Jump to content

Пенджабские индуисты

(Перенаправлено с индуистского панджаби )

Пенджабские индуисты
Цветная фотография индусов, позирующих перед расписанным фресками строением в Лахоре в 1914 году, сделанная Стефаном Пассе.
Общая численность населения
в. 17 630 000–25 600 000 ок. [ 1 ] [ 2 ]
Регионы со значительной численностью населения
Пенджаб, Индия 10 678 140 ( перепись 2011 г. ) [ 3 ]
Дели 4 029 110 - 5 875 780 (оценка 2011 г.) [ 4 ] [ а ] [ б ] [ с ]
Харьяна 2 028 120 - 8 112 470 (оценка 2011 г.) [ д ] [ и ] [ ж ] [ г ]
Раджастан 281 050 (оценка 2011 г.) [ 10 ] [ 11 ]
Химачал-Прадеш 222 410 (оценка 2011 г.) [ 12 ] [ 13 ]
Пенджаб, Пакистан 211 640 ( перепись 2017 г. ) [ 14 ]
Чандигарх 94 150 (оценка 2011 г.) [ 10 ]
Джамму 59 930 (оценка 2011 г.) [ 15 ] [ 10 ]
Уттаракханд 27 240 (оценка 2011 г.) [ 16 ] [ 10 ]
Языки
Пенджаби и его диалекты
Неа
Религия
Индуизм (включая Нанакпанти )
Родственные этнические группы

Пенджабские индуисты — приверженцы индуизма, которые идентифицируют себя этнически , лингвистически , культурно и генеалогически с пенджабцами и являются уроженцами региона Пенджаб на Индийском субконтиненте . Пенджабские индуисты — вторая по величине религиозная группа пенджабской общины после пенджабских мусульман . Хотя пенджабские индуисты сегодня в основном населяют индийский штат Пенджаб , а также Харьяну , Химачал-Прадеш , Дели и Чандигарх , многие из них имеют предков из большого региона Пенджаба, который был разделен между Индией и Пакистаном в 1947 году.

Ригведа — древнейший индуистский текст, возникший в регионе Пенджаб.

Индуизм – старейшая зарегистрированная религия, исповедуемая пенджабцами . [ 17 ] Историческая ведическая религия ведического периода (1500–500 гг. до н.э.) составляла религиозные идеи и практики в Пенджабе и была сосредоточена главным образом на поклонении Индре , индуистскому богу неба и молнии. [ 18 ] Ведические племена двинулись дальше на восток, в северную долину Инда и к доабу Ганг-Ямуна в течение позднего ведического периода, а брахманизм развился из ведических истоков в районе Курукшетры . Религия ведического периода является одной из предшественников индуизма, и ведический период закончился, когда индуистский синтез развился в результате взаимодействия брахманизма, шраманизма и местных религий. [ 19 ] [ 20 ] [ ч ]

Основная часть Ригведы была составлена ​​в регионе Пенджаб примерно между 1500 и 1200 годами до нашей эры. [ 21 ] тогда как более поздние ведические писания были составлены восточнее, между реками Ямуна и Ганг . Древний индийский свод законов под названием « Манусмрити» , разработанный браминами индуистскими священниками- , формировал религиозную жизнь Пенджаба, начиная с 200 г. до н.э. [ 22 ]

Британская колониальная эпоха

[ редактировать ]
Цветная фотография садху и его спутника, сидящих под большим деревом в Лахоре , Индия, в 1914 году, сделанная Стефаном Пассе.

Видные индийские националисты из Пенджаба, такие как Лала Ладжпат Рай , принадлежали к Арья Самадж . Арья Самадж, индуистская реформистская секта, активно распространяла свое послание в Пенджабе. [ 23 ] В начале 20-го века Самадж и вдохновленные им организации, такие как Джат Пат Тодак Мандал, вели активную кампанию против кастовой дискриминации. [ 24 ] Другая деятельность, в которой участвовала Самадж, включала кампанию за принятие повторного брака вдов и образование женщин . [ 25 ]

В колониальную эпоху практика религиозного синкретизма среди пенджабских индуистов и пенджабских мусульман была отмечена и задокументирована официальными лицами в отчетах переписи населения:

«В других частях провинции следы индуистских праздников также заметны среди мусульман. В западном Пенджабе Байсакхи , новый год индусов, празднуется всеми мусульманами как сельскохозяйственный праздник, скачками под звуки тамтамов, и большие толпы собираются, чтобы стать свидетелями представления. Гонка называется Байсахи и является любимым развлечением на хорошо орошаемых участках. Затем шествия Тазиаса в Мухарраме с аккомпанемент тамтамов, фехтовальные партии и оркестры, играющие на флейтах и ​​других музыкальных инструментах (что не одобряется ортодоксальными мусульманами), а также создание сабилов (убежищ, где вода и шарбат раздаются ) явно находятся под влиянием аналогичных практик на индуистских фестивалях. , в то время как иллюминация в таких случаях, как ярмарка Чираган в Шаламаре (Лахор), без сомнения, является практикой, отвечающей инстинкту создания праздника обращенных индусов». [ 26 ] : 174 
«Помимо фактического обращения, ислам оказал значительное влияние на индуистскую религию. Секты реформаторов, основанные на восстании против ортодоксальности Варнашрама Дхармы , очевидно, были результатом знания того, что другая религия может произвести столь же благочестивых и правильно мыслящих людей. Одновременно с этим в разной степени проявилась и слабость социальных ограничений, и некоторые обычаи были ассимилированы с обычаями мусульман. С другой стороны, чудесных сил мусульманских святых было достаточно, чтобы привлечь поклоняющихся святым индусов. верность, если не полная смена веры... Шамси - верующие в Шаха Шамаса Табреза из Мултана и следуют за имамом на данный момент исмаилитов секты шиитов ... они принадлежат в основном к касте Сунар и их связь с сектой держится в секрете, как и масонство. Они выдают себя за обычных индусов, но их преданность Имаму очень сильна». [ 26 ] : 130 

1947 Раздел

[ редактировать ]

Приблизительно 3 миллиона пенджабских индуистов мигрировали из Западного Пенджаба и Северо-Западной пограничной провинции (современный Пакистан) в Восточный Пенджаб и Дели (современная Индия) во время раздела . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]

Это разделило бывшую британскую провинцию Пенджаб между Доминионом Индии и Доминионом Пакистана . преимущественно мусульманская, Западная часть провинции, стала пакистанской провинцией Пенджаб ; восточная часть , в основном сикхская и индуистская, стала индийским штатом Восточный Пенджаб (позже разделенным на новые штаты Пенджаб , Харьяна и Химачал-Прадеш ). Многие индуисты и сикхи жили на западе, а многие мусульмане — на востоке, и страхи всех этих меньшинств были настолько велики, что в результате раздела многие люди были вынуждены покинуть свои дома и произошло много межобщинного насилия. Некоторые называют насилие в Пенджабе карательным геноцидом. [ 30 ]

Вновь сформированные правительства не ожидали и были совершенно не готовы к двусторонней миграции такого ошеломляющего масштаба, и массовое насилие и резня произошли по обе стороны новой индийско-пакистанской границы. Оценки числа смертей различаются: низкие оценки составляют 200 000 и высокие оценки - 2 000 000. Предполагается, что самый серьезный случай насилия среди всех регионов произошел в Пенджабе. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Пенджабская Суба и трифуркация Пенджаба

[ редактировать ]

После раздела сикхские лидеры и политические партии потребовали создания «Пенджабской Субы» (провинция Пенджаби), где язык пенджаби, написанный шрифтом Гурумукхи, был бы языком штата в Северной Индии.

По наущению « Арья Самадж » многие пенджабские индуисты в современных Амбале, Уне и Сирсе указали в качестве своего родного языка в переписях 1951 и 1961 хинди . годов Индусы, говорящие на языке пахари , составили большинство и стали частью недавно созданных штатов Харьяна и Химачал. Прадеш , где хинди был объявлен государственным языком. Это контрастировало с местными жителями, говорящими преимущественно на пенджаби, в некоторых регионах недавно созданных штатов. [ 35 ] Прямой результат разделения Восточного Пенджаба на три штата сделал Пенджаб штатом Индии с большинством сикхов. Сегодня пенджабские индуисты составляют примерно 38,5% населения нынешнего штата Пенджаб в Индии. [ 36 ] [ 37 ]

Демография

[ редактировать ]
Деви Талаб Мандир в Джаландаре, Пенджаб, Индия.

В индийском штате Пенджаб пенджабские индуисты составляют примерно 38,5% населения штата; их численность составляет 10,7 миллиона человек, и они составляют большинство в регионе Доаба . Пенджабские индуисты составляют большинство в пяти округах Пенджаба, а именно в округах Патханкот , Джаландхар , Хошиарпур , Фазилка и Шахид Бхагат Сингх Нагар . [ 38 ]

Во время раздела 1947 года многие индуисты из Западного Пенджаба и Северо-Западной пограничной провинции поселились в Дели. По оценкам 1991 и 2015 годов, пенджабские индуисты составляют примерно от 24 до 35 процентов населения Дели; [ б ] [ а ] По данным официальной переписи 2011 года, из общей численности населения в 16,8 миллиона человек это составляет от 4 до 5,9 миллиона человек. [ 4 ]

Пенджабские индуисты составляют примерно от восьми до 32 процентов населения Харьяны и очень влиятельны в политике штата. [ г ] По данным официальной переписи 2011 года, из общей численности населения в 25,4 миллиона человек это составляет от 2 до 8,1 миллиона человек.

Пакистан

[ редактировать ]

После крупномасштабного исхода, произошедшего во время раздела 1947 года, сегодня в Пакистане осталась небольшая пенджабская индуистская община. По данным переписи 2017 года , в провинции Пенджаб проживает около 200 000 индуистов, что составляет примерно 0,2% от общей численности населения. [ 14 ] Большая часть сообщества проживает в основном в сельских районах Южного Пенджаба Рахим Яр Хан и Бахавалпур , где они составляют 3,12% и 1,12% населения соответственно. [ 39 ] [ 40 ] в то время как остальные сконцентрированы в городских центрах, таких как Лахор . [ 41 ] [ 42 ] В 2006 году последний действующий индуистский храм в Лахоре, когда-то культурной столице пенджабских индуистов, был разрушен, чтобы освободить место для многоэтажного коммерческого здания, и таким образом тысячелетняя история индуистов в Лахоре подошла к концу. [ 43 ]

Диаспора

[ редактировать ]

Большие диаспоры существуют во многих странах, включая Канаду , страны Персидского залива , Австралию , США и Великобританию .

Культура и религия

[ редактировать ]
Храм Дургиана в Амритсаре, Пенджаб, Индия.
Фреска Радхи-Кришны, написанная в начале 19 века на стенах Майянатхи Тхакурдвары в Катра Дуло, Амритсар, Пенджаб.
Индуистская иллюстрированная рукопись, написанная шрифтом Гурмукхи, с картинами внутри.

Как и во многих других частях Индии, индуизм в Пенджабе со временем адаптировался и стал синтезом культуры и истории.

Мата Манса Деви, Панчкула [ 44 ]

Поскольку индуисты верят, что дхарма универсальна и развивается со временем, многие индуисты также ценят другие духовные пути и религиозные традиции. Они верят, что любые традиции, которые в равной степени способны воспитать Атман, следует принимать и преподавать. Индуизм сам по себе поощряет любое существо достичь собственной самореализации своим уникальным способом либо через Бхагавана , либо с помощью других средств преданности и медитации. [ 45 ]

Пенджабские индуисты продолжают разнородные религиозные практики, находящиеся в духовном родстве с сикхизмом. Это включает не только почитание сикхских гуру в частной практике, но и посещение сикхских гурдваров в дополнение к индуистским храмам. [ 46 ]

По словам Анджали Геры Роя, индуистские пенджабцы Западного Пенджаба поселились вдали от своей прародины во время раздела 1947 года и говорят на гибридном языке, основанном на пенджаби и хинди (или хинди с пенджабским акцентом). [ 47 ] [ 48 ]

Удаси — религиозная секта садху- аскетов с центром в регионе Пенджаб. Удаси были ключевыми интерпретаторами сикхской философии и хранителями важных сикхских святынь до движения Акали . В XVIII и начале XIX веков они привели в лоно сикхов множество новообращенных. [ 49 ] Однако их религиозные практики граничат с синкретизмом сикхизма и индуизма. Когда в начале 20 века Сингх Сабха , в котором доминировали сикхи Тат Хальса , пересмотрела сикхскую идентичность, маханты Удаси были изгнаны из сикхских святынь. С тех пор удаси все чаще считают себя индуистами, а не сикхами. [ 50 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Самая важная часть поселенцев — это пенджабцы, которые, по оценкам, составляют около 35 процентов населения». [ 5 ]
  2. ^ Jump up to: а б «Хотя пенджабцы составляют всего двадцать четыре процента населения столицы, в среднем они занимают пятьдесят три процента имеющихся управленческих должностей». [ 6 ] : 54 
  3. ^ Пенджабские индуисты составляют от 24 до 35 процентов населения Дели, согласно оценкам 1991 и 2015 годов. [ 6 ] [ 5 ] По данным официальной переписи 2011 года, из общей численности населения в 16 787 941 человек это составляет от 4 029 106 до 5 875 779 человек. [ 4 ]
  4. ^ «Пенджабцы составляют около восьми процентов населения штата, их нельзя игнорировать». [ 7 ]
  5. ^ «Политические эксперты объясняют рост БДП в регионе устойчивой консолидацией среди определенных общин, особенно пенджабцев, которые составляют 8% от предполагаемого населения штата, составляющего около 28 миллионов человек». [ 8 ]
  6. ^ «В представлении Шактисинху Гохилу Махасабха заявила, что пенджабская община составляет 32 процента населения штата, но не получила должного представительства ни в организации, ни на выборах». [ 9 ]
  7. ^ Jump up to: а б Пенджабские индуисты составляют от восьми до 32 процентов населения Харьяны, согласно оценкам на 2014, 2019 и 2023 годы. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] По данным официальной переписи 2011 года, из общей численности населения в 25 351 462 человека это составляет от 2 028 117 до 8 112 467 человек.
  8. ^ Майклс (2004 , стр. 38): «Наследие ведической религии в индуизме вообще переоценивают. Влияние мифологии действительно велико, но религиозная терминология значительно изменилась: все ключевые термины индуизма либо не существуют в Ведические или имеют совершенно иной смысл. Религия Вед не знает ни этического перемещения души с возмездием за деяния ( карма ), ни циклического разрушения мира, ни идеи спасения при жизни ( дживанмукти; мокша; нирвана ); представление о мире как иллюзии ( майе ), должно быть, противоречило структуре древней Индии, и всемогущий бог-творец появляется только в поздних гимнах Ригведы. Ведическая религия также не знала кастовой системы, сожжения. вдов, запрет на повторный брак, изображения богов и храмов, пуджа-поклонение, йога, паломничество, вегетарианство, святость коров, учение о стадиях жизни ( ашрам ), или знали их только при их зарождении. оправданно видеть поворотный момент между ведической религией и индуистскими религиями».
    Джеймисон, Стефани; Витцель, Майкл (1992). «Ведический индуизм» (PDF) . Гарвардский университет. п. 3. : «...назвать этот период ведическим индуизмом — это в конечном итоге противоречие, поскольку ведическая религия сильно отличается от того, что мы обычно называем индуистской религией – по крайней мере, настолько же, насколько древнееврейская религия отличается от средневековой и современной христианской религии. Однако, Ведическую религию можно рассматривать как предшественницу индуизма».
    См. также Halbfass 1991 , стр. 1–2.
  1. ^ «Веб-сайт переписи населения Индии: Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения Индии» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2019 года.
  2. ^ «За закатом» . 16 сентября 2015 г.
  3. ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года.
  4. ^ Jump up to: а б с «Дели (Индия): Союзная территория, крупные агломерации и города – статистика населения на картах и ​​диаграммах» . Население города . Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 28 февраля 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б Сингх, Радж (6 февраля 2015 г.). «Выборы в Ассамблею Дели 2015: важные факты и основные заинтересованные стороны» . Индийское телевидение . Проверено 8 сентября 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б Санджай Ядав (2008). Вторжение в Дели . Книги мира. ISBN  978-81-88054-00-8 .
  7. ^ Jump up to: а б Кумар, Вирендер (28 октября 2014 г.). «Уязвимый пенджабец» на немыслимом посту в Харьяне» . Индийский экспресс . Проверено 9 сентября 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б Накшбанди, Аурангзеб (23 октября 2019 г.). «Уязвимый пенджабец» на немыслимом посту в Харьяне» . Индостан Таймс . Проверено 9 сентября 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б Шарма, Нитиш (23 марта 2023 г.). «Лидеры Пенджаба в Конгрессе Харьяны добиваются должного представительства» . Служба новостей Трибьюн . Проверено 15 апреля 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д «Язык – Индия, штаты и союзные территории» (PDF) . Перепись Индии 2011 года . Офис генерального регистратора. стр. 13–14 . Проверено 24 ноября 2018 г.
  11. ^ «RSGPC будет освещать проблему пенджабского языка в Раджастане» . Таймс оф Индия . 17 января 2018 г.
  12. ^ «Уна, смесь культур пенджаби и пахари» .
  13. ^ «Отчет о состоянии молодежи штата Химачал-Прадеш: соотношение полов растет, но общий уровень рождаемости снижается» . Индийский экспресс . Шимла. Служба экспресс-информации. 5 января 2018 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2018 г. Проверено 17 апреля 2018 г.
  14. ^ Jump up to: а б «ОСОБЕННОСТИ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ ПЕРЕПИСИ 2017 ГОДА» (PDF) . Проверено 8 сентября 2021 г.
  15. ^ https://www.tribuneindia.com/news/punjab/include-punjabi-as-official-language-in-jammu-and-kashmir-punjab-cm-amarinder-204566 [ только URL ]
  16. ^ «Мини-Пенджаб в Утракханде, который подарил пенджабскому кино диву-суперзвезду!» .
  17. ^ Наяр, Камала Элизабет (2012). Пенджабцы в Британской Колумбии: местоположение, труд, коренные народы и мультикультурализм . McGill-Queen's Press - MQUP. п. 7. ISBN  978-0-7735-4070-5 . Индуизм — старейшая из религий, исповедуемых пенджабцами.
  18. ^ Берри, Томас (1996). Религии Индии: индуизм, йога, буддизм . Издательство Колумбийского университета. стр. 20–21 . ISBN  978-0-231-10781-5 .
  19. ^ name="Ведическая религия"> «Ведическая религия» . Британская энциклопедия . 10 ноября 2023 г. Ведическая религия получила свое название от сборника священных текстов, известных как Веды. Ведизм — древнейший пласт религиозной деятельности в Индии, по которому существуют письменные материалы. Это была одна из основных традиций, сформировавших индуизм.
  20. ^ Вирди, Пиппа (февраль 2018 г.). Из пепла 1947 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 24. ISBN  978-1-108-42811-8 . Ригведа и Упанишады, принадлежавшие к ведической религии, были предшественниками индуизма, оба из которых были написаны в Пенджабе.
  21. ^ Флад, Гэвин (13 июля 1996 г.). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-43878-0 .
  22. ^ Наяр, Камала Элизабет (2012). Пенджабцы в Британской Колумбии: местоположение, труд, коренные народы и мультикультурализм . McGill-Queen's Press - MQUP. стр. 7–8. ISBN  978-0-7735-4070-5 .
  23. ^ Радж Кумар (2004). Очерки движений за социальные реформы . Издательство Дискавери. стр. 3–5. ISBN  978-81-7141-792-6 .
  24. ^ Радживлочан, М. (2014). Борьба с исключениями неполитическим путем. Картирование социального исключения в Индии: каста, религия и пограничье . стр. 82–83.
  25. ^ Кишвар, Мадху (26 апреля 1986 г.). «Арья Самадж и женское образование: Канья Махавидьялая, Джаландхар». Экономический и политический еженедельник . 21 (17): WS9–WS24. JSTOR   4375593 .
  26. ^ Jump up to: а б «Перепись Индии 1911 года. Том 14, Пенджаб. Часть 1, отчет» . Проверено 21 июля 2022 г.
  27. ^ Саламат, Зарина (1997). Пенджаб в 1920-е годы: на примере мусульман . Карачи: Королевская книжная компания. п. 145. ИСБН  978-969-407-230-2 . OCLC   40480171 .
  28. ^ Банерджи-Дюбе, Ишита; Дубе, Саураб (2009). От древнего к современному: религия, власть и сообщество в Индии . Нью-Дели; Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-569662-2 . OCLC   302183130 .
  29. ^ «Раскол Индии и карательный геноцид в Пенджабе, 1946–47: средства, методы и цели» (PDF) . Проверено 19 декабря 2006 г.
  30. ^ Брасс 1974 , с. 326.
  31. ^ Талбот, Ян (2009). «Раздел Индии: человеческое измерение». Культурная и социальная история . 6 (4): 403–410. дои : 10.2752/147800409X466254 . S2CID   147110854 . Число жертв остается предметом споров: утверждается, что цифры варьируются от 200 000 до 2 миллионов жертв.
  32. ^ Д'Коста, Бина (2011). Государственное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии . Рутледж. п. 53. ИСБН  9780415565660 .
  33. ^ Буталия, Урваши (2000). Другая сторона молчания: голоса из раздела Индии . Издательство Университета Дьюка.
  34. ^ Сиканд, Йогиндер (2004). Мусульмане в Индии с 1947 года: исламские взгляды на межконфессиональные отношения . Рутледж. п. 5. ISBN  9781134378258 .
  35. ^ Чопра Р. Лав - абсолютный победитель Куропатки, Индия, 2013. с. 9072. ISBN   9781482800050 По состоянию на 3 февраля 2017 г.
  36. ^ Ламба К.Г. Динамика движения пенджабских суба, глубоко и глубоко, 1999. стр. 90 ISBN   9788176291293 По состоянию на 3 февраля 2017 г.
  37. ^ Гревал Дж. С. Сикхи из издательства Кембриджского университета Пенджаба, 1998. с. 187 ISBN   9780521637640 По состоянию на 3 февраля 2017 г.
  38. ^ «Религия по районам - Пенджаб» . census.gov.in . Проверено 20 сентября 2021 г.
  39. ^ «Уездная мудрая перепись» . Проверено 20 сентября 2021 г.
  40. ^ Дхарминдар Балах (17 августа 2017 г.). «Пакистанские индуисты с жаром празднуют Джанмаштами» . Ежедневные Таймс . Проверено 20 сентября 2021 г.
  41. ^ «Индуистская община празднует Дивали по всему Пенджабу» . «Экспресс Трибьюн» . 8 ноября 2018 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  42. ^ «Дуссера празднуется в Кришна Мандире» . «Экспресс Трибьюн» . 23 октября 2015 г. Проверено 18 декабря 2020 г.
  43. ^ «Единственный индуистский храм в Лахоре снесен» . Таймс оф Индия . 13 июня 2006 г.
  44. ^ «Совет храма Шри Мата Манса Деви» . mansadevi.org.in . Проверено 15 апреля 2023 г.
  45. ^ «Сикхизм | История, доктрины, практика и литература» . Британская энциклопедия . Проверено 11 июня 2021 г.
  46. ^ Радж, Дхулека Сархади (2003). Откуда ты? Мигранты среднего класса в современном мире . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 80. ИСБН  9780520233836 .
  47. ^ MINE, TI и ROY, AG (2004). НЕ ГОВОРИТ НА ЯЗЫКЕ. Перевод сегодня, 1, 26. [1]
  48. ^ Кумар, П. (1982). Коммунализация индуистов в Пенджабе. Светская демократия, 11(9), 27-29.|url= https://idcindia.org/wp-content/themes/idc/pdf/3.communalism/news/1-Communalisation%20of%20Hindus% 20в%20Пенджабе%20_%20Светский%20Демократия%20_%20Октябрь%201982%20_%20Vol%2015%20No.%20IX.pdf%7Cpage=8
  49. ^ Пашаура Сингх. Фенек, Луи Э. (март 2014 г.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-969930-8 . OCLC   874522334 .
  50. ^ Оберой, Харджот. (1997). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-563780-1 . ОСЛК   39001441 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ccbc23c6b48123ec01c21c578ec6c80__1719244080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/80/1ccbc23c6b48123ec01c21c578ec6c80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Punjabi Hindus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)