Jump to content

Галицкие евреи

(Перенаправлено с Галицианцы )

Галицкие евреи
Еврейское население Галиции
1772 150 000–200 000, или 5–6,5% от общей численности населения.
1857 449 тысяч, или 9,6% от общей численности населения региона. [ 1 ]
1910 872 000, или 10,9% от общей численности населения.

Галицкие евреи или галицианцы ( идиш : גאַליציאַנער , латинизированный : Galitsianer ) — члены подгруппы евреев-ашкенази, возникших и развившихся в Королевстве Галиция и Лодомерия и Буковина из современной Западной Украины ( Львовская , Ивано-Франковская и Тернопольская области) и из юго-восточная Польша ( Подкарпатье и Малопольша ). Собственно Галиция, населенная русинами, поляками и евреями, стала королевской провинцией в составе Австро-Венгрии после раздела Польши в конце 18 века. Галицкие евреи в основном говорили на идише .

Демография

[ редактировать ]
Евреи в Европе (1881 г.). Галиция расположена непосредственно к северо-востоку от Венгерского округа.
Крестьяне и евреи из Галичины, ок. 1886 г.
Численность евреев в Галиции перед Второй мировой войной. Наибольшее еврейское население проживало во Львове - 76 854 человека, вторым был Краков с 45 229 человек ( Еврейский музей Галиции ).

В современный период евреи были третьей по численности этнической группой в Большой Галиции после поляков и русинов . В то время, когда Галиция была аннексирована Австрией (то есть Габсбургской монархией ), в 1772 году, там проживало от 150 000 до 200 000 евреев, что составляло 5–6,5% от общей численности населения; к 1857 году еврейское население выросло до 449 000, или 9,6% от общей численности населения. [ 1 ] В 1910 году 872 000 евреев, проживавших в Галичине, составляли 10,9% от общей численности населения. [ 1 ] по сравнению примерно с 45,4% поляками, 42,9% русинами и 0,8% немцами. [ 2 ]

Общество

[ редактировать ]

Большая часть галицкого еврейства жила бедно, в основном работая в небольших мастерских и предприятиях, а также ремесленниками, включая портных, плотников, шляпников, ювелиров и оптиков. Почти 80 процентов всех портных в Галичине были евреями. [ нужна ссылка ] Основным занятием евреев в городах и селах была торговля: оптовая , канцелярская и розничная. Однако склонность евреев к образованию преодолевала препятствия. Число еврейских интеллектуальных работников пропорционально было намного выше, чем русинских или польских в Галичине. [ нужна ссылка ] Из 1700 врачей в Галиции 1150 были евреями; Евреями были 41 процент деятелей культуры, театров и кино, более 65 процентов парикмахеров, 43 процента стоматологов, 45 процентов старших медицинских сестер, [ нужна ссылка ] и 2200 евреев были юристами. Для сравнения, русинских (украинских) адвокатов было всего 450. [ нужна ссылка ] Галицкое еврейство произвело на свет четырех лауреатов Нобелевской премии: Исидора Исаака Раби (физика), Роальда Хоффмана (химия), Жоржа Шарпака (физика) и С. Я. Агнона (литература). Генри Рот , написавший книгу «Назови это сном» , был галисийским евреем, чья семья мигрировала в США в первом десятилетии 20-го века.

Галичина по отношению к Волыни (восток и запад) между двумя мировыми войнами

При правлении Габсбургов еврейское население Галиции увеличилось в шесть раз, со 144 000 в 1776 году до 872 000 в 1910 году, из-за высокого уровня рождаемости и постоянного потока беженцев, спасающихся от погромов в соседней Российской империи. [ 3 ] Евреи составляли одну треть населения многих городов и стали доминировать в таких сферах местной экономики, как розничная торговля и торговля. [ 3 ] Они также добились успеха в правительстве; эмансипированные в 1867 году, галицкие евреи к 1897 году составляли 58 процентов государственных служащих и судей Галичины. [ 4 ] В 19 веке Галиция и ее главный город Львов ( на идише Лемберг ) стали центром идишской литературы . Во Львове издавалась первая в мире ежедневная газета на идиш — « Лембергер Тогблат». [ 4 ]

К концу Первой мировой войны Галиция стала полем битвы польско-украинской войны , разразившейся в ноябре 1918 года. [ 5 ] Во время конфликта 1200 евреев присоединились к Украинской Галицкой армии и сформировали полностью еврейский украинский батальон под названием «Жидовский курин» (УГА). Взамен им было выделено 10% мест в парламенте Западно-Украинской Народной Республики , который появился в том же месяце и был расформирован девять месяцев спустя. [ 6 ] Правительство Западной Украины уважало еврейский нейтралитет во время польско-украинского конфликта по приказу Евгения Петрушевича , который защищал евреев от мобилизации против их воли или принуждения к участию в украинских военных усилиях. [ 7 ] И украинские, и проукраинские еврейские вооруженные формирования понесли значительные потери при отступлении из Галичины перед армией генерала Эдварда Рыдз-Смиглы . [ 8 ] Хотя потери поляков оценивались более чем в 10 000 убитыми и ранеными, западноукраинская армия потеряла более 15 000 человек. [ 9 ] «Несмотря на официальный нейтралитет, некоторые мужчины-евреи были замечены в оказании помощи боевым украинским частям, и уже один этот факт вызвал большой энтузиазм в украинской прессе». [ 10 ] Как сообщается, Совет министров Западно-Украинской Народной Республики оказал помощь евреям, пострадавшим от польского погрома во Львове , написал Александр Прусин. [ 11 ] Тем не менее, как отмечает Роберт Блобаум из Университета Западной Вирджинии , гораздо больше погромов и нападений на галицких евреев было совершено украинской стороной в сельской местности и других городах. [ 12 ] С 22 по 26 марта 1919 года во время резни в Житомире (Житомире) от 500 до 700 евреев погибли от рук вооруженных людей из Украинской республиканской армии под руководством Симона Петлюры . [ 5 ] Вскоре после этого главный организатор погрома стал военным министром. [ 13 ] Одновременно украинские погромы произошли в Бердичеве, Уме, Черняхове и других местах. [ 5 ] [ 14 ]

Рижский мир

[ редактировать ]

Польско -советская война закончилась подписанием Рижского мира в марте 1921 года. Границы между Польшей и Советской Россией оставались в силе до вторжения в Польшу продолжались серьезные злоупотребления в отношении евреев, включая погромы в сентябре 1939 года, хотя в Советской Украине . [ 15 ] Права меньшинств во вновь возродившейся Второй Польской Республике были защищены рядом четких положений Версальского договора , подписанного президентом Падеревским . [ 16 ] В 1921 году мартовская конституция Польши предоставила евреям те же законные права, что и другим гражданам, и гарантировала им религиозную терпимость и свободу религиозных праздников. [ 17 ] Число евреев, мигрирующих в Польшу из Украины и Советской России, быстро росло. [ 18 ] По данным польской национальной переписи 1921 года, в стране проживало 2 845 364 еврея; но к концу 1938 года это число выросло более чем на 16% примерно до 3 310 000. С момента окончания польско-советской войны до конца 1938 года еврейское население республики выросло более чем на 464 000 человек. [ 19 ]

Галицкое еврейское кладбище в Бучаче , Западная Украина , 2005 год.

В сентябре 1939 года большая часть Галичины отошла к Советской Украине . Большинство галицких евреев были убиты во время Холокоста . Большинство выживших мигрировали в Израиль , США , Великобританию или Австралию . Перепись 1959 года показала, что во Львовской губернии проживал 29 701 еврей . [ 20 ] Небольшое количество осталось в Украине или Польше .

Культура

[ редактировать ]

В народном представлении галицианцы считались более эмоциональными и молитвенными, чем их соперники- литваки , которые считали их иррациональными и необразованными. Они, в свою очередь, относились к литвакам с презрением, уничижительно называя их цейлем-коп («перекрестные головы»), [ 21 ] или евреи ассимилировались до такой степени, что стали христианами. [ 22 ] Это совпадает с тем фактом, что хасидизм был наиболее влиятельным в Украине и южной Польше, но встречал яростное сопротивление в Литве (и даже форма хасидизма, укоренившаяся там, а именно Хабад , была более интеллектуально настроена, чем другие хасидские группы).

Эти две группы расходились по своему идишскому акценту и даже по своей кухне , разделенные так называемой Gefilte Fish Line . Галицианцы любят сладкое, вплоть до того, что в рыбу добавляют сахар. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Манекин, Рэйчел (2 ноября 2010 г.). « Галичина ». Перевод с иврита Деборы Вайсман. YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 13 февраля 2016 г.
  2. ^ Магочи, Пол Р. (1996). История Украины . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN   9780802078209 . п. 423-424. Магочи объясняет, что данные переписи населения Австро-Венгрии не включали данные об этнической принадлежности как таковой, а только о языке и религии; следовательно, еврейское население основано на религиозной статистике, в то время как его оценки других этнических групп основаны как на языковой, так и на религиозной статистике, чтобы внести поправку на тот факт, что евреи учитываются в этих языковых группах. Он отмечает, что в 1910 г. «подавляющее большинство евреев (808 000) выбрали польский язык» (с. 423). (Идиш не фигурировал в качестве варианта языка в переписных листах Австро-Венгрии.)
  3. ^ Jump up to: а б Магочи, Пол Роберт (2005). « Галиция: европейская земля ». В: Кристофер Ханн и Магочи (ред.), Галисия: мультикультурная земля . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN   9780802037817 . п. 3-21; здесь: стр. 11.
  4. ^ Jump up to: а б Магочи (2005), с. 12 .
  5. ^ Jump up to: а б с Николас Верт (апрель 2008 г.). «Преступления и массовое насилие в ходе гражданских войн в России (1918-1921 гг.)» . Интернет-энциклопедия массового насилия . ISSN   1961-9898 . Архивировано из оригинала 1 сентября 2008 года.
  6. ^ Orest Subtelny , Ukraine: a history , pp. 367-368, University of Toronto Press, 2000, ISBN   0-8020-8390-0
  7. ^ Мирослав Шкандрий. (2009). Евреи в украинской литературе: репрезентация и идентичность. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 94-95
  8. ^ Норман Дэвис. «Этническое разнообразие в Польше двадцатого века». В: Герберт Артур Штраус. Заложники модернизации: исследования современного антисемитизма, 1870-1933/39 . Уолтер де Грюйтер, 1993 год.
  9. ^ Василий Кучабский; Гас Фэган; Вирт-Институт исследований Австрии и Центральной Европы (2009 г.). Западная Украина в конфликте с Польшей и большевизмом, 1918-1923 гг . Канадский институт украинских исследований Press. п. 185. ИСБН  978-1894865128 – через Google Книги.
  10. ^ Меламед Владимир. «Еврейский Львов» . Лос-Анджелесский музей Холокоста. Архивировано из оригинала 12 января 2012 года - через Интернет-архив. Генеральный Украинский Совет, Дило (Львов), 5 ноября 1918 г., 3.
  11. ^ Александр Виктор Прусин.(2005). Национализация приграничья: война, этническая принадлежность и антиеврейское насилие в восточной Галиции, 1914-1920 гг. Издательство Университета Алабамы. п. 99.
  12. ^ Блобаум, Роберт (апрель 2006 г.). «Европа: Раннее Новое и Новое» . Американский исторический обзор . 111 (2): 587. doi : 10.1086/ahr.111.2.587 . [ мертвая ссылка ]
  13. ^ Говард М. Сачар (2007). Страна грез: европейцы и евреи после Великой войны . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 11. ISBN  978-0307425676 – через Google Книги.
  14. ^ Еврейская виртуальная библиотека (2008). «Современная еврейская история: Погромы» . Энциклопедия иудаики.
  15. ^ Анджей Капишевский, Спорные отчеты о положении евреев в Польше после Первой мировой войны: конфликт между послом США в Варшаве Хью Гибсоном и американскими еврейскими лидерами. Студия Иудаика 7: 2004 № 2(14) с. 257–304 (pdf)
  16. ^ Сейм Республики Польша. Онлайн-система правовых актов. «Договор между главными союзными и объединившимися державами и Польшей, подписанный в Версале 28 июня 1919 года». Отсканированное соглашение в формате PDF , архивировано 26 января 2012 г. на Wayback Machine (исходный документ, 1369 КБ).
  17. ^ Сейм Республики Польша. Онлайн-система правовых актов. «Акт от 17 марта 1921 г. – Конституция Республики Польша». PDF-скан мартовской Конституции. Архивировано 5 марта 2016 года в Wayback Machine , (оригинал документа, 1522 КБ), в том числе «Распоряжение Президента Республики Польша от 9 марта 1927 года о создании еврейских религиозных общин в следующих повяты: Белостокское, Бельское и Сокулское Белостокское воеводство. Поправки , Архивировано 19 января 2012 г. на Wayback Machine (исходный документ, 67 КБ).
  18. ^ Гершон Дэвид Хандерт. Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO , Vol. 2. Институт еврейских исследований Йиво, издательство Йельского университета. 2008. с. 1393. ОСЛК   837032828
  19. ^ Иегуда Бауэр , История Американского еврейского объединенного распределительного комитета 1929–1939. Конечная примечание 20: 44–29, памятка 30 января 1939 г. [30 января 1939 г.], Еврейское издательское общество Америки, Филадельфия , 1974 г.
  20. ^ «Еврейская община Львова» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 25 июня 2018 г.
  21. ^ Барнетт Зумофф, «Если бы не даже мудрее» Хирше-Довида Каца. Перевод.
  22. ^ Джошуа Брандт (19 мая 2000 г.). «Приколы книготорговца из Беркли — это сокровищница идишизмов» . jweekly.com. Архивировано из оригинала 14 июля 2007 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  23. ^ Билл Гладстон (10 сентября 1999 г.). «Это не рыбная сказка: вкусы Gefilte рассказывают историю происхождения» . jweekly.com. Архивировано из оригинала 8 марта 2004 года . Проверено 22 декабря 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 779c2c9bda8b38beb1c3b99e576e21eb__1721907840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/eb/779c2c9bda8b38beb1c3b99e576e21eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Galician Jews - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)