Jump to content

Дионисийские мистерии

(Перенаправлено из Вакхических мистерий )
Картина Диониса с гирляндой, едой и вином.
Дионис в «Вакхе Караваджо »

Дионисийские мистерии были ритуалом Древней Греции и Рима , в котором иногда использовались одурманивающие вещества и другие методы наведения транса (например, танец и музыка) для снятия запретов. Это также обеспечило некоторое освобождение мужчинам и женщинам, маргинализированным греческим обществом, среди которых были рабы, преступники и неграждане. На своей заключительной стадии Мистерии сместили акцент с хтонической ориентации подземного мира на трансцендентальную, мистическую, при этом Дионис соответствующим образом изменил свою природу. По своей природе как тайной религии, предназначенной для посвященных, многие аспекты культа Диониса остаются неизвестными и были утеряны с упадком греко-римского политеизма ; современные знания основаны на описаниях, образах и межкультурных исследованиях.

Происхождение

[ редактировать ]
Кратер Дервени , высота: 90,5 см (35 ½ дюйма), 4 век до н.э.

Считается, что Дионисийские мистерии материковой Греции и Римской империи произошли от более примитивного инициатического культа неизвестного происхождения (возможно, фракийского или фригийского ), который распространился по всему Средиземноморскому региону к началу классического греческого периода . Его распространение было связано с распространением вина , таинства или энтеогена , с которым оно, по-видимому, всегда было тесно связано (хотя медовуха могла быть первоначальным таинством). Начавшись с простого обряда, он быстро развился в греческой культуре в популярную мистериальную религию , вобравшую в себя множество подобных культов (и их богов) в типично греческом синтезе на своих территориях; одной из поздних форм были Орфические мистерии . Однако все стадии этого спектра развития, похоже, продолжались параллельно по всему восточному Средиземноморью вплоть до позднего периода греческой истории и насильственной христианизации .

Ранний культ Диониса

[ редактировать ]

культ экстатический Диониса Первоначально считалось, что появился в Греции поздно из Фракии или Малой Азии из-за его популярности в обоих местах и ​​неинтеграции Диониса в Олимпийский Пантеон . Однако после того, как имя божества было обнаружено на микенских табличках с линейным письмом B , от этой теории отказались, и культ стал считаться местным, предшествовавшим греческой цивилизации. Отсутствие раннего олимпийца Диониса сегодня объясняется моделями социальной изоляции и маргинальностью культа, а не хронологией. Зародился ли культ на минойском Крите (как аспект древнего Загрея ) или в Африке – или во Фракии или Азии, как прото- Сабазиус – остается без ответа из-за отсутствия доказательств. Некоторые ученые полагают, что это был заимствованный культ, не свойственный ни одному из этих мест, и, возможно, в своей ранней истории он был эклектичным культом, хотя почти наверняка он приобрел многие знакомые черты минойской культуры. [ 1 ]

Роль вина

[ редактировать ]
Мраморная подставка для стола, украшенная группой, включающей Диониса, Пана и Сатира ; Дионис держит ритон (сосуд для питья) в форме пантеры; следы красного и желтого цвета сохранились на волосах фигур и ветвях . Из малоазийской мастерской, 170–180 гг. н. э., Национальный археологический музей , Афины, Греция.

Первоначальный обряд Диониса (привнесенный в Грецию) связан с культом вина (мало чем отличающимся от энтеогенных культов древней Центральной Америки ), связанным с выращиванием виноградной лозы и пониманием ее жизненного цикла (считается, что он воплощает в себе живое бога) и брожение вина из его расчлененного тела (связанное с сущностью бога в подземном мире ). Однако наиболее важно то, что опьяняющее и растормаживающее действие вина считалось результатом одержимости духом бога (а позже и причиной этого одержимости). Вино также выливали на землю и на растущую лозу, завершая цикл. Культ касался не только самой лозы, но и других компонентов вина. Вино включает в себя другие ингредиенты (травяные, цветочные и смолистые), которые повышают его качество, вкус и лечебные свойства.

Ученые предположили, что, учитывая низкое содержание алкоголя в раннем вине, его эффекты могли быть связаны с дополнительным психоактивным ингредиентом в его сакраментальной форме, что подтверждается иконографией, показывающей, как травы смешиваются с вином в кратерах , особенно перед экстатическим поведением. [ 2 ] мак , из которого добывают опиум Вероятным кандидатом является носят его как венок . , и иногда боги в искусстве [ 2 ] Также мед и пчелиный воск в вино часто добавляли , создавая еще более древний напиток ( медовуху ). Кароли Кереньи предположил, что эти знания о вине заменили (и частично поглотили) более ранние неолитические знания о медовухе, связанные с пчелиными роями, которые греки связывали с Дионисом. [ 3 ] Медовуха и пиво (на основе злаков) вошли во владения Диониса, возможно, благодаря его отождествлению с фракийским кукурузным божеством Сабазием.

Другие растения, считавшиеся важными для виноделия, также были включены в винные традиции, такие как плющ (считается, что он противодействует пьянству - таким образом, это противоположность виноградной лозе - и считается цветущим зимой, а не летом); инжир ( слабительное средство от токсинов) и сосна (консервант вина). Бык (из рога которого пили вино) и козел (чье мясо служило мехами для вина и чье выщипывание виноградных лоз) также были частью культа, который в конечном итоге стал рассматриваться как проявление Диониса. Некоторые из этих ассоциаций были связаны с божествами плодородия (например, Дионисом) и стали частью его новой роли. Понимание традиций виноделия и их символики является ключом к пониманию возникшего из него культа, принимая на себя значение, отличное от виноделия, которое охватывало бы жизнь, смерть и возрождение, и давало понимание человеческой психологии.

Эллинистическая греческая мозаика изображающая бога Диониса в виде крылатого даймона , едущего на тигре, из Дома Диониса на Делосе (который когда-то контролировался Афинами , ) в Эгейском регионе Греции Южно - , конец 2-го века до нашей эры, Археологический музей Делоса.

Обряды были основаны на сезонной теме смерти и возрождения, распространенной среди сельскохозяйственных культов, таких как Элевсинские мистерии. По мнению современных греческих и египетских наблюдателей, Осирийские мистерии были параллельны Дионисийским. Одержимость духом предполагала освобождение от правил и ограничений цивилизации. Он прославлял то, что находилось за пределами цивилизованного общества, и возвращение к первозданной природе, что впоследствии приобрело мистический подтекст. Это также включало бегство от социализированной личности и эго в экстатическое, обожествленное состояние или в первобытное стадо (иногда и в то, и в другое). В этом смысле Дионис был внутренним богом-зверем или бессознательным разумом современной психологии. [ 4 ] Такая деятельность интерпретировалась как оплодотворяющая, бодрящая, катарсическая, освобождающая и преобразующая, и поэтому она привлекала тех, кто находился на обочине общества: женщин, рабов, преступников и «иностранцев» (неграждан в греческой демократии). Все были равны в культе, который поменял свои роли, подобно римским Сатурналиям .

Наведение транса, центральное место в культе, включало не только хемогноз (измененное состояние, вызванное употреблением наркотиков), но и «вызов духа» с помощью громкоговорителя и коллективных танцев под барабан и дудку. Трансы описываются в знакомых антропологических терминах, с характерными движениями (такими как движение головой назад, встречающееся во всех вызывающих транс культах, встречающихся сегодня в афроамериканском вуду и его аналогах). [ нужна ссылка ] ). Как и в обрядах Вуду, с трансом были связаны определенные ритмы. Ритмы сохранились и в греческой прозе, относящейся к дионисийским обрядам (например, в Еврипида » « Вакханках ). В этом сборнике классических цитат описываются обряды греческой сельской местности в горах, в честь которых в праздничные дни устраивались шествия:

Следуя за факелами, они ныряли и покачивались во тьме, они карабкались по горным тропам с запрокинутой головой и остекленевшими глазами, танцуя под бой барабана, который будоражил их кровь» [или «пьяно шатаясь, так называемой походкой Диониса». ]. «В этом состоянии экстаза или энтузиазма они бросили себя, дико танцуя и крича «Эуой!» [имя бога] и в этот момент сильного восторга отождествился с самим богом. Они наполнились его духом и приобрели божественные силы. [ 5 ]

Эту практику демонстрируют в греческой вакханалии Менад культуре , Тиад и Вакхой ; многие греческие правители считали этот культ угрозой цивилизованному обществу и хотели контролировать его (а то и вовсе подавить). Последнее потерпело неудачу; первому удастся основать прирученное дионисианство как государственную религию в Афинах. Это была всего лишь одна из форм дионисизма — культа, который принимал разные формы в разных местах (часто вбирая в себя местных божеств и их обряды, как это делал сам Дионис). Греческие Вакхи утверждали, что, как и вино, Дионис в разных регионах имел разный вкус; отражая их мифическую и культурную почву, он появлялся под разными именами и обликами в разных регионах.

Дионисийская атрибутика

[ редактировать ]
  • Кантарос , чаша для питья с большими ручками, первоначально ритон (рог быка), позже киликс или кубок для вина.
  • Тирс , ​​длинный жезл с сосновой шишкой наверху, который носят посвященные и одержимые богом.
  • Посох, когда-то брошенный в землю для обозначения ритуального места.
  • Кратер , миска для смешивания
  • Жгутик, бич
  • Минойский двойной топор, когда-то использовавшийся для жертвенных обрядов, позже замененный греческим кописом (изогнутым кинжалом).
  • Сеть, сеть охотника
  • Лавровая корона и плащ, пурпурное одеяние или небикс из леопардовой или оленьей кожи.
  • Охотничьи ботинки
  • Персональная маска
  • Хулиганы
  • Сальпинкс — длинная прямая труба.
  • Пан-флейта
  • Тимпанон , каркасный барабан
  • Ликнон, священная корзина с инжиром.

Традиционные подношения Диониса

[ редактировать ]

Мускус , цивет , ладан , стиракс , плющ , виноград , сосна , инжир , вино , мед , яблоки , индийская конопля , орхидеи корень , чертополох , все дикие и домашние деревья.

Животные, священные для Диониса

[ редактировать ]

У Диониса было множество священных животных, таких как леопард или бык . [ 6 ] Другие священные животные включают львов и других больших кошек, коз, ослов и змей. [ 6 ]

Бык и козел и их «враги», пантера (или любая большая кошка — после того, как греки колонизировали часть Индии, тигр Шивы иногда заменял традиционную пантеру или леопарда) и змею (вероятно, происходящую от Сабазиуса , но также встречавшуюся в североафриканских культах); кроме того, дельфин , лев и пчела .

Быки

Ассоциация Диониса с быками проявляется во многих эпитетах. В «Вакханках » Пенфей , который выступал против поклонения ему в городе Фивах, где родился бог, увидел рога на голове Диониса, когда он начал сходить с ума. [ 7 ]

Эпитеты Диониса, связанные с быками, следующие:

Таурокефалос/Таурокранос/Таурометопос Греческий: Ταυροφαγος; фамилия Диониса в орфических мистериях. (Орф. Гимн. 51. 2.) Оно также встречается как название рек и океана, которые символически изображались в виде быков, чтобы указать на их оплодотворяющее воздействие на страны. (Eurip. Iphig. Aul. 275, Orest. 1378; Элиан, VH ii. 33; Horat. Carm. iv. 14, 25.) [ 8 ]

Быки; бык, встречается как фамилия Диониса. (Eurip. Bacch. 918; Athen. xi. p. 476; Plut. Quest. Grec. 36; Lycoph. Cass. 209.) [ 8 ]

Призывы Диониса (из орфических гимнов)

[ редактировать ]
«Я призываю громко ревущего и веселящегося Диониса ,
первобытный, двуличный, триждырожденный, вакхический владыка,
дикий, невыразимый, скрытный, двурогий и двуобразный.
Покрытый плющом, бычье лицо, воинственный, воющий, чистый,
Вы берете сырое мясо, устраиваете пиры, завернутые в листву, украшенные гроздьями винограда.
Находчивый Евбулей , бессмертный бог, рожденный Зевсом.
Когда он соединился с Персефоной в невыразимом союзе.
Услышь мой голос, о благословенный,
и с твоими прекрасно опоясанными нимфами дыши на меня в духе совершенной агапе».
«В опьянении, физическом или духовном, посвященный восстанавливает интенсивность чувств, уничтоженную благоразумием; он находит мир полным восторга и красоты, и его воображение внезапно освобождается из тюрьмы повседневных забот. Вакхический ритуал произвел то, что было называется «энтузиазмом», что этимологически означает, что бог входит в поклоняющегося, который верил: «что он стал единым целым с богом». [ 9 ]
Орфический гимн XLIV. Дионису Бассарею
Гимн
Приди, блаженный Дионисий [Дионис], различные имена, с бычьим лицом, рожденный от Грома, Вакх [Бакхос] знаменитый. Бассарианский Бог вселенской мощи, которого радуют мечи, кровь и священная ярость: На небесах ликующий, безумный, громко звучащий Бог, яростный вдохновитель, носитель жезла: Богами, почитаемыми, живущими с род человеческий, благосклонно пришедший, с радостною душою. [ 10 ]
Орфический гимн XLV. Ликниту Вакху [Ликниту Дионису ]
Окуривание манной.
Ликнитан Бахус [Ликнитос Дионис], носитель виноградной лозы, я призываю тебя благословить эти божественные обряды: Яркие и веселые, ярких нимф, и прекрасной Венеры [Афродиты], Богини восторга, «Это твои безумные шаги с безумными нимфы, которых нужно бить, танцуя в рощах с легко прыгающими ногами: От высоких советов Юпитера [Зевса], взлелеянных Прозерпиной [Персефонией] и рожденных страхом перед всеми божественными силами: Приди, благословенная сила, посмотри на своего просителя голос, приди благоприятный, и возрадуйся этим обрядам. [ 10 ]
Орфический гимн 46 К Вакху Периционию [ Дионису Перикиониосу]
Фумигация ароматическими веществами.
Вакх Периционий [Dionysos Perikionios], услышь мою молитву, который свел с ума дом Кадма, когда ты заботился о нем, С несравненной силой его колонны вились вокруг (когда раскаленные громы сотрясали твердую землю, В пылающих, падающих потоках, несущихся вдоль ), поддержанный твоей хваткой неразрывно сильной. Приди, могущественный Вакх, на эти обряды, склонись, и благослови своих просителей ликующим умом. [ 10 ]

Надпись о тайнах Пловдива.

[ редактировать ]

Древнеримская надпись на древнегреческом языке, датированная 253–255 годами нашей эры, была обнаружена в Большой базилике в Пловдиве (древний Филиппополь ). Надпись относится к Дионисийским мистериям, а также упоминает римских императоров Валериана и Галлиена . Он был найден на большой стеле, которая использовалась в качестве строительного материала при строительстве Великой базилики. [ 11 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ростовцев, М. Рим (перевод с русского Дж. Д. Даффа). Лондон: Издательство Оксфордского университета (1960), стр. 93–94.
  2. ^ Jump up to: а б Гонсалес Вагнер, Карлос (1984). Психоактивные вещества, мистика и религия в древнем мире . Мадридский университет Комплутенсе .
  3. ^ Религия греков и римлян (1963).
  4. ^ Азиз, Роберт (1990). Психология религии и синхронности К.Г. Юнга (10-е изд.). Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN   0-7914-0166-9 .
  5. ^ Хойл, Питер, Дельфи , Лондон: Касселл, 1967. Ср. п. 76.
  6. ^ Jump up to: а б «ДИОНИС: Краткое описание бога-олимпийца» . www.theoi.com . Проверено 8 июля 2020 г.
  7. ^ Макхарди, Фиона (27 марта 2019 г.), «Вакханки Еврипида», Classics , Oxford University Press, doi : 10.1093/obo/9780195389661-0333 , ISBN  978-0-19-538966-1
  8. ^ Jump up to: а б «ТИТУЛЫ И ЭПИТЕТЫ ДИОНИСА - Древнегреческая религия» . www.theoi.com . Проверено 8 июля 2020 г.
  9. ^ Бертран Рассел, История западной философии .
  10. ^ Jump up to: а б с «ОРФИЧЕСКИЕ ГИМНЫ 41-86 - Библиотека классических текстов Теоя» . www.theoi.com . Проверено 8 июля 2020 г.
  11. ^ " "Огромная римская надпись о культе Диониса, тайном обществе после вторжения готов в 251 году, найденная в великой раннехристианской базилике в болгарском Пловдиве" " . Архивировано из оригинала 06.11.2019 . Проверено 1 декабря 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хиллман, DCA, Химическая муза: употребление наркотиков и корни западной цивилизации (MacMillan, 2014). ISBN   9781466882294
  • Меркельбах, Рейнхольд, Пастухи Диониса. Мистерии Диониса Римской империи и буколический роман Лонга (Штутгарт, Тойбнер, 1988).
  • Падилья, Марк Уильям (редактор), «Обряды перехода в Древней Греции: литература, религия, общество» , Bucknell University Press, 1999.
  • Бриджит Ле Гуэн, Ассоциации дионисийских технитов в эллинистический период , 2 тома. (Нэнси, 2001).
  • София Анезири, Ассоциации дионисийских технитов в контексте эллинистического общества (Штутгарт, 2003).
  • Майкл Б. Космопулос (редактор), Греческие тайны: археология и ритуалы древнегреческих тайных культов (Лондон, Routledge, 2003).
  • Мурареску, Брайан К. Ключ к бессмертию: Тайная история религии без имени. Макмиллан США. 2020. ISBN   978-1250207142
  • Дельнери, Франческа, Иностранные мистериальные культы во фрагментах древней аттической комедии (Болонья, Patron Editore, 2006) (Eikasmos, Studi, 13).
  • Джованни Касадио и Патрисия А. Джонстон (редакторы), Мистические культы в Великой Греции (Остин, Техас, University of Texas Press, 2009).
  • Хью Боуден, Таинственные культы древнего мира (Принстон, Принстон, UP, 2010).
  • Ричард Нолл, Тайна: Юнг и древние тайны (неопубликованные корректуры, 1994).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c33574dea90d029d629a0b6a4e7a8cb__1722980940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/cb/1c33574dea90d029d629a0b6a4e7a8cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dionysian Mysteries - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)