Jump to content

Поле

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Чамунди )
Поле
Богиня войны и эпидемий, голода и других бедствий. [ 1 ]
Непальская скульптура Чамунда XIV века.
Санскритская транслитерация Камунда
Деванагари Чамунда
Принадлежность Дурга , Ади Парашакти , Парвати , Кали , Махакали
Обитель Площадки для кремации или фиговые деревья
Мантра ॐ Аим Хрим Клим Чамундай Вичче
ом аим хрим клим камундайай вичче
Оружие Трезубец и меч
Устанавливать буйвол [ 2 ]
или Дхоле [ 3 ]
Труп ( Черный )
Супруга Шива как Бхишана Бхайрава или Бхута Бхайрава

Чамунда ( санскрит : चामुंदा , IAST : Cāmundā ), также известная как Чамундешвари , Чамунди или Чарчика , является грозной формой Чанди , индуистской богини-матери , Ади Парашакти , и является одной из семи Матрик . [ 4 ]

Она также является одной из главных йогинь , группы из шестидесяти четырех или восьмидесяти одной тантрических богинь, которые являются помощницами богини-воительницы Парвати. [ 5 ] Имя представляет собой комбинацию слов Чанда и Мунда , двух демонов, которых убил Чамунда. Она тесно связана с Кали , еще одним жестоким аспектом Парвати . Ее отождествляют с богинями Парвати , Кали или Дургой .

Богиню часто изображают живущей на местах кремации или возле священных фиговых деревьев. Богине поклоняются ритуальными жертвоприношениями животных и подношениями вина. практика жертвоприношений животных стала менее распространенной Под влиянием вайшнавов . [ 6 ] [ 7 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Рамакришна Гопал Бхандаркар говорит, что Чамунда изначально была племенной богиней, которой поклонялись племена гор Виндхья в центральной Индии . Известно, что эти племена приносили богиням животные и человеческие жертвы вместе с спиртными напитками. Эти методы поклонения сохранились в тантрическом поклонении Чамунде после его ассимиляции в основной индуизм. Он предполагает, что жестокий характер этой богини обусловлен ее связью с Рудрой ( Шивой отождествляют с богом огня Агни . ), которого иногда [ 8 ] Вангу также поддерживает теорию племенного происхождения богини. [ 9 ]

Иконография

[ редактировать ]

Чамунда черного или красного цвета описывается как носящий гирлянду из отрубленных голов или черепов ( Мундамала ). Ее описывают как имеющую четыре, восемь, десять или двенадцать рук, держащую дамару (барабан), тришулу (трезубец), меч, змею, череп-булаву ( кхатванга ), молнию, отрубленную голову и панапатру (сосуд для питья) или череп. -чаша ( капала ), наполненная кровью. Она стоит или сидит на трупе человека ( шава или прета ), побежденного демона или трупе. Она украшена костями, черепами и змеями. Она также носит Яджнопавиту (священную нить) из черепов. Она носит джата мукута , то есть головной убор, состоящий из спутанных волос, связанных между собой змеями или украшениями из черепов. Иногда на ее голове можно увидеть полумесяц. [ 10 ] [ 11 ] Ее глазницы описываются как сжигающие мир пламенем. Ее сопровождают злые духи. [ 11 ] [ 12 ] Также показано, что она окружена скелетами, призраками и зверями, такими как шакалы, которые едят плоть трупа, на котором сидит или стоит богиня. Шакалы и ее грозные спутники иногда изображаются пьющими кровь из ее черепной чаши или отрубленной головы, которую она держит, подразумевая, что Чамунда пьет кровь побежденных врагов. [ 13 ] Это качество питья крови свойственно всем Матрикам, и Чамунде в частности. Иногда ее изображают сидящей на сове, ее вахане (ездовом животном или транспортном средстве) или буйволе . [ 14 ] или Дхоле . [ 15 ] На ее знамени изображен орел. [ 11 ]

Эти характеристики, в отличие от типичных изображений индуистских богинь с полной грудью и красивыми лицами, символизируют неизбежность старости, смерти, упадка и разрушения. [ 16 ] Чамунда часто рассматривается как форма Кали. Она выглядит как пугающая старуха, излучающая страх и ужас. [ 17 ] [ 18 ]

Чамунда, 11-12 век, Национальный музей , Дели . Десятирукий Чамунда восседает на трупе и носит ожерелье из отрубленных голов.
Богиня Амбика (здесь отождествляется с Дургой или Чанди ), возглавляющая Восемь Матрик в битве против демона Рактабиджи , Фолио из Деви Махатмьи - (верхний ряд слева) Нарасимхи, Вайшнави, Кумари, Махешвари, Брахми. (нижний ряд слева) Варахи, Аиндри и Чамунда пьют кровь демонов (справа), возникшую из крови Рактабиджи и Амбики.
Великая Богиня в Ее Форме Чамунда. Миниатюра Великих Моголов , возможно, из свитка Деви Махатмьи , ок. 1565-1575. Правительственный музей и художественная галерея, Чандигарх
Скульптура Чамунда из Раджшахи.
Скульптура Чамунда из Раджшахи в Музее азиатских цивилизаций , сланец, 11 век н.э. Богиня стоит на мальчике и двух фигурах канкала (скелетов).

В индуистских писаниях Деви Махатмья Чамунда возник как Чандика Джаясундара из брови богини Каушики , богини, созданной из «оболочек» Дурги, и ей было поручено уничтожить демонов Чанду и Мунда, генералов царей демонов Шумбхи-Нишумбхи . Она вела жестокую битву с демонами, в конечном итоге убив их. [ 19 ]

Согласно более позднему эпизоду « Деви Махатмьи» , Дурга создала из себя Матриков и с их помощью истребила армию демонов Шумбхи-Нишумбхи. В этой версии Кали описывается как Матрика, высосавшая всю кровь демона Рактабиджи , из капли крови которого вырос другой демон. В тексте Кали дается эпитет Чамунда. [ 20 ] Таким образом, Деви Махатмья отождествляет Чамунду с Кали. [ 21 ]

В Вараха-пуране пересказана история Рактабиджи, но здесь каждая из Матрик появляется из тела другой Матрики. Чамунда появляется из-под ног львиноголовой богини Нарасимхи . Здесь Чамунда считается олицетворением порока рассказывания сказок ( пасунья ). В тексте Вараха Пураны ясно упоминаются две отдельные богини Чамунда и Кали, в отличие от Деви Махатмьи. [ 11 ]

По другой легенде, Чамунда появился из-за хмурого взгляда милосердной богини Парвати, чтобы убить демонов Чанду и Мунду. Здесь Чамунда рассматривается как форма Парвати. [ 22 ]

Матсья Пурана рассказывает другую историю происхождения Чамунды. Она вместе с другими матриками была создана Шивой, чтобы помочь ему убить демона Андхакасуру , который, как и Рактабиджа, обладает способностью генерировать энергию из своей капающей крови. Чамунда вместе с другими матриками пьет кровь демона, в конечном итоге помогая Шиве убить его. [ 11 ] Ратнакара в своем тексте «Харавиджая » также описывает этот подвиг Чамунды, но отдает должное исключительно Чамунде, а не другим матрикам, попивавшим кровь Андхаки. Выпив кровь, цвет лица Чамунды стал кроваво-красным. [ 23 ] Далее в тексте говорится, что Чамунда исполняет танец разрушения, играя на музыкальном инструменте, древко которого — гора Меру , струна — космическая змея Шеша , а тыква — полумесяц. Она играет на инструменте во время потопа, затопившего мир. [ 12 ]

Ассоциация с Матриками

[ редактировать ]
Чамунда, LACMA, Бенгалия, 11 век нашей эры, Индия.

Чамунда — одна из саптаматрик или Семи Матерей. Матрики грозные богини-матери, похитители и пожиратели детей; то есть они были символами детских эпидемий, лихорадок, голода и болезней. Их умилостивляли, чтобы избежать тех бед, которые унесли так много детей, прежде чем они достигли совершеннолетия. [ 17 ] Чамунда включена в списки Саптаматрики (семи Матрик или матерей) в индуистских текстах, таких как Махабхарата (глава «Вана-парва»), Деви Пурана и Вишнудхармоттара Пурана . Она часто изображается в группе Саптаматрика в скульптурах, примерами которых являются Эллора и Элефанта пещеры . Хотя ее всегда изображают последней (крайней справа) в группе, иногда ее называют лидером группы. [ 24 ] В то время как другие Матрики считаются Шакти (силами) мужских божеств и напоминают их по своему внешнему виду, Чамунда - единственная Матрика, которая является Шакти великой Богини Деви, а не богом-мужчиной. Она также единственная Матрика, которая наслаждается независимым поклонением себе; всем остальным Матрикам всегда поклоняются вместе. [ 25 ]

Деви Пурана описывает пентаду Матрик, которые помогают Ганеше убивать демонов. [ 26 ] мудрец Мандавья Кроме того, описывается , поклоняющийся Матрпанчаке (пяти матерям), одной из которых является Чамунда. Матери описываются как созданные богом-создателем Брахмой для спасения царя Харишчандры от бедствий. [ 27 ] Помимо обычного значения Чамунды как убийцы демонов Чанды и Мунды, Деви Пурана дает другое объяснение: Чанда означает ужасный, в то время как Мунда означает голову, господина или мужа Брахмы. [ 28 ]

В Вишнудхармоттара Пуране , где Матрики сравниваются с пороками, Чамунда рассматривается как проявление развращенности. [ 29 ] Каждая матрика считается хранителем направления. Чамунде присвоено направление юго-запад. [ 22 ]

Чамунда, будучи Матрикой, считается одной из главных Йогиней , которые считаются дочерьми или проявлениями Матрик. Считается, что в контексте группы из шестидесяти четырех йогинь Чамунда создал семь других йогинь, вместе образующих группу из восьми человек. Среди восьмидесяти одной йогини Чамунда возглавляет группу из девяти йогинь. [ 5 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Южноиндийская надпись описывает ритуальные жертвоприношения овец Чамунде. [ 30 ] В санскритской пьесе Бхавабхути восьмого века Малатимадхва описывает преданного богини, пытающегося принести героиню в жертву храму Чамунды, недалеко от места кремации, где находится храм богини. [ 31 ] Каменная надпись в Гангадхаре, Раджастхан , посвящена строительству святилища Чамунде и другим Матрикам, «которых посещают дакини » (женщины-демоны), а также ритуалам ежедневного тантрического поклонения ( Тантробхута ), таким как ритуал Бали (подношение зерно). [ 32 ]

VIII века Байтала Деула в Бхубанешваре , Одиша, посвященная Чамунде.
Храм Чамундешвари в Майсуру , Карнатака
Храм Джодхпура

В буддизме

[ редактировать ]

В буддизме Ваджраяны Чамунда ассоциируется с Палденом Лхамо . Она рассматривается как гневная форма Кали, супруга Махакалы и защитница Далай -ламы и Панчен-ламы школы Гелуг . [ 36 ]

В джайнизме

[ редактировать ]

Ранние джайны пренебрежительно относились к Чамунде, богине, требующей кровавых жертвоприношений, что противоречит основному принципу ахимсы джайнизма. Некоторые джайнские легенды изображают Чамунду как богиню, побежденную джайнскими монахами, такими как Джинадатта, Джинапрабхасури. Однако самая популярная легенда связана с Ратнапрабхасури . [ 37 ]

Другая джайнская легенда рассказывает историю превращения Чамунды в джайнскую богиню. Согласно этому рассказу, Чамунда изваял изображение Махавиры для храма в Осиане и был доволен обращением индуистов в джайнизм и последующим переименованием их клана в Освал . Во время Наваратри , праздника, посвященного индуистской Божественной Матери, Чамунда ожидал от джайнов жертвоприношений животных. Однако джайны не смогли удовлетворить ее требование. Джайнский монах Ратнапрабхасури вмешался и проповедовал ей, и в результате Чамунда приняла вегетарианские подношения, отказавшись от мяса и спиртных напитков. Ратнапрабхасури далее назвал ее Саччия , той, кто сказал правду, поскольку Чамунда сказал ему правду о том, что пребывание в Осиане в сезон дождей было для него полезно. Она также стала богиней-защитницей храма и осталась богиней клана Освалов. Храм Сахия Мата в Осиане был построен в ее честь джайнами. [ 38 ] Некоторые джайнские писания предупреждают об ужасных последствиях поклонения Чамунде в рамках индуистских обрядов и ритуалов. [ 39 ] Многие кшатрии и даже джайны поклоняются ей как ее Куладеви и самьякви полубогине согласно джайнским ритуалам.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Налин, Дэвид Р. (15 июня 2004 г.). «Обложка номера от 15 июня 2004 г.» . Клинические инфекционные болезни . 39 (11): 1741–1742. дои : 10.1086/425924 . ПМИД   15578390 .
  2. ^ «Богиня Чамунди» .
  3. ^ «Сапта Матрика | 7 Матара — Семь форм богини Шакти» .
  4. ^ Мой стр.72
  5. ^ Jump up to: а б Мой стр.114
  6. ^ «О богине Чамунде Маа: история, история и значение - Центр Рудры» . www.rudraksha-ratna.com . Проверено 2 мая 2023 г.
  7. ^ ОмниМастер (25 мая 2020 г.). «Индуизм: Шиваизм» . omnilogos.com . Проверено 2 мая 2023 г.
  8. ^ Вайшнавизм, шиваизм и малые религиозные системы , Рамкришна Г. Бхандаркар, стр. 205, опубликовано в 1995 г., Asian Educational Services, ISBN   81-206-0122-Х
  9. ^ Мой стр.174
  10. ^ См.:
  11. ^ Jump up to: а б с д и Госвами, Мегхали; Гупта, Ила; Джа, П. (март 2005 г.). «Сапта Матрики в индийском искусстве и их значение в индийской скульптуре и этосе: критическое исследование» (PDF) . Анисторитон журнал . Анисторитон. Архивировано (PDF) из оригинала 5 мая 2010 г. Проверено 8 января 2008 г. «Анисторитон — это электронный журнал истории, археологии и истории искусств. Он публикует научные статьи с 1997 года и находится в свободном доступе в Интернете. Все статьи и изображения, начиная с тома 1 (1997 г.), доступны в Интернете, а также на бесплатном сайте Anistorion. Издание на компакт-диске».
  12. ^ Jump up to: а б Кинсли с.147
  13. ^ «Дурга: Богиня-мстительница, Воспитывающая Мать, глава 3, Чамунда» . Музей Нортона Саймона. Архивировано из оригинала 3 октября 2006 г.
  14. ^ «Богиня Чамунди» .
  15. ^ «Сапта Матрика | 7 Матара — Семь форм богини Шакти» .
  16. ^ Мой стр.94
  17. ^ Jump up to: а б «Древняя Индия» .
  18. ^ «Словарь азиатского искусства» .
  19. ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 81 .
  20. ^ Кинсли с. 158, Деви Махатмья, стихи 10.2–5.
  21. ^ «Деви: Великая Богиня» . www.asia.si.edu . Архивировано из оригинала 9 июня 2017 г. Проверено 29 мая 2017 г.
  22. ^ Jump up to: а б Мавр с.118
  23. ^ Хандельман, стр. 132–33.
  24. ^ Хандельман стр.118
  25. ^ Кинсли стр.241 Сноски
  26. Пал в Сингхе стр.1840, главы 111-116.
  27. Пал в Сингхе стр.1840, глава 116 (82-86)
  28. ^ Pal p.1844
  29. ^ Кинсли с. 159
  30. ^ Кинсли стр.146
  31. ^ Кинсли стр.117
  32. ^ Джоши, ведущий в «Харпер и Браун», стр.48
  33. ^ Гадаи, Балабхадра (сентябрь – октябрь 2011 г.). «Храм богини Кичакесвари в Кхичинге» . Обзор Ориссы : 27.
  34. ^ Дас, Динеш (10 октября 2016 г.). «Чарчика — храм старой Шакти Пит в штате» . Пионер . Проверено 21 марта 2024 г.
  35. ^ «История Чамунда Текри насчитывает столетия» . Журнал свободной прессы . Проверено 5 января 2022 г.
  36. ^ Шривастава, Сонал (10 июля 2011 г.). «Сутра Богини» . Проверено 13 декабря 2022 г. «Чамунда — это форма Кали; она — защитница, точно так же, как Палден Лхамо в тибетском буддизме», — говорит Цунду Долма, студентка тибетской медицины, с которой я познакомился во время межконфессионального тура ранее в Карнатаке. Палден Лхамо — защитник учения Будды в школе тибетского буддизма Гелуг. Она супруга Махакалы и почитается как божество-хранитель Тибета, Далай-ламы и Панчен-лам.
  37. ^ Энциклопедия джайнизма Нарендры Сингха, опубликованная в 2001 г., Anmol Publications PVT. ООО, ISBN   8126106913 , стр.705
  38. ^ Бэбб, Лоуренс А. Алхимия насилия: мифы об идентичности и торговая жизнь в Западной Индии , опубликовано в 2004 г., 254 страницы, ISBN   0761932232, стр. 168–9, 177–178.
  39. ^ Энциклопедия джайнизма Нарендры Сингха стр.698

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Вангу, Мадху Базаз (2003). Изображения индийских богинь . Публикации Абхинава. 280 страниц. ISBN   81-7017-416-3 .
  • Пал, П. Богини-матери согласно Девипуране в Сингхе, Нагендре Кумаре, Энциклопедия индуизма , опубликовано в 1997 году, Anmol Publications PVT. ООО, ISBN   81-7488-168-9
  • Кинсли, Дэвид (1988). Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистских религиозных традициях . Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-06339-2
  • Калия, Аша (1982). Искусство осианских храмов: социально-экономическая и религиозная жизнь в Индии, 8-12 века нашей эры . Публикации Абхинава. ISBN   0-391-02558-9 .
  • Хандельман, Дон. с Берксоном Кармелом (1997). Бог наизнанку: игра Шивы в кости , Издательство Оксфордского университета, США. ISBN   0-19-510844-2
  • Мур, Эдвард (1999). Индуистский пантеон , Азиатские образовательные службы, ISBN   81-206-0237-4 . Впервые опубликовано: 1810 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5b6dd8d563da015f5c8820aa373c107__1720873260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/07/c5b6dd8d563da015f5c8820aa373c107.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chamunda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)