Дело с вещами
Автор | Джон МакГилкрист |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Психология , нейронаука , философия разума , философия , социокультурная эволюция |
Издатель | Перспектива Пресс |
Дата публикации | 9 ноября 2021 г. |
Место публикации | США и Великобритания |
Тип носителя | Печатная версия ( в твердом и мягком переплете , 2 тома) и цифровая версия ( электронная книга ) |
Страницы | 1500 |
ISBN | 978-1914568060 (издание в твердом переплете) |
Предшественник | Мастер и его посланник |
«Дело в вещах: наш мозг, наши заблуждения и разрушение мира» — это книга по нейробиологии , эпистемологии и метафизике 2021 года, написанная психиатром , мыслителем и бывшим литературоведом. [1] Джон МакГилкрист .
Продолжая работу МакГилкриста 2009 года « Мастер и его эмиссар : разделенный мозг и создание западного мира» , «Материя с вещами» исследует радикально разные мировоззрения, представленные двумя полушариями мозга , а также множество когнитивных и мирских последствий этот.
Книга «представляет собой попытку передать взгляд на мир, совершенно отличный от того, который в значительной степени доминировал на Западе в течение по крайней мере трехсот пятидесяти лет [то есть со времен научной революции и эпохи Просвещения ]». [2] – некоторые сказали бы, что целых две тысячи лет». [3] [4]
Обзор
[ редактировать ]Работа объемом 1500 страниц разделена на два тома – «Пути к истине» и «Что тогда истинно?» – со многими научными, философскими и литературными цитатами, цитатами и сносками, а также несколькими приложениями. [5] Одна только библиография насчитывает 180 страниц. [6]
Основная предпосылка: разделенный мозг.
[ редактировать ]МакГилкрист дистанцируется от рассуждений о разделении левого и правого полушарий в популярной психологии , подчеркивая, что «почти все, что говорится о полушариях в популярной психологии, неверно, потому что оно основано на убеждениях о том, что делают полушария, а не о том , как они работают». подойти к нему». [7]
По мнению МакГилкриста, одно из фундаментальных различий между полушариями мозга человека (и мозга других видов, например птиц), заключается в том, что левое полушарие развилось, чтобы резко концентрировать свое внимание на деталях; он разбивает вещи на части и имеет тенденцию иметь дело с абстракциями, явным и «или/или» (дифференциацией). Правое полушарие, с другой стороны, обладает широким и гибким вниманием, которое открыто для любых возникающих возможностей, оно видит вещи в их более широком контексте, ценит неявное и отдает предпочтение «и/и» (интеграция, холизм ). Правое полушарие лучше оценивает себя и левое, чем левое — правое. [7] [8] [9] Оба подхода необходимы и дополняют друг друга, но работа левого полушария не должна доминировать над правым. [7] Получается «хороший слуга, но очень плохой хозяин». [7] [9] [10]
МакГилкрист пишет:
«[Вы] могли бы сказать, суммируя чрезвычайно сложный вопрос в одной фразе, что левое полушарие мозга предназначено для того, чтобы помочь нам постичь мир – и, таким образом, манипулировать – миром; правое полушарие, чтобы постичь его – см. все это так, как есть». [11]
Он считает, что «теперь мы живем уже не в присутствии мира, а скорее в его репрезентации. правое полушарие». [12]
МакГилкрист утверждает, что западный мир на протяжении всей истории «колебался» между преимущественно левым и преимущественно правым полушарием мозга, с некоторыми периодами относительного равновесия. [7] В определенные периоды, например в эпоху Возрождения , наблюдалось движение вправо. [13] тогда как со времен Научной революции и эпохи Просвещения – за такими исключениями, как романтическое движение [14] – оно становится все более доминирующим левым полушарием мозга, [7] и в свете этого МакГилкрист обеспокоен многочисленными культурными и глобальными кризисами, с которыми мы сейчас сталкиваемся. [6]
Том 1: «Пути к истине»
[ редактировать ]В первой части книги «Пути к истине» МакГилкрист рассматривает нейробиологию и различные мировоззрения двух полушарий мозга , а также средства достижения истины : внимание , восприятие , суждение , предчувствие , эмоциональный и социальный интеллект , когнитивный интеллект и творчество . Он также исследует психические расстройства , шизофрению и аутизм . [5]
Во второй части автор рассматривает полушария мозга и пути к истине , которыми он считает науку , разум , интуицию и воображение . Он показывает преимущества и ограничения каждого подхода, желательность использования их в сочетании и утверждает, что в каждом из этих подходов правое полушарие мозга играет более важную и более достоверную роль, чем левое. [5]
Том 2: «Что же тогда правда?»
[ редактировать ]В части III «Что же тогда истинно?» МакГилкрист задает вопрос «что такое истина ?» и пытается ответить на него, прежде чем обратиться к широкомасштабному исследованию природы реальности: совпадению противоположностей (идее о том, что в на более глубоком, высшем или трансцендентном уровне кажущиеся противоположности могут примириться или найти союз); одно и множество; время; поток и движение; пространство и материя; материя и сознание ; ценить; цель, жизнь и природа космоса ; и чувство священного . МакГилкрист далее утверждает, что сознание , а не материя , является онтологически фундаментальным. [5]
Прием
[ редактировать ]В сентябре 2021 года «Материя с вещами» была включена в тематическую статью под названием «10 лучших книг о человеческом сознании», написанную писателем и философом и Чарльзом Фостером опубликованную в The Guardian . Фостер придерживается мнения, что «огромная книга» является «огромным достижением» и представляет собой «разрушительную атаку» на преобладающее материалистическое мировоззрение. [15]
Писатель Филип Пуллман выбрал «Дело с вещами» своей любимой книгой 2021 года по версии журнала New Statesman . [16] Он описывает более раннюю работу МакГилкриста « Мастер и его эмиссар» как «тщательно исследованное» и «полностью захватывающее» исследование функционирования полушарий мозга. [16]
Он заявляет, что «Материя с вещами» развивает эти основные идеи гораздо дальше, хваля его «огромный диапазон знаний и прекрасную прозу». [16] и размышляя о том, что, потратив десять лет на переваривание первой работы, он надеется на то, что всю жизнь будет учиться с помощью книги «Материя с вещами» . [16]
Профессор философии Ронан Шарки в статье для The Tablet в декабре 2021 года описывает «Дело с вещами» как «книгу замечательного вдохновения и эрудиции». [17] Он придерживается мнения, что МакГилкрист «возглавляет тихую, но далеко идущую революцию в понимании того, кем мы являемся как человеческие существа, с потенциально важными последствиями для многих проблем – от экологии и здравоохранения до экономики и искусственного интеллекта ». которые отягощают наше настоящее и омрачают наше будущее». [17] Он пишет, что МакГилкрист предоставляет нам ресурсы и поддержку, чтобы «переосмыслить наш мир, нашу реальность», чтобы «снова научиться видеть». [17] Хотя подход МакГилкриста детальен и строг, говорит рецензент, он является не столько аргументом, сколько призывом к открытости тому, чему реальность... может нас научить. [17]
В декабре 2021 года Род Дреер пишет в «Американском консерваторе» , что, хотя Часть I книги «Дело с вещами » представляет собой «довольно техническое обсуждение нейробиологии», [18] книга «больше сосредоточена на философских и метафизических последствиях» функционирования полушарий мозга, предложенных в его более ранней книге « Мастер и его эмиссар» . [18]
Дреер говорит нам, что МакГилкрист задает и отвечает на фундаментальные вопросы, такие как: «Кто мы? Что такое мир? Как мы можем понять сознание, материю, пространство и время? Неужели космос лишен цели и ценности? Можем ли мы действительно пренебрегать священным и божественный?" [18] и что «при этом он утверждает, что мы попали в рабство описания вещей, которым управляет левое полушарие мозга, которое закрывает нам глаза на внушающую трепет реальность, которая окружает нас, если бы мы могли ее увидеть. " [18]
Рецензент считает, что «следуя путями передовой неврологии, философии и физики», [18] МакГилкрист предлагает «видение, которое вернет мир к жизни, а нас к лучшему образу жизни в нем: то, что мы должны принять, если хотим выжить». [18]
В статье в журнале New Statesman в январе 2022 года Эд Смит сообщает нам, что «хотя [работа] связана с нейробиологией, она быстро расширяется до трактата о философии, научном методе , интуиции , творчестве, истине, разуме, а также взлете и падении цивилизации». себя». [19]
Смит описывает книгу как «чрезвычайно широкую и амбициозную работу». [19] Он отмечает, что «в стиле прозы МакГилкриста, безусловно, есть большая смелость… Но трудно понять, как можно было бы избежать огромных обобщений [таких как: «Запад ошибается...»], отчасти потому, что такого рода идеи – или сверхрациональные идеи – к которым чаще обращаются поэты и композиторы, чем авторы аргументированных научно-популярных произведений». [19]
Джонатан Гейсман в статье в The Spectator в феврале 2022 года заявляет, что «Западная цивилизация находится в затруднительном положении, примером которого являются отчуждение, опустошение окружающей среды, атрофия ценностей, бесплодие современного искусства, растущее преобладание прямолинейного, бюрократизированного мышления и триумф процедура важнее существа». [6] Гейсман видит меньшую цель книги в том, чтобы выявить и понять общую основу этих условий и, надеюсь, улучшить их, тогда как большую цель он видит в том, чтобы «дать нам возможность познать мир, в котором мы живем». [6]
Рецензент заявляет, что «МакГилкрист стремится дать «наконец-то отчет, верный опыту, науке и философии». [6] Он придерживается мнения, что «его диапазон и эрудиция поразительны», [6] и что как « эрудит » МакГилкрист «стоят на плечах гигантов, чьи слова он широко цитирует. Среди его предков — Гераклит (не Платон ), Паскаль (определенно не Декарт ), Гете , Вордсворт , Шеллинг , Гегель , Хайдеггер , Уильям Джеймс , Уайтхед и Бергсон ». [6]
Рецензент заключает, что «в этой книге нет ничего дурацкого или тенденциозного. МакГилкрист пишет читабельно и с поэтической чувствительностью. Тон вежливый… скромный и, прежде всего, мудрый». [6] Он советует: «Прочитав ее, вы больше никогда не увидите мир прежним». [6]
В марте 2022 года Ник Спенсер пишет в журнале «Проспект» , что, хотя дискурс левого и правого полушарий в популярной психологии вызвал «плохую критику в прессе» и был развенчан, работа МакГилкриста «в целом более сложна». [7] Рецензент отмечает, что МакГилкрист сам отметил, что «почти все, что говорится о полушариях в популярной психологии, неверно, потому что оно основано на представлениях о том, что делают полушария, а не о том , как они к этому относятся». [7]
Опирая свой обзор на Чарльза Дарвина работу по эволюции , Ник Спенсер заключает, что, по его мнению, «заявления [МакГилкриста] могут сделать современных ультрадарвинистов пурпурными , но их нельзя так легко отвергнуть». [7] Отмечая, как и МакГилкрист, что в старости Дарвин сетовал на то, что его прежние, широкие интересы сузились, а разум атрофировался из-за строгого характера его работы, Спенсер предполагает, что, если бы он был жив сегодня, сам Дарвин возможно, сочувствовал работе МакГилкриста. [7]
В длинном и подробном обзоре для журнала Beshara Magazine в июне 2022 года Ричард Голт описывает МакГилкриста как одаренного «человека эпохи Возрождения» - эрудита с «исключительным диапазоном» знаний и интересов. [20] Он придерживается мнения, что «Материя вещей » «значительно расширяет наше понимание мира и представляет собой мощный современный аргумент в пользу единого видения». [20] это «может помочь сломить сопротивление переменам, которые необходимы [в мире], а также открыть пути для продвижения вперед». [20]
В своей статье для Los Angeles Review of Books от 8 января 2023 года бывший архиепископ Кентерберийский описывает Роуэн Уильямс работу МакГилкриста как «два чрезвычайно подробных и сложных тома». [21]
В целом признателен за «авторитетный аргумент», представленный автором, [21] он пишет, что «именно фатальное искажение восприятия, которое неправильно интерпретирует окружающую среду, в которой мы живем, направляет нас на наш саморазрушительный путь». [21] Однако он более критично относится к подходу МакГилкриста к «метафизическим вопросам», которые «дразнят только из-за силы и последовательности остальной части работы». [21] Уильямс пишет: «Я надеюсь, что это не будет неуважением к гению МакГилкриста, если я скажу, что эти разделы иногда кажутся более небрежными или расточительными по своему воздействию, чем основная часть аргумента». [21] Тем не менее, он заключает, что «на самом деле это очень незначительные вопросы. Нельзя отрицать, что это, как и более ранняя работа МакГилкриста, является действительно новаторским и исключительно важным вызовом тому, что Мэри Миджли в книге, очень созвучной этому, назвала «мифы, которыми мы живем» в североатлантическом модерне/позднем модерне/постмодерне. Это эпоха «информационно-развлекательной деятельности», вопиющей публичной лжи, разъедающего цинизма, научного фундаментализма, варварской функционализации образования и балканизации общественных споров». [21]
В конце этого подробного обзора Уильямс заключает, что «в конечном итоге, я полагаю, МакГилкрист сказал бы, что это непростительно большая книга, потому что его тема непростительно актуальна и сложна. клинические доказательства, острый взгляд на иллюзии популярной культуры, стиль образцовой простоты и энергии, а также последовательная моральная страсть». [21]
Критика
[ редактировать ]В своей статье в Literary Review в апреле 2022 года философ и культурный критик Рэймонд Таллис заявляет, что автор «предлагает широкомасштабные, даже всемирно масштабные исследования, в конечном итоге основанные на аргументах, которые он выдвинул в своей предыдущей книге». [4] Однако Таллис не убежден тезисом автора и выдвигает ряд возражений. Он придерживается мнения, что «исследования, богатые отступлениями, являются желанными оазисами после часто упоминаемой нейробиологии. Они были бы более освежающими, если бы не всегда возвращали его к его двойной навязчивой идее непослушному левому полушарию – этому высокомерному невежественному незнанию». все – и святое правое полушарие». [4] Рецензент «сочувствует» некоторым взглядам автора. Однако он не убежден, что «если гегемония левого полушария останется неоспоримой, западная цивилизация рухнет». [4] и он заключает, что «хотя « Материя с вещами » предлагает некоторые интересные идеи о нашей природе и мире, в котором мы находимся, они обесцениваются, поскольку подчиняются тому, что по иронии судьбы кажется довольно редукционистской критикой редукционизма ». [4]
Богослов Эндрю Лаут также сделал рецензию на книгу «Дело с вещами» для Los Angeles Review of Books 8 января 2023 года. [22] Лаут пишет, что «главный аргумент МакГилкриста состоит в том, что за последние три с половиной века мы выработали мировоззрение, которое почти полностью опирается на склонности левого полушария мозга, игнорируя по большей части вклад правого полушария мозга». Это означает, что наше восприятие мира сосредоточено в основном на частностях с целью контроля и манипулирования ими. Оно движимо поиском уверенности, что достигается с помощью своего рода стратегии «разделяй и властвуй», отдавая предпочтение фрагментарности. и все, что можно измерить и проанализировать, игнорируя или считая «субъективным» все то, что не может быть подчинено этому режиму». [22]
Лаут обеспокоен манерой изложения МакГилкриста, написав, что «Помимо своих строго научных знаний, он человек широкого и глубокого чтения, который поддерживает свою точку зрения, обращаясь к философам и поэтам, а также к ученым, особенно физикам, размышляющим о проблемах Однако я чувствовал, что его призывы к их поддержке слишком часто сводились к цитатам и слишком мало к реальному участию в их идеях». [22] Например, в трактовке Платона он отмечает , что «проблема таких всеобъемлющих описаний состоит в том, что они срезают слишком много углов и рискуют ввести в заблуждение». [22] и его также беспокоит трактовка МакГилкристом раздела о парадоксах. [22] Лаут заключает, что «дело, которое приводит [МакГилкрист]… не является чем-то необычным: оно совпадает со слишком распространенными жалобами на современность, указывающими на господство количества, рост индивидуализма, отказ от традиций — мнения, которые легко отвергаются теми, кто гордится достижениями современности. Возможно, именно к этим «культурным презирателям» обращено дело МакГилкриста — дело [правого полушария (RH)] против гегемонии [левого полушария (LH)]». [22] Он заявляет, что «эта книга почти уникальна в сочетании обширного научного опыта с обучением, характерным для гуманитарных наук, чувствительностью к языку и обращением к поэзии как к высшему языку истины. МакГилкрист звучит как человек, который знает, о чем говорит. [ Он говорит нам, что Р. Х. склонен к пессимизму, но эта книга дает основание, по крайней мере, для осторожного оптимизма, равнозначного «хорошим мыслям в плохие времена». [22]
Роберт М. Эллис рассмотрел «Дело с вещами» для Общества Срединного пути в июне 2023 года. очень подробно [23] Хотя он нашел более раннюю книгу МакГилкриста «Мастер и его эмиссар» «блестящим междисциплинарным историческим обзором эффектов латерализации мозга», который «оказывал огромное и положительное влияние на мышление [рецензента], привнося целое неврологическое измерение в [его ] понимания Срединного пути», он чувствует, что «Дело с вещами» - это «в целом огромное разочарование». [23] Он находит дополнительную информацию о работе полушарий мозга «полезной», но придерживается мнения, что «в книге преобладает некритически изложенная, непрактичная метафизическая философия ». [23]
Эллис обеспокоен тем, что эта работа может фактически «укрепить догматизм левого полушария», который МакГилкрист критикует, и, кроме того, он «также обеспокоен ее вероятной ролью в современной политической культуре, где она может быть легким инструментом для эксплуатации недобросовестными операторы [политического] правого » (например, его традиционные догмы и антивокизм ). [23] Читая книгу, он находит «отсутствие практичности» МакГилкриста «огромным слепым пятном». [23] и это вместе с метафизикой МакГилкриста и «смешением смысла с верой», игнорирующим Срединный Путь, глубоко проблематично. Эллис определяет этот срединный путь как «практический путь, по которому следует избегать противоположных метафизических требований с обеих сторон: эмпирический, временный и интегративный путь». [23] Он также критикует игнорирование МакГилкристом западной эмпирической традиции (например, работы Дэвида Юма , Джона Стюарта Милля и Карла Поппера ); его, возможно, берковский метафизический консерватизм ; и его «односторонняя атака на современность». [23]
Эллис заключает, что он пишет этот обзор «не с удовольствием от владения топором, а с чувством болезненного долга. Его обязанность — предупредить других людей о том, насколько плоха и опасна эта книга». [23]
См. также
[ редактировать ]- Двухпалатный менталитет : родственная теория Джулиана Джейнса, основанная на взаимодействии между полушариями мозга.
- Разочарование
- Латерализация функции мозга
- Модернизм и постмодернизм
- Панпсихизм
- Философия разума
- Симулякры и симуляция : Книга Жана Бодрийяра.
- Социокультурная эволюция
- Социальный коллапс
Примечания
[ редактировать ]- ^ МакГилкрист, Иэн (июль 2011 г.). «Мастер и его эмиссар: Иэн МакГилкрист» (PDF) . Журнал целостной науки (pdf). 1 (3): 18–23. ISSN 2044-4370 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 мая 2022 года . Проверено 15 мая 2022 г. Из вводной лекции в колледже Шумахера в мае 2011 года.
- ^ Дреер, Род (27 января 2018 г.). «Левое полушарие/правое полушарие мозга» . Американский консерватор . Джон Бэзил Атли. Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 333. ASIN B09KY5B3QL .
- ^ Jump up to: а б с д и Таллис, Раймонд (апрель 2022 г.). «Левавомыслящие люди: Дело в вещах: наш мозг, наши заблуждения и разрушение мира» . Литературное обозрение . Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 28. ASIN B09KY5B3QL .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гейсман, Джонатан (12 февраля 2022 г.). «Знайте свое левое и правое: разделенные полушария мозга» . Зритель . Пресс Холдингс . Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Спенсер, Ник (3 марта 2022 г.). «Иэн МакГилкрист и битва за теорию левого и правого полушарий мозга» . Перспектива . Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ МакГилкрист, Иэн (2009). Мастер и его эмиссар [издание для Kindle] . Издательство Йельского университета . Местоположение 1130. ASIN B07NS35S76 .
- ^ Jump up to: а б МакГилкрист, Иэн (24 октября 2011 г.). «RSA Animate: Разделенный мозг» (Видео) . Королевское общество поощрения искусств, производства и торговли (RSA) . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 1271. ASIN B09KY5B3QL .
- ^ МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 339. ASIN B09KY5B3QL .
- ^ МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 423. ASIN B09KY5B3QL .
- ^ МакГилкрист, Иэн (2009). Мастер и его эмиссар [издание для Kindle] . Издательство Йельского университета . Местоположение 6993. ASIN B07NS35S76 .
- ^ МакГилкрист, Иэн (2009). Мастер и его эмиссар [издание для Kindle] . Издательство Йельского университета . Местоположение 9381. ASIN B07NS35S76 .
- ^ Фостер, Чарльз (29 сентября 2021 г.). «10 лучших книг о человеческом сознании» . Хранитель . Архивировано из оригинала 11 февраля 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Персонал (17 ноября 2021 г.). «Книги года: писатели и гости New Statesman выбирают любимое чтение 2021 года» . Новый государственный деятель . Архивировано из оригинала 27 января 2022 года . Проверено 17 мая 2022 г. За платным доступом см. архивную версию.
- ^ Jump up to: а б с д Шарки, Ронан (1 декабря 2021 г.). «Как наш мозг ослепляет нас к свету» . Планшет . Издательство «Планшет». Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дреер, Род (21 декабря 2021 г.). «Великая новая книга Иэна МакГилкриста» . Американский консерватор . Джон Бэзил Атли. Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Эд (19 января 2022 г.). «Заблуждение мозга: почему порядок не ведет к совершенству» . Новый государственный деятель . Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Голт, Ричард (3 июня 2022 г.). «Рецензия на книгу: Дело с вещами Иэна МакГилкриста» . Журнал Бешара . Бешара Траст. Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уильямс, Роуэн (8 января 2023 г.). «Мозг двух умов: о книге Иэна МакГилкриста «Дело с вещами» » . Лос-Анджелесский обзор книг . Архивировано из оригинала 8 января 2023 года . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лаут, Эндрю (8 января 2023 г.). «За пределами наших заблуждений: о книге Иэна МакГилкриста «Дело с вещами» » . Лос-Анджелесский обзор книг . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эллис, Роберт М. (18 июня 2023 г.). «Дело с «Дело с вещами» » . Общество Срединного Пути. Архивировано из оригинала 19 июня 2023 года . Проверено 17 сентября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дреер, Род (16 января 2023 г.). «Может быть, наша культура буквально сумасшедшая» . Американский консерватор . Архивировано из оригинала 20 января 2023 года . Проверено 20 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Интервью
[ редактировать ]- МакГилкрист, Иэн (16 ноября 2021 г.). «Что «не так с вещами»? В разговоре с Иэном МакГилкристом» (Аудиоподкаст). Беседовал Ник Спенсер. Теос . Проверено 16 мая 2022 г.
- МакГилкрист, Иэн (апрель 2022 г.). «Интервью с Иэном МакГилкристом, часть 1» (Видео). Беседовала Наталья Воронцова. Фонд Эссенция . Проверено 16 мая 2022 г.
- МакГилкрист, Иэн (май 2022 г.). «Интервью с Иэном МакГилкристом, часть 2» (Видео). Беседовала Наталья Воронцова. Фонд Эссенция . Проверено 16 мая 2022 г.