Пенджабские индуисты
Общая численность населения | |
---|---|
в. 17 630 000–25 600 000 ок. [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Пенджаб, Индия | 10 678 140 ( перепись 2011 г. ) [ 3 ] |
Дели | 4 029 110 - 5 875 780 (оценка 2011 г.) [ 4 ] [ а ] [ б ] [ с ] |
Харьяна | 2 028 120 - 8 112 470 (оценка 2011 г.) [ д ] [ и ] [ ж ] [ г ] |
Раджастан | 281 050 (оценка 2011 г.) [ 10 ] [ 11 ] |
Химачал-Прадеш | 222 410 (оценка 2011 г.) [ 12 ] [ 13 ] |
Пенджаб, Пакистан | 211 640 ( перепись 2017 г. ) [ 14 ] |
Чандигарх | 94 150 (оценка 2011 г.) [ 10 ] |
Джамму | 59 930 (оценка 2011 г.) [ 15 ] [ 10 ] |
Уттаракханд | 27 240 (оценка 2011 г.) [ 16 ] [ 10 ] |
Языки | |
Пенджаби и его диалекты Неа | |
Религия | |
Индуизм (включая Нанакпанти ) | |
Родственные этнические группы | |
Часть серии о |
индуизм |
---|
Часть серии о |
Пенджабцы |
---|
Пенджабский портал |
Пенджабские индуисты — приверженцы индуизма, которые идентифицируют себя этнически , лингвистически , культурно и генеалогически с пенджабцами и являются уроженцами региона Пенджаб на Индийском субконтиненте . Пенджабские индуисты — вторая по величине религиозная группа пенджабской общины после пенджабских мусульман . Хотя пенджабские индуисты сегодня в основном населяют индийский штат Пенджаб , а также Харьяну , Химачал-Прадеш , Дели и Чандигарх , многие из них имеют предков из большого региона Пенджаба, который был разделен между Индией и Пакистаном в 1947 году.
История
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]Индуизм – старейшая зарегистрированная религия, исповедуемая пенджабцами . [ 17 ] Историческая ведическая религия ведического периода (1500–500 гг. до н.э.) составляла религиозные идеи и практики в Пенджабе и была сосредоточена главным образом на поклонении Индре , индуистскому богу неба и молнии. [ 18 ] Ведические племена двинулись дальше на восток, в северную долину Инда и к доабу Ганг-Ямуна в течение позднего ведического периода, а брахманизм развился из ведических истоков в районе Курукшетры . Религия ведического периода является одной из предшественников индуизма, и ведический период закончился, когда индуистский синтез развился в результате взаимодействия брахманизма, шраманизма и местных религий. [ 19 ] [ 20 ] [ ч ]
Основная часть Ригведы была составлена в регионе Пенджаб примерно между 1500 и 1200 годами до нашей эры. [ 21 ] тогда как более поздние ведические писания были составлены восточнее, между реками Ямуна и Ганг . Древний индийский свод законов под названием « Манусмрити» , разработанный браминами индуистскими священниками- , формировал религиозную жизнь Пенджаба, начиная с 200 г. до н.э. [ 22 ]
Британская колониальная эпоха
[ редактировать ]Видные индийские националисты из Пенджаба, такие как Лала Ладжпат Рай , принадлежали к Арья Самадж . Арья Самадж, индуистская реформистская секта, активно распространяла свое послание в Пенджабе. [ 23 ] В начале 20-го века Самадж и вдохновленные им организации, такие как Джат Пат Тодак Мандал, вели активную кампанию против кастовой дискриминации. [ 24 ] Другая деятельность, в которой участвовала Самадж, включала кампанию за принятие повторного брака вдов и образование женщин . [ 25 ]
В колониальную эпоху практика религиозного синкретизма среди пенджабских индуистов и пенджабских мусульман была отмечена и задокументирована официальными лицами в отчетах переписи населения:
«В других частях провинции следы индуистских праздников также заметны среди мусульман. В западном Пенджабе Байсакхи , новый год индусов, празднуется всеми мусульманами как сельскохозяйственный праздник, скачками под звуки тамтамов, и большие толпы собираются, чтобы стать свидетелями представления. Гонка называется Байсахи и является любимым развлечением на хорошо орошаемых участках. Затем шествия Тазиаса в Мухарраме с аккомпанемент тамтамов, фехтовальные партии и оркестры, играющие на флейтах и других музыкальных инструментах (что не одобряется ортодоксальными мусульманами), а также создание сабилов (убежищ, где вода и шарбат раздаются ) явно находятся под влиянием аналогичных практик на индуистских фестивалях. , в то время как иллюминация в таких случаях, как ярмарка Чираган в Шаламаре (Лахор), без сомнения, является практикой, отвечающей инстинкту создания праздника обращенных индусов». [ 26 ] : 174
«Помимо фактического обращения, ислам оказал значительное влияние на индуистскую религию. Секты реформаторов, основанные на восстании против ортодоксальности Варнашрама Дхармы , очевидно, были результатом знания того, что другая религия может произвести столь же благочестивых и правильно мыслящих людей. Одновременно с этим в разной степени проявилась и слабость социальных ограничений, и некоторые обычаи были ассимилированы с обычаями мусульман. С другой стороны, чудесных сил мусульманских святых было достаточно, чтобы привлечь поклоняющихся святым индусов. верность, если не полная смена веры... Шамси - верующие в Шаха Шамаса Табреза из Мултана и следуют за имамом на данный момент исмаилитов секты шиитов ... они принадлежат в основном к касте Сунар и их связь с сектой держится в секрете, как и масонство. Они выдают себя за обычных индусов, но их преданность Имаму очень сильна». [ 26 ] : 130- Выдержки из переписи населения Индии ( провинция Пенджаб ), 1911 г. н. э.
1947 Раздел
[ редактировать ]Приблизительно 3 миллиона пенджабских индуистов мигрировали из Западного Пенджаба и Северо-Западной пограничной провинции (современный Пакистан) в Восточный Пенджаб и Дели (современная Индия) во время раздела . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Это разделило бывшую британскую провинцию Пенджаб между Доминионом Индии и Доминионом Пакистана . преимущественно мусульманская, Западная часть провинции, стала пакистанской провинцией Пенджаб ; восточная часть , в основном сикхская и индуистская, стала индийским штатом Восточный Пенджаб (позже разделенным на новые штаты Пенджаб , Харьяна и Химачал-Прадеш ). Многие индуисты и сикхи жили на западе, а многие мусульмане — на востоке, и страхи всех этих меньшинств были настолько велики, что в результате раздела многие люди были вынуждены покинуть свои дома и произошло много межобщинного насилия. Некоторые называют насилие в Пенджабе карательным геноцидом. [ 30 ]
Вновь сформированные правительства не ожидали и были совершенно не готовы к двусторонней миграции такого ошеломляющего масштаба, и массовое насилие и резня произошли по обе стороны новой индийско-пакистанской границы. Оценки числа смертей различаются: низкие оценки составляют 200 000 и высокие оценки - 2 000 000. Предполагается, что самый серьезный случай насилия среди всех регионов произошел в Пенджабе. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Пенджабская Суба и трифуркация Пенджаба
[ редактировать ]После раздела сикхские лидеры и политические партии потребовали создания «Пенджабской Субы» (провинция Пенджаби), где язык пенджаби, написанный шрифтом Гурумукхи, был бы языком штата в Северной Индии.
По наущению « Арья Самадж » многие пенджабские индуисты в современных Амбале, Уне и Сирсе указали в качестве своего родного языка в переписях 1951 и 1961 хинди . годов Индусы, говорящие на языке пахари , составили большинство и стали частью недавно созданных штатов Харьяна и Химачал. Прадеш , где хинди был объявлен государственным языком. Это контрастировало с местными жителями, говорящими преимущественно на пенджаби, в некоторых регионах недавно созданных штатов. [ 35 ] Прямой результат разделения Восточного Пенджаба на три штата сделал Пенджаб штатом Индии с большинством сикхов. Сегодня пенджабские индуисты составляют примерно 38,5% населения нынешнего штата Пенджаб в Индии. [ 36 ] [ 37 ]
Демография
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]В индийском штате Пенджаб пенджабские индуисты составляют примерно 38,5% населения штата; их численность составляет 10,7 миллиона человек, и они составляют большинство в регионе Доаба . Пенджабские индуисты составляют большинство в пяти округах Пенджаба, а именно в округах Патханкот , Джаландхар , Хошиарпур , Фазилка и Шахид Бхагат Сингх Нагар . [ 38 ]
Во время раздела 1947 года многие индуисты из Западного Пенджаба и Северо-Западной пограничной провинции поселились в Дели. По оценкам 1991 и 2015 годов, пенджабские индуисты составляют примерно от 24 до 35 процентов населения Дели; [ б ] [ а ] По данным официальной переписи 2011 года, из общей численности населения в 16,8 миллиона человек это составляет от 4 до 5,9 миллиона человек. [ 4 ]
Пенджабские индуисты составляют примерно от восьми до 32 процентов населения Харьяны и очень влиятельны в политике штата. [ г ] По данным официальной переписи 2011 года, из общей численности населения в 25,4 миллиона человек это составляет от 2 до 8,1 миллиона человек.
Пакистан
[ редактировать ]После крупномасштабного исхода, произошедшего во время раздела 1947 года, сегодня в Пакистане осталась небольшая пенджабская индуистская община. По данным переписи 2017 года , в провинции Пенджаб проживает около 200 000 индуистов, что составляет примерно 0,2% от общей численности населения. [ 14 ] Большая часть сообщества проживает в основном в сельских районах Южного Пенджаба Рахим Яр Хан и Бахавалпур , где они составляют 3,12% и 1,12% населения соответственно. [ 39 ] [ 40 ] в то время как остальные сконцентрированы в городских центрах, таких как Лахор . [ 41 ] [ 42 ] В 2006 году последний действующий индуистский храм в Лахоре, когда-то культурной столице пенджабских индуистов, был разрушен, чтобы освободить место для многоэтажного коммерческого здания, и таким образом тысячелетняя история индуистов в Лахоре подошла к концу. [ 43 ]
Диаспора
[ редактировать ]Большие диаспоры существуют во многих странах, включая Канаду , страны Персидского залива , Австралию , США и Великобританию .
Культура и религия
[ редактировать ]Как и во многих других частях Индии, индуизм в Пенджабе со временем адаптировался и стал синтезом культуры и истории.
Поскольку индуисты верят, что дхарма универсальна и развивается со временем, многие индуисты также ценят другие духовные пути и религиозные традиции. Они верят, что любые традиции, которые в равной степени способны воспитать Атман, следует принимать и преподавать. Индуизм сам по себе поощряет любое существо достичь собственной самореализации своим уникальным способом либо через Бхагавана , либо с помощью других средств преданности и медитации. [ 45 ]
Пенджабские индуисты продолжают разнородные религиозные практики, находящиеся в духовном родстве с сикхизмом. Это включает не только почитание сикхских гуру в частной практике, но и посещение сикхских гурдваров в дополнение к индуистским храмам. [ 46 ]
По словам Анджали Геры Роя, индуистские пенджабцы Западного Пенджаба поселились вдали от своей прародины во время раздела 1947 года и говорят на гибридном языке, основанном на пенджаби и хинди (или хинди с пенджабским акцентом). [ 47 ] [ 48 ]
Удасис
[ редактировать ]Удаси — религиозная секта садху- аскетов с центром в регионе Пенджаб. Удаси были ключевыми интерпретаторами сикхской философии и хранителями важных сикхских святынь до движения Акали . В XVIII и начале XIX веков они привели в лоно сикхов множество новообращенных. [ 49 ] Однако их религиозные практики граничат с синкретизмом сикхизма и индуизма. Когда в начале 20 века Сингх Сабха , в котором доминировали сикхи Тат Хальса , пересмотрела сикхскую идентичность, маханты Удаси были изгнаны из сикхских святынь. С тех пор удаси все чаще считают себя индуистами, а не сикхами. [ 50 ]
См. также
[ редактировать ]- История Пенджаба
- Индуизм в Пенджабе, Пакистан
- Список индуистских храмов в Индии
- Бхабра
- Список индуистских фестивалей в Пенджабе
- Восточный Пенджаб
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Самая важная часть поселенцев — это пенджабцы, которые, по оценкам, составляют около 35 процентов населения». [ 5 ]
- ^ Jump up to: а б «Хотя пенджабцы составляют всего двадцать четыре процента населения столицы, в среднем они занимают пятьдесят три процента имеющихся управленческих должностей». [ 6 ] : 54
- ^ Пенджабские индуисты составляют от 24 до 35 процентов населения Дели, согласно оценкам 1991 и 2015 годов. [ 6 ] [ 5 ] По данным официальной переписи 2011 года, из общей численности населения в 16 787 941 человек это составляет от 4 029 106 до 5 875 779 человек. [ 4 ]
- ^ «Пенджабцы составляют около восьми процентов населения штата, их нельзя игнорировать». [ 7 ]
- ^ «Политические эксперты объясняют рост БДП в регионе устойчивой консолидацией среди определенных общин, особенно пенджабцев, которые составляют 8% от предполагаемого населения штата, составляющего около 28 миллионов человек». [ 8 ]
- ^ «В представлении Шактисинху Гохилу Махасабха заявила, что пенджабская община составляет 32 процента населения штата, но не получила должного представительства ни в организации, ни на выборах». [ 9 ]
- ^ Jump up to: а б Пенджабские индуисты составляют от восьми до 32 процентов населения Харьяны, согласно оценкам на 2014, 2019 и 2023 годы. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] По данным официальной переписи 2011 года, из общей численности населения в 25 351 462 человека это составляет от 2 028 117 до 8 112 467 человек.
- ^ Майклс (2004 , стр. 38): «Наследие ведической религии в индуизме вообще переоценивают. Влияние мифологии действительно велико, но религиозная терминология значительно изменилась: все ключевые термины индуизма либо не существуют в Ведические или имеют совершенно иной смысл. Религия Вед не знает ни этического перемещения души с возмездием за деяния ( карма ), ни циклического разрушения мира, ни идеи спасения при жизни ( дживанмукти; мокша; нирвана ); представление о мире как иллюзии ( майе ), должно быть, противоречило структуре древней Индии, и всемогущий бог-творец появляется только в поздних гимнах Ригведы. Ведическая религия также не знала кастовой системы, сожжения. вдов, запрет на повторный брак, изображения богов и храмов, пуджа-поклонение, йога, паломничество, вегетарианство, святость коров, учение о стадиях жизни ( ашрам ), или знали их только при их зарождении. оправданно видеть поворотный момент между ведической религией и индуистскими религиями».
Джеймисон, Стефани; Витцель, Майкл (1992). «Ведический индуизм» (PDF) . Гарвардский университет. п. 3. : «...назвать этот период ведическим индуизмом — это в конечном итоге противоречие, поскольку ведическая религия сильно отличается от того, что мы обычно называем индуистской религией – по крайней мере, настолько же, насколько древнееврейская религия отличается от средневековой и современной христианской религии. Однако, Ведическую религию можно рассматривать как предшественницу индуизма».
См. также Halbfass 1991 , стр. 1–2.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Веб-сайт переписи населения Индии: Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения Индии» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2019 года.
- ^ «За закатом» . 16 сентября 2015 г.
- ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года.
- ^ Jump up to: а б с «Дели (Индия): Союзная территория, крупные агломерации и города – статистика населения на картах и диаграммах» . Население города . Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Радж (6 февраля 2015 г.). «Выборы в Ассамблею Дели 2015: важные факты и основные заинтересованные стороны» . Индийское телевидение . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Санджай Ядав (2008). Вторжение в Дели . Книги мира. ISBN 978-81-88054-00-8 .
- ^ Jump up to: а б Кумар, Вирендер (28 октября 2014 г.). «Уязвимый пенджабец» на немыслимом посту в Харьяне» . Индийский экспресс . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Накшбанди, Аурангзеб (23 октября 2019 г.). «Уязвимый пенджабец» на немыслимом посту в Харьяне» . Индостан Таймс . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шарма, Нитиш (23 марта 2023 г.). «Лидеры Пенджаба в Конгрессе Харьяны добиваются должного представительства» . Служба новостей Трибьюн . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Язык – Индия, штаты и союзные территории» (PDF) . Перепись Индии 2011 года . Офис генерального регистратора. стр. 13–14 . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «RSGPC будет освещать проблему пенджабского языка в Раджастане» . Таймс оф Индия . 17 января 2018 г.
- ^ «Уна, смесь культур пенджаби и пахари» .
- ^ «Отчет о состоянии молодежи штата Химачал-Прадеш: соотношение полов растет, но общий уровень рождаемости снижается» . Индийский экспресс . Шимла. Служба экспресс-информации. 5 января 2018 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2018 г. Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «ОСОБЕННОСТИ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ ПЕРЕПИСИ 2017 ГОДА» (PDF) . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ https://www.tribuneindia.com/news/punjab/include-punjabi-as-official-language-in-jammu-and-kashmir-punjab-cm-amarinder-204566 [ только URL ]
- ^ «Мини-Пенджаб в Утракханде, который подарил пенджабскому кино диву-суперзвезду!» .
- ^ Наяр, Камала Элизабет (2012). Пенджабцы в Британской Колумбии: местоположение, труд, коренные народы и мультикультурализм . McGill-Queen's Press - MQUP. п. 7. ISBN 978-0-7735-4070-5 .
Индуизм — старейшая из религий, исповедуемых пенджабцами.
- ^ Берри, Томас (1996). Религии Индии: индуизм, йога, буддизм . Издательство Колумбийского университета. стр. 20–21 . ISBN 978-0-231-10781-5 .
- ^ name="Ведическая религия"> «Ведическая религия» . Британская энциклопедия . 10 ноября 2023 г.
Ведическая религия получила свое название от сборника священных текстов, известных как Веды. Ведизм — древнейший пласт религиозной деятельности в Индии, по которому существуют письменные материалы. Это была одна из основных традиций, сформировавших индуизм.
- ^ Вирди, Пиппа (февраль 2018 г.). Из пепла 1947 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 24. ISBN 978-1-108-42811-8 .
Ригведа и Упанишады, принадлежавшие к ведической религии, были предшественниками индуизма, оба из которых были написаны в Пенджабе.
- ^ Флад, Гэвин (13 июля 1996 г.). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Наяр, Камала Элизабет (2012). Пенджабцы в Британской Колумбии: местоположение, труд, коренные народы и мультикультурализм . McGill-Queen's Press - MQUP. стр. 7–8. ISBN 978-0-7735-4070-5 .
- ^ Радж Кумар (2004). Очерки движений за социальные реформы . Издательство Дискавери. стр. 3–5. ISBN 978-81-7141-792-6 .
- ^ Радживлочан, М. (2014). Борьба с исключениями неполитическим путем. Картирование социального исключения в Индии: каста, религия и пограничье . стр. 82–83.
- ^ Кишвар, Мадху (26 апреля 1986 г.). «Арья Самадж и женское образование: Канья Махавидьялая, Джаландхар». Экономический и политический еженедельник . 21 (17): WS9–WS24. JSTOR 4375593 .
- ^ Jump up to: а б «Перепись Индии 1911 года. Том 14, Пенджаб. Часть 1, отчет» . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Саламат, Зарина (1997). Пенджаб в 1920-е годы: на примере мусульман . Карачи: Королевская книжная компания. п. 145. ИСБН 978-969-407-230-2 . OCLC 40480171 .
- ^ Банерджи-Дюбе, Ишита; Дубе, Саураб (2009). От древнего к современному: религия, власть и сообщество в Индии . Нью-Дели; Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-569662-2 . OCLC 302183130 .
- ^ «Раскол Индии и карательный геноцид в Пенджабе, 1946–47: средства, методы и цели» (PDF) . Проверено 19 декабря 2006 г.
- ^ Брасс 1974 , с. 326.
- ^ Талбот, Ян (2009). «Раздел Индии: человеческое измерение». Культурная и социальная история . 6 (4): 403–410. дои : 10.2752/147800409X466254 . S2CID 147110854 .
Число жертв остается предметом споров: утверждается, что цифры варьируются от 200 000 до 2 миллионов жертв.
- ^ Д'Коста, Бина (2011). Государственное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии . Рутледж. п. 53. ИСБН 9780415565660 .
- ^ Буталия, Урваши (2000). Другая сторона молчания: голоса из раздела Индии . Издательство Университета Дьюка.
- ^ Сиканд, Йогиндер (2004). Мусульмане в Индии с 1947 года: исламские взгляды на межконфессиональные отношения . Рутледж. п. 5. ISBN 9781134378258 .
- ^ Чопра Р. Лав - абсолютный победитель Куропатки, Индия, 2013. с. 9072. ISBN 9781482800050 По состоянию на 3 февраля 2017 г.
- ^ Ламба К.Г. Динамика движения пенджабских суба, глубоко и глубоко, 1999. стр. 90 ISBN 9788176291293 По состоянию на 3 февраля 2017 г.
- ^ Гревал Дж. С. Сикхи из издательства Кембриджского университета Пенджаба, 1998. с. 187 ISBN 9780521637640 По состоянию на 3 февраля 2017 г.
- ^ «Религия по районам - Пенджаб» . census.gov.in . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ «Уездная мудрая перепись» . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Дхарминдар Балах (17 августа 2017 г.). «Пакистанские индуисты с жаром празднуют Джанмаштами» . Ежедневные Таймс . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ «Индуистская община празднует Дивали по всему Пенджабу» . «Экспресс Трибьюн» . 8 ноября 2018 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «Дуссера празднуется в Кришна Мандире» . «Экспресс Трибьюн» . 23 октября 2015 г. Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «Единственный индуистский храм в Лахоре снесен» . Таймс оф Индия . 13 июня 2006 г.
- ^ «Совет храма Шри Мата Манса Деви» . mansadevi.org.in . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Сикхизм | История, доктрины, практика и литература» . Британская энциклопедия . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ Радж, Дхулека Сархади (2003). Откуда ты? Мигранты среднего класса в современном мире . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 80. ИСБН 9780520233836 .
- ^ MINE, TI и ROY, AG (2004). НЕ ГОВОРИТ НА ЯЗЫКЕ. Перевод сегодня, 1, 26. [1]
- ^ Кумар, П. (1982). Коммунализация индуистов в Пенджабе. Светская демократия, 11(9), 27-29.|url= https://idcindia.org/wp-content/themes/idc/pdf/3.communalism/news/1-Communalisation%20of%20Hindus% 20в%20Пенджабе%20_%20Светский%20Демократия%20_%20Октябрь%201982%20_%20Vol%2015%20No.%20IX.pdf%7Cpage=8
- ^ Пашаура Сингх. Фенек, Луи Э. (март 2014 г.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-969930-8 . OCLC 874522334 .
- ^ Оберой, Харджот. (1997). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-563780-1 . ОСЛК 39001441 .
Источники
[ редактировать ]- Брасс, Пол Ричард (1974). Язык, религия и политика в Северной Индии . Издательство Кембриджского университета.
- Хальбфасс, Вильгельм (1991), Традиция и размышления , SUNY Press, ISBN 978-0-7914-0361-7 , заархивировано из оригинала 23 декабря 2023 года , получено 23 декабря 2023 года.
- Майклс, Аксель (2004), Индуизм. Прошлое и настоящее , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Талиб, Гурбачан (1950). Нападение Мусульманской лиги на сикхов и индуистов в Пенджабе, 1947 год . Индия: Комитет Широмани Гурдвара Прабандхак .
- Джалал, Аиша (1998). «Нация, разум и религия: роль Пенджаба в разделе Индии» . Экономический и политический еженедельник . 33 (32): 2183–2190. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4407076 .