Доша
Часть серии о |
Риторика |
---|
![]() |
Докса ( древнегреческий : δόξα ; от глагола δοκεῖν , dokein , «появляться, казаться, думать, принимать») [1] это распространенное убеждение или популярное мнение. В классической риторике докса противопоставляется эпистеме ( «знание»).
Этимология
[ редактировать ]Термин «докса» — древнегреческое существительное ( δόξα ), родственное глаголу dokein ( δοκεῖν ), означающему «появляться, казаться, думать, принимать». [1]
Между III и I веками до нашей эры этот термин приобрел дополнительное значение, когда Септуагинта использовала докса для перевода библейского еврейского слова, означающего «слава» ( כבוד , кавод ). Этот греческий перевод еврейских писаний , использовавшийся ранней Церковью , привел к частому использованию этого термина в Новом Завете . Это слово также используется в богослужениях Греческой Православной Церкви , где прославление Бога в истинном поклонении также рассматривается как истинная вера. В этом контексте докса отражает поведение или практику богослужения, а также веру всей церкви, а не личное мнение. Объединение этих многочисленных значений doxa проявляется в современных терминах ортодоксальности. [2] и инославие . [3] [4] Это семантическое слияние в слове докса также наблюдается в русском слове слава (слава), которое означает «слава», но используется в значении хвалы или поклонения в таких словах, как православие (православие), означающее «православие» (или, буквально «истинная вера», «истинный образ поклонения»), связанный с глаголом «славить» – «хвалить», но калькированный от греческого ὀρθοδοξία ( ортодоксия ).
В философии
[ редактировать ]Платон
[ редактировать ]В своем диалоге «Горгий » Платон представляет софистов как мастеров слова, которые без стыда поймали в ловушку и использовали податливую доксу толпы в своих интересах. [5] В этом и других произведениях Платон рассматривал доксу как веру, не связанную с разумом, которая обитает в неразумных, нижних частях души. [6]
Эта точка зрения распространилась на концепцию доксасты Платона в теории форм , которая утверждает, что физические объекты являются проявлениями докса и, следовательно, не находятся в своей истинной форме. [7] Представление Платона о доксе как о противнике знания привело к классической оппозиции ошибки истине , которая с тех пор стала главной проблемой в западной философии . (Однако в «Теэтете» и «Меноне » Платон предлагает Сократу предположить, что знание — это ortos doxa , для которого можно предоставить логос , тем самым положив начало традиционному определению знания как « оправданной истинной веры ».) Таким образом, ошибка рассматривается как чистый негатив, который может принимать различные формы, в том числе форму иллюзии .
Хотя докса используется как инструмент для формирования аргументов , она также формируется аргументами . Первое можно понять, как сказал Джеймс А. Херрик в «Истории и теории риторики: введение» : [8]
Софисты в «Горгии» утверждают, что риторика создает полезную на данный момент истину из doxa, или мнений людей, посредством процесса аргументации и контраргументации. Сократ не будет иметь части такой «истины», которая, тем не менее, необходима для демократии.
Важно отметить, что демократия , которая по определению является проявлением общественного мнения , зависит (и, следовательно, также ограничивается) от тех же ограничений, налагаемых на лиц, ответственных за ее установление. Из-за скомпрометированных мнений внутри общества, а также мнений, не учитываемых из-за недоступности и апатии , докса не является однородной и не создается приятной. Скорее, он податлив и несовершенен — результат продолжающейся борьбы за власть между сталкивающимися «истинами».
Аристотель
[ редактировать ]Аристотель , ученик Платона, возражал против теории Платона о доксе. Аристотель понимал, что ценность доксы заключается в практичности и обычном использовании, в отличие от философской чистоты Платона, сводящей доксу к обману. Кроме того, Аристотель считал доксу первым шагом к обретению знания ( эпистемы ), поскольку докса нашла применение в физическом мире, благодаря чему те, кто ее придерживался, прошли большое количество тестов, чтобы доказать это и, таким образом, иметь основания верить в это. [9] Аристотель разъясняет это, классифицируя принятые истины физического мира, которые передаются из поколения в поколение, как эндокса . [10] Endoxa — более устойчивое убеждение, чем doxa , поскольку оно было «проверено» в спорной борьбе в Полисе предыдущими собеседниками . Термин эндокса используется в «Органоне» , «Топиках и риторике» Аристотеля .
Эпикур
[ редактировать ]Основные доктрины (Кириай Доксай) являются основными верованиями эпикурейской школы эллинистической философии и составляют эпикурейскую ортодоксальность. Считается, что это авторитетные выводы, к которым пришли Эпикур, Метродор и их близкие соратники в первые годы формирования школы и которые были обобщены в виде обобщения для пользы их учеников.
Современные интерпретации
[ редактировать ]В социологии и антропологии (Бурдье)
[ редактировать ]Пьер Бурдье в своем «Очерке теории практики» (1972) использовал термин doxa для обозначения само собой разумеющихся и неоспоримых истин общества. [11] Для сравнения, мнение — это сфера того, что может открыто оспариваться и обсуждаться. [12] Бурдье считает, что докса происходит от социализации , поскольку социализация также имеет дело с убеждениями, исходящими из общества; По мере того, как мы растем в окружающей среде, мы склонны верить в то, что общество говорит нам, правильно. В дополнение к своему предыдущему примеру Бурдье утверждает, что это общепринятое в обществе заблуждение: если вы не набираете таких высоких результатов, как кто-то другой, то вы, очевидно, не так умны, как они. Результаты не доказывают, что человек умнее, потому что на результат теста влияет множество различных факторов. Люди могут преуспеть в одной теме и потерпеть неудачу в другой. Однако, несмотря на то, что это заблуждение, люди склонны заниматься обычными практиками, чтобы чувствовать себя лучше. В случае распространенных убеждений в школе учащиеся, которые чувствуют себя хуже из-за распространенного убеждения, что они не так умны, как ученики, набравшие более высокие баллы, чем они, могут употреблять наркотики, чтобы облегчить неуверенность, с которой они сталкиваются. Бурдье считает, что докса — это больше, чем просто общее убеждение: она также потенциально может дать начало общим действиям. [13] [14] Это обращает внимание на то, что понятие социального порядка как естественно возникшего, воспринимается неверно, игнорируя его создание посредством политической аргументации. Таким образом, Doxa можно понимать как созданную аргументами, а также как используемую для формирования аргументов, необходимых для установления демократической политики.
См. также
[ редактировать ]- Эпистема
- Здравый смысл
- Догма
- Идолы племени
- Докса Парменида
- Общественное мнение
- Голос народа
- Hoi polloi
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лидделл, Генри Джордж и Роберт Скотт . 1940. « δοκέω ». В греко-английском лексиконе под редакцией Х.С. Джонса и Р. Маккензи. Оксфорд. Кларендон Пресс . – через проект Персей .
- ^ Харпер, Дуглас (ноябрь 2001 г.). «православный (прилаг.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 1 июля 2008 г.
«что считается истинным или правильным [...]»
- ^ Харпер, Дуглас (ноябрь 2001 г.). «неортодоксальный (прилаг.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 1 июля 2008 г.
«не в соответствии с устоявшимися доктринами»
- ^ Уэр, Каллистос (29 апреля 1993 г.). Православная церковь (новая ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. стр. 8, 266. ISBN. 978-0-14-014656-1 .
Слово «православие» имеет двойное значение: «правая вера» и «правая слава» (или «правое поклонение»).
- ^ Платон . [380 г. до н. э.]. Горгий в переводе Б. Джоветта . – через Архив интернет-классики . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ Сорабджи, Ричард . 1992. Очерки «De Anima» Аристотеля под редакцией MC Nussbaum . Издательство Оксфордского университета .
- ^ Саиф, Ян (2007). «Докса и эпистема как способы знакомства в Республике V» . Платонические исследования . IV (4). Belles Lettres: 253–272. doi : 10.4000/платонические исследования.915 .
- ^ Херрик, Джеймс, А. (2005). История и теория риторики: Введение (3-е изд.). Аллин и Бэкон.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Докса» . Справочник по Кредо . Сейдж Великобритания. 2005 . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Яйца, Эккехард; МакЭлхольм, Дермот (2002). «Докса в поэзии: исследование поэтики Аристотеля» (PDF) . Поэтика сегодня . 23 (3). Издательство Университета Дьюка: 395–426. дои : 10.1215/03335372-23-3-395 . S2CID 170165481 . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Бурдье, Пьер . [1972] 1977. Очерк теории практики 16, перевод Р. Найс. Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- ^ Нильсен, Финн Сиверт. « Бурдье, Пьер (Пьер-Феликс) (1930–2002) ». АнтроБаза .
- ^ Бурдье, Пьер и Терри Иглтон . 1992. «Докса и совместная жизнь». Новый левый обзор . стр. 111–21, 199.
- ^ Вернон, Филипп Э. 1969. Интеллект и культурная среда . Лондон: Метуэн . п. 215.