Шан Ян
Шан Ян | |||
---|---|---|---|
![]() Статуя главного реформатора Шан Яна | |||
китайский | Шан Ян | ||
|
Часть серии о |
Китайский законничество |
---|
![]() |
Шан Ян ( китайский : 商鞅 ; ок. 390–338 до н.э.), также известный как Вэй Ян ( китайский : 衞鞅 ) и первоначально прозванный Гунсунь , был государственным деятелем , канцлером и реформатором государства Цинь . Родился в Чжоу вассальном государстве Вэй в период Воюющих царств . [ 1 ] он вступил в должность в государстве Цинь, где его политика заложила административные, политические и экономические основы, которые в конечном итоге позволили Цинь завоевать другие шесть конкурирующих государств, впервые в истории объединив Китай в централизованное правление при династии Цинь . Ученые считают вполне вероятным, что и он, и его последователи внесли свой вклад в «Книгу лорда Шана» , основополагающую философскую работу школы китайского законничества . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Шан Ян родился в семье наложницы правящей семьи небольшого государства Вэй (衞) . Его фамилия (氏, имя по линии) была Гунсунь , а его личное имя Ян. Как член семьи Вэй, он был также известен как Вэй Ян. [ 3 ]
В молодом возрасте Ян изучал право и получил должность у премьер-министра Шузуо провинции Вэй (魏, не то же самое, что в стране его рождения). При поддержке герцога Цинь Сяо Ян оставил свое скромное положение в Вэй. [ 4 ] стать главным советником в Цинь. Его многочисленные реформы превратили периферийное государство Цинь в мощное в военном отношении и сильно централизованное королевство. Изменения в правовой системе государства (которые, как говорили, были основаны на Ли Куя ) Каноне законов привели Цинь к процветанию. Усилив администрацию за счет упора на меритократию , его политика ослабила власть феодалов.
В 341 г. до н. э. Цинь напал на государство Вэй. Ян лично возглавил армию Цинь, чтобы победить Вэя, и в конце концов Вэй уступил Цинь земли к западу от Желтой реки . За свою роль в войне Ян получил 15 городов Шана в качестве своего личного феодального владения и стал известен как владыка Шана (Шан Цзюнь) или Шан Ян. [ 5 ] Согласно « Запискам великого историка» , благодаря своим личным связям во время службы при дворе Вэя, Шан Ян пригласил Гунцзи Ана, вэйского генерала, для переговоров о мирном договоре. Как только Анг прибыл, он был взят в плен, и армия Цинь атаковала, успешно разгромив своих противников. [ 3 ]
Гунсунь руководил строительством Сяньяна . [ 6 ] и Марк Эдвард Льюис считал реорганизацию вооруженных сил потенциально ответственной за упорядоченное планирование дорог и полей по всему северному Китаю. Возможно, это надуманно, но Ян был в такой же степени военным реформатором, как и юридическим. [ 7 ]
Школу мысли Шан Ян поддерживал император Хань У. [ 8 ] и Джон Кей упоминает, что Танская фигура Ду Ю была привязана к Шан Яну. [ 9 ]
Реформы
[ редактировать ], которого часто считают величайшим представителем китайского легализма (法家), приписывает ему Хань Фэй создание двух теорий;
- «установление стандартов» ( китайский : исправление закона )
- «равенство перед законом» ( китайский : 一民 )
Веря в верховенство закона и считая верность государству выше лояльности семье, Ян внес в Государство Цинь два набора изменений. Первыми, в 356 г. до н.э., были:
- Ли Куя с Была введена в действие Книга Закона важным добавлением правила, предусматривающего наказание, равное наказанию преступника, для тех, кто знал о преступлении, но не проинформировал правительство. Он систематизировал реформы в исполняемые законы. Законы были строгими, Ян неоднократно реформировал их, а наказания были строгими. [ 10 ]
- Выделение земли солдатам на основании их военных успехов и лишение дворянства, не желающего бороться, своих земельных прав. Армия была разделена на двадцать воинских званий в зависимости от боевых достижений. Военная реформа побудила граждан Цинь присоединиться к армии и помогла династии Цинь создать военную мощь, необходимую для объединения Китая. [ 11 ]
- Поскольку в Цинь не хватало рабочей силы, Ян поощрял возделывание незаселенных земель и пустошей, а также иммиграцию, отдавая предпочтение сельскому хозяйству, предметами роскоши а не торговле (хотя и уделяя больше внимания особенно успешным торговцам).
Ян представил свой второй набор изменений в 350 г. до н. э., который включал новую стандартизированную систему распределения земли и реформы налогообложения .
Подавляющее большинство реформ Яна было взято из политики, проводимой в других местах, например, в У Ци из штата Чу ; однако реформы Янга были более тщательными и радикальными, чем реформы других государств, и монополизировали политику в руках правителя. [ 12 ] За время своего правления Цинь быстро догнал и превзошел реформы других государств.
Внутренняя политика
[ редактировать ]Ян провел земельные реформы , приватизировал землю, вознаградил фермеров, которые превысили квоты на урожай, поработил фермеров, которые не выполнили квоты, и использовал порабощенных подданных в качестве (государственных) вознаграждений для тех, кто соответствовал политике правительства.
Поскольку в Цинь в то время не хватало рабочей силы по сравнению с другими штатами, Ян принял политику по увеличению численности рабочей силы. Поскольку циньские крестьяне были завербованы в армию, он поощрял активную миграцию крестьян из других государств в Цинь в качестве замены рабочей силы; эта политика одновременно увеличила численность Цинь и ослабила численность его соперников. Ян издал законы, обязывающие граждан вступать в брак в молодом возрасте, и принял налоговые законы, поощряющие воспитание нескольких детей. Он также принял политику освобождения осужденных , которые работали на освоении пустырей для сельского хозяйства.
Ян частично отменил первородство (в зависимости от успеваемости сына) и ввел двойной налог для домохозяйств, в которых проживало более одного сына, чтобы разбить большие кланы на нуклеарные семьи.
Ян перенес столицу из города Юэян в Сяньян , чтобы уменьшить влияние знати на администрацию. Сяньян оставался столицей Цинь до ее падения в 207 г. до н.э.
Смерть
[ редактировать ]Ян глубоко презирался дворянством Цинь. [ 3 ] и стал уязвимым после смерти герцога Сяо. Следующий правитель, король Хуэйвэнь , приказал устроить девять семейных истреблений Янга и его семьи на основании разжигания восстания. Ранее Ян унизил нового герцога, «заставив его наказать за правонарушение, как если бы он был обычным гражданином». [ 13 ] По словам Чжан Го Цэ , Ян скрылся; в какой-то момент Янгу было отказано в номере в гостинице, потому что один из его собственных законов запрещал прием гостей без надлежащего удостоверения личности.
Ян был казнен Джулье ( 車裂 : расчленение путем привязывания к пяти колесницам , крупному рогатому скоту или лошадям и разрывания на части); [ 14 ] [ 15 ] вся его семья также была казнена. [ 3 ] Несмотря на свою смерть, король Хуэйвэнь продолжил реформы, проведенные Яном.
Сохранилось несколько альтернативных версий смерти Янга. Согласно Сыма Цяню в его «Записках великого историка» , Ян сначала сбежал в Вэй. Однако там его ненавидели за предательство Гунцзи Анга и исключили из него. Затем Ян бежал в свою вотчину, где собрал армию повстанцев, но был убит в бою. После битвы король Цинь Хуэй приказал разорвать труп Яна на колесницах в качестве предупреждения другим. [ 3 ]
После казни Яна король Хуэйвэнь отвернулся от центральной долины на юг, чтобы завоевать Сычуань ( Шу и Ба ), что Стивен Сейдж называет «дальновидной переориентацией мышления» в сторону материальных интересов в стремлении Цинь к универсальному правлению. [ 16 ]
Оценки
[ редактировать ]Агентство Франс Пресс Хулсеве считало Шан Яна «основателем юридической школы» и считает его унификацию наказаний одним из своих самых важных вкладов; то есть наказание смертной казнью любому лицу, не подчиняющемуся приказам короля. Шан Ян даже ожидал, что король, несмотря на источник закона (санкционирующий его), последует ему. Такое обращение контрастирует с идеями, более типичными для архаического общества, более подробно представленными в Обрядах Чжоу как предусматривающие разные наказания для разных слоев общества.
Халсеве отмечает, что Сыма Тан считал равное обращение самым важным моментом «юридической школы»: «Они не делают различия между близкими и дальними родственниками, не делают различия между благородными и скромными, но единообразным образом принимают решения по ним в законе». ." [ 17 ] Династия Хань приняла, по сути, те же определения преступлений и концепцию равенства, которые Шан Ян установил для Цинь, без коллективного наказания трех групп родственников. [ 17 ]
Шан Ян, казалось, действовал в соответствии со своим собственным учением. [ 17 ] и переводчик Дувендак (1928) упоминает его как «подобного бамбуковой раме, которая удерживает лук прямо, и невозможно вывести его из прямолинейности», даже если о нем говорили некоторые досовременные китайцы, плохо относившиеся к падение Цинь. Дувендак считал, что Шан Ян должен представлять интерес не только для китаеведов , но и для западных юристов.
Несмотря на смутное представление традиционной истории, Сыма Цянь описывает непосредственный эффект своей политики как таковой: После того, как [постановления] действовали в течение десяти лет, простолюдины Цинь были в восторге; никто не подбирал потерянные в дороге вещи, в горах не было бандитов и воров, хозяйства были хорошо обеспечены и люди жили хорошо. Простолюдины были храбры в битвах под началом герцога, но трусливы в частных распрях, а поселки и города находились в хорошем состоянии. (Сыма Цянь 1994a, 90) [ 18 ]
В художественной литературе и популярной культуре
[ редактировать ]- Изображается Ши Цзинмином в «Легенде о Ми Юэ» (2015) в качестве гостя, изображая его казнь.
- Сыграл Ван Чжифэя в сериале «Империя Цинь» в качестве главного героя.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Антонио С. Куа (редактор), 2003, с. 362, Энциклопедия китайской философии [1] «Пятый важный законник, Шан Ян (Вэй Ян, ок. 390–338 до н.э.), родился в Вэй; его первоначальная фамилия была Гунсунь».
- ^ Пайнс, Юрий, «Законничество в китайской философии», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), 1.1 Основные тексты законников, http://plato.stanford.edu/archives/win2014 /записи/китайское-легализм/
- ^ Перейти обратно: а б с д и Записи великого историка (том 68) , Записи великого историка , Сыма Цянь
- ^ стр. 79 Классического Китая
- ^ Древний текст бамбуковых анналов , записи Вэй
- ^ Джон Мэн 2008. с. 51. Терракотовая армия .
- ^ Пол Р. Голдин, Стойкие заблуждения о китайском законничестве . п. 18 [2]
- Санкционированное насилие в раннем Китае, Серия SUNY по китайской философии и культуре (Олбани, 1990), 63
- ^ Крил 1970, Что такое даосизм?, 115.
- ^ Артур Ф. Райт 1960. с. 99. Конфуцианское убеждение
- ^ Санфт, Чарльз (2014). «Шан Ян был соратником: применение анализа сотрудничества в раннем Китае, проведенного Аксельродом» . Философия Востока и Запада . 64 (1): 174–191. дои : 10.1353/pew.2014.0003 . ISSN 1529-1898 . S2CID 144996247 .
- ^ Санфт, Чарльз (2014). «Шан Ян был кооператором: применение анализа сотрудничества в раннем Китае», проведенного Аксельродом. Философия Востока и Запада . 64 (1): 174–191. дои : 10.1353/pew.2014.0003 . ISSN 1529-1898 . S2CID 144996247 .
- ^ Крил, Херли Глесснер (15 сентября 1982 г.). Что такое даосизм?: и другие исследования по истории китайской культуры . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-12047-8 .
- ^ стр. 80 « Классического Китая» , изд. Уильям Х. Макнил и Джин В. Седлар, Oxford University Press , 1970. LCCN: 68-8409.
- ^ Г-н Кадзу , Хан Фейзи , Хан Фэй
- ↑ Хроники государств династии Восточная Чжоу , Цай Юаньфан
- ^ Сейдж, Стивен Ф. (1 января 1992 г.). Древний Сычуань и объединение Китая . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-1037-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хулсеве, Энтони Франсуа Паулюс (1955). остатки ханьского права . Архив Брилла.
- ^ Шан, Ян (2003). Книга лорда Шана: классика китайской школы права . The Lawbook Exchange, Ltd. ISBN 978-1-58477-241-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- Чжан, Гохуа, «Шан Ян» [ постоянная мертвая ссылка ] . Энциклопедия Китая (Юридическое издание), 1-е изд.
- Се, Цинкуй, «Шан Ян» . Архивировано 9 мая 2007 г. на archive.today . Энциклопедия Китая (издание для политологии), 1-е изд.
- Краткое изложение национальной истории (второе издание) ISBN 7-309-02481-8
- Политика воюющих государств ( Чжань Го Цэ ), первая династия Цинь
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ли Ю-нин, Реформы Шанъяна (ME Sharpe Inc., 1977).
- Стеркс, Роэл. Китайская мысль. От Конфуция до повара Дина. Лондон: Пингвин, 2019.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хансен, Чад. «Лорд Шан (умер в 338 г. до н.э.)» . Страницы китайской философии Чада Хансена .
- Дуйвендак, JJL Шу» . Китайский текстовый проект «Шан Цзюнь
- «Цинь И» . Китайский текстовый проект .
- Работы Ян Шанга в Project Gutenberg
- 390-е гг. до н.э., рождение
- 338 г. до н.э. смертей
- Китайцы IV века до н.э.
- Казни в IV веке до н.э.
- Китайские философы IV века до н.э.
- Китайские ученые-юристы
- Китайские писатели-юристы
- Китайские реформаторы
- Китайские политические философы
- Казненные люди из провинции Хэнань
- Казненные люди династии Цинь
- Законничество (китайская философия)
- Люди, казненные династией Цинь
- Философы из провинции Хэнань
- Философы права
- Политики из Пуяна
- Социальные философы
- Историки-теоретики
- Жертвы семейной казни
- Люди Вея (штат)
- Философы династии Чжоу
- Правительственные чиновники династии Чжоу
- Люди штата Цинь