Дионисийские мистерии
Дионисийские мистерии были ритуалом Древней Греции и Рима , в котором иногда использовались одурманивающие вещества и другие методы наведения транса (например, танец и музыка) для снятия запретов. Это также обеспечило некоторое освобождение мужчинам и женщинам, маргинализированным греческим обществом, среди которых были рабы, преступники и неграждане. На своей заключительной стадии Мистерии сместили акцент с хтонической ориентации подземного мира на трансцендентальную, мистическую, при этом Дионис соответствующим образом изменил свою природу. По своей природе как тайной религии, предназначенной для посвященных, многие аспекты культа Диониса остаются неизвестными и были утеряны с упадком греко-римского политеизма ; современные знания основаны на описаниях, образах и межкультурных исследованиях.
Происхождение
[ редактировать ]Считается, что Дионисийские мистерии материковой Греции и Римской империи произошли от более примитивного инициатического культа неизвестного происхождения (возможно, фракийского или фригийского ), который распространился по всему Средиземноморскому региону к началу классического греческого периода . Его распространение было связано с распространением вина , таинства или энтеогена , с которым оно, по-видимому, всегда было тесно связано (хотя медовуха могла быть первоначальным таинством). Начавшись с простого обряда, он быстро развился в греческой культуре в популярную мистериальную религию , вобравшую в себя множество подобных культов (и их богов) в типично греческом синтезе на своих территориях; одной из поздних форм были Орфические мистерии . Однако все стадии этого спектра развития, похоже, продолжались параллельно по всему восточному Средиземноморью вплоть до позднего периода греческой истории и насильственной христианизации .
Ранний культ Диониса
[ редактировать ]культ экстатический Диониса Первоначально считалось, что пришел в Грецию поздно из Фракии или Малой Азии из-за его популярности в обоих местах и неинтеграции Диониса в Олимпийский Пантеон . Однако после того, как имя божества было обнаружено на микенских табличках с линейным письмом B , от этой теории отказались, и культ стал считаться местным, предшествовавшим греческой цивилизации. Отсутствие раннего олимпийца Диониса сегодня объясняется моделями социальной изоляции и маргинальностью культа, а не хронологией. Зародился ли культ на минойском Крите (как аспект древнего Загрея ) или в Африке – или во Фракии или Азии, как прото- Сабазиус – остается без ответа из-за отсутствия доказательств. Некоторые ученые полагают, что это был заимствованный культ, не свойственный ни одному из этих мест, и, возможно, в своей ранней истории он был эклектичным культом, хотя почти наверняка он приобрел многие знакомые черты минойской культуры. [ 1 ]
Роль вина
[ редактировать ]Первоначальный обряд Диониса (в том виде, в каком он был введен в Греции) связан с культом вина (мало чем отличающимся от энтеогенных культов древней Центральной Америки ), связанным с выращиванием виноградной лозы и пониманием ее жизненного цикла (считается, что он воплощает в себе живое бога) и брожение вина из его расчлененного тела (связанное с сущностью бога в подземном мире ). Однако наиболее важно то, что опьяняющее и растормаживающее действие вина считалось следствием одержимости духом бога (а позже и причиной этого одержимости). Вино также выливали на землю и на растущую лозу, завершая цикл. Культ касался не только самой лозы, но и других компонентов вина. Вино включает в себя другие ингредиенты (травяные, цветочные и смолистые), которые повышают его качество, вкус и лечебные свойства.
Ученые предположили, что, учитывая низкое содержание алкоголя в раннем вине, его эффекты могли быть связаны с дополнительным психоактивным ингредиентом в его сакраментальной форме, что подтверждается иконографией, показывающей, как травы смешиваются с вином в кратерах , особенно перед экстатическим поведением. [ 2 ] мак , из которого добывают опиум Вероятным кандидатом является носят его как венок . , и иногда боги в искусстве [ 2 ] Также мед и пчелиный воск в вино часто добавляли , создавая еще более древний напиток ( медовуху ). Кароли Кереньи предположил, что эти знания о вине заменили (и частично поглотили) более ранние неолитические знания о медовухе, связанные с пчелиными роями, которые греки связывали с Дионисом. [ 3 ] Медовуха и пиво (на основе злаков) вошли во владения Диониса, возможно, благодаря его отождествлению с фракийским кукурузным божеством Сабазием.
Другие растения, считавшиеся важными для виноделия, также были включены в винные традиции, такие как плющ (считается, что он противодействует пьянству - таким образом, это противоположность виноградной лозе - и считается цветущим зимой, а не летом); инжир ( слабительное средство от токсинов) и сосна (консервант вина). Бык (из рога которого пили вино) и козел (чье мясо служило мехами для вина и чье выщипывание виноградных лоз) также были частью культа, который в конечном итоге стал рассматриваться как проявление Диониса. Некоторые из этих ассоциаций были связаны с божествами плодородия (например, Дионисом) и стали частью его новой роли. Понимание традиций виноделия и их символики является ключом к пониманию возникшего из него культа, принимая на себя значение, отличное от виноделия, которое охватывало бы жизнь, смерть и возрождение, и давало понимание человеческой психологии.
Обряды
[ редактировать ]Обряды были основаны на сезонной теме смерти и возрождения, распространенной среди сельскохозяйственных культов, таких как Элевсинские мистерии. По мнению современных греческих и египетских наблюдателей, Осирийские мистерии были параллельны Дионисийским. Одержимость духом предполагала освобождение от правил и ограничений цивилизации. Он прославлял то, что находилось за пределами цивилизованного общества, и возвращение к первозданной природе, что впоследствии приобрело мистический подтекст. Это также включало бегство от социализированной личности и эго в экстатическое, обожествленное состояние или в первобытное стадо (иногда и в то, и в другое). В этом смысле Дионис был внутренним богом-зверем или бессознательным разумом современной психологии. [ 4 ] Такая деятельность интерпретировалась как оплодотворяющая, бодрящая, катарсическая, освобождающая и преобразующая, и поэтому она привлекала тех, кто находился на обочине общества: женщин, рабов, преступников и «иностранцев» (неграждан в греческой демократии). Все были равны в культе, который поменял свои роли, подобно римским Сатурналиям .
Наведение транса, центральное место в культе, включало не только хемогноз (измененное состояние, вызванное употреблением наркотиков), но и «вызов духа» с помощью громкоговорителя и коллективных танцев под барабан и дудку. Трансы описываются в знакомых антропологических терминах, с характерными движениями (такими как движение головой назад, встречающееся во всех вызывающих транс культах, встречающихся сегодня в афроамериканском вуду и его аналогах). [ нужна ссылка ] ). Как и в обрядах Вуду, с трансом были связаны определенные ритмы. Ритмы сохранились и в греческой прозе, относящейся к дионисийским обрядам (например, в Еврипида » « Вакханках ). В этом сборнике классических цитат описываются обряды греческой сельской местности в горах, в честь которых в праздничные дни устраивались шествия:
- Следуя за факелами, они ныряли и покачивались во тьме, они карабкались по горным тропам с запрокинутой головой и остекленевшими глазами, танцуя под бой барабана, который будоражил их кровь» [или «пьяно шатаясь, так называемой походкой Диониса». ]. «В этом состоянии экстаза или энтузиазма они бросили себя, дико танцуя и крича «Эуой!» [имя бога] и в этот момент сильного восторга отождествился с самим богом. Они наполнились его духом и приобрели божественные силы. [ 5 ]
Эту практику демонстрируют в греческой вакханалии Менад культуре , Тиад и Вакхой ; многие греческие правители считали этот культ угрозой цивилизованному обществу и хотели контролировать его (а то и вовсе подавить). Последнее потерпело неудачу; первому удастся основать прирученное дионисианство как государственную религию в Афинах. Это была всего лишь одна из форм дионисизма — культа, который принимал разные формы в разных местах (часто вбирая в себя местных божеств и их обряды, как это делал сам Дионис). Греческий Вакхой утверждал, что, как и вино, Дионис в разных регионах имел разный вкус; отражая их мифическую и культурную почву, он появлялся под разными именами и обликами в разных регионах.
Дионисийская атрибутика
[ редактировать ]- Кантарос , чаша для питья с большими ручками, первоначально ритон (рог быка), позже киликс или кубок для вина.
- Тирс , длинный жезл с сосновой шишкой наверху, который носят посвященные и одержимые богом.
- Посох, когда-то брошенный в землю для обозначения ритуального места.
- Кратер , миска для смешивания
- Жгутик, бич
- Минойский двойной топор, когда-то использовавшийся для жертвенных обрядов, позже замененный греческим кописом (изогнутым кинжалом).
- Сеть, сеть охотника
- Лавровая корона и плащ, пурпурное одеяние или небикс из леопардовой или оленьей кожи.
- Охотничьи ботинки
- Персональная маска
- Хулиганы
- Сальпинкс — длинная прямая труба.
- Пан-флейта
- Тимпанон , каркасный барабан
- Ликнон, священная корзина с инжиром.
Традиционные подношения Диониса
[ редактировать ]Мускус , цивет , ладан , стиракс , плющ , виноград , сосна , инжир , вино , мед , яблоки , индийская конопля , орхидеи корень , чертополох , все дикие и домашние деревья.
Животные, священные для Диониса
[ редактировать ]У Диониса было множество священных животных, таких как леопард или бык . [ 6 ] Другие священные животные включают львов и других больших кошек, коз, ослов и змей. [ 6 ]
Бык и козел и их «враги», пантера (или любая большая кошка — после того, как греки колонизировали часть Индии, тигр Шивы иногда заменял традиционную пантеру или леопарда) и змею (вероятно, происходящую от Сабазиуса , но также встречавшуюся в североафриканских культах); кроме того, дельфин , лев и пчела .
Быки
Ассоциация Диониса с быками проявляется во многих эпитетах. В «Вакханках » Пенфей , который выступал против поклонения ему в городе Фивах, где родился бог, увидел рога на голове Диониса, когда он начал сходить с ума. [ 7 ]
Эпитеты Диониса, связанные с быками, следующие:
Таурокефалос/Таурокранос/Таурометопос Греческий: Ταυροφαγος; фамилия Диониса в орфических мистериях. (Орф. Гимн. 51. 2.) Оно также встречается как название рек и океана, которые символически изображались в виде быков, чтобы указать на их оплодотворяющее воздействие на страны. (Eurip. Iphig. Aul. 275, Orest. 1378; Элиан, VH ii. 33; Horat. Carm. iv. 14, 25.) [ 8 ]
Быки; бык, встречается как фамилия Диониса. (Eurip. Bacch. 918; Athen. xi. p. 476; Plut. Quest. Grec. 36; Lycoph. Cass. 209.) [ 8 ]
Призывы Диониса (из орфических гимнов)
[ редактировать ]- «Я призываю громко ревущего и веселящегося Диониса ,
- первобытный, двуличный, триждырожденный, вакхический владыка,
- дикий, невыразимый, скрытный, двурогий и двуобразный.
- Покрытый плющом, бычье лицо, воинственный, воющий, чистый,
- Вы берете сырое мясо, устраиваете пиры, завернутые в листву, украшенные гроздьями винограда.
- Находчивый Евбулей , бессмертный бог, рожденный Зевсом.
- Когда он соединился с Персефоной в невыразимом союзе.
- Услышь мой голос, о благословенный,
- и с твоими прекрасно опоясанными нимфами дохни на меня в духе совершенной агапе».
- «При опьянении, физическом или духовном, посвященный восстанавливает интенсивность чувств, разрушенную благоразумием; он находит мир полным восторга и красоты, и его воображение внезапно освобождается из тюрьмы повседневных забот. Вакхический ритуал произвел то, что было называется «энтузиазмом», что этимологически означает, что бог входит в поклоняющегося, который верил: «что он стал единым целым с богом». [ 9 ]
- Орфический гимн XLIV. Дионису Бассарею
- Гимн
- Приди, блаженный Дионисий [Дионис], разноимённый, с бычьим лицом, рожденный от Грома, прославленный Вакхом [Бакхом]. Бассарианский Бог вселенской мощи, которого восхищают мечи, кровь и священная ярость: На небесах ликующий, безумный, громко звучащий Бог, яростный вдохновитель, носитель жезла: Богами, почитаемыми, живущими с род человеческий, благосклонно пришедший, с радостною душою. [ 10 ]
- Орфический гимн XLV. Ликниту Вакху [Ликниту Дионису ]
- Окуривание манной.
- Ликнитан Бахус [Ликнитос Дионис], носитель виноградной лозы, я призываю тебя благословить эти божественные обряды: Яркие и веселые, ярких нимф, и прекрасной Венеры [Афродиты], Богини восторга, «Это твои безумные шаги с безумными нимфы, которых нужно бить, танцующие в рощах с легко прыгающими ногами: Из высоких советов Юпитера [Зевса] Вскормленная Прозерпиной [Персефонией] и рожденная страхом перед всеми божественными силами: Приди, благословенная держава, прислушайся к голосу твоего просителя, приди благоприятный, и возрадуйся этим обрядам. [ 10 ]
- Орфический гимн 46 К Вакху Периционию [ Дионису Перикиониосу]
- Фумигация ароматическими веществами.
- Вакх Периционий [Дионис Перикиониос], услышь мою молитву, который свел с ума дом Кадма, когда ты заботился о нем, С несравненной силой, его колонны вились вокруг (когда раскаленные громы сотрясали твердую землю, В пылающих, падающих потоках, несущихся вдоль ), поддержанный твоей хваткой неразрывно сильной. Приди, могущественный Вакх, на эти обряды, склонись, и благослови просителей твоих ликующим умом. [ 10 ]
Надпись о тайнах Пловдива.
[ редактировать ]Древнеримская надпись на древнегреческом языке, датированная 253–255 годами нашей эры, была обнаружена в Большой базилике в Пловдиве (древний Филиппополь ). Надпись относится к Дионисийским мистериям, а также упоминает римских императоров Валериана и Галлиена . Он был найден на большой стеле, которая использовалась в качестве строительного материала при строительстве Великой базилики. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Антестерия , Асколия , Дионисия и Ленайя.
- Древняя Греция и вино
- Древний Рим и вино
- Вакханалия и либералия
- Чаша Диониса , расписная Аттическая чаша для питья
- Греко-римские мистерии
- Эллинистическая религия
- Маюма (фестиваль), посвященный Диониса и Афродите.
- Театр Диониса в Афинах
- Тирнавос , греческий город и знаменитое место карнавала
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ростовцев, М. Рим (перевод с русского Дж. Д. Даффа). Лондон: Издательство Оксфордского университета (1960), стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б Гонсалес Вагнер, Карлос (1984). Психоактивные вещества, мистика и религия в древнем мире . Мадридский университет Комплутенсе .
- ^ Религия греков и римлян (1963).
- ^ Азиз, Роберт (1990). Психология религии и синхронности К.Г. Юнга (10-е изд.). Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0166-9 .
- ^ Хойл, Питер, Дельфи , Лондон: Касселл, 1967. Ср. п. 76.
- ^ Jump up to: а б «ДИОНИС: Краткое описание бога-олимпийца» . www.theoi.com . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Макхарди, Фиона (27 марта 2019 г.), «Вакханки Еврипида», Classics , Oxford University Press, doi : 10.1093/obo/9780195389661-0333 , ISBN 978-0-19-538966-1
- ^ Jump up to: а б «ТИТУЛЫ И ЭПИТЕТЫ ДИОНИСА - Древнегреческая религия» . www.theoi.com . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Бертран Рассел, История западной философии .
- ^ Jump up to: а б с «ОРФИЧЕСКИЕ ГИМНЫ 41-86 - Библиотека классических текстов Теоя» . www.theoi.com . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ " "Огромная римская надпись о культе Диониса, тайном обществе после вторжения готов в 251 году, найденная в великой раннехристианской базилике в болгарском Пловдиве" " . Архивировано из оригинала 06.11.2019 . Проверено 1 декабря 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хиллман, DCA, Химическая муза: употребление наркотиков и корни западной цивилизации (MacMillan, 2014). ISBN 9781466882294
- Меркельбах, Рейнхольд, Пастухи Диониса. Мистерии Диониса Римской империи и буколический роман Лонга (Штутгарт, Тойбнер, 1988).
- Падилья, Марк Уильям (редактор), «Обряды перехода в Древней Греции: литература, религия, общество» , Bucknell University Press, 1999.
- Бриджит Ле Гуэн, Ассоциации дионисийских технитов в эллинистический период , 2 тома. (Нэнси, 2001).
- София Анезири, Ассоциации дионисийских технитов в контексте эллинистического общества (Штутгарт, 2003).
- Майкл Б. Космопулос (редактор), Греческие тайны: археология и ритуалы древнегреческих тайных культов (Лондон, Routledge, 2003).
- Мурареску, Брайан К. Ключ к бессмертию: Тайная история религии без имени. Макмиллан США. 2020. ISBN 978-1250207142
- Дельнери, Франческа, Иностранные мистериальные культы во фрагментах древней аттической комедии (Болонья, Patron Editore, 2006) (Eikasmos, Studi, 13).
- Джованни Касадио и Патрисия А. Джонстон (редакторы), Мистические культы в Великой Греции (Остин, Техас, University of Texas Press, 2009).
- Хью Боуден, Таинственные культы древнего мира (Принстон, Принстон, UP, 2010).
- Ричард Нолл, Тайна: Юнг и древние тайны (неопубликованные корректуры, 1994).