Jump to content

сценарий Одиа

(Перенаправлено с Ории (сценарий) )

Одия сценарий
Ортодонтический алфавит
Одия Акшара
«Одиа акшара», написанная шрифтом Одиа.
Тип сценария
Период времени
в. 14 век – настоящее время [1]
Направление Слева направо Edit this on Wikidata
Языки Одиа , санскрит , бенгальский , Куи , Куви , Манда , Пенго , Гонди , Кисан Курух , Дурува , Сора , Сантали , Чхаттисгархи , Хальби
Связанные скрипты
Родительские системы
Родственные системы
Бенгальско-ассамский , тирхута , нагари , непальский [2] [5] [6]
ИСО 15924
ИСО 15924 Орья (327) , Ория (Одия)
Юникод
Псевдоним Юникода
Ория
U + 0B00 – U + 0B7F
Эта статья содержит фонетические транскрипции в Международном фонетическом алфавите (IPA) . Вводное руководство по символам IPA см. в разделе Help:IPA . О различии между [ ] , / / ​​и ⟨   ⟩ см. IPA § Скобки и разделители транскрипции .

Шрифт Одиа ( Odia : ଓଡ଼ିଆ ଅକ୍ଷର , латинизированный : Oḍia akṣara , также Odia : ଓଡ଼ିଆ ଲିପି , латинизированный : Oḍiā Lipi ) — брахмический сценарий , используемый в основном для написания Одиа. язык и другие, включая санскрит и другие региональные языки. Это один из официальных сценариев Индийской Республики . Письмо развивалось более 1000 лет на основе варианта письма Сиддхам , которое использовалось в Восточной Индии, где характерная верхняя линия превратилась в отчетливую круглую форму зонтика из-за влияния рукописей на пальмовых листьях , а также под влиянием соседних сценариев. из Западного и Южного регионов.

Одия — это слоговой алфавит или абугида , в котором все согласные имеют встроенную гласную . Диакритические знаки (которые могут появляться выше, ниже, до или после согласной, которой они принадлежат) используются для изменения формы присущей гласной. Когда гласные появляются в начале слога, они пишутся как самостоятельные буквы. Кроме того, когда определенные согласные встречаются вместе, специальные союзные символы объединяют основные части каждого согласного символа.

Важной особенностью языка одиа, наблюдаемой в письме, является сохранение присущих согласным гласных, также известных как шва , как в средней, так и в конечной позиции. Отсутствие удаления шва , которое также наблюдается в санскрите, отличает его от остальных современных индоарийских языков и их эквивалентного использования в родственных брахмических письменностях . Отсутствие собственной гласной в согласной обозначается знаком вирама или халанта под согласной.

В Восточной Индии производное от письма Сиддхам привело к появлению группы сценариев, которые в конечном итоге стали бенгальско-ассамскими сценариями , сценарием Тирхута и сценарием Одиа, причем последний превратил крючок в характерный зонтик. [2] Самый ранний известный образец языка Одиа , написанный шрифтом Калинга , датируется 1051 годом. [7] [8]

Образец алфавита Одиа из буддийского текста примерно 1060 года нашей эры, написанного Сарахападой.
Храмовая надпись, показывающая вариант письма Сиддхам XIII века , предка современного письма Одиа, в храме Ананта Васудева.
Медная пластина XV века, дар Гаджапати императора Пурушоттама Дева , демонстрирующая отчетливое формирование формы современного письма Одиа.

Изогнутый вид письма Одиа является результатом практики письма на пальмовых листьях, которые имеют тенденцию рваться из-за использования слишком большого количества прямых линий. [9]

Разработка скриптов Одиа

Как и все брахмические письменности в регионе, письмо Одиа развивалось в четыре этапа, что можно увидеть по каменным надписям, медным пластинам и рукописям. Периоды развития расположены в следующем порядке:

  1. Прото-Одия: ок. 7–9 вв. н.э.
  2. Средневековая Одия: ок. 10–12 вв. н.э.
  3. Переходная Одия: ок. 12–14 гг. н.э.
  4. Современная (нынешняя) Одия: ок. 14–16 гг. н.э.

На архаические и средневековые формы Одия больше повлияла каллиграфия письменностей соседних регионов, таких как,

  1. В Северной Одише буквы написаны на одиа, смешанном со стилем Гауди, заимствованным из Сиддхама (то есть правая вертикальная часть буквы слегка изогнута внутрь).
  2. В южной Одише, где он смешан с телугу-каннадой , круглая рукописная форма.
  3. В Западной Одише, где он смешан с Нагари и Сиддхамом (квадратная форма в верхней части).

Что касается эпиграфических источников, то древности, которые демонстрируют различные исторические формы письма письмом Одиа, включают наскальные указы, храмовые надписи, каменные плиты, надписи на колоннах, скульптуры, медные пластины, монеты и рукописи на пальмовых листьях, иллюстрированные рукописи. , пластины из слоновой кости и родственные материалы. Многочисленные экземпляры предметов изображают все соответствующие этапы развития письменности Одиа во времена прославленных династий Восточной Ганги , Сомаванши , Бханджи, Бхаума-кара , Сайлодбхавы .

Некоторые из них, относящиеся к разным векам, следующие:

  1. Одним из самых ранних образцов письма Одиа является надпись Урджам, датируемая 11 веком нашей эры (1051 год нашей эры). Язык, использованный в надписях, — это диалект, на котором говорят в приграничных регионах Одиша и Мадхья-Прадеш. То же самое относится и к двуязычной и двуписьменной каменной надписи (Одия и тамильский язык) времен правления Нарасимхадева (13 век н. э.), найденной в Бхубанешваре. Язык одиа в старом письме одия виден справа, а тамильский язык Грантха - слева.
  2. Грант Нетрибханджадевы (11 век н.э.) в Гумсуре изображает средневековую фазу этого письма в квадратных и круглых вариантах.
  3. Каменная надпись храма Поттесвара в районе Ганджам (137 г. н.э.) является ярким примером письма Одиа, на которое повлияла разновидность телугу-каннада.
  4. На пластине Антиригам Яшабханджадевы (12 век н. э.) изображена каллиграфия Одиа, находящаяся под влиянием северного Нагари. Различия в написании букв, по-видимому, указывают на то, что сценарий находится в переходной фазе.
  5. Хилорская надпись Анантавармана (12 век н. э.) показывает сценарий Гауди или прото-ория. [4] округлой формы в верхней части, почти развитой, как у современных.
  6. Ранние эпиграфические записи пурийских надписей Анангабхимы III (1211-1238 гг. н. э.), которые считаются одной из самых ранних надписей Одиа, показывающих характеры Гауди, не только показывают стадию прото-, ранней и средневековой фаз, если эволюция сценария Одиа, но также числовые значения в раннем прото-орийском типе, в то время как другие относятся к типу телугу-каннада. Более ранняя надпись Чодагангадевы (1114–1115 гг. н. э.) показывает разновидность позднего сиддхама , в которой весьма заметен стиль пристхаматры в диакритических знаках гласных.
  7. В записях медных пластин Кендуапатны на санскрите царя Восточной Ганги Нарасимхадевы II (1278-1305 гг. н. э.) видна переходная разновидность, изображающая развитие Одиа от Гауди (квадратные с круглыми заголовками в протоке, что довольно часто встречается). на медных пластинах и каменных надписях).
  8. Запись на медной пластине о предоставлении земли Гаджапати царю Пурушоттамадеве (15 век н. э.), начертанная на медном наконечнике топора, показывает отчетливую раннюю версию современного письма Одиа, которое также можно увидеть в рукописях на пальмовых листьях, принадлежащих 15 веку. CE.

Что касается рукописных источников, то полноценное письмо Одиа приобретает свою классическую форму зонтичного крючка в результате развития, модификации, а также упрощения между 14 и 15 веками нашей эры, когда культура рукописных пальмовых листьев становится доминирующей в этом регионе. Поскольку пальмовые листья по своей природе скоропортящиеся, в настоящее время не существует рукописей до 15 века нашей эры. Следовательно, недавние работы также важны, поскольку они демонстрируют редкий и древний текст, а также художественные иллюстрации. Одной из самых ранних датированных рукописей на пальмовых листьях является рукопись Абхинава Гита-Говинды, хранящаяся в Государственном музее Одиши. Датой завершения рукописи считается 1494 год нашей эры. Среди других рукописей, представленных в музее, есть исторические произведения, такие как рукописи Джаядевы « Гита-Говинды» (16 век н. э.) и относительно недавние произведения 18, 19 и 20 веков. [3]

В подавляющем большинстве случаев для написания языка Одиа использовалось письмо Одиа. Однако он использовался как региональная система письма для санскрита . Кроме того, Грирсон [10] в своем знаменитом «Лингвистическом обзоре Индии» упоминается, что сценарий Одиа иногда используется для Чхаттисгархи , восточного языка хинди , в восточных приграничных регионах Чхаттисгарха . Однако, похоже, он был заменен сценарием деванагари .

Согласные

[ редактировать ]

В одиа определены две категории согласных букв: структурированные согласные ( Odia : बरग्य ब्याजन , латинизированные: bargya byan̄jana ) и неструктурированные согласные ( अबर्ग्य ब्यान ्य , абаргья бьянджана ).

Структурированные согласные классифицируются по месту их артикуляции , то есть по месту соприкосновения языка с небом.

Согласные одиа
( бьянджана )
взрывчатые вещества носовой аппроксимант Фрикативный
Структурированный
Озвучка Безмолвный Озвученный Безмолвный Озвученный
Стремление Безнаддувный безнаддувный Безнаддувный безнаддувный Безнаддувный безнаддувный
Велар
а
тот
ИПА: /иду/
б
горький
АПИ: /закрыть/
с
га
ВЛИЯНИЕ: /ɡɔ/
д
слушать
МПА: /ɡʱɔ/
Н
давать
ИПА: /страх/
Ха
ха
ВОЗДЕЙСТВИЕ: /ɦɔ/
Палатальный
Ч
что
ВЛИЯНИЕ: /tʃɔ/
Ч
нет
ВЛИЯНИЕ: /tʃʰɔ/
Дж
и
ВЛИЯНИЕ: /dʒɔ/
Дж
джа
ВЛИЯНИЕ: /dʒʱɔ/
Нет
нет
ИПА: /кукуруза/
Дж
да
ВЛИЯНИЕ: /dʒɔ/
Ш
да
ИПА: /это/
Ретрофлекс
Т
принадлежать
ВЛИЯНИЕ: /ʈɔ/
10
хороший
ВЛИЯНИЕ: /ʈʰɔ/
доктор
да
АПИ: /сказать/
д
да
МПА: /ɖʱɔ/
заем
На
ВЛИЯНИЕ: /ɳɔ/
из
день
ВЛИЯНИЕ: /ɾɔ/
рупий
сэр
ИПА: /это/
Стоматологический
Так
лицом к лицу
МПА: /к/
че
принадлежать
ВЛИЯНИЕ: /tʰɔ/
Д
да
МПА: /один/
Д
дха
ВЛИЯНИЕ: /dʱɔ/
Нет
уже
ИПА: /нет/
л
Ха
ВЛИЯНИЕ: /ɭɔ/
С
на
ИПА: /это/
губной
П
хорошо
ИПА: /по/
ж
фаза
ВЛИЯНИЕ: /pʰɔ/
б
нет
МПА: /и/
Бх
было
ВЛИЯНИЕ: /bʱɔ/
м
и
МПА: /и/
Вт
из
МПА: /в/
Одиа дополнительные неструктурированные согласные
Да
из
МПА: /справедливость/
л
тот
МПА: /местный/
шторм
РА
ВЛИЯНИЕ: /ɽɔ/
Д
Рха
ВЛИЯНИЕ: /ɽʰɔ/
Кш
не
ВЛИЯНИЕ: /kʰjɔ/
  1. ^ Перейти обратно: а б с Хотя существует три шипящих звука ଶ (талабья са), ଷ (мурддханья са) и ସ (дантья са), в современной Одиа все три произносятся одинаково.
  2. ^ Представлено GC Praharaj

В первом стандартизированном алфавитном справочнике Одиа Барнабодха , составленном Мадхусуданом Рао в 1895 году, фонемы ба , ва и ва были представлены одной и той же буквой ବ со звуками ва и ва . Это произошло потому, что фонемы ба и ва слились в восточно-индоарийских языках. Фонема wa могла быть записана с помощью согласного символа лигатуры ୍ୱ, который был общим с ba . Гопала Чандра Прахарадж , составивший и опубликовавший первый полный словарь Одиа, Пурначандра Одиа Бхашакоша (1931–40), ввел в сценарий новую букву ୱ для обозначения звука ва . [11] [12] [13] была создана альтернативная буква Для wa ଵ, но она не получила широкого признания.

Другие
ва,   ва

Лигатуры

[ редактировать ]

Группы из двух или более согласных образуют лигатуру . В Одиа есть два типа согласных лигатур: «северный» и «южный». «Северный» тип образуется путем слияния двух или более согласных, как в северных письмах, таких как Деванагари ; в некоторых случаях компоненты лигатуры северного типа легко идентифицируются, но иногда образуются совершенно новые глифы. В «южном» типе второй компонент уменьшается в размере и помещается под первый, как в южных сценариях, используемых для каннада и телугу .

Есть некоторые неясности. Присоединенная форма ଛ cha также используется для присоединенного ଥ tha :

  • для ща : ща ща , ща ща , ща ща
  • для ত tha : না ntha , সা stha

Знак носового ଂ похож на правую сторону глифа, используемого для ଫ pha и ଙ ṅa :

  • пха против ( пам )
  • NA (по сравнению с ន ḍam или ន uṃ )
  • мфа мпам по сравнению с ( )
Все формы соединения с двойными согласными. [14]
କ୍କକ୍ଖକ୍ଗକ୍ଘକ୍ଙକ୍ଚକ୍ଛକ୍ଜକ୍ଝକ୍ଞକ୍ଟକ୍ଠକ୍ଡକ୍ଢକ୍ଣକ୍ତକ୍ଥକ୍ଦକ୍ଧକ୍ନକ୍ପକ୍ଫକ୍ବକ୍ଭକ୍ମକ୍ଯକ୍ୟକ୍ରକ୍ଲକ୍ଳକ୍ୱକ୍ଶକ୍ଷକ୍ସକ୍ହ
ଖ୍କଖ୍ଖଖ୍ଗଖ୍ଘଖ୍ଙଖ୍ଚଖ୍ଛଖ୍ଜଖ୍ଝଖ୍ଞଖ୍ଟଖ୍ଠଖ୍ଡଖ୍ଢଖ୍ଣଖ୍ତଖ୍ଥଖ୍ଦଖ୍ଧଖ୍ନଖ୍ପଖ୍ଫଖ୍ବଖ୍ଭଖ୍ମଖ୍ଯଖ୍ୟଖ୍ରଖ୍ଲଖ୍ଳଖ୍ୱଖ୍ଶଖ୍ଷଖ୍ସଖ୍ହ
ଗ୍କଗ୍ଖଗ୍ଗଗ୍ଘଗ୍ଙଗ୍ଚଗ୍ଛଗ୍ଜଗ୍ଝଗ୍ଞଗ୍ଟଗ୍ଠଗ୍ଡଗ୍ଢଗ୍ଣଗ୍ତଗ୍ଥଗ୍ଦଗ୍ଧଗ୍ନଗ୍ପଗ୍ଫଗ୍ବଗ୍ଭଗ୍ମଗ୍ଯଗ୍ୟଗ୍ରଗ୍ଲଗ୍ଳଗ୍ୱଗ୍ଶଗ୍ଷଗ୍ସଗ୍ହ
ଘ୍କଘ୍ଖଘ୍ଗଘ୍ଘଘ୍ଙଘ୍ଚଘ୍ଛଘ୍ଜଘ୍ଝଘ୍ଞଘ୍ଟଘ୍ଠଘ୍ଡଘ୍ଢଘ୍ଣଘ୍ତଘ୍ଥଘ୍ଦଘ୍ଧଘ୍ନଘ୍ପଘ୍ଫଘ୍ବଘ୍ଭଘ୍ମଘ୍ଯଘ୍ୟଘ୍ରଘ୍ଲଘ୍ଳଘ୍ୱଘ୍ଶଘ୍ଷଘ୍ସଘ୍ହ
ଙ୍କଙ୍ଖଙ୍ଗଙ୍ଘଙ୍ଙଙ୍ଚଙ୍ଛଙ୍ଜଙ୍ଝଙ୍ଞଙ୍ଟଙ୍ଠଙ୍ଡଙ୍ଢଙ୍ଣଙ୍ତଙ୍ଥଙ୍ଦଙ୍ଧଙ୍ନଙ୍ପଙ୍ଫଙ୍ବଙ୍ଭଙ୍ମଙ୍ଯଙ୍ୟଙ୍ରଙ୍ଲଙ୍ଳଙ୍ୱଙ୍ଶଙ୍ଷଙ୍ସଙ୍ହ
ଚ୍କଚ୍ଖଚ୍ଗଚ୍ଘଚ୍ଙଚ୍ଚଚ୍ଛଚ୍ଜଚ୍ଝଚ୍ଞଚ୍ଟଚ୍ଠଚ୍ଡଚ୍ଢଚ୍ଣଚ୍ତଚ୍ଥଚ୍ଦଚ୍ଧଚ୍ନଚ୍ପଚ୍ଫଚ୍ବଚ୍ଭଚ୍ମଚ୍ଯଚ୍ୟଚ୍ରଚ୍ଲଚ୍ଳଚ୍ୱଚ୍ଶଚ୍ଷଚ୍ସଚ୍ହ
ଛ୍କଛ୍ଖଛ୍ଗଛ୍ଘଛ୍ଙଛ୍ଚଛ୍ଛଛ୍ଜଛ୍ଝଛ୍ଞଛ୍ଟଛ୍ଠଛ୍ଡଛ୍ଢଛ୍ଣଛ୍ତଛ୍ଥଛ୍ଦଛ୍ଧଛ୍ନଛ୍ପଛ୍ଫଛ୍ବଛ୍ଭଛ୍ମଛ୍ଯଛ୍ୟଛ୍ରଛ୍ଲଛ୍ଳଛ୍ୱଛ୍ଶଛ୍ଷଛ୍ସଛ୍ହ
ଜ୍କଜ୍ଖଜ୍ଗଜ୍ଘଜ୍ଙଜ୍ଚଜ୍ଛଜ୍ଜଜ୍ଝଜ୍ଞଜ୍ଟଜ୍ଠଜ୍ଡଜ୍ଢଜ୍ଣଜ୍ତଜ୍ଥଜ୍ଦଜ୍ଧଜ୍ନଜ୍ପଜ୍ଫଜ୍ବଜ୍ଭଜ୍ମଜ୍ଯଜ୍ୟଜ୍ରଜ୍ଲଜ୍ଳଜ୍ୱଜ୍ଶଜ୍ଷଜ୍ସଜ୍ହ
ଝ୍କଝ୍ଖଝ୍ଗଝ୍ଘଝ୍ଙଝ୍ଚଝ୍ଛଝ୍ଜଝ୍ଝଝ୍ଞଝ୍ଟଝ୍ଠଝ୍ଡଝ୍ଢଝ୍ଣଝ୍ତଝ୍ଥଝ୍ଦଝ୍ଧଝ୍ନଝ୍ପଝ୍ଫଝ୍ବଝ୍ଭଝ୍ମଝ୍ଯଝ୍ୟଝ୍ରଝ୍ଲଝ୍ଳଝ୍ୱଝ୍ଶଝ୍ଷଝ୍ସଝ୍ହ
ଞ୍କଞ୍ଖଞ୍ଗଞ୍ଘଞ୍ଙଞ୍ଚଞ୍ଛଞ୍ଜଞ୍ଝଞ୍ଞଞ୍ଟଞ୍ଠଞ୍ଡଞ୍ଢଞ୍ଣଞ୍ତଞ୍ଥଞ୍ଦଞ୍ଧଞ୍ନଞ୍ପଞ୍ଫଞ୍ବଞ୍ଭଞ୍ମଞ୍ଯଞ୍ୟଞ୍ରଞ୍ଲଞ୍ଳଞ୍ୱଞ୍ଶଞ୍ଷଞ୍ସଞ୍ହ
ଟ୍କଟ୍ଖଟ୍ଗଟ୍ଘଟ୍ଙଟ୍ଚଟ୍ଛଟ୍ଜଟ୍ଝଟ୍ଞଟ୍ଟଟ୍ଠଟ୍ଡଟ୍ଢଟ୍ଣଟ୍ତଟ୍ଥଟ୍ଦଟ୍ଧଟ୍ନଟ୍ପଟ୍ଫଟ୍ବଟ୍ଭଟ୍ମଟ୍ଯଟ୍ୟଟ୍ରଟ୍ଲଟ୍ଳଟ୍ୱଟ୍ଶଟ୍ଷଟ୍ସଟ୍ହ
ଠ୍କଠ୍ଖଠ୍ଗଠ୍ଘଠ୍ଙଠ୍ଚଠ୍ଛଠ୍ଜଠ୍ଝଠ୍ଞଠ୍ଟଠ୍ଠଠ୍ଡଠ୍ଢଠ୍ଣଠ୍ତଠ୍ଥଠ୍ଦଠ୍ଧଠ୍ନଠ୍ପଠ୍ଫଠ୍ବଠ୍ଭଠ୍ମଠ୍ଯଠ୍ୟଠ୍ରଠ୍ଲଠ୍ଳଠ୍ୱଠ୍ଶଠ୍ଷଠ୍ସଠ୍ହ
ଡ୍କଡ୍ଖଡ୍ଗଡ୍ଘଡ୍ଙଡ୍ଚଡ୍ଛଡ୍ଜଡ୍ଝଡ୍ଞଡ୍ଟଡ୍ଠଡ୍ଡଡ୍ଢଡ୍ଣଡ୍ତଡ୍ଥଡ୍ଦଡ୍ଧଡ୍ନଡ୍ପଡ୍ଫଡ୍ବଡ୍ଭଡ୍ମଡ୍ଯଡ୍ୟଡ୍ରଡ୍ଲଡ୍ଳଡ୍ୱଡ୍ଶଡ୍ଷଡ୍ସଡ୍ହ
ଢ୍କଢ୍ଖଢ୍ଗଢ୍ଘଢ୍ଙଢ୍ଚଢ୍ଛଢ୍ଜଢ୍ଝଢ୍ଞଢ୍ଟଢ୍ଠଢ୍ଡଢ୍ଢଢ୍ଣଢ୍ତଢ୍ଥଢ୍ଦଢ୍ଧଢ୍ନଢ୍ପଢ୍ଫଢ୍ବଢ୍ଭଢ୍ମଢ୍ଯଢ୍ୟଢ୍ରଢ୍ଲଢ୍ଳଢ୍ୱଢ୍ଶଢ୍ଷଢ୍ସଢ୍ହ
ଣ୍କଣ୍ଖଣ୍ଗଣ୍ଘଣ୍ଙଣ୍ଚଣ୍ଛଣ୍ଜଣ୍ଝଣ୍ଞଣ୍ଟଣ୍ଠଣ୍ଡଣ୍ଢଣ୍ଣଣ୍ତଣ୍ଥଣ୍ଦଣ୍ଧଣ୍ନଣ୍ପଣ୍ଫଣ୍ବଣ୍ଭଣ୍ମଣ୍ଯଣ୍ୟଣ୍ରଣ୍ଲଣ୍ଳଣ୍ୱଣ୍ଶଣ୍ଷଣ୍ସଣ୍ହ
ତ୍କତ୍ଖତ୍ଗତ୍ଘତ୍ଙତ୍ଚତ୍ଛତ୍ଜତ୍ଝତ୍ଞତ୍ଟତ୍ଠତ୍ଡତ୍ଢତ୍ଣତ୍ତତ୍ଥତ୍ଦତ୍ଧତ୍ନତ୍ପତ୍ଫତ୍ବତ୍ଭତ୍ମତ୍ଯତ୍ୟତ୍ରତ୍ଲତ୍ଳତ୍ୱତ୍ଶତ୍ଷତ୍ସତ୍ହ
ଥ୍କଥ୍ଖଥ୍ଗଥ୍ଘଥ୍ଙଥ୍ଚଥ୍ଛଥ୍ଜଥ୍ଝଥ୍ଞଥ୍ଟଥ୍ଠଥ୍ଡଥ୍ଢଥ୍ଣଥ୍ତଥ୍ଥଥ୍ଦଥ୍ଧଥ୍ନଥ୍ପଥ୍ଫଥ୍ବଥ୍ଭଥ୍ମଥ୍ଯଥ୍ୟଥ୍ରଥ୍ଲଥ୍ଳଥ୍ୱଥ୍ଶଥ୍ଷଥ୍ସଥ୍ହ
ଦ୍କଦ୍ଖଦ୍ଗଦ୍ଘଦ୍ଙଦ୍ଚଦ୍ଛଦ୍ଜଦ୍ଝଦ୍ଞଦ୍ଟଦ୍ଠଦ୍ଡଦ୍ଢଦ୍ଣଦ୍ତଦ୍ଥଦ୍ଦଦ୍ଧଦ୍ନଦ୍ପଦ୍ଫଦ୍ବଦ୍ଭଦ୍ମଦ୍ଯଦ୍ୟଦ୍ରଦ୍ଲଦ୍ଳଦ୍ୱଦ୍ଶଦ୍ଷଦ୍ସଦ୍ହ
ଧ୍କଧ୍ଖଧ୍ଗଧ୍ଘଧ୍ଙଧ୍ଚଧ୍ଛଧ୍ଜଧ୍ଝଧ୍ଞଧ୍ଟଧ୍ଠଧ୍ଡଧ୍ଢଧ୍ଣଧ୍ତଧ୍ଥଧ୍ଦଧ୍ଧଧ୍ନଧ୍ପଧ୍ଫଧ୍ବଧ୍ଭଧ୍ମଧ୍ଯଧ୍ୟଧ୍ରଧ୍ଲଧ୍ଳଧ୍ୱଧ୍ଶଧ୍ଷଧ୍ସଧ୍ହ
ନ୍କନ୍ଖନ୍ଗନ୍ଘନ୍ଙନ୍ଚନ୍ଛନ୍ଜନ୍ଝନ୍ଞନ୍ଟନ୍ଠନ୍ଡନ୍ଢନ୍ଣନ୍ତନ୍ଥନ୍ଦନ୍ଧନ୍ନନ୍ପନ୍ଫନ୍ବନ୍ଭନ୍ମନ୍ଯନ୍ୟନ୍ରନ୍ଲନ୍ଳନ୍ୱନ୍ଶନ୍ଷନ୍ସନ୍ହ
ପ୍କପ୍ଖପ୍ଗପ୍ଘପ୍ଙପ୍ଚପ୍ଛପ୍ଜପ୍ଝପ୍ଞପ୍ଟପ୍ଠପ୍ଡପ୍ଢପ୍ଣପ୍ତପ୍ଥପ୍ଦପ୍ଧପ୍ନପ୍ପପ୍ଫପ୍ବପ୍ଭପ୍ମପ୍ଯପ୍ୟପ୍ରପ୍ଲପ୍ଳପ୍ୱପ୍ଶପ୍ଷପ୍ସପ୍ହ
ଫ୍କଫ୍ଖଫ୍ଗଫ୍ଘଫ୍ଙଫ୍ଚଫ୍ଛଫ୍ଜଫ୍ଝଫ୍ଞଫ୍ଟଫ୍ଠଫ୍ଡଫ୍ଢଫ୍ଣଫ୍ତଫ୍ଥଫ୍ଦଫ୍ଧଫ୍ନଫ୍ପଫ୍ଫଫ୍ବଫ୍ଭଫ୍ମଫ୍ଯଫ୍ୟଫ୍ରଫ୍ଲଫ୍ଳଫ୍ୱଫ୍ଶଫ୍ଷଫ୍ସଫ୍ହ
ବ୍କବ୍ଖବ୍ଗବ୍ଘବ୍ଙବ୍ଚବ୍ଛବ୍ଜବ୍ଝବ୍ଞବ୍ଟବ୍ଠବ୍ଡବ୍ଢବ୍ଣବ୍ତବ୍ଥବ୍ଦବ୍ଧବ୍ନବ୍ପବ୍ଫବ୍ବବ୍ଭବ୍ମବ୍ଯବ୍ୟବ୍ରବ୍ଲବ୍ଳବ୍ୱବ୍ଶବ୍ଷବ୍ସବ୍ହ
ଭ୍କଭ୍ଖଭ୍ଗଭ୍ଘଭ୍ଙଭ୍ଚଭ୍ଛଭ୍ଜଭ୍ଝଭ୍ଞଭ୍ଟଭ୍ଠଭ୍ଡଭ୍ଢଭ୍ଣଭ୍ତଭ୍ଥଭ୍ଦଭ୍ଧଭ୍ନଭ୍ପଭ୍ଫଭ୍ବଭ୍ଭଭ୍ମଭ୍ଯଭ୍ୟଭ୍ରଭ୍ଲଭ୍ଳଭ୍ୱଭ୍ଶଭ୍ଷଭ୍ସଭ୍ହ
ମ୍କମ୍ଖମ୍ଗମ୍ଘମ୍ଙମ୍ଚମ୍ଛମ୍ଜମ୍ଝମ୍ଞମ୍ଟମ୍ଠମ୍ଡମ୍ଢମ୍ଣମ୍ତମ୍ଥମ୍ଦମ୍ଧମ୍ନମ୍ପମ୍ଫମ୍ବମ୍ଭମ୍ମମ୍ଯମ୍ୟମ୍ରମ୍ଲମ୍ଳମ୍ୱମ୍ଶମ୍ଷମ୍ସମ୍ହ
ଯ୍କଯ୍ଖଯ୍ଗଯ୍ଘଯ୍ଙଯ୍ଚଯ୍ଛଯ୍ଜଯ୍ଝଯ୍ଞଯ୍ଟଯ୍ଠଯ୍ଡଯ୍ଢଯ୍ଣଯ୍ତଯ୍ଥଯ୍ଦଯ୍ଧଯ୍ନଯ୍ପଯ୍ଫଯ୍ବଯ୍ଭଯ୍ମଯ୍ଯଯ୍ୟଯ୍ରଯ୍ଲଯ୍ଳଯ୍ୱଯ୍ଶଯ୍ଷଯ୍ସଯ୍ହ
ୟ୍କୟ୍ଖୟ୍ଗୟ୍ଘୟ୍ଙୟ୍ଚୟ୍ଛୟ୍ଜୟ୍ଝୟ୍ଞୟ୍ଟୟ୍ଠୟ୍ଡୟ୍ଢୟ୍ଣୟ୍ତୟ୍ଥୟ୍ଦୟ୍ଧୟ୍ନୟ୍ପୟ୍ଫୟ୍ବୟ୍ଭୟ୍ମୟ୍ଯୟ୍ୟୟ୍ରୟ୍ଲୟ୍ଳୟ୍ୱୟ୍ଶୟ୍ଷୟ୍ସୟ୍ହ
ର୍କର୍ଖର୍ଗର୍ଘର୍ଙର୍ଚର୍ଛର୍ଜର୍ଝର୍ଞର୍ଟର୍ଠର୍ଡର୍ଢର୍ଣର୍ତର୍ଥର୍ଦର୍ଧର୍ନର୍ପର୍ଫର୍ବର୍ଭର୍ମର୍ଯର୍ୟର୍ରର୍ଲର୍ଳର୍ୱର୍ଶର୍ଷର୍ସର୍ହ
ଲ୍କଲ୍ଖଲ୍ଗଲ୍ଘଲ୍ଙଲ୍ଚଲ୍ଛଲ୍ଜଲ୍ଝଲ୍ଞଲ୍ଟଲ୍ଠଲ୍ଡଲ୍ଢଲ୍ଣଲ୍ତଲ୍ଥଲ୍ଦଲ୍ଧଲ୍ନଲ୍ପଲ୍ଫଲ୍ବଲ୍ଭଲ୍ମଲ୍ଯଲ୍ୟଲ୍ରଲ୍ଲଲ୍ଳଲ୍ୱଲ୍ଶଲ୍ଷଲ୍ସଲ୍ହ
ଳ୍କଳ୍ଖଳ୍ଗଳ୍ଘଳ୍ଙଳ୍ଚଳ୍ଛଳ୍ଜଳ୍ଝଳ୍ଞଳ୍ଟଳ୍ଠଳ୍ଡଳ୍ଢଳ୍ଣଳ୍ତଳ୍ଥଳ୍ଦଳ୍ଧଳ୍ନଳ୍ପଳ୍ଫଳ୍ବଳ୍ଭଳ୍ମଳ୍ଯଳ୍ୟଳ୍ରଳ୍ଲଳ୍ଳଳ୍ୱଳ୍ଶଳ୍ଷଳ୍ସଳ୍ହ
ୱ୍କୱ୍ଖୱ୍ଗୱ୍ଘୱ୍ଙୱ୍ଚୱ୍ଛୱ୍ଜୱ୍ଝୱ୍ଞୱ୍ଟୱ୍ଠୱ୍ଡୱ୍ଢୱ୍ଣୱ୍ତୱ୍ଥୱ୍ଦୱ୍ଧୱ୍ନୱ୍ପୱ୍ଫୱ୍ବୱ୍ଭୱ୍ମୱ୍ଯୱ୍ୟୱ୍ରୱ୍ଲୱ୍ଳୱ୍ୱୱ୍ଶୱ୍ଷୱ୍ସୱ୍ହ
ଶ୍କଶ୍ଖଶ୍ଗଶ୍ଘଶ୍ଙଶ୍ଚଶ୍ଛଶ୍ଜଶ୍ଝଶ୍ଞଶ୍ଟଶ୍ଠଶ୍ଡଶ୍ଢଶ୍ଣଶ୍ତଶ୍ଥଶ୍ଦଶ୍ଧଶ୍ନଶ୍ପଶ୍ଫଶ୍ବଶ୍ଭଶ୍ମଶ୍ଯଶ୍ୟଶ୍ରଶ୍ଲଶ୍ଳଶ୍ୱଶ୍ଶଶ୍ଷଶ୍ସଶ୍ହ
ଷ୍କଷ୍ଖଷ୍ଗଷ୍ଘଷ୍ଙଷ୍ଚଷ୍ଛଷ୍ଜଷ୍ଝଷ୍ଞଷ୍ଟଷ୍ଠଷ୍ଡଷ୍ଢଷ୍ଣଷ୍ତଷ୍ଥଷ୍ଦଷ୍ଧଷ୍ନଷ୍ପଷ୍ଫଷ୍ବଷ୍ଭଷ୍ମଷ୍ଯଷ୍ୟଷ୍ରଷ୍ଲଷ୍ଳଷ୍ୱଷ୍ଶଷ୍ଷଷ୍ସଷ୍ହ
ସ୍କସ୍ଖସ୍ଗସ୍ଘସ୍ଙସ୍ଚସ୍ଛସ୍ଜସ୍ଝସ୍ଞସ୍ଟସ୍ଠସ୍ଡସ୍ଢସ୍ଣସ୍ତସ୍ଥସ୍ଦସ୍ଧସ୍ନସ୍ପସ୍ଫସ୍ବସ୍ଭସ୍ମସ୍ଯସ୍ୟସ୍ରସ୍ଲସ୍ଳସ୍ୱସ୍ଶସ୍ଷସ୍ସସ୍ହ
ହ୍କହ୍ଖହ୍ଗହ୍ଘହ୍ଙହ୍ଚହ୍ଛହ୍ଜହ୍ଝହ୍ଞହ୍ଟହ୍ଠହ୍ଡହ୍ଢହ୍ଣହ୍ତହ୍ଥହ୍ଦହ୍ଧହ୍ନହ୍ପହ୍ଫହ୍ବହ୍ଭହ୍ମହ୍ଯହ୍ୟହ୍ରହ୍ଲହ୍ଳହ୍ୱହ୍ଶହ୍ଷହ୍ସହ୍ହ

Одиа — это буквенно-слоговый алфавит или абугида , в котором все согласные имеют встроенную гласную . Диакритические знаки (которые могут появляться выше, ниже, до или после согласной, которой они принадлежат) используются для изменения формы присущей гласной. Когда гласные появляются в начале слога , они пишутся как самостоятельные буквы. Кроме того, когда определенные согласные встречаются вместе, используются специальные соединительные символы для объединения основных частей каждого согласного символа.

Существенной разницы в произношении долгих и кратких гласных нет.

Другая форма ଇ используется с согласными ଖ (кха), ଥ (tha), ଧ (дха). Этот диакритический знак является остатком варианта рукописного стиля Одиа Карани .

Гласные с их диакритическими знаками и в слогах с କ୍ [3] [14]
А
а
А
и
Э
я
РС
я
А
в
ты
Эм-м-м
А
и
А
есть
О
тот
А
В
а
◌ା
и
ି
я
я
в
Эм-м-м
◌େ
и
есть
тот
В
‍◌୍
А+
а
тот
К + Ка
Ка
как
Что?
что
к
Как дела?
ключ
ключ
А + Д
к
к
С
Мистер
останавливаться
+ а
К
тот
ಈ + ಕ
что
когда
О + К
Ко
является
А + А
ВОЗ
ты
К+
а
к
  1. ^ Эта буква время от времени используется для обозначения ва или ва в качестве альтернативы обычному ୱ, но не получила широкого признания.
  2. ^ Этот диакритический знак, халанта , представляет собой «убийственный удар», который подавляет присущую букве гласную , делая ее изолированной согласной.
Дополнительные диакритические знаки гласных
б
есть
Когда
Комната
Ти
экзамен
верно
Мистер
дхи
Все сочетания согласных и гласных
a
ā
i
ī
u
ū
r̥̄
l̥̄
e
ai
o
au
କ୍
k
କା
କି
କୀ
କୁ
କୂ
କୃ
କୄ
କୢ
କୣ
କେ
କୈ
କୋ
କୌ
ଖ୍
kh
ଖା
ଖି
ଖୀ
ଖୁ
ଖୂ
ଖୃ
ଖୄ
ଖୢ
ଖୣ
ଖେ
ଖୈ
ଖୋ
ଖୌ
ଗ୍
g
ଗା
ଗି
ଗୀ
ଗୁ
ଗୂ
ଗୃ
ଗୄ
ଗୢ
ଗୣ
ଗେ
ଗୈ
ଗୋ
ଗୌ
ଘ୍
gh
ଘା
ଘି
ଘୀ
ଘୁ
ଘୂ
ଘୃ
ଘୄ
ଘୢ
ଘୣ
ଘେ
ଘୈ
ଘୋ
ଘୌ
ଙ୍
ଙା
ଙି
ଙୀ
ଙୁ
ଙୂ
ଙୃ
ଙୄ
ଙୢ
ଙୣ
ଙେ
ଙୈ
ଙୋ
ଙୌ
ଚ୍
c
ଚା
ଚି
ଚୀ
ଚୁ
ଚୂ
ଚୃ
ଚୄ
ଚୢ
ଚୣ
ଚେ
ଚୈ
ଚୋ
ଚୌ
ଛ୍
ch
ଛା
ଛି
ଛୀ
ଛୁ
ଛୂ
ଛୃ
ଛୄ
ଛୢ
ଛୣ
ଛେ
ଛୈ
ଛୋ
ଛୌ
ଜ୍
j
ଜା
ଜି
ଜୀ
ଜୁ
ଜୂ
ଜୃ
ଜୄ
ଜୢ
ଜୣ
ଜେ
ଜୈ
ଜୋ
ଜୌ
ଝ୍
jh
ଝା
ଝି
ଝୀ
ଝୁ
ଝୂ
ଝୃ
ଝୄ
ଝୢ
ଝୣ
ଝେ
ଝୈ
ଝୋ
ଝୌ
ଞ୍
ñ
ଞା
ଞି
ଞୀ
ଞୁ
ଞୂ
ଞୃ
ଞୄ
ଞୢ
ଞୣ
ଞେ
ଞୈ
ଞୋ
ଞୌ
ଟ୍
ଟା
ଟି
ଟୀ
ଟୁ
ଟୂ
ଟୃ
ଟୄ
ଟୢ
ଟୣ
ଟେ
ଟୈ
ଟୋ
ଟୌ
ଠ୍
ṭh
ଠା
ଠି
ଠୀ
ଠୁ
ଠୂ
ଠୃ
ଠୄ
ଠୢ
ଠୣ
ଠେ
ଠୈ
ଠୋ
ଠୌ
ଡ୍
ଡା
ଡି
ଡୀ
ଡୁ
ଡୂ
ଡୃ
ଡୄ
ଡୢ
ଡୣ
ଡେ
ଡୈ
ଡୋ
ଡୌ
ଢ୍
ḍh
ଢା
ଢି
ଢୀ
ଢୁ
ଢୂ
ଢୃ
ଢୄ
ଢୢ
ଢୣ
ଢେ
ଢୈ
ଢୋ
ଢୌ
ଣ୍
ଣା
ଣି
ଣୀ
ଣୁ
ଣୂ
ଣୃ
ଣୄ
ଣୢ
ଣୣ
ଣେ
ଣୈ
ଣୋ
ଣୌ
ତ୍
t
ତା
ତି
ତୀ
ତୁ
ତୂ
ତୃ
ତୄ
ତୢ
ତୣ
ତେ
ତୈ
ତୋ
ତୌ
ଥ୍
th
ଥା
ଥି
ଥୀ
ଥୁ
ଥୂ
ଥୃ
ଥୄ
ଥୢ
ଥୣ
ଥେ
ଥୈ
ଥୋ
ଥୌ
ଦ୍
d
ଦା
ଦି
ଦୀ
ଦୁ
ଦୂ
ଦୃ
ଦୄ
ଦୢ
ଦୣ
ଦେ
ଦୈ
ଦୋ
ଦୌ
ଧ୍
dh
ଧା
ଧି
ଧୀ
ଧୁ
ଧୂ
ଧୃ
ଧୄ
ଧୢ
ଧୣ
ଧେ
ଧୈ
ଧୋ
ଧୌ
ନ୍
n
ନା
ନି
ନୀ
ନୁ
ନୂ
ନୃ
ନୄ
ନୢ
ନୣ
ନେ
ନୈ
ନୋ
ନୌ
ପ୍
p
ପା
ପି
ପୀ
ପୁ
ପୂ
ପୃ
ପୄ
ପୢ
ପୣ
ପେ
ପୈ
ପୋ
ପୌ
ଫ୍
ph
ଫା
ଫି
ଫୀ
ଫୁ
ଫୂ
ଫୃ
ଫୄ
ଫୢ
ଫୣ
ଫେ
ଫୈ
ଫୋ
ଫୌ
ବ୍
b
ବା
ବି
ବୀ
ବୁ
ବୂ
ବୃ
ବୄ
ବୢ
ବୣ
ବେ
ବୈ
ବୋ
ବୌ
ଭ୍
bh
ଭା
ଭି
ଭୀ
ଭୁ
ଭୂ
ଭୃ
ଭୄ
ଭୢ
ଭୣ
ଭେ
ଭୈ
ଭୋ
ଭୌ
ମ୍
m
ମା
ମି
ମୀ
ମୁ
ମୂ
ମୃ
ମୄ
ମୢ
ମୣ
ମେ
ମୈ
ମୋ
ମୌ
ଯ୍
ଯା
ଯି
ଯୀ
ଯୁ
ଯୂ
ଯୃ
ଯୄ
ଯୢ
ଯୣ
ଯେ
ଯୈ
ଯୋ
ଯୌ
ୟ୍
y
ୟା
ୟି
ୟୀ
ୟୁ
ୟୂ
ୟୃ
ୟୄ
ୟୢ
ୟୣ
ୟେ
ୟୈ
ୟୋ
ୟୌ
ର୍
r
ରା
ରି
ରୀ
ରୁ
ରୂ
ରୃ
ରୄ
ରୢ
ରୣ
ରେ
ରୈ
ରୋ
ରୌ
ଳ୍
ଳା
ଳି
ଳୀ
ଳୁ
ଳୂ
ଳୃ
ଳୄ
ଳୢ
ଳୣ
ଳେ
ଳୈ
ଳୋ
ଳୌ
ଲ୍
l
ଲା
ଲି
ଲୀ
ଲୁ
ଲୂ
ଲୃ
ଲୄ
ଲୢ
ଲୣ
ଲେ
ଲୈ
ଲୋ
ଲୌ
ୱ୍
w
ୱା
ୱି
ୱୀ
ୱୁ
ୱୂ
ୱୃ
ୱୄ
ୱୢ
ୱୣ
ୱେ
ୱୈ
ୱୋ
ୱୌ
ଶ୍
ś
ଶା
ଶି
ଶୀ
ଶୁ
ଶୂ
ଶୃ
ଶୄ
ଶୢ
ଶୣ
ଶେ
ଶୈ
ଶୋ
ଶୌ
ଷ୍
ଷା
ଷି
ଷୀ
ଷୁ
ଷୂ
ଷୃ
ଷୄ
ଷୢ
ଷୣ
ଷେ
ଷୈ
ଷୋ
ଷୌ
ସ୍
s
ସା
ସି
ସୀ
ସୁ
ସୂ
ସୃ
ସୄ
ସୢ
ସୣ
ସେ
ସୈ
ସୋ
ସୌ
ହ୍
h
ହା
ହି
ହୀ
ହୁ
ହୂ
ହୃ
ହୄ
ହୢ
ହୣ
ହେ
ହୈ
ହୋ
ହୌ

Существует набор из четырех вокалов, каждый из которых имеет независимую форму и диакритический знак гласных, но в современной Одиа используется только один, ଋ. ୠ, ଌ, ୡ и их диакритические знаки используются только для санскритской транскрипции, поэтому они не всегда включаются в алфавит Одиа.

Вокал и примеры с କ
рупий
р̥
р̥̄
л̥
л̥̄
К+К
Кр
ВОЗДЕЙСТВИЕ: КР̥
А+
А
р̥̄
А + ୢ
л̥
А + ୣ
л̥̄

Дополнительные буквы и диакритические знаки

[ редактировать ]

используются обозначения для Диакритические знаки анусвара и чандрабинду назализации. Висарга . добавляет послевокальный глухой гортанный фрикативный звук ḥ в конец слога

Дополнительные буквы и диакритические знаки, а также примеры с କ
МПА: /да/, /да/
‍ଁ
МПА: /ɔ̃/
МПА: /hɔ̆/
А + Н
Нет
ВЛИЯНИЕ: /kɔ̃/
Б + Нет
Нет
ВЛИЯНИЕ: /ɔŋ/
А+
Что?
ка
ВЛИЯНИЕ: /kɔ̃/
А + А
а
ках

Другие символы

[ редактировать ]
Другие знаки и пунктуация [14] [15]
может
‍।
запятая
двойная данда
‍॥
точка
Ишвара
‍୰
Ой
  1. ^ Этот символ добавляется перед именем человека, чтобы указать, что он умер.

Сценарий Карани или каллиграфический стиль Одиа

[ редактировать ]
Образец сценария Карани из Пурначандры Одиа Бхашакоша

Сценарий Карани (также сценарий Чата) был вариантом рукописного/каллиграфического стиля сценария Одиа. [16] разработан сообществом Карана (କରଣ), писцами (класс профессиональных писателей) королевских дворов Одиа. Он использовался в регионе Орисса ( Одиша ) до обретения независимости в Южной Азии и в основном использовался сообществом Карана, которое работало для административных целей, документации и ведения записей в королевских судах княжеских государств Одиа ( государства-данники Ориссы ). Название Карани происходит от металлического стилуса Карани, который использовался для письма на пальмовом листе. [3] [17]

Цифры
0
Шунья
1
к
2
два
3
много
4
Карьера
5
папа
6
чаа
7
полный
8
атха
9
но
Фракции [примечание 1]
¹⁄₁₆
³⁄₁₆
¼
½
¾
  1. ^ Символы дробей в значительной степени устарели после введения десятичной системы индийской рупии в 1957 году.

Сравнение письма Одиа с родовым письмом

[ редактировать ]

Буквы Одиа в основном имеют круглую форму, тогда как родственные письма Сиддхама имеют горизонтальные линии. Так что в большинстве случаев читатель Одиа найдет соответствующие отличительные части буквы только под изогнутым обручем.

Гласные и вокалы Одиа с их эквивалентами в Сиддхаме
А
Э
Э
РС
А
ты
рупий
А
А
О
А
𑖀
𑖁
𑖂
𑖃
𑖄
𑖅
𑖆
𑖇
𑖈
𑖉
𑖊
𑖋
𑖌
𑖍

Пример текста

[ редактировать ]

Всеобщая декларация прав человека

[ редактировать ]

Ниже приводится образец текста на одиа статьи 1 Всеобщей декларации прав человека.

Одия в сценарии Одиа

[ редактировать ]

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. У них есть разум и совесть, и они должны относиться друг к другу по-братски.

Самаста манушья джанмакахару свадхина эбам марйадада о адхикараре самана. Семананкатхаре буддхи или бибека нихита ачи эбам семананку параспара прати бхратритва манобхабаре бабахара кариба и т. д.

служить mnuʂjuk d͡ʒonmokaɭɔɾu swad̪ʱinɔ ebong mɾd͡ʒjaːd̪a или ód̪ʱikaɾɔɾe somanò. seman̪ɔŋqoʈʰaɾebud̪ːʱi semanòŋku o bibeko n̪iɦit̪ɔ ɔt͡ʃʰi eboŋ pɔɾóspɔɾɔ pɾɔt̪i bʱɾat̪ɾut̪wɔ bjɔbɔɦaɾɔ kɔɾiba mnobʱaboɦeɾɪɾɡɡa

Все люди от рождения свободны, их достоинство и права равны. Их разум и интеллект наделены, и они по отношению друг к другу в духе братства должны поступать.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства.

Сценарий Odia был добавлен в стандарт Unicode в октябре 1991 года с выпуском версии 1.0.

Блок Юникода для Одиа — U+0B00–U+0B7F:

Ория [1] [2]
Официальная таблица кодов Консорциума Unicode (PDF)
 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б С Д И Ф
U + 0B0x А А Э РС А ты рупий А
U + 0B1x А О А а б с д Н Ч Ч Дж Дж Нет Т
U + 0B2x 10 доктор д заем Так че Д Д Нет П ж б Бх м Дж
U + 0B3x из л л Ш рупий С Ха б ି
U + 0B4x
U + 0B5x шторм Д Да
U + 0B6x
U + 0B7x Вт
Примечания
1. ^ Начиная с версии Unicode 15.1.
2. ^ Серые области обозначают неназначенные кодовые точки.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Саломон, Ричард (1998). Индийская эпиграфика . Издательство Оксфордского университета. п. 41. ИСБН  978-0-19-535666-3 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Макбрайд, Кэтрин; Джоши, Р. Малатеша (2019). Справочник по грамотности в акшарской орфографии . Спрингер. п. 27. ISBN  9783030059774 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Рат, Сараджу (2012). «Сценарий ория: происхождение, развитие и источники» . Академия.edu .
  4. ^ Перейти обратно: а б Кардона, Джордж; Джайн, Дханеш (2003). Индоарийские языки . Серия о языковой семье Рутледж. Лондон: Рутледж. п. 487. ИСБН  0-7007-1130-9 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Саломон, Ричард (1998). Индийская эпиграфика . п. 101.
  6. ^ Масика, Колин (1993). Индоарийские языки . Издательство Кембриджского университета. п. 143. ИСБН  9780521299442 .
  7. ^ Лингвистическое общество Индии (2014). Индийская лингвистика (на эстонском языке). Лингвистическое общество Индии. п. 96 . Проверено 27 марта 2020 г.
  8. ^ Трипатхи, Кунджабихари (1962). Эволюция языка и письменности ория . Уткальский университет . Проверено 27 марта 2020 г.
  9. ^ «Азбука Одиа, произношение и язык» . Омниглот.com . Проверено 14 июня 2012 г.
  10. ^ «ЛСИ Том-6» . дсал. п. 33.
  11. ^ «Пурначандра Одиа Бхасакоша» . Уткал Сахитья Пресс, Каттак. п. 725.
  12. ^ «Прахарадж, Пурначандра Одиа Бхасакоша» . дсал.
  13. ^ «Пурначандра Одиа Бхасакоша» . Срудяника.
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Чабила Мадху Барнободха» .
  15. ^ Ория(Одия) (PDF) , Unicode
  16. ^ Читарариджан Бехера (2012). «Древняя литература Издание-1» (PDF) . Шодганга . Уткальский университет . Проверено 25 декабря 2020 г.
  17. ^ «Глава IV: Развитие письменности, языка и литературы ория» (PDF) . Шодганга . 27 сентября 2016 г. Проверено 30 сентября 2020 г.
[ редактировать ]
Юникод
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16cc54c6e05c9170dc6e7a3e8d67f0c9__1722174000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/c9/16cc54c6e05c9170dc6e7a3e8d67f0c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Odia script - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)