Ханафитская школа
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на арабском языке . (Август 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
Исламский портал |
Ханафитская школа или ханафизм ( араб . ٱلْمَذْهَب ٱلْحَنَفِيّ , романизированный : аль-мазхаб аль-Ханафи ) — одна из четырех основных школ исламской юриспруденции в рамках суннитского ислама . [1] VIII века Он был основан ученым , юристом и теологом Абу Ханифой , последователем , чьи правовые взгляды в первую очередь сохранялись двумя его учениками Абу Юсуфом и Мухаммадом аль-Шайбани . [2] Как старейшую и наиболее популярную из четырех основных суннитских школ, ее также называют «школой людей мнения» ( мадхаб ахль ар-рай ). [3] [4] Многие ханафиты также следуют Матуриди школе богословской .
Важность этого мазхаба заключается в том, что он охватывает не только постановления и высказывания Абу Ханифы, но также постановления и изречения созданного им судебного совета. [ нужна ссылка ] Абу Ханифа был первым, кто официально раскрыл дела и разбил их на главы. [ нужна ссылка ] За ним последовал Малик ибн Анас в составлении «Аль-Муватты» . Поскольку сахабы и преемники сахабов не уделяли внимания установлению науки шариата или ее систематизации в главах или организованных книгах, а скорее полагались на силу своего запоминания для передачи знаний, Абу Ханифа опасался, что следующее поколение сахабов Мусульманское сообщество плохо понимает законы шариата . [ двусмысленный ] Его книги состояли из Тахары (очищения), Салата (молитвы), других актов Ибада (поклонения), Мувамалы (общественного обращения), а затем Маварита (наследства). [3]
Под покровительством Аббасидов ханафитская школа процветала в Ираке и распространилась по всему исламскому миру, прочно обосновавшись к 9 веку в мусульманской Испании и Большом Иране , включая Большой Хорасан , где она приобрела поддержку правителей, в том числе Делийского султаната , Хорезмийская империя , Казахский султанат и местные саманидские правители. [5] Тюркская экспансия привела эту школу на Индийский субконтинент и в Анатолию , и она была принята в качестве главной юридической школы Османской империи и Империи Великих Моголов . [6] В современной Турецкой Республике ханафитская юриспруденция закреплена в Диянете , управлении по делам религии, посредством конституции (статья 136). [7]
Ханафитская школа является крупнейшей из четырех традиционных суннитских школ исламской юриспруденции, за ней следуют примерно 30% мусульман-суннитов во всем мире. [8] [9] Это основная школа юриспруденции на Балканах , в Турции , Ливане , Египте , Леванте , Центральной Азии и Южной Азии , а также в некоторых частях России и Китая . [10] [11] Другими начальными суннитскими школами являются школы Малики , Шафии и Ханбали . [12] [13]
называют ханафитом , ханафитом или ханафистом ( араб . ْنَاف , аль школе ахнаф , ) к принадлежит - ханафитской . , кто Того
История
[ редактировать ]Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( Ноябрь 2023 г. ) |
Стандартизированная правовая традиция ( мазхаб ) не существовала среди ранних мусульман. [ нечеткий ] Для них единственными источниками шариата были Коран и Сунна . [ нужна ссылка ] Если их не найти в этих двух источниках, им пришлось прийти к консенсусу, а ранние мусульмане расходились в интерпретации религиозных вопросов. В конце эпохи Сподвижников, [ когда? ] Табииты нашли решения , приняв различные способы интерпретации исламского шариата. Таким образом, формула установления исламского шариата была подготовлена сахабами и табиитами . [ нужна ссылка ] В конце периода табиитов расширение исламской империи означало, что эксперты по праву почувствовали необходимость придать шариату научную форму — фикх , — что Абу Ханифа и сделал, создав уникальную методологию. [ нечеткий ] В то же время он также утвердил акыду как отдельную религиозную науку. [ нужна ссылка ]
Джафар ас-Садик , потомок Мухаммеда, был одним из учителей Абу Ханифы и Малика ибн Анаса , который, в свою очередь, был учителем аш-Шафии , [14] [15] : 121 который, в свою очередь, был учителем Ахмада ибн Ханбала . Таким образом, все четыре великих имама суннитского фикха прямо или косвенно связаны с Джафаром. [16]
Ядро ханафитской доктрины было составлено в III веке хиджры и с тех пор постепенно развивается. [17]
Халифат Аббасидов и большинство мусульманских династий были одними из первых, кто принял относительно более гибкий ханафитский фикх и предпочитали его традиционалистскому фикху, основанному на Медине, который предпочитал соотносить все законы с Кораном и хадисами и не одобрял исламские законы, основанные на усмотрении юристы. [18] Аббасиды покровительствовали ханафитской школе со II века хиджры. Турецкие династии Сельджуков V и VI веков Хиджры, а затем османы и Великие Моголы приняли ханафитский фикх. Тюркская экспансия распространила ханафитский фикх через Среднюю Азию и на Индийский субконтинент , с созданием империи Сельджуков , династии Тимуридов , нескольких ханств , Делийского султаната , Бенгальского султаната и Империи Великих Моголов . На протяжении всего правления 77-го халифа и 10-го османского султана Сулеймана Великолепного и 6-го императора Великих Моголов Аурангзеба Аламгира базирующиеся в Ханафи Аль-Канун и Фатава-э-Аламгири служили правовым, юридическим, политическим и финансовым кодексом большей части Южной Азии. . [17] [18]
Генезис мазхаба
[ редактировать ]Продолжительность
[ редактировать ]Ученые обычно определяют период становления ханафитской школы как начало судебных исследований Абу Ханифы (ум. 767 г. н.э. / 150 г. хиджры) и завершение смертью его ученика Хасана бин Зияда (ум. 820 г. н.э. / 204 г. хиджры). [19]
Этот этап связан с основанием мазхаба и его утверждением, формированием принципов и основ, на которых определяются порядки и возникают ветви. Абу Зухра, выдающийся египетский исламский юрист 20-го века, предположил: «Работа должна была быть выполнена самим имамом. И под его руководством в ней участвовали бы его старшие ученики. Абу Ханифа обладал уникальным методом «обсуждений и дебатов» для проведения по вопросам, пока они не будут решены, Абу Юсуфу было бы приказано его систематизировать». [20]
Работа
[ редактировать ]Объясняя метод Абу Ханифы в обучении своих сподвижников, Аль-Муваффак Аль-Макки говорит: «Абу Ханифа установил свое учение путем консультаций между ними. Он никогда не владеет постановлениями произвольно и без них. Он усердно практиковал религию и преувеличивал в советах о Боге, Его Посланнике и верующих. Он собирал вопросы один за другим и представлял им. Он выслушает то, что у них есть, и скажет то, что есть у него. Споры продолжались бы с ними месяц и более, пока в нем не была бы решена одна из поговорок. Затем судья Абу Юсуф сформулировал принцип на основе этого, таким образом, он сформулировал все принципы». [21] Соответственно, ученики Абу Ханифы были участниками становления этой юридической структуры, они были не просто слушателями, принимавшими то, что им предлагалось. И Абу Юсуф был не единственным, кто записал то, на чём остановилось мнение, но в кругу Абу Ханифы было десять блоггеров, [ нужны разъяснения ] во главе с четырьмя великими: Абу Юсуфом, Мухаммадом бин аль-Хасаном аль-Шайбани, Зуфаром бин аль-Хузайлом и Хасаном бин Зиядом аль-Лулуи. [22]
Методология
[ редактировать ]Часть серии о Крид |
---|
Включая:
|
Ханафитский улус признает Коран , хадисы , консенсус ( иджма ), юридическую аналогию ( кийас ), юридические предпочтения ( истихсан ) и нормативные обычаи ( урф ) как источники шариата . [2] [23] Современные ученые считают Абу Ханифу первым, кто официально принял и ввел кияс как метод выведения исламского закона, когда Коран и хадисы молчат или двусмысленны в своих руководствах; [24] и известен своей общей зависимостью от личного мнения ( рай ). [2]
Исламских юристов обычно рассматривают как две группы: Ахль ар-Рай (Люди личного мнения) и Ахль аль-Хадис (Люди хадисов). Юристов ханафитской школы часто обвиняют в том, что они предпочитают рай хадисам. Мухаммад Захид аль-Каусари говорит в своей книге «Фикх Ахль аль-Ирак ва Хадисухум» : «Ибн Хазм думает о юристах как об Ахль ар-Рае и Ахль аль-Хадисе. Это различение не имеет под собой никаких оснований и, без сомнения, является лишь мечтой некоторые исключительные люди, на которых повлияли высказывания некоторых невежественных передатчиков после михны Ахмада бин Ханбала». Он также заявляет, что ханафитов можно называть только Ахль ар-Рей из-за того, насколько они талантливы и способны, когда дело касается рай . И не из-за их незнания хадисов или того, что они не полагаются на них, как обычно подразумевает термин Ахль ар-Рей. [25]
Независимо от использования Раая в качестве одного из источников своей юриспруденции, ханафитские ученые по-прежнему отдают приоритет текстовому подходу сахабов. Тщательное исследование, проведенное современным исследователем исламской юриспруденции Исмаилом Пунавалой, показало, что влияние хадисов , рассказанных Зубайром, относительно казни Раджма (забивания камнями) как формы наказания прелюбодеев, находилось в пределах постановлений Абу Ханифы в ханафитской школе мысли для таких видов преступлений. обоснованность наказаний и, кроме того, как осуществить наказание в соответствии с учением Мухаммеда в связи с самопризнанием обвиняемого. [Примечания 1]
Ханафитский закон оказал глубокое влияние на реализацию ханафитских законов с позднего средневековья до современного периода, в том числе:
- Фатава Аламгири: Фатава Аламгири — это книга исламских указов, впервые введенная в действие в качестве государственного закона в Индии во время правления императора Великих Моголов Аурангзеба . [28] Позже британское владычество также приняло этот закон, чтобы лучше контролировать своих индийских мусульманских подданных. [28]
- Канун: Османская империя посредством своего закона Канун , который мало чем отличается от Фатавы Аламгири, была сформирована и канонизирована как государственный закон Сулейманом Великолепным . [29] [30] Этот закон косвенно повлиял на их союзника , Султанат Ачех , который также имел свою собственную версию закона Раджма (забивания камнями) в своем кодексе законов. [31] Этот кодекс даже стал автономным юридическим кодексом современной провинции Ачех , поскольку провинция признает законы шариата, основанные на Кануне , который они называют Канун Джинайят . [32] Этот ханафитский закон Раджма (забивания камнями) в Ачехе дожил до 21 века, поскольку он был официально признан правительством Индонезии в 2014 году, в дополнение к тому, что штат Селангор в Малайзии признал его в 1995 году в качестве автономного закона. [33] Сообщается, что фундаменталистская фракция Талибана также следует своему собственному варианту Ханафитского Кануна. [34]
Основополагающие тексты ханафитского мазхаба, приписываемые Абу Ханифе и его ученикам Абу Юсуфу и Мухаммаду аль-Шайбани, включают «Аль-Фикх аль-Акбар» (книгу по теологии), «Аль-фикх аль-абсат» (книгу по теологии), «Китаб аль- Шайбани». «Атар» (тысячи хадисов с комментариями), «Китаб аль-Харадж» и так называемая «Захир ар-Ривая» — шесть книг, в которых собраны авторитетные взгляды основателей школы. Это Аль-Мабсут (также известный как Китаб аль-Асл), Аль-Зиядат , Аль-Джами аль-Сагир , Аль-Джами аль-Кабир , Ас-Сияр аль-Сагир и Ас-Сияр аль-Кабир (доктрина войны против неверующих, раздачи военной добычи среди мусульман, отступничества и налогообложения зимми ). [35] [36] [37]
Истихсан
[ редактировать ]Ханафитская школа отдает предпочтение использованию истихсана , или юридического предпочтения, формы рай , которая позволяет юристам выбирать более слабые позиции, если результаты кийаса приводят к нежелательному результату для общественных интересов ( маслаха ). [38] Хотя истихсан изначально не требовал наличия библейской основы, критика со стороны других школ побудила ханафитских юристов ограничить его использование случаями, когда он текстуально поддерживался, начиная с 9 века. [39]
Рассредоточение последователей
[ редактировать ]По оценкам, до 30% мусульман в мире следуют ханафитской школе. Сегодня большинство последователей ханафитской школы проживают в Турции , Бангладеш , Пакистане , Казахстане , Туркменистане , Киргизии , Китае , Сирии , Иордании , Узбекистане, Таджикистане Афганистане , Индии , Египте , Албании , Косово , Кипре Боснии , и и Герцеговине . Также ограниченное число последователей этой школы проживает в Иране , Азербайджане , Ливане , Шри-Ланке , Мьянме , Непале , России и Ираке . [40] [41] [42] [43] [44]
Список ханафитских ученых
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Дарул Улум Деобанд
- Исламские школы и филиалы
- Матуриди
- Список основных ханафитских книг
- Список ханафитов
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рамадан, Хишам М. (2006). Понимание исламского права: от классического к современному . Роуман Альтамира . стр. 24–29. ISBN 978-0-7591-0991-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уоррен, Кристи С. «Ханафитская школа» . Оксфордские библиографии . Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ид, Мухаммед (5 июня 2015 г.). «Ханафитская школа мысли… самая распространенная школа мысли в мире » . Масджид Салах ад-Дин (на арабском языке). Архивировано из оригинала 7 мая 2019 года . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ Аль-Хаддад, Хусам (17 ноября 2014 г.). «Ханафитская школа мысли… самая распространенная школа мысли » . Исламистские движения (на арабском языке). Архивировано из оригинала 7 мая 2019 года . Проверено 17 ноября 2014 г.
- ^ Халлак, Ваэль (2010). Истоки и эволюция исламского права . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 173–174. ISBN 9780521005807 .
- ^ Халлак, Ваэль (2009). Введение в исламское право . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 37. ИСБН 978-0521678735 .
- ^ «Türki̇ye Büyük Mi̇llet Mecli̇si̇» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2014 года . Проверено 8 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Правоведение и право – Ислам» . Переориентация завесы. Университет Северной Каролины (2009 г.).
- ^ «Ханафитская юридическая школа - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2013 года . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зигберт Улиг (2005), «Ханафизм» в Энциклопедии Aethiopica : D-Ha, Vol. 2, Отто Харрасовиц Верлаг, ISBN 978-3447052382 , стр. 997–99
- ^ Абу Умар Фарук Ахмад (2010), Теория и практика современных исламских финансов , ISBN 978-1599425177 , стр. 77–78
- ^ Грегори Мак, «Юриспруденция», в Gerhard Böwering et al. (2012), Принстонская энциклопедия исламской политической мысли , Princeton University Press, ISBN 978-0691134840 , с. 289
- ^ «Введение в ханафитский мазхаб» . www.islamawareness.net . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Даттон, Ясин , Истоки исламского права: Коран, Муватта и Мадинан Амаль , стр. 16
- ^ Хаддад, Джибрил Ф. (2007). Четыре имама и их школы . Лондон, Великобритания: Мусульманский академический фонд. стр. 121–194.
- ^ «Имам Джафар как Садик» . История ислама . Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года . Проверено 27 ноября 2012 г. «Имам Джафар как Садик | История ислама» . Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Назир Ахмед, Ислам в глобальной истории , ISBN 978-0738859620 , стр. 112–14
- ^ Перейти обратно: а б Джон Л. Эспозито (1999), Оксфордская история ислама , Oxford University Press, ISBN 978-0195107999 , стр. 112–14
- ^ Ибрагим, Мухаммед; Бин Мухаммад, Али (2012). Доктрина школ Ханафи, Малики, Шафии и Ханбали (на арабском языке) (45-е изд.). Кувейт: Аль-Ваи Аль-Ислами. п. 36.
- ^ Зидан, Абдул Карим (2000). Введение в изучение исламского права (на арабском языке). п. 157.
- ^ Мухаммед, Али Джума (2012). Введение в изучение школ юриспруденции (на арабском языке) (4-е изд.). Дар аль-Салам. п. 118.
- ^ Ханафитское учение . п. 48.
- ^ Хишам М. Рамадан (2006), Понимание исламского права: от классики к современности, Роуман Альтамира, ISBN 978-0759109919 , с. 26
- ^ См.:
* Рубен Леви , «Введение в социологию ислама» , стр. 236–37. Лондон: Уильямс и Норгейт , 1931–1933.
* Чираг Али , Предлагаемые политические, правовые и социальные реформы. Взято из книги «Модернистский ислам 1840–1940: Справочник» , с. 280. Под редакцией Чарльза Курцмана . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , 2002.
*Мансур Моаддел, Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизоды и дискурс , стр. 32. Чикаго: Издательство Чикагского университета , 2005.
*Кит Ходкинсон, Мусульманское семейное право: справочник , стр. 39. Бекенхэм: Croom Helm Ltd., Provident House, 1984.
* Понимание исламского права: от классического к современному , под редакцией Хишама Рамадана, стр. 18. Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд , 2006.
*Кристофер Рёдеррер и Даррел Мёллендорф , Юриспруденция , с. 471. Лэнсдаун: Джута и Компания Лтд., 2007.
*Николас Агнидес, «Исламские теории финансов» , с. 69. Нью-Джерси: ООО «Горгиас Пресс», 2005.
* Кодзиро Накамура , «Критика арабских грамматистов Ибн Мадой». Восток , т. 10, стр. 89–113. 1974 год - ^ «Фикх-у-Ахль-иль-ИРАК» .
- ^ Абу Ханифа и Пунавала (2002 , стр. 450)
- ^ Абдул Карим Дава аль-Хусайни, Хамад (2006). исламской мысли ( Мадина аль-Мунаввара в на арабском языке). Дар аль-Котоб Ильмия. п. 106. ИСБН 9782745149343 . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Baillie & Elder (2009 , стр. 1–3 со сносками)
- ^ Пунар (2016 , стр. 20)
- ^ Ан Наим На (2009 , стр. 35–39, 76–79, 97)
- ^ «Отношения между Ачех-Даруссаламом и Османской империей, перспектива» [Отношения между Ачех-Даруссаламом и Османской империей, перспектива]. Институт Ачеха . [электронная почта защищена] . 2015 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Каммак и Финер (2012 , стр. 42)
- ^ Харахап (2018)
- ^ Рахими, Харун (2021). Конституционный расчет с исламистской политикой Талибана: трудный путь вперед . Исследования мира. Том. VIII. Кабул, Афганистан: Афганский институт стратегических исследований. стр. 220–222. ISBN 978-9936-655-15-7 . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Оливер Лиман (2005), Коран: Энциклопедия , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0415326391 , стр. 7–8
- ^ Буку аль-Атар имама Абу Ханифы, Переводчик: Абдуссамад, Редакторы: Муфтий Абдур Рахман ибн Юсуф, Шейх Мухаммад Акрам (Оксфордский центр исламских исследований), ISBN 978-0954738013
- ^ Маджид Хаддури (1966), Исламское право наций: Шайбани , Издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0801869754
- ^ «Истихсан» . Оксфордские исламские исследования онлайн . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ Халлак, Ваэль (2008). История исламских правовых теорий: введение в суннитский Усул аль-Фикх . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 107–108. ISBN 978-0521599863 .
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Шри-Ланка: Информация о том, существует ли ханафитская мусульманская община в Шри-Ланке, а также о ее происхождении, численности и месте проживания большинства ее членов» . Рефмир . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Ахмади, Камиль (2023). От границы до границы Комплексное исследование идентичности и этнической принадлежности в Иране . Молдова: Издается Scholars' Press.
- ^ «Абу Ханифа | Биография, история и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Ди Майо, Мика; Абенштейн, Джессика (2011). «Анализ политики: усилия Таджикистана по миростроительству посредством продвижения ханафитского ислама» . Журнал миростроительства и развития . 6 (1): 75–79. дои : 10.1080/15423166.2011.950863228443 . ISSN 1542-3166 . JSTOR 48603036 . S2CID 111103531 .
- ^ «Вы дадите информацию о том, какой мазхаб распространен в какой стране?» .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Абу Ханифа, Нуман ибн Мухаммад ; Пунавала, Исмаил (2002). Столпы ислама: Муамалат: законы, касающиеся человеческих взаимоотношений . Перевод Асафа Али Асгара Файзи. Издательство Оксфордского университета. п. 450. ИСБН 978-0-19-566784-4 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- Бэйли, Нил; Старейшина, Смит (2009). Дайджест закона Мухаммудан . Лондон. стр. 1–3 со сносками . Проверено 22 ноября 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Каммак, Марк Э.; Финер, Р. Майкл (2012). «Исламская правовая система в Индонезии» (PDF) . Журнал права и политики Тихоокеанского региона . 21 (1).
- Харахап, Чемпака Сари (2018). «Наказание для лиц, совершивших прелюбодеяние (Сравнительный Канун № 6 от 2014 года о Законе Джинаята и Энакмена об уголовных преступлениях Шариат Негери Селангор № 9 от Сексиен 25 1995 года)» [Наказание для лиц, совершивших прелюбодеяние (Сравнительный Канун № 6 от 2014 года о Закон джинаята и преступления шариата в штате Селангор № 9 от 1995 г., раздел 25)]. Закон Фикха (Закон Фикха) . 4 (2) . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ан Наим На, Абдуллахи Ахмед (2009). Ислам и светское государство ведут переговоры о будущем шариата . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-26144-0 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- Пунар, Буньямин (2016). «Канун и шариат: османское земельное право в фетвах Шейхюлислама от Кануннаме Будина до Кананнаме-и Джедыда» . Диссертация, представленная в Высшую школу социальных наук Стамбульского университета Шехир . Проверено 22 ноября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брэнон Уиллер, Применение канона в исламе: авторизация и поддержание интерпретативных рассуждений в ханафитской стипендии (Олбани, SUNY Press, 1996).
- Нурит Цафрир, История исламской юридической школы: раннее распространение ханафизма (Гарвард, Гарвардская школа права, 2004 г.) (Гарвардская серия по исламскому праву, 3).
- Бехнам Садеги (2013), Логика законотворчества в исламе: женщины и молитва в правовой традиции, Cambridge University Press, Глава 6, «Историческое развитие ханафитских рассуждений», ISBN 978-1107009097
- Теория ханафитского права: Буку аль-Атар имама Абу Ханифы, Переводчик: Абдуссамад, Редакторы: Муфтий Абдур Рахман Ибн Юсуф, Шейх Мухаммад Акрам (Оксфордский центр исламских исследований), ISBN 978-0954738013
- Ханафитская теория войны и налогообложения: Маджид Хаддури (1966), Исламское право народов: Шайбани , Издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0801869754
- Бурак, Гай (2015). Второе формирование исламского права: ханафитская школа в Османской империи раннего Нового времени . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-09027-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ханафия Буленд Шанай, Ланкастерский университет
- Китаб ас-сияр ас-Сагир (Краткая версия ханафитской доктрины войны) [ мертвая ссылка ] Мухаммад аль-Шайбани, переводчик – Махмуд Гази
- Правовые аспекты брака согласно ханафитскому фикху. Архивировано 22 января 2015 г. в журнале Wayback Machine Artificial Quarterly, Лондон, 1985, том. 29, нет. 4, стр. 193–219.
- Аль-Хедайя [ мертвая ссылка ] , Сборник ханафитских религиозных законов, основанных на фикхе, XII века, автор Бурхан ад-Дин аль-Маргинани , перевод Чарльза Гамильтона.
- Развитие семейного права в Афганистане: роль исследования ханафитского мазхаба в Центральной Азии, том 16, выпуск 3, 1997 г.