Греческий Православный Патриархат Иерусалима
Греческая православная церковь Иерусалима Иерусалимский Патриархат Греческий православный патриархат в Иерусалиме | |
---|---|
![]() | |
Классификация | Восточно-православный |
Ориентация | Греческое православие |
Писание | Септуагинта , Новый Завет |
Теология | Восточно-православное богословие |
Политика | Епископальное устройство |
Предстоятель | Патриарх Священного города Иерусалима и всей Палестины , Израиля, Сирии, за рекой Иордан , Каны Галилейской и Святого Сиона Феофил III . |
Язык | греческий, арабский, английский |
Штаб-квартира | Храм Гроба Господня , Восточный Иерусалим |
Территория | Израиль , Палестина , Иордания |
Основатель | Апостолы |
Независимость | 451 г. н.э. из митрополии Кесарии . |
Члены | Примерно 500 000 человек |
Официальный сайт | www |
Греческий Православный Патриархат Иерусалима , [ примечание 1 ] также известная как Греческая Православная Церковь Иерусалима , является автокефальной церковью в рамках более широкого сообщества Православия Восточного . Основанный в середине пятого века как один из старейших патриархатов христианского мира . [ 1 ] ее штаб-квартира находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме , ее возглавляет патриарх Иерусалимский , ныне Феофил III . Патриархата В церковную юрисдикцию входят примерно от 200 000 до 500 000 православных христиан по всей Святой Земле в Палестине, Иордании и Израиле. [ 2 ] [ 3 ]
Церковь ведет свое основание в Иерусалиме ко дню Пятидесятницы , когда Святой Дух , согласно христианским верованиям, сошел на учеников Иисуса Христа и положил начало распространению Евангелия . [ 4 ] Церковь совершает литургию по древнему византийскому обряду которого , священный язык , греческий койне , является языком оригинала Нового Завета , и следует своему собственному литургическому году по юлианскому календарю . [ примечание 2 ]
Большинство православных христиан патриархата составляют палестинцы и иорданцы , а меньшинства составляют русские , румыны и грузины . Однако с момента ее создания в иерархии церкви доминировало греческое духовенство, что было источником постоянной напряженности и споров. Движение за арабизацию церкви, известное как Арабское православное движение , началось в 19 веке. Церковь служит хранителем нескольких святых мест христианства, в том числе церкви Рождества Христова в Вифлееме , где, как говорят, родился Иисус, и церкви Гроба Господня в Иерусалиме , которая включает традиционное место распятия Иисуса. и пустая гробница, из которой он, как полагают, воскрес.
История
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |

В апостольскую эпоху ранние центры христианства состояли из неопределенного числа поместных церквей, которые первоначально смотрели на Иерусалим как на свой главный центр и точку отсчета. Некоторые попали в Антиохию, где предприняли евангелическую деятельность и к которым впервые был использован термин «христиане». [ 5 ] Тем не менее, Иерусалим неизменно занимал центральное место в христианстве .
В первые века христианства церковь . на этом месте была центром христианства в Иерусалиме, «Святом и славном Сионе, матери всех церквей» Конечно, ни одно место в христианском мире не может быть более почитаемым, чем место Тайной Вечери , ставшее первой христианской церковью. [ 6 ]
Перед началом Первой иудейско-римской войны (66-73 гг. н.э.) и разрушением храма Ирода в 70 году Титом христиане во главе с Симеоном бежали в Пеллу в Декаполисе ( Иордания ), [ 7 ] где они оставались до 135.
Евреи Иудеи снова восстали против Рима во время восстания Бар-Кохбы (132–136). К этому времени или в это время христиане вернулись в Иерусалим. Однако, чтобы наказать евреев за их восстание и предотвратить дальнейшие беспорядки, Иерусалим был сделан римской колонией и переименован Элию Капитолину Адрианом в . В 135 году митрополит Кесарийский Элии назначил Марка первым епископом переименованной Церкви Капитолийской . Он был первым епископом Иерусалимской церкви (или Элии Капитолинской) из язычников, причем все предыдущие были евреями. [ 8 ] Преследование евреев со стороны римских властей в Иудее усилилось, при этом большая часть еврейского и христианского населения Иудеи была порабощена и рассеяна по всей Римской империи. Значение и место Иерусалима в жизни христианской церкви уменьшились, хотя остатки евреев и христиан всегда оставались в городе и на земле.
Несмотря на раздоры, гонения и скудное население, епископов продолжали избирать или назначать. Евсевий Кесарийский приводит имена непрерывной преемственности тридцати шести епископов Иерусалима вплоть до 324 года. Первые шестнадцать из этих епископов были евреями — от Иакова Справедливого до Иуды († 135 г.), а остальные были язычниками. [ 8 ] Митрополиты продолжали Кесарии назначать епископов Элии Капитолийской до 325 года.
На Первом Никейском соборе в 325 году, хотя епископ Элии Капитолины все еще подчинялся митрополиту Кесарии , седьмом собор предоставил епископу определенное неопределенное первенство в своем каноне .
Постановлением седьмой сессии Четвертого Вселенского Собора ( Халкидонского Собора ) в 451 году иерусалимский епископ был возведен в сан патриарха , занимавший пятое место после кафедр Рима , Константинополя , Александрии и Антиохии (см. пентархия) . ). С тех пор Иерусалимская Церковь остается автокефальной церковью. Иерусалим был установлен как патриархат из-за святости этого места; особое значение, приобретенное между первым и четвертым вселенскими соборами; возведение великолепных церквей; обращение значительной части населения римской и византийской Сирии-Палестины в христианство; собрание паломников со всего мира; значение выдающихся епископов, монахов и учителей Иерусалимской Церкви; борьба Братства Гроба Господня за православие; и поддержка различных императоров Византии .
Персы оккупировали Иерусалим в 614 году и взяли в плен патриарха Захарию вместе с палладием христианства — Драгоценным Крестом. Хризостом Пападопулос пишет в своей истории патриархата: «Церкви и монастыри внутри и за пределами Иерусалима были разрушены; христиане были жестоко убиты… тысячи пленников, купленных евреями, были убиты. Все хорошее, что существовало, было уничтожено или разграблено оккупанты были беспощадно истреблены, особенно монахи Свято-Саввы монастыря ».
В 637 году, после длительной осады Иерусалима , патриарх Софроний сдал Иерусалим халифу Умару , но заручился Заветом Умара I , признававшим права христиан на защиту. В 638 году Армянская Апостольская церковь своего начала назначать в Иерусалиме епископа .
Однако после 638 года христиане подверглись многочисленным гонениям. Христианские святыни неоднократно подвергались обыску и порче преемниками Умура, и повсюду царили жестокие гонения. [ нужна ссылка ] Самое смертоносное преследование произошло во времена Фатамида аль-Хакима би-Амра Аллаха (1007–1009), больного шизофренией. [ нужна ссылка ] за свои беспощадные действия прозван « Нероном Египта». [ нужна ссылка ] Он жестоко преследовал как христиан, так и евреев . Он приказал, чтобы евреи в общественных местах носили маски, изображающие голову быка, и колокольчики на шеях; Христиане должны были носить траурные одежды и кресты длиной в один ярд. Также Аль-Хаким приказал разрушить Храм Гроба Господня. В одиннадцатом веке халиф Али аз-Захир по договору с Византией разрешил реконструкцию святынь.
Во время Великого раскола 1054 года Иерусалимский патриарх присоединился к патриархам Антиохии , Константинополя и Александрии как Восточная Православная Церковь . Все христиане на Святой Земле перешли под юрисдикцию православного патриарха Иерусалима .
В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим , создали Иерусалимское королевство и установили латинскую иерархию под руководством латинского патриарха , а также изгнали православного патриарха. Латинский патриарх проживал в Иерусалиме с 1099 по 1187 год, тогда как греческие патриархи продолжали назначаться, но проживали в Константинополе . В 1187 году крестоносцы были вынуждены бежать из Иерусалима, и православный патриарх вернулся в Иерусалим. Католическая церковь продолжала назначать латинских патриархов, хотя их должностные лица проживали в Риме до 1847 года, когда османские власти разрешили им вернуться на Ближний Восток.
Братство Гроба Господня , тесно связанное с Иерусалимской Православной Церковью, остаётся хранителем многих христианских святынь на Святой Земле , иногда совместно с Римско-Католической Церковью и Восточными Церквами ( Египетской , Сирийской , Эфиопские и армянские православные христиане).


Недавние политические разногласия
[ редактировать ]Феофил III стал патриархом церкви в очень трудный период ее истории. Политика Ближнего Востока и деликатность отношений с Палестинской автономией , Израилем и Иорданией по-прежнему делают роль и место патриарха и патриархата очень сложными.
В 2005 году в церкви произошел кризис, когда Ириней был свергнут с поста патриарха Священным Синодом Иерусалима после того, как продал церковную собственность в Восточном Иерусалиме израильским инвесторам. [ 9 ] 22 августа 2005 года Священный Синод Иерусалимской Церкви единогласно избрал архиепископа Фаворского Феофила 141-м Патриархом Иерусалимским.
В течение некоторого времени правительство Израиля отказывалось признать Феофила новым патриархом и продолжало признавать патриархом только Иринея. Эта позиция подверглась критике как игнорирование единогласного решения представителей всех восточных православных церквей, собравшихся на Фанаре по призыву вселенского патриарха о прекращении общения с Иринеем и признании канонического избрания Феофила. [ нужна ссылка ]
Отказ Израиля признать временную роль патриарха лишил патриарха возможности подать на израильское правительство в суд и заморозил патриархальные банковские счета. Это, в свою очередь, поставило под угрозу сохранение Святых мест и школьной системы патриархата, в которой обучалось 40 000 учеников. Утверждается, что истоки спора являются частью сорокалетних попыток израильских поселенческих организаций и политиков открыть доступ к обширным земельным владениям патриархата, стоимость которых оценивается в сотни миллионов долларов.
В 2006 году Израиль отказался продлить визы многим представителям греческого духовенства, что грозило создать серьезный кризис внутри церкви, поскольку большинство монахов являются гражданами Греции. Патриарх Феофил обратился в Верховный суд Израиля. Решение должно было быть вынесено в середине 2006 года, а затем в январе 2007 года, но израильское правительство неоднократно требовало дальнейших отсрочек по делу. Израильская газета «Гаарец» сообщила 11 февраля 2007 года, что израильское правительство предложило признать Феофила, если он откажется от контроля над несколькими ценными объектами собственности и продаст церковную собственность только израильтянам. [ 10 ]
В мае 2007 года правительство Иордании отозвало свое предыдущее признание Феофила III, но 12 июня 2007 года кабинет министров Иордании отменил свое решение и объявил, что снова официально признал Феофила патриархом. [ 11 ] Архиепископ (Анна) Севастии Феодосий также призвал к бойкоту Феофила. [ 12 ]
В декабре 2007 года правительство Израиля наконец предоставило Феофилу полное признание.
Доминирование этнических греков в церковной иерархии исключает арабское большинство из ее верхних слоев. Это стало предметом бесконечных разногласий внутри церкви и среди ее внешних сторонников, причем греки поддерживаются греческим правительством , Израилем и базирующимся в Турции Вселенским патриархом Константинополя , в оппозиции местному палестинскому духовенству, некоторые из которых стремятся национализировать руководство церкви.
Земельные владения
[ редактировать ]
Греческий православный патриархат Иерусалима является вторым по величине владельцем земли в Израиле после израильского правительства. Греческая церковь приобрела большую часть своих земель у Османской империи в 19 веке. В 1950-х годах, вскоре после обретения Израилем независимости, Греческий Патриархат согласился сдать в аренду большую часть своих земель в Израиле израильскому правительству на 99 лет с возможностью продления. Даже парламент Израиля, Кнессет , был построен на землях, принадлежащих Греческой православной церкви. [ 13 ] [ 14 ]
В состав собственности Греческого православного патриархата также входят исторические здания в Старом городе Иерусалима , в том числе отели Imperial и Petra, внутри Яффских ворот Старого города, а также обширные территории на палестинских территориях . [ 15 ]
В 2005 году выяснилось, что тогдашний патриарх Ириней продал земли, принадлежавшие Греческому православному патриархату в Восточном Иерусалиме, евреям, которые стремятся расширить свое присутствие в регионе, где преобладают арабы. [ 16 ] Большинство православных христиан в Иерусалиме идентифицируют себя как палестинцы, а продажа земель израильтянам вызвала большой скандал, в результате которого Ириней был свергнут с поста патриарха. [ 16 ]
Арабское православное движение
[ редактировать ]Политическое и общественное движение, направленное на арабизацию Греческого православного патриархата Иерусалима, известное как Арабское православное движение , зародилось в 19 веке. [ 17 ]
Движение зародилось в контексте растущего арабского национализма , вдохновленного националистическими движениями XIX века на Балканах, которые объединили требования религиозных реформ и национального освобождения под властью Османской империи , а также успешную арабизацию Сирии и Антиохийского Патриархата Ливана в 1899 году . Он требует назначения арабского патриарха, контроля арабских мирян над собственностью Иерусалимского патриархата в социальных и образовательных целях, а также использования арабского языка в качестве богослужебного языка . [ 18 ] Первоначально это было церковное движение среди Палестины и Трансиордании ортодоксальных арабских христиан патриархатом, в котором доминировали греки , но позже оно получило поддержку как палестинское и арабское националистическое движение и защищалось арабскими мусульманами, благодаря ранней поддержке сионизма .
Арабские православные миряне утверждают, что патриархат был насильственно эллинизирован в 1543 году, тогда как греческое духовенство возражает, утверждая, что патриархат исторически был греческим. [ 18 ] Оппозиция греческому духовенству началась в 19 веке, когда оно подверглось физическому нападению со стороны арабских мирян на улицах. Исторически также было несколько попыток разрешения конфликта со стороны османских , британских (1921–1948) и иорданских (1948–1967) властей, поскольку штаб-квартира патриархата находилась в Восточном Иерусалиме . Несмотря на то, что город находился под израильской оккупацией с 1967 года , патриархат продолжал функционировать в соответствии с иорданским законом 1958 года, который обязывает духовенство иметь иорданское гражданство и говорить по-арабски. [ 19 ]
По сей день в патриархате по-прежнему доминирует греческое духовенство, и он продолжает владеть огромной собственностью, что делает его вторым по величине землевладельцем в Израиле. [ 17 ] В последние десятилетия в израильских судах начались судебные разбирательства между арабскими мирянами и патриархатом по поводу владения недвижимостью, а продажа земли патриархатом израильским инвесторам привела к нескольким спорам, самый последний из которых привел к увольнению патриарха Иринея в 2005. [ 20 ] Полный контроль патриарха над патриархатом и его обширной собственностью привел к тому, что его стали называть «маленьким абсолютным царством». [ 17 ]
Управление и Иерархия Трона
[ редактировать ]Главой Патриархии и Священного Синода является Патриарх Феофил III (Илиас Яннопулос), Патриарх Священного Града Иерусалима и всей Палестины , Израиля, Сирии , за рекой Иордан , Каны Галилейской и Святого Сиона .
Архиепископии и архиепископы
[ редактировать ]- архиепископия Герасонская : Феофан ( Феодосиос ) Хасапакис (1992-)
- Архиепископия Тверии : Алексиос Мосхонас (1996-)
- Архиепархия Абилы : Дорофей (Деметриос) Леоварис ( 2000-)
- архиепископия Иоппская : Дамаскинос ( Анастасий) Гаганиарас (2000-)
- архиепархия Константининская : Аристарх (Антониос) Перистерис (1998-)
- Архиепископия горы Фавор : Мефодий (Николаос) Ливерис (2005-)
- Архиепископия Иорданоса : Вакансия
- архиепископия Севастийская ( : Феодосий (Низар) Ханна 2005-)
- архиепископия Аскалонская : Вакансия
- архиепископия Диокесарийская : Вакансия
- Архиепископия Мадабы Кириазис : Аристовулос
- Архиепископия Катара Макариос : Катарский (2013-)
Мегаполисы и мегаполисы
[ редактировать ]- Митрополия Кесарии : и Экзархата Палестины Prima Вакансия
- Митрополия Скифопольская : Вакансия
- Митрополия Петры ) и экзархат Аравийский Петрея : Корнелиос (Эммануэль) Родусакис (2005-
- Метрополис Птолемаиды : Вакансия
- Митрополия Назарета ) и Экзархат всей Галилеи : Кириакос (Андреас) Георгопетрис (1991-
- митрополия Неапольская Вакансия :
- митрополия Капитолийская : Исихий (Элиас) Кондогианнис ( 1991-)
- Митрополия Бостра ) : Тимофей (Теодорос) Маргаритис (1998-
- Метрополис Элевтерополь Вакансия :
- Метрополис Филадельфии : Бенедиктос (Джордж) Цекурас ( 2001-)
Автономные церкви
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Греческий : Πατριαρχεῖον Ἱεροσολύμων , Патриархей Иеросолимона; Арабский : بطريركية الروم الأرثوثكس في القدس , латинизированный : Baṭriyarkiyyat ar-Rūm al-'Urṯūḏuks fī 'l-Quds , букв. «Патриархат Римско- », иврит : православных в Иерусалиме
- ^ То есть на тринадцать дней отстает от западного (григорианского) календаря.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Первая церковь» . Новости Иерусалимского Патриархата . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Бауманн, Мартин (2010). Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик, второе издание [6 томов] . АВС-КЛИО. п. 1255. ИСБН 9781598842043 .
Общее число членов оценивается в 200 000 человек, из которых в самом Иерусалиме остается не более 3500 человек.
- ^ Конвей, Мартин (2008). Мировое христианство в ХХ веке . ООО «Гимны древние и современные» с. 98. ИСБН 9780334040439 .
Греческая православная церковь, насчитывающая около 500 000 членов, является крупнейшей церковью в Израиле/Палестине.
- ^ Деяния 2: 1–41.
- ↑ Деяния 11:19–26.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Иерусалим (71–1099 гг. Н. Э.)» . Ньюадвент.орг. 1 октября 1910 года . Проверено 10 июля 2011 г.
- ^ Согласно Гегезиппу . Католическая энциклопедия: Раскол . О полете в Пеллу см.: Притц, Рэй А., «Об отказе Брэндона от традиции Пеллы», Иммануил 13 (1981), с. 39-43; Бургель, Джонатан, « Переезд еврейских христиан из Иерусалима как прагматический выбор », в: Дэн Яффе (редактор), Исследования раввинистического иудаизма и раннего христианства (Лейден: Брилл, 2010), стр. 107-138.
- ^ Jump up to: а б Евсевий , История Церкви (Tr. AG Williamson, Penguin Books, 1965. ISBN 0-14-044535-8 ), см. резюме в Приложении А.
- ^ «Дела Иерусалима: Религиозно-политические» . Иерусалим Пост . 20 декабря 2007 года. Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Гаарец: Предварительное условие правительства для назначения Патриарха Греческой Православной Церкви: «Продать церковную собственность только израильтянам» » . Гаарец . 11 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2022 г. Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Иордания отменяет решение по Иерусалимскому патриарху
- ^ «Ссылка потеряна» . Архивировано из оригинала 24 июня 2007 года . Проверено 24 июля 2009 г.
- ^ Серкс, Сью. «1500 домовладельцев в Иерусалиме восстали из-за тайной продажи церковной земли» . www.timesofisrael.com . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Этот день в еврейской истории / Наконец начинается строительство Кнессета» . Гаарец . Проверено 22 мая 2022 г.
- ↑ «Джерузалем Пост»: Суд приостановил признание греческого патриарха. Архивировано 17 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Изгнанный патриарх за запертыми дверями в Иерусалиме» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Кац, Итамар; Карк, Рут (4 ноября 2005 г.). «Греческий православный патриархат Иерусалима и его прихожане: разногласия по поводу недвижимости» . Итамар Кац и Рут Карк . 37 (4). Издательство Кембриджского университета: 509–534. JSTOR 3879643 . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Робсон 2011 , с. 77.
- ^ Неве, Нориг (2021). «Православные клубы и ассоциации: культурные, образовательные и религиозные сети между Палестиной и Трансиорданией, 1925–1950» . Европейская культурная дипломатия и арабские христиане в Палестине, 1918–1948 гг . стр. 37–62. дои : 10.1007/978-3-030-55540-5_3 . ISBN 978-3-030-55539-9 . S2CID 229454185 . Проверено 14 января 2023 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Монах в окне» . Гаарец . Проверено 14 июня 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барри, Дэвид Шелдон (1976). Иерусалимский Патриархат в пятом и шестом веках . Мэдисон: Университет Висконсина.
- Бракке, Дэвид (2008). «Восток: Египет и Палестина» . Оксфордский справочник по раннехристианским исследованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 344–364. ISBN 978-0-19-927156-6 .
- Брайер, Хелен (2008). «Арабские православные христиане Иерусалима и Палестины в межвоенный период: исследование религиозной и политической идентичности и отношений между церковью и государством» . Христианство на Ближнем Востоке: исследования по современной истории, теологии и политике . Лондон: Мелисенда. стр. 232–262. ISBN 9781901764499 .
- Корбон, Жан (1998). «Церкви Ближнего Востока: их истоки и идентичность, от корней в прошлом до их открытости настоящему» . Христианские общины на арабском Ближнем Востоке: вызов будущего . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 92–110. ISBN 978-0-19-829388-0 .
- Дик, Иганатиос (2004). Мелькиты: греко-православные и греко-католики Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского патриархатов . Рослиндейл, Массачусетс: София Пресс. Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 23 февраля 2021 г.
- Даулинг, Теодор Эдвард (1913). Православный Греческий Патриархат Иерусалима . Лондон: Общество распространения христианских знаний.
- Грильмайер, Алоис ; Хайнталер, Терезия (2013). Христос в христианской традиции: Церкви Иерусалима и Антиохии с 451 по 600 годы . Том. 2/3. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-921288-0 .
- Хаге, Вольфганг (2007). Восточное христианство . Штутгарт: Кольхаммер Верлаг . ISBN 9783170176683 .
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат: история его митрополитов с аннотированными иерархическими каталогами . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 9781434458766 .
- Марш, Леонард (2008). «Палестинские христиане: теология и политика на Святой Земле» . Христианство на Ближнем Востоке: исследования по современной истории, теологии и политике . Лондон: Мелисенда. стр. 205–218. ISBN 9781901764499 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. Н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Панченко, Константин А. (2016). Арабские православные христиане под властью османов 1516-1831 гг . Джорданвилл, Нью-Йорк: Публикации Святой Троицы. ISBN 9781942699071 .
- Панченко, Константин А. (2021). Православие и ислам на Ближнем Востоке: с седьмого по шестнадцатый века . Джорданвилл, Нью-Йорк: Публикации Святой Троицы. ISBN 9781942699330 .
- Папастатис, Константинос (2019). «Миссионерская политика в позднеосманской Палестине: позиция Православного Иерусалимского Патриархата» . Общественные науки и миссии . 32 (3–4): 342–360. дои : 10.1163/18748945-03203017 . S2CID 211434484 .
- Пери, Одед (2001). Христианство под исламом в Иерусалиме: вопрос о святых местах в ранние османские времена . Лейден: Брилл. ISBN 9004120424 .
- Палич, Йоханнес (2001). Гречи и Суриани в Палестине эпохи крестоносцев: вклады и источники в историю Греческого православного патриархата Иерусалима . Берлин: Данкер и Хамблот. ISBN 9783428098842 .
- Руссос, Сотирис (2005). «Восточно-православные взгляды на церковно-государственные отношения, религию и политику в современном Иерусалиме» . Международный журнал изучения христианской церкви . 5 (2): 103–122. дои : 10.1080/14742250500219642 . S2CID 144039699 .
- Руссос, Сотирис (2008). «Греческий православный патриархат Иерусалима: церковно-государственные отношения на Святой Земле в период палестино-израильского конфликта» . Христианство на Ближнем Востоке: исследования по современной истории, теологии и политике . Лондон: Мелисенда. стр. 219–231. ISBN 9781901764499 .
- Руссос, Сотирис (2009). «Политика диаспоры, этническая принадлежность и Православная церковь на Ближнем Востоке» . Журнал восточнохристианских исследований . 61 (1–2): 137–148. дои : 10.2143/JECS.61.1.2045833 .
- Руссос, Сотирис (2010). «Восточно-православное христианство на Ближнем Востоке» . Восточное христианство на современном Ближнем Востоке . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 107–119. ISBN 9781135193713 .
- Руссос, Сотирис (2014). «Процессы глобализации и христиане на Ближнем Востоке: сравнительный анализ» . Журнал Ближнего Востока и Африки . 5 (2): 111–130. дои : 10.1080/21520844.2014.928924 . S2CID 154336287 .
- Рансиман, Стивен (1985) [1968]. Великая церковь в плену: исследование Константинопольского патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521313100 .
- Врионис, Сперос (1981). «История Греческого Патриархата Иерусалима, отраженная в Патриархическом кодексе № 428, 1517–1805» . Византийские и новогреческие исследования . 7 : 29–53. дои : 10.1179/030701381806931532 . S2CID 161924458 .
- Робсон, Лаура (2011). Колониализм и христианство в подмандатной Палестине . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-72653-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]