Jump to content

Ахимса в джайнизме

(Перенаправлено с Ахимса (джайнизм) )

Рельеф, изображающий ахимсу
Картина в джайнском храме с надписью « ахимса парамо дхарма » (непричинение вреда - высшая добродетель/религия).

В джайнизме ахимса : ( ахимса , альтернативно пишется «ахинса», санскрит अहिंसा IAST : ахинса , пали : [ 1 ] avihinsā ) — фундаментальный принцип, лежащий в основе ее этики и доктрины. Термин ахимса означает ненасилие , непричинение вреда и отсутствие желания причинить вред каким-либо формам жизни. Веганство , вегетарианство и другие ненасильственные практики и ритуалы джайнов вытекают из принципа ахимсы. В джайнских писаниях есть пять конкретных нарушений принципа Ахимсы: связывание животных, избиение, калечение конечностей, перегрузка, отказ в еде и питье. Любая другая интерпретация является предметом индивидуального выбора и не разрешена Священными Писаниями. [ 2 ] [ 3 ]

Джайнская концепция ахимсы сильно отличается от концепции ненасилия, встречающейся в других философских учениях. Насилие обычно связано с причинением вреда другим. Но согласно джайнской философии , насилие относится прежде всего к нанесению вреда самому себе – поведение, которое препятствует способности души достичь мокши (освобождения от цикла рождений и смертей). [ 4 ] В то же время это также подразумевает насилие по отношению к другим, потому что именно эта тенденция причинять вред другим в конечном итоге вредит собственной душе. Более того, джайны распространяют концепцию ахимсы не только на людей, но и на всех животных, растения, микроорганизмы и все существа, обладающие жизнью или жизненным потенциалом. Вся жизнь священна, и все имеет право бесстрашно жить, используя свой максимальный потенциал. Живым существам не нужно бояться тех, кто принял обет ахимсы . Согласно джайнизму, защита жизни, также известная как абхаяданам , — это высшая благотворительность, которую может совершить человек. [ 5 ]

Ахимса не просто указывает на отсутствие физического насилия, но также указывает на отсутствие желания предаваться любому виду насилия. [ 6 ] Джайны на протяжении веков решительно выступали за веганство и ненасилие. [ 7 ]

Джайнские тексты разъясняют, что существует десять жизненных основ или жизненных принципов; это: пять чувств, энергия, дыхание, продолжительность жизни, орган речи и ум. [ 8 ] Живые существа классифицируются на основе их органов чувств ( индрия ) и жизненных ценностей ( прана ), которыми они обладают. Согласно джайнским текстам: [ 9 ]

  • Одночувственная жизнь обладает четырьмя основными характеристиками: органом осязания, силой тела или энергии, дыханием и продолжительностью жизни.
  • Двучувственные существа имеют шесть, а именно чувство вкуса и орган речи, в дополнение к прежним четырем.
  • У трехчувственных существ их семь, плюс обоняние.
  • У существ с четырьмя чувствами их восемь, не считая чувства зрения.
  • Пятичувственные существа без ума имеют девять жизненных принципов, а также чувство слуха. Говорят, что те, кто наделен разумом, имеют десять жизненных сил, плюс ум.

Согласно «Таттвартхасутре» , одному из наиболее важных писаний джайнизма, «отрыв жизненных сил из-за страсти — это вред». [ 10 ] Следовательно, чем выше количество чувств и жизненных сил у существа, тем больше его способность страдать и чувствовать боль. Следовательно, согласно джайнизму, насилие над существами с более высокими чувствами, такими как человек, корова, тигр и теми, кто имеет пять чувств и способность думать и чувствовать боль, привлекает больше кармы , чем насилие над существами с меньшими чувствами, такими как насекомые , или существами с одним чувством, такими как микробы и растения . [ 11 ] [ 12 ] Из пяти видов живых существ домовладельцу запрещено намеренно убивать или уничтожать всех, кроме самого низшего (ощущаемого, например овощей , трав, злаков и т. д., которые наделены только осязанием). ). [ 13 ] Но от подвижника требуется, насколько это возможно, избегать даже вреда одночувственной форме жизни. [ 14 ] Следовательно, джайнизм предписывает своим приверженцам полностью избегать насилия по отношению к существам с более высокими чувствами и, насколько это возможно, сводить к минимуму насилие в отношении существ с низкими чувствами и одночувственными существами. Джайны согласны с индуистами в том, что насилие в целях самообороны может быть оправдано. [ 15 ] и они согласны с тем, что солдат, убивающий врагов в бою, выполняет законный долг. [ 16 ] Джайнские общины согласились использовать военную силу для своей защиты, были джайнские монархи, военачальники и солдаты. [ 17 ]

Обет Ахимсы

[ редактировать ]

В джайнизме и аскеты , и домохозяева ( шраваки ) должны следовать пяти основным обетам ( вратам ). Подвижники более строго соблюдают эти пять обетов и поэтому соблюдают полное воздержание.

1. Ахимса формализована в джайнской доктрине как первый и главный обет. Приверженец не должен причинять вред любому живому существу действиями, словами или мыслями. [ 18 ] Джайнский текст «Пурушартхасиддхьюпайя» посвящен поведению, требуемому от домохозяина ( шравака ), и поэтому подробно обсуждает фундаментальный обет ахимсы. Существует два типа ахимсы – бхаав ахимса и карм ахимса. Бхаав Ахимса думает о том, чтобы не навредить кому-то в мыслях и намерениях, тогда как Карм Ахимса не причиняет кому-то вред какими-то действиями или словами. В тексте поясняется, что «все эти подразделения (оскорбление, ложь, воровство, распутство и привязанность) являются химсой как потворством этим осквернениям чистой природы души. Ложь и т. д. упоминаются отдельно только для того, чтобы ученик мог понять это посредством иллюстраций. " [ 19 ]

2. Сатья (Истина). Основной причиной лжи является страсть, и поэтому говорят, что она вызывает химсу (вред). [ 20 ] Согласно джайнскому тексту Сарвартхасиддхи , который переводит С.А. Джайн, «то, что причиняет боль и страдания живым, не заслуживает похвалы, неважно, относится ли это к реальным фактам или нет». [ 21 ]

3. Астея (Неворовство) – Согласно Пурушартхасиддхьюпае :

Руководствуясь страстями, брать все, что не было дано, можно назвать воровством, а поскольку воровство причиняет вред, это химса.

- Пурушартхасиддхьюпайя (42) [ 22 ]

4. Брахмачарья . Это означает целомудрие для домохозяев и целомудрие в действиях, словах и мыслях для аскетов.

Нецеломудрие ( абрахма ) – это совокупление, возникающее из сексуального желания. При совокуплении живому наносится всесторонний вред, и, следовательно, это химса .

- Пурушартхасиддхьюпайя (107) [ 23 ]

Подобно тому, как раскаленный железный стержень, вставленный в трубку, наполненную кунжутными семенами, сжигает их, точно так же многие существа погибают во время полового акта.

- Пурушартхасиддхьюпайя (108) [ 24 ]

5. Апариграха ( Необладание ). Согласно джайнским текстам, привязанность к имуществу ( париграха ) бывает двух видов: привязанность к внутренней собственности ( абхьянтара париграха ) и привязанность к внешней собственности ( бахья париграха ). [ 25 ] Четырнадцать внутренних владений таковы: неправильное убеждение, три сексуальные страсти (мужская сексуальная страсть, женская сексуальная страсть и нейтральная сексуальная страсть), а также шесть дефектов (смех, симпатия, неприязнь, печаль, страх и отвращение). и четыре страсти (гнев, гордость, лживость и жадность). [ 26 ] Согласно джайнским текстам, «доказано, что внутреннее имущество является химсой, поскольку это всего лишь другое название химсы ». Внешние владения делятся на два подкласса: неживое и живое. «Внешнее имущество из-за страсти привязанности к нему приводит к химсе ». [ 26 ]

Аскетические практики для соблюдения Ахимсы

[ редактировать ]

Эти пять обетов называются Махавратами (главными обетами), если их соблюдает аскет. [ 27 ] Ахимса – это первый и главный из всех обетов. Джайнские монахи и монахини, должно быть, входят в число самых «ненасильственных» людей в мире. Ожидается, что джайнский аскет будет соблюдать обет ахимсы на самом высоком уровне, даже ценой своей жизни. Остальные четыре основных обета – правдивость, неворование, необладание и целомудрие – фактически являются продолжением первого обета полного ненасилия. [ 4 ] [ 28 ]

Аскетические практики полного отказа от мирских дел и имущества, отказа от длительного пребывания на одном месте, постоянной практики аскезы типа поста и т. д. направлены на соблюдение ахимсы . Нищие-джайны соблюдают строгий свод правил поведения, согласно которым они должны есть, спать и даже ходить с полным усердием и с осознанием того, что даже ходьба убивает несколько сотен мелких существ. Джайнские аскеты подметают землю перед собой, чтобы не причинить вреда самым крохотным формам жизни. Обычно они очищают землю от насекомых, прежде чем ступить. Монахи-дигамбары не носят никакой одежды и едят пищу только тогда, когда она не приготовлена ​​для себя. Аскеты традиции Шветамбара носят небольшую маску, чтобы не проглотить крошечных насекомых. Наблюдение за тремя гупти или контролем над умом, речью и телом и пятью самити призвано помочь монахам безупречно соблюдать обет Ахимсы. Монаху необходимо воспитать в себе привычку к осторожности ( самти ), в отношении следующих пяти деталей: [ 29 ]

  1. ходить, чтобы не поранить ни одно живое существо;
  2. речь, чтобы не причинять никому боли оскорбительными, неприятными выражениями или неосторожным употреблением слов, имеющих тенденцию подстрекать других к насильственным поступкам;
  3. есть, чтобы не причинить вреда какому-либо живому существу;
  4. обращение с вещами – кувшинкой, книгами и метелкой, которыми велика опасность поранить мелких насекомых; и
  5. эвакуация и утилизация фекалий, мочи и т.п.

Весь день джайнского монаха тратится на то, чтобы безупречно соблюдать свой обет ахимсы умом, телом и речью. Такое, казалось бы, экстремальное поведение монахов проистекает из ощущения, что каждое действие, каким бы тонким оно ни было, имеет кармический эффект, который может сковывать душу и препятствовать освобождению, особенно те, которые приводят к химсе (травме). [ 30 ]

Домохозяева соблюдают обет

[ редактировать ]

Мирянин-джайн из-за своих домашних и профессиональных принуждений не может соблюдать пять основных обетов аскезы. Поэтому он соблюдает ануврату , или малые обеты, которые, хотя и похожи на главные обеты аскетов, соблюдаются с меньшей строгостью. Трудно избежать некоторого насилия со стороны мирянина по отношению к одночувственным неподвижным существам в процессе занятий, приготовления пищи, самообороны и т. д. Именно поэтому он дает обет не убивать без необходимой цели и определенного намерения движущееся разумное существо. , когда он невиновен. Связывание, ранение, увечье, обременение тяжелым бременем и лишение еды и питья любого животного или человека с умом, оскверненным гневом и другими страстями, - это пять атикара или нарушений обета ахимсы. [ 31 ] Однако следует понимать, что в конечном итоге духовный прогресс ограничен и освобождение невозможно, если не соблюдать основные обеты.

Джайнизм, пожалуй, единственная религия в мире, которая требует от всех своих приверженцев соблюдения строгой вегетарианской диеты. [ 32 ] Строгие джайны избегают вегетарианской пищи, которая также наносит больший вред живым существам, например, корнеплодов, луковиц, многосемянных овощей и т. д. Важность ахимсы проявляется во многих других проявлениях в повседневной жизни джайнов. Для обывателя это означает участие в бизнесе, который приводит к наименьшему количеству насилия над живыми существами. Никакие меха, плюмажи и шелк не носят. Использование кожи сведено к минимуму и в любом случае должно быть сделано из кожи мертвых животных. Еду обычно едят в течение дня, за исключением случаев, когда это неизбежно, поскольку при приготовлении пищи в ночное время существует слишком большая опасность поранить насекомых. Джайны не будут использовать открытый свет и не оставлять контейнер с жидкостью открытым, чтобы не уничтожить случайно заблудившееся насекомое; даже при соблюдении этой меры предосторожности жидкости всегда перед употреблением процеживают. [ 32 ] На протяжении веков джайны стремились избегать занятий, которые неизбежно влекут за собой травмы, и это объясняет непропорционально большое число тех, кто занимается банковским делом, торговлей и другими торговыми профессиями. [ 32 ]

Преступления

[ редактировать ]

В джайнских текстах перечисляются пять нарушений обета ахимсы: [ 33 ]

  1. Слишком туго связывать животных
  2. Избиение их безжалостно
  3. Обрезание конечностей
  4. Перегрузка их
  5. Пренебрежение их правильным кормлением

Однако король, который сражается, защищая свою империю, не нарушает обета ахимсы, поскольку его мотивом является защита своих подданных. То же самое и с судьей, который наказывает, чтобы поддерживать закон и порядок. [ 34 ]

Философский обзор

[ редактировать ]

Важные составляющие

[ редактировать ]

Хотя джайнизм предписывает аскетам соблюдать полное ненасилие, часто утверждается, что человек постоянно вынужден заниматься разрушительной деятельностью: есть, пить, дышать и выживать, чтобы поддерживать свое тело. Согласно джайнизму, жизнь вездесуща и включает бесконечное количество существ, включая микроорганизмы, пронизывающие каждую часть вселенной. Следовательно, все еще возможно избежать убийства крупных животных, но невозможно избежать убийства тонких микроорганизмов в воздухе и воде, растений и различных типов насекомых, которых можно раздавить при ходьбе.

Однако джайнская концепция ахимсы сильно отличается от того, что обычно понимают под насилием. Насилие определяется скорее мотивами и последствиями для личности, чем самим действием. Более того, согласно джайнским писаниям, разрушение менее развитого организма вызывает меньшую карму , чем разрушение развитых животных, а карма, возникшая в результате соблюдения религиозных обязанностей, безошибочно исчезает почти сразу. Следовательно, при правильном знании можно соблюдать полное ненасилие, даже когда какое-то внешнее насилие происходит с живыми существами в ходе выполнения религиозных обязанностей, соблюдая осторожность и чистый умственный настрой без какой-либо привязанности.

Осторожность

[ редактировать ]

Согласно джайнизму, неосторожный в своих действиях монах виновен в насилии независимо от того, останется ли живое существо живым или погибнет; с другой стороны, человек, который всегда бдителен и осторожен в соблюдении самитис, не испытывает кармического рабства просто потому, что в связи с его действиями могло иметь место какое-то насилие. [ 35 ] Осторожность стала рассматриваться как защита монахов от насилия в джайнизме. Таттвартхасутра определяет химсу , или насилие, просто как лишение жизни небрежной деятельностью ума, тела и речи. Таким образом, действия в джайнизме стали считаться по-настоящему жестокими только тогда, когда они сопровождались неосторожностью.

Психические состояния и намерения

[ редактировать ]

Ахимса не просто указывает на отсутствие физического насилия, но также указывает на отсутствие желания предаваться любому виду насилия. [ 6 ] Джайны на протяжении веков решительно выступали за вегетарианство и ненасилие. [ 7 ] Поскольку ахимса занимает центральное место в джайнской философии , джайнские ачарьи на протяжении веков создавали довольно сложные и подробные доктринальные материалы, касающиеся ее различных аспектов. Пол Дандас цитирует Ачарью Джинабхадру (7 век), который показывает, что вездесущность форм жизни во вселенной не обязательно полностью препятствует нормальному поведению аскетов: [ 36 ]

В конечном счете, значение имеет намерение. С реальной точки зрения человек не становится убийцей только потому, что он убил или потому, что мир переполнен душами, и не остается невиновным только потому, что он не убивал физически. Даже если человек на самом деле не убивает, он становится убийцей, если у него есть намерение убить; в то время как врач должен причинить боль, но он по-прежнему ненасильственн и невиновен, потому что его намерение чисто, поскольку именно намерение является решающим фактором, а не внешнее действие, которое является неубедительным.

Таким образом, чистое намерение наряду с осторожностью считалось необходимым для практики ахимсы , поскольку джайны признавали, что даже если намерение может быть чистым, неосторожные действия часто неосознанно приводят к насилию.

Джайны также считали правильное знание предпосылкой для практики ахимсы . необходимо знать, что является живым, а что неживым Чтобы безупречно практиковать Ахимсу, . Человек, который путает Живое и неживое, никогда не сможет соблюдать ненасилие. Дашавайкалика Сутра заявила: [ 37 ]

Сначала знание, потом сострадание. Таким образом, человек сохраняет полный контроль. Как может невежественный человек быть сострадательным, если он не может отличить добро от зла?

Далее он заявляет: [ 37 ]

Только знание живого и неживого позволит человеку стать сострадательным ко всем живым существам. Зная это, все стремящиеся идут от знания к вечным добродетелям. Что может сделать невежда? Откуда он знает, что благородно, а что зло?

Это знание также считается необходимым для разрушения Кармы . Саман Суттам заявил:

Невежественные люди не могут разрушить свою Карму своими действиями, в то время как мудрые могут сделать это своим бездействием, т.е. контролируя свою деятельность, потому что они свободны от жадности и похотливых страстей и не совершают никаких грехов, поскольку остаются довольными.

—  165

Анекантавада

[ редактировать ]

Анекантавада — это принцип относительности истины или доктрина множественности аспектов. [ 38 ] Джайны считают, что истина многогранна и имеет множество сторон, которые никто не может полностью постичь. Анекантавада описывает мир как многогранную, постоянно меняющуюся реальность с бесконечным количеством точек зрения относительно времени, места, природы и состояния того, кто является зрителем, и того, что рассматривается. Что верно с одной точки зрения, остается под вопросом с другой. Абсолютную истину невозможно постичь только с какой-то конкретной точки зрения, потому что абсолютная истина — это сумма всех различных точек зрения, составляющих вселенную. Поскольку джайнизм основан на этих доктринах, он не может исключительно поддерживать взгляды какого-либо человека, сообщества, нации или вида. [ 39 ] Он по своей сути признает, что другие взгляды справедливы для других народов и других форм жизни. Такое восприятие приводит к доктрине сьядвады, или семичастного предсказания, утверждающего истину с разных точек зрения. Анекантвада – это доктрина, а Сьядвада – ее выражение. По мнению джайнских философов, все важные философские утверждения должны быть выражены этим семикратным способом, чтобы устранить опасность догматизма ( эканта ) в философии. [ 40 ]

Концепция сьядвады позволяет джайнам принимать истину других философий со своей точки зрения, тем самым прививая терпимость к другим точкам зрения. Анекантвада не является абсолютистом и твердо выступает против всех догматизмов, включая любое утверждение, что только джайнизм является правильным религиозным путем. [ 32 ]

Дравья химса и бхава химса

[ редактировать ]
Классификация химсы, проведенная Чампатом Рай Джайном в 1933 году.

Виды насилия

[ редактировать ]

В то время как аскеты-джайны соблюдают абсолютное ненасилие, что касается домохозяина-джайна, насилие классифицируется следующим образом:

  1. Санкальпини химса , или преднамеренное насилие . Умышленное насилие, совершенное сознательно, является наихудшей формой насилия и нарушением обета ненасилия мирянина. Примерами санкальпини-химсы являются убийства ради охоты, развлечения или украшения, или забой мяса ради еды или жертвоприношения, или убийство или причинение вреда из вражды, злобы или вреда. санкальпини-химсы . Домохозяин должен полностью отказаться от [ 41 ]
  2. Виродхини химса , или Самооборона . Разрешено практиковать самооборону против грабителя, убийцы или любого другого преступника. Эта самозащита необходима, когда нападает зло. [ 41 ]
  3. Āṛambhinī (Graharambhi) hiṃsā или домашнее или домашнее насилие – это насилие неизбежно совершается в ходе приготовления пищи, уборки дома, стирки, строительства домов, колодцев и т. д. [ 41 ]
  4. Удйогини химса или профессиональное насилие . Это насилие связано с профессиональными предприятиями, такими как сельское хозяйство, строительство и операционная промышленность и т. д. [ 41 ]
Хотя санкалпини-химсу следует избегать любой ценой, остальные три типа химсы, хотя и неизбежны в некоторых случаях, не должны выходить за рамки строгих требований выполнения обязанностей домохозяина. Более того, на них не должны влиять такие страсти, как гнев, жадность, гордость и обман, иначе они примут характер санпалкини-химсы . [ 41 ]

Способы совершения насилия

[ редактировать ]
Бумага, гуашь «Насилие» (Химса), 17 век, Гуджарат, изображает хищных животных со своими жертвами. Княжеская чета символизирует любовь, которая является еще одним поводом для насилия.

Однако было бы неправильно заключить, что ахимса запрещает только физическое насилие. В одном из ранних джайнских текстов говорится: «С помощью трех средств наказания – мыслей, слов и дел – вы не должны причинять вред живым существам». [ 32 ] Фактически насилие может быть совершено при сочетании следующих четырех факторов:

1. Инструментальность наших действий. Мы можем совершать насилие посредством

а. тело, то есть физическое действие,
б. речь, то есть речевое действие, или
в. разум, то есть умственные действия

2. Процесс совершения насилия. Это включает в себя

а. мы только решаем или планируем действовать,
б. мы готовимся к действию, например, собирая необходимые материалы или оружие, или
в. мы фактически начинаем действие

3. Модальность нашего действия, будь то

а. мы сами совершаем насилие,
б. мы подстрекаем других к насилию или
в. мы молчаливо одобряем насилие

4. Мотивация к действию. Сюда входит то, какие из следующих негативных эмоций мотивируют насилие.

а. Злость
б. Жадность
в. Гордость
д. Манипуляция или обман

В джайнизме «непроявление таких страстей, как привязанность, есть ненанесение вреда ( ахимса ), а проявление таких страстей есть нанесение вреда ( химса )». Это называется сутью джайнских писаний. [ 42 ]

Обоснование ненасилия

[ редактировать ]
Скульптура, изображающая высказывание « ахимса парамо дхарма » (Фото: Ахинса Стал , Дели)

Согласно джайнизму, цель ненасилия заключается не в том, что оно является заповедью Бога или любого другого высшего существа. Его цель заключается не только в том, что его соблюдение способствует общему благосостоянию государства или общества. [ 41 ] Хотя это правда, что в джайнизме моральные и религиозные предписания были установлены в качестве закона архатами , достигшими совершенства благодаря своим высшим моральным усилиям, их соблюдение не направлено на то, чтобы угодить Богу, но жизнь архатов продемонстрировала, что такие заповеди способствовали собственному благополучию Архата, помогая ему достичь духовной победы. Как архаты достигали духовной победы, соблюдая ненасилие, так может и каждый, кто следует по этому пути. [ 41 ]

Другой аспект, который дает обоснование избеганию химсы, заключается в том, что любые действия химсы приводят к химсе по отношению к себе. Любой акт насилия, хотя внешне и рассматривается как причиняющий вред другим, наносит вред душе человека, совершающего этот акт. Таким образом, совершая акт насилия, душа может или не может повредить материальные жизненные силы, известные как дравья прана , кого-то другого, но всегда наносит вред своей собственной бхава-пране или психическим жизненным силам, связывая душу кармой . Было бы совершенно неправильно рассматривать ахимсу в джайнизме в каком-либо сентиментальном свете. [ 32 ] Джайнская доктрина непричинения вреда основана на рациональном сознании, а не на эмоциональном сострадании; на ответственности перед собой, а не на чувстве социального товарищества. Мотив ахимсы полностью эгоистичен и направлен на благо человека. И все же, хотя упор делается на личное освобождение, джайнская этика делает эту цель достижимой только через заботу о других.

Более того, согласно джайнской кармической теории, каждая душа, включая самого себя, перевоплощалась в животное, растение или микроорганизм бесчисленное количество раз, помимо перевоплощения в человека. Концепция ахимсы становится более значимой, если ее понимать в сочетании с концепцией кармы. Поскольку доктрина переселения душ включает перерождение как в животной, так и в человеческой форме, она создает гуманитарное чувство родства среди всех форм жизни. Девиз джайнизма — Параспаропаграхо дживанам , переводится как: вся жизнь взаимосвязана и долг душ помогать друг другу — также обеспечивает рациональный подход джайнов к ахимсе. [ нужна ссылка ]

В заключение, ахимса настаивает как на непричинении вреда другим, так и на непричинении вреда и духовном благополучии самого себя. Окончательное обоснование ахимсы в основном связано с кармическими последствиями химсы для себя и общества, а не просто догматическим принципом или заповедью. [ нужна ссылка ]

Ахимса и вегетарианство

[ редактировать ]

Джайнскую вегетарианскую диету практикуют последователи джайнской культуры и философии. Это считается одной из самых строгих форм духовно мотивированной диеты на Индийском субконтиненте и за его пределами. Джайнская кухня полностью вегетарианская, в нее также не входят картофель, лук и чеснок, как и сёдзин-рёри в японской кухне .

Согласно Амритачандре Сури:

«Те, кто желает отказаться от химсы, должны, прежде всего, приложить усилия, чтобы отказаться от употребления вина, мяса, меда и пяти плодов удумбара (пять деревьев удумбара — это Гулар, Анджира, Баньян, Пипал и Пакар, все относящийся к классу инжира).

- Пурушартхасиддхьюпайя (61) [ 43 ]

Монашествующие-аскеты практикуют самые строгие формы джайнской диеты. Также исключается картофель и другие корнеплоды. [ 44 ] Скрупулезный и тщательный подход к ненасилию в повседневной деятельности, и особенно в еде, формирует всю их жизнь и является наиболее важной отличительной чертой джайнской идентичности. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Для джайнов лактовегетарианство (обычно известное в Индии просто как вегетарианство) является обязательным. Абсолютно неприемлема пища, содержащая даже мелкие частицы тел мертвых животных или яиц. [ 49 ] Некоторые джайнские ученые и активисты поддерживают веганство , поскольку промышленное производство молочных продуктов предполагает насилие над коровами. Строгие джайны не едят корнеплоды, такие как картофель, лук, коренья и клубни. Это происходит потому, что крошечные формы жизни повреждаются, когда растение выдергивают, и потому что луковица рассматривается как живое существо, поскольку она способна прорастать. [ 50 ] [ 51 ] Кроме того, потребление большинства корнеплодов предполагает выкорчевывание и уничтожение всего растения, в отличие от потребления большинства других наземных овощей, за счет которых растение продолжает жить после сбора овощей (или оно все равно должно было сезонно увядать). Грибы, грибки и дрожжи запрещены, поскольку они являются паразитами, растут в антисанитарных условиях и могут содержать другие формы жизни. Люцерна — единственное известное растение, содержащее витамин D2 , который можно использовать напрямую или делать из него добавки с витамином D2 . Мед запрещен, так как его сбор будет равносилен насилию над пчелами. [ 52 ] Джайнам также не разрешается употреблять пищу, оставленную на ночь, из-за заражения микробами. В большинстве джайнских рецептов картофель заменяется подорожником . [ 53 ]

Заблуждения

[ редактировать ]

В джайнских писаниях обсуждаются различные заблуждения, существующие в отношении ахимсы. Они часто выступают против ведических верований в жертвоприношения и другие практики, которые различными способами оправдывают насилие. В книге «Пурушартхасиддхьюпайя» Ачарьи Амритачандры подробно обсуждаются эти неправильные убеждения, чтобы предупредить о них мирян-джайнов. Эти заблуждения заключаются в следующем.

Жертвоприношения животных

[ редактировать ]

веру в то, что животные были созданы для яджны Джайны также осуждали (жертвоприношения) и, следовательно, это не считалось забоем, поскольку возвышало не только человека, приносящего жертвоприношение, но и животных. Ачарья Амритачандра из Пурушартхасиддхьюпаи осудил эту практику, заявив, что ошибочно полагать, что богам нравятся жертвоприношения живых существ и нет ничего плохого в совершении химсы ради религии. [ 54 ]

Ачарья Амритачандра говорит, что животных нельзя убивать ради гостей или людей, заслуживающих уважения, как часто рекомендуют в некоторых писаниях. [ 55 ] Также ошибочно считать, что диких животных, которые убивают множество других животных, следует убивать. [ 56 ] Это часто оправдывается спортивной охотой на свирепых животных, таких как тигры. Еще одно неправильное убеждение, выдвигаемое для оправдания убийства свирепых животных, заключается в том, что они убивают множество жизней и накапливают тяжкие грехи, и, следовательно, их убийство является актом милосердия. Согласно джайнизму, убийство никогда не может быть актом милосердия. Также ошибочно полагать, что желательно убивать страдающих, чтобы они могли получить облегчение от агонии. Аргументы такого рода выдвигаются для оправдания убийства тех животных, которые могли состариться или получить травмы и, следовательно, стать коммерчески бесполезными.

Неправильные убеждения

[ редактировать ]

Другие неправильные убеждения убивают тех, кто находится в состоянии счастья или тех, кто медитирует из-за неправильного убеждения, что состояние ума на момент смерти сохранится в будущих жизнях. Это также неправильное убеждение, что убийство себя и других оправдано, поскольку душа, заключенная в теле, будет навсегда освобождена и достигнет спасения. [ 57 ]

Плоды ненасилия

[ редактировать ]

Согласно джайнским текстам, плоды химсы (насилия) зависят от силы страстей в момент начала такого действия. [ 58 ] Можно нести ответственность за греховное действие химсы, не причинив реального вреда; другой, хотя и причинил вред, не может нести ответственность за это деяние. [ 59 ] Кроме того, когда два человека совершают акт химсы совместно, его последствия для осуществления ( кармы ) могут быть тяжелыми для одного человека и мягкими для другого. [ 60 ]

По мнению джайнов, последствия кармы неизбежны. Последствия могут проявиться через некоторое время, но карма никогда не бывает бесплодной. Скрытая карма становится активной и приносит плоды, когда возникают благоприятные условия. Большая часть привлеченной кармы имеет свои последствия с незначительными мимолетными эффектами, поскольку, как правило, на большую часть нашей деятельности влияют легкие негативные эмоции . Однако те действия, которые происходят под влиянием сильных негативных эмоций, вызывают столь же сильную кармическую привязанность, которая обычно не сразу приносит плоды. Он переходит в неактивное состояние и ждет, пока возникнут поддерживающие условия, такие как подходящее время, место и окружающая среда, чтобы проявиться и произвести эффекты. Если поддерживающие условия не возникают, соответствующая карма проявится в конце максимального периода, в течение которого она может оставаться связанной с душой. Эти благоприятные условия для активации скрытой кармы определяются природой кармы, интенсивностью эмоционального взаимодействия во время связывания кармы и нашим действительным отношением ко времени, месту и окружению. Существуют определенные законы старшинства карм, согласно которым осуществление некоторых карм может быть отсрочено, но не полностью исключено. [ 61 ]

Современный прием

[ редактировать ]

Ахимса , важный принцип всех религий, зародившихся в Индии, теперь рассматривается приверженцами индийских религий как догмат веры .

Махатма Ганди придерживался такой точки зрения:

Ни одна религия в мире не объяснила принцип ахимсы так глубоко и систематически, как обсуждается его применимость в каждой человеческой жизни в джайнизме. Как и когда доброжелательный принцип ахимсы или ненасилия будет применяться на практике людьми всего мира для достижения конца своей жизни в этом мире и за его пределами. Джайнизм, несомненно, будет иметь высший статус, а Господа Махавиру, несомненно, будут уважать как величайшего авторитета в области ахимсы. [ 62 ]

Бал Гангадхар Тилак приписывает джайнизму прекращение убийства животных в брахманской религии. [ нужна ссылка ] Некоторые ученые [ ВОЗ? ] проследили происхождение ахимсы от джайнов и их предшественников, шраманов . [ нужна ссылка ] По словам Томаса МакЭвилли , известного индолога, на некоторых печатях цивилизации долины Инда изображена медитативная фигура, окруженная множеством диких животных, что является свидетельством традиции протойоги в Индии, родственной джайнизму. Это конкретное изображение может означать, что все изображенные животные священны для этого конкретного практикующего. Следовательно, эти животные будут защищены от вреда. [ нужна ссылка ]

Премьер-министр Индии Нарендра Моди написал джайнский лозунг « Ахимса пармо дхарма » на «Реальной стене» Facebook в штаб-квартире, когда он посетил ратушу на сессии вопросов и ответов в сентябре 2015 года. [ 63 ]

  1. ^ Руне Э.А. Йоханссон (2012). Палийские буддийские тексты: вводный курс для чтения и грамматика . Рутледж. п. 143. ИСБН  978-1-136-11106-8 .
  2. ^ Джайн, Виджай К. (2011). Таттвартсутра Ачарьи Умасвами (1-е изд.). Уттаракханд : Принтеры Викальп. ISBN  978-81-903639-2-1 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. ^ Сангаве, Вилас Адинатх (2001). Грани джайнологии: избранные исследовательские статьи о джайнском обществе, религии и культуре . Мумбаи: Популярный Пракашан. ISBN  978-81-7154-839-2 .
  4. ^ Jump up to: а б Джайни 1998 , с. 167
  5. ^ Варни 1993 , с. 335 «Постоянная защита живых существ, которые боятся смерти, известна как абхаядана».
  6. ^ Jump up to: а б Варни 1993 , с. 154 «Даже намерение убить является причиной рабства Кармы, независимо от того, убиваете ли вы на самом деле или нет; с реальной точки зрения, это природа рабства Кармы».
  7. ^ Jump up to: а б Дандас 2002 г.
  8. ^ Джайн 2012 , с. 34.
  9. ^ Джайн 1992 , стр. 62, 63, 196.
  10. ^ Джайн 2011 , с. 99.
  11. ^ Дандас 2002 , с. 161
  12. ^ Джайни 1998 , с. 168
  13. ^ Джайн 1929 , с. 49.
  14. ^ Джайн 1929 , с. 55.
  15. ^ Ниситхабхасья Ниситхасутре ) 289; Джинадатта Сури: Упадешарасаяна 26; Дандас стр. 162–163
  16. ^ Джиндал стр. 89–90; Лейдлоу стр. 154–155; Джайни, Падманаб С.: Ахимса и «справедливая война» в джайнизме , в: Ахимса, Анеканта и джайнизм , изд. Тара Сетия, Нью-Дели, 2004 г., с. 52–60
  17. ^ Харисена, Брихаткатхакоша 124 (10 век); Джиндал стр. 90–91; Сангаве р. 259.
  18. ^ Кларк и Бейер 2009 , с. 325.
  19. ^ Джайн 2012 , с. 33.
  20. ^ Джайн 2012 , с. 66.
  21. ^ Джайн 1992 , с. 197.
  22. ^ Джайн 2012 , с. 68.
  23. ^ Джайн 2012 , с. 71.
  24. ^ Джайн 2012 , с. 72.
  25. ^ Джайн 2012 , с. 76.
  26. ^ Jump up to: а б Джайн 2012 , с. 77.
  27. ^ Tukol 1976 , p. 4.
  28. ^ Варни 1993 , с. 368 « Ахимса — это сердце всех стадий жизни, ядро ​​всех священных текстов, а также сумма ( пинда ) и суть ( сара ) всех обетов и добродетелей».
  29. ^ Джайн 1929 , с. 29.
  30. ^ Олдмидоу 2007 , с. 157
  31. ^ Сейф 1993 , с. 310
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж Хантингтон, Рональд, джайнизм и этика , заархивировано из оригинала 19 августа 2007 г. , получено 18 июля 2007 г.
  33. ^ Джайн 2011 , с. 103.
  34. ^ Джайн 1929 , с. 48.
  35. ^ Сейф 1993 , с. 388
  36. ^ Дандас 2002 , с. 162
  37. ^ Jump up to: а б Олдмидоу, 2007 , стр. 156–157.
  38. ^ Варни 1993 , с. 670 «Один и тот же человек предполагает отношения отца, сына, внука, племянника и брата, но он является отцом того, кому он принадлежит, а не остального (так бывает со всеми вещами)».
  39. ^ Хантер, Алан (май 2003 г.), «Прощение в джайнизме» , заархивировано из оригинала 11 апреля 2009 г. , получено 4 октября 2007 г.
  40. ^ Коллер, Джон М. (июль 2000 г.), «Сьядвада как эпистемологический ключ к джайнской метафизике среднего пути Анекантавады», Philosophy East and West , 50 (3), Гонолулу: 400–408, ISSN   0031-8221 , ПроКвест   216882163
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бхаттачарья 1976 .
  42. ^ Джайн 2012 , с. 35.
  43. ^ Джайн 2012 , с. 44.
  44. ^ Шах 1998
  45. ^ Лейдлоу 1995 , стр. 154–160.
  46. ^ Джиндал 1988 , стр. 74–90
  47. ^ Тяхтинен 1976 , с. 110.
  48. ^ Дандас 2002 , стр. 176–177.
  49. ^ Лейдлоу 1995 , стр. 166–169.
  50. ^ Лейдлоу 1995 , стр. 156–157, 167–170.
  51. ^ Сангаве 1980 , с. 260
  52. ^ Лейдлоу 1995 , стр. 166–167.
  53. ^ Джайнизм , Jainuniversity.org, заархивировано из оригинала 2 октября 2013 г. , получено 1 сентября 2010 г.
  54. ^ Джайн 2012 , с. 55.
  55. ^ Джайн 2012 , с. 56.
  56. ^ Джайн 2012 , с. 57.
  57. ^ Джайн 2012 , с. 58–59.
  58. ^ Джайн 2012 , с. 38.
  59. ^ Джайн 2012 , с. 39.
  60. ^ Джайн 2012 , с. 40.
  61. ^ Бхаттачарья 1966 , с. 197.
  62. ^ Пандей, Джанардан (1998), Ганди и 21 век , Concept Publishing Company, стр. 50, ISBN  978-81-7022-672-7
  63. ^ «Ахимса — величайшая дхарма, — пишет премьер-министр Моди на стене Facebook» , The Indian Express , 28 сентября 2015 г., заархивировано из оригинала 18 февраля 2016 г. , получено 17 февраля 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69aa973995b39695a4485ae80866bb5b__1722308760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/5b/69aa973995b39695a4485ae80866bb5b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ahimsa in Jainism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)