Ипполит Тэн
Ипполит Тэн | |
---|---|
Рожденный | Ипполит Адольф Тэн 21 апреля 1828 г. Вузье , Франция |
Умер | 5 марта 1893 г. Париж , Франция | ( 64 года
Национальность | Французский |
Академическое образование | |
Альма-матер | Высшая нормальная школа |
Академическая работа | |
Школа или традиция | Консерватизм Натурализм Позитивизм |
Основные интересы | Философия искусства · История Франции · Политическая философия |
Подпись | |
Ипполит Адольф Тэн (англ. Французское произношение: [ipɔlit adɔlf tɛn] , 21 апреля 1828 — 5 марта 1893) — французский историк, критик и философ. Он оказал главное теоретическое влияние на французский натурализм , крупный сторонник социологического позитивизма и один из первых практиков историцистской критики. Говорят, что литературный историзм как критическое движение зародился именно у него. [1] Тэна также помнят за его попытки дать научное описание литературы.
Тэн оказал глубокое влияние на французскую литературу ; 1911 года Британская энциклопедия утверждала, что «тон, которым пронизаны произведения Золя , Бурже и Мопассана, может быть немедленно приписан влиянию, которое мы называем Теном». [2] Один ученый сказал, что из-за травмы 1871 года Тэн «создал архитектурную структуру современной французской правой историографии». [3]
Ранние годы
[ редактировать ]Тэн родился в Вузье. [4] в довольно зажиточную арденнскую семью. Его отец, юрист, его дядя и дедушка поощряли его эклектичное чтение и предлагали ему уроки искусства и музыки.
В 1841 году Тэн, которому тогда было 13 лет, потерял отца. [2] и был отправлен в школу-интернат в Париже , в Institution Mathé , занятия которого проводились в Коллеже Бурбона , расположенном в округе Батиньоль. Он преуспел в учебе и в 1847 году получил две степени бакалавра наук (наука и философия) и получил почетную премию конкурса. Он получил первое место на вступительном экзамене в отделение литературы Высшей нормальной школы , куда его приняли в ноябре 1848 года. [2] Среди 24 студентов секции писем он является одноклассником Франциска Сарси (который в своих «Souvenirs de jeunesse» («Воспоминания о юности») нарисовал портрет юного Ипполита в кампусе на улице Ульм) и Эдмона О. Но его позиция (он имел репутацию упрямца) и его интеллектуальная независимость от модных в то время идей, воплощенных Виктором Кузеном, привели к тому, что он провалил экзамен на национальный Concours d'Agrégation по философии в 1851 году. [5] После того как его эссе об ощущениях было отвергнуто, он отказался от социальных наук и обратился к литературе. [6] Переехав за пределы Парижа, он занял преподавательские должности в Невере и Пуатье, в течение которых продолжал свое интеллектуальное развитие. В 1853 году он получил докторскую степень в Сорбонне. Его диссертация « Эссе о баснях Лафонтена » позже будет опубликована в переработанном виде в 1861 году. Его последующий «Очерк о Ливии» получил премию Французской академии в 1854 году. [7]
Тэн принял позитивистские и научные идеи, возникшие примерно в это время.
После защиты докторской степени его автоматически перевели в Безансон, но он отказался от этого назначения. Сначала он поселился в Париже, где поступил в медицинскую школу. Оттуда он отправился на лечение в Пиренеи в 1855 году, после чего написал свое знаменитое «Путешествие по Пиренеям» и начал публиковать многочисленные философские, литературные и исторические статьи в « Revue des deux Mondes» и «Journal des débats» , двух крупнейших журналах. газеты того времени.
Затем он взял отпуск и отправился в Англию, где провел шесть недель. В 1863 году он опубликовал свою «Историю английской литературы» в пяти томах. Епископ Феликс Дюпанлуп , который сделал своей карьерой противодействие избранию интеллектуалов-агностиков во Французскую академию, выступил против присуждения последней премии Тену за эту работу. [8] В 1868 году он женился на Терезе Денюэль, дочери Александра Денюэля. У них было двое детей: Женевьева, жена Луи Поля-Дюбуа, и Эмиль.
Огромный успех его работ позволил ему не только жить своим пером, но и стать профессором истории искусства и эстетики в Школе изящных искусств и профессором истории и немецкого языка в Специальной военной школе Сент-Луиса. Сир . [9] Он также преподавал в Оксфорде (1871 г.), где получил степень доктора права. В 1878 году он был избран членом Французской академии 20 из 26 избирателей. [8] Тэн интересовался многими предметами, включая искусство, литературу, но особенно историю. Глубоко потрясенный поражением 1870 года , а также восстанием (и жестокими репрессиями) Парижской Коммуны , Тэн полностью посвятил себя своему главному историческому труду « Происхождение современной Франции» (1875–1893), над которым он работал до его смерть, и которая имела значительные последствия. Задуманный Тэном с целью понять Францию своего времени, шеститомный труд достиг оригинальности в использовании долгосрочной перспективы для анализа причин Французской революции. В частности, Тэн осуждал искусственность политических конструкций революции (например, чрезмерно абстрактные и рациональные идеи Робеспьера), которые, по его мнению, резко противоречили естественному и медленному развитию институтов государства.
В 1885 году во время посещения больницы де ла Сальпетриер Тэн и Жозеф Дельбёф посетили сеанс гипноза, во время которого Жан-Мартен Шарко путем внушения вызывал образование пузырей (волдырей).
Тэн умер 5 марта 1893 года. Он был похоронен в Национальном природном заповеднике Рок-де-Шер , Таллуар , на берегу озера Анси . [10] Тэн купил недвижимость Боринжа в Ментон-Сен-Бернар (Верхняя Савойя), чтобы работать там каждое лето, и был советником коммуны.
Оценка
[ редактировать ]Сочинения Тена о революции остались популярными во Франции. , восхищались им Хотя либералы, такие как Анатоль Франс , он послужил источником информации для консервативного взгляда на Революцию, поскольку Тэн отверг ее принципы. [11] [12] а также французская конституция 1793 года , поскольку они были нечестно представлены народу. [13] Он утверждал, что якобинцы отреагировали на централизацию старого режима еще большей централизацией, и поддерживал индивидуализм его концепций регионализма и нации. Альтернатива Тэна рационалистическому либерализму повлияла на социальную политику Третьей республики . [14]
С другой стороны, Тэн также подвергался критике со стороны всего политического спектра, поскольку его политика была своеобразной , сложной и трудно поддающейся определению. Среди прочего, нападки исходили от марксистского историка Жоржа Руде , специалиста по Французской революции и « истории снизу », по поводу взглядов Тэна на толпу; [15] и от фрейдиста Питера Гэя , который описал реакцию Тэна на якобинцев как стигматизацию. [16] Тем не менее, Альфред Коббан , который защищал ревизионистский взгляд на Французскую революцию в противовес ортодоксальной марксистской школе, считал рассказ Тэна о Французской революции «блестящей полемикой». [17] Видение Революции Тэном контрастирует с марксистскими интерпретациями, получившими известность в 20-м веке, как, например, в работах Альберта Матье , Жоржа Лефевра и Альберта Собуля , до ревизионистских отчетов Альфреда Коббана и Франсуа Фюре .
Несмотря на академическую политику, когда Альфонс Олар , историк Французской революции, проанализировал текст Тэна, он показал, что многочисленные факты и примеры, представленные Тэном в поддержку его версии, оказались по существу верными; Олар нашел несколько ошибок — меньше, чем в его собственных текстах, как сообщает Огюстен Кочин .
В других своих произведениях Тэн известен своей попыткой дать научное описание литературы - проект, который связал его с социологическими позитивистами, хотя между ними были важные различия. По его мнению, литературное произведение было продуктом среды автора, и анализ этой среды мог бы привести к идеальному пониманию этого произведения; это противоречит мнению, что литературное произведение является спонтанным творением гения. Тэн основывал свой анализ на таких категориях, как «нация», «окружающая среда» или «ситуация» и «время». [18] [19] Армин Коллер писал, что в этом Тэн во многом опирался на философа Иоганна Готфрида Гердера , хотя это было недостаточно признано. [20] в то время как испанская писательница Эмилия Пардо Базан предположила, что решающим предшественником идеи Тэна была работа Жермен де Сталь о взаимоотношениях между искусством и обществом. [21] Националистические литературные движения и постмодернистские критики одинаково использовали концепции Тэна, причем первые аргументировали их уникальное и особое место в литературе. [22] а последний - деконструировать тексты с точки зрения взаимосвязи между литературой и социальной историей.
Тен подвергался критике, в том числе со стороны Эмиля Золя, который многим был ему обязан, за недостаточное учёт индивидуальности художника. Золя утверждал, что темперамент художника может заставить его делать уникальный художественный выбор, отличный от среды, которая его сформировала, и привел Эдуарда Мане в качестве главного примера . Гюстав Лансон утверждал, что экологический детерминизм Тэна не может объяснить его гений. [23]
Влияние
[ редактировать ]Влияние Тена на французскую интеллектуальную культуру и литературу было значительным. Особые отношения у него были, в частности, с Эмилем Золя . [24] Как критик Филип Уокер говорит о Золя: «На странице за страницей, включая многие из его самых запоминающихся произведений, нам предстает то, что представляет собой мимесис взаимодействия между ощущением и воображением, который Тэн долго изучал и на основе которого он верят, возникает мир разума». Испанский философ Мигель де Унамуно с самого начала был очарован и Золя, и Тэном (хотя в конце концов он пришел к выводу, что влияние Тэна на литературу было отрицательным). [25] Поль Бурже и Ги де Мопассан также находились под сильным влиянием Тена.
Тэн поделился перепиской с философом Фридрихом Ницше, который позже назвал его в книге « По ту сторону добра и зла» «первым из ныне живущих историков». [26] Он также был предметом докторской диссертации Стефана Цвейга «Философия Ипполита Тена». [27] Тена также читал Петр Кропоткин , который описывал его как истинно понимающего Французскую революцию, потому что он «изучил движения, предшествовавшие революции 14 июля», или, как он цитировал самого Тена, «я знаю о трехстах вспышках до 14 июля. " [28]
Работает
[ редактировать ]- О платонических личностях (1853).
- Лафонтен и его басни (1853–1861, докторская диссертация Тена).
- Путешествие в Пиренеи (1855–1860).
- Очерк Ливия (1856). [29]
- Классические философы XIX века во Франции (1857–1868).
- Очерки критики и истории (1858–1882).
- Жизнь и политические взгляды кота (1858).
- История английской литературы (1864 г.). [30]
- Философия искусства (1865–1882).
- Новые очерки критики и истории (1865–1901).
- Путешествие в Италию (1866).
- Заметки о Париже. Жизнь и мнения г-на Фредерика-Томаса Грейндоржа (1867 г.).
- Об интеллекте (1870). [31]
- О всеобщем избирательном праве и порядке голосования (1872 г.).
- Заметки об Англии (1872 г.).
- Истоки современной Франции :
- Старый режим (1875 г.).
- Революция: I – Анархия (1878).
- Революция: II - Якобинское завоевание (1881 г.).
- Революция: III - Революционное правительство (1883 г.).
- Современный режим (1890–1893).
- Последние очерки критики и истории (1894 г.).
- Путевые дневники: Заметки о провинции (1863–1897).
- Этьен Майран (1910).
- Х. Тэн, его жизнь и переписка (1903–1907).
Работает в английском переводе
- Философия искусства (1865). [32]
- Италия, Рим и Неаполь (1868 г.).
- Искусство в Греции (1871 г.).
- Искусство в Нидерландах (1871 г.).
- Английский позитивизм: исследование Джона Стюарта Милля (1870).
- Об интеллекте (1871 г., перевод Т. Д. Хэя).
- История английской литературы (1872 г., перевод Генри Ван Лауна и переработка 1906–07). [33] [34] [35]
- Заметки об Англии (1872 г., перевод Уильяма Фрейзера Рэя; Эдвард Хайамс , 1957 г.).
- Идеал в искусстве (1874, перевод Джона Дюрана).
- Путешествие по Пиренеям (1874, перевод Джона Саффорда Фиска ).
- Лекции по искусству (1875).
- Истоки современной Франции (1876 г., перевод Джона Дюрана). [36] [37]
- Заметки о Париже (1879, перевод Джона Остина Стивенса).
- Путешествие по Франции (1896).
- Жизнь и письма Х. Тэна (1902, перевод Р. Л. Девоншира). [38]
Избранные статьи
- «Социализм как правительство», The Contemporary Review, Vol. XLVI, октябрь 1884 г.
- «Взгляды Наполеона на религию», The North American Review, Vol. 152, № 414, 1891.
- «О стиле», журнал Scribner's Magazine, Vol. 334, № 4329, 1928 г.
См. также
[ редактировать ]- Томас Карлейль и его Французская революция: история (1837 г.)
- Жак Бэнвиль
- Эрнест Ренан
- Болеслав Прусский
- Петр Хмелевский
- Томас Блэквелл
- Бертран де Жувенель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келли, Р. Гордон (1974). «Литература и историк» . Американский ежеквартальный журнал . 26 (2): 141–159. дои : 10.2307/2712232 . JSTOR 2712232 .
- ^ Jump up to: а б с Бэринг, Морис (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 360–363.
- ^ Сюзанна Бэрроуз. Искажающие зеркала: видения толпы во Франции конца девятнадцатого века. Нью-Хейвен: Йельский университет, 1981, стр.83.
- ^ Дюкло, Мэри (1903). «Юность Тэна», The Living Age, Vol. 236, стр. 545–560.
- ^ Ломбардо, Патриция (1990). «Ипполит Тэн между искусством и наукой» , Йельский университет французских исследований , Vol. 77, с. 119.
- ^ Вольфенштейн, Марта (1944). «Социальная подоплека философии искусства Тэна» , Журнал истории идей , Vol. 5, № 3, с. 335.
- ^ Боски.
- ^ Jump up to: а б Ипполит ТЕН | Французская Академия » [архив], на academie-francaise.fr
- ^ «Ипполит Адольф Тэн» . Британская энциклопедия . ИТА . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Maison d'Hippolyte Taine » [архив], Федерация домов писателей и литературного наследия.
- ^ МакЭлрон, Хью П. (1887). «Оценка Наполеона Бонапарта Тэном», « Католический мир», Vol. 45, стр. 384–397.
- ^ Зольтау, Роджер Генри (1959). «Ипполит Тэн». В: Французская политическая мысль XIX века. Нью-Йорк: Рассел и Рассел, стр. 230–250.
- ^ Гей, 665.
- ^ Питт, Алан (1998). «Иррационалистический либерализм Ипполита Тена» , Исторический журнал , Vol. 41, № 4, с. 1051.
- ^ Джордж Руде, «Интерпретации Французской революции», брошюра Исторической ассоциации, Общая серия, вып. 47 (Лондон, 1961)
- ^ Гей, Питер (1961). «Риторика и политика во Французской революции» , The American Historical Review , Vol. 66, № 3, с. 665.
- ^ Олар, Ф.А. (1907). Тэн – историк Французской революции . Париж: Библиотека Арман Колант.
- ^ Терьер, Жан (2011). Видения социального: общество как политический проект во Франции, 1750–1950. БРИЛЛ, стр. 25–26.
- ^ Хаузер, Арнольд (2012). «Искусство как продукт общества». В: Социология искусства. Рутледж, стр. 96–97.
- ^ «Задолженность Тэна перед Гердером еще не полностью признана. Каждый элемент теории Тэна содержится в трудах Гердера». - Коллер, Армин Х. (1912). «Иоганн Готфрид Гердер и Ипполит Тэн: их теории среды», PMLA , Vol. 27, с. xxxix.
- ^ Дюпон, Дениз (2003). «Мужественность, женственность, солидарность: конструкция Эмилии Пардо Базан мадам де Сталь и Жорж Санд». В: Сравнительное литературоведение , Vol. 40, № 4, 372–393.
- ^ Джонс, РА (1933). «Тэн и националисты». В: Социальные и политические идеи некоторых типичных мыслителей викторианской эпохи. Нью-Йорк: Barnes & Noble, Inc., стр. 222–249.
- ^ Вольф, Марк (2001). «Индивидуальность и французский дух: о педагогике Гюстава Лансона», MLQ: Modern Language Quarterly , Vol. 62, № 3, стр. 239–257.
- ^ Батлер, Ронни (1974). «Зола между Тэном и Сент-Бёвом, 1863–1869», The Modern Language Review, Vol. 69, № 2, стр. 279–289.
- ^ Басдекис, Деметриос (1973). «Унамуно и Зола: Заметки о романе», « Заметки на современном языке» , Vol. 88, № 2, с. 369.
- ^ Ницше, Фридрих (1907). За пределами добра и зла . Нью-Йорк: Компания Macmillan, с. 214.
- ^ Ванвезенбек, Биргер и Марк Х. Гелбер (2014). Стефан Цвейг и мировая литература: перспективы двадцать первого века. Нью-Йорк: Камден Хаус, с. 102.
- ^ Петр Кропоткин (5 марта 1902 г.). «Кропоткин Неттлау, 5 марта 1902 г.: Об индивидуализме и анархистском движении во Франции» . revoltlib.com .
- ^ Ломбардо, Патриция (1990). «Ипполит Тэн между искусством и наукой», Йельские французские исследования, № 77, стр. 117–133.
- ^ Рэй, В. Фрейзер (1864). «История английской литературы Тэна», The Westminster Review, Vol. 81, стр. 473–511.
- ^ Милль, Джон Стюарт (1870). «О De l'Intelligence Тэна», The Fortnightly Review, Vol. XIV, стр. 121–124.
- ^ Рэй, В. Фрейзер (1866). «Х. Тэн об искусстве и Италии», The Westminster Review, Vol. LXXXV, стр. 224–237.
- ^ Стивен, Лесли (1873). «История английской литературы Тэна», The Fortnightly Review, Vol. XX, стр. 693–714.
- ^ Сент-Бёв, Шарль Огюстен (1890). «История английской литературы Тэна». В: Очерки. Лондон: Вальтер Скотт. Ltd., стр. 228–265.
- ^ Шерер, Эдмонд (1891). «История английской литературы Тэна». В: Очерки английской литературы. Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, стр. 62–84.
- ^ Морли, Джон (1876). «Новая работа М. Тэна», The Fortnightly Review, Vol. XXV, стр. 370–384.
- ^ Гаске, младший (1904). «Французская революция Тэна». В: Исследования, опубликованные в «Dublin Review». Вестминстер: Art and Book Company, стр. 1–33.
- ^ Пейн, Уильям Мортон (1904). «Письма Его Святейшества Тэна» , The International Quarterly, Vol. X, стр. 196–200.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]История
[ редактировать ]- Беллок, Илер (1906). «Десять страниц Тэна», The International Quarterly, Vol. 12, стр. 255–272.
- Коббан, Альфред (1968). «Ипполит Тэн, историк Французской революции», History , Vol. 53, нет. 179, с. 331–341.
- ДиВанна, Изабель (2010). Написание истории в Третьей республике . Издательство Кембриджских ученых. отрывок и текстовый поиск
- Эванс, Колин (1978). «Тэн и его судьба», Французские исследования девятнадцатого века, Vol. 6, стр. 118–128.
- Фюре, Франсуа и Мона Озуф, ред. (1989). Критический словарь Французской революции . Издательство Гарвардского университета, стр. 1011–20.
- Герар, Альбер Леон (1913). «Критики и историки: Сент-Бев, Тэн». В: Французские пророки вчерашнего дня. Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания, стр. 201–223.
- Вайнштейн, Лео (1972). Ипполит Тэн. Нью-Йорк: Издательство Туэйн.
- Уилсон, Х. Шютц (1894). «Карлайль и Тэн о Французской революции», The Gentleman's Magazine, Vol. CCLXXVII, стр. 341–359.
Язык и литература
[ редактировать ]- Бэббит, Ирвинг (1912). «Тейн». В: Мастера современной французской критики. Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin, стр. 218–256.
- Юстис, Элвин А. (1951). Ипполит Тэн и классический гений. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- Фуйе, Альфред (1902). «Философия Тэна и Ренана», The International Quarterly, Vol. 6, стр. 260–280.
- Камуф, Пегги (1997). «Аналогия науки: Тэн». В: Отдел литературы: или Университет в деконструкции. Издательство Чикагского университета, стр. 85–92.
- Леметр, Жюль (1921). «Ипполит Тэн». В: Литературные впечатления. Лондон: Дэниел О'Коннор, стр. 219–225.
- Браун, Маршалл (1997). «Почему стиль имеет значение: уроки «Истории английской литературы» Тэна». В: Поворотные моменты . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 33–87.
- Гейтс, Льюис Э. (1900). «Влияние Тэна как критика». В: Исследования и оценки. Нью-Йорк: Компания Macmillan, стр. 192–204.
- Моравски, Стефан (1963). «Проблема ценности и критериев в эстетике Тэна», Журнал эстетики и художественной критики, Vol. 21, № 4, стр. 407–421.
- Ниас, Хилари (1999). Искусственное Я: Психология Ипполита Тэна. Оксфорд: Легенда.
- Нитце, Уильям и Дарган, Э. Престон (1922). «Философы: Конт, Тэн, Ренан». В: История французской литературы. Нью-Йорк: Генри Холт и компания, стр. 645–656.
- Рэй, В. Фрейзер (1861). «Критическая теория и сочинения Х. Тэна», The Westminster Review, Vol. 76, стр. 55–90.
- Роулинсон, GC (1917). «Ипполит Тэн». В: Последние французские тенденции. Лондон: Роберт Скотт, стр. 19–24.
- Роу, ФК (1949). «Заметка о концепции английского разума Тэна». В: Исследования французского языка, литературы и истории. Издательство Кембриджского университета, стр. 189–192.
- Салливан, Джеремия Дж. (1973). «Генри Джеймс и Ипполит Тэн: исторический и научный метод в литературе», Сравнительное литературоведение, Vol. 10, № 1, стр. 25–50.
- Тиме, Хьюго П. (1902). «Развитие критики Тэна с 1893 года», Часть II , «Заметки о современном языке», Vol. 17, № 2/3, стр. 36–41, 70–77.
- Веллек, Рене (1959). «Литературная теория и критика Ипполита Тена», Criticism, Vol. 1, № 1, стр. 1–18.
- Уайт, Джон С. (1943). « Тэн о расе и гениальности », Социальные исследования, Том. 10, № 1, стр. 76–99.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Ипполита Тена в Project Gutenberg
- Работы Ипполита Тена или о нем в Internet Archive
- Работы Ипполита Тена в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Ипполита Тена из Hathi Trust.
- Руководство Джона Хопкинса по теории литературы (статья о Тэне)
- Некролог (из The Times )