Jump to content

Шан Ян

(Перенаправлено с Лорда Шанга )
Шан Ян
Статуя главного реформатора Шан Яна
китайский Шан Ян
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinShāng Yāng
Bopomofoㄕㄤ ㄧㄤ
Gwoyeu RomatzyhShang Iang
Wade–GilesShang1 Yang1
Tongyong PinyinShang Yang
IPA[ʂáŋ jáŋ]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationSēung Yēung
Jyutpingsoeng1 joeng1
IPA[sœŋ˥ jœŋ˥]
Southern Min
Tâi-lôSiong Ng
Old Chinese
Baxter–Sagart (2014)*s.taŋ ʔaŋ

Шан Ян ( китайский : 商鞅 ; ок. 390–338 до н.э.), также известный как Вэй Ян ( китайский : 衞鞅 ) и первоначально прозванный Гунсунь , был государственным деятелем , канцлером и реформатором государства Цинь . Родился в Чжоу вассальном государстве Вэй в период Воюющих царств . [ 1 ] он вступил в должность в государстве Цинь, где его политика заложила административные, политические и экономические основы, которые в конечном итоге позволили Цинь завоевать другие шесть конкурирующих государств, впервые в истории объединив Китай в централизованное правление при династии Цинь . Ученые считают вполне вероятным, что и он, и его последователи внесли свой вклад в «Книгу лорда Шана» , основополагающую философскую работу школы китайского законничества . [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Шан Ян родился в семье наложницы правящей семьи небольшого государства Вэй (衞) . Его фамилия (氏, имя по линии) была Гунсунь , а его личное имя Ян. Как член семьи Вэй, он был также известен как Вэй Ян. [ 3 ]

В молодом возрасте Ян изучал право и получил должность у премьер-министра Шузуо провинции Вэй (魏, не то же самое, что в стране его рождения). При поддержке герцога Цинь Сяо Ян оставил свое скромное положение в Вэй. [ 4 ] стать главным советником в Цинь. Его многочисленные реформы превратили периферийное государство Цинь в мощное в военном отношении и сильно централизованное королевство. Изменения в правовой системе государства (которые, как говорили, были основаны на Ли Куя ) Каноне законов привели Цинь к процветанию. Усилив администрацию за счет упора на меритократию , его политика ослабила власть феодалов.

В 341 г. до н. э. Цинь напал на государство Вэй. Ян лично возглавил армию Цинь, чтобы победить Вэя, и в конце концов Вэй уступил Цинь земли к западу от Желтой реки . За свою роль в войне Ян получил 15 городов Шана в качестве своего личного феодального владения и стал известен как владыка Шана (Шан Цзюнь) или Шан Ян. [ 5 ] Согласно « Запискам великого историка» , благодаря своим личным связям во время службы при дворе Вэя, Шан Ян пригласил Гунцзи Ана, вэйского генерала, для переговоров о мирном договоре. Как только Анг прибыл, он был взят в плен, и армия Цинь атаковала, успешно разгромив своих противников. [ 3 ]

Гунсунь руководил строительством Сяньяна . [ 6 ] и Марк Эдвард Льюис считал реорганизацию вооруженных сил потенциально ответственной за упорядоченное планирование дорог и полей по всему северному Китаю. Возможно, это надуманно, но Ян был в такой же степени военным реформатором, как и юридическим. [ 7 ]

Школу мысли Шан Ян поддерживал император Хань У. [ 8 ] и Джон Кей упоминает, что Танская фигура Ду Ю была привязана к Шан Яну. [ 9 ]

, которого часто считают величайшим представителем китайского легализма (法家), приписывает ему Хань Фэй создание двух теорий;

  1. «установление стандартов» ( китайский : исправление закона )
  2. «равенство перед законом» ( китайский : 一民 )

Веря в верховенство закона и считая верность государству выше лояльности семье, Ян внес в Государство Цинь два набора изменений. Первыми, в 356 г. до н.э., были:

  1. Ли Куя с Была введена в действие Книга Закона важным добавлением правила, предусматривающего наказание, равное наказанию преступника, для тех, кто знал о преступлении, но не проинформировал правительство. Он систематизировал реформы в исполняемые законы. Законы были строгими, Ян неоднократно реформировал их, а наказания были строгими. [ 10 ]
  2. Выделение земли солдатам на основании их военных успехов и лишение дворянства, не желающего бороться, своих земельных прав. Армия была разделена на двадцать воинских званий в зависимости от боевых достижений. Военная реформа побудила граждан Цинь присоединиться к армии и помогла династии Цинь создать военную мощь, необходимую для объединения Китая. [ 11 ]
  3. Поскольку в Цинь не хватало рабочей силы, Ян поощрял возделывание незаселенных земель и пустошей, а также иммиграцию, отдавая предпочтение сельскому хозяйству, предметами роскоши а не торговле (хотя и уделяя больше внимания особенно успешным торговцам).

Ян представил свой второй набор изменений в 350 г. до н. э., который включал новую стандартизированную систему распределения земли и реформы налогообложения .

Подавляющее большинство реформ Яна было взято из политики, проводимой в других местах, например, в У Ци из штата Чу ; однако реформы Янга были более тщательными и радикальными, чем реформы других государств, и монополизировали политику в руках правителя. [ 12 ] За время своего правления Цинь быстро догнал и превзошел реформы других государств.

Внутренняя политика

[ редактировать ]

Ян провел земельные реформы , приватизировал землю, вознаградил фермеров, которые превысили квоты на урожай, поработил фермеров, которые не выполнили квоты, и использовал порабощенных подданных в качестве (государственных) вознаграждений для тех, кто соответствовал политике правительства.

Поскольку в Цинь в то время не хватало рабочей силы по сравнению с другими штатами, Ян принял политику по увеличению численности рабочей силы. Поскольку циньские крестьяне были завербованы в армию, он поощрял активную миграцию крестьян из других государств в Цинь в качестве замены рабочей силы; эта политика одновременно увеличила численность Цинь и ослабила численность его соперников. Ян издал законы, обязывающие граждан вступать в брак в молодом возрасте, и принял налоговые законы, поощряющие воспитание нескольких детей. Он также принял политику освобождения осужденных , которые работали на освоении пустырей для сельского хозяйства.

Ян частично отменил первородство (в зависимости от успеваемости сына) и ввел двойной налог для домохозяйств, в которых проживало более одного сына, чтобы разбить большие кланы на нуклеарные семьи.

Ян перенес столицу из города Юэян в Сяньян , чтобы уменьшить влияние знати на администрацию. Сяньян оставался столицей Цинь до ее падения в 207 г. до н.э.

Ян глубоко презирался дворянством Цинь. [ 3 ] и стал уязвимым после смерти герцога Сяо. Следующий правитель, король Хуэйвэнь , приказал устроить девять семейных истреблений Янга и его семьи на основании разжигания восстания. Ранее Ян унизил нового герцога, «заставив его наказать за правонарушение, как если бы он был обычным гражданином». [ 13 ] По словам Чжан Го Цэ , Ян скрылся; в какой-то момент Янгу было отказано в номере в гостинице, потому что один из его собственных законов запрещал прием гостей без надлежащего удостоверения личности.

Ян был казнен Джулье ( 車裂 : расчленение путем привязывания к пяти колесницам , крупному рогатому скоту или лошадям и разрывания на части); [ 14 ] [ 15 ] вся его семья также была казнена. [ 3 ] Несмотря на свою смерть, король Хуэйвэнь продолжил реформы, проведенные Яном.

Сохранилось несколько альтернативных версий смерти Янга. Согласно Сыма Цяню в его «Записках великого историка» , Ян сначала сбежал в Вэй. Однако там его ненавидели за предательство Гунцзи Анга и исключили из него. Затем Ян бежал в свою вотчину, где собрал армию повстанцев, но был убит в бою. После битвы король Цинь Хуэй приказал разорвать труп Яна на колесницах в качестве предупреждения другим. [ 3 ]

После казни Яна король Хуэйвэнь отвернулся от центральной долины на юг, чтобы завоевать Сычуань ( Шу и Ба ), что Стивен Сейдж называет «дальновидной переориентацией мышления» в сторону материальных интересов в стремлении Цинь к универсальному правлению. [ 16 ]

Агентство Франс Пресс Хулсеве считало Шан Яна «основателем юридической школы» и считает его унификацию наказаний одним из своих самых важных вкладов; то есть наказание смертной казнью любому лицу, не подчиняющемуся приказам короля. Шан Ян даже ожидал, что король, несмотря на источник закона (санкционирующий его), последует ему. Такое обращение контрастирует с идеями, более типичными для архаического общества, более подробно представленными в Обрядах Чжоу как предусматривающие разные наказания для разных слоев общества.

Халсеве отмечает, что Сыма Тан считал равное обращение самым важным моментом «юридической школы»: «Они не делают различия между близкими и дальними родственниками, не делают различия между благородными и скромными, но единообразным образом принимают решения по ним в законе». ." [ 17 ] Династия Хань приняла, по сути, те же определения преступлений и концепцию равенства, которые Шан Ян установил для Цинь, без коллективного наказания трех групп родственников. [ 17 ]

Шан Ян, казалось, действовал в соответствии со своим собственным учением. [ 17 ] и переводчик Дувендак (1928) упоминает его как «подобного бамбуковой раме, которая удерживает лук прямо, и невозможно вывести его из прямолинейности», даже если о нем говорили некоторые досовременные китайцы, плохо относившиеся к падение Цинь. Дувендак считал, что Шан Ян должен представлять интерес не только для китаеведов , но и для западных юристов.

Несмотря на смутное представление традиционной истории, Сыма Цянь описывает непосредственный эффект своей политики как таковой: После того, как [постановления] действовали в течение десяти лет, простолюдины Цинь были в восторге; никто не подбирал потерянные в дороге вещи, в горах не было бандитов и воров, хозяйства были хорошо обеспечены и люди жили хорошо. Простолюдины были храбры в битвах под началом герцога, но трусливы в частных распрях, а поселки и города находились в хорошем состоянии. (Сыма Цянь 1994a, 90) [ 18 ]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Антонио С. Куа (редактор), 2003, с. 362, Энциклопедия китайской философии [1] «Пятый важный законник, Шан Ян (Вэй Ян, ок. 390–338 до н.э.), родился в Вэй; его первоначальная фамилия была Гунсунь».
  2. ^ Пайнс, Юрий, «Законничество в китайской философии», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), 1.1 Основные тексты законников, http://plato.stanford.edu/archives/win2014 /записи/китайское-легализм/
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Записи великого историка (том 68) , Записи великого историка , Сыма Цянь
  4. ^ стр. 79 Классического Китая
  5. ^ Древний текст бамбуковых анналов , записи Вэй
  6. ^ Джон Мэн 2008. с. 51. Терракотовая армия .
  7. ^ Пол Р. Голдин, Стойкие заблуждения о китайском законничестве . п. 18 [2]
    • Санкционированное насилие в раннем Китае, Серия SUNY по китайской философии и культуре (Олбани, 1990), 63
  8. ^ Крил 1970, Что такое даосизм?, 115.
  9. ^ Артур Ф. Райт 1960. с. 99. Конфуцианское убеждение
  10. ^ Санфт, Чарльз (2014). «Шан Ян был соратником: применение анализа сотрудничества в раннем Китае, проведенного Аксельродом» . Философия Востока и Запада . 64 (1): 174–191. дои : 10.1353/pew.2014.0003 . ISSN   1529-1898 . S2CID   144996247 .
  11. ^ Санфт, Чарльз (2014). «Шан Ян был кооператором: применение анализа сотрудничества в раннем Китае», проведенного Аксельродом. Философия Востока и Запада . 64 (1): 174–191. дои : 10.1353/pew.2014.0003 . ISSN   1529-1898 . S2CID   144996247 .
  12. ^ Крил, Херли Глесснер (15 сентября 1982 г.). Что такое даосизм?: и другие исследования по истории китайской культуры . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-12047-8 .
  13. ^ стр. 80 « Классического Китая» , изд. Уильям Х. Макнил и Джин В. Седлар, Oxford University Press , 1970. LCCN: 68-8409.
  14. ^ Г-н Кадзу , Хан Фейзи , Хан Фэй
  15. Хроники государств династии Восточная Чжоу , Цай Юаньфан
  16. ^ Сейдж, Стивен Ф. (1 января 1992 г.). Древний Сычуань и объединение Китая . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-7914-1037-0 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с Хулсеве, Энтони Франсуа Паулюс (1955). остатки ханьского права . Архив Брилла.
  18. ^ Шан, Ян (2003). Книга лорда Шана: классика китайской школы права . The Lawbook Exchange, Ltd. ISBN  978-1-58477-241-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ли Ю-нин, Реформы Шанъяна (ME Sharpe Inc., 1977).
  • Стеркс, Роэл. Китайская мысль. От Конфуция до повара Дина. Лондон: Пингвин, 2019.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb41627f63a79b6d12d301d00f23f7eb__1723335000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/eb/cb41627f63a79b6d12d301d00f23f7eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shang Yang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)