Jump to content

Дело с вещами

Дело с вещами
Обложки книги The Matter with Things
Автор Джон МакГилкрист
Язык Английский
Жанр Психология , нейронаука , философия разума , философия , социокультурная эволюция
Издатель Перспектива Пресс
Дата публикации
9 ноября 2021 г.
Место публикации США и Великобритания
Тип носителя Печатная версия ( в твердом и мягком переплете , 2 тома) и цифровая версия ( электронная книга )
Страницы 1500
ISBN 978-1914568060 (издание в твердом переплете)
Предшественник Мастер и его посланник  

«Дело в вещах: наш мозг, наши заблуждения и разрушение мира» — это книга по нейробиологии , эпистемологии и метафизике 2021 года, написанная психиатром , мыслителем и бывшим литературоведом. [1] Джон МакГилкрист .

Продолжая работу МакГилкриста 2009 года « Мастер и его эмиссар : разделенный мозг и создание западного мира» , «Материя с вещами» исследует радикально разные мировоззрения, представленные двумя полушариями мозга , а также множество когнитивных и мирских последствий этот.

Книга «представляет собой попытку передать взгляд на мир, совершенно отличный от того, который в значительной степени доминировал на Западе в течение по крайней мере трехсот пятидесяти лет [то есть со времен научной революции и эпохи Просвещения ]». [2] – некоторые сказали бы, что целых две тысячи лет». [3] [4]

Работа объемом 1500 страниц разделена на два тома – «Пути к истине» и «Что тогда истинно?» – со многими научными, философскими и литературными цитатами, цитатами и сносками, а также несколькими приложениями. [5] Одна только библиография насчитывает 180 страниц. [6]

Основная предпосылка: разделенный мозг.

[ редактировать ]
Полушария головного мозга.
Полушария головного мозга.

МакГилкрист дистанцируется от рассуждений о разделении левого и правого полушарий в популярной психологии , подчеркивая, что «почти все, что говорится о полушариях в популярной психологии, неверно, потому что оно основано на убеждениях о том, что делают полушария, а не о том , как они работают». подойти к нему». [7]

По мнению МакГилкриста, одно из фундаментальных различий между полушариями мозга человека (и мозга других видов, например птиц), заключается в том, что левое полушарие развилось, чтобы резко концентрировать свое внимание на деталях; он разбивает вещи на части и имеет тенденцию иметь дело с абстракциями, явным и «или/или» (дифференциацией). Правое полушарие, с другой стороны, обладает широким и гибким вниманием, которое открыто для любых возникающих возможностей, оно видит вещи в их более широком контексте, ценит неявное и отдает предпочтение «и/и» (интеграция, холизм ). Правое полушарие лучше оценивает себя и левое, чем левое — правое. [7] [8] [9] Оба подхода необходимы и дополняют друг друга, но работа левого полушария не должна доминировать над правым. [7] Получается «хороший слуга, но очень плохой хозяин». [7] [9] [10]

МакГилкрист пишет:

«[Вы] могли бы сказать, суммируя чрезвычайно сложный вопрос в одной фразе, что левое полушарие мозга предназначено для того, чтобы помочь нам постичь мир – и, таким образом, манипулировать – миром; правое полушарие, чтобы постичь его – см. все это так, как есть». [11]

Он считает, что «теперь мы живем уже не в присутствии мира, а скорее в его репрезентации. правое полушарие». [12]

МакГилкрист утверждает, что западный мир на протяжении всей истории «колебался» между преимущественно левым и преимущественно правым полушарием мозга, с некоторыми периодами относительного равновесия. [7] В определенные периоды, например в эпоху Возрождения , наблюдалось движение вправо. [13] тогда как со времен Научной революции и эпохи Просвещения – за такими исключениями, как романтическое движение [14] – оно становится все более доминирующим левым полушарием мозга, [7] и в свете этого МакГилкрист обеспокоен многочисленными культурными и глобальными кризисами, с которыми мы сейчас сталкиваемся. [6]

Том 1: «Пути к истине»

[ редактировать ]

В первой части книги «Пути к истине» МакГилкрист рассматривает нейробиологию и различные мировоззрения двух полушарий мозга , а также средства достижения истины : внимание , восприятие , суждение , предчувствие , эмоциональный и социальный интеллект , когнитивный интеллект и творчество . Он также исследует психические расстройства , шизофрению и аутизм . [5]

Во второй части автор рассматривает полушария мозга и пути к истине , которыми он считает науку , разум , интуицию и воображение . Он показывает преимущества и ограничения каждого подхода, желательность использования их в сочетании и утверждает, что в каждом из этих подходов правое полушарие мозга играет более важную и более достоверную роль, чем левое. [5]

Том 2: «Что же тогда правда?»

[ редактировать ]

В части III «Что же тогда истинно?» МакГилкрист задает вопрос «что такое истина ?» и пытается ответить на него, прежде чем обратиться к широкомасштабному исследованию природы реальности: совпадению противоположностей (идее о том, что в на более глубоком, высшем или трансцендентном уровне кажущиеся противоположности могут примириться или найти союз); одно и множество; время; поток и движение; пространство и материя; материя и сознание ; ценить; цель, жизнь и природа космоса ; и чувство священного . МакГилкрист далее утверждает, что сознание , а не материя , является онтологически фундаментальным. [5]

В сентябре 2021 года «Материя с вещами» была включена в тематическую статью под названием «10 лучших книг о человеческом сознании», написанную писателем и философом и Чарльзом Фостером опубликованную в The Guardian . Фостер придерживается мнения, что «огромная книга» является «огромным достижением» и представляет собой «разрушительную атаку» на преобладающее материалистическое мировоззрение. [15]

Писатель Филип Пуллман выбрал «Дело с вещами» своей любимой книгой 2021 года по версии журнала New Statesman . [16] Он описывает более раннюю работу МакГилкриста « Мастер и его эмиссар» как «тщательно исследованное» и «полностью захватывающее» исследование функционирования полушарий мозга. [16]

Он заявляет, что «Материя с вещами» развивает эти основные идеи гораздо дальше, хваля его «огромный диапазон знаний и прекрасную прозу». [16] и размышляя о том, что, потратив десять лет на переваривание первой работы, он надеется на то, что всю жизнь будет учиться с помощью книги «Материя с вещами» . [16]

Профессор философии Ронан Шарки в статье для The Tablet в декабре 2021 года описывает «Дело с вещами» как «книгу замечательного вдохновения и эрудиции». [17] Он придерживается мнения, что МакГилкрист «возглавляет тихую, но далеко идущую революцию в понимании того, кем мы являемся как человеческие существа, с потенциально важными последствиями для многих проблем – от экологии и здравоохранения до экономики и искусственного интеллекта ». которые отягощают наше настоящее и омрачают наше будущее». [17] Он пишет, что МакГилкрист предоставляет нам ресурсы и поддержку, чтобы «переосмыслить наш мир, нашу реальность», чтобы «снова научиться видеть». [17] Хотя подход МакГилкриста детальен и строг, говорит рецензент, он является не столько аргументом, сколько призывом к открытости тому, чему реальность... может нас научить. [17]

В декабре 2021 года Род Дреер пишет в «Американском консерваторе» , что, хотя Часть I книги «Дело с вещами » представляет собой «довольно техническое обсуждение нейробиологии», [18] книга «больше сосредоточена на философских и метафизических последствиях» функционирования полушарий мозга, предложенных в его более ранней книге « Мастер и его эмиссар» . [18]

Дреер говорит нам, что МакГилкрист задает и отвечает на фундаментальные вопросы, такие как: «Кто мы? Что такое мир? Как мы можем понять сознание, материю, пространство и время? Неужели космос лишен цели и ценности? Можем ли мы действительно пренебрегать священным и божественный?" [18] и что «при этом он утверждает, что мы попали в рабство описания вещей, которым управляет левое полушарие мозга, которое закрывает нам глаза на внушающую трепет реальность, которая окружает нас, если бы мы могли ее увидеть. " [18]

Рецензент считает, что «следуя путями передовой неврологии, философии и физики», [18] МакГилкрист предлагает «видение, которое вернет мир к жизни, а нас к лучшему образу жизни в нем: то, что мы должны принять, если хотим выжить». [18]

В статье в журнале New Statesman в январе 2022 года Эд Смит сообщает нам, что «хотя [работа] связана с нейробиологией, она быстро расширяется до трактата о философии, научном методе , интуиции , творчестве, истине, разуме, а также взлете и падении цивилизации». себя». [19]

Смит описывает книгу как «чрезвычайно широкую и амбициозную работу». [19] Он отмечает, что «в стиле прозы МакГилкриста, безусловно, есть большая смелость… Но трудно понять, как можно было бы избежать огромных обобщений [таких как: «Запад ошибается...»], отчасти потому, что такого рода идеи – или сверхрациональные идеи – к которым чаще обращаются поэты и композиторы, чем авторы аргументированных научно-популярных произведений». [19]

Джонатан Гейсман в статье в The Spectator в феврале 2022 года заявляет, что «Западная цивилизация находится в затруднительном положении, примером которого являются отчуждение, опустошение окружающей среды, атрофия ценностей, бесплодие современного искусства, растущее преобладание прямолинейного, бюрократизированного мышления и триумф процедура важнее существа». [6] Гейсман видит меньшую цель книги в том, чтобы выявить и понять общую основу этих условий и, надеюсь, улучшить их, тогда как большую цель он видит в том, чтобы «дать нам возможность познать мир, в котором мы живем». [6]

Рецензент заявляет, что «МакГилкрист стремится дать «наконец-то отчет, верный опыту, науке и философии». [6] Он придерживается мнения, что «его диапазон и эрудиция поразительны», [6] и что как « эрудит » МакГилкрист «стоят на плечах гигантов, чьи слова он широко цитирует. Среди его предков — Гераклит (не Платон ), Паскаль (определенно не Декарт ), Гете , Вордсворт , Шеллинг , Гегель , Хайдеггер , Уильям Джеймс , Уайтхед и Бергсон ». [6]

Рецензент заключает, что «в этой книге нет ничего дурацкого или тенденциозного. МакГилкрист пишет читабельно и с поэтической чувствительностью. Тон вежливый… скромный и, прежде всего, мудрый». [6] Он советует: «Прочитав ее, вы больше никогда не увидите мир прежним». [6]

В марте 2022 года Ник Спенсер пишет в журнале «Проспект» , что, хотя дискурс левого и правого полушарий в популярной психологии вызвал «плохую критику в прессе» и был развенчан, работа МакГилкриста «в целом более сложна». [7] Рецензент отмечает, что МакГилкрист сам отметил, что «почти все, что говорится о полушариях в популярной психологии, неверно, потому что оно основано на представлениях о том, что делают полушария, а не о том , как они к этому относятся». [7]

Опирая свой обзор на Чарльза Дарвина работу по эволюции , Ник Спенсер заключает, что, по его мнению, «заявления [МакГилкриста] могут сделать современных ультрадарвинистов пурпурными , но их нельзя так легко отвергнуть». [7] Отмечая, как и МакГилкрист, что в старости Дарвин сетовал на то, что его прежние, широкие интересы сузились, а разум атрофировался из-за строгого характера его работы, Спенсер предполагает, что, если бы он был жив сегодня, сам Дарвин возможно, сочувствовал работе МакГилкриста. [7]

В длинном и подробном обзоре для журнала Beshara Magazine в июне 2022 года Ричард Голт описывает МакГилкриста как одаренного «человека эпохи Возрождения» - эрудита с «исключительным диапазоном» знаний и интересов. [20] Он придерживается мнения, что «Материя вещей » «значительно расширяет наше понимание мира и представляет собой мощный современный аргумент в пользу единого видения». [20] это «может помочь сломить сопротивление переменам, которые необходимы [в мире], а также открыть пути для продвижения вперед». [20]

В своей статье для Los Angeles Review of Books от 8 января 2023 года бывший архиепископ Кентерберийский описывает Роуэн Уильямс работу МакГилкриста как «два чрезвычайно подробных и сложных тома». [21]

В целом признателен за «авторитетный аргумент», представленный автором, [21] он пишет, что «именно фатальное искажение восприятия, которое неправильно интерпретирует окружающую среду, в которой мы живем, направляет нас на наш саморазрушительный путь». [21] Однако он более критично относится к подходу МакГилкриста к «метафизическим вопросам», которые «дразнят только из-за силы и последовательности остальной части работы». [21] Уильямс пишет: «Я надеюсь, что это не будет неуважением к гению МакГилкриста, если я скажу, что эти разделы иногда кажутся более небрежными или расточительными по своему воздействию, чем основная часть аргумента». [21] Тем не менее, он заключает, что «на самом деле это очень незначительные вопросы. Нельзя отрицать, что это, как и более ранняя работа МакГилкриста, является действительно новаторским и исключительно важным вызовом тому, что Мэри Миджли в книге, очень созвучной этому, назвала «мифы, которыми мы живем» в североатлантическом модерне/позднем модерне/постмодерне. Это эпоха «информационно-развлекательной деятельности», вопиющей публичной лжи, разъедающего цинизма, научного фундаментализма, варварской функционализации образования и балканизации общественных споров». [21]

В конце этого подробного обзора Уильямс заключает, что «в конечном итоге, я полагаю, МакГилкрист сказал бы, что это непростительно большая книга, потому что его тема непростительно актуальна и сложна. клинические доказательства, острый взгляд на иллюзии популярной культуры, стиль образцовой простоты и энергии, а также последовательная моральная страсть». [21]

В своей статье в Literary Review в апреле 2022 года философ и культурный критик Рэймонд Таллис заявляет, что автор «предлагает широкомасштабные, даже всемирно масштабные исследования, в конечном итоге основанные на аргументах, которые он выдвинул в своей предыдущей книге». [4] Однако Таллис не убежден тезисом автора и выдвигает ряд возражений. Он придерживается мнения, что «исследования, богатые отступлениями, являются желанными оазисами после часто упоминаемой нейробиологии. Они были бы более освежающими, если бы не всегда возвращали его к его двойной навязчивой идее непослушному левому полушарию – этому высокомерному невежественному незнанию». все – и святое правое полушарие». [4] Рецензент «сочувствует» некоторым взглядам автора. Однако он не убежден, что «если гегемония левого полушария останется неоспоримой, западная цивилизация рухнет». [4] и он заключает, что «хотя « Материя с вещами » предлагает некоторые интересные идеи о нашей природе и мире, в котором мы находимся, они обесцениваются, поскольку подчиняются тому, что по иронии судьбы кажется довольно редукционистской критикой редукционизма ». [4]

Богослов Эндрю Лаут также сделал рецензию на книгу «Дело с вещами» для Los Angeles Review of Books 8 января 2023 года. [22] Лаут пишет, что «главный аргумент МакГилкриста состоит в том, что за последние три с половиной века мы выработали мировоззрение, которое почти полностью опирается на склонности левого полушария мозга, игнорируя по большей части вклад правого полушария мозга». Это означает, что наше восприятие мира сосредоточено в основном на частностях с целью контроля и манипулирования ими. Оно движимо поиском уверенности, что достигается с помощью своего рода стратегии «разделяй и властвуй», отдавая предпочтение фрагментарности. и все, что можно измерить и проанализировать, игнорируя или считая «субъективным» все то, что не может быть подчинено этому режиму». [22]

Лаут обеспокоен манерой изложения МакГилкриста, написав, что «Помимо своих строго научных знаний, он человек широкого и глубокого чтения, который поддерживает свою точку зрения, обращаясь к философам и поэтам, а также к ученым, особенно физикам, размышляющим о проблемах Однако я чувствовал, что его призывы к их поддержке слишком часто сводились к цитатам и слишком мало к реальному участию в их идеях». [22] Например, в трактовке Платона он отмечает , что «проблема таких всеобъемлющих описаний состоит в том, что они срезают слишком много углов и рискуют ввести в заблуждение». [22] и его также беспокоит трактовка МакГилкристом раздела о парадоксах. [22] Лаут заключает, что «дело, которое приводит [МакГилкрист]… не является чем-то необычным: оно совпадает со слишком распространенными жалобами на современность, указывающими на господство количества, рост индивидуализма, отказ от традиций — мнения, которые легко отвергаются теми, кто гордится достижениями современности. Возможно, именно к этим «культурным презирателям» обращено дело МакГилкриста — дело [правого полушария (RH)] против гегемонии [левого полушария (LH)]». [22] Он заявляет, что «эта книга почти уникальна в сочетании обширного научного опыта с обучением, характерным для гуманитарных наук, чувствительностью к языку и обращением к поэзии как к высшему языку истины. МакГилкрист звучит как человек, который знает, о чем говорит. [ Он говорит нам, что Р. Х. склонен к пессимизму, но эта книга дает основание, по крайней мере, для осторожного оптимизма, равнозначного «хорошим мыслям в плохие времена». [22]

Роберт М. Эллис рассмотрел «Дело с вещами» для Общества Срединного пути в июне 2023 года. очень подробно [23] Хотя он нашел более раннюю книгу МакГилкриста «Мастер и его эмиссар» «блестящим междисциплинарным историческим обзором эффектов латерализации мозга», который «оказывал огромное и положительное влияние на мышление [рецензента], привнося целое неврологическое измерение в [его ] понимания Срединного пути», он чувствует, что «Дело с вещами» - это «в целом огромное разочарование». [23] Он находит дополнительную информацию о работе полушарий мозга «полезной», но придерживается мнения, что «в книге преобладает некритически изложенная, непрактичная метафизическая философия ». [23]

Эллис обеспокоен тем, что эта работа может фактически «укрепить догматизм левого полушария», который МакГилкрист критикует, и, кроме того, он «также обеспокоен ее вероятной ролью в современной политической культуре, где она может быть легким инструментом для эксплуатации недобросовестными операторы [политического] правого » (например, его традиционные догмы и антивокизм ). [23] Читая книгу, он находит «отсутствие практичности» МакГилкриста «огромным слепым пятном». [23] и это вместе с метафизикой МакГилкриста и «смешением смысла с верой», игнорирующим Срединный Путь, глубоко проблематично. Эллис определяет этот срединный путь как «практический путь, по которому следует избегать противоположных метафизических требований с обеих сторон: эмпирический, временный и интегративный путь». [23] Он также критикует игнорирование МакГилкристом западной эмпирической традиции (например, работы Дэвида Юма , Джона Стюарта Милля и Карла Поппера ); его, возможно, берковский метафизический консерватизм ; и его «односторонняя атака на современность». [23]

Эллис заключает, что он пишет этот обзор «не с удовольствием от владения топором, а с чувством болезненного долга. Его обязанность — предупредить других людей о том, насколько плоха и опасна эта книга». [23]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ МакГилкрист, Иэн (июль 2011 г.). «Мастер и его эмиссар: Иэн МакГилкрист» (PDF) . Журнал целостной науки (pdf). 1 (3): 18–23. ISSN   2044-4370 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 мая 2022 года . Проверено 15 мая 2022 г. Из вводной лекции в колледже Шумахера в мае 2011 года.
  2. ^ Дреер, Род (27 января 2018 г.). «Левое полушарие/правое полушарие мозга» . Американский консерватор . Джон Бэзил Атли. Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 16 мая 2022 г.
  3. ^ МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 333. ASIN   B09KY5B3QL .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Таллис, Раймонд (апрель 2022 г.). «Левавомыслящие люди: Дело в вещах: наш мозг, наши заблуждения и разрушение мира» . Литературное обозрение . Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 28. ASIN   B09KY5B3QL .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гейсман, Джонатан (12 февраля 2022 г.). «Знайте свое левое и правое: разделенные полушария мозга» . Зритель . Пресс Холдингс . Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Спенсер, Ник (3 марта 2022 г.). «Иэн МакГилкрист и битва за теорию левого и правого полушарий мозга» . Перспектива . Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 16 мая 2022 г.
  8. ^ МакГилкрист, Иэн (2009). Мастер и его эмиссар [издание для Kindle] . Издательство Йельского университета . Местоположение 1130. ASIN   B07NS35S76 .
  9. ^ Jump up to: а б МакГилкрист, Иэн (24 октября 2011 г.). «RSA Animate: Разделенный мозг» (Видео) . Королевское общество поощрения искусств, производства и торговли (RSA) . Проверено 25 октября 2011 г.
  10. ^ МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 1271. ASIN   B09KY5B3QL .
  11. ^ МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 339. ASIN   B09KY5B3QL .
  12. ^ МакГилкрист, Иэн (2021). Дело в вещах [издание для Kindle] . Перспектива Пресс. Местоположение 423. ASIN   B09KY5B3QL .
  13. ^ МакГилкрист, Иэн (2009). Мастер и его эмиссар [издание для Kindle] . Издательство Йельского университета . Местоположение 6993. ASIN   B07NS35S76 .
  14. ^ МакГилкрист, Иэн (2009). Мастер и его эмиссар [издание для Kindle] . Издательство Йельского университета . Местоположение 9381. ASIN   B07NS35S76 .
  15. ^ Фостер, Чарльз (29 сентября 2021 г.). «10 лучших книг о человеческом сознании» . Хранитель . Архивировано из оригинала 11 февраля 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д Персонал (17 ноября 2021 г.). «Книги года: писатели и гости New Statesman выбирают любимое чтение 2021 года» . Новый государственный деятель . Архивировано из оригинала 27 января 2022 года . Проверено 17 мая 2022 г. За платным доступом см. архивную версию.
  17. ^ Jump up to: а б с д Шарки, Ронан (1 декабря 2021 г.). «Как наш мозг ослепляет нас к свету» . Планшет . Издательство «Планшет». Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 18 мая 2022 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Дреер, Род (21 декабря 2021 г.). «Великая новая книга Иэна МакГилкриста» . Американский консерватор . Джон Бэзил Атли. Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
  19. ^ Jump up to: а б с Смит, Эд (19 января 2022 г.). «Заблуждение мозга: почему порядок не ведет к совершенству» . Новый государственный деятель . Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 13 мая 2022 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Голт, Ричард (3 июня 2022 г.). «Рецензия на книгу: Дело с вещами Иэна МакГилкриста» . Журнал Бешара . Бешара Траст. Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уильямс, Роуэн (8 января 2023 г.). «Мозг двух умов: о книге Иэна МакГилкриста «Дело с вещами» » . Лос-Анджелесский обзор книг . Архивировано из оригинала 8 января 2023 года . Проверено 8 января 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лаут, Эндрю (8 января 2023 г.). «За пределами наших заблуждений: о книге Иэна МакГилкриста «Дело с вещами» » . Лос-Анджелесский обзор книг . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 12 января 2023 г.
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эллис, Роберт М. (18 июня 2023 г.). «Дело с «Дело с вещами» » . Общество Срединного Пути. Архивировано из оригинала 19 июня 2023 года . Проверено 17 сентября 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Интервью

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ff7e20046a6358c3f7d7338ff0e687d__1719814920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/7d/5ff7e20046a6358c3f7d7338ff0e687d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Matter with Things - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)