Генрих фон Клейст
Генрих фон Клейст | |
---|---|
Рожденный | Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст 18 октября 1777 г. Франкфурт-на-Одере , Королевство Пруссия , Священная Римская империя. |
Умер | 21 ноября 1811 г. Кляйнер Ванзее , Берлин , Королевство Пруссия | ( 34 года
Занятие | поэт, драматург, прозаик, автор рассказов |
Национальность | немецкий |
Литературное движение | Романтизм |
Известные работы | «Разбитый кувшин» , «Маркиза О» , Михаэль Кольхаас , «Пентесилея» , «Принц Гомбургский». |
Подпись | |
Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (18 октября 1777 — 21 ноября 1811) — немецкий поэт , драматург , прозаик , новеллист и журналист . Его наиболее известные произведения — театральные пьесы «Кэтхен фон Гейльбронн» , «Разбитый кувшин» , «Амфитрион» и «Пентесилея» , а также новеллы «Михаэль Кольхаас» и «Маркиза О.» . Клейст покончила жизнь самоубийством вместе со своей близкой подругой, которая была неизлечимо больна.
Театр Кляйста Его именем названа Премия Клейста, престижная премия в области немецкой литературы, а также в его родной Франкфурте-на-Одере .
Жизнь
[ редактировать ]Клейст родился в семье фон Клейст во Франкфурте-на-Одере в маркграфстве Бранденбург , провинции Королевства Пруссия . После скудного образования он поступил в прусскую армию в 1792 году, участвовал в Рейнской кампании 1796 года и вышел в отставку со службы в 1799 году в чине поручика. Он изучал право и философию в университете Виадрина , а в 1800 году — подчиненную должность в министерстве финансов в Берлине.
В следующем году странствующий беспокойный дух Клейста взял над ним верх, и, получив длительный отпуск, он посетил Париж, а затем поселился в Швейцарии. Там он нашел близких друзей в лице Генриха Чокке и Людвига Виланда (1777–1819), сына поэта Кристофа Мартина Виланда ; и им он прочитал свою первую драму, мрачную трагедию «Семья Шроффенштейнов» (1803).
Осенью 1802 года Клейст вернулся в Германию; он посетил Гете , Шиллера и Виланда в Веймаре , пробыл некоторое время в Лейпциге и Дрездене , вернулся в Париж. Вернувшись в 1804 году на свой пост в Берлине, он перешел в Domänenkammer (отдел по управлению коронными землями) в Кенигсберге . По дороге в Дрезден в 1807 году Клейст был арестован французами как шпион; он оставался близким узником Франции в Форт-де-Жу . Вернувшись на свободу, он отправился в Дрезден, где вместе с Адамом Генрихом Мюллером журнал «Фёбус» (1779–1829) издал в 1808 году .
В 1809 году Клейст отправился в Прагу и в конце концов поселился в Берлине. Он редактировал (1810/1811) газету Berliner Abendblätter . Очарован интеллектуальными и музыкальными достижениями неизлечимо больной Генриетты Фогель. ( из ) . Клейст, более разочарованный и озлобленный, чем когда-либо, согласился выполнить ее волю и умереть вместе с ней, выполнив это решение, застрелив сначала Фогеля, а затем себя на берегу Кляйнер Ванзее (Маленького Ванзее) недалеко от Потсдама 21 ноября 1811 года. [ 1 ]
Согласно одиннадцатому изданию Британской энциклопедии , «вся жизнь Клейста была наполнена беспокойным стремлением к идеальному и иллюзорному счастью, и это отражено в его творчестве. Он был, безусловно, самым важным северогерманским драматургом романтического движения , и никем другим» . романтиков приближается к нему по той энергии, с которой он выражает патриотическое негодование». [ 2 ]
Жизнь с планом
[ редактировать ]Весной 1799 года 21-летний Клейст написал своей сводной сестре Ульрике письмо , в котором находил «непонятным, как человек может жить без жизненного плана» ( Lebensplan ). [ 3 ] По сути, Клейст искал и обнаружил непреодолимое чувство безопасности, глядя в будущее с четким планом своей жизни. [ 3 ] Это принесло ему счастье и вселило в него уверенность, особенно зная, что жизнь без плана приносит только отчаяние и дискомфорт. [ 3 ] Ирония является его самоубийства пищей его критиков.
Отношения с Генриеттой Фогель и договор о самоубийстве
[ редактировать ]Кляйст познакомился с Генриеттой Фогель в 1809 году через своего друга Адама Мюллера; дружба процветала. Их разделяла любовь к музыке, и, по словам Эрнеста Пегилена, Генриетта Фогель просила подругу объяснить ей военное искусство, а также научить ее фехтованию . [ нужна ссылка ] ибо драматург был солдатом. Отношения между ними стали близкими осенью 1811 года. По свидетельству современников, это был не огонь страсти, а чисто духовная любовь. Его двоюродный брат [ 4 ] Мария фон Клейст , самый важный спонсор и доверенное лицо Генриха фон Клейста, также способствовала распространению этих слухов. Согласно отчету о вскрытии, Фогель страдал от рака . [ 5 ]
21 ноября 1811 года они отправились из Берлина в Ванзее. Перед отъездом они написали прощальные письма, которые, как и отчет о последней ночи, проведенной в гостинице Gasthof Stimming, вошли в мировую литературу. По прибытии в окрестности Ванзее в Потсдаме Клейст застрелил Генриетту, а затем направил пистолет на себя. Они были похоронены вместе в общей могиле на Кляйне Ванзее (Бисмаркштрассе), которая стала туристической достопримечательностью. Его дизайн был изменен к двухсотлетию со дня их смерти. Тогда был построен прямой доступ со станции Ванзее к могиле. Надгробие, установленное немцами в 1936 году, было повернуто и показывает выгравированный оригинальный текст, написанный Максом Рингом и просьбой Отца Ностера: «простите нам нашу вину», а также имена и данные Генриетты Фогель и Генриха фон Клейста. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Литературные произведения
[ редактировать ]Его первой трагедией стала «Семья Шроффенштейн» ( Die Familie Schroffenstein ). Материал для второй, Пентесилеи (1808), царицы амазонок, взят из греческого источника и представляет собой картину дикой страсти. Более успешной, чем любая из них, была его романтическая пьеса « Кэтхен из Гейльбронна» ( Das Käthchen von Heilbronn ) (1808), поэтическая драма, полная средневековой суеты и таинственности, сохранявшая свою популярность на протяжении многих лет. [ 1 ]
В комедии Клейст сделал себе имя благодаря «Разбитому кувшину» ( Der zerbrochne Krug ), а Амфитрион (1808), экранизации ) ( 1808 , получил признание критиков спустя много времени после его смерти. Из других драм Клейста «Германская пропаганда» (1809) представляет собой драматическое произведение антинаполеоновской пропаганды , написанное в период, когда Австрия и Франция вступили в войну . назвал его Карл Шмитт «величайшим партизанским произведением всех времен». [ 10 ] В нем он дает выход своей ненависти к угнетателям своей страны. Это, вместе с драмой «Принц Гомбургский» ( Prinz Friedrich von Homburg oder die Schlacht bei Fehrbellin ), входящей в число лучших его произведений, впервые было опубликовано Людвигом Тиком Клейста в «Hinterlassene Schriften» (1821). «Роберт Гискард» , драма, задуманная по грандиозному замыслу, осталась фрагментом. [ 1 ]
Клейст был также мастером повествовательного искусства, и его «Gesammelte Erzählungen» ( «Сборник рассказов» ) (1810–1811) «Михаэль Кольхаас» знаменитый бранденбургский торговец лошадьми времен Мартина Лютера , в котором увековечен , является одним из лучшие немецкие рассказы своего времени. [ 1 ] «Землетрясение в Чили» и являются «Св. Сесилия, или также Сила музыки» прекрасными примерами повествования Клейста, как и « » Маркиза О. . Его короткие рассказы повлияли на рассказы Кафки. [ 11 ] и новеллы австрийского писателя Фридриха Хальма . [ 12 ] Он также писал патриотические тексты в контексте наполеоновских войн .
Работа в риторике
[ редактировать ]Работа Клейста также углубилась в область риторики . Наиболее примечательными из-за того, что Клейст использовал ошибки и понимал их важность, были оговорки, недоразумения, ошибочные идентификации и другие подобные путаницы. В его произведениях можно увидеть наиболее распространенное использование риторики в Пентесилее . В истории моменты насилия, соблазнения и войны зависят от языковых ошибок. Через эти ошибки Клейст показывает, как ошибка может повлиять на повседневные ситуации и стать причиной серьезных проблем. В целом, использование ошибок Клейстом исследует, что можно сделать с ироническими ошибками в речи. [ 13 ]
Философские очерки
[ редактировать ]Клейст также известен своими эссе на темы эстетики и психологии, которые при ближайшем рассмотрении показывают глубокое понимание метафизических вопросов, обсуждавшихся философами его времени, такими как Кант , Фихте и Шеллинг .
О постепенном возникновении мыслей во время речи
[ редактировать ]В первом из своих крупных эссе « О постепенном выработке мыслей во время речи» ( Über die allmähliche Verfertigung der Gedanken beim Reden ) Клейст утверждает, что большинству людей рекомендуется говорить только о том, что они уже понимают. [ 14 ] Вместо того, чтобы говорить о том, что вы уже знаете, Клейст советует своим читателям говорить с другими с «разумным намерением научить себя». [ 14 ] Поощрение диалога посредством искусства «умелого задавать вопросы» может сыграть роль в достижении рационального или просветленного состояния ума, но не обязательно («И дело не в том, что ее умелые вопросы приводят меня к важному моменту, хотя это часто может быть будет так» (фон Клейст, стр. 405)). [ 14 ] И все же Клейст использует пример Французской революции как кульминационное событие эпохи Просвещения, благодаря которому человек освободился от своих темных и феодальных цепей в пользу свободы, равенства и братства . Однако для Клейста это не так просто. Человек не может просто вести себя в будущее, используя рациональный разум в качестве своего основного инструмента. Поэтому Клейст решительно выступает за полезность размышлений постфактум или постфактум. [ 15 ] Поступая так, человек сможет формировать свое коллективное сознание таким образом, чтобы это соответствовало принципам свободной воли . Размышляя постфактум, человек избежит, казалось бы, отвратительных ограничений, присущих рациональному мышлению. Другими словами, воля к власти имеет «великолепный источник в чувствах», и поэтому человек должен преодолеть свою «борьбу с судьбой » с помощью сбалансированной смеси мудрости и страсти . [ 15 ]
Библиография
[ редактировать ]Его собрание сочинений было опубликовано Людвигом Тиком (3 тома, 1826 г.) и Юлианом Шмидтом (новое издание 1874 г.); также Франц Мюнкер (4 тома, 1882 г.); Теофил Золлинг (4 тома, 1885 г.); к К. Зиген (4 тома, 1895 г.); и в критическом издании Эриха Шмидта (5 томов 1904–1905). Его «Избранные драмы» были опубликованы К. Зигеном (Лейпциг, 1877); и его письма были впервые опубликованы Эдуардом фон Бюловым, Жизнь и письма Генриха фон Клейста (1848 г.). [ 1 ]
Пьесы
- Семья Шроффенштейнов , написанная в 1802 году, анонимно опубликованная в 1803 году, премьера состоялась 9 января 1804 года в Граце.
- Робер Гвискар, герцог норманнов , написанное в 1802–1803 годах, опубликованное в апреле/мае 1808 года в журнале «Фёбус» , впервые исполнено 6 апреля 1901 года в Берлинском театре в Берлине.
- Der Zerbrochne Krug ( «Разбитый кувшин» ), написанный в 1803–1806 годах, премьера состоялась 2 марта 1808 года в Хофтеатре в Веймаре.
- «Амфитрион» , написанный в 1807 году, впервые исполнен 8 апреля 1899 года в Новом театре в Берлине.
- Пентесилея , завершена в 1807 году, опубликована в 1808 году, впервые исполнена в мае 1876 года в Königlichen Schauspielhaus в Берлине.
- Кетхен фон Хайльбронн, или Испытание огнем. Великая историческая рыцарская пьеса , написанная в 1807–1808 годах, частично опубликованная в журнале Phöbus 1808, премьера состоялась 17 марта 1810 года в Театре ан дер Вин в Вене, переработанная и полностью опубликованная в 1810 году.
- Die Hermannsschlacht , написанная в 1809 году, опубликована посмертно в 1821 году, впервые исполнена 18 октября 1860 года в Бреслау.
- Принц Фридрих фон Гомбург ( «Принц Гомбургский »), написанный в 1809–1811 годах, впервые исполнен 3 октября 1821 года под названием « Битва при Фербеллине» в Бургтеатре в Вене.
Новеллы и рассказы
- «Землетрясение в Чили» опубликованное , под первоначальным названием «Херонимо и Жозеф 1807» в утренней газете Котты для образованных людей ; переработано и включено в 1810 г. в рассказы (Том 1)
- «Маркиза О...» , опубликованная в феврале 1808 года в «Фебе» ; переработано и включено в 1810 г. в рассказы (Том 1)
- Майкл Кольхас. Из старой хроники , частично опубликованной в июне 1808 года в «Фебе» ; включен в 1810 г. в рассказы (Том 1)
- Das Bettelweib von Locarno ( «Нищая из Локарно» ), опубликовано 11 октября 1810 года в газете Berliner Abendseiten ; включен в 1811 г. в рассказы (Том 2)
- Святая Цецилия или сила музыки. «Легенда» ( Святая Цесилия или «Сила музыки» ), опубликованная 15–17 ноября 1810 года в « Берлинер Абендсайтен» ; расширен и включен в 1811 г. в рассказы (Том 2)
- «Обручение в Санто-Доминго» опубликованное , с 25 марта по 5 апреля 1811 года в Der Freimüthige ; переработано и включено в 1811 г. в рассказы (Том 2)
- Der Findling ( «Подкидыш» ), опубликовано в 1811 году в «Рассказах» (том 2).
- «Дуэль» , «Рассказах» опубликованная в 1811 году в ( том 2).
- Анекдоты , опубликованные в 1810–1811 годах в газете Berliner Abendseiten.
Адаптации
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Принц Гомбургский (1960), композитор Ганс Вернер Хенце
- Сломанный кувшин (1968/69), автор Фриц Гейсслер
- Пентесилея (1927), составленная Отмаром Шёком
- Пентесилея (2015), композиция Паскаля Дюсапена
Фильмы
[ редактировать ]- Как два ( Wie zwei fröhliche Luftschiffer веселых воздухоплавателя , 1969), 85 мин; автор сценария и режиссер Джонатан Бриэль ; Производство ДФФБ. В фильме показаны последние три дня жизни Клейста. Вместе со своей возлюбленной Генриеттой Фогель, умирающей от рака, Кляйст философствует о жизни и приветствует запланированное самоубийство.
- Михаэль Кольхаас – Бунтарь (1969), режиссер Фолькер Шлендорф
- Сан-Доминго (1970), режиссер Ханс-Юрген Сиберберг
- «Землетрясение в Чили» (1975), режиссер Хельма Сандерс-Брамс
- Маркиза О (1976), режиссер Эрик Ромер, по роману Кляйста «Маркиза фон О»
- Генрих (1977), режиссер Хельма Сандерс-Брамс ; об авторе [ 16 ]
- «Рэгтайм» (1981), режиссер Милош Форман , по одноименному роману Доктороу Э. Л. ; содержит сюжет, который точно повторяет историю Михаэля Кольхааса.
- Генрих Пентесилея фон Кляйст (1983), режиссер Ганс Нойенфельс ; прерывает репетиции и обсуждения этой пьесы [ 17 ]
- Семья, или Шроффенштейн (1984), режиссер Ганс Нойенфельс
- Il principe di Homburg (1997), итальянская адаптация принца Фридриха фон Гомбурга или битвы при Фербеллине, режиссер Марко Беллоккьо
- «Джек Булл» (1999), режиссер Джон Бэдэм ; по мотивам произведения Клейста « Майкл Кольхаас»
- Семя раздора (2008), режиссёр Паппи Корсикато ; Клейста. современная итальянская адаптация «Маркизы фон О»
- Кольхаас, или Пропорциональность средств (2012), немецкий фильм режиссёра Арона Лемана ; по мотивам произведения Клейста « Майкл Кольхаас» . [ 18 ]
- «Безумная любовь» (2014), режиссер Джессика Хауснер , номинирована в категории «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2014, с Кристианом Фриделем в роли Генриха и Бирте Шнойнк в роли Генриетты. В фильме утверждается, что Генриетта на самом деле не страдает каким-либо типом опухоли, но ее симптомы имеют психологические причины. [ 19 ]
- «Эпоха восстания: Легенда о Михаэле Кольхаасе» (2014), режиссер Арно де Пальер ; с Мадсом Миккельсеном в роли Кольхааса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Клейст, Бернд Генрих Вильгельм фон ». Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 845–846. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Jump up to: а б с Генрих фон Клейст, «Маркиза О–» и другие рассказы. Эд. и переведен Дэвидом Люком и Найджелом Ривзом. (Нью-Йорк: Penguin Books, 1978), 7.
- ^ «Генрих фон Кляйст, Образование и насилие - Центр знаний» .
- ^ М. Риссе и Г. Вейлер, «Генрих фон Кляйст и Генриетта Фогель. Судебно-исторические аспекты продолжительного самоубийства», Forensic Medicine 9 , 112–114 (1999). дои : 10.1007/s001940050092
- ^ Таня Лангер (2011). Мы увидимся снова в вечности — «Последняя ночь» Генриетты Фогель и Генриха фон Клейста . Мюнхен: DTV. ISBN 978-3-423-13981-6 .
- ^ Карин Решке (1982). Стремление к счастью. Книга-находка Генриетты Фогель . Берлин: Ротбух Верлаг. ISBN 3-88022-266-5 .
- ^ Гюнтер Бламбергер (2012). Генрих фон Клейст . Франкфурт-на-Майне: Издательство Fischer в мягкой обложке. ISBN 978-3-596-15346-6 .
- ^ Герхард Шульц (2007). Клейст. Биография . Мюнхен: Бек. ISBN 978-3-406-61596-2 .
- ^ Шмитт, Карл , Теория партизана , с. 5 [ нужна полная цитата ]
- ^ Уолтер Хиндерер, «Клейст дует в меня, как мочевой пузырь старой свиньи» в книге «Франц Кафка и мировая литература» , под ред. Манфред Энгель, Дитер Лампинг. (Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 2006) 66–82.
- ^ Работы Хальма , Том 11, изд. Фауста Пахлера и Эмиля Куха; Сын Карла Герольда, Вена, 1872 г., с. VII
- ^ Снг, Закари. Риторика ошибок от Локка до Клейста . Стэнфорд. Издательство Стэнфордского университета. 2010. Глава 5.
- ^ Jump up to: а б с Генрих фон Клейст, О постепенном возникновении мыслей во время речи. Эд. и Транс. Дэвид Константин. (Индианаполис: Hackett Publishing, 2004), 405.
- ^ Jump up to: а б Генрих фон Клейст, О постепенном возникновении мыслей во время речи. Эд. и Транс. Дэвид Константин. (Индианаполис: Hackett Publishing, 2004), 410.
- ^ Генрих (1977) на IMDb
- ^ Генрих Пентесилея фон Кляйст на IMDb
- ^ Кольхаас, или Пропорциональность средств на IMDb
- ^ ван Хой, Бойд (16 мая 2014 г.). « 'Amour Fou': Каннское обозрение» . Голливудский репортер . Проверено 17 мая 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэнхэм, Мартин, изд. (1998). Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43437-8 .
- Кроче, Бенедетто (1924). «Клейст». В: Европейская литература девятнадцатого века. Лондон: Чепмен и Холл, стр. 52–59.
- Хелблинг, Роберт (1975). Основные произведения Генриха фон Клейста. Нью-Йорк: Новые направления. ISBN 0-8112-0563-0 .
- Джейкобс, Кэрол (1989). Невместимый романтизм: Шелли, Бронте, Клейст . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Хапп, Бернхард (2017). Где Кетхен выпрыгнула из окна. Архив Кляйста Зембднер в Хайльбронне. В: Бернхард Хапп: Швабы выбирают! Вюртемберг для любителей литературы и библиофилов. Мескирх: Гмайнер Верлаг. ISBN 978-3839221235 . стр. 135–136.
- Лэмпорт, Фрэнсис Джон (1990). Немецкая классическая драма: театр, человечество и нация, 1750–1870 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-36270-9 .
- Маасс, Иоахим (1983). Клейст: Биография . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
- МакГлатери, Джеймс (1983). Власть желания, пьесы и рассказы Генриха фон Клейста . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-081431-734-1 .
- Мелдрам Браун, Хильда (1998). Генрих фон Клейст Двусмысленность искусства и необходимость формы. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-815895-5 .
- Минде-Пуэ, Георг (1897). Генрих фон Клейст, его язык и его стиль . Веймар: Эмиль Фельбер.
- Офф, Хайнц (2004). Генрих фон Клейст: Прусская судьба . Мюнхен: Пайпер Верлаг ISBN 3-492-04651-7
- Парри, Идрис (1988). «Клейст о марионетках». В: Говори молча: Очерки . Манчестер: Каркане.
- Филлипс, Джеймс (2007). Двусмысленность разума: Клейст читает Канта . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета ISBN 978-080475-587-0
- Серваес, Франц (1902). Генрих фон Клейст . Лейпциг: Э. А. Зееманн.
- Зиберт, Эберхард (2009). Генрих фон Клейст — иллюстрированная биография . Хайльбронн: Архив Клейста Сембднер ISBN 978-3-940494-59-7
- Стэнгл, Питер (2009). Клейст. Его жизнь . Хайльбронн: Архив Клейста Сембднер ISBN 978-3-940494-44-3
- Стейг, Рейнхольд (1901). Берлинские сражения Генриха фон Клейста . Берлин: В. Шпеманн.
- (на немецком, английском, голландском, французском, итальянском и испанском языках) Дирк де Поль (2021). «Возвышенное у Клейста» В: Дирк де Поль: Эпохальные фрагменты . Пандавия, Берлин, стр. 24–52. ISBN 978-3-7531-5486-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дас Кляйст-Портал . Архивировано 8 июня 2011 г. в Wayback Machine (на немецком языке) .
- Семейное объединение тех v. Кляйст ЭВ (на немецком языке)
- Список немецкоязычных драматургов
- Работы Генриха фон Клейста в Project Gutenberg
- Работы Генриха фон Клейста в Faded Page (Канада)
- Работы Генриха фон Клейста или о нем в Интернет-архиве
- Работы Генриха фон Клейста в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- «О театре марионеток» в переводе Идриса Парри.
- Генрих фон Клейст на IMDb
- Генрих фон Клейст
- 1777 рождений
- 1811 смертей
- Самоубийства 1810-х годов
- Немецкие поэты XVIII века.
- Немецкие поэты XIX века.
- Немецкие романисты XIX века.
- Немецкие драматурги и драматурги XIX века.
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Люди из Франкфурта (Одера)
- Люди из маркграфства Бранденбург
- Семья Клейст
- Немецкие драматурги и драматурги-мужчины
- Писатели из Бранденбурга
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в Германии
- Совместные самоубийства
- Выпускники Европейского университета Виадрина
- Личный состав прусской армии
- Прусские военные офицеры
- Немецкие военнослужащие французских революционных войн
- Поэты королевства Пруссия.