в англо-ведическую среднюю школу Даянанд на Мохан Лал Роуд в Лахоре . [ 47 ] Сарвепалли Радхакришнан в день Шивратри, 24 февраля 1964 года, писал о Даянанде:

Свами Даянанда занимал первое место среди творцов современной Индии. Он неустанно трудился ради политического, религиозного и культурного освобождения страны. Он руководствовался разумом, возвращая индуизм к ведическим основам. Он попытался реформировать общество с чистого листа, что снова было необходимо сегодня. Некоторые из реформ, внесенных в Конституцию Индии, были вдохновлены его учением. [ 48 ]

В результате места, которые Даянанд посетил за свою жизнь, часто менялись в культурном отношении. Джодхпур принял хинди в качестве основного языка, а позднее то же самое сделал современный Раджастхан . [ 49 ] Среди других поклонников были Свами Вивекананда , [ 50 ] Рамакришна , [ 51 ] Bipin Chandra Pal , [ 52 ] Валлабхай Патель , [ 53 ] Шьяма Прасад Мукерджи и Ромен Роллан , которые считали Даянанду выдающейся и уникальной личностью. [ 54 ]

Американский спиритуалист Эндрю Джексон Дэвис описал влияние Даянанда на него, назвав Даянанда «Сыном Бога» и аплодируя ему за восстановление статуса нации. [ 55 ] Стен Конов , шведский учёный, отметил, что Даянанд возродил историю Индии. [ 56 ]

Среди других, на которых он оказал заметное влияние, - Ниниан Смарт и Бенджамин Уокер . [ 57 ]

Достижения

[ редактировать ]

Даянанда Сарасвати написал более 60 произведений. Сюда входит 16-томное объяснение Веданг , неполный комментарий к Аштадхьяи (грамматике Панини), несколько небольших трактатов по этике и морали, ведическим ритуалам и таинствам, а также статья, посвященная анализу конкурирующих доктрин (таких как Адвайта Веданта , Ислам и христианство ). Некоторые из его основных работ включают « Сатьярт Пракаш» , «Сатьярт Бхумика», «Санскарвидхи», «Ригведади Бхашья Бхумика» , «Ригвед Бхашьям» (до 61.07.2) и «Яджурвед Бхашьям». Паропакарини Сабха, расположенная в индийском городе Аджмер, была основана Сарасвати для публикации и проповеди его произведений и ведических текстов.

Полный список работ

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Прем Натх Чопра. Религии и общины Индии . п. 27.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Крант (2006) Свадхинта Санграм Ке Крантикари Сахитья Ка Итихас . Дели: Правина Пракасана. Том. 2, с. 347. ISBN   81-7783-122-4 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Ауробиндо Гош, Банким Тилак Даянанд (Калькутта, 1947, стр. 1) «Локманья Тилак также сказал, что Свами Даянанд был первым, кто провозгласил Сварадж для Бхаратпиты, то есть Индии».
  4. ^ Комментарий Даянанда Сарасвати к Яджурведу (Lazarus Press Banaras, 1876).
  5. ^ Радхакришнан, С. (2005). Жизнь с целью . Восточные книги в мягкой обложке. п. 34. ISBN  978-81-222-0031-7 .
  6. ^ Кумар, Радж (2003). «5. Свами Даянанда Сарасвати: Жизнь и творчество» . Очерки современного насилия в Индии . Издательство Дискавери. п. 62. ИСБН  978-81-7141-690-5 .
  7. ^ Салмонд, Ноэль Энтони (2004). «3. Даянанда Сарасвати» . Индуистские иконоборцы: Раммохун Рой, Даянанда Сарасвати и полемика девятнадцатого века против идолопоклонства . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. п. 65. ИСБН  978-0-88920-419-5 .
  8. ^ «Гурудатта Видьярти» . Арьясамадж. Архивировано из оригинала 6 января 2019 года . Проверено 19 декабря 2012 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Махадев Говинд Ранаде: Эмансипация женщин» . Isrj.net. 17 мая 1996 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 17 сентября 2012 г.
  10. ^ «Лала Ладжпат Рай» . www.culturalindia.net . Проверено 14 января 2016 г.
  11. ^ «Лала Ладжпат Рай | Биография и факты | Британника» . www.britanica.com . 17 ноября 2023 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
  12. ^ Неупан, доктор. Кедар (2014). Йогмая – разносторонняя личность, Паван Алок Катманду: Молодежное общество Непала. пп. 15–21. ISBN  978-9937-2-6977-3 .
  13. ^ Робин Райнхарт (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. стр. 58–. ISBN  978-1-57607-905-8 .
  14. ^ «Девдутт Паттанаик: Даянанд и Вивекананд» . 15 января 2017 г.
  15. ^ «Зандадхари – Махариши Даянанд – Гуджаратский Wikisource» .
  16. ^ Шарма, Вишун Лал (1912). Справочник Арья Самаджа . Робертс – Университет Торонто. Аллахабад: Трактовый департамент Арья Пратинидхи Сабха, Соединенные провинции.
  17. ^ Кришнан, Айшвария. «Свами Даянанд Сарасвати Джаянти: 7 вещей, которые нужно знать о праведном индуистском религиозном ученом | India.com» . www.india.com . Проверено 12 ноября 2021 г.
  18. ^ «История Индии» . indiansaga.com . Проверено 5 октября 2018 г.
  19. ^ «Даянанд Сарасвати» . iloveindia.com . Проверено 14 января 2016 г.
  20. ^ «Свами Даянанд Сарасвати» . www.culturalindia.net . Проверено 14 января 2016 г.
  21. ^ «Сарасвати, Даянанда - Справочная библиотека мировых религий» . Справочная библиотека мировых религий. 1 января 2007 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2014 года . Проверено 5 сентября 2012 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Свами Даянанд Сарасвати (1908). Сатьярт Пракаш, английский перевод (2-е изд.). Вирджанан Пресс.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Свами Даянанд Сарасвати (1908). «Английский перевод Сатьярта Пракаша» . Интернет-архив .
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Свами Даянанд Сарасвати. «Сатьярт Пракаш, хинди» . Интернет-архив .
  25. ^ «Свами Даянанда Сарасвати В. Сундарама» . Болоджи . Архивировано из оригинала 13 декабря 2010 года . Проверено 14 января 2016 г.
  26. ^ «Свет истины» . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 9 октября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  27. ^ Перейти обратно: а б PL Джон Паникер (2006). Ганди о плюрализме и коммунализме . ИСПК. стр. 30–40. ISBN  978-81-7214-905-5 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Клиффорд Сони (2003). Величайшие провидцы и философы мира . Пустак Махал. п. 123. ИСБН  978-81-223-0824-2 .
  29. ^ Синхал , с. 17.
  30. ^ Махарши Даянанд Сарасвати (1875 г.). Сатьярт Пракаш (на хинди). Дели, Индия: Фонд Арша Сахитья Прачара.
  31. ^ "Свет_Истины (Сатьярт-Пракаш) - английский.pdf" . Гугл Документы .
  32. ^ «Рационализация жизненного мира». Журнал Индийского совета философских исследований . 1 (1). МКЗР: 73. 2002.
  33. ^ Сарасвати, Даянанд (1875). «Рассмотрение доктрины ислама» . Сатьярт Пракаш (Свет Истины) . Варанаси, Индия: Star Press. стр. 672–683 . Проверено 2 апреля 2012 г.
  34. ^ JTF Йорденс (1978). Даянанда Сарасвати, его жизнь и идеи . Издательство Оксфордского университета. п. 267. ИСБН  9780195609950 .
  35. ^ Кумар, Рам Нараян (2009). «Превратившиеся в пепел: восстание и права человека в Пенджабе». Превратился в пепел . Том. 1. п. 15. дои : 10.4135/9788132108412.n19 . ISBN  978-99933-53-57-7 .
  36. ^ В.С. Годболе (1987). Боже, храни Индию . Сватантравир Саваркар Сахитья Абхьяс Мандал. п. 9.
  37. ^ Хосе Курувачира (2006). Индуистские националисты современной Индии: критическое исследование интеллектуальной генеалогии хиндутвы . Публикации Равата. п. 14. ISBN  9788170339953 .
  38. ^ Бхавана Наир (1989). Наши Лидеры . Том. 4. Фонд детской книги. п. 60. ИСБН  978-81-7011-678-3 .
  39. ^ Вандематарам Вирабхадра Рао (1987) Очерк жизни Свами Даянанды , Дели. п. 13.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Гарг , с. 96–98.
  41. ^ «Идея современной Индии основателя Arya Samaj Свами Даянанда Сарасвати» . Индия сегодня . Проверено 18 декабря 2023 г.
  42. ^ Чаттерджи, Рамананда (1933). Современный обзор . Прабаси Пресс Частная, Лимитед.
  43. ^ Перейти обратно: а б Ярмарка Риши Даянанда начинается в Аджмере Ученые Арья в Аджмере , Раджастан Патрика , 20 ноября 2015 года.
  44. ^ Риши Устав отпраздновал это событие в присутствии CM , First Paper.
  45. ^ «Садовый дворец Удайпура теперь является святыней основателя Арьи Самаджа» . Таймс оф Индия . Bennett, Coleman & Co. Ltd., 7 ноября 2016 г. Проверено 8 ноября 2016 г.
  46. ^ Дханпати Панди (1985). Свами Даянанд Сарасвати . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 8.
  47. ^ К.С. Бхарати (1998). Энциклопедия выдающихся мыслителей . Том. 7. Издательская компания «Концепт». п. 188. ИСБН  978-81-7022-684-0 .
  48. ^ Мировые перспективы Свами Даянанды Сарасвати, Ганга Рам Гарг, стр. 198 .
  49. ^ Холломан, Регина Э.; С.А. Арутинунов (1978). Взгляды на этническую принадлежность . Мутон. стр. 344–345. ISBN  978-90-279-7690-1 .
  50. ^ Басант Кумар Лал (1978). Современная индийская философия . Мотилал Банарсидасс. п. 3. ISBN  978-81-208-0261-2 .
  51. ^ Кристофер Ишервуд (1980). Рамакришна и его ученики . Веданта Пресс. п. 159 . ISBN  978-0-87481-037-0 .
  52. ^ Нарендра Натх Бхаттачарья (1996). Индийская религиозная историография . Издательство Мунширам Манохарлал. п. 58. ИСБН  978-81-215-0637-3 .
  53. ^ Кришан Сингх Арья, П.Д. Шастри (1987) Свами Даянанда Сарасвати: исследование его жизни и работы . Манохар. п. 327. ISBN   8185054223 .
  54. ^ Сисиркумар Митра; Ауробиндо Гхош (1963). Возрождающаяся Индия . Союзные издательства. п. 166.
  55. ^ Эндрю Джексон Дэвис (1885). За пределами долины: продолжение «Волшебного посоха»: автобиография Эндрю Джексона Дэвиса ... Колби и Рич. п. 383.
  56. ^ Хар Билас Сарда (Диван Бахадур) (1933). Том, посвящённый Даянанду: Посвящение Махарши Даянанду Сарасвати из Индии и всего мира в честь Даянанды Нирваны Ардха Шатабди . Ведическая Янтралайя. п. 164 .
  57. ^ «Ниниан Смарт и Бенджамин Уокер находились под влиянием Даянанды Сарасвати» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 года . Проверено 18 марта 2016 г.
  58. ^ Бхагват Кхандан – Свами Даянанд Сарасвати . Проверено 14 января 2016 г. - из Интернет-архива.
  59. ^ Махарши Даянанд Дживан Чаритра

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 574feaa16e5b0276c413b004a809af36__1723761720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/36/574feaa16e5b0276c413b004a809af36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dayananda Saraswati - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)