Библиотека и информатика
Часть серии о |
Библиотека и информатика |
---|
Библиотековедение и информатика ( ЛИС ) [1] [2] Это две взаимосвязанные дисциплины, которые занимаются организацией, доступом, сбором и регулированием информации как в физической, так и в цифровой форме. [3]
Это две оригинальные дисциплины: библиотечное дело и информатика , но они находятся в одной области исследования. [4] [5] Библиотечное дело – это прикладная информатика. [6] Библиотечное дело — это одновременно приложение и подобласть информатики. Однако сегодня принято использовать эти термины как синонимы или отказываться от термина « библиотека » и говорить об информационных отделах или информационных школах (iSchools) . [7] Организация информации и информационных ресурсов является одним из основополагающих аспектов ЛИС. [3] [8]
Определение
[ редактировать ]Библиотечное дело (часто называемое библиотековедением и библиотечной экономикой ) [примечание 1] это междисциплинарная практики, перспективы и инструменты управления , информационных технологий , образования и других областей или мультидисциплинарная область, которая применяет к библиотекам ; сбор, организация, сохранение и распространение информационных ресурсов; и политическая экономия информации. Мартин Шреттингер , баварский библиотекарь , в рамках своей работы (1808–1828) придумал дисциплину «Попытка создания полного учебника по библиотечному делу или инструкций по идеальному управлению библиотекарем» . [9] Вместо того, чтобы классифицировать информацию на основе элементов, ориентированных на природу, как это делалось ранее в его баварской библиотеке, Шреттингер организовал книги в алфавитном порядке. [10] Первая американская школа библиотечного дела была основана Мелвилом Дьюи в Колумбийском университете в 1887 году. [11]
Исторически библиотечное дело включало в себя и архивное дело . [12] Сюда входит: то, как информационные ресурсы организованы для удовлетворения потребностей выбранных групп пользователей; как люди взаимодействуют с системами классификации и технологиями; как информация приобретается, оценивается и применяется людьми в библиотеках и за их пределами, а также в межкультурном контексте; как люди обучаются и получают образование для карьеры в библиотеках; этика , лежащая в основе библиотечного обслуживания и организации; правовой статус библиотек и информационных ресурсов; и прикладная наука о компьютерных технологиях, используемых в документации и управлении записями .
Общепризнанного различия между терминами «библиотечное дело» и «библиотечное дело» не существует . В определенной степени они взаимозаменяемы, возможно, наиболее существенно различаясь по смыслу. Термин «библиотека и информатика» (альтернативно «библиотека и информатика»). [1] [2] ), сокращенно LIS, чаще всего используется; [13] большинство библиотекарей рассматривают его лишь как терминологический вариант, призванный подчеркнуть научные и технические основы предмета и его связь с информатикой. LIS не следует путать с теорией информации , математическим исследованием концепции информации. Философия библиотеки противопоставлялась библиотечному делу как изучению целей и обоснований библиотечного дела, а не развитию и совершенствованию методов. [14]
Образование и обучение
[ редактировать ]Академические курсы по библиотечному делу включают управление коллекциями , информационные системы и технологии, методы исследования, изучение пользователей, информационную грамотность , каталогизацию и классификацию , сохранение , справку , статистику и менеджмент . Библиотечное дело постоянно развивается, включая, среди прочего, новые темы, такие как управление базами данных , информационная архитектура и управление информацией .
С растущим признанием Википедии как ценного и надежного справочного источника многие библиотеки, музеи и архивы взяли на себя роль резидентов Википедии . В результате некоторые университеты включают курсовые работы, связанные с Википедией и управлением знаниями, в свои программы MLIS.
Чтобы стать сотрудником библиотеки, не всегда требуется наличие ученой степени, и в некоторых случаях разница между работой сотрудника библиотеки и библиотекарем заключается в уровне образования. [15] [16] Большинство профессиональных вакансий в библиотеках требуют наличия профессиональной степени в области библиотечного дела или ее эквивалента. В США и Канаде сертификат обычно выдается на основании степени магистра, присвоенной учреждением, аккредитованным ALA . [17] В Австралии ряд учреждений предлагают степени, признанные ALIA (Австралийской библиотечно-информационной ассоциацией) . [18] Глобальные стандарты аккредитации или сертификации в библиотечном деле еще не разработаны. [19]
США и Канада
[ редактировать ]Магистр библиотечного дела (MLIS) — это степень магистра, необходимая для большинства профессиональных должностей библиотекарей в США и Канаде. MLIS – относительно недавняя степень; Более старая и все еще распространенная степень, которую могут получить библиотекари, - это степень магистра библиотековедения (MLS) или степень магистра наук в области библиотековедения (MSLS). По данным Американской библиотечной ассоциации (ALA), «Степень магистра в области библиотечных и информационных исследований часто называют MLS; однако степени, аккредитованные ALA, имеют разные названия, такие как магистр гуманитарных наук, магистр библиотечного дела, магистр библиотечного дела и Информационные исследования или магистр наук. Название степени определяется программой. Комитет по аккредитации [ALA] оценивает программы на основе их соответствия Стандартам аккредитации магистерских программ в области библиотечных и информационных исследований, а не на основании названия. степень». [20]
Виды библиотечного дела
[ редактировать ]Общественный
[ редактировать ]Изучение библиотечного дела публичных библиотек охватывает такие вопросы, как каталогизация; разработка коллекций для разнообразного сообщества; информационная грамотность ; консультации читателей ; общественные стандарты; библиотечное дело, ориентированное на общественные услуги, посредством программ, ориентированных на сообщество; служение разнообразному сообществу взрослых, детей и подростков; интеллектуальная свобода ; цензура ; а также юридические и бюджетные вопросы. Публичная библиотека как общественное достояние, основанная на работах Юргена Хабермаса, стала центральной метафорой XXI века. [21]
В Соединенных Штатах существует четыре различных типа публичных библиотек: библиотеки-ассоциации , муниципальные публичные библиотеки, библиотеки школьных округов и специальные районные публичные библиотеки. Каждая из них получает финансирование из разных источников, каждая создается разным набором избирателей, и не все подлежат муниципальному управлению государственной службой. [22]
Школа
[ редактировать ]Изучение школьного библиотечного дела охватывает библиотечные услуги для детей в детских садах от начальной до средней школы. В некоторых регионах местные органы власти могут устанавливать более строгие стандарты образования и сертификации школьных библиотекарей (которых иногда считают особым случаем учителей), чем для других библиотекарей, и образовательная программа будет включать эти местные критерии. Школьное библиотечное дело может также включать вопросы интеллектуальной свободы , педагогики , информационной грамотности и того, как построить совместную учебную программу с преподавательским составом.
Академический
[ редактировать ]Изучение академического библиотечного дела охватывает библиотечные услуги колледжей и университетов. Вопросы особой важности для этой области могут включать авторское право ; технология; цифровые библиотеки и цифровые репозитории; академическая свобода ; открытый доступ к научным трудам; и специализированные знания предметных областей, важных для учреждения, и соответствующих справочных материалов . Библиотекари часто разделяют фокус индивидуально, выступая в качестве связующего звена с конкретными школами внутри колледжа или университета. Академические библиотекари могут быть библиотекарями по конкретным предметам .
Некоторые академические библиотекари считаются преподавателями и имеют академические звания, аналогичные профессорским, тогда как другие таковыми не являются. В любом случае минимальная квалификация — это магистр гуманитарных наук в области библиотековедения или магистр гуманитарных наук в области библиотековедения. Некоторым академическим библиотекам может потребоваться только степень магистра в определенной академической области или смежной области, например, в области образовательных технологий.
Архивный
[ редактировать ]Изучение архивов включает подготовку архивистов , библиотекарей, специально обученных ведению и созданию архивов документов, предназначенных для исторического сохранения . Специальные вопросы включают физическую консервацию, консервацию и восстановление материалов и массовое раскисление ; специализированные каталоги; сольная работа; доступ; и оценка. Многие архивисты также являются историками, специализирующимися на периоде, охватываемом архивом. Были попытки возродить концепцию документации и поговорить о библиотечных, информационных и документальных исследованиях (или науке). [23]
Миссия архивирования включает в себя три основные цели: выявить документы и записи, имеющие непреходящую ценность, сохранить идентифицированные документы и сделать их доступными для других. [24] В то время как библиотеки получают предметы индивидуально, архивные предметы обычно становятся частью коллекции архива как сплоченная группа. [24] Основное отличие коллекций состоит в том, что библиотечные фонды обычно включают опубликованные произведения (книги, журналы и т. д.), а архивные коллекции обычно представляют собой неопубликованные произведения (письма, дневники и т. д.). Коллекции библиотеки создаются многими людьми, поскольку каждый автор и иллюстратор создают собственное издание; напротив, архив обычно собирает записи одного человека, семьи, учреждения или организации, поэтому у архивных материалов будет меньше источников авторов. [24]
Поведение в архиве отличается от поведения в других библиотеках. В большинстве библиотек материалы находятся в открытом доступе. Архивные материалы почти никогда не циркулируют, и тот, кто заинтересован в просмотре документов, должен запросить их у архивариуса и иметь возможность просмотреть их только в закрытом читальном зале. [24]
Особенный
[ редактировать ]Специальные библиотеки — это библиотеки, созданные для удовлетворения узкоспециализированных потребностей профессиональных или деловых групп. Библиотека является особенной в зависимости от того, охватывает ли она специализированную коллекцию, специальную тему или определенную группу пользователей или даже тип головной организации, например медицинские библиотеки или юридические библиотеки .
Проблемы этих библиотек специфичны для их отраслей, но могут включать индивидуальную работу, корпоративное финансирование, развитие специализированных коллекций и широкую саморекламу среди потенциальных читателей. У специальных библиотекарей есть собственная профессиональная организация — Ассоциация специальных библиотек (SLA).
Некоторые специальные библиотеки, такие как Библиотека ЦРУ , могут содержать секретные произведения. Это ресурс для сотрудников Центрального разведывательного управления , содержащий более 125 000 письменных материалов, подписанный примерно на 1700 периодических изданий и имеющий коллекции в трех областях: историческая разведка, распространение и справочная информация. [25] В феврале 1997 года три библиотекаря, работающие в учреждении, поговорили с Information Outlook , изданием SLA, рассказав, что библиотека была создана в 1947 году, о важности библиотеки в распространении информации среди сотрудников, даже с небольшим штатом, и о том, как библиотека систематизирует свои материалы. [26]
Сохранение
[ редактировать ]Библиотекари-хранители чаще всего работают в академических библиотеках. Их внимание сосредоточено на управлении деятельностью по сохранению, направленной на поддержание доступа к содержимому книг, рукописей, архивных материалов и других библиотечных ресурсов. Примеры деятельности, осуществляемой библиотекарями по сохранению, включают переплет, сохранение, цифровое и аналоговое переформатирование, цифровое сохранение и мониторинг окружающей среды.
История
[ редактировать ]Библиотеки существовали на протяжении многих столетий, но библиотечное дело появилось сравнительно недавно, поскольку ранними библиотеками управляли в основном ученые. [27]
17 и 18 века
[ редактировать ]Самый ранний текст о «библиотечных операциях», «Советы по созданию библиотеки», был опубликован в 1627 году французским библиотекарем и ученым Габриэлем Ноде . Науде писала на многие темы, включая политику, религию, историю и сверхъестественное. Он претворил в жизнь все идеи, изложенные в «Советах», когда ему представилась возможность построить и поддерживать библиотеку кардинала Жюля Мазарини . [28]
В 1726 году Готфрид Вильгельм Лейбниц написал «Идею устройства более узкой библиотеки». [29]
19 век
[ редактировать ]Мартин Шреттингер написал второй учебник (первый в Германии) по этому предмету с 1808 по 1829 год.
Некоторые из основных инструментов, используемых LIS для обеспечения доступа к ресурсам, возникли в 19 веке и делали информацию доступной путем записи, идентификации и обеспечения библиографического контроля печатных знаний. [8] Некоторые из этих инструментов возникли еще раньше. В 17 веке, во время «золотого века библиотек» , издатели и продавцы, стремясь воспользоваться преимуществами растущей книжной торговли, разработали описательные каталоги своих товаров для распространения – эта практика была принята и в дальнейшем экстраполирована многими библиотеками того времени, чтобы охватить такие области, как философия, естественные науки, лингвистика и медицина. [30]
Томас Джефферсон , чья библиотека в Монтичелло состояла из тысяч книг, разработал систему классификации, вдохновленную методом Бэкона , который группировал книги более или менее по темам, а не по алфавиту, как это делалось ранее. [31] Коллекция Джефферсона положила начало тому, что впоследствии стало Библиотекой Конгресса .
Первая американская школа библиотечного дела открылась в Колумбийском университете под руководством Мелвила Дьюи , известного своей десятичной классификацией 1876 года , 5 января 1887 года как Школа библиотечного хозяйства. Термин «библиотечная экономика» был распространен в США до 1942 года, а термин « библиотечное дело» преобладал на протяжении большей части 20-го века. [32]
20 век
[ редактировать ]Позже этот термин был использован в названии книги С.Р. Ранганатана , « Пять законов библиотечного дела» опубликованной в 1931 году, и в названии Ли Пирса Батлера книги «Введение в библиотечное дело» (University of Chicago Press) 1933 года.
С.Р. Ранганатан разработал пять законов библиотечного дела и разработал первую крупную аналитически-синтетическую классификационную систему - классификацию толстой кишки . [33]
В Соединенных Штатах Ли Пирс Батлер выступал за исследования с использованием количественных методов и идей в социальных науках с целью использования библиотечного дела для удовлетворения информационных потребностей общества. Он был одним из первых преподавателей Высшей библиотечной школы Чикагского университета , которые изменили структуру и направленность библиотечного образования в двадцатом веке. Эта исследовательская программа шла вразрез с более процедурным подходом «библиотечной экономики», который в основном ограничивался практическими проблемами управления библиотеками.
» Уильяма Стетсона Меррилла , «Кодекс классификаторов выпущенный в нескольких изданиях с 1914 по 1939 год. [34] является примером более прагматичного подхода, при котором аргументы, вытекающие из глубоких знаний о каждой области обучения, используются для рекомендации системы классификации. Хотя подход Ранганатана был философским, он также был больше связан с повседневной работой библиотеки. В 1995 году была опубликована переработанная версия законов Ранганатана, в которой удалены постоянные ссылки на книги. Книга Майкла Гормана « Наши непреходящие ценности: Библиотечное дело в XXI веке» содержит восемь принципов, необходимых библиотечным специалистам, и включает в себя знания и информацию во всех их формах, что позволяет учитывать цифровую информацию.
В англоязычном мире термин «библиотековедение», по-видимому, впервые был использован в Индии. [35] в книге «Punjab Library Primer» 1916 года , написанной Асой Доном Дикинсоном и опубликованной Университетом Пенджаба , Лахор, Пакистан. [36] Этот университет первым в Азии начал преподавать «библиотековедение». « Punjab Library Primer» стал первым учебником по библиотечному делу, опубликованным на английском языке в любой точке мира. Первым учебником в США стало « Руководство по библиотечной экономике» Джеймса Даффа Брауна , опубликованное в 1903 году.
В 1923 году Чарльз К. Уильямсон , назначенный Корпорацией Карнеги, опубликовал оценку библиотечного образования под названием «Отчет Уильямсона», в которой указывалось, что университеты должны обеспечивать подготовку библиотечного дела. [37] Этот отчет оказал значительное влияние на подготовку и образование в области библиотечного дела. Библиотечные исследования и практическая работа в области информатики по-прежнему во многом различаются как по обучению, так и по исследовательским интересам.
От библиотечного дела к ЛИС
[ редактировать ]К концу 1960-х годов, главным образом из-за стремительного роста вычислительной мощности человека и сформировавшихся на его основе новых академических дисциплин, академические учреждения начали добавлять к своим названиям термин «информатика». Первая школа, которая сделала это, была в Университете Питтсбурга в 1964 году. [38] В 1970-х и 1980-х годах последовало больше школ. К 1990-м годам почти все библиотечные школы в США добавили к своим названиям информатику. Хотя есть исключения, аналогичные события происходили и в других частях мира. В Индии кафедра библиотечного дела Мадрасского университета (южный штат Тамилнаду , Индия) в 1976 году стала кафедрой библиотечного дела и информатики. В Дании , например, «Королевская школа библиотечного дела» изменила свое английское название на Королевская школа библиотечного дела и информатики в 1997 году.
21 век
[ редактировать ]Цифровая эпоха изменила способы доступа к информации и ее извлечения . «Библиотека теперь является частью сложной и динамичной образовательной, развлекательной и информационной инфраструктуры». [37] Мобильные устройства и приложения с беспроводными сетями , высокоскоростными компьютерами и сетями, а также облачными вычислениями оказали глубокое влияние и развили информатику и информационные услуги. Эволюция библиотечной науки сохраняет свою миссию обеспечения равного доступа и общественного пространства, а также новых средств поиска информации, называемых навыками информационной грамотности. Все каталоги, базы данных и все большее количество книг доступны в Интернете . Кроме того, расширение свободного доступа к журналам и источникам открытого доступа , таким как Arc.Ask3.Ru, фундаментально повлияло на способы доступа к информации.
Информационная грамотность – это способность «определять объем необходимой информации, эффективно и действенно получать доступ к необходимой информации, критически оценивать информацию и ее источники, включать выбранную информацию в свою базу знаний, эффективно использовать информацию для достижения конкретной цели и понимать экономические юридические и социальные вопросы, связанные с использованием информации, а также доступом и использованием информации с этической и юридической точки зрения». [39]
В начале 2000-х годов была создана dLIST, Цифровая библиотека информационных наук и технологий. Это был первый архив с открытым доступом для междисциплинарных «библиотечных и информационных наук», создавший глобальный консорциум научных коммуникаций и LIS Commons с целью повышения видимости исследовательской литературы, преодоления разрыва между практиками, преподаванием и исследовательскими сообществами, а также улучшения видимость, нецитируемость и интеграция научной работы в критически важные информационные инфраструктуры архивов, библиотек и музеев. [40] [41] [42] [43]
Социальная справедливость , важная этическая ценность в библиотечном деле, в 21 веке стала важной областью исследований, если не субдисциплиной LIS. [44]
Журналы
[ редактировать ]См. также
- Список библиотечных и информационных журналов
- Категория:Библиотечно-научные журналы
- Отчеты о цитировании в журналах для листинга в соответствии с импакт-фактором )
Некоторые основные журналы в LIS:
- Ежегодный обзор информационной науки и технологий (ARIST) (1966–2011 гг.)
- Информационный профессионал (ES) (EPI) (1992–) (ранее Information World на испанском языке)
- Обработка информации и управление
- Информационные исследования: Международный электронный журнал (IR) (1995–)
- Итальянский журнал библиотечных и информационных исследований (JLIS.it)
- Журнал документации (JDoc) (1945–)
- Журнал информатики (JIS) (1979–)
- Журнал Ассоциации информационных наук и технологий (ранее журнал Американского общества информационных наук и технологий ) (JASIST) (1950–)
- Организация знаний (журнал)
- Ретроспектива библиотечной литературы и информатики [45]
- Библиотечные тенденции (1952–)
- Наукометрика (журнал) (1978–)
- Ежеквартальный журнал библиотеки (LQ) (1931–)
- Грандхалая Сарвасвам (1915–)
Важными библиографическими базами данных в LIS являются, среди прочего, Индекс цитирования по общественным наукам и Рефераты по библиотечным и информационным наукам. [46]
Конференции
[ редактировать ]Это список некоторых крупных конференций в этой области.
- Ежегодные собрания Американской библиотечной ассоциации .
- Ежегодное собрание Американского общества информатики и технологий
- Концепции библиотечного дела и информатики
- i-школы 'iконференции
- Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА): Всемирный библиотечный и информационный конгресс [47]
- Африканских библиотечных и информационных ассоциаций и учреждений (AfLIA) Конференция [48]
Подполя
[ редактировать ]Информатика |
---|
Общие аспекты |
Связанные поля и подполя |
Информатика выросла из науки о документации. [49] и поэтому имеет традицию учитывать научное и научное общение, библиографические базы данных , предметные знания и терминологию и т. д.
Объявление о приеме на должность профессора информатики в Королевской школе библиотечных и информационных наук весной 2011 года дает одно представление о том, какие субдисциплины хорошо известны: [50] «Исследования и преподавание/надзор должны осуществляться в рамках некоторых (и хотя бы одной) из этих устоявшихся областей информатики.
- Организация знаний
- Библиотечное обучение
- Информационная архитектура
- Информационное поведение
- Интерактивный поиск информации
- Информационные системы
- Научное общение
- Цифровая грамотность (см. информационная грамотность )
- Библиометрия или наукометрия
- Дизайн взаимодействия и пользовательский опыт »
- Электронная библиотека
Исследование учебной программы, проведенное Kajberg & Lørring в 2005 г. [51] сообщил о «степени совпадения десяти тем учебных программ с предметными областями текущих учебных программ ответивших школ LIS».
- Поиск информации и извлечение информации 100%
- Управление библиотекой и ее продвижение 96%
- Управление знаниями 86%
- Организация знаний 82%
- Информационная грамотность и обучение 76%
- Библиотека и общество в исторической перспективе ( История библиотеки ) 66%
- Информационное общество : Барьеры на пути свободного доступа к информации 64%
- Культурное наследие и оцифровка культурного наследия ( Цифровое сохранение ) 62%
- Библиотека в мультикультурном информационном обществе: Международная и межкультурная коммуникация 42%
- Медиация культуры в особом европейском контексте 26%»
Эти подполя LIS часто пересекаются с другими областями обучения. Например, большая часть исследований в области информационного поиска относится к информатике. Управление знаниями считается подобластью менеджмента или организационных исследований. [52]
Метаданные
[ редактировать ]до Интернета Системы классификации и каталогизации преследовали в основном две цели:
- Обеспечить богатые библиографические описания и связи между информационными объектами, а также
- Облегчить обмен этой библиографической информацией за пределами библиотеки. [53]
Развитие Интернета и последовавший за ним информационный взрыв привели к тому, что многие сообщества нуждались в механизмах описания, аутентификации и управления своей информацией. [53] Эти сообщества разработали таксономии и контролируемые словари для описания своих знаний, а также уникальные информационные архитектуры для передачи этих классификаций, а библиотеки оказались связующим звеном или переводчиком между этими системами метаданных. [53] Проблемы каталогизации в эпоху Интернета вышли за рамки простых библиографических описаний и потребности в описательной информации о праве собственности и авторских правах на цифровой продукт (проблема публикации) и описания различных форматов и особенностей доступности ресурса (социологическая проблема). – показать постоянное развитие и междисциплинарную необходимость описания ресурсов. [53]
В 21 веке использование открытых данных , открытого исходного кода и открытых протоколов, таких как OAI-PMH, позволило тысячам библиотек и учреждений сотрудничать в создании глобальных услуг метаданных, которые ранее предлагались только все более дорогими коммерческими запатентованными продуктами. Такие инструменты, как BASE и Unpaywall, автоматизируют поиск научных статей в тысячах репозиториев библиотеками и исследовательскими институтами. [54]
Организация знаний
[ редактировать ]Библиотечное дело очень тесно связано с вопросами организации знаний; однако последний является более широким термином, который охватывает то, как знания представляются и хранятся (информатика/лингвистика), как они могут автоматически обрабатываться (искусственный интеллект) и как они организуются за пределами библиотеки в глобальных системах, таких как Интернет. Кроме того, библиотечное дело обычно относится к конкретному сообществу, занимающемуся управлением фондами, поскольку они находятся в университетских и правительственных библиотеках, тогда как организация знаний в целом относится к этому, а также к другим сообществам (например, издателям) и другим системам (таким как как Интернет). Таким образом, библиотечная система представляет собой единую социотехническую структуру организации знаний. [ нужна ссылка ]
Термины «информационная организация» и «организация знаний» часто используются как синонимы. [8] : 106 Основы их изучения - особенно теория, касающаяся индексирования и классификации - и многие из основных инструментов, используемых дисциплинами в наше время для обеспечения доступа к цифровым ресурсам, таким как реферирование, метаданные, описание ресурсов, систематическое и алфавитное описание предмета и терминология. , возникли в 19 веке и были разработаны, отчасти, для того, чтобы помочь сделать интеллектуальную продукцию человечества доступной путем записи, идентификации и обеспечения библиографического контроля печатных знаний. [8] : 105
Опубликованы сведения, анализирующие отношения между философией информации (ФИ), библиотечно-информационной наукой (ЛИС) и социальной эпистемологией (СЭ). [55]
Этика
[ редактировать ]Практикующие библиотечные специалисты и члены Американской библиотечной ассоциации признают и соблюдают Кодекс этики ALA. По мнению Американской библиотечной ассоциации: «В политической системе, основанной на информированности граждан, мы являемся представителями профессии, открыто приверженной интеллектуальной свободе и свободе доступа к информации. На нас лежит особое обязательство обеспечивать свободный поток информации и идей. нынешнему и будущим поколениям». [56] Кодекс этики ALA был принят зимой 1939 года и обновлен 29 июня 2021 года. [56]
См. также
[ редактировать ]- Авторитетный контроль – уникальные заголовки, используемые для библиографической информации.
- Библиография - организованный список книг и систематическое описание их как объектов.
- Управление цифровыми активами — облачная система управления. (DAM).
- Разнообразие в библиотечном деле
- Глоссарий библиотечного дела и информатики
- История информации – академическая дисциплина.
- Поисковые системы и библиотеки Интернета . Организованная коллекция книг или других информационных ресурсов.
- Список библиотечных и информационных журналов
- Библиотеки и ЛГБТ-сообщество – библиотечные услуги для ЛГБТ-сообщества.
- Библиотечный портал
- Список библиотечных ассоциаций
- Музееведение - Изучение музеев.
- Музейная информатика
- Краткое описание библиотечного дела . Обзор и актуальное руководство по библиотечному делу.
- Тематическое индексирование – классификация документа по индексным терминам.
- Хронология женщин в библиотечном деле
Примечания
[ редактировать ]- ^ Десятичная классификация Дьюи (DDC) использовала термин «библиотечное хозяйство» для класса 19 в своем первом издании от 1876 года. Во втором издании (и всех последующих изданиях) он был перенесен в класс 20. Термин «библиотечное хозяйство» использовался до тех пор, пока (в том числе) 14-е издание (1942 г.). С 15-го издания (1951 г.) класс 20 назывался библиотечным делом, которое использовалось до (включительно) 17-го издания (1965 г.), когда он был заменен на «библиотечные и информационные науки» (LIS) с 18-го издания (1971 г.) и далее. .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бейтс, MJ; Маак, Миннесота (2010). Энциклопедия библиотечных и информационных наук. Том. 1–7 . Бока-Ратон, США: CRC Press.
- ^ Jump up to: а б Библиотечные и информационные науки - это название, используемое в Десятичной классификации Дьюи для класса 20 с 18-го издания (1971 г.) по 22-е издание (2003 г.).
- ^ Jump up to: а б Коулман, А. (2002). Междисциплинарность: дальнейший путь образования в цифровых библиотеках. Журнал D-Lib, 8:8/9 (июль/август). https://www.dlib.org/dlib/july02/coleman/07coleman.html
- ^ Сарацевич, Тефко (1992). Информатика: происхождение, эволюция и отношения. В кн.: Концепции библиотечного дела и информатики. Исторические, эмпирические и теоретические перспективы . Под редакцией Пертти Ваккари и Блеза Кронина. Лондон: Тейлор Грэм (стр. 5–27).
- ^ Микса, Фрэнсис Л. (1992). Библиотека и информатика: две парадигмы. В кн.: Концепции библиотечного дела и информатики. Исторические, эмпирические и теоретические перспективы . Под редакцией Пертти Ваккари и Блеза Кронина. Лондон: Тейлор Грэм (стр. 229–252).
- ^ Борко, Х. (1968). Информатика: что это такое? Американская документация, 19 (1), 3–5. https://doi.org/10.1002/asi.5090190103 .
- ^ Матусяк, Кристина; Стэнсбери, Мэри; Барчик, Ева (1 января 2014 г.). «Образование нового поколения специалистов в области библиотечного дела и информатики: взгляд США» . Библиотековедение и информатика: Издания факультета .
- ^ Jump up to: а б с д Боуден, Дэвид; Робинсон, Лин (10 июня 2015 г.). Введение в информатику . Издательство Фасет. ISBN 978-1-85604-810-1 .
- ^ «Шреттингер, Мартин» . Немецкая биография (на немецком языке) . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Бакленд, Майкл (31 декабря 2005 г.). «Информационные школы: монах, библиотечное дело и информационный век». В Хауке, Петра (ред.). Bibliothekswissenschaft – что вадис? / Библиотечное дело - quo vadis? . ДЕ ГРЮТЕР САУР. стр. 19–32. дои : 10.1515/9783110929225.19 . ISBN 978-3-598-11734-3 .
- ^ «Дьюи Сервисез – Ресурсы» . ОКЛК . 18 апреля 2022 г. . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Джонсон, Элмер Д.; Харрис, Майкл Х. (1976). История библиотек в западном мире . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-0949-9 .
- ^ админ (3 августа 2006 г.). «Часто задаваемые вопросы по аккредитации» . Образование и карьера . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Коссетт, Андре (2009). Гуманизм и библиотеки: Очерк философии библиотечного дела . Библиотека Джус Пресс, ООО. ISBN 978-1-936117-31-4 .
- ^ «Библиотекарь» . Словарь Коллинза .
- ^ «Библиотекарь» . Кембриджский словарь .
- ^ админ (26 июля 2006 г.). «Программы, аккредитованные ALA» . Образование и карьера . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ «Аккредитованные курсы ALIA» . alia.org.au. Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Эванс, Кеннет Д. «Вуди». «Библиотекарям нужны глобальные полномочия | Обсуждение» . Библиотечный журнал . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по аккредитации | ALA» . www.ala.org . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ МакКук, Кэтлин де ла Пенья (2004). Введение в публичное библиотечное дело . Издательство Нил-Шуман. ISBN 978-1-55570-475-9 .
- ^ «Типы публичных библиотек; сравнение: развитие библиотеки: библиотека штата Нью-Йорк» . www.nysl.nysed.gov . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Рэйворд, В. Бойд (2004). Осознанный и ответственный: документы Международного скандинавского коллоквиума по социальной и культурной осведомленности и ответственности в библиотечных, информационных и документальных исследованиях (SCARLID) . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-4954-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Хантер, Грегори С. (2003). Создание и ведение практических архивов: практическое руководство . Интернет-архив. Нью-Йорк: Издательство Нила-Шумана. ISBN 978-1-55570-467-4 .
- ^ «Библиотека ЦРУ» . ЦРУ . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Информационный прогноз . Ассоциация специальных библиотек. Февраль 1997 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2021 г. - через SJSU ScholarWorks.
- ^ Перо, Джон; Стерджес, Пол (2 сентября 2003 г.). Международная энциклопедия информации и библиотечного дела . Рутледж. ISBN 978-1-134-51320-8 .
- ^ Суоминен, Веса (1 апреля 2019 г.). «Габриэль Ноде» . Информатиотуткимус . 38 (1). дои : 10.23978/inf.79889 . ISSN 1797-9129 . Архивировано из оригинала 12 июля 2022 года . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Шульте-Альберт, Х.Г. (1971). «Готфрид Вильгельм Лейбниц и классификация библиотек» . Журнал истории библиотеки . 6 (2): 133–152. JSTOR 25540286 .
- ^ Мюррей, Стюарт AP (1 марта 2012 г.). Библиотека: иллюстрированная история . Небесный конек. ISBN 978-1-61608-453-0 .
- ^ Эмблидж, Дэвид (2014). « «Библиомания овладела мной» » . Международный журнал книги . 12 (2): 17–42. дои : 10.18848/1447-9516/CGP/v12i02/37034 . ISSN 1447-9516 .
- ^ Ричардсон, Джон (2010). «История американского библиотечного дела: ее истоки и раннее развитие». В Мааке Мэри Найлз; Бейтс, Марсия (ред.). Энциклопедия библиотечного дела и информатики (3-е изд.). Нью-Йорк: CRC Press. стр. 3440–3448.
- ^ Ранганатан, СР (1987). Классификация двоеточия. Переработано и дополнено М. А. Гопинатхом (7-е изд.).
- ^ Меррилл, Уильям Стетсон; Ассоциация Американской библиотеки (1939). Кодекс классификаторов: принципы, регулирующие последовательное размещение книг в системе классификации . Американская библиотечная ассоциация. ISBN 978-0-8389-0027-7 .
- ^ «Всемирные библиотеки: Пионеры: Аса Дон Дикинсон» . 18 января 2015. Архивировано из оригинала 18 января 2015 года . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Дикинсон, Аса Дон (1916). Букварь библиотеки Пенджаба . Робартс – Университет Торонто. Лахор: Университет Пенджаба.
- ^ Jump up to: а б Рубин, Ричард Э.; Рубин, Рэйчел Г. (14 сентября 2020 г.). Основы библиотечного дела и информатики . Американская библиотечная ассоциация. ISBN 978-0-8389-4757-9 .
- ^ Левин-Кларк, Майкл; Джон Д. Макдональд, ред. (17 июля 2019 г.). Энциклопедия библиотечного дела и информатики (4-е изд.). Бока-Ратон: CRC Press. дои : 10.1081/E-ELIS4 . ISBN 978-1-315-11614-3 .
- ^ «Стандарты компетентности информационной грамотности для высшего образования» . Американская библиотечная ассоциация . 1 января 2000 г.
- ^ Коулман А. и Брэке П. (2003). DLIST: Создание международного научного коммуникационного консорциума в области библиотечной и информационной науки. Мурти, TAV (главный редактор) «Технологии картирования библиотек и людей» , Материалы 10-го Национального съезда по автоматизации библиотек в образовательных и научно-исследовательских институтах, INFLIBNET, 13–15 февраля 2003 г., Ахмадабад, Индия. https://repository.arizona.edu/bitstream/handle/10150/105826/6.htm?sequence=14&isAllowed=y
- ^ Крафт, Дональд; Расмуссен, Эди; Гастингс, Саманта; Коулман, Анита (январь 2006 г.). «Конкурирующие информационные реальности: цифровые библиотеки, репозитории и всеобщее достояние» . Труды Американского общества информатики и технологий . 43 (1): 1–8. дои : 10.1002/meet.14504301134 . hdl : 10150/105213 . ISSN 0044-7870 - через цифровую библиотеку ASIST.
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Коулман А., Брэке П. и Картик С. (2004). Интеграция ресурсов, не относящихся к OAI, для федеративного поиска в dLIST, репозитории ePrints. Журнал dLIST Magazine 10 (7/8), июль/август. https://www.dlib.org/dlib/july04/coleman/07coleman.html
- ^ Коулман А. и Робак Дж. (2005). Федерация открытого доступа для библиотечной и информационной науки: dLIST и DL-Harvest. Журнал D-Lib 11 (12). Декабрь https://www.dlib.org/dlib/december05/coleman/12coleman.html
- ^ Мехра Б., Риу К. и Олбрайт К.С. (2010). Социальная справедливость в библиотечной и информационной науке. В MJ Bates и MN Maack (ред.), Энциклопедия библиотечных и информационных наук (стр. 4820-4836). Нью-Йорк: Группа Тейлора и Фрэнсиса.
- ^ «Ретроспектива библиотечной литературы и информатики: 1905–1983 | EBSCO» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Журнал библиотечного дела и информатики» . Журналы SAGE . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Всемирный библиотечный и информационный конгресс – Генеральная конференция и ассамблея ИФЛА» . 6 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2015 г.
- ^ «Конференции» . Африканские библиотечные и информационные ассоциации и учреждения . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Кунц, Вернер; Риттель, Хорст WJ (1 апреля 1972 г.). «Информатика: О структуре ее проблем». Хранение и поиск информации . 8 (2): 95–98. дои : 10.1016/0020-0271(72)90011-3 . ISSN 0020-0271 .
- ^ «Рабочая сеть впереди» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 2 ноября 2011 г.
- ^ Лейф, Кайберг; Лейф, Лёрринг (1 января 2005 г.). «Размышления о европейской учебной программе по библиотечному и информационному образованию» (PDF) . Королевская школа библиотечного дела и информатики . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2012 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Клегг, Стюарт; Бейли, Джеймс Р., ред. (2008). Международная энциклопедия организационных исследований . Лос-Анджелес: Sage Publications Inc., стр. 758–762. ISBN 978-1412953900 .
- ^ Jump up to: а б с д Цзэн, Марсия Лей; Цинь, Цзянь (2016). Метаданные . Издательство Фасет. ISBN 978-1-78330-052-5 .
- ^ Чавла, Далмит Сингх (2017). «Unpaywall находит бесплатные версии платных статей» . Новости природы . дои : 10.1038/nature.2017.21765 . S2CID 86694031 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Флориди, Лучано (1 января 2002 г.). «Об определении библиотеки и информатики как прикладной философии информации» . Социальная эпистемология . 16 (1): 37–49. дои : 10.1080/02691720210132789 . ISSN 0269-1728 . S2CID 12243183 .
- ^ Jump up to: а б Американская библиотечная ассоциация (19 мая 2017 г.). «Профессиональная этика» . Инструменты, публикации и ресурсы . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Каталогизация библиотеки и классификация | |
---|---|
Дьюи Десятичный | 020 |
- Острем, Фредрик (5 сентября 2008 г.). «Формализация дисциплины: институционализация библиотечных и информационных исследований в странах Северной Европы». Журнал документации . 64 (5): 721–737. дои : 10.1108/00220410810899736 .
- Боуден, Дэвид; Робинсон, Лин (20 августа 2012 г.). Введение в информатику . Американская библиотечная ассоциация. ISBN 978-1555708610 .
- Ярвелин, Калерво; Ваккари, Пертти (январь 1993 г.). «Эволюция библиотечного дела и информатики 1965–1985: контент-анализ журнальных статей». Обработка информации и управление . 29 (1): 129–144. дои : 10.1016/0306-4573(93)90028-C .
- Макникол, Сара (март 2003 г.). «ЛИС: междисциплинарный исследовательский ландшафт». Журнал библиотечного дела и информатики . 35 (1): 23–30. дои : 10.1177/096100060303500103 . S2CID 220912521 .
- Дик, Арчи Л. (1995). «Библиотека и информатика как социальная наука: нейтральные и нормативные концепции». Ежеквартальный журнал библиотеки: информация, сообщество, политика . 65 (2): 216–235. дои : 10.1086/602777 . JSTOR 4309022 . S2CID 142825177 .
- Международный журнал библиотечного дела ( ISSN 0975-7546 )
- Лафонтен, Джерард С. (1958). Словарь терминов, используемых в бумажной, полиграфической и смежных отраслях . Торонто: Бумажная фабрика Х. Смита. 110 стр.
- Оксфордское руководство по библиотечным исследованиям (2005 г.) – ISBN 0195189981
- Томпсон, Элизабет Х. (1943). Глоссарий библиотечных терминов ALA с подборкой терминов в смежных областях , подготовленный под руководством Комитета по библиотечной терминологии Американской библиотечной ассоциации. Чикаго, Иллинойс: Американская библиотечная ассоциация. VIII, 189 с. ISBN 978-0838900000
- V-LIB 1.2 (Классификация библиотеки Вартавана 2008 г., более 700 областей науки и искусства, классифицированных в соответствии с реляционной философией, в настоящее время продается по лицензии в Великобритании компанией Rosecastle Ltd. (см. Vartavan-Frame )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с библиотекой и информатикой, на Викискладе?
- LISNews.org - новости библиотекарей и информатики
- LISWire.com - канал для библиотекарей и информатиков
- Библиотека и информатика в Керли