Эдмунд Гуссерль
Эдмунд Гуссерль | |
---|---|
![]() Гуссерль ок. 1910-е годы | |
Рожденный | Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль 8 апреля 1859 г. |
Died | 27 April 1938 | (aged 79)
Education | Leipzig University University of Berlin University of Vienna (PhD, 1883) University of Halle (Dr. phil. hab., 1887) |
Era | 20th-century philosophy |
Region | Western philosophy |
School | Continental philosophy Phenomenology Transcendental constitutive phenomenology (1910s)[1] Genetic phenomenology (1920s–30s)[1] Transcendental idealism[3] Logical objectivism[4]: 13–31 Austrian realism (early)[5][6] Foundationalism[7] Conceptualism[8] Indirect realism[9] Correspondence theory of truth[10] |
Institutions | University of Halle (1887–1901) University of Göttingen (1901–1916) University of Freiburg (1916–1928) |
Theses | |
Doctoral advisor | Leo Königsberger (PhD advisor) Carl Stumpf (Dr. phil. hab. advisor) |
Other academic advisors | Franz Brentano |
Doctoral students | Edith Stein Roman Ingarden |
Main interests | Epistemology, ontology, philosophy of mathematics, intersubjectivity |
Notable ideas | List |
Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль ( / ˈ h ʊ s ɜːr l / HUUSS -url , [14] [15] [16] США также / ˈ h ʊ s ər al / HUUSS -er-al , [17] Немецкий: [ˈɛtmʊnt ˈhʊsɐl] ; [18] 8 апреля 1859 г. - 27 апреля 1938 г. [19] ) — австрийско-немецкий философ и математик, основавший школу феноменологии .
В своих ранних работах он разработал критику историзма и психологизма в логике, основанную на анализе интенциональности . В своей зрелой работе он стремился разработать систематическую фундаментальную науку, основанную на так называемой феноменологической редукции . Утверждая, что трансцендентальное сознание устанавливает пределы всякого возможного знания, Гуссерль переопределил феноменологию как трансцендентально-идеалистическую философию. Мысли Гуссерля оказали глубокое влияние на философию 20-го века , и он остается заметной фигурой в современной философии и за ее пределами.
Гуссерль изучал математику, которую преподавали Карл Вейерштрасс и Лео Кенигсбергер , и философию, которую преподавали Франц Брентано и Карл Штумпф . [20] Он преподавал философию в качестве приват-доцента в Галле с 1887 года, затем в качестве профессора сначала в Геттингене с 1901 года, затем во Фрайбурге с 1916 года до выхода на пенсию в 1928 году, после чего он оставался очень продуктивным. В 1933 году в соответствии с расовыми законами нацистской партии Гуссерль был исключен из библиотеки Фрайбургского университета из-за его еврейского происхождения и несколько месяцев спустя ушел из Немецкой академии . После болезни он умер во Фрайбурге в 1938 году. [21]
Life and career
[edit]Youth and education
[edit]Husserl was born in 1859 in Proßnitz in the Margraviate of Moravia in the Austrian Empire (today Prostějov in the Czech Republic). He was born into a Jewish family, the second of four children. His father was a milliner. His childhood was spent in Prostějov, where he attended the secular primary school. Then Husserl traveled to Vienna to study at the Realgymnasium there, followed next by the Staatsgymnasium in Olmütz.[22][23]
At the University of Leipzig from 1876 to 1878, Husserl studied mathematics, physics, and astronomy. At Leipzig, he was inspired by philosophy lectures given by Wilhelm Wundt, one of the founders of modern psychology. Then he moved to the Frederick William University of Berlin (the present-day Humboldt University of Berlin) in 1878 where he continued his study of mathematics under Leopold Kronecker and the renowned Karl Weierstrass. In Berlin he found a mentor in Tomáš Garrigue Masaryk, then a former philosophy student of Franz Brentano and later the first president of Czechoslovakia. There Husserl also attended Friedrich Paulsen's philosophy lectures. In 1881 he left for the University of Vienna to complete his mathematics studies under the supervision of Leo Königsberger (a former student of Weierstrass). At Vienna in 1883 he obtained his PhD with the work Beiträge zur Variationsrechnung (Contributions to the Calculus of Variations).[22]
Evidently as a result of his becoming familiar with the New Testament during his twenties, Husserl asked to be baptized into the Lutheran Church in 1886. Husserl's father Adolf had died in 1884. Herbert Spiegelberg writes, "While outward religious practice never entered his life any more than it did that of most academic scholars of the time, his mind remained open for the religious phenomenon as for any other genuine experience." At times Husserl saw his goal as one of moral "renewal". Although a steadfast proponent of a radical and rational autonomy in all things, Husserl could also speak "about his vocation and even about his mission under God's will to find new ways for philosophy and science," observes Spiegelberg.[24]
Following his PhD in mathematics, Husserl returned to Berlin to work as the assistant to Karl Weierstrass. Yet already Husserl had felt the desire to pursue philosophy. Then professor Weierstrass became very ill. Husserl became free to return to Vienna where, after serving a short military duty, he devoted his attention to philosophy. In 1884 at the University of Vienna he attended the lectures of Franz Brentano on philosophy and philosophical psychology. Brentano introduced him to the writings of Bernard Bolzano, Hermann Lotze, J. Stuart Mill, and David Hume. Husserl was so impressed by Brentano that he decided to dedicate his life to philosophy; indeed, Franz Brentano is often credited as being his most important influence, e.g., with regard to intentionality.[25] Following academic advice, two years later in 1886 Husserl followed Carl Stumpf, a former student of Brentano, to the University of Halle, seeking to obtain his habilitation which would qualify him to teach at the university level. There, under Stumpf's supervision, he wrote Über den Begriff der Zahl (On the Concept of Number) in 1887, which would serve later as the basis for his first important work, Philosophie der Arithmetik (1891).[26]
In 1887 Husserl married Malvine Steinschneider, a union that would last over fifty years. In 1892 their daughter Elizabeth was born, in 1893 their son Gerhart, and in 1894 their son Wolfgang. Elizabeth would marry in 1922, and Gerhart in 1923; Wolfgang, however, became a casualty of the First World War.[23] Gerhart would become a philosopher of law, contributing to the subject of comparative law, teaching in the United States and after the war in Austria.[27]
Professor of philosophy
[edit]
Following his marriage Husserl began his long teaching career in philosophy. He started in 1887 as a Privatdozent at the University of Halle. In 1891 he published his Philosophie der Arithmetik. Psychologische und logische Untersuchungen which, drawing on his prior studies in mathematics and philosophy, proposed a psychological context as the basis of mathematics. It drew the adverse notice of Gottlob Frege, who criticized its psychologism.[28][29]
In 1901 Husserl with his family moved to the University of Göttingen, where he taught as extraordinarius professor. Just prior to this a major work of his, Logische Untersuchungen (Halle, 1900–1901), was published. Volume One contains seasoned reflections on "pure logic" in which he carefully refutes "psychologism".[30][31] This work was well received and became the subject of a seminar given by Wilhelm Dilthey; Husserl in 1905 traveled to Berlin to visit Dilthey. Two years later in Italy he paid a visit to Franz Brentano his inspiring old teacher and to Constantin Carathéodory the mathematician. Kant and Descartes were also now influencing his thought. In 1910 he became joint editor of the journal Logos. During this period Husserl had delivered lectures on internal time consciousness, which several decades later his former student Heidegger edited for publication.[32]
In 1912 at Freiburg the journal Jahrbuch für Philosophie und Phänomenologische Forschung ("Yearbook for Philosophy and Phenomenological Research") was founded by Husserl and his school, and which published articles of their phenomenological movement from 1913 to 1930. His important work Ideen[33] was published in its first issue (Vol. 1, Issue 1, 1913). Before beginning Ideen, Husserl's thought had reached the stage where "each subject is 'presented' to itself, and to each all others are 'presentiated' (Vergegenwärtigung), not as parts of nature but as pure consciousness".[34] Ideen advanced his transition to a "transcendental interpretation" of phenomenology, a view later criticized by, among others, Jean-Paul Sartre.[35] In Ideen Paul Ricœur sees the development of Husserl's thought as leading "from the psychological cogito to the transcendental cogito". As phenomenology further evolves, it leads (when viewed from another vantage point in Husserl's 'labyrinth') to "transcendental subjectivity".[36] Also in Ideen Husserl explicitly elaborates the phenomenological and eidetic reductions.[37][38] Ivan Ilyin and Karl Jaspers visited Husserl at Göttingen.
In October 1914 both his sons were sent to fight on the Western Front of World War I, and the following year one of them, Wolfgang Husserl, was badly injured. On 8 March 1916, on the battlefield of Verdun, Wolfgang was killed in action. The next year his other son Gerhart Husserl was wounded in the war but survived. His own mother Julia died. In November 1917 one of his outstanding students and later a noted philosophy professor in his own right, Adolf Reinach, was killed in the war while serving in Flanders.[23]
Husserl had transferred in 1916 to the University of Freiburg (in Freiburg im Breisgau) where he continued bringing his work in philosophy to fruition, now as a full professor.[39] Edith Stein served as his personal assistant during his first few years in Freiburg, followed later by Martin Heidegger from 1920 to 1923. The mathematician Hermann Weyl began corresponding with him in 1918. Husserl gave four lectures on Phenomenological method at University College London in 1922. The University of Berlin in 1923 called on him to relocate there, but he declined the offer. In 1926 Heidegger dedicated his book Sein und Zeit (Being and Time) to him "in grateful respect and friendship."[40] Husserl remained in his professorship at Freiburg until he requested retirement, teaching his last class on 25 July 1928. A Festschrift to celebrate his seventieth birthday was presented to him on 8 April 1929.
Despite retirement, Husserl gave several notable lectures. The first, at Paris in 1929,[41] led to Méditations cartésiennes (Paris 1931).[42] Husserl here reviews the phenomenological epoché (or phenomenological reduction), presented earlier in his pivotal Ideen (1913), in terms of a further reduction of experience to what he calls a 'sphere of ownness.' From within this sphere, which Husserl enacts in order to show the impossibility of solipsism, the transcendental ego finds itself always already paired with the lived body of another ego, another monad. This 'a priori' interconnection of bodies, given in perception, is what founds the interconnection of consciousnesses known as transcendental intersubjectivity, which Husserl would go on to describe at length in volumes of unpublished writings. There has been a debate over whether or not Husserl's description of ownness and its movement into intersubjectivity is sufficient to reject the charge of solipsism, to which Descartes, for example, was subject. One argument against Husserl's description works this way: instead of infinity and the Deity being the ego's gateway to the Other, as in Descartes, Husserl's ego in the Cartesian Meditations itself becomes transcendent. It remains, however, alone (unconnected). Only the ego's grasp "by analogy" of the Other (e.g., by conjectural reciprocity) allows the possibility for an 'objective' intersubjectivity, and hence for community.[43]
In 1933, the racial laws of the new National Socialist German Workers Party were enacted. On 6 April Husserl was banned from using the library at the University of Freiburg, or any other academic library; the following week, after a public outcry, he was reinstated.[44] Yet his colleague Heidegger was elected Rector of the university on 21–22 April, and joined the Nazi Party. By contrast, in July Husserl resigned from the Deutsche Akademie.[23]
Later Husserl lectured at Prague in 1935 and Vienna in 1936, which resulted in a very differently styled work that, while innovative, is no less problematic: Die Krisis (Belgrade 1936).[45][46] Husserl describes here the cultural crisis gripping Europe, then approaches a philosophy of history, discussing Galileo, Descartes, several British philosophers, and Kant. The apolitical Husserl before had specifically avoided such historical discussions, pointedly preferring to go directly to an investigation of consciousness. Merleau-Ponty and others question whether Husserl here does not undercut his own position, in that Husserl had attacked in principle historicism, while specifically designing his phenomenology to be rigorous enough to transcend the limits of history. On the contrary, Husserl may be indicating here that historical traditions are merely features given to the pure ego's intuition, like any other.[47][48] A longer section follows on the "lifeworld" [Lebenswelt], one not observed by the objective logic of science, but a world seen through subjective experience.[49] Yet a problem arises similar to that dealing with 'history' above, a chicken-and-egg problem. Does the lifeworld contextualize and thus compromise the gaze of the pure ego, or does the phenomenological method nonetheless raise the ego up transcendent?[50] These last writings presented the fruits of his professional life. Since his university retirement Husserl had "worked at a tremendous pace, producing several major works."[22]
After suffering a fall in the autumn of 1937, the philosopher became ill with pleurisy. Edmund Husserl died in Freiburg on 27 April 1938, having just turned 79. His wife Malvine survived him. Eugen Fink, his research assistant, delivered his eulogy.[51] Gerhard Ritter was the only Freiburg faculty member to attend the funeral, as an anti-Nazi protest.
Heidegger and the Nazi era
[edit]Husserl was rumoured to have been denied the use of the library at Freiburg as a result of the anti-Jewish legislation of April 1933.[52] However, among other disabilities Husserl was unable to publish his works in Nazi Germany [see above footnote to Die Krisis (1936)]. It was also rumoured that his former pupil Martin Heidegger informed Husserl that he was discharged, but it was actually the previous rector.[53]Apparently Husserl and Heidegger had moved apart during the 1920s, which became clearer after 1928 when Husserl retired and Heidegger succeeded to his university chair. In the summer of 1929 Husserl had studied carefully selected writings of Heidegger, coming to the conclusion that on several of their key positions they differed: e.g., Heidegger substituted Dasein ["Being-there"] for the pure ego, thus transforming phenomenology into an anthropology, a type of psychologism strongly disfavored by Husserl. Such observations of Heidegger, along with a critique of Max Scheler, were put into a lecture Husserl gave to various Kant Societies in Frankfurt, Berlin, and Halle during 1931 entitled Phänomenologie und Anthropologie.[54][55]
In the war-time 1941 edition of Heidegger's primary work, Being and Time (Sein und Zeit, first published in 1927), the original dedication to Husserl was removed. This was not due to a negation of the relationship between the two philosophers, however, but rather was the result of a suggested censorship by Heidegger's publisher who feared that the book might otherwise be banned by the Nazi regime.[56] The dedication can still be found in a footnote on page 38, thanking Husserl for his guidance and generosity. Husserl had died three years earlier. In post-war editions of Sein und Zeit the dedication to Husserl is restored. The complex, troubled, and sundered philosophical relationship between Husserl and Heidegger has been widely discussed.[55][57]
On 4 May 1933, Professor Edmund Husserl addressed the recent regime change in Germany and its consequences:
The future alone will judge which was the true Germany in 1933, and who were the true Germans—those who subscribe to the more or less materialistic-mythical racial prejudices of the day, or those Germans pure in heart and mind, heirs to the great Germans of the past whose tradition they revere and perpetuate.[58]
After his death, Husserl's manuscripts, amounting to approximately 40,000 pages of "Gabelsberger" stenography and his complete research library, were in 1939 smuggled to the Catholic University of Louvain in Belgium by the Franciscan priest Herman Van Breda. There they were deposited at Leuven to form the Husserl-Archives of the Higher Institute of Philosophy.[59] Much of the material in his research manuscripts has since been published in the Husserliana critical edition series.[60]
Development of his thought
[edit]Several early themes
[edit]In his first works, Husserl combined mathematics, psychology, and philosophy with the goal of providing a sound foundation for mathematics. He analyzed the psychological process needed to obtain the concept of number and then built up a theory on this analysis. He used methods and concepts taken from his teachers. From Weierstrass he derived the idea of generating the concept of number by counting a certain collection of objects. From Brentano and Stumpf he took the distinction between proper and improper presenting.[61]: 159 In an example, Husserl explained this in the following way: if someone is standing in front of a house, they have a proper, direct presentation of that house, but if they are looking for it and ask for directions, then these directions (e.g. the house on the corner of this and that street) are an indirect, improper presentation. In other words, the person can have a proper presentation of an object if it is actually present, and an improper (or symbolic, as Husserl also calls it) one if they only can indicate that object through signs, symbols, etc. Husserl's Logical Investigations (1900–1901) is considered the starting point for the formal theory of wholes and their parts known as mereology.[62]
Another important element that Husserl took over from Brentano was intentionality, the notion that the main characteristic of consciousness is that it is always intentional. While often simplistically summarised as "aboutness" or the relationship between mental acts and the external world, Brentano defined it as the main characteristic of mental phenomena, by which they could be distinguished from physical phenomena. Every mental phenomenon, every psychological act, has a content, is directed at an object (the intentional object). Every belief, desire, etc. has an object that it is about: the believed, the wanted. Brentano used the expression "intentional inexistence" to indicate the status of the objects of thought in the mind. The property of being intentional, of having an intentional object, was the key feature to distinguish mental phenomena and physical phenomena, because physical phenomena lack intentionality altogether.[63]
The elaboration of phenomenology
[edit]Some years after the 1900–1901 publication of his main work, the Logische Untersuchungen (Logical Investigations), Husserl made some key conceptual elaborations which led him to assert that in order to study the structure of consciousness, one would have to distinguish between the act of consciousness[64] and the phenomena at which it is directed (the objects as intended). Knowledge of essences would only be possible by "bracketing" all assumptions about the existence of an external world. This procedure he called "epoché". These new concepts prompted the publication of the Ideen (Ideas) in 1913, in which they were at first incorporated, and a plan for a second edition of the Logische Untersuchungen.
From the Ideen onward, Husserl concentrated on the ideal, essential structures of consciousness. The metaphysical problem of establishing the reality of what people perceive, as distinct from the perceiving subject, was of little interest to Husserl in spite of his being a transcendental idealist. Husserl proposed that the world of objects—and of ways in which people direct themselves toward and perceive those objects—is normally conceived of in what he called the "natural attitude", which is characterized by a belief that objects exist distinct from the perceiving subject and exhibit properties that people see as emanating from them (this attitude is also called physicalist objectivism). Husserl proposed a radical new phenomenological way of looking at objects by examining how people, in their many ways of being intentionally directed toward them, actually "constitute" them (to be distinguished from materially creating objects or objects merely being figments of the imagination); in the Phenomenological standpoint, the object ceases to be something simply "external" and ceases to be seen as providing indicators about what it is, and becomes a grouping of perceptual and functional aspects that imply one another under the idea of a particular object or "type". The notion of objects as real is not expelled by phenomenology, but "bracketed" as a way in which people regard objects—instead of a feature that inheres in an object's essence founded in the relation between the object and the perceiver. In order to better understand the world of appearances and objects, phenomenology attempts to identify the invariant features of how objects are perceived and pushes attributions of reality into their role as an attribution about the things people perceive (or an assumption underlying how people perceive objects). The major dividing line in Husserl's thought is the turn to transcendental idealism.[65]
In a later period, Husserl began to wrestle with the complicated issues of intersubjectivity, specifically, how communication about an object can be assumed to refer to the same ideal entity (Cartesian Meditations, Meditation V). Husserl tries new methods of bringing his readers to understand the importance of phenomenology to scientific inquiry (and specifically to psychology) and what it means to "bracket" the natural attitude. The Crisis of the European Sciences is Husserl's unfinished work that deals most directly with these issues. In it, Husserl for the first time attempts a historical overview of the development of Western philosophy and science, emphasizing the challenges presented by their increasingly one-sidedly empirical and naturalistic orientation. Husserl declares that mental and spiritual reality possess their own reality independent of any physical basis,[66] and that a science of the mind ('Geisteswissenschaft') must be established on as scientific a foundation as the natural sciences have managed: "It is my conviction that intentional phenomenology has for the first time made spirit as spirit the field of systematic scientific experience, thus effecting a total transformation of the task of knowledge."[67]
Husserl's thought
[edit]Husserl's thought is revolutionary in several ways, most notably in the distinction between "natural" and "phenomenological" modes of understanding. In the former, sense-perception in correspondence with the material realm constitutes the known reality, and understanding is premised on the accuracy of the perception and the objective knowability of what is called the "real world".[68] Phenomenological understanding strives to be rigorously "presuppositionless" by means of what Husserl calls "phenomenological reduction".[69] This reduction is not conditioned but rather transcendental: in Husserl's terms, pure consciousness of absolute Being.[70] In Husserl's work, consciousness of any given thing calls for discerning its meaning as an "intentional object".[71] Such an object does not simply strike the senses, to be interpreted or misinterpreted by mental reason; it has already been selected and grasped, grasping being an etymological connotation, of percipere, the root of "perceive".[72]
Meaning and object
[edit]From Logical Investigations (1900/1901) to Experience and Judgment (published in 1939), Husserl expressed clearly the difference between meaning and object. He identified several different kinds of names. For example, there are names that have the role of properties that uniquely identify an object. Each of these names expresses a meaning and designates the same object.[73] Examples of this are "the victor in Jena" and "the loser in Waterloo", or "the equilateral triangle" and "the equiangular triangle"; in both cases, both names express different meanings, but designate the same object. There are names which have no meaning, but have the role of designating an object: "Aristotle", "Socrates", and so on. Finally, there are names which designate a variety of objects. These are called "universal names"; their meaning is a "concept" and refers to a series of objects (the extension of the concept). The way people know sensible objects is called "sensible intuition".
Husserl also identifies a series of "formal words" which are necessary to form sentences and have no sensible correlates. Examples of formal words are "a", "the", "more than", "over", "under", "two", "group", and so on. Every sentence must contain formal words to designate what Husserl calls "formal categories". There are two kinds of categories: meaning categories and formal-ontological categories. Meaning categories relate judgments; they include forms of conjunction, disjunction, forms of plural, among others. Formal-ontological categories relate objects and include notions such as set, cardinal number, ordinal number, part and whole, relation, and so on. The way people know these categories is through a faculty of understanding called "categorial intuition".
Through sensible intuition, consciousness constitutes what Husserl calls a "situation of affairs" (Sachlage). It is a passive constitution where objects themselves are presented. To this situation of affairs, through categorial intuition, people are able to constitute a "state of affairs" (Sachverhalt). One situation of affairs through objective acts of consciousness (acts of constituting categorially) can serve as the basis for constituting multiple states of affairs. For example, suppose a and b are two sensible objects in a certain situation of affairs. It can be used as the basis to say, "a<b" and "b>a", two judgments which designate the same state of affairs. For Husserl a sentence has a proposition or judgment as its meaning, and refers to a state of affairs which has a situation of affairs as a reference base.[74]: 35
Formal and regional ontology
[edit]Husserl sees ontology as a science of essences.[75] Sciences of essences are contrasted with factual sciences: the former are knowable a priori and provide the foundation for the later, which are knowable a posteriori.[76][77] Ontology as a science of essences is not interested in actual facts, but in the essences themselves, whether they have instances or not.[78] Husserl distinguishes between formal ontology, which investigates the essence of objectivity in general,[79] and regional ontologies, which study regional essences that are shared by all entities belonging to the region.[75] Regions correspond to the highest genera of concrete entities: material nature, personal consciousness and interpersonal spirit.[80][81] Husserl's method for studying ontology and sciences of essence in general is called eidetic variation.[77] It involves imagining an object of the kind under investigation and varying its features.[82] The changed feature is inessential to this kind if the object can survive its change, otherwise it belongs to the kind's essence. For example, a triangle remains a triangle if one of its sides is extended but it ceases to be a triangle if a fourth side is added. Regional ontology involves applying this method to the essences corresponding to the highest genera.[83]
Philosophy of logic and mathematics
[edit]Husserl believed that truth-in-itself has as ontological correlate being-in-itself, just as meaning categories have formal-ontological categories as correlates. Logic is a formal theory of judgment, that studies the formal a priori relations among judgments using meaning categories. Mathematics, on the other hand, is formal ontology; it studies all the possible forms of being (of objects). Hence for both logic and mathematics, the different formal categories are the objects of study, not the sensible objects themselves. The problem with the psychological approach to mathematics and logic is that it fails to account for the fact that this approach is about formal categories, and not simply about abstractions from sensibility alone. The reason why sensible objects are not dealt with in mathematics is because of another faculty of understanding called "categorial abstraction." Through this faculty people are able to get rid of sensible components of judgments, and just focus on formal categories themselves.
Thanks to "eidetic reduction" (or "essential intuition"), people are able to grasp the possibility, impossibility, necessity and contingency among concepts and among formal categories. Categorial intuition, along with categorial abstraction and eidetic reduction, are the basis for logical and mathematical knowledge.
Husserl criticized the logicians of his day for not focusing on the relation between subjective processes that offer objective knowledge of pure logic. All subjective activities of consciousness need an ideal correlate, and objective logic (constituted noematically) as it is constituted by consciousness needs a noetic correlate (the subjective activities of consciousness).
Husserl stated that logic has three strata, each further away from consciousness and psychology than those that precede it.
- The first stratum is what Husserl called a "morphology of meanings" concerning a priori ways to relate judgments to make them meaningful. In this stratum people elaborate a "pure grammar" or a logical syntax, and he would call its rules "laws to prevent non-sense", which would be similar to what logic calls today "formation rules". Mathematics, as logic's ontological correlate, also has a similar stratum, a "morphology of formal-ontological categories".
- The second stratum would be called by Husserl "logic of consequence" or the "logic of non-contradiction" which explores all possible forms of true judgments. He includes here syllogistic classic logic, propositional logic and that of predicates. This is a semantic stratum, and the rules of this stratum would be the "laws to avoid counter-sense" or "laws to prevent contradiction". They are very similar to today's logic "transformation rules". Mathematics also has a similar stratum which is based among others on pure theory of pluralities, and a pure theory of numbers. They provide a science of the conditions of possibility of any theory whatsoever. Husserl also talked about what he called "logic of truth" which consists of the formal laws of possible truth and its modalities, and precedes the third logical third stratum.
- The third stratum is metalogical, what he called a "theory of all possible forms of theories." It explores all possible theories in an a priori fashion, rather than the possibility of theory in general. Theories of possible relations between pure forms of theories could be established; these logical relations could in turn be investigated using deduction. The logician is free to see the extension of this deductive, theoretical sphere of pure logic.
The ontological correlate to the third stratum is the "theory of manifolds". In formal ontology, it is a free investigation where a mathematician can assign several meanings to several symbols, and all their possible valid deductions in a general and indeterminate manner. It is, properly speaking, the most universal mathematics of all. Through the posit of certain indeterminate objects (formal-ontological categories) as well as any combination of mathematical axioms, mathematicians can explore the apodeictic connections between them, as long as consistency is preserved.
According to Husserl, this view of logic and mathematics accounted for the objectivity of a series of mathematical developments of his time, such as n-dimensional manifolds (both Euclidean and non-Euclidean), Hermann Grassmann's theory of extensions, William Rowan Hamilton's Hamiltonians, Sophus Lie's theory of transformation groups, and Cantor's set theory.
Jacob Klein was one student of Husserl who pursued this line of inquiry, seeking to "desedimentize" mathematics and the mathematical sciences.[84]
Husserl and psychologism
[edit]Philosophy of arithmetic and Frege
[edit]After obtaining his PhD in mathematics, Husserl began analyzing the foundations of mathematics from a psychological point of view. In his habilitation thesis, On the Concept of Number (1886) and in his Philosophy of Arithmetic (1891), Husserl sought, by employing Brentano's descriptive psychology, to define the natural numbers in a way that advanced the methods and techniques of Karl Weierstrass, Richard Dedekind, Georg Cantor, Gottlob Frege, and other contemporary mathematicians. Later, in the first volume of his Logical Investigations, the Prolegomena of Pure Logic, Husserl, while attacking the psychologistic point of view in logic and mathematics, also appears to reject much of his early work, although the forms of psychologism analysed and refuted in the Prolegomena did not apply directly to his Philosophy of Arithmetic. Some scholars question whether Frege's negative review of the Philosophy of Arithmetic helped turn Husserl towards modern Platonism, but he had already discovered the work of Bernard Bolzano independently around 1890/91.[85] In his Logical Investigations, Husserl explicitly mentioned Bolzano, G. W. Leibniz and Hermann Lotze as inspirations for his newer position.
Husserl's review of Ernst Schröder, published before Frege's landmark 1892 article, clearly distinguishes sense from reference; thus Husserl's notions of noema and object also arose independently.[31] Likewise, in his criticism of Frege in the Philosophy of Arithmetic, Husserl remarks on the distinction between the content and the extension of a concept. Moreover, the distinction between the subjective mental act, namely the content of a concept, and the (external) object, was developed independently by Brentano and his school, and may have surfaced as early as Brentano's 1870s lectures on logic.
Такие ученые, как Дж. Н. Моханти , Клэр Ортис Хилл и Гильермо Э. Розадо Хэддок , среди других, утверждали, что так называемый переход Гуссерля от психологизма к платонизму произошел независимо от обзора Фреге. [86] [87] : 253–262 Например, обзор ложно обвиняет Гуссерля в том, что он все субъективизирует, так что никакая объективность невозможна, и ложно приписывает ему понятие абстракции , посредством которой объекты исчезают до тех пор, пока все, что остается, не становится числами как простыми призраками. [ нужна ссылка ] Гуссерля Вопреки тому, что утверждает Фреге, в «Философии арифметики» уже есть два разных вида репрезентаций: субъективные и объективные. Более того, в этой работе четко определена объективность. Нападки Фреге, похоже, направлены против некоторых основополагающих доктрин, бытовавших в то время в Берлинской школе Вейерштрасса, ортодоксальными представителями которых нельзя назвать Гуссерля и Кантора.
Более того, различные источники указывают, что Гуссерль изменил свое мнение о психологизме еще в 1890 году, за год до публикации « Философии арифметики» . Гуссерль заявил, что к моменту публикации этой книги он уже изменил свое мнение — что у него с самого начала были сомнения в психологизме. Он объяснил это изменение взглядов чтением Лейбница, Больцано, Лотце и Дэвида Юма . [88] Гуссерль не упоминает Фреге как решающего фактора в этом изменении. В своих «Логических исследованиях » Гуссерль упоминает Фреге только дважды: один раз в сноске, чтобы указать, что он отказался от трех страниц своей критики « Основ арифметики» Фреге , и снова поставить под сомнение использование Фреге слова Bedeutung для обозначения «отсылки», а не «отсылки». чем «смысл» (смысл).
В письме от 24 мая 1891 года Фреге поблагодарил Гуссерля за присланный ему экземпляр «Философии арифметики» и рецензию Гуссерля на « Эрнста Шредера Vorlesungen über die Algebra der Logik» . В том же письме Фреге использовал рецензию на книгу Шредера для анализа представления Гуссерля о смысле референции понятийных слов. Следовательно, еще в 1891 году Фреге признал, что Гуссерль различает смысл и референцию. Следовательно, Фреге и Гуссерль независимо разработали теорию смысла и референции до 1891 года.
Комментаторы утверждают, что понятие ноэмы Гуссерля не имеет ничего общего с понятием смысла Фреге, поскольку ноэмы обязательно сливаются с ноэсами , которые представляют собой сознательную деятельность сознания. Ноэматы имеют три разных уровня:
- Субстрат, который никогда не представлен сознанию и является опорой всех свойств объекта;
- Ноэматические чувства, которые представляют собой различные способы представления нам объектов;
- Модальности бытия (возможное, сомнительное, существующее , несуществующее, абсурдное и т. д.).
Следовательно, в интенциональной деятельности даже несуществующие объекты могут конституироваться и составлять часть всей ноэмы. Фреге, однако, не рассматривал объекты как части смыслов: если имя собственное обозначает несуществующий объект, оно не имеет ссылки, следовательно, понятия без объектов не имеют истинностного значения в аргументах. Более того, Гуссерль не утверждал, что предикаты предложений обозначают понятия. Согласно Фреге, референция предложения является истинностным значением; для Гуссерля это «положение дел». Понятие «смысл» Фреге не имеет отношения к ноэме Гуссерля, тогда как понятия «значения» и «объекта» последнего отличаются от понятий Фреге.
В деталях концепция логики и математики Гуссерля отличается от концепции Фреге, который считал, что арифметика может быть выведена из логики. Для Гуссерля это не так: математика (за исключением геометрии ) является онтологическим коррелятом логики, и хотя обе области связаны между собой, ни одна из них не сводима строго к другой.
Критика Гуссерлем психологизма
[ редактировать ]Выступая против таких авторов, как Дж. С. Милль , Кристоф фон Зигварт и его собственный бывший учитель Брентано, Гуссерль критиковал их психологизм в математике и логике, т.е. их концепцию этих абстрактных и априорных наук как имеющих по существу эмпирическую основу и предписывающую или описательную природу. [89] Согласно психологизму , логика будет не автономной дисциплиной, а отраслью психологии, предлагающей либо предписывающее и практическое «искусство» правильного суждения (как это сделали Брентано и некоторые из его более ортодоксальных учеников), либо [90] или описание фактических процессов человеческого мышления. Гуссерль указывал, что неспособность антипсихологов победить психологизм была результатом неспособности провести различие между фундаментальной, теоретической стороной логики и прикладной, практической стороной. Чистая логика имеет дело вовсе не с «мыслями» или «суждениями» как психическими эпизодами, а с априорными законами и условиями для любой теории и любых суждений, понимаемых как предложения сами по себе.
- «Здесь «суждение» имеет то же значение, что и «предложение», понимаемое не как грамматическое, а как идеальное единство значения. Так обстоит дело со всеми различиями действий или форм суждения, дающими основание для Законы чистой логики Категориальные, гипотетические, дизъюнктивные, экзистенциальные суждения, как бы мы их ни называли, в чистой логике являются названиями не классов суждений, а идеальных форм предложений». [91]
Поскольку «истина в себе» имеет онтологический коррелят «бытие в себе» и поскольку психологи сводят истину (а следовательно, и логику) к эмпирической психологии, неизбежным следствием этого является скептицизм. Психологи не смогли показать, как индукция или психологические процессы могут обосновать абсолютную достоверность логических принципов, таких как принципы тождества и непротиворечия. Поэтому бесполезно основывать определенные логические законы и принципы на неопределенных процессах разума.
Эта путаница, вызванная психологизмом (и родственными дисциплинами, такими как биологизм и антропологизм), может быть связана с тремя конкретными предрассудками:
1. Первое предубеждение — это предположение, что логика носит нормативный характер. Гуссерль утверждает, что логика теоретическая, т. е. что логика сама предлагает априорные законы, которые сами по себе являются основой нормативной стороны логики. Поскольку математика связана с логикой, он приводит пример из математики: формула типа «(a + b)(a – b) = a² – b²» не дает никакого понимания того, как мыслить математически. Это просто выражает истину. Предложение, в котором говорится: «Произведение суммы и разности а и b должно давать разность квадратов а и b» действительно выражает нормативное суждение, но это нормативное утверждение основано на теоретическом утверждении» (а + б)(а – b) = а² – b²».
2. Для психологов действия суждения, рассуждения , вывода и т. д. являются психологическими процессами. Следовательно, роль психологии состоит в том, чтобы обеспечить основу этих процессов. Гуссерль утверждает, что эта попытка психологов является «metábasis eis állo génos» ( греч. μετάβασις εἰς ἄλλο γένος, «переход в другую область»). [92] : 344 Это метабазис, потому что психология не может дать никаких оснований для априорных законов, которые сами по себе являются основой всякого правильного мышления. У психологов возникает проблема: они путают намеренную деятельность с объектом этой деятельности. Важно различать акт суждения и само суждение, акт подсчета и само число и так далее. Подсчет пяти предметов, несомненно, является психологическим процессом, но число 5 — нет.
3. Суждения могут быть истинными или неверными. Психологи утверждают, что суждения истинны, потому что они становятся «очевидно» верными для нас. [93] : 261 Это свидетельство, психологический процесс, «гарантирующий» истину, действительно является психологическим процессом. Гуссерль отвечает, говоря, что сама истина, как и логические законы, всегда остаются действительными, независимо от психологических «доказательств» их истинности. Никакой психологический процесс не может объяснить априорную объективность этих логических истин .
От этой критики до психологизма различие между психологическими актами и их интенциональными объектами, а также различие между нормативной стороной логики и теоретической стороной вытекает из платонистской концепции логики. Это означает, что логические и математические законы следует рассматривать как независимые от человеческого разума, а также как автономию значений. По сути, это разница между реальным (всем, что подвержено времени) и идеальным или ирреальным (всем вневременным), таким как логические истины, математические сущности, математические истины и значения в целом.
Влияние
[ редактировать ]
Дэвид Карр так прокомментировал высказывания Гуссерля в своей диссертации 1970 года в Йельском университете: «Хорошо известно, что Гуссерль всегда разочаровывался склонностью его студентов идти своим собственным путем, приступать к фундаментальному пересмотру феноменологии, а не заниматься общественной задачей». как первоначально предполагалось радикально новой наукой. [94] Тем не менее, он привлекал философов к феноменологии.
Мартин Хайдеггер — самый известный из учеников Гуссерля, тот, кого Гуссерль выбрал своим преемником во Фрайбурге. главный труд Хайдеггера «Бытие и время» Гуссерлю посвящен . Они делились своими мыслями и более десяти лет работали вместе во Фрайбургском университете , причем Хайдеггер был ассистентом Гуссерля в 1920–1923 годах. [95] [96] [97] Ранние работы Хайдеггера следовали за своим учителем, но со временем он начал развивать новые, совершенно разные идеи. Гуссерль стал все более критически относиться к работе Хайдеггера, особенно в 1929 году, и включал резкую критику Хайдеггера в лекции, которые он читал в 1931 году. [98] Хайдеггер, признавая свой долг перед Гуссерлем, придерживался оскорбительной и вредной для Гуссерля политической позиции после того, как нацисты пришли к власти в 1933 году, причем Гуссерль был еврейского происхождения, а Хайдеггер, как известно, был тогда сторонником нацизма. [99] Научное обсуждение Гуссерля и Хайдеггера обширно.
В Геттингене в 1913 году Адольф Рейнах (1884–1917) «был теперь правой рукой Гуссерля. Он был прежде всего посредником между Гуссерлем и студентами, поскольку прекрасно понимал, как обращаться с другими людьми, тогда как Гуссерль был в значительной степени беспомощен в этом вопросе». уважать." [100] Он был первым редактором нового журнала Гуссерля « Ярбух» ; одна из его работ (дающая феноменологический анализ обязательственного права) вышла в первом номере. [101] Рейнах пользовался всеобщим уважением и был замечательным учителем. Гуссерль в своем некрологе 1917 года писал: «Он хотел черпать только из самых глубоких источников, он хотел создавать только произведения, имеющие непреходящую ценность. И благодаря своей мудрой сдержанности он преуспел в этом». [102]
Эдит Штайн была ученицей Гуссерля в Геттингене и Фрайбурге, когда она писала докторскую диссертацию «Проблема эмпатии в ее историческом развитии и феноменологическом рассмотрении» (1916). Затем она стала его помощницей во Фрайбурге в 1916–18. Позже она адаптировала свою феноменологию к современной школе современного томизма . [103]
Людвиг Ландгребе стал помощником Гуссерля в 1923 году. С 1939 года он сотрудничал с Ойгеном Финком в Архиве Гуссерля в Левене. В 1954 году он стал руководителем Архива Гуссерля. Ландгребе известен как один из ближайших соратников Гуссерля, а также своими независимыми взглядами на историю, религию и политику, как это видно с точек зрения экзистенциалистской философии и метафизики.
Ойген Финк был близким соратником Гуссерля в 1920-х и 1930-х годах. Он написал « Шестое картезианское размышление» , которое, по словам Гуссерля, было самым истинным выражением и продолжением его собственной работы. Финк произнес панегирик Гуссерлю в 1938 году. [23]
Роман Ингарден , один из первых учеников Гуссерля во Фрайбурге, переписывался с Гуссерлем до середины 1930-х годов. Ингарден, однако, не принял более поздний трансцендентальный идеализм Гуссерля, который, как он думал, приведет к релятивизму . Ингарден написал свои работы на немецком и польском языках . В своем «Споре о существовании мира» (нем. «Der Streit um die Existenz der Welt», англ. «Спор о существовании мира») он создал собственную реалистическую позицию, которая также способствовала распространению феноменологии в Польше.
Макс Шелер встретил Гуссерля в Галле в 1901 году и нашел в его феноменологии методологический прорыв для своей собственной философии. Шелер, который жил в Геттингене, когда там преподавал Гуссерль, был одним из первых редакторов журнала Jahrbuch für Philosophie und Phänomenologische Forschung (1913). Работа Шелера «Формализм в этике и неформальная этика ценностей» появилась в новом журнале (1913 и 1916 гг.) и получила признание. Однако личные отношения между двумя мужчинами стали натянутыми из-за проблем с законом Шелера, и Шелер вернулся в Мюнхен . [104] Хотя позже Шелер раскритиковал идеалистический логический подход Гуссерля и предложил вместо этого «феноменологию любви», он заявляет, что оставался «глубоко обязан» Гуссерлю на протяжении всей своей работы.
Когда-то считалось, что Николай Хартманн находится в центре феноменологии, но, возможно, уже нет. В 1921 году к движению прибавился престиж Гартмана Неокантианца, профессора философии в Марбурге; он «публично заявил о своей солидарности с настоящей работой «Феноменологии »». Однако Хартманн был связан с Максом Шелером и мюнхенским кружком; Сам Гуссерль, очевидно, не считал его феноменологом. Однако его философия, как говорят, включает новаторское использование метода. [105]
Эммануэль Левинас в 1929 году выступил с докладом на одном из последних семинаров Гуссерля во Фрайбурге. Гуссерля В том же году он написал на «Идеен» (1913) длинную рецензию, опубликованную во французском журнале. Вместе с Габриэль Пайффер Левинас перевел на французский «Картезские размышления» Гуссерля (1931). Сначала он был впечатлен Хайдеггером и начал писать о нем книгу, но прекратил проект, когда Хайдеггер связался с нацистами. После войны он писал о еврейской духовности; большая часть его семьи была убита нацистами в Литве . Затем Левинас начал писать произведения, которые стали широко известны и вызвали восхищение. [106]
Альфреда Шюца стремится «Феноменология социального мира» строго обосновать интерпретативную социологию Макса Вебера в феноменологии Гуссерля. Гуссерль был впечатлен этой работой и попросил Шюца стать его помощником. [107]
Жан-Поль Сартр также находился под сильным влиянием Гуссерля, хотя позже он не согласился с ключевыми моментами своего анализа. Сартр отверг трансцендентальные интерпретации Гуссерля, начатые в его «Идее» (1913), и вместо этого последовал онтологии Хайдеггера. [108]
» Мориса Мерло-Понти находится «Феноменология восприятия под влиянием работ Эдмунда Гуссерля о восприятии, интерсубъективности, интенциональности, пространстве, [109] Гуссерля и временность, включая теорию удержания и протекции . Описание Мерло-Понти «моторной интенциональности» и сексуальности, например, сохраняет важную структуру ноэтического/ноэматического соотношения Идеи I , но при этом еще более конкретизирует то, что это означает для Гуссерля, когда сознание конкретизирует себя в модусах интуиции. Пожалуй, наиболее явно гуссерлианская работа Мерло-Понти — «Философ и его тень». В зависимости от интерпретации рассказов Гуссерля об эйдетической интуиции, данных в «Феноменологической психологии» Гуссерля. [110] и «Опыт и суждение» , вполне возможно, что Мерло-Понти не принял ни «эйдетическую редукцию», ни «чистую сущность», которая, как утверждается, является результатом. [111] Мерло-Понти был первым студентом, обучавшимся в архиве Гуссерля в Левене .
Габриэль Марсель явно отверг экзистенциализм, принадлежащий Сартру, но не феноменологию, которая пользовалась широким признанием среди французских католиков . Он ценил Гуссерля, Шелера и (но с опаской) Хайдеггера. [112] Его выражения, такие как «онтология чувственности», когда речь идет о теле, указывают на влияние феноменологической мысли. [113]
Известно, что Курт Гёдель читал «Картезианские размышления» . Он выразил очень высокую оценку работе Гуссерля, особенно в отношении «брекетинга» или «эпохе».
Германа Вейля Интерес к интуиционистской логике и непредикативности , по-видимому, возник в результате чтения Гуссерля. С творчеством Гуссерля он познакомился через свою жену Хелен Йозеф, которая сама была ученицей Гуссерля в Геттингене.
Колин Уилсон широко использовал идеи Гуссерля при разработке своего «нового экзистенциализма», особенно в отношении его «интенциональности сознания», о которой он упоминает в ряде своих книг. [114]
Рудольф Карнап также находился под влиянием Гуссерля. [115] не только в отношении понятия Гуссерля о существенном прозрении, которое Карнап использовал в своем « Рауме », но и его понятия «правил формирования» и «правил трансформации» основано на философии логики Гуссерля.
Кароль Войтыла, который позже станет Папой Иоанном Павлом II , находился под влиянием Гуссерля. Феноменология появляется в его главной работе «Действующий человек» (1969). Первоначально опубликованный на польском языке, он был переведен Анджеем Потоцким и отредактирован Анной-Терезой Тименецкой в Analecta Husserliana . Действующий человек сочетает феноменологическую работу с томистической этикой . [116]

Поль Рикёр перевел многие произведения Гуссерля на французский язык, а также написал множество собственных исследований о философе. [117] Среди других работ Рикёр использовал феноменологию в своей книге «Фрейд и философия» (1965). [118]
Жак Деррида написал несколько критических исследований Гуссерля в начале своей академической карьеры. В их число входила его диссертация « Проблема Бытия в философии Гуссерля», а также введение в «Происхождение геометрии» . Деррида продолжал ссылаться на Гуссерля в таких работах, как «О грамматологии» .
Станислав Лесневский и Казимеж Айдукевич были вдохновлены формальным анализом языка Гуссерля. Соответственно, они использовали феноменологию при разработке категориальной грамматики . [119]
Хосе Ортега-и-Гассет посетил Гуссерля во Фрайбурге в 1934 году. Он выразил благодарность феноменологии за то, что она «освободила его» от узкой неокантианской мысли. Возможно, сам он не был феноменологом, но познакомил с этой философией Иберию и Латинскую Америку . [120]
Уилфрид Селларс , влиятельная фигура в так называемой «Питтсбургской школе» ( Роберт Брэндом , Джон Макдауэлл ), был учеником Марвина Фарбера , ученика Гуссерля, и через него находился под влиянием феноменологии:
Марвин Фарбер провел меня через мое первое внимательное чтение «Критики чистого разума» и познакомил с Гуссерлем. Его сочетание полного уважения к структуре мысли Гуссерля с столь же твердым убеждением в том, что этой структуре можно дать натуралистическую интерпретацию, несомненно, оказало ключевое влияние на мою последующую философскую стратегию. [121]
В своем эссе 1942 года «Миф о Сизифе » абсурдист философ- Альбер Камю признает Гуссерля предыдущим философом, который описывал чувство абсурда и пытался справиться с ним, но утверждает, что он совершил «философское самоубийство», возвысив разум и в конечном итоге придя к вездесущим платоническим формам. и абстрактный бог.
Ганс Блюменберг получил степень доктора философии в 1950 году, защитив диссертацию об онтологической дистанции, исследовании кризиса феноменологии Гуссерля.
Роджер Скратон , несмотря на некоторые разногласия с Гуссерлем, опирался на свою работу в «Сексуальном желании» (1986). [122] : 3–4
Влияние гуссерлианской феноменологической традиции в XXI веке выходит за рамки европейского и североамериканского наследия. Оно уже начало оказывать (косвенное) влияние на восточную и восточную мысль , включая исследования импульса философского мышления в идей ислама истории . [123] [124]
Библиография
[ редактировать ]На немецком языке
[ редактировать ]- 1887. О понятии числа. Психологический анализ ( О понятии числа ; кандидатская диссертация )
- 1891. Философия арифметики. Психологические и логические исследования ( Философия арифметики )
- 1900. Логические исследования. Часть первая: Пролегомены к чистой логике ( Логические исследования , Том 1: Пролегомены к чистой логике )
- 1901. Логические исследования. Часть вторая: Исследования по феноменологии и теории познания ( Логические исследования , Том 2)
- 1911. Philosophie als strenge Wissenschaft (включено в книги «Феноменология и кризис философии: философия как строгая наука» и «Философия и кризис европейского человека »)
- 1913. Идеи о чистой феноменологии и феноменологической философии. Первая книга: Идеи : Общее введение в чистую феноменологию.
- 1923-24. Первая философия. Часть вторая: Теория феноменологических редукций ( Первая философия , Том 2: Феноменологические редукции )
- 1925. Первая философия. Часть первая: Критическая история идей ( Первая философия , Том 1: Критическая история идей )
- 1928. Лекции по феноменологии сознания внутреннего . времени
- 1929. Формальная и трансцендентальная логика. Попытка критики логического разума ( формальная и трансцендентальная логика )
- 1930. Послесловие к моим «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» ( Постскриптум к моим «Идеим» ).
- 1936. европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую Кризис философию.
- 1939. Опыт и суждения. Исследования по генеалогии логики. ( Опыт и суждение )
- 1950. Cartesianische Meditationen перевод «Картезианских размышлений» ( , 1931)
- 1952. Идеи II: Исследования конституции по феноменологии .
- 1952. Идеи III: Феноменология и основы наук ( Идеи III: Феноменология и основы наук )
- 1973. интерсубъективности феноменологии О .
По-английски
[ редактировать ]- Философия арифметики , Уиллард, Даллас, пер., 2003 [1891]. Дордрехт: Клювер .
- Логические исследования , 1973 [1900, 2-е исправленное издание 1913 г.], Финдли, Дж. Н., пер. Лондон: Рутледж .
- «Философия как строгая наука», переведенная Квентином Лауэром, SJ , редактором, 1965 г. [1910] «Феноменология и кризис философии» . Нью-Йорк: Харпер и Роу .
- Идеи, относящиеся к чистой феноменологии и феноменологической философии - Первая книга: Общее введение в чистую феноменологию , 1982 [1913]. Керстен, Ф., пер. Гаага: Нийхофф .
- Идеи, относящиеся к чистой феноменологии и феноменологической философии - Вторая книга: Исследования по феноменологии конституции , 1989. Р. Ройцевич и А. Шувер, переводчики. Дордрехт: Клювер.
- Идеи, относящиеся к чистой феноменологии и феноменологической философии - Третья книга: Феноменология и основы наук , 1980, Кляйн, Т.Э., и Поль, В.Е., переводчики. Дордрехт: Клювер.
- О феноменологии сознания внутреннего времени (1893–1917) , 1990 [1928]. Бро, Дж. Б., пер. Дордрехт: Клювер.
- Картезианские размышления , 1960 [1931]. Кэрнс, Д., пер. Дордрехт: Клювер.
- Формальная и трансцендентальная логика , 1969 [1929], Кэрнс, Д., пер. Гаага: Нийхофф.
- Опыт и суждение , 1973 [1939], Черчилль Дж. С. и Америкс К., переводчики. Лондон: Рутледж.
- Кризис европейских наук и трансцендентальной феноменологии , 1970 [1936/54], Карр, Д., пер. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета .
- «Универсальная телеология». Телос 4 (осень 1969 г.). Нью-Йорк: Телос Пресс .
Антологии
[ редактировать ]- Уиллард, Даллас , пер., 1994. Ранние сочинения по философии логики и математики . Дордрехт: Клювер.
- Велтон, Донн, изд., 1999. The Essential Husserl . Блумингтон: Издательство Университета Индианы .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также «феноменологическая эпохе» или «феноменологическое брекетинг» или трансцендентальная редукция».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Поиск - Философская энциклопедия Routledge» . www.rep.routledge.com .
- ^ Савицкий, Марианна. «Эдмунд Гуссерль (1859–1938)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 28 апреля 2011 г.
- ↑ Гуссерль настаивал на том, что он был и всегда хотел быть трансцендентальным идеалистом. [2]
- ^ Пенелопа Раш, «Логический реализм», в: Пенелопа Раш (ред.), Метафизика логики , Cambridge University Press, 2014, стр. 13–31 .
- ^ Теория гештальта: Официальный журнал Общества гештальт-теории и ее приложений (GTA) , 22 , Steinkopff, 2000, стр. 94: «Внимание варьировалось между континентальной феноменологией (поздний Гуссерль, Мерло-Понти) и австрийским реализмом (Брентано, Мейнонг, Бенусси, ранний Гуссерль)».
- ^ Марк Текстор, Австрийский вклад в аналитическую философию , Routledge, 2006, стр. 170–171:
«[Гуссерль утверждает в « Логических исследованиях» , что правильность суждения или предложения] проявляется в нашем опыте самоочевидности ( Evidenz ), этот термин Гуссерль заимствует у Брентано, но делает критерием не истину как таковую, а нашу наиболее надежную точку зрения. осознание того, что вещи являются такими, какими мы их считаем, когда объект суждения, положение вещей , дано наиболее полно или адекватно... В своей борьбе за преодоление релятивизма, особенно психологизма, Гуссерль подчеркивал объективность истины и ее. независимость природы тех, кто его судит... Предложение истинно не на основании какого-то факта о мыслителе, а на основании объективно существующего абстрактного отношения предложения к чему-то, что не является предложением, а именно к положению дел». - ^ Барри Смит и Дэвид Вудрафф Смит, ред., Кембриджский компаньон Гуссерля , Cambridge University Press, стр. 292.
- ^ Захар, Эли (2001). Философия Пуанкаре: от конвенционализма к феноменологии . Чикаго: Open Court Pub Co., с. 211. ИСБН 0-8126-9435-Х .
- ^ Робин Д. Роллингер, Позиция Гуссерля в школе Брентано , Phaenomenologica 150, Дордрехт: Kluwer, 1999, с. 224 н. 1.
- ^ Дж. Н. Моханти (редактор), Чтения по логическим исследованиям Эдмунда Гуссерля , Springer, 1977, стр. 191.
- ^ Моран, Д. и Коэн, Дж., 2012, Словарь Гуссерля . Лондон, Continuum Press: стр. 151 («Хилетические данные ( hyletischen Daten )»): «В Идеи I § 85 Гуссерль использует термин «гилетические данные» для обозначения чувственных составляющих нашего интенционального опыта».
- ^ «Дорефлексивное самосознание» - это термин Шона Галлахера и Дэна Захави для обозначения идеи Гуссерля о том, что сознание всегда включает в себя самопоявление или самопроявление ( нем . Für-sich-selbst-erscheinens ; Э. Гуссерль (1959) , Erste Philosophie II 1923–24 , Husserliana VIII, Den Haag: Martinus Nijhoff, стр. 189, 412) и его идея о том, что тот факт, что «соответствующая последовательность ощущений или образов переживается и в этом смысле является сознательным, не и не может означать, что это является объектом акта сознания в том смысле, что на него направлено восприятие, представление или суждение» (Э. Гуссерль (1984), * Logische Untersuchungen II , Husserliana XIX/1–2). , Den Haag: Мартинус Нийхофф, стр. 165; английский перевод: Logical Investigations I , перевод Дж. Н. Финдли, Лондон: Routledge, 2001, стр. 273). См. Шон Галлахер , * Феноменология , Springer, 2016, с. 130 и «Феноменологические подходы к самосознанию» , Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Смит, Б.; Смит, Д.В., ред. (1995), Кембриджский компаньон Гуссерля , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 301–2, ISBN 0-521-43616-8
- ^ «Гуссерль» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ «Гуссерль» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . [ постоянная мертвая ссылка ] [ постоянная мертвая ссылка ] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Гуссерль» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ «Гуссерль» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ Креч, Ева-Мария; Сток, Эберхард; Хиршфельд, Урсула; Андерс, Лутц Кристиан (2009). Словарь немецкого произношения [ Словарь немецкого произношения ] (на немецком языке). Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 465 , 598. ISBN. 978-3-11-018202-6 .
- ^ Смит, Д.В. (2007). Гуссерль . п. xiv.
- ^ Купер-Виле, Дж. К., Тотальный акт: ключ к ранней философии Гуссерля ( Дордрехт : Kluwer Academic Publishers , 1989).
- ^ Кокельманс, Дж. К., Феноменология и естественные науки: очерки и переводы ( Эванстон : Northwestern University Press , 1970), стр. 3 .
- ^ Jump up to: а б с Джозеф Дж. Кокельманс, «Биографическая записка» Эдмунда Гуссерля, 17–20 лет, в его отредактированной «Феноменологии». Философия Эдмунда Гуссерля и ее интерпретация (Garden City, Нью-Йорк: Doubleday Anchor, 1967).
- ^ Jump up to: а б с д и «Страница Гуссерля: краткая биография Гуссерля» . Husserlpage.com . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Шпигельберг, Х. Феноменологическое движение. Историческое введение . Гаага: Мартинус Нийхофф, 2-е изд. ISBN 9024702399 . Том. Я, стр. 85–87. Об этом сообщили «от свидетелей последних дней Гуссерля, что Гуссерль пережил что-то вроде обращения на смертном одре». Шпигельберг (1971) в I:85.
- ^ Шпигельберг, Х., Контекст феноменологического движения (Берлин/Гейдельберг: Springer Science+Business Media , 1981), стр. 134 .
- ^ Кокельманс, «Биографическая заметка» Эдмунда Гуссерля, 17–20, стр. 17–18, в его отредактированной «Феноменологии» (Doubleday Anchor, 1967). «Философия арифметики» Гуссерля более подробно обсуждается ниже.
- ^ «Герхарт Гуссерль; Х. Палларда и Р. Хадсона» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года.
- ^ Гуссерля См., «Иллюстративные выдержки из обзора Фреге философии арифметики », перевод PTGeach, стр. 79–85, в Питере Гиче и Максе Блэке, редакторах, «Переводы из философских сочинений Готлоба Фреге» (Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1977). .
- ^ Эдмунд Гуссерль . Стэнфордская энциклопедия философии: Какое точное влияние эта критика Фреге могла оказать на последующие позиции Гуссерля, является предметом споров. См. ниже здесь раздел «Гуссерль и критика психологизма» и подраздел «Философия логики и математики».
- ↑ » Гуссерля «Логика , в которой психология отделяется от логики, также послужила подготовкой к более позднему развитию его работ в области феноменологической редукции . Марвин Фарбер , «Гуссерль и философский радикализм. Идеи философии без предпосылок» 37–57, стр. 47–48, в изд. Кокельманса, «Феноменология» (1967).
- ^ Jump up to: а б Ср., Поль Рикёр , Гуссерль. Анализ его феноменологии (Северо-Западный университет, 1967), стр. 29–30. Рикёр прослеживает развитие Гуссерля от Logische Untersuchungen до его более поздней Ideen ( Идеи , 1913), ведущего от психологического к трансцендентальному, в отношении интуиции сущностей (что допускает методология феноменологической редукции). Книга Гуссерля содержит переводы эссе Рикёра 1949–1967 годов.
- ^ Гуссерль, Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени (1928), переведенные как «Феноменология внутреннего сознания времени» (Университет Индианы, 1964).
- ^ Гуссерль, Ideen au einer Reinen Phänomenologie und Phänomenologischen Philosophie (1913), переведено как « Идеи». Общее введение в чистую феноменологию (Нью-Йорк: Macmillan 1931; переиздание Collier), с «Предисловием автора к английскому изданию» на стр. 5–22. Там Гуссерль в 1931 году ссылается на «трансцендентальную субъективность» как на «новую область опыта», открытую в результате практики феноменологической редукции и дающую начало априорной науке , не основанной эмпирически, но в чем-то похожей на математику. Благодаря такой практике индивид становится «трансцендентальным Эго», хотя Гуссерль признает проблему солипсизма . Позже он подчеркивает «необходимое подчеркивание различия между трансцендентальной и психологической субъективностью, неоднократное заявление о том, что трансцендентальная феноменология ни в каком смысле не является психологией», а скорее (в отличие от натуралистической психологии) посредством феноменологической редукции: «жизнь души создается понятен в своей самой интимной и изначально интуитивной сущности» и посредством чего «объекты самых различных степеней вплоть до уровня объективного мира существуют для Эго» ( Там же. 5–7, 11–12, 18).
- ^ Рикёр, Поль (1967). Гуссерль. Анализ его феноменологии . п. 33. В свой « период Идин » (1911–1925) Гуссерль также создал две неопубликованные рукописи, позже названные «Идин II» и «Идин III» . Рикёр (1967) в 35 лет.
- ^ Жан-Поль Сартр, «La Transcendance de L'Ego. Esquisse d'unescription phénoménologique» в Recherches Philosophiques , VI (1937), переведено как «Превосходство эго». Экзистенциалистская теория сознания (Нью-Йорк: The Noonday Press, 1957). «Несогласие Сартра с Гуссерлем, по-видимому, облегчило переход от феноменологии к экзистенциалистским доктринам L'Être et le Néant [1943]». Ф. Уильямс и Р. Киркпатрик, «Введение переводчика» 11–27, стр. 12, к книге «Превосходство эго» (1957).
- ^ Рикёр, Поль (1967). Гуссерль. Анализ его феноменологии . Северо-Западный университет. стр. 29, 30; ср., 177–178.
- ^ Гуссерль, Идин (1913), переведено как «Идеи» (1931), например, 161–165.
- ^ Рикёр, Гуссерль (1967) на 25–27. Идин не затрагивает проблему солипсизма. Рикёр (1967) в 31 год.
- ^ Питер Кестенбаум, «Вводное эссе» ix – lxxvii, в lxxv, в Гуссерле, Парижские лекции (Гаага: Мартинус Нийхофф, 2-е изд. 1967).
- ↑ В переводе Маккуорри и Робинсона «Бытие и время» 1962 года Хайдеггер заявляет: «Посвящается Эдмунду Гуссерлю в дружбе и восхищении. Тоднауберг в Бадене, Шварцвальд, 8 апреля 1926 года».
- ^ Эдмунд Гуссерль, Pariser Vorträge [1929], переведенный как «Парижские лекции» (Гаага: Мартинус Нийхофф, 2-е изд. 1967), Питером Кёстенбаумом, с «Вводным эссе» на ix – lxxvii.
- ^ Эта работа была впервые опубликована на французском языке. Гуссерль, Méditations cartesiennes (Париж: Арманд Колен, 1931), перевод Габриэль Пайффер и Эммануэля Левинаса . Немецкое издание Cartesianische Meditationen (переработанное Гуссерлем) вышло в 1950 году.
- ^ Рикёр, Поль (1967). Гуссерль. Анализ его феноменологии . Северо-Западный университет. стр. 82–85, 115–116, 123–142. Рикёр задается вопросом, не «закругляется ли здесь Гуссерль» в вопросе солипсизма .
- ^ Зак, Наоми (сентябрь 2009 г.). Удобный сборник ответов по философии . Видимый чернильный пресс. ISBN 9781578592777 .
- ^ Гуссерль, Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie (Белград, 1936). «Как еврей, которому было отказано в какой-либо публичной платформе в Германии, Гуссерлю пришлось публиковаться, как он читал, за пределами своей страны». «Философия» в Белграде начала свое издание. Дэвид Карр, «Введение переводчика» xv – xliii, at xvii, к Эдмунду Гуссерлю, Кризис европейских наук и трансцендентальной феноменологии (Северо-Западный университет, 1970).
- ^ Квентин Лауэр, «Введение», стр. 1–68, стр. 6–7, в Эдмунде Гуссерле, «Феноменология и кризис философии» (Нью-Йорк: Harper & Row/Torchbook, 1965); переведены две работы Гуссерля: пражская лекция 1935 года «Философия и кризис европейского человека» [Philosophie und die Krisis des europäischen Menschentums] и эссе 1911 года «Философия как строгая наука» [Philosophie als strenge Wissenschaft].
- ^ Карр, Дэвид (1970) «Введение переводчика» xv – xliii, xxx – xxxi, xxxiv – xxxv, xxxvii – xxxviii (историзм), xxxvi – xxxvii (как указано), Гуссерлю, Кризисы европейских наук .
- ^ Рикёр, Поль (1949) «Гуссерль и чувства истории», как переведено в его Гуссерле. Анализ его феноменологии (1967), стр. 143–174.
- ^ Гуссерль, Кризисы европейских наук и трансцендентальная феноменология (Северо-Западный университет, 1970), например, на 127.
- ^ Карр, Дэвид (1970) «Введение переводчика» xv – xliii, на xxxviii – xlii, к Гуссерлю, Кризисы европейских наук .
- ^ Эдмунд Гуссерль . Стэнфордская энциклопедия философии
- ^ Хьюго Отт, Мартин Хайдеггер, На пути к его биографии . Campus Verlag стр.168, Вальтер Бимель «Фрагменты воспоминаний» памяти Мартина Хайдеггера Неске 1977 стр.22
- ^ Рюдигер Сафрански, Мартин Хайдеггер: Между добром и злом (Кембридж, Массачусетс, и Лондон: издательство Гарвардского университета, 1998), стр. 253–8.
- ^ Шпигельберг, Герберт (1971). Феноменологическое движение. Историческое введение . Гаага: Мартинус Нийхофф, 2-е изд. ISBN 9024702399 . Том. I. стр. 281–283. «Примерно в это же время Гуссерль также начал называть Хайдеггера и Шелера своими философскими антиподами». Шпигельберг (1970), стр. 283.
- ^ Jump up to: а б Гуссерль, Эдмунд (1997). Психологическая и трансцендентальная феноменология и конфронтация с Хайдеггером (1927–1931) в переводе Т. Шиэна и Р. Палмера. Дордрехт: Клювер. ISBN 0792344812 , который содержит его «Феноменологию и антропологию» на стр. 485–500.
- ^ «Только Бог может спасти нас» . Дер Шпигель , 31 мая 1967 года.
- ↑ Гуссерль упоминается Бернардом Стиглером в фильме 2004 года «Истер» .
- ^ Ричард Эванс, Приход Третьего Рейха (Penguin 2003), стр. 421.
- ^ См., Питер Кестенбаум, «Вводное эссе» ix – lxxvii, lxxv – lxxvi, в его отредактированном Эдмунде Гуссерле, Парижские лекции (Гаага: Мартинус Нийхофф, 2-е изд. 1967). Его вдова Мальвина Гуссерль сыграла важную роль в этом спасательном проекте; она обратилась в католицизм в 1941 году.
- ^ Кокельманс, «Архивы Гуссерля», стр. 20–21, в его отредактированной «Феноменологии» (Doubleday Anchor, 1967).
- ^ Физетт Д. и Мартинелли Р., ред., Философия с эмпирической точки зрения: Очерки Карла Стампфа ( Лейден / Бостон : Brill Rodopi , 2015), стр. 159 .
- ^ Саймонс, Питер , Части: исследование онтологии , Oxford University Press
- ^ Чисхолм, РМ (1967). «Интенциональность». Энциклопедия философии. 4: 201.
- ^ де Уоррен, Н., Гуссерль и обещание времени: субъективность в трансцендентальной феноменологии (Кембридж: Cambridge University Press, 2009), стр. 79 .
- ^ Теодор Бур (31 декабря 1978 г.). Развитие мысли Гуссерля . Спрингер. п. 121. ИСБН 978-90-247-2039-2 . Проверено 18 апреля 2013 г.
- ↑ Это предположение привело Гуссерля к идеалистической позиции (которую он изначально пытался преодолеть или избежать). О феноменологическом идеализме Гуссерля см. Ганс Кёхлер , Диалектика субъекта-объекта в трансцендентальной феноменологии. Проблема существования между идеализмом и реализмом . ( Монографии по философским исследованиям , т. 112.) Майзенхайм а. Г.: Антон Хайн, 1974.
- ^ Кризис европейского человечества , Pt. II, 1935 г.
- ^ Ральф Кин (24 ноября 2009 г.). Изгнание и восстановление в еврейской мысли: очерк интерпретации . Международная издательская группа «Континуум». п. 68. ИСБН 978-0-8264-5308-2 . Проверено 21 декабря 2012 г.
- ^ Эдмунд Гуссерль, Идеи: общее введение в чистую феноменологию , тр. WR Бойс Гибсон (Нью-Йорк: Macmillan, 1962) 96–103, 155–67.
- ^ Гуссерль, Идеи 194.
- ^ Гуссерль, Идеи 242–43.
- ^ Гуссерль, Идеи 105–109; Марк П. Дрост, «Примат восприятия в теории воображения Гуссерля», PPR 1 (1990) 569–82. Немецкое слово begreifen , родственное английскому слову «хватка», несет в себе тот же смысл.
- ^ Бургин, М. , Теория познания: структуры и процессы ( Сингапур : World Scientific , 2017), с. 468 .
- ^ Розадо Хэддок, Дж. Э., и Ортис Хилл, К. , Гуссерль или Фреге?: Значение, объективность и математика ( Чикаго и LaSalle : Open Court , 2000), стр. 35 .
- ^ Jump up to: а б Дальстрем, DO (2004). «Онтология». Новая католическая энциклопедия . Гейл.
- ^ Sandcooler, Ханс Йорг (2010). «Онтология». Энциклопедия философии . Мой. Архивировано из оригинала 11 марта 2021 года . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гандер, Ганс Хельмут (2009). «Онтология». Лексика Гуссерля . Научное книжное общество.
- ^ Фёллесдаль, Дагфинн (2006). «Редукции Гуссерля и роль, которую они играют в его феноменологии». Компаньон феноменологии и экзистенциализма . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 105–114. дои : 10.1002/9780470996508.ch8 . ISBN 978-0-470-99650-8 .
- ^ Драммонд, Джон Дж. (2009). «Формальная онтология». Исторический словарь философии Гуссерля . Пугало Пресс.
- ^ Поли, Роберто (1993). «Концепция формальной онтологии Гуссерля». История и философия логики . 14 : 1–14. дои : 10.1080/01445349308837207 .
- ^ Моран, Дермот; Коэн, Джозеф (2012). «Региональная онтология». Словарь Гуссерля . Континуум.
- ^ Драммонд, Джон Дж. (2009). «Эйдетическая вариация». Исторический словарь философии Гуссерля . Пугало Пресс.
- ^ Спир, Эндрю Д. «Гуссерль, Эдмунд: Интенциональность и интенциональное содержание» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Кляйна См. особенно «Греческую математическую мысль и происхождение алгебры» (MIT Press, 1968).
- ^ Альфред Шрамм, Мейнонгианские проблемы в современной итальянской философии , Вальтер де Грюйтер, 2009, с. 28.
- ^ Рассмотрим Джитендру Нат Моханти , 1995, «Развитие мысли Гуссерля» в книге Барри Смита и Дэвида Вудраффа Смита, ред., «Кембриджский компаньон Гуссерля» , издательство Cambridge University Press. Дополнительные комментарии к обзору см. в Willard, Dallas, 1984. Logic and the Objectivity of Knowledge . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо, стр. 63; Дж. Филип Миллер, 1982. «Числа в присутствии и отсутствии, Phaenomenologica 90 (Den Haag: Nijhoff): стр. 19 и далее; и Джитендра Нат Моханти , 1984, «Гуссерль, Фреге и преодоление психологизма», в Чо, Кей Кьюнг, редактор, «Философия и наука в феноменологической перспективе», Phaenomenologica 95 (Дордрехт/Бостон/Ланкастер: Ниджхофф), стр. 145.
- ^ Розадо Хэддок, GE, «О различии Гуссерля между положением дел (Sachverhalt) и положением дел (Sachlage)», в книге К. Ортис Хилл и GE Розадо Хэддок, Гуссерль или Фреге?: Значение, объективность и математика ( Чикаго : Открытый суд , 2000), стр. 253–262 .
- ^ Гуссерль-Хроник , стр. 25–26.
- ^ Голомб, Джейкоб (1976). «Психология с феноменологической точки зрения Гуссерля» . Философия и феноменологические исследования . 36 (4): 451–471. дои : 10.2307/2106865 . ISSN 0031-8205 . JSTOR 2106865 .
- ↑ См. цитаты Карло Иерны, «Критика двойных суждений Гуссерля», в: Филип Маттенс, редактор, Значение и язык: феноменологические перспективы , Phaenomenologica 187 (Дордрехт/Бостон/Лондон: Springer, 2008, стр. 50 и f.
- ^ Эдмунд Гуссерль, Логические исследования , том 1, под редакцией Дермота Морана, пер. Дж. Н. Финдли (Нью-Йорк: Routledge, 2001), с. 112.
- ^ Гутланд, К., Опыт мышления: феноменологически ориентированное исследование опыта мышления и мыслей ( Фрайбург-им-Брайсгау /Мюнхен: Verlag Karl Alber, 2018), стр. 344 .
- ^ Драммонд, Дж. Дж., Гуссерлианская интенциональность и неосновной реализм: ноэма и объект ( Берлин / Гейдельберг : Kluwer Academic Publishers , 1990), стр. 261 .
- ^ Карр, Дэвид (1970) «Введение переводчика» xv – xlii, at xxv, к Эдмунду Гуссерлю, Кризис европейской науки и трансцендентальной феноменологии . Северо-Западный университет.
- ^ Кокельманс, «Введение [Мартин Хайдеггер]» 267–276, 273, в Кокельманс, редактор, Феноменология (1967).
- ^ Бейер, Кристиан (23 августа 2017 г.). «Эдмунд Гуссерль». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
- ^ Хайдеггер был в Марбурге 1923–1925 гг.
- ^ См. выше подраздел «Хайдеггер и нацистская эпоха».
- ↑ Многозначные, в том числе «ужасающие», аспекты Хайдеггера в параллельном контексте изложены в книге «Питер Эли Гордон, Розенсвейг и Хайдеггер: Между иудаизмом и немецкой философией» (Калифорнийский университет, 2003 г.), стр. 13–14 (раннее «родство» Хайдеггера и Розенвейга). " вместе с ним). «Однако в 1929 году можно было читать философию Хайдеггера, не втягиваясь в полемику по поводу ее отношения к национал-социализму , антисемитизму и тому подобному. Немецкий философский мир в целом все еще облачался в мантию относительной невинности». Гордон (2003) — 303–304. «Работы Розенвейга представляют собой кульминацию того, что часто называют немецкой еврейской традицией». Гордон, «Предисловие» (2003), XIX.
- ^ Эдит Штайн, Рейнах как философская личность [Отрывки из ее мемуаров] xxvii – xxix, xxvii, в Aletheia , III (1985).
- ^ Адольф Рейнах, «Априорные основы гражданского права» в Ежегоднике философии и феноменологических исследований , I: 685–847 (1913), переведено как «Априорные основы гражданского права» в Aletheia , III: 1–142 ( 1983).
- ^ Эдмунд Гуссерль, Рейнах как философская личность [уведомление о некрологе] xi – xiv, at xi, в Aletheia , III (1985).
- ^ Вальтрауд Хербстрит, Эдит Штайн: Биография (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1985 [1971]), стр. 13–14, 24; 42-44.
- ^ Джон Рафаэль Стауде, Макс Шелер (Нью-Йорк: Free Press, 1967) в 19–20, 27–28.
- ^ Шпигельберг, Герберт (1971). Феноменологическое движение . стр. 258–259; 371 (Шелер), 379–384 (использование метода).
- ^ Неподписанное «Предисловие» на vii – x, Эммануэлю Левинасу. Основные философские сочинения (Университет Индианы, 1996 г.) под редакцией Адриана Пеперзака, Саймона Кричли и Роберта Бернаскони.
- ^ Джордж Уолш, «Введение», Альфред Шютц, Феноменология социального мира (Иллинойс, 1997), с. восемнадцатый
- ^ Сартр, Трансцендентное эго. Экзистенциалистская теория сознания [1937] (Нью-Йорк: полдень 1957).
- ^ См., например, влияние Гуссерля на концепцию пространства Мерло-Понти , изложенную в: Надер Эль-Бизри , «Феноменологический отчет об онтологической проблеме пространства», Existentia Meletai-Sophias , 12 (2002), стр.345–364
- ^ Лекции, летний семестр, 1925 г.
- ^ Реми К. Квант, «Критика Мерло-Понти эйдетической редукции Гуссерля» в Джозеф Дж. Кохельманс, Феноменология. Философия Эдмунда Гуссерля и ее интерпретация (Garden City, NY: Doubleday Anchor, 1967) на 393–408, 394–395, 404–405.
- ^ Шпигельберг, Герберт и Шуман, Карл (1982). Феноменологическое движение . Спрингер. стр. 438–439, 448–449.
- ^ Капонигри, А. Роберт (1971). История западной философии . Университет Нотр-Дам. Том. В., стр. 284–285.
- ^ Колин Уилсон (1966). Введение в новый экзистенциализм . Издательство Эшгейт . п. 54. ИСБН 978-0704504158 .
- ^ Смит, Д.В., и Томассон, Эми Л. (ред.), 2005, Феноменология и философия разума . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 8 н. 18.
- ^ Войтыла, Кароль (2002), Действующий человек: вклад в феноменологическую антропологию , Springer, ISBN 90-277-0985-8
- ^ См., Поль Рикёр, Гуссерль. Анализ его феноменологии (Северо-Западный университет, 1967), сборник эссе, перевод.
- ^ Рикёр, Фрейд и философия: эссе в интерпретации ([1965]; Йельский университет, 1970).
- ^ См. Смит, Барри (1989), «О происхождении аналитической философии» (PDF) , Grazer Philosophische Studien , 34 : 153–173
- ^ Шпигельберг, Герберт и Шуман, Карл (1982). Феноменологическое движение . Спрингер. стр. 658–659.
- ^ Селларс, Уилфрид (1975), «Автобиографические размышления» , в Гекторе-Нери Кастаньеда (редактор), Действие, знание и реальность: критические исследования в честь Уилфрида Селларса , Индианаполис: Компания Боббс-Меррилл
- ^ Скратон, Роджер (1994). Сексуальное желание: философское исследование . Лондон: Феникс. стр. 3–4 . ISBN 1-85799-100-1 .
- ^ См., например: Надер Эль-Бизри , Феноменологические поиски между Авиценной и Хайдеггером (Бингемтон, Нью-Йорк: Global Publications SUNY в Бингемтоне, 2000); а также см.: Надер Эль-Бизри , « Авиценны Аристотелем De Anima между » и Гуссерлем », в книге «Страсти души в метаморфозах становления , изд. Анна-Тереза Тименецка (Дордрехт: Kluwer Academic Publishers , 2003), стр. 67–89.
- ^ См. также серию книг, опубликованную Springer по феноменологии и исламской философии : [1] .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адорно, Теодор В. , 2013. Против эпистемологии . Кембридж: Политическая пресса. ISBN 978-0745665382
- Бернет, Рудольф и др., 1993. Введение в феноменологию Гуссерля . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-1030-X
- Деррида, Жак , 1954 (французский), 2003 (английский). Проблема Бытия в философии Гуссерля . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета.
- --------, 1962 (французский), 1976 (английский). Введение в «Происхождение геометрии» Гуссерля . Включает перевод Деррида Приложения III к книге Гуссерля 1936 года «Кризис европейских наук и трансцендентальной феноменологии» .
- --------, 1967 (французский), 1973 (английский). Речь и явления (La Voix et le Phénomène) и другие очерки по теории знаков Гуссерля . ISBN 0-8101-0397-4
- Финк, Ойген 1995, Шестая картезианская медитация. Идея трансцендентальной теории метода с текстовыми примечаниями Эдмунда Гуссерля. Перевод с предисловием Рональда Брузины, Блумингтон: Издательство Индианского университета.
- Хилл, Колорадо, 1991. Слово и объект у Гуссерля, Фреге и Рассела: корни философии двадцатого века . Университет Огайо. Нажимать.
- Хопкинс, Берт К. (2011). Философия Гуссерля . Дарем: Проницательность.
- Левинас, Эммануэль , 1963 (французский), 1973 (английский). Теория интуиции в феноменологии Гуссерля . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета.
- Кёхлер, Ганс , 1982. Теория значения Эдмунда Гуссерля . Гаага: Мартинус Нийхофф.
- --------, 1982. Гуссерль и Фреге . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Моран Д. и Коэн Дж., 2012, Словарь Гуссерля . Лондон, Continuum Press.
- Натансон, Морис, 1973. Эдмунд Гуссерль: философ бесконечных задач . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-0425-3
- Ортис Хилл, Клэр ; да Силва, Хайро Хосе, ред. (1997). Непройденный путь: о философии логики и математики Гуссерля . Публикации колледжа.
- Рикёр, Поль , 1967. Гуссерль: анализ его феноменологии . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета.
- Роллингер, Р.Д., 2008. Австрийская феноменология: Брентано, Гуссерль, Мейнонг и другие о разуме и языке . Франкфурт-на-Майне: Онтос-Верлаг. ISBN 978-3-86838-005-7
- Соколовский, Роберт. Введение в феноменологию . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN 978-0-521-66792-0
- Смит, Б.; Смит, Д.В., ред. (1995), Кембриджский компаньон Гуссерля , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-43616-8
- Смит, Дэвид Вудрафф, 2007. Гуссерль . Лондон: Рутледж.
- Захави, Дэн , 2003. Феноменология Гуссерля . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4546-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]

Архивы Гуссерля
[ редактировать ]- Архив Гуссерля в Левене , главный архив Гуссерля в Левене , Международный центр феноменологических исследований.
- Гуссерлиана: Эдмунд Гуссерль Gesammelte Werke , постоянное критическое издание произведений Гуссерля.
- Гуссерлиана: Materialien , издание для лекций и коротких сочинений.
- Собрание сочинений Эдмунда Гуссерля , английский перевод произведений Гуссерля.
- Гуссерля в университете Кёльнском Архив .
- Архив Гуссерля во Фрайбурге .
- Архивы Гуссерля в Париже , в Высшей нормальной школе , Париж .
- Работы Эдмунда Гуссерля или о нем в Интернет-архиве
Другие ссылки
[ редактировать ]- Бейер, Кристиан. «Эдмунд Гуссерль» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Смит, Дэвид Вудрафф. «Феноменология» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Статьи об Эдмунде Гуссерле Барри Смита
- Английский перевод «Венской лекции» (1935): «Философия и кризис европейского человечества».
- Страница Гуссерля Боба Сэндмейера . Включает в себя ряд онлайн-текстов на немецком и английском языках.
- Husserl.net , проект открытого контента.
- « Эдмунд Гуссерль: формальная онтология и трансцендентальная логика ». Справочный справочник по логике и формальной онтологии Гуссерля с аннотированной библиографией.
- Круг Гуссерля.
- Картезианские размышления в Интернет-архиве
- Идеи , Часть I в Интернет-архиве
- Эдмунд Гуссерль об Открытом сообществе феноменологии . Полная библиография и ссылки на все немецкие тексты, включая Гуссерлианы тома . I – XXXVIII
- Эдмунд Гуссерль
- 1859 рождений
- 1938 смертей
- Австрийские писатели-мужчины XIX века
- Австрийские писатели XIX века.
- Немецкие философы XIX века
- Немецкие писатели XIX века.
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Австрийские писатели-мужчины ХХ века
- Австрийские философы ХХ века
- Немецкие философы XX века
- Немецкие писатели XX века
- Австрийские евреи XIX века
- Австрийские логики
- Австрийские лютеране
- Австрийские философы
- Переходит в лютеранство из иудаизма
- Ученые Декарта
- Эпистемологи
- немецкие логики
- Немецкие лютеране
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Выпускники Лейпцигского университета
- Лютеранские философы
- Еврейские философы
- Выпускники Университета Мартина Лютера Галле-Виттенберг
- Метафизики
- Онтологи
- Писатели из Простеёва
- Люди из Маркграфства Моравии
- Феноменологи
- Философы культуры
- Философы образования
- Философы языка
- Философы логики
- Философы математики
- Философы разума
- Философы психологии
- Платоники
- Теоретики тропов
- Академический состав Фрайбургского университета
- Академический состав Геттингенского университета
- Выпускники Венского университета
- Члены-корреспонденты Британской академии
- Моравско-немецкий народ