№ 3-я эскадрилья RAF
№ 3 (F) эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() | |
Активный | 13 мая 1912 г. RFC ) 1 апреля 1918 г. - 27 октября 1919 г. ( RAF ) 1 апреля 1920 г. - 30 сентября 1921 г. 1 октября 1921 г. - 1 апреля 1923 г. 1 апреля 1924 г. - 15 июня 1957 г. 21 января 1959 г. - 31 декабря 1960 г. 1 января 1961 г. - 31 марта 2006 г. 1 апреля 2006 г. – настоящее время | 1 апреля 1918 г. (
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Летающая эскадрилья |
Роль | Многоцелевой бой |
Часть | Группа № 1 (Воздушный бой) |
Домашняя станция | РАФ Конингсби |
Девиз (ы) | Третий будет первым ( на латыни «Третий станет первым») [ 1 ] |
Самолет | Еврофайтер Тайфун FGR.4 |
Боевые почести |
|
Знаки отличия | |
Хвостовой значок эскадрильи | ![]() |
Геральдика эскадрильи | Кокатрис . на монолите , выбранный потому, что в мифологии он был первым существом, способным летать Утвержден королем Георгом VI в сентябре 1937 года. |
Эскадрилья Раундель | ![]() |
3-я эскадрилья , также известная как 3-я (истребительная) эскадрилья , Королевских ВВС эксплуатирует истребители Eurofighter Typhoon FGR.4 из Королевских ВВС Конингсби , Линкольншир , с момента реформирования 1 апреля 2006 года. [ 2 ] Впервые он был сформирован 13 мая 1912 года как одна из первых эскадрилий Королевского летного корпуса - первая, которая летала тяжелее самолетов.
История
[ редактировать ]Основание и Первая мировая война
[ редактировать ]3-я эскадрилья Королевского летного корпуса была сформирована в Ларкхилле 13 мая 1912 года в результате переименования 2-й (самолетной) роты Королевского инженерного воздушного батальона под командованием майора Роберта Брук-Пофэма . Будучи уже оснащенной самолетами и укомплектованной пилотами и авиамеханиками, рота № 2 (Аэроплан) была, таким образом, первым независимым военным подразделением Великобритании, Империи или Содружества, использовавшим летательные аппараты тяжелее воздуха, отсюда и девиз 3-й эскадрильи Tertius primus erit. , что означает «Третий будет первым». 5 июля 1912 года два члена эскадрильи, капитан Юстас Лорейн и старший сержант Уилсон, погибли в авиакатастрофе, что сделало их первыми погибшими в составе RFC. [ 3 ] В 1913 году 3-я эскадрилья была развернута в Халтоне в Бакингемшире для поддержки наземных маневров Домашней дивизии . Временный аэродром был построен на месте, которое позже стало Королевских ВВС Халтона Парадной площадью Мейтленд . В ходе учений 3-я эскадрилья совершила ряд разведывательных вылетов и провела первое столкновение дирижабля и самолета. [ 4 ]
Помимо тренировок и разведки, эскадрилья большую часть времени проводила экспериментальные работы и отработку тактики, в том числе способов ведения артиллерийского огня с воздуха. [ 5 ] В конце 1913 года эскадрилья провела испытания по использованию пулеметов с самолетов, что в конечном итоге привело к выбору пушки Льюиса для использования RFC, а с начала 1914 года проводила испытания по аэрофотосъемке, помогая разрабатывать фотоаппараты. который будет использоваться RFC в Первой мировой войне. Другие испытания включали первые ночные полеты RFC. [ 6 ]
Эскадрилья была отправлена во Францию с началом Великой войны и прибыла в Амьен 13 августа 1914 года, выполнив свою первую разведывательную миссию под управлением капитана Филиппа Жубера де ла Ферте 19 августа. [ 7 ] [ 8 ] Первоначально эскадрилья действовала в основном в разведывательных целях, используя различные типы самолетов. [ 7 ] [ 9 ] В декабре 1914 года эскадрилья начала получать самолеты Morane-Saulnier L с зонтиком и к апрелю 1915 года была почти полностью оснащена зонтиками Morane. [ 10 ] В сентябре 1915 года он начал заменять свой Morane-Saulnier L улучшенным Morane-Saulnier LA , у которого были элероны вместо деформации крыла , как у более ранних самолетов, а к декабрю 1915 года все его зонтики были типа LA. [ 11 ] В 1916 году компания пополнила свои «Парасоли» четырьмя Morane-Saulnier BB бипланами . [ 12 ] а с середины 1916 года заменил зонтики Morane-Saulnier LA на Morane-Saulnier P. зонтики [ 13 ]
Английский ас Джеймс Маккадден служил механиком и временным наблюдателем в 3-й эскадрилье в начале войны, покинув эскадрилью в январе 1916 года для летной подготовки. [ 14 ] Сесил Льюис , автор книги «Восхождение Стрельца», присоединился к эскадрилье в мае 1915 года и вместе с эскадрильей летал на зонтиках Морана во время наступления на Сомму. [ 15 ] [ 16 ] Позже, в октябре 1917 года, с появлением Sopwith Camels , была взята на себя роль истребителя/разведчика, и к концу войны было уничтожено 59 самолетов противника. Эскадрилья расформирована 27 октября 1919 года. [ 17 ] [ 18 ]
было девять летных асов В ее рядах , в том числе Дуглас Джон Белл , Джордж Р. Райли , Уилл Хаббард , Адриан Франклин , Хейзел Лерой Уоллес , Ллойд Гамильтон , Дэвид Хьюз , Нил Смэтс и Уильям Макстед. [ 19 ]
Межвоенный
[ редактировать ]Он был реформирован в Индии 1 апреля 1920 года в истребительную эскадрилью, оснащенную Sopwith Snipes , и снова был расформирован 30 сентября 1921 года. [ 2 ] На следующий день она была немедленно реформирована в RAF Leuchars , Шотландия, как военно-морская наблюдательная эскадрилья, оснащенная Airco DH.9A , получившая Westland Walrus и Avro Bison , а затем была расформирована для формирования двух независимых звеньев 1 апреля 1923 года. [ 17 ] [ 18 ]
Год спустя, 1 апреля 1924 года, она была преобразована в истребительную эскадрилью вместе со Снайпсом, эксплуатируя ряд различных типов, базирующихся в Великобритании, включая Gloster Gladiator . [ 20 ] Единственным ярким событием этих лет было командирование в Судан в 1935 году во время итальянского вторжения в Абиссинию . [ 18 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
В начале Второй мировой войны 3-я эскадрилья была размещена в составе истребительного командования на базе британских ВВС Биггин-Хилл, оснащенная самолетами Hawker Hurricane . Он ненадолго был направлен во Францию для поддержки британского экспедиционного корпуса после нападения Германии на Запад в 1940 году, но был вынужден уйти через 10 дней, заявив о потере 60 немецких самолетов и потере 21 собственного. 21 июля 1940 года отряд «Б» был выделен и составил ядро вновь сформированной 232-й эскадрильи. После восстановления сил 3-я эскадрилья использовалась в качестве противовоздушной обороны базы Королевского военно-морского флота в Скапа-Флоу , оставаясь в Шотландии до апреля? 1941 г., базировался на базе Королевских ВВС в Уике в Северной Шотландии. [ 21 ] В июне 1941 года 3-я эскадрилья была переведена из Мартлшем-Хита в Королевские ВВС Стэплфорд-Тоуни, управляя четырехпушечными Hurricane II в атаках « Ревеня » по защищенным наземным целям и судоходству на севере Франции и Бельгии. [ 22 ]
Затем эскадрилья сотрудничала с прожектором « Турбинлайт », оснащенным Дугласом Хэвоксом в роли ночного истребителя. [ 18 ]
В феврале 1943 года он был переоборудован в « Хокер Тайфун» для истребительно-бомбардировочных и противокорабельных ударов. В марте 1944 года он был перевооружен новым истребителем Hawker Tempest , действовавшим над плацдармом в Нормандии и против немецких летающих бомб Фау-1 , заявив, что было сбито 288 Фау-1. [ 18 ]
Затем он переправился через Ла-Манш, пролетев в составе 2-х TAF, сражавшихся через низинные страны и в Германию. Среди пилотов был флайт-лейтенант Пьер Клостерманн , летавший в составе 3-й эскадрильи с марта 1945 года до конца войны в Европе. [ 17 ] [ 18 ]

Послевоенный
[ редактировать ]Эскадрилья перешла на самолеты De Havilland Vampire в 1948 году в Германии, где она осталась после переезда туда на последних этапах войны. В 1950-х годах на смену «Вампирам» пришли «Сэйбры» и «Хантеры» , за ними последовали «Глостер Джавелины» , а затем переоборудование в бомбардировщики «Канберра» . Большую часть времени в «Канберрасе» он провел в ВВС Великобритании Гайленкирхен, перейдя в ВВС Лаарбрух в январе 1968 года. [ 23 ]
Сотрудничество 3-й (истребительной) эскадрильи с Hawker Siddeley Harrier началось в начале 1970-х годов с Harrier GR1 в RAF Wildenrath , где она была преобразована из Canberras в Harriers, и они присоединились к 4 и 20-й эскадрильям, оснащенным Harrier GR1, которые уже находились в эксплуатации в RAF Wildenrath. . Эскадрилья GR3 и GR5 последовательно получила более поздние модели Harrier в Королевских ВВС Гютерсло , наконец, получив GR7 и перебазировавшись в Королевские ВВС Лаарбрух в 1992 году. В 1999 году, с сокращением ВВС Великобритании в Германии, эскадрилья вернулась в Великобританию вместе со своими сестринская эскадрилья № IV (AC) . Две эскадрильи действовали в Королевских ВВС Коттесмор присоединился другой оператор Harrier, эскадрилья № 1 (F) . , к которым летом 2000 года [ 24 ]
В составе Joint Force Harrier 3-я эскадрилья действовала вместе с авиации флота Sea Harrier и могла быть развернута с Королевского флота авианосцев . Операции включали операцию Allied Force над Косово в 1999 году, операцию «Паллисер» над Сьерра-Леоне в 2000 году и операцию «Телич» над Ираком в 2003 году. [ 25 ] В августе 2004 года было объявлено, что шесть «Харриеров» будут отправлены в Афганистан для поддержки сил НАТО. [ 26 ]
Еврофайтер Тайфун (2006 – настоящее время)
[ редактировать ]
После того, как Harrier GR7 были переданы ВВС флота для использования вновь введенной в строй 800-й военно-морской авиационной эскадрильей , 3-я эскадрилья была переведена в Королевские ВВС Конингсби , где 1 апреля 2006 года она была перевооружена истребителями Eurofighter Typhoon и стала первой Оперативная передовая эскадрилья RAF Typhoon в июле 2007 года. [ 27 ] эскадрилья начала принимать на себя обязанности по быстрому реагированию (QRA) от Panavia Tornado F.3 . 29 июня 2007 года [ 28 ]
В марте 2011 года 3-я (F) эскадрилья была направлена в Южную Италию для участия в операции «Эллами» над Ливией в поддержку резолюции 1973 Совета Безопасности ООН . [ 29 ]
В мае 2012 года четыре самолета были переброшены в Королевские ВВС Нортхолта для противовоздушной обороны на время Олимпийских игр. Истребители Королевских ВВС впервые были размещены на базе со времен Второй мировой войны. [ 30 ]
В период с апреля по август 2017 года четыре истребителя Eurofighter Typhoon эскадрильи были переброшены на авиабазу Михаила Когэлничану в Румынии в рамках операции «Билокси». За время этого развертывания истребители эскадрильи совершили более 280 учебных вылетов и один вылет в ответ на действия ВВС России над Черным морем . [ 31 ]
В марте 2018 года шесть «Тайфунов» из 3-й эскадрильи были отправлены на авиабазу Андравида в Греции для участия в учениях «Иниохос 18» . Это был первый раз, когда RAF Typhoon участвовали в ежегодных учениях НАТО . [ 32 ]
3 сентября 2019 года 3-я (F) эскадрилья была отправлена в Оман на две недели для участия в учениях «Волшебный ковер». [ 33 ] [ 34 ]
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]- Сопвит Кэмел (сентябрь 1917 г. - февраль 1919 г.)
- Сопвит Снайп (апрель 1920 г. - октябрь 1921 г.; апрель 1924 г. - октябрь 1925 г.)
- Кондиционер DH.9A (октябрь 1921 г. - октябрь 1922 г.)
- Вестлендский морж (январь 1922 г. - апрель 1923 г.)
- Хоукер Вудкок II (июль 1925 г. - сентябрь 1928 г.)
- Глостер Геймкок I (август 1928 г. - июль 1929 г.)
- Бристольский бульдог II (май 1929 г. - декабрь 1932 г.)
- Бристольский бульдог IIA (февраль 1931 г. - январь 1932 г.; декабрь 1932 г. - июнь 1937 г.)
- Глостер Гладиатор I (март 1937 г. - март 1939 г.; июль 1938 г. - июль 1939 г.)
- Hawker Hurricane I (март – июль 1938 г.; июль 1939 г. - апрель 1941 г.)
- Hawker Hurricane IIA/IIB (апрель – ноябрь 1941 г.)
- Hawker Hurricane IIC (апрель 1941 г. - май 1943 г.)
- Hawker Typhoon IB (февраль 1943 г. - апрель 1944 г.)
- Hawker Tempest V (февраль 1944 г. - апрель 1948 г.)
- де Хэвилленд Вампир F.1 (апрель 1948 - май 1949)
- де Хэвилленд Вампир FB.5 (май 1949 - май 1953)
- Canadair Sabre F.2 / F.4 (май 1953 г. - июнь 1956 г.)
- Hawker Hunter F.4 (май 1956 г. - июнь 1957 г.)
- Gloster Javelin FAW.4 (январь 1959 г. - декабрь 1960 г.)
- English Electric Canberra B(I).8 (январь 1961 г. - январь 1972 г.)
- Hawker Siddeley Harrier GR.1A/T.2 (январь 1972 г. - март 1977 г.)
- Hawker Siddeley Harrier GR.3 (декабрь 1973 г.) [ 35 ] - январь 1990 г.) [ 36 ]
- Hawker Siddeley Harrier T.4 (март 1977 г. - май 1989 г.)
- BAe Harrier GR.5/T.4 (май 1989 г. - февраль 1992 г.)
- BAe Harrier GR.7/T.10 (февраль 1992 г. - 31 марта 2006 г.)
- BAE Harrier GR.7A (2004 г. - 31 марта 2006 г.)
- Eurofighter Typhoon F.2 (1 апреля 2006 г. - июль 2008 г.)
- Eurofighter Typhoon FGR.4/T.3 (3 июня 2011 г. – настоящее время)
Боевые почести
[ редактировать ]Боевые награды вручены 3-й эскадрилье. Те, что отмечены звездочкой (*), могут быть изображены на штандарте эскадрильи . [ 37 ]
- Западный фронт 1914–1918*
- Монс *
- Новая Часовня
- Лоос
- Сумма 1916 г.
- Камбре
- Сумма 1918*
- Линия Гинденбурга
- Франция и Нидерланды, 1940 г.*
- Битва за Британию 1940*
- Домашняя оборона 1940–1945 гг.
- Крепость Европа 1942–1944 гг.
- Ла-Манш и Северное море 1943–1945 гг.
- Нормандия , 1944 год*
- Арнем *
- Рейн
- Франция и Германия 1944–1945*
- Ирак 2003*
- Ливия 2011
Командиры
[ редактировать ]Дата назначения | Имя |
---|---|
13 мая 1912 г. | Майор Х. Р. М. Брук-Пофэм |
12 августа 1914 г. | Майор Дж. М. Салмонд, DSO |
Апрель 1915 г. | Майор Д.С. Льюис, DSO |
1 ноября 1915 г. | Майор Э. Р. Ладлоу-Хьюитт MC |
Январь 1916 г. | Майор HD Харви-Келли DSO |
Сентябрь 1916 г. | Майор Д. Э. Стодарт |
май 1917 г. | Майор ЭД Хорсфолл |
июнь 1917 г. | Майор Дж. А. Де Курси |
Сентябрь 1917 г. | Майор Р. Рэймонд-Баркер |
Апрель 1918 г. | Майор Р. Сент-Клер-МакКлинток MC |
декабрь 1920 г. | Эскадрилья-лейтенант GGA Williams |
июнь 1922 г. | эскадрилья генерал-лейтенант Дональд |
февраль 1923 г. | Эскадрилья-командир CC Майлз |
Апрель 1924 г. | Командующий эскадрильей Джей Си Рассел, DSO |
Апрель 1926 г. | Командир эскадрильи Дж. М. Робб DFC |
Сентябрь 1927 г. | Эскадрилья-лейтенант Э.Д. Джонсон AFC |
август 1930 г. | Sqn Ldr CA Стивенс MC |
март 1934 г. | эскадрилья-лейтенант Дж. Мартин |
март 1936 г. | Sqn Ldr HLP Лестер |
август 1938 г. | Эскадрилья-лейтенант Х.Х. Чепмен |
ноябрь 1939 г. | Эскадрилья-лейтенант П. Гиффорд DFC |
Май 1940 г. | Командующий эскадрильей Черчилль, DSO DFC |
июнь 1940 г. | Эскадрилья-лейтенант С. Ф. Годден |
Сентябрь 1940 г. | Командир эскадрильи ГФ Чейтер DFC |
ноябрь 1940 г. | эскадрилья А.В. Коул |
Январь 1941 г. | Sqn Ldr RE Barnett MBE |
Январь 1941 г. | Эскадрилья-лейтенант EPP Гиббс |
Апрель 1941 г. | эскадрилья Р. Ф. Эйткен |
Апрель 1942 г. | Эскадрилья-лейтенант AE Берри DFC |
август 1942 г. | Командующий эскадрильей LF Де Сумер DFC |
август 1943 г. | Эскадрилья-лейтенант SR Thomas DFC AFC |
Сентябрь 1943 г. | Эскадрилья-лейтенант Р. Хокинс MC DFC |
Октябрь 1943 г. | Sqn Ldr AC Dredge DFC AFC |
август 1944 г. | Эскадрилья-лейтенант К.А. Вигглсворт DFC |
Сентябрь 1944 г. | Sqn Ldr H N Sweetman DFC |
Январь 1945 г. | Командир эскадрильи К. Ф. Тиле DSO DFC ** |
февраль 1945 г. | Командир эскадрильи РБ Коул DFC * |
Май 1947 г. | Sqn Ldr CH Macfie DFC |
ноябрь 1949 г. | Эскадрилья-лейтенант Д.Р. Гриффитс DFC |
июнь 1952 г. | Эскадрилья-лейтенант WJS Сазерленд |
декабрь 1953 г. | Sqn Ldr DCH Simmons CBE AFC |
декабрь 1954 г. | Эскадрилья-лейтенант Т. Х. Хатчинсон |
15 июня 1957 г. | Эскадрилья расформирована |
Январь 1959 г. | Wg Cdr DWB Фаррар DFC AFC |
Май 1960 г. | Wg Cdr AF Коллеги DFC |
Январь 1961 г. | Wg Cdr Д. Г. Уокер AFC |
Январь 1961 г. | Руководитель DFC Росс DFC |
июль 1963 г. | Wg Cdr JL Field CBE |
июль 1965 г. | Wg Cdr LEH Scotchmer ОБЕ |
Май 1967 г. | командир командира Р. Холлингворта |
декабрь 1969 г. | Wg Cdr MRT Чандлер |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 231 . ISBN 0-7100-9339-Х .
- ^ Перейти обратно: а б «Эскадрилья №3» . Музей Королевских ВВС . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Вице-маршал авиации Airmen's Cross Air Барри Ньютон. Архивировано 8 мая 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Финн, CJ и др. (2004). Air Publication 3003 – Краткая история Королевских ВВС . п. 331. ХМСО.
- ^ Роли, 1922 , стр. 238–240.
- ^ Роли, 1922 , стр. 249–250.
- ^ Перейти обратно: а б Роулингс 1982 , с. 12
- ^ Роли 1922 , с. 298, 300
- ^ Галлей 1988 , с. 23
- ^ Брюс 1982 , с. 290
- ^ Брюс 1982 , стр. 290, 292–293.
- ^ Брюс 1982 , с. 305
- ^ Брюс 1982 , стр. 308–312.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 268
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 238
- ^ Льюис 1936 , стр. 80, 96–97, 102–105.
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис 1959 , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эшворт 1989 , с. 30
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 30
- ^ Густавссон, Хокан. «Глостер Гладиатор» на службе в 3-й эскадрилье Королевских ВВС . Асы-истребители-бипланы времен Второй мировой войны . Проверено 17 апреля 2013 г.
- ^ Фотодоказательства показывают полет, базировавшийся в Сент-Эндрюсе 1 июля 1941 года в рамках группового обучения.
- ^ Журналы эскадрильи, Национальный архив.
- ^ «Станции-Л» . www.rafweb.org . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Гравий, Тони; Таллок, Джеймс (1 мая 2001 г.). «РАФ Коттесмор» . Метеорологическое бюро Королевских ВВС Коттсмор. дои : 10.1002/wea.6080570405 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Коллекция: Министерство обороны: RAF Cottesmore» . Имперский военный музей . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Афганистан: Развертывание Raf Harrier G R7» . Хансард. 9 сентября 2004 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Тайфун вступает в строй» . Министерство обороны. 11 июля 2007 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Хойл, Крейг (13 марта 2007 г.). «С середины года истребители «Тайфуны» Королевских ВВС будут обеспечивать воздушную охрану южной Великобритании» . FlightGlobal . Лондон. Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «Факты о тайфуне: самолеты стоимостью 70 миллионов фунтов стерлингов за штуку, которые летают со скоростью, вдвое превышающей скорость звука» . Телеграф . 29 марта 2011 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Олимпийское бдение с высоты 30 000 футов» . Нью-Йорк Таймс . 1 августа 2012 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Королевские ВВС Тайфуны передают обязанности Румынии НАТО Канаде» . Королевские ВВС . 29 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 29 августа 2017 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ «Тайфуны Королевских ВВС летят в Грецию на учения Иниохос» . Королевские ВВС . 16 марта 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ «Тайфуны Королевских ВВС направляются на восток» . Королевские ВВС. 3 сентября 2019 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «Полёты на ковре-самолете для Королевских ВВС» . Королевские ВВС. 19 сентября 2019 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Джеффорд 1988 , с. 24.
- ^ Март 1991 г. , с. 82.
- ^ «3(Ф)эскадрон» . РАФ . Проверено 18 февраля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эшворт, Крис (1989). Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо , Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 1-85260-013-6 .
- Брюс, Джон. М. (1982). Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон , Великобритания: Патнэм. ISBN 0-370-30084-Х .
- Халли, Джеймс Дж. (1988). Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж , Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-164-9 .
- Джеффорд, CG (1988). Эскадрильи Королевских ВВС. Полный отчет о движении и оснащении всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери , Великобритания: Airlife. ISBN 1-85310-053-6 .
- Льюис, Сесил (1994) [впервые опубликовано в 1936 году]. Восхождение Стрельца . Лондон, Великобритания: Warner Books. ISBN 0-7515-0931-0 .
- Льюис, Питер (1959). Истории эскадрилий: RFC, RNAS и RAF, 1912–59 . Лондон, Великобритания: Патнэм.
- Лонг, Компания Джека TC Three: иллюстрированная история 3-й (истребительной) эскадрильи RAF . Барнсли , Великобритания: Pen & Sword Books Ltd., 2005. ISBN 1-84415-158-1 .
- Марш, П. (1991). Ежегодник Королевских ВВС, 1991 год . Фэрфорд , Великобритания: Благотворительный фонд Королевских ВВС.
- Мойес, Филип Дж. Р. Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон, Великобритания: Macdonald and Jane's (Издательство), 1964 (новое издание 1976 г.). ISBN 0-354-01027-1 .
- Рэли, Уолтер (1922). Война в воздухе: история роли Королевских ВВС в Великой войне: Том. Я. Оксфорд , Великобритания: Clarendon Press.
- Роулингс, Джон Д.Р. (1982). Береговые, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их авиация . Лондон, Великобритания: Издательская компания Jane's. ISBN 0-7106-0187-5 .
- Роулингс, Джон Д. Р. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон, Великобритания: Macdonald and Jane's (Издательство), 1969 (новое издание 1976 г., переиздание в 1978 г.). ISBN 0-354-01028-X .
- Шорс, Кристофер; Фрэнкс, Норман; Гость, Рассел (1990). Над окопами: полный отчет об асах-истребителях и подразделениях ВВС Британской империи 1915–1920 гг . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 0-948817-19-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]