Шарль Моррас
Шарль Моррас | |
---|---|
![]() Моррас в 1937 году | |
Рожденный | Шарль-Мари-Фотий Моррас 20 апреля 1868 г. Мартиг , Буш-дю-Рон , Франция |
Умер | 16 ноября 1952 г. Туры , Франция | (84 года)
Эра | Философия 20 века |
Область | Западная философия |
Школа | |
Учреждения | Французский экшн |
Известные идеи | Моррасизм |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм во Франции |
---|
![]() |
Шарль ( / məˈræs Фотий ; / - Мари - Моррас Французский: [ʃaʁl moʁas] ; 20 апреля 1868 — 16 ноября 1952) — французский писатель, политик, поэт и критик. Он был организатором и главным философом « Французского действия» , политического движения, которое является монархическим , антипарламентаристским и контрреволюционным . Моррас также придерживался антикоммунистических , антимасонских , антипротестантских и антисемитских взглядов, при этом резко критикуя нацизм , называя его «глупостью». Его идеи сильно повлияли на национальный католицизм и интегральный национализм . [ 1 ] руководствуясь своим принципом, что «настоящий националист ставит свою страну превыше всего».
Выросший католиком, Моррас в юности оглох и стал агностиком, но оставался антисекуляристом и политически поддерживал церковь. Орлеанист , он начал свою карьеру с написания литературной критики и стал политически активным как ведущий антидрейфусар . В 1926 году Папа Пий XI издал спорное папское осуждение « Французской акции» , которая была отменена Папой Пием XII в 1939 году.
после того, как высказал угрозы смертью политику-социалисту Леону Блюму В 1936 году Моррас был приговорен к восьми месяцам заключения в Ла-Санте . Находясь в тюрьме, он получил поддержку Марии-Полин Мартен , Анри Бордо , Пия XI и до 60 000 сочувствующих граждан. [ 2 ] Во время Второй мировой войны Моррас поддерживал нацистский коллаборационистский режим Виши , полагая, что Свободной Францией манипулирует Советский Союз . [ 3 ] За это время он написал много антисемитских статей, хотя и выступал против депортации евреев Виши в нацистские концентрационные лагеря. [ 4 ] Он объяснил свою поддержку Виши, написав: «Как роялист, я никогда не упускал из виду необходимость монархии. Но чтобы возвести на престол королевского наследника, необходимо было спасти наследие». [ 5 ] После падения режима он был арестован и обвинен в пособничестве врагу. [ 5 ] По итогам политического процесса он был признан виновным в подстрекательстве к убийству, получил Indignité nationale и приговорен к пожизненному заключению. В 1951 году после болезни он был переведен в больницу, а затем получил медицинское помилование. В свои последние дни он вернулся в католицизм и принял последние обряды незадолго до смерти .
Как политический теоретик и крупный правый интеллектуал Европы 20-го века, Моррас существенно повлиял на правые и крайне правые идеологии, предвосхитив некоторые идеи фашизма . [ 6 ] Его называют самым важным французским консервативным интеллектуалом. [ 7 ] и оказал непосредственное влияние на большое количество политиков, теоретиков и писателей как левого, так и правого толка, включая Элиота , Хьюма , Дугласа , Эволу , Шмитта , Хайдеггера , Бернаноса , Мориака , Тибона , Сореля , Деона , Лорана , Анри Орлеанского , Кюнельт-Леддин , Маритен , де Оливейра , Сардинья , Перейра , Альтюссер , Осма , Ланц , де Голль , Франко , Салазар , Дюплесси , Кофлин , Дегрель , Петен , Перон , Феррара , Бэннон и Макрон . По сей день Моррас остается спорным. Критики раскритиковали его антисемитские взгляды и поддержку Виши, назвав его «фашистской иконой». И наоборот, такие сторонники, как Жорж Помпиду, хвалили его как пророка. Другие, в том числе Макрон, применили тонкий подход: Макрон заявил: «Я борюсь со всеми антисемитскими идеями Морраса, но считаю абсурдным говорить, что Моррас больше не должен существовать». [ 8 ] [ 9 ]
Часть серии о |
Интегрализм |
---|
![]() |
Биография
[ редактировать ]Перед Первой мировой войной
[ редактировать ]
Моррас родился в провансальской семье, воспитывался матерью и бабушкой в католической и монархической среде. В раннем подростковом возрасте он оглох. [ 10 ] Как и многие другие французские политики, на него сильно повлияло поражение Франции во франко-прусской войне 1870 года . [ 11 ] После Парижской Коммуны 1871 года и поражения правительства Морального Порядка маршала Мак-Магона в 1879 году постепенно французское общество нашло консенсус в пользу Республики , символом которого стало сплочение монархических орлеанистов на стороне Республики. Моррас опубликовал свою первую статью в возрасте 17 лет в обзоре Annales de philosophie chrétienne . [ 10 ] Затем он участвовал в написании различных обзоров, в том числе L'Événement. [ фр ] , La Revue bleue , La Gazette de France и La Revue encyclopédique , в которых он восхвалял классицизм и критиковал романтизм . [ 10 ]
В какой-то момент юности Моррас потерял католическую веру и стал агностиком . В 1887 году, в возрасте семнадцати лет, он приехал в Париж и начал писать литературную критику в «Католическом и орлеанистском обсерваторе» . [ 11 ] В это время Моррас находился под влиянием орлеанизма, а также немецкой философии, рассмотренной католическим мыслителем Леоном Олле-Лапруном , влиянием Анри Бергсона , и философом Морисом Блонделем , одним из вдохновителей христианских «модернистов», который позже стать его величайшими противниками. [ 11 ] Он познакомился с провансальским поэтом Фредериком Мистралем в 1888 году и разделил федералистский тезис движения Мистраля Фелибриж (см. Моррас и Фелибриж ). [ 11 ] В том же году он познакомился с писателем-националистом Морисом Барресом . [ 12 ]
В 1890 году Моррас одобрил призыв кардинала Лавижери к сплочению католиков на стороне республики, тем самым выразив свою оппозицию не республике как таковой, а «сектантскому республиканизму». [ 11 ]
Помимо принадлежности к орлеанистам, Моррас имел некоторые общие черты с бонапартизмом . В декабре 1887 года он провел демонстрацию под крик «Долой разбойников!» во время скандала с торговлей военными наградами , в котором был замешан Дэниел Уилсон , зять президента Жюля Греви . [ 11 ] Несмотря на это, он изначально выступал против националистически-популистской философии буланжистов . [ 11 ] Но в 1889 году, после визита к Морису Барресу, Баррес проголосовал за кандидата буланжистов; несмотря на свой « антисемитизм сердца» (« antisémitisme de coeur »), он решил проголосовать за еврея . [ 11 ]
В 1894–1895 годах Моррас некоторое время работал в газете Барреса La Cocarde (« Кокарда» ), хотя иногда выступал против мнения Барреса относительно Французской революции. [ 11 ] Ла Кокард поддержал генерала Буланже , ставшего угрозой для парламентской республики в конце 1880-х годов.
Во время поездки в Афины на первые современные Олимпийские игры в 1896 году Моррас раскритиковал греческую демократическую систему полиса , которую он считал обреченной из-за ее внутренних разделений и открытости по отношению к метекам (иностранцам). [ 11 ]
Политическое участие
[ редактировать ]Моррас начал заниматься политикой во время дела Дрейфуса , став антидрейфусаром. Он поддержал полковника Генри подделку , обвиняющую Дрейфуса , поскольку считал, что защита Дрейфуса ослабляет армию и систему правосудия. По мнению Морраса, Дрейфус должен был быть принесён в жертву на алтарь национальных интересов . [ 11 ] Но в то время как мыслитель-республиканец-националист Баррес обвинил Дрейфуса в виновности из-за его еврейства, Моррас пошел еще дальше, очернив «Еврейскую Республику». [ 11 ] В то время как антисемитизм Барреса зародился как в псевдонаучных современных расистских теориях, так и в библейской экзегезе , Моррас осудил «научный расизм» в пользу более радикального «государственного антисемитизма». [ 11 ] Моррас участвовал в основании националистической и антидрейфусарской Лиги французского отечества в конце 1898 года вместе с Морисом Барресом, географом Марселем Дюбуа , поэтом Франсуа Коппе и критиком и профессором литературы Жюлем Леметром . [ 13 ]
В 1899 году Моррас основал обзор Action Française (AF), ответвление газеты, созданной Морисом Пюжо и Анри Вожуа годом ранее. [ 10 ] Моррас быстро стал влиятельным в движении и обратил Пюжо и Вожуа в монархизм, что стало основной причиной движения. Вместе с Леоном Доде он редактировал обзор движения La Revue de l'Action Française , который в 1908 году стал ежедневной газетой с более коротким названием L'Action Française . АФ смешал интегральный национализм с реакционными темами, сместив националистическую идеологию , ранее поддерживаемую левыми республиканцами, вправо. [ 14 ] Он имел широкую читательскую аудиторию во время реализации закона 1905 года об отделении церкви от государства . В 1899 году он написал короткое сообщение в пользу монархии «Dictateur et roi» («Диктатор и король»), а затем в 1900 году свою книгу «Enquête sur la Monarchie» ( «Исследования о монархии »), опубликованную в легитимистском рупоре La Gazette de France . что сделало его знаменитым. Моррас также опубликовал тринадцать статей в газете Le Figaro в 1901 и 1902 годах, а также шесть статей в период с ноября 1902 года по январь 1903 года в Эдуарда Дрюмона антисемитской газете La Libre Parole . [ 12 ]
Между 1905 и 1908 годами, когда была создана монархическая лига «Камелоты дю Руа» , Моррас представил концепцию политического активизма через внепарламентские лиги , теоретизируя возможность государственного переворота . [ 11 ] Моррас также основал Лигу французского действия в 1905 году, миссия которой заключалась в наборе членов для французского действия. Члены пообещали бороться с республиканским режимом и поддержать восстановление монархии при принце Филиппе, герцоге Орлеанском (1869–1926) . [ 15 ]
Многие первые члены «Французского действия» были практикующими католиками, в том числе Бернар де Весен , историк искусства Луи Димье и эссеист Леон де Монтескью . Они помогли Моррасу разработать прокатолическую политику лиги роялистов. [ 16 ]
От Первой мировой войны до конца 1930-х годов.
[ редактировать ]Затем Моррас поддержал вступление Франции в Первую мировую войну (даже вплоть до поддержки полностью республиканского Жоржа Клемансо ) против Германской империи . Во время войны еврейский бизнесмен Эмиль Ульман был вынужден выйти из совета директоров банка Comptoir d'Escompte после того, как Моррас обвинил его в том, что он немецкий агент. Затем он раскритиковал Версальский договор за то, что он недостаточно суров по отношению к немцам, и осудил Аристида Бриана с Германией. политику сотрудничества [ 10 ] В 1923 году Жермен Бертон совершила убийство своего коллеги-члена Action Française Мариуса Плато . Бертон планировал также убить Леона Доде и Морраса, но безуспешно. [ 17 ]

В 1925 году он призвал к убийству Абрахама Шрамека , министра внутренних дел правительства Поля Пенлеве Картеля де Гош (левой коалиции) , который приказал разоружить крайне правые лиги . [ 12 ] За эту угрозу смертью он был приговорен к штрафу и году тюремного заключения (условно). [ 12 ]
В 1929 году Папа Пий XI осудил « Французскую акцию» , которую до этого поддерживало большое количество католиков, духовенства и мирян. Несколько работ основателя движения Шарля Морраса были помещены в Index Librorum Prohibitorum вместе с официальной газетой движения. [ 18 ] Это был сокрушительный удар по движению. 8 марта 1927 года членам ВС было запрещено причащаться . Многие ее члены ушли (двумя католиками, вынужденными искать иной путь в политике и жизни, были писатели Франсуа Мориак и Жорж Бернанос ); и оно вступило в период упадка. [ 19 ]
Моррас снова высказал угрозы смертью в адрес президента Совета (премьер-министра) Леона Блюма , организатора Народного фронта , в «Французской акции» от 15 мая 1936 года, подчеркнув свое еврейское происхождение (однажды он назвал его «старым семитским верблюдом»). [ 12 ] Эта еще одна угроза смерти принесла ему восемь месяцев тюремного заключения, с 29 октября 1936 года по 6 июля 1937 года. [ 12 ] Опасаясь коммунизма, он присоединился к пацифистам и высоко оценил Мюнхенское соглашение 1938 года, которое президент Совета Эдуард Даладье подписал без каких-либо иллюзий. Он также писал в Action Française :
Во Франции есть некоторые консерваторы, которые вызывают у нас отвращение. Почему? Из-за своей глупости. Что за глупость? Гитлеризм . Эти французские «консерваторы» ползут на брюхе перед Гитлером . Эти бывшие националисты пресмыкаются перед ним. Несколько фанатиков валяются в грязи, в собственной грязи, с бесконечными хайлями . Чем они богаче, чем больше они владеют, тем важнее дать им понять, что, если Гитлер вторгнется в нас, он снимет с них шкуру гораздо тщательнее, чем Блюм, Торез и Сталин вместе взятые. Эта «консервативная» ошибка самоубийственна. Мы должны призвать наших друзей не позволять себе затуманивать себя. Мы должны сказать им: будьте начеку! На кону сейчас не антидемократия или антисемитизм. Франция превыше всего! [ 20 ]
В 1930-е годы - особенно после кризиса 6 февраля 1934 г. [ 21 ] — многие члены Action Française обратились к фашизму, в том числе Робер Бразийяк , Люсьен Ребате , Абель Боннар , Поль Чак и Клод Жанте . Большинство из них принадлежало сотрудникам фашистской газеты Je suis partout ( «Я везде »).
Оказывая влияние на Антониу де Оливейры Салазара в режим Estado Novo Португалии, Моррас также поддерживал Франсиско Франко и до весны 1939 года Бенито Муссолини фашистский режим . Выступая против Адольфа Гитлера , потому что он был антинемецким, Моррас сам критиковал расистскую политику нацизма в 1936 году и потребовал полного перевода «Майн кампф» — некоторые отрывки во французском издании были подвергнуты цензуре.
После его неудачи против Шарля Жоннара в 1924 году при избрании во Французскую академию, ему удалось войти в ряды «Бессмертных» 9 июня 1938 года, заменив Анри-Робера , выиграв 20 голосов против 12 за Фернана Грега . Он был принят в Академии 8 июня 1939 года католическим писателем Анри Бордо . В том же году Папа Пий XII отменил осуждение своего предшественника « Французского действия» . [ 19 ]
Режим Виши, арест и смерть
[ редактировать ]
В июне 1940 года статьи в Action Française, подписанные Моррасом, Леоном Доде и Морисом Пюжо , восхваляли генерала Шарля де Голля . [ 22 ] Хотя Моррас назвал маршала Филиппа Петена «божественным сюрпризом», [ 23 ] утверждение обычно цитируется без контекста; Моррас имел в виду именно то, что Петен обладал политическим талантом, а также был символом Франции, и до февраля 1941 года нет никаких свидетельств этого замечания. [ 24 ]
Виши, Франция, Реакционная программа « Национальная революция» была полностью одобрена Моррасом, который вдохновил ее на большую часть. [ 10 ] Монархическая газета была запрещена в оккупированной зоне и находилась под цензурой Виши в Южной зоне с ноября 1942 года. [ 25 ] В «Селе, Франция » (1941) Моррас выступал за политику France d'abord («Франция прежде всего»), согласно которой Франция восстановит себя политически и морально при Петене, устранив то, что Моррас считал причинами поражения Франции в 1940 году, прежде чем заняться с проблемой иностранной оккупации. Эта позиция контрастировала с позицией голлистов, бежавших из Франции и продолживших военную борьбу. Моррас резко критиковал довоенное французское правительство за то, что оно занимало все более воинственную позицию по отношению к Германии, в то же самое время, когда эти правительства ослабляли Францию в военном, социальном и политическом отношении, тем самым делая поражение Франции в 1940 году практически неизбежным. Моррас также раскритиковал Закон 1940 года о статусе евреев как слишком умеренный. [ 11 ] В то же время он продолжал выражать элементы своей давней антипатии к Германии, утверждая в Сеуле, Франция, что французов не следует привлекать к модели этой страны, и проводя антигерманские конференции. [ 26 ] и он выступал как против « диссидентов » в Лондоне, так и против коллаборационистов в Париже и Виши (таких как Люсьен Ребате , [ 27 ] Робер Бразильяк , Пьер Лаваль или Марсель Деа ). [ 28 ] В 1943 году немцы планировали арестовать Морраса. [ 29 ]
Довоенный поклонник де Голля, который сам находился под влиянием интегралистизма Морраса , Моррас затем резко критиковал генерала в изгнании. Позже он утверждал, что, по его мнению, Петен вел «двойную игру», союзников . тайно добиваясь победы [ нужна ссылка ]
После освобождения Франции Моррас был арестован в сентябре 1944 года вместе со своей правой рукой Морисом Пюжо и обвинен перед Высоким судом Лиона в «соучастии врагу» на основании статей, опубликованных им с начала войны. война. В конце судебного процесса, в ходе которого было допущено множество нарушений, таких как ложные датировки или усеченные цитаты, [ 30 ] Моррас был приговорен к пожизненному заключению и лишению гражданских свобод. Он был автоматически уволен из Французской академии (мера, включенная в постановление от 26 декабря 1944 г.). [ 10 ] ). Его ответом на приговор было восклицание «C'est la revanche de Dreyfus!» («Это месть Дрейфуса!») [ 11 ]
По мнению историка Ойгена Вебера , суд над Моррасом был политическим и был сфальсифицирован против него. Вебер пишет, что присяжные, выбранные по делу Морраса, были взяты из списка, составленного его политическими врагами. [ 31 ]
Тем временем Французская академия объявила его место вакантным, как это было в случае с Петеном, вместо того, чтобы исключить его, как это было в случае с Абелем Эрманом и Абелем Боннаром . [ 10 ] (Академия ждала до его смерти, чтобы избрать его преемника, и выбрала Антуана де Леви-Мирепуа , который сам находился под влиянием Action Française и сотрудничал с Пьера Бутанга монархическим обзором La Nation Française .)
После заключения в Риоме , а затем в Клерво Моррас был освобожден в марте 1952 года и госпитализирован. Его поддержал Анри Бордо, который неоднократно просил президента республики Винсента Ориоля помиловать Морраса. Несмотря на ослабление, Моррас сотрудничал с «Aspects de la France» , которое заменило запрещенное издание « Action Française» в 1947 году. Его перевели в клинику в Туре , где он вскоре умер. В свои последние дни он вновь принял католическую веру своего детства и совершил последние обряды . [ 32 ]
Работа Морраса
[ редактировать ]Моррас и Фелибриж
[ редактировать ]писатель Родившийся в Провансе , Моррас присоединился к Félibrige , литературной и культурной ассоциации, основанной Фредериком Мистралем и другими провансальскими писателями для защиты и продвижения окситанских языков и литературы. Название ассоциации произошло от слова félibre , провансальского слова, означающего ученик или последователь.
Политическая мысль Морраса
[ редактировать ]

Политические идеи Морраса были основаны на сильном национализме (то, что он называл « интегральным национализмом ») и вере в упорядоченное общество, основанное на сильном правительстве. Это было основанием его поддержки как французской монархии, так и Римско-католической церкви.
Он сформулировал агрессивную политическую стратегию, которая контрастировала с апатией легитимистов к политическим действиям. [ 11 ] Ему удалось соединить парадокс реакционной мысли , активно меняющей историю, форму контрреволюции, противостоящую простому консерватизму. [ 11 ] Его «интегральный национализм» отвергал все демократические принципы , которые он считал противоречащими «естественному неравенству», критикуя всю эволюцию после Французской революции 1789 года и выступал за возврат к наследственной монархии. [ 10 ]
Как и многих людей в Европе того времени, его преследовала идея « декаданса », отчасти вдохновленный чтением публикаций Ипполита Тена и Эрнеста Ренана , и он восхищался классицизмом . Он чувствовал, что Франция потеряла свое величие во время революции 1789 года , величие, унаследованное от ее происхождения как провинции Римской империи и выкованное, как он выразился, «сороком королями, которые за тысячу лет создали Францию». Французская революция, писал он в « Observateur Français» , была негативной и разрушительной.
Он проследил этот упадок еще дальше, к эпохе Просвещения и Реформации ; он описал источник зла как «швейцарские идеи», имея в виду приемную нацию Кальвина и родную нацию Руссо . Далее Моррас обвинил в упадке Франции «Анти-Францию», которую он определил как «четыре конфедеративных государства протестантов, евреев, масонов и иностранцев» (его фактическое слово для последнего - ксенофобский термин métèques ). Действительно, для него все первые трое были «внутренними иностранцами». [ 33 ]
Антисемитизм и антипротестантизм были обычными темами в его произведениях. Он считал, что Реформация , Просвещение и конечный результат Французской революции способствовали тому, что люди стали ценить себя больше, чем нацию, с последующими негативными последствиями для последней, и что демократия и либерализм только ухудшали ситуацию.
Хотя Моррас выступал за возрождение монархии, во многих отношениях Моррас не был типичным представителем французской монархической традиции. Его поддержка монархии и католицизма была явно прагматичной, поскольку он утверждал, что государственная религия была единственным способом поддержания общественного порядка. В отличие от Мориса Барреса , теоретика романтического национализма, основанного на Эго, Моррас утверждал, что основывает свои мнения на разуме, а не на сантиментах, преданности и вере.
Как ни парадоксально, он восхищался позитивистом философом- Огюстом Контом , как и многие политики Третьей республики, которых он ненавидел, с которыми он выступал против немецкого идеализма . В то время как монархисты- легитимисты отказывались участвовать в политических действиях, отступая к непримиримо консервативному католицизму и относительному безразличию к современному миру, который они считали неисправимо порочным и отступническим, Моррас был готов участвовать в политических действиях, как ортодоксальных, так и неортодоксальных («Французское действие» Лига «Камелоты дю Руа» часто участвовала в уличном насилии с левыми оппонентами, а также с Марка Саннье католиком-социалистом Ле Силоном. ). Моррас был дважды признан виновным в подстрекательстве к насилию против еврейских политиков, а Леон Блюм , первый еврейский премьер-министр Франции, чуть не умер от травм, нанесенных соратниками Морраса. [ 34 ] Его лозунгом была фраза «Политика запрета!» («Политика прежде всего!»). Другие влияния включали Фредерика Ле Плая , британский эмпиризм , который позволил ему примирить картезианский рационализм с эмпиризмом, [ 11 ] и Рене де ла Тур дю Пен .
Религиозные взгляды Морраса также были далеко не ортодоксальными. Он поддерживал политическую католическую церковь как потому, что она была тесно связана с историей Франции, так и потому, что ее иерархическая структура и клерикальная элита отражали его образ идеального общества. Он считал церковь раствором, скрепляющим Францию, и ассоциацией, объединяющей всех французов. Однако он не доверял Евангелиям, написанным, по его словам, «четырьмя безвестными евреями». [ 35 ] но восхищался католической церковью за то, что она якобы скрыла большую часть «опасных учений» Библии. Интерпретация Морраса Евангелий и его интегралистское учение подверглись резкой критике со стороны многих католических священнослужителей. Однако к концу своей жизни Моррас в конце концов перешел из агностицизма в католицизм.
Несмотря на свою религиозную неортодоксальность, Моррас приобрел большое количество последователей среди французских монархистов и католиков, включая ассумпционистов и орлеанистского претендента на французский престол, графа Парижского Филиппа . Тем не менее, его агностицизм беспокоил часть католической иерархии, и в 1926 году Папа Пий XI поместил некоторые сочинения Морраса в Индекс запрещенных книг и осудил философию Action Française в целом. Семь книг Морраса уже были включены в этот список в 1914 году, а досье на Морраса было передано Пию X.
Католическую иерархию беспокоил не только его агностицизм, но и то, что, настаивая на политике запрета, он поставил под сомнение примат духовного и, следовательно, учительский авторитет Церкви и авторитет самого Папы. То, что это было основой дела, показано в Жака Маритена книге «Primauté du Spirituel» . Маритен был связан с L'Action Française и знал Морраса. Хотя его беспокойство по поводу движения возникло еще до кризиса 1926 года, именно оно стало причиной его отчуждения от Морраса и L'Action Française. Это папское осуждение стало большой неожиданностью для многих его приверженцев, в том числе значительного числа французского духовенства, и нанесло большой ущерб движению. Папский запрет был позже отменен Папой Пием XII в 1939 году, через год после того, как Моррас был избран членом Французской академии . [ 36 ]
Наследие
[ редактировать ]
Моррас оказал большое интеллектуальное влияние на национальный католицизм , крайне правые движения, латинский консерватизм и интегральный национализм . [ 1 ] Он и «Французское действие» оказали влияние на многих людей и движения, включая генерала Франсиско Франко , Хосе Антонио Примо де Ривера , Антониу Сардинью , Леона Дегрелля и автономистские движения в Европе. Христианский демократ Жак Маритен также был близок к Моррасу до папского осуждения ВС в 1927 году. [ 1 ] и критиковал демократию в одном из своих ранних произведений « Мнение о Шарле Моррасе или долге католиков» . [ 1 ] Более того, моррасизм также повлиял на многие сочинения членов Секретной армейской организации, которые теоретизировали « контрреволюционную войну ». [ 1 ] В Испании «Испанское действие» позаимствовало не только свой крайне правый монархизм, но и свое название от движения Морраса. [ 37 ]
Влияние распространилось на Латинскую Америку, например, в Мексику, где Хесус Гиса-и-Асеведо [ 1 ] получил прозвище «маленький Моррас», а также историк Карлос Перейра или венесуэльский писатель Лауреано Валленилья Ланц , написавший книгу под названием Cesarismo democrático («Демократический цезаризм »). [ 1 ] Среди других фигур, оказавших влияние, - бразилец Плинио Корреа де Оливейра . Мысль Морраса также повлияла на католических фундаменталистов, поддерживающих бразильскую диктатуру. [ 1 ] (1964–85), а также Cursillos de la Cristiandad (Курсы христианского мира), аналогичные группе Cité Catholique , которые были инициированы в 1950 году епископом Сьюдад-Реаля , монсеньором. Эрве. [ 1 ] Аргентинский милитарист Хуан Карлос Онгания , свергнувший Артуро Илью в результате военного путча в 1966 году, а также Алехандро Агустин Лануссе , сменивший Онганию после очередного переворота, участвовали в Курсильос де ла Кристиандад , [ 1 ] как и доминиканские милитаристы Антонио Имберт Баррера и Элиас Вессин-и-Вессин , начальник штаба вооруженных сил и противник восстановления Конституции 1963 года после Рафаэля Трухильо . свержения [ 1 ] В Аргентине он также оказал влияние на писателей-националистов 1920-х и 1930-х годов, таких как Родольфо Ирасуста и Хуан Карулла . [ 38 ]
В 2017 году Майкл Кроули написал, что Стив Бэннон , тогдашний главный стратег президента Дональда Трампа , «также выразил восхищение реакционным французским философом Шарлем Моррасом, согласно сообщениям французских СМИ, подтвержденным Politico ». [ 39 ]
Работает
[ редактировать ]
|
|
- английские переводы
- 2016: Будущее интеллигенции и за французское пробуждение , Арктос Медиа . ISBN 978-1910524985
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мигель Рохас-Микс, « Моррас в Латинской Америке », Le Monde Diplomatique , ноябрь 1980 г. (переиздано в Mannières de voir n°95, « Права на власть », октябрь – ноябрь 2007 г.)
- ^ Стефан Джоканти (2006). Шарль Моррас: хаос и порядок (на французском языке). стр. 392–393.
- ^ Джоканти, с. 444-447
- ↑ Октав Мартен (псевдоним Шарль Моррас), «На службе Гитлеру», «Аспекты Франции» , 3 февраля 1949 года.
- ^ Jump up to: а б Такер, Уильям Р. (ноябрь 1955 г.). Наследие Шарля Морраса . Том. 17. Издательство Чикагского университета, Южная ассоциация политических наук. стр. 570–589. дои : 10.2307/2126615 . JSTOR 2126615 . S2CID 154447641 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Шарль Моррас | Французский писатель и политический теоретик» . Британская энциклопедия . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Ален де Бенуа (20 марта 2007 г.). «Праздник консервативной политики во Франции» . Киркцентр.орг .
- ^ Пинкоски, Натан (ноябрь 2019 г.). «Месть Морраса» . Первые вещи .
- ^ «Макрона раскритиковали за комментарии в адрес антисемитского деятеля Филиппа Петена» . «Джерузалем Пост» . 30 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Биографическая справка о Моррасе на Французской академии сайте (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ален-Жерар Слама, «Моррас (1858 (так в оригинале)-1952): или миф о революционных правых». Архивировано 26 сентября 2007 года в Wayback Machine , статья впервые опубликована в L'Histoire в 2002 году (на французском языке).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Биографическое уведомление. Архивировано 9 октября 2007 г. в Wayback Machine на Моррасе на Action Française ( веб-сайте на французском языке).
- ^ Пьерр, Пьер (1998), Христиане и дело Дрейфуса , Editions de l'Atelier, стр. 180, ISBN 978-2-7082-3390-4 , получено 7 марта 2016 г.
- ^ Винок, Мишель (реж.), История крайне правых во Франции (1993)
- ^ Жоли, Лоран (2006), «Начало французского действия (1899–1914) или развитие антисемитского национализма», Revue historique , 308 (3 (639)): 695–718, doi : 10.3917/rhis. 063.0695 , JSTOR 40957800
- ^ Арнал, Оскар Л. (15 апреля 1985 г.), Амбивалентный альянс: католическая церковь и французские действия, 1899–1939 гг ., Предварительный университет Питтсбургского университета, с. 17, ISBN 978-0-8229-7705-6 , получено 27 июля 2017 г.
- ^ « «Убить человека не за что» или политическое преступление Жермен Бертон» . Радио Франции (на французском языке). 29 августа 2017 г. Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ «Святой Престол запрещает французскую бумагу». Солт-Лейк-Трибьюн . 10 января 1927 г. с. 1.
- ^ Jump up to: а б Арнал, Оскар Л., Амбивалентный альянс: католическая церковь и французское действие, 1899–1939 , стр. 174–75 (Питтсбург: University of Pittsburgh Press , 1985).
- ↑ Action Française , 25 марта 1938 г. Цитируется по Леопольду Шварцшильду, «Мир в трансе» (Лондон: Хэмиш Гамильтон, 1943), стр. 268.
- ^ Bruno Goyet, Charles Maurras , Presses de Sciences Po , 1999, p.73
- ^ Франсуа-Марен Флёто, Роялисты в Сопротивлении (Фламмарион, 2000)
- ^ Le Petit Marseillais , 9 февраля 1941 г. Цитируется Бруно Гойе, op.cit. , с. 84
- ^ Пакстон, Роберт О. (1972). Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок, 1940-1944 гг . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 187. ИСБН 978-0-8041-5410-9 . См. сноску 10.
- ^ Жан Севилья , Исторически правильно , Темпус, 2006, с. 365
- ^ Жан Мадиран, Моррас все еще здесь , Consep, 2004, стр.71–72.
- ↑ В 1942 году Ребате опубликовал брошюру «Les Décombres» («Руины»), в которой он решительно выступал против «еврейского» действия «Французское действие».
- ^ См., например, Анри Амуру , Жизнь французов в условиях оккупации. Т2: Черные годы , Карманная книга, 1961, с. 342;
Бруно Гойе, op.cit. , с. 82;
Жан Севилья, цит. , с. 365 - ^ Роберт Пакстон , Виши, Франция , Сей, 1973, с. 246
- ^ Роберт Арон , История очищения (второй том), Fayard, 1969, стр. 365, 366, 367.
Перечисляя эти нарушения, Робер Арон описывает процесс над Моррасом как «один из самых жалких и наиболее характерных в период очищения » (стр. 362). - ^ Джоканти, с. 466
- ↑ Письмо аббата Жиро Шарлю Форо, 4 июля 1958 г., ведомственный архив Прива, файл 24J25.
- ↑ См., например, этот отрывок из его Политического и критического словаря .
- ^ Маколи, Джеймс. «Два парижских книжных магазина бок о бок ведут культурную войну» . Вашингтон Пост . Проверено 14 июня 2019 г.
- ↑ Путь в рай , 1894 г.
- ^ Фридлендер, Саул. Нацистская Германия и евреи: годы преследования , 1997, Нью-Йорк: HarperCollins, с. 223
- ^ Стэнли Г. Пейн , Первая демократия Испании: Вторая республика, 1931–1936 , 1993, стр. 171
- ^ Сандра МакГи Дойч, Las Derechas , 1999, с. 197
- ^ Майкл, Кроули (март 2017 г.). «Человек, который хочет разрушить Запад» . Политик . Проверено 6 июня 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кертис, Майкл (2010). Трое против Третьей республики: Сорель, Баррес и Моррас , издательство транзакций.
- Коджеки, Роджер (1972). «Шарль Моррас и французское действие» в «Социальной критике» Т.С. Элиота . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, стр. 58–69.
- Мольнар, Томас (1999). «Шарль Моррас, творец эпохи», Modern Age 41 (4), стр. 337–342.
- Серина, Елена (2020). Новые элементы отношений между Action Française и Святым Престолом: роль Луи Димье в защите Морраса , «Rivista di Storia del Cristianesimo» (2), стр. 497–518.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-библиотека Maurras.net: произведения Шарля Морраса (на французском языке).
- Реабилитация Дрейфуса. Архивировано 29 апреля 2018 года в Wayback Machine.
- Вырезки из газет о Шарле Моррасе в ХХ веке. Архив прессы ZBW .
- Шарль Моррас
- 1868 рождений
- 1952 смерти
- Французские агностики
- Люди из Мартига
- Французские католики
- Люди, связанные с Action Française
- Католицизм и крайне правая политика
- Консерватизм во Франции
- Крайне правая политика во Франции
- Политики Французской Третьей республики
- Антидрейфусарды
- Римско-католические писатели
- Французские политические писатели
- Писатели из Прованса-Альп-Лазурного Берега
- Исключенные члены Французской академии
- Орден получателей Франциска
- Французские политические философы
- Французские антикоммунисты
- Французские заключенные приговорены к пожизненному заключению
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Люди, осужденные за национальное унижение
- Заключенные, приговоренные Францией к пожизненному заключению
- Члены Лиги Французского Отечества
- Глухие писатели
- Антимарксизм
- Антимасонство
- Антисемитизм во Франции
- Глухие политики
- Французские глухие люди
- Французские писатели-инвалиды
- Контрреволюционеры
- Национальные синдикалисты
- Французские политики с ограниченными возможностями
- Антинемецкие настроения
- Активисты из Прованса-Альп-Лазурного Берега