Jump to content

Музей современного искусства

Координаты : 40 ° 45'42 "с.ш. 73 ° 58'39" з.д.  /  40,76167 ° с.ш. 73,97750 ° з.д.  / 40,76167; -73,97750

Музей современного искусства
Музей современного искусства в Нью-Йорке
Карта
Интерактивная полноэкранная карта
Учредил 7 ноября 1929 г .; 94 года назад ( 1929-11-07 )
Расположение 11 Западная 53-я улица
Манхэттен , Нью-Йорк, США
Координаты 40 ° 45'42 "с.ш. 73 ° 58'39" з.д.  /  40,76167 ° с.ш. 73,97750 ° з.д.  / 40,76167; -73,97750
Тип Художественный музей
Посетители 2,190,440 (2022) [1]
Директор Гленн Д. Лоури
Доступ к общественному транспорту Метро : Пятая авеню/53-я улица ( поезд "Е" поезд "М" поезда)
Автобус : М1 , М2 , М3 , М4 , М5 , М7 , М10 , М20 , М50 , М104.
Веб-сайт www .moma .org Отредактируйте это в Викиданных

Музей современного искусства ( МОМА ) — художественный музей, расположенный в центре Манхэттена , Нью-Йорк, на 53-й улице между Пятой и Шестой авеню . Учреждение было задумано в 1929 году Эбби Олдрич Рокфеллер , Лилли П. Блисс и Мэри Куинн Салливан . Первоначально расположенный в здании Хекшер на Пятой авеню, он открылся всего через несколько дней после краха Уолл-стрит . Музей, первый в Америке, посвященный исключительно современному искусству, возглавляли А. Конгер Гудиер в качестве президента и Эбби Рокфеллер в качестве казначея, а также Альфред Х. Барр-младший . качестве его первого директора. Под руководством Барра коллекция музея быстро расширилась, начиная с первой выставки работ европейских модернистов. Несмотря на финансовые проблемы, в том числе противодействие со стороны Джона Д. Рокфеллера-младшего , в первые годы своего существования музей переехал в несколько временных мест, и Джон Д. Рокфеллер-младший в конце концов пожертвовал землю для его постоянного места.

С 1930-х по 1950-е годы МоМА получил международное признание благодаря знаковым выставкам, таким как влиятельная выставка Барра «Кубизм и абстрактное искусство» в 1936 году, ретроспектива работ Пабло Пикассо , организованная в 1939–40 годах, и «Индийское искусство Соединенных Штатов». Выставка состоялась в 1941 году. Сын Эбби Рокфеллер, Нельсон , стал президентом музея в 1939 году, сыграв ключевую роль в его расширении и популяризации. Его брат, Дэвид Рокфеллер , присоединился к совету директоров в 1948 году и продолжил тесное сотрудничество семьи с музеем. Важными событиями этого периода стали крупный пожар 1958 года, уничтоживший картину Клода Моне и приведший к эвакуации других произведений искусства. перепроектировал сад скульптур Архитектурная эволюция музея также продолжилась: Филип Джонсон и перебрался в его нынешний дом, спроектированный Филипом Л. Гудвином и Эдвардом Дареллом Стоуном , который открылся в 1939 году.

В последующие десятилетия спорное решение прекратить финансирование антивоенного плаката « И младенцы » в 1969 году и последующие протесты подчеркнули участие музея в современных социально-политических проблемах. Он также был среди нескольких учреждений, которые помогали ЦРУ в его усилиях по культурной пропаганде во время холодной войны . [2] Значительные расширения в 1980-х и начале 21 века, в том числе выбор японского архитектора Ёсио Танигучи для значительной реконструкции, почти удвоили площадь МоМА для выставок и программ. В 2000-х годах произошло официальное слияние с Центром современного искусства PS 1 , а в 2019 году в результате еще одной крупной реконструкции было добавлено значительное пространство галереи.

В 2022 году МоМА стал 17-м по посещаемости художественным музеем в мире и 4-м по посещаемости музеем в США. Коллекция МоМА охватывает период с конца 19 века до наших дней и включает более 200 000 произведений архитектуры и дизайна , рисунков , живописи , скульптуры , фотографий , гравюр , иллюстрированных книг и книг художников , фильмов , а также электронных средств массовой информации . [3] Музей считается одним из самых влиятельных культурных учреждений в мире, современному искусству посвященных . [4] В то же время МоМА уже давно подвергается критике за развитие и увековечивание европоцентристских нарративов модернизма , а также за недостаточное внимание к расширению доступа к социально-экономически обездоленным группам. [5] [6] [7] Музей был вовлечен в споры относительно своей трудовой практики, а профсоюз учреждения, основанный в 1971 году, был описан как первый в своем роде в США. [8] Библиотека МоМА включает около 300 000 книг и каталогов выставок, более 1000 периодических наименований и более 40 000 файлов однодневной информации об отдельных художниках и группах. [9] В архивах хранятся первоисточники, связанные с историей современного искусства. [10]

посещаемость

[ редактировать ]

В 2022 году музей привлек 2 190 440 посетителей, что сделало его четвертым по посещаемости музеем в США и третьим по посещаемости художественным музеем США. Эта посещаемость была на 89 процентов выше, чем в 2021 году, но все же значительно ниже посещаемости в 2019 году до появления COVID. [11]

Главный вход музея

Ранние годы (1929–1939)

[ редактировать ]

Идея создания Музея современного искусства была разработана в 1929 году в первую очередь Эбби Олдрич Рокфеллер , женой Джона Д. Рокфеллера-младшего , и двумя ее подругами, Лилли П. Блисс и Мэри Куинн Салливан . [12] Их стали называть по-разному: «Дамы» или «Несокрушимые дамы». [13] [14] Они арендовали скромные помещения для нового музея в здании Хекшер на Пятой авеню, 730 на Манхэттене. [13] и он открылся для публики 7 ноября 1929 года, через девять дней после краха Уолл-стрит . [15]

Эбби Рокфеллер пригласила А. Конгера Гудиера , бывшего президента попечительского совета Художественной галереи Олбрайт в Буффало, штат Нью-Йорк , стать президентом нового музея. Эбби стала казначеем. В то время это был главный музей Америки, посвященный исключительно современному искусству, и первый в своем роде музей на Манхэттене, где экспонировался европейский модернизм. [16] Одним из первых сотрудников музея, нанятых Рокфеллером, был известный американский фотограф японского происхождения Соичи Сунами (в то время наиболее известный своими портретами современного танца пионера Марты Грэм ), который работал в музее в качестве официального фотографа-документалиста с 1930 по 1968 год. [17] [18]

Гудиер пригласил Пола Дж. Сакса и Фрэнка Крауниншилда присоединиться к нему в качестве попечителей-основателей. Сакса, заместителя директора и куратора гравюр и рисунков Музея Фогга при Гарвардском университете , в те дни называли «коллекционером кураторов». Гудиер попросил его порекомендовать режиссера, и Сакс предложил Альфреда Х. Барра-младшего , многообещающего молодого протеже . Под руководством Барра фонды музея быстро расширились с первоначально подаренных восьми гравюр и одного рисунка. Его первая успешная кредитная выставка состоялась в ноябре 1929 года, на ней были представлены картины Ван Гога , Гогена , Сезанна и Сёра . [19]

Сначала он размещался в шести комнатах галерей и офисов на 12-м этаже манхэттенского здания Хекшер. [20] на углу Пятой авеню и 57-й улицы, в течение следующих 10 лет музей переехал еще в три временных места. Муж Эбби Рокфеллер, Джон Д. Рокфеллер-младший, был категорически против музея (как и против самого современного искусства) и отказался выделить средства на это предприятие, которые приходилось получать из других источников, что приводило к частым сменам музеев. расположение. Тем не менее, в конце концов он пожертвовал землю для нынешнего места музея, а также другие подарки с течением времени и, таким образом, стал фактически одним из его величайших благотворителей. [21]

За это время музей инициировал еще много выставок известных художников, таких как одинокая выставка Винсента Ван Гога 4 ноября 1935 года. Содержащая беспрецедентные 66 картин маслом и 50 рисунков из Нидерландов , а также острые выдержки из писем художника это имело большой общественный успех благодаря организации выставки Барром и стало «предшественником того влияния, которое Ван Гог по сей день оказывает на современное воображение». [22]

1930-1950-е годы

[ редактировать ]

Музей также приобрел международную известность благодаря чрезвычайно успешной и ныне знаменитой ретроспективе Пикассо 1939–40 годов, проведенной совместно с Чикагским институтом искусств . По своему спектру представленных работ она представляет собой значительную переосмысление Пикассо для будущих искусствоведов и историков. Это было полностью организовано Барром, энтузиастом Пикассо, и выставка прославила Пикассо как величайшего художника того времени, задав модель для всех последующих музейных ретроспектив. [23] «Мальчик, ведущий лошадь», на короткое время оспаривался за право собственности со стороны Музея Соломона Р. Гуггенхайма . [24] В 1941 году в МоМА прошла новаторская выставка « Индийское искусство Соединенных Штатов », кураторами которой выступили Фредерик Хантингтон Дуглас и Рене д'Арнонкур , которая изменила то, как искусство коренных американцев рассматривалось публикой и выставлялось в художественных музеях.

Сын Эбби Рокфеллера Нельсон был выбран попечительским советом его президентом в 1939 году в возрасте 30 лет; он был ярким лидером и стал главным инициатором и источником финансирования рекламы, приобретений и последующего расширения МоМА в новую штаб-квартиру на 53-й улице. Его брат, Дэвид Рокфеллер , вошел в попечительский совет музея в 1948 году и занял пост президента, когда Нельсон был избран губернатором Нью-Йорка в 1958 году.

Дэвид Рокфеллер впоследствии нанял известного архитектора Филипа Джонсона для реконструкции музейного сада и назвал его в честь своей матери Садом скульптур Эбби Олдрич Рокфеллер . Семья Рокфеллеров и он поддерживали тесную связь с музеем на протяжении всей его истории: Фондом братьев Рокфеллеров с 1947 года учреждение финансируется . И Дэвид Рокфеллер-младший , и Шэрон Перси Рокфеллер (жена бывшего сенатора Джея Рокфеллера ) входят в совет директоров музея. попечители. [ нужна ссылка ] После того, как в 1950 году было завершено строительство гостевого дома Рокфеллера на 242 East 52nd Street, некоторые функции МоМА проводились в доме до 1964 года. [25] [26]

В 1937 году МоМА переехал в офисы и подвальные галереи здания Time-Life в Рокфеллер-центре . Его постоянный и нынешний дом, теперь отремонтированный, спроектированный в международном стиле архитекторами - модернистами Филипом Л. Гудвином и Эдвардом Дареллом Стоуном , был открыт для публики 10 мая 1939 года в присутствии прославленной компании из 6000 человек, и с открытием выступление по радио из Белого дома президента Франклина Д. Рузвельта . [27]

В 1958 году рабочие заново облицовали второй этаж здания МоМА стеклянным фасадом с видом на сад скульптур. [28]

1958 год, пожар

[ редактировать ]

длиной 18 футов (5,5 м) Моне» 15 апреля 1958 года пожар на втором этаже уничтожил картину «Кувшинки (нынешние « Кувшинки Моне» были приобретены вскоре после пожара в качестве замены). Пожар начался из-за рабочих, устанавливавших кондиционеры, которые курили возле банок с краской, опилок и брезента. Один рабочий погиб в результате пожара, несколько пожарных получили медицинскую помощь от отравления дымом.

Большинство картин на полу ранее были убраны из рабочей зоны, хотя большие картины, включая Моне, остались на месте. Произведения искусства с третьего и четвертого этажей были эвакуированы в Музей американского искусства Уитни , примыкавший к стороне 54-й улицы. Среди спасенных картин была картина «Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт» , взятая взаймы Чикагским институтом искусств . Посетители и сотрудники, оказавшиеся над огнем, были эвакуированы на крышу, а затем прыгнули на крышу соседнего таунхауса. [29]

1960-е - 1980-е годы

[ редактировать ]
Лестница в Музее современного искусства

В 1969 году МоМА оказался в центре спора по поводу своего решения прекратить финансирование культового антивоенного плаката « И младенцы » . В 1969 году Коалиция работников искусства , группа художников Нью-Йорка, выступавших против войны во Вьетнаме , в сотрудничестве с членами Музея современного искусства Артуром Дрекслером и Элизабет Шоу создала культовый плакат протеста под названием « И младенцы» . [30] В плакате использовано изображение фотожурналиста Рональда Л. Хэберле и упоминается резня в Май Лай . MoMA пообещало профинансировать и распространить плакат, но, увидев плакат размером 2 на 3 фута (0,61 × 0,91 м), MoMA в последнюю минуту прекратило финансирование проекта. [31] [32] В попечительский совет МоМА входили Нельсон Рокфеллер и Уильям С. Пейли (глава CBS), которые, как сообщается, «дошли до потолка», увидев корректуры плаката. [31] выставку МоМА, Вскоре после этого плакат был включен в информационную проходившую со 2 июля по 20 сентября 1970 года, куратором которой был Кинастон МакШайн. [33]

В 1971 году, после протестов возле музея, призванных стимулировать включение афроамериканцев, Ричард Хант стал первым афроамериканским скульптором, проведшим крупную персональную ретроспективу в музее. [34]

В 1983 году музей более чем удвоил площадь своей галереи, увеличил кураторский отдел на 30% и добавил зрительный зал, два ресторана и книжный магазин в связи со строительством 56-этажной Музейной башни, примыкающей к музею. Архитектор Сезар Пелли руководил проектом расширения. [35] Несмотря на эти проекты расширения, физическое пространство МоМА так и не смогло вместить его растущую коллекцию. [36] : 205 

14 июня 1984 года мероприятие, посвященное женщинам-художницам перед недавно отреставрированным Музеем современного искусства было проведено (WAVE), демонстрация с участием 400 женщин-художниц, в знак протеста против отсутствия женского представительства на его открывающей выставке «Международный обзор Новейшая живопись и скульптура». В выставке приняли участие 165 художников; только 14 из них были женщинами. [37] [38]

Ремонт 1990-х и 2000-х годов.

[ редактировать ]
Разрез Музея современного искусства

К концу 20-го века в коллекции МоМА было 100 000 предметов, что больше, чем в 1970 году, когда в нем было 40 000 предметов. После того, как в 1996 году прилегающий к музею отель Дорсет был выставлен на продажу, МоМА быстро его приобрел. [39] В следующем году музей начал планировать капитальную реконструкцию и расширение. [36] : 205  выбор японского архитектора Ёсио Танигучи в декабре 1997 года. [40] [41] Проект почти удвоил пространство для выставок и программ МоМА и занимает площадь 630 000 квадратных футов (59 000 м²). 2 ) пространства. [36] : 205  Первоначальный план Танигучи предусматривал строительство двух построек, по одному к западу и востоку от Сада скульптур Эбби Олдрич Рокфеллер, который должен был быть увеличен по сравнению с его первоначальной конфигурацией. [36] : 205–206  В здании Пегги и Дэвида Рокфеллеров в западной части объекта находится основная выставочная галерея, а в Образовательно-исследовательском здании Льюиса Б. и Дороти Каллман есть места для классных комнат, аудиторий, семинаров по подготовке учителей, а также расширенной библиотеки и архивов музея. . [36] : 207 

MoMA начал 2000 год с активации соглашения 1999 года, официально оформляющего его принадлежность к Центру современного искусства PS 1 , независимой организации современного искусства, которая была основана в соседнем Лонг-Айленд-Сити , Квинс, Нью-Йорк, в 1971 году. Соглашение предусматривало 10-летний процесс слияния, позволяющий постепенно координировать и консолидировать программы и персонал. Это место в Квинсе, переоборудованной бывшей государственной школе, останется открытым для публики на неопределенный срок в качестве экспериментальной выставки и места для представлений. Кроме того, пространство PS1 будет доступно, пока комплекс на 53-й улице будет закрыт на капитальный ремонт. [42]

МоМА приступил к реализации проекта 53-й улицы в мае 2001 года. [43] В течение следующего года музей постепенно закрыл две трети своих галерей. [39] и переместил некоторые из своих экспонатов в Интернет. [44] Здание Мидтауна полностью закрылось в мае 2002 года; В следующем месяце MoMA перевела свои публичные операции во временное помещение под названием MoMA QNS в Лонг-Айленд-Сити , Квинс. [45] [46]

Общая стоимость проекта, включая увеличение пожертвований MoMA для покрытия операционных расходов, составила 858 миллионов долларов; [47] [48] только реконструкция здания в центре Манхэттена обошлась в 425 миллионов долларов. [49] [50] В ходе проекта на первом этаже соседней Музейной башни было добавлено новое пространство галереи, а внутри башни были добавлены или перемещены механические помещения и оборудование. [51] МоМА вновь открылся 20 ноября 2004 года. [52] [53]

Реконструкция была встречена неоднозначно. Джон Апдайк написал в The New Yorker, что новое строение «обладает очарованием банка в нерабочее время, сот, лишенных меда и залитых мягким сиянием». [54] в то время как Роберта Смит из The New York Times сказала, что у МоМА «чрезмерно изысканное здание, плохая планировка которого не соответствует величайшей в мире коллекции современного искусства». [55] Витольд Рыбчинский из Slate писал: «Большая часть того, что было написано о новом МоМА, восхваляла его минималистские интерьеры, которые, даже если они и не исчезают совсем, имеют роскошно-неземное качество. [...] Тем не менее, это городское здание ощущается не только изнутри — и, если смотреть с тротуара, архитектура Танигучи совсем не исчезает». [56]

МоМА, которому принадлежало помещение площадью 17 000 кв. футов (1600 м²). 2 ) участок по адресу 53 West 53rd Street к западу от существующего здания, в январе 2007 года был продан застройщику Джеральду Д. Хайнсу за 125 миллионов долларов. [57] [58] Хайнс планировал построить на этом месте небоскреб под названием Tower Verre. [59] Работы над башней были отложены из-за отсутствия финансирования после финансового кризиса 2007–2008 годов . [60] [61]

2010-е годы по настоящее время

[ редактировать ]
Сувенирный магазин в подвале музея

В 2010 году MoMA завершил слияние с Центром современного искусства PS 1 в Лонг-Айленд-Сити, штат Нью-Йорк , официально переименовав его в MoMA PS1 . [62]

В 2011 году МоМА приобрел соседнее здание, в котором располагался Музей американского народного искусства, на 53-й Западной улице. Здание было построено в 2001 году по проекту компании Tod Williams Billie Tsien Architects и было продано в связи с финансовой реструктуризацией Музея народного искусства. [63] В январе 2014 года МоМА решил снести Музей американского народного искусства, который находился между существующей структурой МоМА и предполагаемой башней на 53 West 53rd Street. [64] [65] Архитектурное сообщество протестовало против запланированного сноса отчасти потому, что это здание было относительно новым и было построено в 2001 году. [66] МоМА решил приступить к сносу, потому что Музей американского народного искусства мешал запланированному расширению МоМА, которое включало выставочные площади на 53 West 53rd Street. [67] [68] Башня, спроектированная Жаном Нувелем и получившая название 53W53 , получила разрешение на строительство в 2014 году. [69]

Примерно в то же время, когда 53W53 был одобрен, MoMA обнародовал свои планы расширения, которые охватывают пространство 53W53, а также пристройку на месте бывшего Музея американского народного искусства. [65] План расширения был разработан архитектурной фирмой Diller Scofidio + Renfro в сотрудничестве с Gensler . После разногласий по поводу планов в январе 2016 года MoMA разделило план на три этапа. 2 ) галерей площадью 53W53, в новой пристройке, спроектированной Diller Scofidio + Renfro, и в существующем здании, а также в расширенных вестибюлях. [70] [71] В июне 2017 года был завершен первый этап расширения стоимостью 450 миллионов долларов. [72] [73]

Площадь трех этажей художественной Мекки недалеко от Пятой авеню составляет 15 000 квадратных футов (около 1 400 м²). 2 ) реконфигурированных галерей, нового второго сувенирного магазина, обновленного кафе и эспрессо-бара, а также двух залов с видом на сад скульптур, украшенных черным мрамором, добытым во Франции. [72]

Проект расширения музея увеличил общедоступное пространство на 25% по сравнению с тем, когда здание Танагучи было завершено в 2004 году. [74] Расширение позволило выставить еще большую часть коллекции музея, насчитывающей почти 200 000 произведений. [72] Новые помещения также позволяют посетителям насладиться расслабляющей посадкой в ​​одном из двух новых залов или даже полноценно пообедать. [72] Два новых зала включают «Зал Марлен Хесс и Джеймса Д. Зирин » и «Зал Дэниела и Джейн Оч». [72] [75] Цель этой реконструкции — помочь расширить коллекцию и экспозицию работ женщин, латиноамериканцев, чернокожих, азиатов и других маргинализированных сообществ. [76] В связи с реконструкцией МоМА изменил свой подход к представлению своих коллекций, отойдя от разделения коллекции по таким дисциплинам, как живопись, дизайн и работы на бумаге, к интегрированному хронологическому представлению, охватывающему все области коллекции. [74]

Музей современного искусства закрылся на очередную капитальную реконструкцию с июня по октябрь 2019 года. [76] [77] После открытия 21 октября 2019 года МоМА увеличил площадь на 47 000 квадратных футов (4400 м ). 2 ) площади галереи, в результате чего ее общая площадь составила 708 000 квадратных футов (65 800 м²). 2 ). [78] [79]

Выставочные дома

[ редактировать ]

МоМА время от времени спонсировал и размещал временные выставочные дома, которые отражали плодотворные идеи в истории архитектуры.

Разнообразие идентичностей МоМА в зависимости от пола, континента и национальности.

Коллекции

[ редактировать ]
Портрет Пабло Пикассо 1907 года «Авиньонские девицы».
Клода Моне. Пейзаж начала ХХ века Отражения облаков на пруду с кувшинками.

МоМА состоит из шести кураторских отделов: архитектуры и дизайна, рисунка и гравюры, кино, медиа и перформанса, живописи и скульптуры и фотографии. [84]

Фонды МоМА включают более 150 000 отдельных произведений, а также примерно 22 000 фильмов и 4 миллиона кадров из кинофильмов. (Доступ к коллекции кадров из кинофильмов закончился в 2002 году, и коллекция хранится в хранилище в Хэмлине, штат Пенсильвания . [85] ). В коллекции представлены такие важные и знакомые произведения, как следующие:

Основные моменты избранной коллекции

[ редактировать ]

Здесь также хранятся работы широкого круга влиятельных европейских и американских художников, включая Огюста Родена , Анри Матисса , Пабло Пикассо , Жоржа Брака , Жоана Миро , Аристида Майоля , Пита Мондриана , Марселя Дюшана , Поля Клее , Фернана Леже , Рене Магритта , Генри Мура. Альберто Джакометти , Джорджия О'Киф , Эдвард Хоппер , Уокер Эванс , Доротея Лэнг , Аршил Горки , Ганс Хофманн , Франц Клайн , Виллем де Кунинг , Джексон Поллок , Марк Ротко , Дэвид Смит , Хелен Франкенталер , Моррис Луис , Кеннет Ноланд , Роберт Раушенберг , Фрэнк Стелла , Энди Уорхол , Рой Лихтенштейн , Жан-Мишель Баския и сотни других.

Фотография

[ редактировать ]

Коллекция фотографий MoMA состоит из более чем 25 000 работ фотографов, журналистов, ученых, предпринимателей и любителей и считается одной из самых важных в мире. [86]

Департамент фотографии был основан Бомонтом Ньюхоллом собрал всемирно известную коллекцию художественных фотографий в 1940 году и под руководством Эдварда Стейхена (куратор 1947–1961) . Самую заметную и продолжительную выставку Стейхена под названием «Человеческая семья » посмотрели 9 миллионов человек. В 2003 году коллекция фотографий «Семья человека» была внесена в « реестр ЮНЕСКО Память мира» в знак признания ее исторической ценности. [87]

Избранный преемник Стейхена, Джон Шарковски (куратор 1962–1991), руководил отделом, организовав несколько заметных выставок, в том числе « Новые документы» 1967 года , на которых были представлены фотографии Дайаны Арбус , Ли Фридлендера и Гарри Виногранда и, как говорят, «представили сдвиг в акцент" [88] и «определил новое направление в фотографии: изображения, которые, казалось, имели непринужденный, похожий на снимки вид, а сюжет был настолько обычным, что их было трудно классифицировать». [89] [90] При Шарковском он сосредоточился на более традиционном модернистском подходе к средству массовой информации, который делал упор на документальные изображения и ортодоксальные методы фотолаборатории.

Питер Галасси (куратор 1991–2011 гг.) работал под руководством своего предшественника, тогда как Квентин Бажак (куратор 2013–2018 гг.) был нанят со стороны. Нынешний старший куратор отдела фотографии Дэвида Дечмана — Роксана Маркоци, доктор философии.

В 1932 году директор-основатель музея Альфред Барр подчеркнул важность представления «единственной великой формы искусства, характерной для 20-го века» «американской публике, которая должна ценить хорошие фильмы и поддерживать их». Попечитель музея и кинопродюсер Джон Хэй Уитни стал первым председателем фильмотеки музея с 1935 по 1951 год. Коллекция, собранная Уитни с помощью кинокуратора Айрис Бэрри, оказалась настолько успешной, что в 1937 году Академия кинематографических искусств и наук наградила музей награжден наградой «за значительный вклад в коллекционирование фильмов... и за первое предоставление публике средств изучения исторического и эстетического развития кино как одного из главных искусств». [91]

Первым куратором и основателем фильмотеки стала Айрис Барри , британский кинокритик и писатель, чья три десятилетия работы по сбору фильмов и представлению их в художественном и историческом контекстах принесли признание кинематографу. Барри и ее преемники собрали коллекцию, насчитывающую около 8000 наименований. [92]

Изгнанный киновед Зигфрид Кракауэр работал в киноархиве МоМА над психологической историей немецкого кино в период с 1941 по 1943 год. Результат его исследования « От Калигари до Гитлера: психологическая история немецкого кино» (1947) прослеживает зарождение нацизма. из кинематографа Веймарской республики и помог заложить основы современной кинокритики .

Коллекция фильмов Музея современного искусства включает более 25 000 наименований и считается одним из лучших в мире музейных архивов международного киноискусства. Департаменту принадлежат репродукции многих известных полнометражных фильмов, в том числе «Гражданина Кейна» и «Головокружения» , но в его фондах также есть много менее традиционных произведений, в том числе » Энди Уорхола восьмичасовая «Империя , Фреда Холстеда гей-порнографический фильм «Лос-Анджелес играет сам » (показанный на экране). перед полной аудиторией 23 апреля 1974 года), различные телевизионные рекламные ролики и Криса Каннингема видеоклип на песню Бьорк « All Is Full of Love» .

Библиотека

[ редактировать ]

Библиотека МоМА расположена в центре Манхэттена, а ее хранилище находится в Лонг-Айленд-Сити, Квинс. Нециркулирующая коллекция документирует современное искусство, включая живопись, скульптуру, гравюры, фотографии, кино, перформансы и архитектуру с 1880 года по настоящее время. Коллекция включает 300 000 книг, 1 000 периодических изданий и 40 000 файлов о художниках и художественных группах. В коллекции более 11 000 книг художника. [93] Библиотеки открыты по предварительной записи для всех исследователей. Каталог библиотеки называется «Дадабаза». [9] Dadabase включает записи всех материалов библиотеки, включая книги, книги художников , каталоги выставок , материалы специальных коллекций и электронные ресурсы. [9] Коллекция книг художников МоМА включает работы Эда Руши , Марселя Бротарса , Сьюзен Би , Карла Андре и Дэвида Хорвица . [94]

Кроме того, в библиотеке есть электронные ресурсы по подписке, а также Dadabase. К ним относятся базы данных журналов (такие как JSTOR и Art Full Text), индексы результатов аукционов (ArtFact и Artnet ), база данных изображений ARTstor и объединенный каталог WorldCat . [93]

Архитектура и дизайн

[ редактировать ]

Кафедра архитектуры и дизайна МоМА была основана в 1932 году. [95] как первый музейный отдел в мире, посвященный стыку архитектуры и дизайна. [96] Первым директором отдела был Филип Джонсон, который занимал пост куратора с 1932 по 1934 год и с 1946 по 1954 год. [97] Следующим руководителем отдела стал Артур Дрекслер , который был куратором с 1951 по 1956 год, а затем занимал должность руководителя до 1986 года. [98]

Коллекция состоит из 28 000 работ, включая архитектурные модели, рисунки и фотографии. [95] Одним из самых ярких экспонатов коллекции является Архив Миса ван дер Роэ . [96] В него также вошли работы таких легендарных архитекторов и дизайнеров, как Фрэнк Ллойд Райт , [99] [100] [101] [102] Пол Ласло , Имзы , Бетти Кук , Исаму Ногучи и Джордж Нельсон . Коллекция дизайнов содержит множество промышленных и промышленных деталей, от самоустанавливающегося шарикоподшипника до целого вертолета Bell 47D1 . В 2012 году отдел приобрел подборку из 14 видеоигр , составивших основу запланированной коллекции из 40, которая будет варьироваться от Pac-Man (1980) до Minecraft (2011). [103]

Управление

[ редактировать ]

посещаемость

[ редактировать ]

В 2020 году МоМА привлек 706 060 посетителей, что на шестьдесят пять процентов меньше, чем в 2019 году, из-за пандемии COVID-19 . Он занял двадцать пятое место в списке самых посещаемых художественных музеев мира в 2020 году. [104]

Среднее число посетителей МоМА выросло с примерно 1,5 миллионов в год до 2,5 миллионов после новой реконструкции из гранита и стекла. В 2009 году музей сообщил о 119 000 членов и 2,8 миллионах посетителей по сравнению с предыдущим финансовым годом. В 2010 финансовом году МоМА привлек самое большое на тот момент количество посетителей - 3,09 миллиона человек; [105] однако в 2011 году посещаемость упала на 11 процентов до 2,8 миллиона человек. [106] Посещаемость в 2016 году составила 2,8 миллиона человек по сравнению с 3,1 миллиона в 2015 году. [107]

Музей был открыт каждый день с момента его основания в 1929 году до 1975 года, когда он закрывался один день в неделю (первоначально по средам) для сокращения операционных расходов. В 2012 году он снова открывался каждый день, включая вторник, день, когда он традиционно был закрыт. [108]

С 2011 года [109] Музей современного искусства взимает плату за вход в размере 25 долларов США за взрослого. [110] После открытия МоМА в 2004 году стоимость его входного билета увеличилась с 12 до 20 долларов, что сделало его одним из самых дорогих музеев города. [50] Тем не менее, вход в него бесплатный по пятницам после 17:30 в рамках программы Uniqlo Free Friday Nights. Многие студенты колледжей Нью-Йорка также получают бесплатный вход в музей. [111]

Частная некоммерческая организация МоМА является седьмым по величине музеем США по бюджету; [112] ее годовой доход составляет около 145 миллионов долларов. В 2011 году музей сообщил, что чистые активы (не включая стоимость произведений искусства) составили чуть более 1 миллиарда долларов.

В отличие от большинства музеев, музей избегает государственного финансирования, вместо этого существует за счет фрагментированного бюджета с полдюжиной различных источников дохода, ни один из которых не превышает пятую часть. [113] Перед экономическим кризисом конца 2008 года попечительский совет MoMA решил продать свои акции, чтобы перейти к полностью денежной позиции. Кампания по капитализации в размере 858 миллионов долларов профинансировала расширение в 2002–2004 годах, при этом Дэвид Рокфеллер пожертвовал 77 миллионов долларов наличными. [112] В 2005 году Рокфеллер пообещал выделить музею дополнительные 100 миллионов долларов. [114] В 2012 году Standard & Poor's , признанная на национальном уровне статистическая рейтинговая организация , повысила долгосрочный рейтинг музея, поскольку он получил выгоду от сбора средств своих попечителей. [115] По оценкам журнала Modern, после того, как расходы на строительство новых галерей будут покрыты, около 65 миллионов долларов пойдут на его фонд в 650 миллионов долларов.

МоМА потратил 32 миллиона долларов на приобретение произведений искусства за финансовый год, заканчивающийся в июне 2012 года. [116]

В 2007 году в MoMA работало около 815 человек. [113] Налоговые декларации музея за последние несколько лет свидетельствуют о том, что среди самых высокооплачиваемых сотрудников сменился штат кураторов и стал менеджментом. [117] Директор музея Гленн Д. Лоури заработал в 2009 году 1,6 миллиона долларов. [118] и живет в бесплатной квартире стоимостью 6 миллионов долларов над музеем. [119]

МоМА был вынужден закрыться в марте 2020 года во время пандемии COVID-19 в Нью-Йорке . [120] Ссылаясь на закрытие из-за коронавируса, МоМА уволил своих преподавателей искусств в апреле 2020 года. [121] В мае 2020 года сообщалось, что MoMA сократит свой годовой бюджет со 180 до 135 миллионов долларов, начиная с 1 июля. Финансирование выставок и публикаций было сокращено вдвое, а количество сотрудников сократилось примерно с 960 до 800 человек. [120]

Забастовка MoMA — это движение 2021 года по нанесению удара по музею, направленное против того, что его сторонники назвали «токсичной филантропией» руководства музея. [122] [123]

Репатриация искусства

[ редактировать ]

МоМА участвовал в нескольких исках, инициированных семьями в отношении произведений искусства, утраченных во время Холокоста и попавших в коллекцию Музея современного искусства. [124]

В 2009 году наследники немецкого художника Георга Гросса подали иск с требованием реституции трех работ Гросса, а наследники Пауля фон Мендельсона-Бартольди подали иск с требованием вернуть картину Пабло Пикассо под названием «Мальчик, ведущий лошадь» (1905). –1906). [125] [126] [127]

Другой спор вызвал картину Пабло Пикассо «Мальчик, ведущий лошадь» (1905–06), подаренную МоМА Уильямом С. Пейли в 1964 году. Статус работы, проданной под принуждением ее немецкими еврейскими владельцами в 1930-х годах, был спорным. Потомки первоначальных владельцев подали в суд на МоМА и Музей Соломона Р. Гуггенхайма , в котором хранится еще одна картина Пикассо, «Мулен де ла Галетт» (1900), когда-то принадлежавшая той же семье, с требованием вернуть работы. [128] В 2009 году оба музея достигли конфиденциального соглашения с потомками до того, как дело было передано в суд, и сохранили свои картины. [24] [129] [130] Оба музея с самого начала заявляли, что являются законными владельцами этих картин, и что эти претензии были незаконными. В совместном заявлении оба музея написали: «Мы пришли к соглашению просто для того, чтобы избежать расходов, связанных с длительными судебными разбирательствами, и обеспечить, чтобы общественность продолжала иметь доступ к этим важным картинам». [131]

В другом случае, после десятилетней судебной тяжбы, в 2015 году МоМА вернул семье Фишеров картину под названием « Песчаные холмы» немецкого художника Эрнста Людвига Кирхнера , оставленную Максом Фишером, когда он бежал из Германии в США в 1935 году. [132]

В феврале 2024 года газета New York Times сообщила, что MoMa тайно вернуло картину Марка Шагала «Над Витебском» наследникам Франца Маттизена в 2021 году и что реституция включала выплату музею 4 миллионов долларов. [133] Картина прошла через нацистского дилера Курта Фельдхауссера и галерею Вейе , и ее происхождение было оспорено. [134] В музее изначально заявили, что приобретение не было проблематичным. [135]

Ключевые люди

[ редактировать ]

Должностные лица и попечительский совет

[ редактировать ]

В настоящее время в попечительский совет входят 46 попечителей и 15 пожизненных попечителей. Даже с учетом 14 «почетных» попечителей совета, которые не имеют права голоса и не играют прямой роли в работе музея, средний индивидуальный вклад составляет более 7 миллионов долларов. [117] Стена основателей была создана в 2004 году, когда расширение MoMA было завершено, и на ней указаны имена настоящих основателей, а также тех, кто сделал значительные подарки; с 2004 года было добавлено около полдюжины имен. Например, имя Илеаны Соннабенд было добавлено в 2012 году, хотя на момент основания музея в 1929 году ей было всего 15 лет. [136]

Попечительский совет

[ редактировать ]


Пожизненные попечители:


Почетные попечители:

Директора

[ редактировать ]

Главные кураторы

[ редактировать ]
  • Филип Джонсон , главный куратор отдела архитектуры и дизайна (1932–1934 и 1946–1954)
  • Артур Дрекслер , главный куратор отдела архитектуры и дизайна (1951–1956).
  • Питер Галасси , главный куратор фотографии (1991–2011) [90] [146]
  • Корнелия Батлер , главный куратор рисунков (2006–2013)
  • Барри Бергдолл , главный куратор отдела архитектуры и дизайна (2007–2013)
  • Раджендра Рой, главный куратор кино (2007 – настоящее время)
  • Анна Темкин , главный куратор живописи и скульптуры (2008 – настоящее время) [147]
  • Клаус Бизенбах , директор MoMA PS1 и главный куратор (2009–2018)
  • Сабина Брейтвизер , главный куратор медиа и перформанса (2010–2013)
  • Кристоф Шерикс, главный куратор гравюр и иллюстрированных книг (2010–2013), рисунков и гравюр (2013 – настоящее время)
  • Паола Антонелли , директор по исследованиям и разработкам и старший куратор отдела архитектуры и дизайна (2012 – настоящее время)
  • Квентин Бажак , главный куратор фотографии (2012–2018)
  • Стюарт Комер, главный куратор медиа и перформанса (2014 – настоящее время)
  • Мартино Стирли, главный куратор отдела архитектуры и дизайна (2015 – настоящее время)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ The Art Newspaper , Список наиболее посещаемых музеев в 2022 году, опубликовано 28 марта 2023 года.
  2. ^ Дасал, Дженнифер (24 сентября 2020 г.). «Как МоМА и ЦРУ сговорились использовать ничего не подозревающих художников для продвижения американской пропаганды во время холодной войны» . Новости Артнета . Проверено 16 декабря 2023 г.
  3. ^ «О коллекции» . Музей современного искусства . Проверено 19 января 2024 г.
  4. ^ Кляйнер, Фред С.; Кристин Дж. Мамия (2005). «Развитие модернистского искусства: начало ХХ века» . Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива . Томсон Уодсворт. п. 796. ИСБН  978-0-4950-0478-3 . Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года. Музей современного искусства в Нью-Йорке неизменно считается учреждением, наиболее ответственным за развитие модернистского искусства… самым влиятельным музеем современного искусства в мире.
  5. ^ Рейли, Маура (31 октября 2019 г.). «Ревизионизм МоМА носит частичный и проблемный характер: искусствовед-феминистка Маура Рейли о перестановке музея» . ARTnews.com . Проверено 16 декабря 2023 г. По мнению Барра, «современное искусство» представляло собой синхронную, линейную прогрессию «измов», в которой один (гетеросексуальный, белый) мужской «гений» из Европы или США влиял на другого, который неизбежно превосходил или низвергал своего предыдущего мастера, тем самым создавая авангардное произведение. -гардное прогрессирование. История Барра настолько укоренилась в учреждении, что никогда не подвергалась сомнению как проблематичная. Тот факт, что очень немногие женщины, цветные художницы, не из Европы или Северной Америки – другими словами, все «Другие» художницы – не были выставлены напоказ, не обсуждался.
  6. ^ Коттер, Голландия (10 октября 2019 г.). «MoMA перезагружается с «Модернизм плюс» » . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 16 декабря 2023 г. После десятилетий препятствования мультикультурализму МоМА теперь признает это и даже инвестирует в него, в первую очередь в постоянное обновление коллекции, в которой представлены произведения искусства — большая часть которых была недавно приобретена — из Африки, Азии, Южной Америки и Африканской Америки, а также значительное количество работы женщин.
  7. ^ МакГрат, Джек (18 октября 2019 г.). «Что новый МоМА неправильно понимает о Пабло Пикассо и Фейт Рингголд» . Фриз . Проверено 16 декабря 2023 г. Однако, несмотря на прогрессивные намерения МоМА, остаются вопросы о том, какую обновленную цель провозглашает его расширение – особенно на уровне образования, кураторских методах и экономической позиции.
  8. ^ Гринбергер, Алекс (16 октября 2019 г.). « Работники искусства не целуют задницу»: оглядываясь назад на формирование новаторского союза МоМА в 1970-х годах» . ARTnews.com . Проверено 16 декабря 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б с «Библиотека» . МоМА . Архивировано из оригинала 5 февраля 2016 года.
  10. ^ «Об архивах» . МоМА . Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 года.
  11. ^ "The Art Newspaper", получено 28 марта 2023 г.
  12. ^ «Музей современного искусства» . История искусства . Архивировано из оригинала 20 марта 2015 года . Проверено 12 мая 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б Мичем, Пэм; Джули Шелдон (2000). Современное искусство: критическое введение . Психология Пресс. п. 200. ИСБН  978-0-415-17235-6 .
  14. ^ Дилворт, Лия (2003). Акты владения: Коллекционирование в Америке . Издательство Университета Рутгерса. п. 183. ИСБН  978-0-8135-3272-1 .
  15. ^ Гривесон, Ли; Хайди Уоссон (3 ноября 2008 г.). Изобретая киноведение . Издательство Университета Дьюка. п. 125. ИСБН  978-0-8223-8867-8 .
  16. ^ Фитцджеральд, Майкл (1 января 1996 г.). Создание модернизма: Пикассо и создание рынка искусства двадцатого века (переиздание). Беркли: Университет Калифорнии Пресс. п. 120. ИСБН  978-0520206533 . Проверено 25 июля 2020 г. До основания Музея современного искусства в 1929 году вряд ли какое-либо учреждение в стране – и ни одно на Манхэттене – не демонстрировало бы европейский модернизм.
  17. ^ Мьюир, Кэти. «Соичи Сунами» . Сиэтлский фотоклуб . Проверено 31 декабря 2014 г.
  18. ^ Смит, Роберта (11 сентября 2015 г.). «Обзор: Пикассо, полностью сам в трех измерениях» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 декабря 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  19. ^ Харр, Джон Энсор; Питер Дж. Джонсон (1988). Век Рокфеллера: три поколения величайшей семьи Америки . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 217–18. ISBN  978-0684189369 .
  20. ^ Хорсли, Картер Б. «Здание Короны (ранее здание Хекшера)» . Городское обозрение . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 21 января 2008 г.
  21. ^ Керт, Бернис (1993). Эбби Олдрич Рокфеллер: Женщина в семье . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. стр. 21, 376, 386. ISBN.  978-0812970449 .
  22. ^ Сад 1993 , с. 376.
  23. ^ Фитцджеральд 1996 , стр. 243–262.
  24. ^ Jump up to: а б Фогель, Кэрол (8 декабря 2007 г.). «Два музея подали в суд за права на Пикассо» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года.
  25. ^ «Гостевой дом Рокфеллера» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . 5 декабря 2000 года . Проверено 1 мая 2021 г.
  26. ^ Стерн, Роберт AM; Меллинз, Томас; Фишман, Дэвид (1995). Нью-Йорк, 1960 год: архитектура и урбанизм между Второй мировой войной и двухсотлетием . Нью-Йорк: Моначелли Пресс. стр. 305–306. ISBN  1-885254-02-4 . ОСЛК   32159240 . ОЛ   1130718М .
  27. ^ «Искусство: красивые дела» . Время . 22 мая 1939 года. Архивировано из оригинала 29 января 2008 года.
  28. ^ «Музей современного искусства возводит стеклянный фасад» . Нью-Йорк Таймс . 5 сентября 1958 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  29. ^ Аллен, Грег (2 сентября 2010 г.). «МОМА в огне» . создание: фильмов, искусства и т. д . Архивировано из оригинала 22 января 2014 года . Проверено 25 июля 2020 г.
  30. ^ Холсингер, М. Пол, изд. (1999). «И младенцы» . Война и американская популярная культура: Историческая энциклопедия . Гринвуд Пресс. п. 363. ИСБН  978-0313299087 . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года.
  31. ^ Jump up to: а б Фрасцина, Фрэнсис (1999). Искусство, политика и инакомыслие: аспекты искусства, левого в Америке шестидесятых годов . Манчестерский университет Пресс. стр. 175–186. ISBN  978-0719044694 . Архивировано из оригинала 10 июня 2016 года.
  32. ^ Села, Питер Ховард; Сьюзан Ландауэр (9 января 2006 г.). Искусство взаимодействия: визуальная политика в Калифорнии и за ее пределами . Университет Калифорнии Пресс. п. 46. ​​ИСБН  978-0520240520 . Архивировано из оригинала 10 июня 2016 года.
  33. ^ Аллан, Кеннет Р. (15 декабря 2003 г.). «Понимание информации ». В Коррисе, Майкл (ред.). Концептуальное искусство, теория, миф и практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 147–148. ISBN  978-0521823883 .
  34. ^ Джон Яу; Джордан Картер; ЛеРонн Брукс (2022). Ричард Хант . Введение Кортни Дж. Мартин; Интервью Эдриен Чайлдс. Грегори Р. Миллера и компании ISBN  9781941366448 .
  35. ^ «Музей расширения современного искусства» . Нью-Хейвен, Коннектикут: Pelli Clarke Pelli Architects. 2015. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года.
  36. ^ Jump up to: а б с д и Луна, Ян (2003). Нью-Нью-Йорк: Архитектура города . Риццоли. ISBN  978-0-8478-2621-6 . OCLC   972013228 .
  37. ^ Любелл, Эллен (19 июня 1984 г.). « Женский марш на МОМА» . Деревенский голос .
  38. ^ Шепард, Джоан (15 июня 1984 г.). « Пикет женщин-художниц МОМА» . Нью-Йорк Дейли Ньюс .
  39. ^ Jump up to: а б Болен, Селестина (1 апреля 2002 г.). «Модерн в движении, в Квинсе; музей надеется, что любители искусства найдут свой временный дом» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  40. ^ Мушамп, Герберт (9 декабря 1997 г.). «Оценка; современный выбор плана расширения Танигучи» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  41. ^ Скадуто, Энтони (9 декабря 1997 г.). «Новый взгляд на МОМА» . Новостной день . п. 10 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  42. ^ Фогель, Кэрол (2 февраля 1999 г.). «Слияние музеев: современное встречается с ультрасовременным» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июня 2023 г.
  43. ^ «МоМА начнет расширение на 650 миллионов долларов» . Новости журнала . 11 мая 2001 г. с. 3 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  44. ^ Мирапол, Мэтью (8 ноября 2001 г.). «News Watch: Искусство; модерн, сжатый реконструкцией, находит пространство в Интернете» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  45. ^ Форги, Бенджамин (27 июня 2002 г.). «MoMa становится основным продуктом Квинса и переезжает на бывшую фабрику Swingline» . Пост-Звезда . п. 25 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  46. ^ Киммельман, Майкл (28 июня 2002 г.). «Арт-обзор; Квинс, новая современная Мекка» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  47. ^ Суонсон, Стивенсон (16 ноября 2004 г.). «МоМА Нью-Йорка представляет новые яркие кварталы» . Чикаго Трибьюн . Проверено 7 апреля 2023 г.
  48. ^ Фогель, Кэрол (7 апреля 2004 г.). «Старый дом современного человека почти пригоден для проживания» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  49. ^ «МоМА вновь открывается после масштабной реконструкции» . СЕГОДНЯ.com . 15 ноября 2004 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
  50. ^ Jump up to: а б Чан, Сьюэлл (20 ноября 2004 г.). «Для Музея современного искусства возвращение домой» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  51. ^ Бэррон, Джеймс (12 ноября 2004 г.). «Грандиозная реконструкция Музея современного искусства стимулирует перестройку и соседнего дома» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  52. ^ Камин, Блэр (21 ноября 2004 г.). «Переосмысление МоМА» . Чикаго Трибьюн . Проверено 7 апреля 2023 г.
  53. ^ Кейв, Дэмиен (21 ноября 2004 г.). «День, чтобы насладиться искусством, когда современность вновь открывается» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  54. ^ Апдайк, Джон (15 ноября 2004 г.). «Невидимый собор» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 26 сентября 2014 года . Проверено 12 декабря 2010 г.
  55. ^ Смит, Роберта (1 ноября 2006 г.). «Правда Тейт Модерн против ошибок МоМА» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
  56. ^ Рыбчинский, Витольд (30 марта 2005 г.). «Уличное доверие: другой взгляд на новый МОМА» . Сланец . Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
  57. ^ Погребин, Робин (10 апреля 2013 г.). «12-летнее здание МоМА обречено» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2020 года . Проверено 10 июня 2020 г.
  58. ^ Маккио, Тим (30 января 2008 г.). «Nouvel Designs Towering Slender Neighbor для МоМА» . Архитектурный рекорд . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года . Проверено 11 июля 2021 г.
  59. ^ «53 Вест 53» . SkyscraperPage.com. Архивировано из оригинала 16 декабря 2019 года . Проверено 30 ноября 2008 г.
  60. ^ Стабиле, Том (15 ноября 2016 г.). «Изящная башня Midtown Tower скрывает сложные опоры» . Инженерные новости-запись . Архивировано из оригинала 20 мая 2017 года . Проверено 9 июля 2021 г.
  61. ^ Урусов, Николай (19 декабря 2008 г.). «Было весело, пока не закончились деньги» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 10 июня 2020 г.
  62. ^ Фогель, Кэрол (29 апреля 2010 г.). «Изменение имени в Лонг-Айленд-Сити» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июня 2023 г.
  63. ^ Тейлор, Кейт (10 мая 2011 г.). «МоМА купит здание, используемое Музеем народного искусства» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 мая 2011 года . Проверено 25 сентября 2014 г.
  64. ^ Раскин, Лаура (12 мая 2015 г.). «Высокий полет: видение дополнения Жана Нувеля к стремительному горизонту Нью-Йорка» . Обои* . Архивировано из оригинала 9 мая 2016 года . Проверено 10 июля 2021 г.
  65. ^ Jump up to: а б Погребин, Робин (8 января 2014 г.). «Амбициозный редизайн МоМА не щадит выдающегося соседа» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 9 июля 2014 года . Проверено 10 июля 2021 г.
  66. ^ Чабан, Мэтт (9 января 2014 г.). «МоМА снесет здание Музея народного искусства, несмотря на признанный проект, гнев критиков» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 12 июля 2021 года . Проверено 12 июля 2021 г.
  67. ^ «МоМА продвигается вперед по сносу Музея народного искусства» . Новости Артнета . 14 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2021 года . Проверено 10 июля 2021 г.
  68. ^ Погребин, Робин (15 апреля 2014 г.). «Архитекторы скорбят по бывшему зданию Музея народного творчества» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2017 года . Проверено 10 июля 2021 г.
  69. ^ «53W53/Башня МоМА/Башня Верре наконец-то поднимается» . citty.com . Архивировано из оригинала 23 мая 2015 года . Проверено 28 мая 2015 г.
  70. ^ Вакс, Одри (28 января 2016 г.). «Постоянно растущий МоМА разделяет свои противоречивые планы расширения на три этапа» . Газета Архитектора . Проверено 7 апреля 2023 г.
  71. ^ Мэлони, Дженнифер (26 января 2016 г.). «Музей современного искусства представляет пересмотренные планы расширения» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN   0099-9660 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  72. ^ Jump up to: а б с д и «МоМА расширяет свое пространство на Манхэттене, вид на Нью-Йорк снаружи» . Новости ВТОП . Ассошиэйтед Пресс . 2 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 15 января 2018 года . Проверено 16 января 2018 г.
  73. ^ «Загляните внутрь нового крупного расширения MoMA» . Архитектурный дайджест . 1 июня 2017 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
  74. ^ Jump up to: а б Погребин, Робин (1 июня 2017 г.). «Обновление МоМА переосмысливает представление искусства» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 ноября 2017 года . Проверено 8 ноября 2017 г.
  75. ^ Гэннон, Девин (1 мая 2017 г.). «MoMA представляет окончательный проект расширения стоимостью 400 миллионов долларов» . 6 квадратных футов . Архивировано из оригинала 16 января 2018 года . Проверено 16 января 2018 г.
  76. ^ Jump up to: а б Погребин, Робин (5 февраля 2019 г.). «МоМА закроется, а затем откроет двери для более широкого взгляда на искусство» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 21 февраля 2019 г.
  77. ^ Хайнс, Морган (16 октября 2019 г.). « Новый МоМА»: Нью-Йоркский музей современного искусства вновь открывается после расширения стоимостью 450 миллионов долларов» . США сегодня . Проверено 18 ноября 2019 г.
  78. ^ Пайбара, Ази (21 октября 2019 г.). «Возобновление открытия МоМА: все, что вам нужно знать» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 18 ноября 2019 г.
  79. ^ «МоМА вновь открывается с мега-расширением и блестящей реконструкцией стоимостью 450 миллионов долларов» . Газета Архитектора . 16 октября 2019 г. . Проверено 18 ноября 2019 г.
  80. ^ Дензер, Энтони (2008). Грегори Айн: Современный дом как социальный комментарий . Публикации Риццоли. ISBN  978-0-8478-3062-6 . Архивировано из оригинала 17 июня 2008 года . Проверено 24 мая 2008 г.
  81. ^ «MoMA объявляет об отборе пяти архитекторов для демонстрации сборных домов возле музея летом 2008 года» (PDF) . сайт moma.org .
  82. ^ «Доставка на дом: разрушение современного жилища» . сайт moma.org .
  83. ^ Погребин, Робин (8 января 2008 г.). «Префаб потрясающий? МоМА планирует шоу» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 сентября 2014 года . Проверено 24 мая 2008 г.
  84. ^ «Кураторские отделы | МоМА» .
  85. ^ Макдональд, Бойд; Уильям Э. Джонс (2015). Путешествуя по кино: сексуальный путеводитель для старых людей по телевидению . Южная Пасадена, Калифорния: Semiotext(e). п. 31. ISBN  978-1584351719 .
  86. ^ «Вот самые вдохновляющие коллекции музея фотографии» .
  87. ^ «Семья человека» . Программа ЮНЕСКО «Память мира». 16 мая 2008 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 года . Проверено 14 декабря 2009 г.
  88. ^ О'Хаган, Шон (20 июля 2010 г.). «Был ли Джон Шарковски самым влиятельным человеком в фотографии 20-го века?» . Хранитель . Проверено 26 декабря 2014 г.
  89. ^ Гефтер, Филип (9 июля 2007 г.). «Джон Шарковски, куратор фотографии, умер в возрасте 81 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 декабря 2014 г.
  90. ^ Jump up to: а б Смит, Роберта (12 октября 1991 г.). «Питер Галасси — фотодиректор Modern» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 ноября 2010 года . Проверено 25 сентября 2014 г.
  91. ^ «История киноколлекции МоМА» . МоМА . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 года . Проверено 13 октября 2012 г.
  92. ^ «Кино и видео» . Музей современного искусства, Нью-Йорк: история и коллекция . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. 1997. с. 527. ИСБН  0-8109-8187-4 .
  93. ^ Jump up to: а б «Часто задаваемые вопросы по библиотечным коллекциям» . МоМА . Архивировано из оригинала 4 ноября 2015 года.
  94. ^ «Аркада» . Нью-Йоркский консорциум художественных ресурсов . Проверено 25 июля 2020 г.
  95. ^ Jump up to: а б Брум, Бет (4 ноября 2011 г.). «Знаковое приобретение для отдела архитектуры и дизайна МоМА» . Архитектурный рекорд . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года.
  96. ^ Jump up to: а б Архитектура и дизайн. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , МоМА, получено 30 ноября 2011 г.
  97. ^ « Документы Филипа Джонсона в архивах Музея современного искусства, 1995 ». Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine MoMA.
  98. ^ « Отчеты о выставках 1980–1989 годов в Архиве Музея современного искусства », МоМА. 2016.
  99. ^ Медина, Самуэль (24 января 2014 г.). «В МоМА откроется выставка Фрэнка Ллойда Райта» . Метрополис . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
  100. ^ Салливан, Роберт. «Городской дизайн: архивы Фрэнка Ллойда Райта выставлены в МоМА» . Мода . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
  101. ^ «Выставки: Фрэнк Ллойд Райт и город: плотность против расселения» . МоМА . Архивировано из оригинала 5 октября 2015 года.
  102. ^ «Фрэнк Ллойд Райт» . МоМА . Проверено 25 июля 2020 г.
  103. ^ Антонелли, Паола (29 ноября 2012 г.). «Видеоигры: 14 в коллекции, для начинающих» . МоМА . Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 года . Проверено 30 ноября 2012 г.
  104. Ежегодный опрос посетителей музеев The Art Newspaper , опубликовано 31 марта 2021 г.
  105. ^ Орден, Эрика (29 июня 2010 г.). «Посещаемость МоМА достигла рекордного уровня» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN   0099-9660 . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  106. ^ Борофф, Филип (12 января 2012 г.). «Падение посетителей МоМА, рост популярности музеев во главе с блокбастерами» . Новости Блумберга . Архивировано из оригинала 11 января 2015 года.
  107. ^ «Цифры посетителей в 2016 году: Христо помогает 1,2 миллионам человек ходить по воде» . Художественная газета . Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
  108. ^ Фогель, Кэрол (25 сентября 2012 г.). «МоМА планирует работать каждый день» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2016 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  109. ^ Фогель, Кэрол (28 июля 2011 г.). «Музей современного искусства повышает входные и членские взносы» . ArtsBeat . Проверено 7 апреля 2023 г.
  110. ^ «Местоположения, часы работы и вход» . МоМА . Проверено 8 декабря 2018 г.
  111. ^ «Скидки» . МоМА . 26 июня 2016 г. Проверено 8 декабря 2018 г.
  112. ^ Jump up to: а б Борофф, Филип (10 августа 2009 г.). «Музей современного искусства Лоури заработал 1,32 миллиона долларов в 2008–2009 годах» . Новости Блумберга. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года.
  113. ^ Jump up to: а б Коэн, Арианна (1 мая 2007 г.). «Музей» . Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  114. ^ Фогель, Кэрол (13 апреля 2005 г.). «МоМА получит самый крупный денежный подарок» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  115. ^ Казакина, Катя (11 апреля 2012 г.). «S&P повысило долговой рейтинг Музея современного искусства по управлению» . Новости Блумберга. Архивировано из оригинала 11 января 2015 года.
  116. ^ Погребин, Робин (22 июля 2013 г.). «Катарские богатства покупают влияние в мире искусства» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 25 июня 2020 г.
  117. ^ Jump up to: а б Икин, Хью (7 ноября 2004 г.). «Финансирование MoMA: действительно очень современное искусство» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 28 мая 2015 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  118. ^ Борофф, Филип (1 августа 2011 г.). «МоМА повышает входную плату до 25 долларов, директору Лоури платят 1,6 миллиона долларов» . Новости Блумберга. Архивировано из оригинала 11 января 2015 года.
  119. ^ Флинн, Кевин; Стром, Стефани (9 августа 2010 г.). «Сливовая выгода для культурного поста: жилье без налогов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2017 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  120. ^ Jump up to: а б Камп, Джастин (7 мая 2020 г.). «Музей современного искусства сокращает бюджет и персонал, чтобы противостоять COVID-19» . Артистичный . Проверено 25 июня 2020 г.
  121. ^ Маккарти, Келли (6 апреля 2020 г.). «Коронавирус обнажает уязвимость музеев Нью-Йорка и музейных работников» . Новости АВС . Проверено 25 июня 2020 г.
  122. ^ Смолл, Закари (1 мая 2021 г.). «МоМА блокирует протестующих, которые планировали провести демонстрацию внутри» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 года . Проверено 13 июня 2021 г.
  123. ^ «План активистов провести марш против токсичной филантропии внутри МоМА закончился противоречивыми сообщениями о насилии» . Новости Артнета . 3 мая 2021 г. . Проверено 13 июня 2021 г.
  124. ^ Коэн, Уильям Б. (4 февраля 2014 г.). «Нужно ли нам отправлять «мужчин-памятников» в МоМА?» . lootedart.com . Блумберг. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 9 января 2021 г.
  125. ^ «Новые доказательства по делу Гроса о нацистской мародерстве против МоМА | The Art Newspaper» . 17 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2020 года . Проверено 9 января 2021 г.
  126. ^ «Шопс против Музея современного искусства, 594 F. Supp. 2d 461 – CourtListener.com» . Слушатель суда . Проверено 9 января 2021 г.
  127. ^ Берли, Нина (14 февраля 2012 г.). «Призраки МоМА: забытая история «дегенерата» дилера Альфреда Флехтхайма» . lootedart.com . ГалеристНЙ . Проверено 9 января 2021 г.
  128. ^ «Пабло Пикассо, Мулен де ла Галетт (1900)» . Музей Соломона Р. Гуггенхайма . Архивировано из оригинала 23 апреля 2017 года.
  129. ^ Ицкофф, Дэйв (19 июня 2009 г.). «Судья упрекает музеи за тайное поселение Пикассо» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 июля 2017 года.
  130. ^ Кирни, Кристина (2 февраля 2009 г.). «Музеи Нью-Йорка удовлетворяют иск о похищенных нацистами Пикассо» . Рейтер . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года.
  131. ^ «Гуггенхайм урегулирует судебный процесс и делится ключевыми выводами» (пресс-релиз). Музей Гуггенхайма. 25 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г.
  132. ^ Александр, Харриет (17 ноября 2015 г.). «Музей Нью-Йорка возвращает картину, украденную нацистами после десятилетней битвы» . lootedart.com . Дейли Телеграф . Проверено 9 января 2021 г.
  133. ^ Боули, Грэм (12 февраля 2024 г.). «Тихо, после гонорара в 4 миллиона долларов, МоМА возвращает Шагала с нацистским оттенком» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 15 февраля 2024 г.
  134. ^ Вилла, Анжелика (12 февраля 2024 г.). «MoMA вернул ценную картину Шагала со спорным провенансом в 2021 году» . ARTnews.com . Проверено 15 февраля 2024 г.
  135. ^ «Исследование происхождения нацистской эпохи - начиная с нуля | Линн Ротер» . Стэнфордский гуманитарный центр . Архивировано из оригинала 27 ноября 2022 года . Проверено 15 февраля 2024 г.
  136. ^ Коэн, Патрисия (28 ноября 2012 г.). «MoMA обретает сокровище, которое также было желанным» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2012 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  137. ^ «VAC Live: Тино Сегал | ВК» .
  138. ^ Глюк, Грейс (16 августа 1981 г.). «Альфред Гамильтон Барр-младший мертв; создатель Музея современного искусства» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  139. ^ «Повышена до директора Музея современного искусства» . Нью-Йорк Таймс . 19 октября 1949 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2014 года.
  140. ^ «А. Х. Барр-младший уходит из Современного музея; директор с 1929 года, чтобы посвятить все свое время написанию статей об искусстве» . Нью-Йорк Таймс . 28 октября 1943 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2014 года.
  141. ^ «Рене д'Арнонкур умер в 67 лет; возглавлял Музей современного искусства» . Нью-Йорк Таймс . 14 августа 1968 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  142. ^ Глюк, Грейс (9 января 1970 г.). «Современные имена режиссера Хайтауэра» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2023 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
  143. ^ Глюк, Грейс (6 января 1972 г.). «Хайтауэр покидает современный музей» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
  144. ^ Jump up to: а б Киммельман, Майкл (17 ноября 1994 г.). «Музей современного искусства завершил трудные поиски руководителя» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 7 апреля 2023 г.
  145. ^ «Гленн Д. Лоури» . Музей современного искусства . Проверено 7 апреля 2023 г.
  146. ^ Песес, Хуан (12 февраля 2018 г.). «Окончательное шоу в Брассае, куратором которого является бывшая звезда МоМА Питер Галасси» . Британский журнал фотографии . Проверено 25 июля 2020 г.
  147. ^ Смит, Дженнифер (23 марта 2016 г.). «МоМА представляет новый микс 60-х» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 26 июня 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллан, Кеннет Р. «Понимание информации », в книге «Концептуальное искусство: теория, миф и практика» . Эд. Майкл Коррис. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2004. стр. 144–168.
  • Барр, Альфред Х; Сэндлер, Ирвинг; Ньюман, Эми (1 января 1986 г.). Определение современного искусства: избранные произведения Альфреда Х. Барра-младшего . Нью-Йорк: Абрамс. ISBN  0810907151 .
  • Би, Харриет С. и Мишель Эллигот. Искусство в наше время. Хроника Музея современного искусства , Нью-Йорк, 2004 г. ISBN   0-87070-001-4 .
  • Фицджеральд, Майкл К. Создание модернизма: Пикассо и создание рынка искусства двадцатого века . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1995.
  • Гейгер, Стефан. Искусство сборки. Музей современного искусства, 1961. Новая реальность искусства начала шестидесятых годов (Дисс. Университет Бонна, 2005 г.), Мюнхен, 2008 г., ISBN   978-3-88960-098-1 .
  • Харр, Джон Энсор и Питер Дж. Джонсон. Век Рокфеллера: три поколения величайшей семьи Америки . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1988.
  • Керт, Бернис. Эбби Олдрич Рокфеллер: Женщина в семье . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1993.
  • Лайнс, Рассел, Старый добрый модерн: интимный портрет Музея современного искусства, Нью-Йорк: Атенеум, 1973.
  • Пакетт, Ката (2017). На перепутье: Диего Ривера и его покровители в МоМА, Рокфеллеровском центре и Дворце изящных искусств . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  978-1477311004 .
  • Райх, Кэри. Жизнь Нельсона А. Рокфеллера: миры, которые предстоит покорить, 1908–1958 гг . Нью-Йорк: Даблдей, 1996.
  • Рокфеллер, Дэвид (2003). Мемуары . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  978-0812969733 .
  • Шульце, Франц (15 июня 1996 г.). Филип Джонсон: жизнь и работа . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0226740584 .
  • Станишевский, Мэри Энн (1998). Сила дисплея. История выставочных инсталляций Музея современного искусства . МТИ Пресс . ISBN  978-0262194020 .
  • Уилсон, Кристина (2009). Современный взгляд: Штиглиц, МоМА и выставочное искусство, 1925–1934 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300149166 .
  • Лоури, Гленн Д. (2009). Музей современного искусства этого века . Музей современного искусства. ISBN  978-0870707643 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82b621438d87eca10d17fc7b2d84a619__1720895100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/19/82b621438d87eca10d17fc7b2d84a619.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Museum of Modern Art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)