Jump to content

Доша

(Перенаправлено с Доксай )

Докса ( древнегреческий : δόξα ; от глагола δοκεῖν , dokein , «появляться, казаться, думать, принимать») [1] это распространенное убеждение или популярное мнение. В классической риторике докса противопоставляется эпистеме ( «знание»).

Этимология

[ редактировать ]

Термин «докса» древнегреческое существительное ( δόξα ), родственное глаголу dokein ( δοκεῖν ), означающему «появляться, казаться, думать, принимать». [1]

Между III и I веками до нашей эры этот термин приобрел дополнительное значение, когда Септуагинта использовала докса для перевода библейского еврейского слова, означающего «слава» ( כבוד , кавод ). Этот греческий перевод еврейских писаний , использовавшийся ранней Церковью , привел к частому использованию этого термина в Новом Завете . Это слово также используется в богослужениях Греческой Православной Церкви , где прославление Бога в истинном поклонении также рассматривается как истинная вера. В этом контексте докса отражает поведение или практику богослужения, а также веру всей церкви, а не личное мнение. Объединение этих многочисленных значений doxa проявляется в современных терминах ортодоксальности. [2] и инославие . [3] [4] Это семантическое слияние в слове докса также наблюдается в русском слове слава (слава), которое означает «слава», но используется в значении хвалы или поклонения в таких словах, как православие (православие), означающее «православие» (или, буквально «истинная вера», «истинный образ поклонения»), связанный с глаголом «славить» – «хвалить», но калькированный от греческого ὀρθοδοξία ( ортодоксия ).

В философии

[ редактировать ]

В своем диалоге «Горгий » Платон представляет софистов как мастеров слова, которые без стыда поймали в ловушку и использовали податливую доксу толпы в своих интересах. [5] В этом и других произведениях Платон рассматривал доксу как веру, не связанную с разумом, которая обитает в неразумных, нижних частях души. [6]

Эта точка зрения распространилась на концепцию доксасты Платона в теории форм , которая утверждает, что физические объекты являются проявлениями докса и, следовательно, не находятся в своей истинной форме. [7] Представление Платона о доксе как о противнике знания привело к классической оппозиции ошибки истине , которая с тех пор стала главной проблемой в западной философии . (Однако в «Теэтете» и «Меноне » Платон предлагает Сократу предположить, что знание — это ortos doxa , для которого можно предоставить логос , тем самым положив начало традиционному определению знания как « оправданной истинной веры ».) Таким образом, ошибка рассматривается как чистый негатив, который может принимать различные формы, в том числе форму иллюзии .

Хотя докса используется как инструмент для формирования аргументов , она также формируется аргументами . Первое можно понять, как сказал Джеймс А. Херрик в «Истории и теории риторики: введение» : [8]

Софисты в «Горгии» утверждают, что риторика создает полезную на данный момент истину из doxa, или мнений людей, посредством процесса аргументации и контраргументации. Сократ не будет иметь части такой «истины», которая, тем не менее, необходима для демократии.

Важно отметить, что демократия , которая по определению является проявлением общественного мнения , зависит (и, следовательно, также ограничивается) от тех же ограничений, налагаемых на лиц, ответственных за ее установление. Из-за скомпрометированных мнений внутри общества, а также мнений, не учитываемых из-за недоступности и апатии , докса не является однородной и не создается приятной. Скорее, он податлив и несовершенен — результат продолжающейся борьбы за власть между сталкивающимися «истинами».

Аристотель

[ редактировать ]

Аристотель , ученик Платона, возражал против теории Платона о доксе. Аристотель понимал, что ценность доксы заключается в практичности и обычном использовании, в отличие от философской чистоты Платона, сводящей доксу к обману. Кроме того, Аристотель считал доксу первым шагом к обретению знания ( эпистемы ), поскольку докса нашла применение в физическом мире, благодаря чему те, кто ее придерживался, прошли большое количество тестов, чтобы доказать это и, таким образом, иметь основания верить в это. [9] Аристотель разъясняет это, классифицируя принятые истины физического мира, которые передаются из поколения в поколение, как эндокса . [10] Endoxa — более устойчивое убеждение, чем doxa , поскольку оно было «проверено» в спорной борьбе в Полисе предыдущими собеседниками . Термин эндокса используется в «Органоне» , «Топиках и риторике» Аристотеля .

Основные доктрины (Кириай Доксай) являются основными верованиями эпикурейской школы эллинистической философии и составляют эпикурейскую ортодоксальность. Считается, что это авторитетные выводы, к которым пришли Эпикур, Метродор и их близкие соратники в первые годы формирования школы и которые были обобщены в виде обобщения для пользы их учеников.

Современные интерпретации

[ редактировать ]

В социологии и антропологии (Бурдье)

[ редактировать ]

Пьер Бурдье в своем «Очерке теории практики» (1972) использовал термин doxa для обозначения само собой разумеющихся и неоспоримых истин общества. [11] Для сравнения, мнение — это сфера того, что может открыто оспариваться и обсуждаться. [12] Бурдье считает, что докса происходит от социализации , поскольку социализация также имеет дело с убеждениями, исходящими из общества; По мере того, как мы растем в окружающей среде, мы склонны верить в то, что общество говорит нам, правильно. В дополнение к своему предыдущему примеру Бурдье утверждает, что это общепринятое в обществе заблуждение: если вы не набираете таких высоких результатов, как кто-то другой, то вы, очевидно, не так умны, как они. Результаты не доказывают, что человек умнее, потому что на результат теста влияет множество различных факторов. Люди могут преуспеть в одной теме и потерпеть неудачу в другой. Однако, несмотря на то, что это заблуждение, люди склонны заниматься обычными практиками, чтобы чувствовать себя лучше. В случае распространенных убеждений в школе учащиеся, которые чувствуют себя хуже из-за распространенного убеждения, что они не так умны, как ученики, набравшие более высокие баллы, чем они, могут употреблять наркотики, чтобы облегчить неуверенность, с которой они сталкиваются. Бурдье считает, что докса — это больше, чем просто общее убеждение: она также потенциально может дать начало общим действиям. [13] [14] Это обращает внимание на то, что понятие социального порядка как естественно возникшего, воспринимается неверно, игнорируя его создание посредством политической аргументации. Таким образом, Doxa можно понимать как созданную аргументами, а также как используемую для формирования аргументов, необходимых для установления демократической политики.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Лидделл, Генри Джордж и Роберт Скотт . 1940. « δοκέω ». В греко-английском лексиконе под редакцией Х.С. Джонса и Р. Маккензи. Оксфорд. Кларендон Пресс . – через проект Персей .
  2. ^ Харпер, Дуглас (ноябрь 2001 г.). «православный (прилаг.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 1 июля 2008 г. «что считается истинным или правильным [...]»
  3. ^ Харпер, Дуглас (ноябрь 2001 г.). «неортодоксальный (прилаг.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 1 июля 2008 г. «не в соответствии с устоявшимися доктринами»
  4. ^ Уэр, Каллистос (29 апреля 1993 г.). Православная церковь (новая ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. стр. 8, 266. ISBN.  978-0-14-014656-1 . Слово «православие» имеет двойное значение: «правая вера» и «правая слава» (или «правое поклонение»).
  5. ^ Платон . [380 г. до н. э.]. Горгий в переводе Б. Джоветта . – через Архив интернет-классики . Проверено 11 февраля 2013 г.
  6. ^ Сорабджи, Ричард . 1992. Очерки «De Anima» Аристотеля под редакцией MC Nussbaum . Издательство Оксфордского университета .
  7. ^ Саиф, Ян (2007). «Докса и эпистема как способы знакомства в Республике V» . Платонические исследования . IV (4). Belles Lettres: 253–272. doi : 10.4000/платонические исследования.915 .
  8. ^ Херрик, Джеймс, А. (2005). История и теория риторики: Введение (3-е изд.). Аллин и Бэкон. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ «Докса» . Справочник по Кредо . Сейдж Великобритания. 2005 . Проверено 2 марта 2014 г.
  10. ^ Яйца, Эккехард; МакЭлхольм, Дермот (2002). «Докса в поэзии: исследование поэтики Аристотеля» (PDF) . Поэтика сегодня . 23 (3). Издательство Университета Дьюка: 395–426. дои : 10.1215/03335372-23-3-395 . S2CID   170165481 . Проверено 1 марта 2014 г.
  11. ^ Бурдье, Пьер . [1972] 1977. Очерк теории практики 16, перевод Р. Найс. Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
  12. ^ Нильсен, Финн Сиверт. « Бурдье, Пьер (Пьер-Феликс) (1930–2002) ». АнтроБаза .
  13. ^ Бурдье, Пьер и Терри Иглтон . 1992. «Докса и совместная жизнь». Новый левый обзор . стр. 111–21, 199.
  14. ^ Вернон, Филипп Э. 1969. Интеллект и культурная среда . Лондон: Метуэн . п. 215.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b194286ad839b84a6d205f530ed8c37a__1721005440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/7a/b194286ad839b84a6d205f530ed8c37a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Doxa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)