Харон
В греческой мифологии Харон или Харон ( / ˈk ɛər ɒ n , ; -ən / KAIR , -on -ən древнегреческий : Χάρων ) — психопомп , перевозчик греческого преступного мира . Он переносит души тех, кому был совершен погребальный обряд, через реки Ахерон и Стикс , разделяющие мир живых и мертвых. [ 1 ] Археология подтверждает, что в некоторых захоронениях малоценные монеты, известные как оболы Харона, помещались в рот умершего, на него или рядом с ним, а также рядом с урной для кремации, содержащей его прах. Это было сделано для подтверждения того, что, по крайней мере, некоторые аспекты мифа Харона отражены в некоторых греческих и римских погребальных практиках, или же монеты служат проводником для путешествия души. [ 1 ] [ 2 ] В Энеиде эпической поэме Вергилия , умершим, не сумевшим заплатить пошлину, и тем, кто не получил погребальных обрядов, пришлось бродить по ближним берегам Стикса в течение ста лет, прежде чем им разрешили пересечь реку. [ 3 ] Харон также переправил живых смертных Геракла и Энея в подземный мир и обратно.
Происхождение имени
[ редактировать ]Имя Харон чаще всего объясняется как имя собственное от χάρων ( харон ), поэтической формы χαρωπός ( charopós ) «острый взгляд», обозначающий либо свирепые, сверкающие или лихорадочные глаза, либо глаза голубовато-серого цвета. цвет. Это слово может быть эвфемизмом смерти. [ 4 ] Сверкающие глаза могут указывать на гнев или вспыльчивость Харона, как его часто характеризуют в литературе, но этимология не ясна. Древний историк Диодор Сицилийский считал, что перевозчик и его имя были привезены из Египта . [ 5 ] Впервые Харон упоминается в ныне фрагментарной греческой эпической поэме «Миньяс» , которая включает описание спуска в подземный мир и, возможно, датируется VI веком до нашей эры. [ 6 ]
Генеалогия
[ редактировать ]Ни один древний источник не содержит генеалогии Харона. [ 7 ] за исключением одной ссылки, делающей его сыном Акмона (отца Урана) , найденной в статье «Акмонид» в словаре Исихия , которая сомнительна и текст может быть поврежден. [ 8 ] [ 9 ] Ни Паули-Виссова , ни Даремберг, ни Сальо не предлагают генеалогию Харона.
В «Genealogia Deorum Gentilium » эпохи Возрождения итальянский писатель Джованни Боккаччо писал, что Харон, которого он идентифицировал как бога времени, был сыном Эреба и Ночи . [ 10 ] Идея, по-видимому, возникла из-за сходства имен «Харон» и « Хронос » (связь, уже установленная более ранними авторами, такими как Фульгенций ), того факта, что оба они считаются очень старыми, и что бог старости считается ребенком Эреба и Ночи Цицерона, он согласно De natura deorum . [ 11 ]
Внешний вид и поведение
[ редактировать ]Харон изображается в искусстве Древней Греции . Аттические погребальные вазы V-IV вв. до н. э. часто украшаются сценами посадки мертвых в лодку Харона. На более ранних подобных вазах он выглядит как грубый, неопрятный афинский моряк, одетый в красновато-коричневую одежду, держащий в правой руке перевозчикский шест и принимающий усопшего левой рукой. Иногда Гермес выступает в роли психопомпа . На более поздних вазах Харон выглядит более «добрым и утонченным». [ 12 ]
В I веке до нашей эры римский поэт Вергилий описывает Харона, управляющего своим ржавым яликом, в ходе Энея спуска в подземный мир ( «Энеида» , Книга 6), после того как Кумская Сивилла направила героя к золотой ветви что позволит ему вернуться в мир живых:
Там стоит Харон, правящий мрачным побережьем;
Грязный бог: с волосатого подбородка
Спускается длинная борода, нечесаная, нечистая;
Глаза его, как полые горящие печи;
Заляпанный жиром пояс связывает его непристойное одеяние. [ 13 ]
Харона описывают и другие латинские авторы, в том числе Сенека в трагедии «Геркулес Фуренс» , где Харон описан в стихах 762–777 как старик, одетый в грязные одежды, с изможденными щеками и неопрятной бородой, свирепый перевозчик, руководящий своим ремеслом с длинный шест. Когда лодочник приказывает Гераклу остановиться, греческий герой использует свою силу, чтобы пройти, одолев Харона собственным шестом лодочника. [ 14 ]
Во втором веке Лукиан использовал Харона в качестве персонажа в своих «Диалогах мертвых» , особенно в частях 4 и 10 («Гермес и Харон» и «Харон и Гермес»). [ 15 ]
В 14 веке Данте Алигьери описал Харона в своей «Божественной комедии» , опираясь на изображение Вергилия в «Энеиде 6». Харон — первый названный мифологический персонаж, которого Данте встречает в подземном мире, в Песне III «Ада » . Данте изображает его с огненными глазами. В другом месте Харон предстает как подлый и изможденный старик или как крылатый демон, владеющий двойным молотом, хотя интерпретация Микеланджело, основанная на изображении Данте в « Аде» , показывает его с веслом через плечо, готового побить тех, кто медлит. («batte col remo qualunque s'adagia», Инферно 3, стих 111). [ 16 ] В наше время его обычно изображают в виде живого скелета в капюшоне , очень похожего на Мрачного Жнеца . Французский художник Гюстав Доре изобразил Харона на двух своих иллюстрациях к «Божественной комедии» Данте . Фламандский художник Иоахим Патинир изобразил Харона в своем произведении «Переход через реку Стикс» . А испанский художник Хосе Бенлиуре-и-Хиль изобразил Харона в своей «Барке де Каронте» .
Хотя этрусский демон смерти Харун назван в честь Харона, он имеет другое происхождение и функции: он является помощником Смерти, а также психопомпом и хранителем, доставляющим только что умерших в подземный мир верхом на лошади или колеснице. У него крылья, заостренные уши, ужасный и угрожающий вид, а также клюв стервятника. Он вооружен очень большим молотом, которым «безжалостно избивает» мертвецов. [ 17 ] [ 18 ]
Ахерон и Стикс
[ редактировать ]Часть серии о |
Греческий преступный мир |
---|
Жители |
География |
Заключенные |
Посетители |
Большинство источников, включая Павсания (10.28) и более поздний Данте » «Ад (3.78), связывают Харона с болотами реки Ахерон . Древнегреческие литературные источники, такие как Пиндар , Эсхил , Еврипид , Платон и Каллимах , также помещают Харона на Ахерон. Римские поэты, в том числе Проперций , Овидий и Стаций , называют реку Стиксом , возможно, следуя географии подземного мира Вергилия в « Энеиде» , где Харон связан с обеими реками. [ 19 ]
В астрономии
[ редактировать ]Харон , крупнейший спутник карликовой планеты Плутон . В его честь назван [ 20 ]
В палеонтологии
[ редактировать ]Гадрозаврида Charonosaurus названа в честь Харона, поскольку он был найден на берегах реки Амур на Дальнем Востоке. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Чарун – во многих отношениях этрусский эквивалент Харона.
- Монеты для мертвых
- Остров мертвых — картина швейцарского -символиста художника Арнольда Бёклина.
- Мананнан Мак Лир – Паромщик из ирландской мифологии
- Манунггул Джар - раннее изображение аналогичной фигуры на погребальном кувшине из пещер Табон на Палаване.
- Флегий – греческий царь, которого видели переправляющим Данте и Вергилия через Стикс в «Аде» (Данте).
- Уршанаби – перевозчик из месопотамской мифологии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Харон | Миф и символы» . Британская энциклопедия . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Монеты не клались на глаза; во всех литературных источниках указывается рот. Каллимах , фрагмент 278 Гекалы в тексте Р. Пфайффера Каллимах (Oxford UP, 1949), т.2, с. 262; теперь заказан как фрагмент 99 А.С.Д. Холлисом в его издании Callimachus: Hecale (Clarendon Press, Oxford 1990), стр. 284f., из Suidas , английский онлайн- перевод с указанием рта, а также Etymologicum Graecum («Данаки»). Смита См. также «Словарь греческой и римской биографии и мифологии» , статью о «Хароне» в Интернете для помещения в рот, хотя археология опровергает утверждение Смита о том, что каждому трупу давали монету ; см. статью об оболе Харона .
- ^ Вергилий , Энеида 6, 324–330.
- ^ Лидделл и Скотт, Греко-английский лексикон (Оксфорд: Clarendon Press 1843, печать 1985 г.), записи о χαροπός и χάρων, стр. 1980–1981; New Pauly Брилла (Лейден и Бостон, 2003 г.), том. 3, запись о «Хароне», стр. 202–203.
- ^ Кристиана Сурвину-Инвуд, «Чтение» греческой смерти (Oxford University Press, 1996), стр. 359 онлайн и с. 390 онлайн.
- ^ Кристиана Сурвину-Инвуд, Харон (1), Оксфордский классический словарь , 1995, опубликовано в Интернете: 7 марта 2016 г. [1] (по состоянию на 28 сентября 2020 г.)
- ^ Хансен, Уильям Ф. (2004). Справочник классической мифологии . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 136–137. ISBN 9781576072264 .
- ^ Сурвину-Инвуд, Кристиана (2006). «Чтение» греческой смерти: к концу классического периода (Перепечатано под ред.). Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 308. ИСБН 9780198150695 .
- ^ Трудно, Робин; Роуз, Герберт Дж. (2008). Справочник Рутледжа по греческой мифологии: основан на Справочнике Г. Дж. Роуза по греческой мифологии (1-е издание в мягкой обложке под ред.). Лондон: Рутледж. п. 113. ИСБН 9780415186360 .
- ^ Боккаччо, Джованни; Соломон, Джон (2011). Генеалогия языческих богов. Том 1: Книги IV . Кембридж, Массачусетс, Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета. стр. 166–167. ISBN 9780674057104 .
- ^ Боккаччо, Джованни; Папио, Майкл (2009). Изложение Боккаччо комедии Данте . Торонто: Университет Торонто Пресс. п. 630. ИСБН 9780802099754 .
- ^ Гринселл, Л.В. (1957). «Паромщик и его гонорар: исследование этнологии, археологии и традиций». Фольклор . 68 (1): 257–269 [с. 261]. дои : 10.1080/0015587X.1957.9717576 . JSTOR 1258157 .
- ^ Вергилий , Энеида 6.298–301 , в переводе Джона Драйдена .
- ^ См . Ронни Х. Терпенинг , Харон и пересечение: древние, средневековые и ренессансные трансформации мифа (Льюисбург: Bucknell University Press, 1985 и Лондон и Торонто: Associated University Press, 1985), стр. 97–98.
- ^ Анализ этих диалогов см. в Терпенинге, стр. 107–116.
- ↑ Анализ изображения Харона Данте и других появлений в литературе от античности до 17 века в Италии см. в Терпенинге , Хароне и переправе .
- ^ Абель, Эрнест (2009). Боги смерти: энциклопедия правителей, злых духов и географии мертвых . АБС-КЛИО, ООО. стр. 41, 61, 125, 139. ISBN. 9780313357138 .
- ^ ДеГруммонд, Нэнси и Саймон, Эрика, Религия этрусков , Техасский университет Press, 2006, стр. 57.
- ^ См . «Харон» на theoi.com , где собраны отрывки из источников с работами и аннотациями, а также изображения с вазовых росписей .
- ^ Деннис Овербай (2 июля 2013 г.). «Два спутника Плутона получили имена из подземного мира греческой мифологии» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 года.
- ^ Годфруа, Паскаль; Шукин Зан; Лиён Джин (2000). «Charonosaurus jiayinensis ng, n. sp., динозавр-ламбеозавр из позднего маастрихта на северо-востоке Китая». Comptes Rendus de l'Académie des Sciences , Série IIA. 330:875–882. Бибкод:2000CRASE.330..875G. doi:10.1016/S1251-8050(00)00214-7.
Источники
[ редактировать ]- Бзинковский, Михал (2017). Маски Хароса в новогреческих демотических песнях: источники, изображения и контекст . Краков: Ягеллонского университета . Издательство ISBN 978-83-233-4330-1 .
- Смит, Уильям (1873). «Харон» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон.