Галицкие евреи
Еврейское население Галиции | |
---|---|
1772 | 150 000–200 000, или 5–6,5% от общей численности населения. |
1857 | 449 тысяч, или 9,6% от общей численности населения региона. [ 1 ] |
1910 | 872 000, или 10,9% от общей численности населения. |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Галицкие евреи или галицианцы ( идиш : גאַליציאַנער , латинизированный : Galitsianer ) — члены подгруппы евреев-ашкенази, возникших и развившихся в Королевстве Галиция и Лодомерия и Буковина из современной Западной Украины ( Львовская , Ивано-Франковская и Тернопольская области) и из юго-восточная Польша ( Подкарпатье и Малопольша ). Собственно Галиция, населенная русинами, поляками и евреями, стала королевской провинцией в составе Австро-Венгрии после раздела Польши в конце 18 века. Галицкие евреи в основном говорили на идише .
Демография
[ редактировать ]В современный период евреи были третьей по численности этнической группой в Большой Галиции после поляков и русинов . В то время, когда Галиция была аннексирована Австрией (то есть Габсбургской монархией ), в 1772 году, там проживало от 150 000 до 200 000 евреев, что составляло 5–6,5% от общей численности населения; к 1857 году еврейское население выросло до 449 000, или 9,6% от общей численности населения. [ 1 ] В 1910 году 872 000 евреев, проживавших в Галичине, составляли 10,9% от общей численности населения. [ 1 ] по сравнению примерно с 45,4% поляками, 42,9% русинами и 0,8% немцами. [ 2 ]
Общество
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2023 г. ) |
Большая часть галицкого еврейства жила бедно, в основном работая в небольших мастерских и предприятиях, а также ремесленниками, включая портных, плотников, шляпников, ювелиров и оптиков. Почти 80 процентов всех портных в Галичине были евреями. [ нужна ссылка ] Основным занятием евреев в городах и селах была торговля: оптовая , канцелярская и розничная. Однако склонность евреев к образованию преодолевала препятствия. Число еврейских интеллектуальных работников пропорционально было намного выше, чем русинских или польских в Галичине. [ нужна ссылка ] Из 1700 врачей в Галиции 1150 были евреями; Евреями были 41 процент деятелей культуры, театров и кино, более 65 процентов парикмахеров, 43 процента стоматологов, 45 процентов старших медицинских сестер, [ нужна ссылка ] и 2200 евреев были юристами. Для сравнения, русинских (украинских) адвокатов было всего 450. [ нужна ссылка ] Галицкое еврейство произвело на свет четырех лауреатов Нобелевской премии: Исидора Исаака Раби (физика), Роальда Хоффмана (химия), Жоржа Шарпака (физика) и С. Я. Агнона (литература). Генри Рот , написавший книгу «Назови это сном» , был галисийским евреем, чья семья мигрировала в США в первом десятилетии 20-го века.
История
[ редактировать ]При правлении Габсбургов еврейское население Галиции увеличилось в шесть раз, со 144 000 в 1776 году до 872 000 в 1910 году, из-за высокого уровня рождаемости и постоянного потока беженцев, спасающихся от погромов в соседней Российской империи. [ 3 ] Евреи составляли одну треть населения многих городов и стали доминировать в таких сферах местной экономики, как розничная торговля и торговля. [ 3 ] Они также добились успеха в правительстве; эмансипированные в 1867 году, галицкие евреи к 1897 году составляли 58 процентов государственных служащих и судей Галичины. [ 4 ] В 19 веке Галиция и ее главный город Львов ( на идише Лемберг ) стали центром идишской литературы . Во Львове издавалась первая в мире ежедневная газета на идиш — « Лембергер Тогблат». [ 4 ]
К концу Первой мировой войны Галиция стала полем битвы польско-украинской войны , разразившейся в ноябре 1918 года. [ 5 ] Во время конфликта 1200 евреев присоединились к Украинской Галицкой армии и сформировали полностью еврейский украинский батальон под названием «Жидовский курин» (УГА). Взамен им было выделено 10% мест в парламенте Западно-Украинской Народной Республики , который появился в том же месяце и был расформирован девять месяцев спустя. [ 6 ] Правительство Западной Украины уважало еврейский нейтралитет во время польско-украинского конфликта по приказу Евгения Петрушевича , который защищал евреев от мобилизации против их воли или принуждения к участию в украинских военных усилиях. [ 7 ] И украинские, и проукраинские еврейские вооруженные формирования понесли значительные потери при отступлении из Галичины перед армией генерала Эдварда Рыдз-Смиглы . [ 8 ] Хотя потери поляков оценивались более чем в 10 000 убитыми и ранеными, западноукраинская армия потеряла более 15 000 человек. [ 9 ] «Несмотря на официальный нейтралитет, некоторые мужчины-евреи были замечены в оказании помощи боевым украинским частям, и уже один этот факт вызвал большой энтузиазм в украинской прессе». [ 10 ] Как сообщается, Совет министров Западно-Украинской Народной Республики оказал помощь евреям, пострадавшим от польского погрома во Львове , написал Александр Прусин. [ 11 ] Тем не менее, как отмечает Роберт Блобаум из Университета Западной Вирджинии , гораздо больше погромов и нападений на галицких евреев было совершено украинской стороной в сельской местности и других городах. [ 12 ] С 22 по 26 марта 1919 года во время резни в Житомире (Житомире) от 500 до 700 евреев погибли от рук вооруженных людей из Украинской республиканской армии под руководством Симона Петлюры . [ 5 ] Вскоре после этого главный организатор погрома стал военным министром. [ 13 ] Одновременно украинские погромы произошли в Бердичеве, Уме, Черняхове и других местах. [ 5 ] [ 14 ]
Рижский мир
[ редактировать ]Польско -советская война закончилась подписанием Рижского мира в марте 1921 года. Границы между Польшей и Советской Россией оставались в силе до вторжения в Польшу продолжались серьезные злоупотребления в отношении евреев, включая погромы в сентябре 1939 года, хотя в Советской Украине . [ 15 ] Права меньшинств во вновь возродившейся Второй Польской Республике были защищены рядом четких положений Версальского договора , подписанного президентом Падеревским . [ 16 ] В 1921 году мартовская конституция Польши предоставила евреям те же законные права, что и другим гражданам, и гарантировала им религиозную терпимость и свободу религиозных праздников. [ 17 ] Число евреев, мигрирующих в Польшу из Украины и Советской России, быстро росло. [ 18 ] По данным польской национальной переписи 1921 года, в стране проживало 2 845 364 еврея; но к концу 1938 года это число выросло более чем на 16% примерно до 3 310 000. С момента окончания польско-советской войны до конца 1938 года еврейское население республики выросло более чем на 464 000 человек. [ 19 ]
В сентябре 1939 года большая часть Галичины отошла к Советской Украине . Большинство галицких евреев были убиты во время Холокоста . Большинство выживших мигрировали в Израиль , США , Великобританию или Австралию . Перепись 1959 года показала, что во Львовской губернии проживал 29 701 еврей . [ 20 ] Небольшое количество осталось в Украине или Польше .
Культура
[ редактировать ]В народном представлении галицианцы считались более эмоциональными и молитвенными, чем их соперники- литваки , которые считали их иррациональными и необразованными. Они, в свою очередь, относились к литвакам с презрением, уничижительно называя их цейлем-коп («перекрестные головы»), [ 21 ] или евреи ассимилировались до такой степени, что стали христианами. [ 22 ] Это совпадает с тем фактом, что хасидизм был наиболее влиятельным в Украине и южной Польше, но встречал яростное сопротивление в Литве (и даже форма хасидизма, укоренившаяся там, а именно Хабад , была более интеллектуально настроена, чем другие хасидские группы).
Эти две группы расходились по своему идишскому акценту и даже по своей кухне , разделенные так называемой Gefilte Fish Line . Галицианцы любят сладкое, вплоть до того, что в рыбу добавляют сахар. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Borshchiv Ghetto
- Евреи и Буковина
- Крепостная синагога
- Еврейский музей Галиции , (Краков)
- Еврейско-украинские отношения в Восточной Галиции
- Список галицких (Восточной Европы) евреев
- Три зайца
- Деревянные синагоги бывшей Речи Посполитой
- Еврейские корни в Польше
- Еврейские корни в Украине и Молдове
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Манекин, Рэйчел (2 ноября 2010 г.). « Галичина ». Перевод с иврита Деборы Вайсман. YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Магочи, Пол Р. (1996). История Украины . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 9780802078209 . п. 423-424. Магочи объясняет, что данные переписи населения Австро-Венгрии не включали данные об этнической принадлежности как таковой, а только о языке и религии; следовательно, еврейское население основано на религиозной статистике, в то время как его оценки других этнических групп основаны как на языковой, так и на религиозной статистике, чтобы внести поправку на тот факт, что евреи учитываются в этих языковых группах. Он отмечает, что в 1910 г. «подавляющее большинство евреев (808 000) выбрали польский язык» (с. 423). (Идиш не фигурировал в качестве варианта языка в переписных листах Австро-Венгрии.)
- ^ Jump up to: а б Магочи, Пол Роберт (2005). « Галиция: европейская земля ». В: Кристофер Ханн и Магочи (ред.), Галисия: мультикультурная земля . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 9780802037817 . п. 3-21; здесь: стр. 11.
- ^ Jump up to: а б Магочи (2005), с. 12 .
- ^ Jump up to: а б с Николас Верт (апрель 2008 г.). «Преступления и массовое насилие в ходе гражданских войн в России (1918-1921 гг.)» . Интернет-энциклопедия массового насилия . ISSN 1961-9898 . Архивировано из оригинала 1 сентября 2008 года.
- ^ Orest Subtelny , Ukraine: a history , pp. 367-368, University of Toronto Press, 2000, ISBN 0-8020-8390-0
- ^ Мирослав Шкандрий. (2009). Евреи в украинской литературе: репрезентация и идентичность. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 94-95
- ^ Норман Дэвис. «Этническое разнообразие в Польше двадцатого века». В: Герберт Артур Штраус. Заложники модернизации: исследования современного антисемитизма, 1870-1933/39 . Уолтер де Грюйтер, 1993 год.
- ^ Василий Кучабский; Гас Фэган; Вирт-Институт исследований Австрии и Центральной Европы (2009 г.). Западная Украина в конфликте с Польшей и большевизмом, 1918-1923 гг . Канадский институт украинских исследований Press. п. 185. ИСБН 978-1894865128 – через Google Книги.
- ^ Меламед Владимир. «Еврейский Львов» . Лос-Анджелесский музей Холокоста. Архивировано из оригинала 12 января 2012 года - через Интернет-архив.
Генеральный Украинский Совет, Дило (Львов), 5 ноября 1918 г., 3.
- ^ Александр Виктор Прусин.(2005). Национализация приграничья: война, этническая принадлежность и антиеврейское насилие в восточной Галиции, 1914-1920 гг. Издательство Университета Алабамы. п. 99.
- ^ Блобаум, Роберт (апрель 2006 г.). «Европа: Раннее Новое и Новое» . Американский исторический обзор . 111 (2): 587. doi : 10.1086/ahr.111.2.587 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Говард М. Сачар (2007). Страна грез: европейцы и евреи после Великой войны . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 11. ISBN 978-0307425676 – через Google Книги.
- ^ Еврейская виртуальная библиотека (2008). «Современная еврейская история: Погромы» . Энциклопедия иудаики.
- ^ Анджей Капишевский, Спорные отчеты о положении евреев в Польше после Первой мировой войны: конфликт между послом США в Варшаве Хью Гибсоном и американскими еврейскими лидерами. Студия Иудаика 7: 2004 № 2(14) с. 257–304 (pdf)
- ^ Сейм Республики Польша. Онлайн-система правовых актов. «Договор между главными союзными и объединившимися державами и Польшей, подписанный в Версале 28 июня 1919 года». Отсканированное соглашение в формате PDF , архивировано 26 января 2012 г. на Wayback Machine (исходный документ, 1369 КБ).
- ^ Сейм Республики Польша. Онлайн-система правовых актов. «Акт от 17 марта 1921 г. – Конституция Республики Польша». PDF-скан мартовской Конституции. Архивировано 5 марта 2016 года в Wayback Machine , (оригинал документа, 1522 КБ), в том числе «Распоряжение Президента Республики Польша от 9 марта 1927 года о создании еврейских религиозных общин в следующих повяты: Белостокское, Бельское и Сокулское Белостокское воеводство. Поправки , Архивировано 19 января 2012 г. на Wayback Machine (исходный документ, 67 КБ).
- ^ Гершон Дэвид Хандерт. Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO , Vol. 2. Институт еврейских исследований Йиво, издательство Йельского университета. 2008. с. 1393. ОСЛК 837032828
- ^ Иегуда Бауэр , История Американского еврейского объединенного распределительного комитета 1929–1939. Конечная примечание 20: 44–29, памятка 30 января 1939 г. [30 января 1939 г.], Еврейское издательское общество Америки, Филадельфия , 1974 г.
- ^ «Еврейская община Львова» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 25 июня 2018 г.
- ^ Барнетт Зумофф, «Если бы не даже мудрее» Хирше-Довида Каца. Перевод.
- ^ Джошуа Брандт (19 мая 2000 г.). «Приколы книготорговца из Беркли — это сокровищница идишизмов» . jweekly.com. Архивировано из оригинала 14 июля 2007 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
- ^ Билл Гладстон (10 сентября 1999 г.). «Это не рыбная сказка: вкусы Gefilte рассказывают историю происхождения» . jweekly.com. Архивировано из оригинала 8 марта 2004 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бартов, Омер (2007). Стерто: исчезающие следы еврейской Галичины в современной Украине . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691131214 . OCLC 123912559 .
- Уэббер, Джонатан (2009). Открытие заново следов памяти: еврейское наследие Польской Галиции . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 9781906764036 . OCLC 323127181 .
- Вайнер, Мириам ; Польский государственный архив (в сотрудничестве) (1997). Еврейские корни в Польше: страницы прошлого и архивные описи . Секаукус, Нью-Джерси: Фонд Мириам Вайнер «Пути к корням». ISBN 978-0-96-565080-9 . OCLC 38756480 .
- Вайнер, Мириам; Государственный архив Украины (совместно с); Национальный архив Молдовы (в сотрудничестве) (1999). Еврейские корни в Украине и Молдавии: страницы прошлого и архивные описи . Секаукус, Нью-Джерси: Фонд Мириам Вайнер «Пути к корням». ISBN 978-0-96-565081-6 . OCLC 607423469 .
- Galitzianer - ежеквартальный журнал Гешер Галиции.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая история галицких евреев. Personal.ceu.hu/Студенты.
- Шошана Иден, художница. Картины с изображением галицкого местечка 1930-х годов.
- Бучачское еврейское кладбище полностью задокументировано в Еврейской Галичине и Буковинской ОРГ
- Гешер Галиция - организация, занимающаяся генеалогией галицкого еврейства и сохраняющая наследие и культуру галицких евреев.
- Исследовательская группа Надворна Штетл - группа, посвященная евреям местечка Надворна.
- Исследовательская группа Рогатинского района - группа, занимающаяся генеалогическими исследованиями и еврейским наследием в районе.