Исламская каллиграфия
Часть серии о |
Арабская культура |
---|
Часть серии о |
Каллиграфия |
---|
Исламская каллиграфия – это художественная практика рукописного письма и каллиграфии на языках, использующих арабский алфавит или производные от него алфавиты . Он включает в себя арабскую , персидскую , османскую каллиграфию и каллиграфию на урду . [2] [3] он известен На арабском языке как хатт араби ( خط عربي ), что переводится как арабская линия, дизайн или конструкция. [4]
Развитие исламской каллиграфии тесно связано с Кораном ; главы и выдержки из Корана — распространенный и почти универсальный текст, на котором основана исламская каллиграфия. Хотя художественные изображения людей и животных явно не запрещены Кораном, изображения в исламских книгах традиционно ограничивались во избежание идолопоклонства . Хотя некоторые ученые оспаривают это, куфическое письмо предположительно было разработано примерно в конце VII века в Куфе , Ирак, от которого оно и получило свое название. Позже этот стиль развился в несколько разновидностей, в том числе цветочный, листоватый, плетеный или переплетенный, с каймой и квадратный куфический. Однако в древнем мире художники часто обходили аниконический запрет, используя кусочки мелкого письма для построения линий и изображений. Каллиграфия была ценным видом искусства даже как моральное благо. Древняя арабская пословица иллюстрирует этот момент, решительно утверждая, что «Чистота письма — это чистота души». [5]
Однако исламская каллиграфия не ограничивается строго религиозными сюжетами, объектами или пространствами. Как и все исламское искусство , оно включает в себя множество произведений, созданных в самых разных контекстах. [6] Распространенность каллиграфии в исламском искусстве не связана напрямую с ее нефигуративной традицией; скорее, это отражает центральное значение понятия письма и письменного текста в исламе. [7] Исламская каллиграфия развилась из двух основных стилей: куфического и насхского . Существует несколько вариаций каждого из них, а также стили, специфичные для региона. Арабская или персидская каллиграфия также была включена в современное искусство , начиная с постколониального периода на Ближнем Востоке, а также в более поздний стиль каллиграффити . [8]
Инструменты и медиа
[ редактировать ]Традиционным инструментом исламского каллиграфа является калам , ручка, обычно сделанная из сушеного тростника или бамбука. Чернила часто бывают цветными и выбираются так, что их интенсивность может сильно варьироваться, создавая динамизм и движение форм букв. Некоторые стили часто пишутся ручкой с металлическим наконечником.
Исламскую каллиграфию можно применять к широкому спектру декоративных материалов, помимо бумаги, таких как плитка, сосуды, ковры и камень. [3] До появления бумаги для письма использовались папирус и пергамент. В 9 веке приток бумаги из Китая произвел революцию в каллиграфии. Библиотеки мусульманского мира регулярно содержали сотни и даже тысячи книг. [2] : 218
На протяжении веков искусство письма выполняло центральную иконографическую функцию в исламском искусстве. [9] Хотя академическая традиция исламской каллиграфии зародилась в Багдаде, центре исламской империи на протяжении большей части ее ранней истории, в конечном итоге она распространилась до Индии и Испании.
Монеты были еще одной опорой для каллиграфии. Начиная с 692 года, Исламский халифат реформировал чеканку монет Ближнего Востока, заменив византийские христианские изображения исламскими фразами, написанными на арабском языке. Особенно это касалось динаров или золотых монет высокой стоимости. Обычно на монетах были написаны цитаты из Корана.
К десятому веку персы, принявшие ислам, начали выплетать надписи на шелках с искусными узорами. Ткани с арабским текстом были настолько ценными, что крестоносцы привезли их в Европу как ценное имущество. Ярким примером является Suaire de Saint-Josse , в который обертывали кости святого Жосса в аббатстве Сен-Жосс-сюр-Мер, недалеко от Кана на северо-западе Франции. [2] : 223–5
Поскольку исламская каллиграфия пользуется большим уважением, большинство работ следуют образцам известных каллиграфов, за исключением светских или современных работ. Согласно исламской традиции, каллиграфы проходят обширную трехэтапную подготовку, включая изучение моделей своего учителя, чтобы получить сертификат. [10]
Стили
[ редактировать ]Куфический
[ редактировать ]Куфический в стиль подчеркивает жесткие и угловатые штрихи, он развился наряду с письмом Насх VII веке. [11] [12] Хотя некоторые ученые оспаривают это, куфическое письмо предположительно было разработано примерно в конце VII века в Куфе, Ирак, от которого оно и получило свое название. [13] Позже этот стиль развился в несколько разновидностей, в том числе цветочный, листоватый, плетеный или переплетенный, с каймой и квадратный куфический. Благодаря прямому и упорядоченному стилю письма куфический шрифт часто использовался в декоративной резьбе по камню, а также на монетах. [14] Это был основной шрифт, использовавшийся для копирования Корана с 8 по 10 века, и он вышел из общего употребления в 12 веке, когда плавный стиль насх стал более практичным. Однако его продолжали использовать в качестве декоративного элемента для контраста с заменяющими стилями. [15]
Не существовало установленных правил использования куфического письма; единственная общая черта — угловатые, линейные формы персонажей. Из-за отсутствия стандартизации раннего куфического письма письмо сильно различается в разных регионах: от очень квадратных и жестких форм до цветочных и декоративных. [16]
Общие разновидности включают [16] квадратный куфический метод, известный как баннаи . [17] Современная каллиграфия в этом стиле также популярна в современном декоре.
Декоративные куфические надписи часто имитируются псевдокуфическими в Европе Средневековья и Возрождения . Псевдокуфика особенно распространена в ренессансных изображениях выходцев из Святой Земли . Точная причина включения псевдокуфического языка неясна. Похоже, что жители Запада ошибочно связали ближневосточные письменности 13-14 веков с системами письменности, использовавшимися во времена Иисуса , и поэтому сочли естественным представлять ранних христиан в связи с ними. [18]
Насх
[ редактировать ]Использование скорописи сосуществовало с куфическим письмом, и исторически скоропись обычно использовалась в неформальных целях. [19] Насх впервые появился в первом веке исламского календаря. [20] Насх переводится как «копирование», поскольку он стал стандартом расшифровки книг и рукописей. [21] Шрифт является наиболее распространенным среди других стилей, используемых в Коране, официальных указах и частной переписке. [22] Оно стало основой современной арабской печати.
Принято считать, что куфический язык возник раньше насха, но историки установили, что эти два алфавита сосуществовали задолго до их кодификации ибн Муклой, поскольку они служили разным целям. [23] Куфи использовался преимущественно для украшения, а Насх служил для повседневного использования писцами. [24]
Тулут
[ редактировать ]Тулут был разработан в 15 веке и постепенно совершенствовался османскими каллиграфами, в том числе Мустафой Ракимом , шейхом Хамдаллой и другими, пока не стал тем, чем он является сегодня. Буквы в этом сценарии представляют собой длинные вертикальные линии с широким интервалом. Название, означающее «одна треть», возможно, является отсылкой к высоте x, которая составляет одну треть алифа, или к тому факту, что ручка, используемая для написания гласных и орнаментов, имеет ширину в одну треть ширины. что использовалось при написании букв. [25]
Река
[ редактировать ]Река — это почерк, похожий на сулут. Впервые он появился в 10 веке. Форма простая, с короткими штрихами и мелкими завитушками. Якут аль-Мустасими был одним из каллиграфов, использовавших этот стиль. [26] [27] араб Ибн аль-Бавваб Считается, что эту письменность создал .
Действительно
[ редактировать ]Мухаккак — величественный стиль, используемый опытными каллиграфами, и разновидность сулута. Наряду с сулутом он считался одним из самых красивых сценариев, а также одним из самых сложных в исполнении. Мухаккак широко использовался в эпоху мамлюков его использование стало в основном ограничиваться короткими фразами, такими как басмаллах . , но начиная с 18 века [28]
Региональные стили
[ редактировать ]С распространением ислама арабская письменность утвердилась на обширной географической территории, и во многих регионах появился свой собственный уникальный стиль. Начиная с 14 века, в Турции, Персии и Китае начали развиваться другие стили рукописи. [22]
- Сценарии Магриби , разработанные на основе куфических букв в Магрибе (Северная Африка) и Аль-Андалусе ( Иберия ), сценарии Магриби традиционно пишутся с заостренным кончиком (القلم المذبب), образуя линию одинаковой толщины. В семье Магриби существуют разные стили, включая скорописный моджахер и церемониальный мабсут.
- Суданское письмо разработано в Биледе-ас-Судане ( Западноафриканский Сахель ) и может считаться подкатегорией письма Магриби.
- Дивани — это рукописный стиль арабской каллиграфии, разработанный во времена правления первых турок-османов в 16 и начале 17 веков. Он был изобретен Хусамом Руми и достиг пика популярности при Сулеймане I Великолепном (1520–1566). [29] Промежутки между буквами часто узкие, а линии поднимаются вверх справа налево. Более крупные варианты, называемые джали, наполнены густыми украшениями из точек и диакритических знаков в пространстве между ними, что придает им компактный вид. Дивани трудно читать и писать из-за его сильной стилизации, и он стал идеальным шрифтом для написания судебных документов, поскольку обеспечивал конфиденциальность и предотвращал подделку. [16]
- Насталик — это стиль скорописи , первоначально разработанный для написания на персидском языке литературных и некоранических произведений. [16] Считается, что насталик является более поздним развитием насха и более раннего письма талик, использовавшегося в Иране. [30] Довольно быстро набирает популярность как сценарий в Южной Азии. Название талик означает «висячий» и относится к слегка наклоненным строкам текста в этом письме. Буквы имеют короткие вертикальные штрихи и широкие, широкие горизонтальные штрихи. Формы глубокие, крючкообразные, контрастные. [16] Вариант под названием Шикасте был разработан в 17 веке для более формального контекста.
- Сини — стиль, разработанный в Китае. На форму большое влияние оказала китайская каллиграфия : вместо стандартной тростниковой ручки используется кисть из конского волоса. Известным современным каллиграфом этой традиции является Хаджи Нур Дин Ми Гуанцзян . [31]
Современный
[ редактировать ]В постколониальную эпоху художники, работавшие в Северной Африке и на Ближнем Востоке, превратили арабскую каллиграфию в движение современного искусства, известное как движение Хуруфия . [32] Художники, работающие в этом стиле, используют каллиграфию как графический элемент современного искусства. [33] [34]
Термин «хуруфийя» происходит от арабского слова « харф» , означающего букву. Традиционно этому термину придавалось суфийское интеллектуальное и эзотерическое значение. [32] Это явная ссылка на средневековую систему преподавания, включающую политическую теологию и леттризм. В этой теологии буквы рассматривались как изначальные символы и манипуляторы космоса. [35]
Художники Хуруфии соединили концепции западного искусства с художественной идентичностью и чувствительностью, почерпнутыми из их собственной культуры и наследия. Эти художники интегрировали исламские визуальные традиции, особенно каллиграфию, и элементы современного искусства в синкретические современные композиции. [36] Хотя художники-хуруфии изо всех сил пытались найти свой собственный индивидуальный диалог в контексте национализма, они также работали над эстетикой, которая превосходила национальные границы и представляла собой более широкую принадлежность к исламской идентичности. [32]
Художественный стиль хуруфия как движение, скорее всего, зародился в Северной Африке ок. 1955 год с работой Ибрагима эль-Салахи . [32] Однако использование каллиграфии в современном искусстве, похоже, возникло независимо в различных исламских государствах. Художники, работавшие в этом направлении, часто не знали о работах других художников-хуруфийа, что позволяло различным проявлениям стиля возникать в разных регионах. [37] В Судане, например, произведения искусства включают как исламскую каллиграфию, так и западноафриканские мотивы. [38]
Художественное движение хуруфия не ограничивалось художниками и включало художников, работающих в различных средах. [39] Одним из примеров является иорданский керамист Махмуд Таха, который объединил традиционную эстетику каллиграфии с искусным мастерством. [40] не связанная с движением хуруфия, Современная художница Ширин Нешат, интегрирует арабский текст в свои черно-белые фотографии, создавая контраст и двойственность. В Ираке движение было известно как Аль Буад аль Вахад (или Группа Одного Измерения )». [41] а в Иране оно было известно как движение Сакка-Хане . [32]
Западное искусство повлияло на арабскую каллиграфию и другими способами, такими как каллиграффити , то есть использование каллиграфии в общественном искусстве для передачи политико-социальных посланий или украшения общественных зданий и пространств. [42] Среди известных художников исламской каллиграфии: Язан Халвани, работающий в Ливане. [43] , el Seed работает во Франции и Тунисе, а Caiand A1one — в Тегеране. [44]
В 2017 году Султанат Оман представил « Мушаф Маскат» , интерактивный каллиграфический Коран, под наблюдением и при поддержке Министерства пожертвований и по делам религии Омана , члена Консорциума Unicode с правом голоса . [45]
Галерея
[ редактировать ]Куфический
[ редактировать ]- Куфическое письмо в Коране XI века
- Куфическое письмо Магриби 9 или 10 века в Синем Коране
- Квадратная куфическая плитка в Йезде, Иран.
- Подглазурная терракотовая чаша из Нишапура XI века.
- Золотой динар из Сирии X века.
- Куфическая каллиграфия в Чота Имамбара
Насх и Тулут
[ редактировать ]- Сценарий Мухаккак в Коране XV века из Турции
- Письмо мухаккак в Коране XIII века
- рукописи начала XVI века, Насхское письмо в османской посвященной Селиму I.
- Диплом о владении каллиграфией, написанный шрифтами тулут и насх.
- Плитка с надписью Тулут в Самарканде
- Каллиграфия Али, украшающая собор Святой Софии
Региональные сорта
[ редактировать ]- Марокканский Коран, написанный шрифтом мабсут Магриби.
- Мушаф аль-Хадина , периода Зиридов в Тунисе, куфическим письмом.
- Бисмиллях Бисмиллях Тулут
- Коран шрифтом Сини с китайскими переводами
Современные примеры
[ редактировать ]- Бисмаллаха Каллиграфия . Тулут Джали
- Мухаммеда Каллиграфия
- Бисмалла каллиграфия
- Пример зооморфной каллиграфии
Ремесло
[ редактировать ]- Инструменты и работа студента-каллиграфа
- Исламская каллиграфия, выполненная малайским мусульманином в Малайзии. Каллиграф делает черновой набросок.
Список каллиграфов
[ редактировать ]Некоторые классические каллиграфы:
- Средневековый
- Ибн Мукла (ум. 939/940)
- Ибн аль-Бавваб (ум. 1022)
- Фахр-ун-Ниса (12 век)
- Якут аль-Мустасим (ум. 1298)
- Мир Али Тебризи (ум. 14–15 века)
- Османская эпоха
- Шейх Хамдулла (1436–1520)
- Ахмед Карахисари (1468–1566)
- Сейид Касым Губари (ум. 1624)
- Хафиз Осман (1642–1698)
- Мустафа Раким (1757–1826)
- Мехмед Шевки Эфенди (1829–1887)
- Сами (Исмаил Хакки) Эфенди (1838-1912)
- Хамид Айтач (1891-1982)
- Современный
- Мохаммад Хосни (1894-1964), Сирия
- Мадиха Омар (1908–2005), американец иракского происхождения
- Хашем Мухаммад аль-Багдади (1917-1973), Ирак
- Шаккир Хасан Аль Саид (1925–2004), Ирак
- Зиад Зуккари (1926-2014), Сирия
- Садекейн Наккаш (1930–1987), Пакистан
- Ибрагим эль-Салахи (1930 г.р.), Судан
- Абдул Джалил Пироус , известный как А.Д. Пироус (1933 г.р.), индонезиец
- Усман Таха (1934 г.р.), Сирия
- Хасан Челеби (1937 г.р.), Турция
- Шарль Хосейн Зендеруди (1937 г.р.), Иран
- Али Аджалли (1939 г.р.), иранский мастер-каллиграф, художник, поэт и педагог.
- Видждан Али (1939 г.р.), Иордания
- Махмуд Таха (1942 г.р.), Иордания
- Мохамед Закария (1942 г.р.), Соединенные Штаты Америки
- Хасан Массуди (1944 г.р.), Ирак
- Фуад Хонда (1946 г.р.), Япония
- Абас Багдади (1951 г.р.), Ирак
- Абдулрауф Байдун (1956 г.р.), Сирия
- Хаджи Нур Дин Ми Гуанцзян (1963 г.р.), Китай
- Амир Камаль (1972 г.р.), Пакистан
- Мотанна Аль-Обайди (р. 1972), Ирак
- Сорая Сайед (1976 г.р.), Великобритания
- Нурия Гарсия Масип (1978 г.р.) испанский каллиграф
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Коллекции Халили | Исламское искусство | Часть 15 Корана, состоящего из 30 частей» . Коллекции Халили . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама: 1250–1800 гг. (Перепечатано с исправлениями под ред.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06465-9 .
- ^ Jump up to: а б Чепмен, Кэролайн (2012). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры , ISBN 978-979-099-631-1
- ^ Юлия Кестле (10 июля 2010 г.). «Арабская каллиграфия как типографское упражнение» . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ Лайонс, Мартин. (2011). Книги: живая история . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти. ISBN 978-1-60606-083-4 . OCLC 707023033 .
- ^ Блэр, Шейла С. (весна 2003 г.). «Мираж исламского искусства: размышления об исследовании громоздкой области». Художественный вестник . 85 : 152–184 – через JSTOR.
- ^ Аллен, Терри (1988). Пять очерков об исламском искусстве . Севастополь, Калифорния: Solipsist Press. стр. 17–37. ISBN 0944940005 .
- ^ Эрзен, Жале Неджет (февраль 2011 г.). «Чтение мечетей: смысл и архитектура в исламе» . Журнал эстетики и художественной критики . 69 (1): 125–131. дои : 10.1111/j.1540-6245.2010.01453.x . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Таббаа, Ясир (1991). «Трансформация арабской письменности: Часть I, Кораническая каллиграфия». Арс Ориенталис . 21 : 119–148.
- ^ Роксбург, Дэвид Дж. (2008). «Глаз предпочитает видеть форму письма»: о чувственном и чувственном в исламской каллиграфии». Мукарнас . 25 : 275–298 – через JSTOR.
- ^ Наводнение, Неджипоглу (2017). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том. И. Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 109–110. ISBN 9781119068570 . OCLC 963439648 .
- ^ Шиммель, Аннемари (1984). Каллиграфия и исламская культура. Архивировано 26 ноября 2018 года в Wayback Machine . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 4. ISBN 0814778305 .
- ^ Квернен, Элизабет (2009). «Введение в арабскую, османскую и персидскую каллиграфию: стиль». Каллиграфия Калам. Архивировано 8 июля 2011 года в Wayback Machine ., Шиммель, Аннемари (1984). Каллиграфия и исламская культура . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 3. ISBN 0814778305 .
- ^ Уль Вахаб, Зейн; Ясмин Хан, Романа (30 июня 2016 г.). «Элемент настенного искусства и медиумов в регионе Потохар». Журнал Исследовательского общества Пакистана . Том. 53; №1 – через Nexis Uni.
- ^ «Куфическое письмо» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 3 мая 2015 года . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Квернен, Элизабет (2009). «Введение в арабскую, османскую и персидскую каллиграфию: стиль» . Каллиграфия Калам. Архивировано из оригинала 5 мая 2014 года . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ Джонатан М. Блум; Шейла Блэр (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 101, 131, 246. ISBN. 978-0-19-530991-1 . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ Мак, Розамонд Э. Базар на площадь: исламская торговля и итальянское искусство, 1300–1600, University of California Press, 2001 ISBN 0-520-22131-1
- ^ Мамун Саккал (1993). «Искусство арабской каллиграфии: краткая история» . Архивировано из оригинала 22 июля 2017 года . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ Уайт , Анджуман-э-Фарси, 1977, с. 77
- ^ Блэр, Шейла С. (2006). Исламская каллиграфия . Издательство Эдинбургского университета. стр. 158, 165. ISBN 0748612122 .
- ^ Jump up to: а б «Библиотека Конгресса, Избранные произведения арабской, персидской и османской каллиграфии: фрагменты Корана» . International.loc.gov. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 4 декабря 2013 г.
- ^ Али, АКМ Ягуб (1984). «Мусульманская каллиграфия: ее начало и основные стили». Исламские исследования . 23 (4): 373–379. JSTOR 20847281 .
- ^ Хатиби, Абделькебир (1996). Великолепие исламской каллиграфии Сиджельмасси, Мохаммед. Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0500016755 . ОСЛК 34275017 .
- ^ Квернен, Элизабет (2009). «Сулут и Насх» . КаллиграфияКалам . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «خط الرقاع» . example.ampproject.org . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Квернен, Элизабет (2009). «Тауки и Рика » . КаллиграфияКалам . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Мансур, Нассар (2011). Священное письмо: Мухаккак в исламской каллиграфии . Нью-Йорк: IBTauris & Co Ltd. ISBN 978-1-84885-439-0
- ^ «Сценарий Дивани» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 5 мая 2014 года . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ «Сценарий Талика» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ «Галерея» . Архивировано 31 октября 2015 года в Wayback Machine , Хаджи Нур Дин .
- ^ Jump up to: а б с д и Наводнение, Неджипоглу (2017). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том II. Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 1294. ISBN 1119068665 . ОКЛК 1006377297.
- ^ Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфия в ближневосточном искусстве». Архивировано 30 апреля 2020 г. в Wayback Machine , блог McGill Journal of Middle Eastern Studies.
- ^ А. и Мастерс, К., Великие современные художники Аризоны , Hachette UK, 2015, стр. 56
- ^ Мир-Касимов, О., Слова силы: учения хуруфитов между шиизмом и суфизмом в средневековом исламе, IB Tauris и Институт исмаилитских исследований, 2015 г.
- ^ Линдгрен А. и Росс С., Модернистский мир , Routledge, 2015, стр. 495; Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфия в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/ Архивировано 30 апреля 2020 г. в Wayback Machine ; Туохи А. и Мастерс К. Великие современные художники Аризоны, Hachette UK, 2015, стр. 56
- ^ Дади. I., «Ибрагим Эль Салахи и каллиграфический модернизм в сравнительной перспективе», South Atlantic Quarterly, 109 (3), 2010, стр. 555–576, DOI: https://doi.org/10.1215/00382876-2010-006. ; Флуд, Ф.Б. и Нечипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1294
- ^ Наводнение, Неджипоглу (2017). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том II. Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 1298-1299. ISBN 1119068665 . ОКЛК 1006377297.
- ^ Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфии в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/;Tuohy [ постоянная мертвая ссылка ] "Неизвестный" . Проверено 25 марта 2020 г. [ мертвая ссылка ] , А. и Мастерс, К., AZ Великие современные художники , Hachette UK, 2015, стр. 56; Дади. I., «Ибрагим Эль Салахи и каллиграфический модернизм в сравнительной перспективе», South Atlantic Quarterly, 109 (3), 2010, стр. 555–576, DOI: https://doi.org/10.1215/00382876-2010-006.
- ^ Асфур. М., «Окно в современное арабское искусство», Художественная галерея НАБАД, онлайн: http://www.nabadartgallery.com/ . Архивировано 20 февраля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ «Шейкер Хасан Аль Саид», Darat al Funum, Интернет: www.daratalfunun.org/main/activit/curentl/anniv/exhib3.html; Наводнение, Неджипоглу (2017). Спутник исламского искусства и архитектуры . Том II. Хобокен: Джон Уайли и сыновья. стр. 1294. ISBN 1119068665 . ОКЛК 1006377297.
- ^ Гребенштайн, М., Библия каллиграфии: полное руководство по более чем 100 основным проектам и методам, 2012, стр. 5
- ^ Алебастр, Оливия. «Мне нравится писать о Бейруте, потому что это город, который дал нам все». Архивировано 8 мая 2018 г. в Wayback Machine , The Daily Star , Бейрут, 9 февраля 2013 г.
- ^ Вандалог (3 мая 2011 г.). «A1one в Тегеране, ИРАН» . Вандалог . Архивировано из оригинала 9 мая 2011 года . Проверено 8 октября 2012 года .
- ↑ Мартин Лежен , 15 июня 2017 г., Оман представляет первый в мире интерактивный каллиграфический Коран. Архивировано 23 мая 2021 г. в Wayback Machine.