Jump to content

Список жанров классической музыки

Это список музыкальных жанров в контексте классической музыки , организованный по соответствующим периодам, в которых они возникли или стали обычным явлением.

Для классификации классической музыкальной композиции можно использовать различные термины, в основном включая жанр, форму , композиционную технику и стиль. Хотя эти термины различны, они имеют широкие, иногда частично совпадающие определения и иногда используются как синонимы. [ 1 ] Жанр классифицирует произведение на основе общей традиции или всеобъемлющего набора условностей, таких как опера или симфония . Форма относится к его структурным аспектам, способу построения отдельных частей и тому, как они соотносятся друг с другом, например, бинарная форма , рондо или сонатная форма . Композиционные приемы включают в себя определенные приемы композиции, такие как канон , фуга или двенадцатитоновая техника . Стиль указывает на отличительные характеристики конкретного композитора или исторического периода, например барокко или романтика , помещая композицию в более широкий культурный и хронологический контекст и связывая ее с художественными движениями и историческими событиями, которые повлияли на ее создание.

Некоторые формы и композиционные приемы иногда также дают название композициям на их основе, например рондо или канон. Этого не происходит в других случаях, таких как строфические , бинарные , тройные или арочные формы. Заметным источником путаницы является термин «соната»: как жанр он обозначает многочастную композицию для одного или нескольких солирующих инструментов, тогда как в структурном отношении «соната» относится к определенной трехчастной структуре (экспозиция, развитие, перепросмотр), часто используемый в отдельных частях более крупных произведений.

Исторически жанры возникли в результате слияния социальных функций и композиционных условностей и служили коммуникативными инструментами, которые направляли переживания и реакции слушателей. [ 2 ] Поскольку жанры определяются не только их музыкальными элементами, но также социальными контекстами, функциями и подтверждением конкретными сообществами, их определения могут меняться по мере развития этих проверяющих сообществ, даже если сами музыкальные ноты остаются неизменными. [ 3 ] Исторически укорененные в социальных функциях и композиционных нормах, к XIX веку и особенно в XX веке жанры эволюционировали от выполнения четких функций к выделению индивидуальных особенностей, тем самым подчеркивая индивидуальное самовыражение художника. [ 2 ]

Таким образом, жанр — это более широкий термин и часто относится к общему стилю, структуре, культурному контексту или цели музыки. Например, рондо основано на чередовании знакомых и новых частей (например, структура ABACA); мазурка ритмом определяется своим размером и ; своеобразным Ноктюрн . основан на настроении, которое он создает, и должен быть вдохновлен ночью или напоминать о ней

Средневековый

[ редактировать ]
Дирижировал «Благословенные внутренности» Перотина ок. 1200
  • Амвросианское пение монофоническая литургическая музыка, используемая в литургии Амвросийского обряда .
  • Баллада – французская поэтически-музыкальная форма.
  • Баллата – средневековая итальянская поэзия в сопровождении музыки.
  • Кансо – Песня трубадурской традиции.
  • Кантига - монофоническая песня испанского или португальского происхождения, часто на религиозные темы или куртуазную любовь.
  • Кондуктус – латинская священная песня, монофоническое или полифоническое внелитургическое вокальное произведение.
  • Дескант – форма, при которой один певец исполнял фиксированную мелодию, а другие импровизировали гармоничные и мелодически независимые строки.
  • Geisslerlied - Покаянные песни, исполняемые группами бичующих в середине 14 века.
  • Григорианское пение — монофоническая литургическая музыка, используемая в римско-католической литургии .
  • Гимель - форма английского происхождения, при которой одна голосовая часть разделяется на два равных диапазона, исполняя разные, но сходящиеся строки.
  • Лай - лирическое повествовательное стихотворение, написанное восьмисложными куплетами, в котором часто рассказывается о приключениях и романтических историях.
  • Лауда – религиозная песня, популярная в средневековой итальянской церкви.
  • Мотет – полифоническое хоровое произведение, основанное на священном тексте.
  • Мосарабское пение — монофоническая литургическая музыка, используемая в литургии мосарабского обряда .
  • Органум - ранняя форма полифонической музыки, включающая добавление одного или нескольких голосов к уже существующему пению.
  • Планктус - композиция, оплакивающая смерть известного деятеля, часто в литургическом контексте, по функции похожая на панихиду .
  • Рондо – французская поэтически-музыкальная форма.
  • Треченто Мадригал – Светское полифоническое вокальное произведение.
  • Вирелаи – французская поэтически-музыкальная форма.

Танцевальные формы

[ редактировать ]
  • Эстампи - танцевально-инструментальный жанр, характеризующийся повторяющимися частями, каждая из которых имеет разные концовки.
  • Сальтарелло – живой, динамичный итальянский танец, часто характеризующийся прыжками или прыгающими шагами.

Ренессанс

[ редактировать ]
  • Канцона — полифоническая инструментальная или вокальная композиция родом из Италии, характеризующаяся контрапунктическим стилем.
  • Канцонетта – короткая, легкая и обычно простая песня или инструментальная пьеса.
  • Кэрол - праздничная песня, обычно религиозная, но нелитургическая, часто имеющая танцевальный или популярный характер.
  • Шансон — французская песня, как правило, полифоническая и светская .
  • Энсалада – Полифоническая композиция, объединяющая в одной композиции несколько разных текстов, как священных, так и светских, и языков.
  • Фантазия – композиция свободной формы, часто импровизационного стиля.
  • Фроттола – итальянская светская песня.
Фронтиспис Монтеверди оперы «Орфей» , 1609 год.
  • Интермедио - Театральное представление с музыкой , исполняемой между актами спектакля, посвященное особым случаям в итальянских дворах.
  • Лауда – религиозная песня, популярная в средневековой итальянской церкви.
  • Мадригал – полифоническое музыкальное оформление стихов, обычно исполняемое без инструментального сопровождения.
    • Мадригалическая комедия - сборник мадригалов, рассказывающий историю, часто комическую или сатирическую.
    • Madrigale Spiritale - разновидность итальянского мадригала, адаптированная для религиозных текстов.
  • Месса – Духовно-музыкальное произведение Евхаристической литургии.
  • Мотет – полифоническое хоровое произведение, основанное на священном тексте.
  • Мотет-шансон – гибридная форма, сочетающая в себе элементы мотета и шансона.
  • Опера – драматическое произведение в одном или нескольких действиях, положенное на музыку для певцов и инструменталистов.
  • Ричеркар – Инструментальная композиция с имитационным контрапунктом.
  • Последовательность – пение или гимн, который поется или читается во время литургического торжества, обычно после Аллилуиа.
  • Тьенто – форма клавишной музыки, похожая на фантазию, известная своим замысловатым контрапунктом.
  • Токката – пьеса, обычно для клавишного или щипкового струнного инструмента, характеризующаяся быстрыми или виртуозными пассажами.
  • Вильянсико - испанская песня или лирическая поэзия, часто связанная с деревенскими и популярными темами.
  • Вилланелла – деревенская, часто живая итальянская песня.

Танцевальные формы

[ редактировать ]
  • Бранль – Зажигательный французский танец.
  • Гальярд – Зажигательный танец в трехметровом размере.
  • Паване – медленный процессионный танец.
  • Турдион – быстрый французский танец, обычно исполняемый после более медленного танца.
  • Air – инструментальная пьеса, похожая на песню.
  • Air à verre – застольная песня, типично французская.
  • Гимн – праздничная композиция, обычно хоровое произведение с религиозным или патриотическим подтекстом.
  • Ария – самостоятельное произведение для одного голоса, обычно с оркестровым сопровождением.
    • Ариозо – вокальное произведение, более мелодичное, чем речитатив, но менее ария.
    • Концертная ария – ария, написанная специально для концертного исполнения, а не как часть оперы.
    • Ария да капо - ария, построенная в формате ABA, где вступительная часть повторяется после промежуточной контрастной части.
  • Badinerie – форма с легким, игривым характером, часто довольно краткая и обычно включаемая в конец сюиты в стиле барокко.
  • Канон контрапунктическая композиция, в которой одна мелодия имитируется последовательно входящими голосами.
    • Крабовый канон - Канон, в котором одна линия является ретроградной по отношению к другой, читая одно и то же вперед и назад.
    • Зеркальный канон - Канон, в котором один голос обратно отражает интервалы другого.
    • Вечный канон – канон, в котором голоса поют одну и ту же мелодию в унисон , начиная с разного времени, создавая гармоничное перекрытие, которое может повторяться бесконечно. Уловка это подтип этого канона.
    • Канон проляции - канон, в котором одна и та же мелодия исполняется с разной скоростью или номиналом нот разными голосами.
    • Настольный канон – Ретроградный и обратный канон, комбинация Краба и Зеркального канона.
  • Кантата – вокальная композиция с инструментальным сопровождением, часто основанная на религиозном тексте.
  • Чакона — музыкальная форма, основанная на повторяющейся гармонической прогрессии, часто с вариациями на основе басового остинато .
  • Хорал или хоральная постановка - форма, происходящая или связанная с лютеранским хоралом.
  • Сибелл - произведение размером в два метра, похожее на Гавот.
Шестичастный ричеркар из » И.С. Баха , «Музыкального приношения 1747 г.
  • Концерт – музыкальное произведение, в котором один или несколько сольных инструментов противопоставляются оркестру.
    • Concerto Grosso – Форма, в которой музыкальный материал передается между небольшой группой солистов и полным оркестром.
      • Concerto da camera – Концерт с характером танцевальной сюиты, предваряемый прелюдией.
      • Concerto da chiesa – Концерт формального характера с чередованием медленных и быстрых частей.
    • Сольный концерт – Концерт для одного солиста.
    • Двойной концерт – Концерт для двух солистов.
    • Тройной концерт – Концерт для трех солистов.
  • Фуга – сложная контрапунктическая композиция, в которой одна тема или предмет вводится одной частью и последовательно подхватывается другими.
  • Гимн – религиозная хвалебная песнь.
  • Инвенция – короткая композиция в двухголосном контрапункте, обычно для клавишного инструмента.
  • Плач – песня, выражающая горе или скорбь.
  • Месса – Духовно-музыкальное произведение Евхаристической литургии.
  • Мотет – полифоническое хоровое произведение, основанное на священном тексте.
  • Опера – драматическое произведение в одном или нескольких действиях, положенное на музыку для певцов и инструменталистов.
    • Опера-буффа - жанр оперы, характеризующийся легкими, юмористическими и часто сатирическими темами.
    • Opera seria - Жанр оперы на серьезные, часто трагические темы.
    • Полуопера – жанр, сочетающий устную драму с музыкальными интермедиями и тщательно продуманной постановкой.
  • Оратория – большое произведение для оркестра, хора и солистов, обычно на религиозную тему.
  • Партия песни – светское хоровое произведение, обычно а капелла.
    • Glee - английская часть песни респектабельного и артистичного характера, часто сочиняемая только для мужских голосов.
  • Партита – сюита инструментальных или вокальных произведений, часто состоящая из танцевальных частей.
  • Пассакалия – музыкальная форма, похожая на чакону, состоящая из вариаций на основе граунд-баса.
  • Страсти – Музыкальное оформление Страстей Христовых .
  • Пастораль – музыкальная форма, изображающая пасторальные сцены, часто характеризующаяся нежной, лирической мелодией.
  • Прелюдия – короткая пьеса в импровизационном стиле, часто служащая вступлением к более длинной пьесе.
  • Куодлибет - композиция, сочетающая в контрапункте несколько разных мелодий, часто популярных мелодий.
  • Сицилиана – медленная пьеса, часто в минорной тональности, характеризующаяся пунктирным ритмом и пасторальным настроением.
  • Симфония – оркестровая пьеса, часто служащая вступлением, интерлюдией или постлюдией к более крупному произведению.
  • Соната – композиция для одного или нескольких инструментов, обычно состоящая из трех или четырех частей.
    • Соната для флейты – соната, написанная специально для флейты.
    • Сонатина - короткая соната, часто более простая по структуре и мелодии, используемая в качестве учебного пособия или для менее формальных случаев.
    • Трио-соната – форма сонаты для двух мелодических инструментов и бассо континуо.
  • Сюита – набор инструментальных композиций, обычно в танцевальной форме, исполняемых последовательно.
  • Токката – пьеса, обычно для клавишного или щипкового струнного инструмента, характеризующаяся быстрыми или виртуозными пассажами.
  • Томбо - Композиция в память о смерти выдающегося человека.
  • Добровольное – произведение произвольной формы, обычно для органа , исполняемое во время церковной службы.
Гавот из № 5 И. С. Баха , Французской сюиты 1723 г.

Танцевальные формы

[ редактировать ]
  • Аллеманда – народный немецкий танец в четырехметровом размере, часто первая часть барочной сюиты .
  • Бурре – французский танец двухметровым размером с характерным приподнятым ритмом.
  • Канарский – быстрый, живой танец родом из Канарских островов , известный своими быстрыми прыжковыми шагами.
  • Куранта – элегантный французский танец трехметровым размером, часто включаемый в сюиты в стиле барокко.
  • Фанданго – ритмичный испанский танец.
  • Фурлана – быстрый венецианский народный танец с живым темпом и ритмом.
  • Гальярд – энергичный танец в трехметровом размере.
  • Гавот - французский народный танец в четверном размере, часто в темпе от умеренного до быстрого и с характерным приподнятым полутактом.
  • Жига — оживленный танец в стиле барокко, происходящий от британской джиги , обычно составной размер.
  • Луре – медленный французский танец, часто включаемый в сюиту в стиле барокко.
  • Менуэт – изящный, элегантный танец трехметровым размером, часто включаемый в сюиты в стиле барокко.
  • Мюзетт [ фр ] — французский танец с умеренным темпом, характеризующийся пасторальной мелодией, часто имитирующей звук волынки .
  • Паспье – быстрый французский придворный танец в бинарной форме и тройном размере, часто включаемый в сюиты позднего барокко.
  • Ригодон – живой французский танец в двухметровом размере, отличающийся ярким ритмом и простой структурой.
  • Сарабанда – медленный испанский танец размером в три метра, часто включаемый в сюиты в стиле барокко.
  • Бубен – оживленный провансальский танец в двухметровом размере.

Классический и Романтический

[ редактировать ]
Плакат к Роберта Шумана циклу « Песни о дихтерлибе» , 1840 год.
  • Арабеска – композиция плавного и богато украшенного стиля, вдохновленная арабской архитектурой .
  • Авторская песня – Музыкальное оформление стихотворения или текста, обычно написанное для одного голоса в сопровождении фортепиано.
    • Lied — немецкая авторская песня.
    • Мелодия – французская авторская песня.
    • Цикл песен – группа песен, предназначенных для последовательного исполнения как единого целого.
  • Обаде — Песня или инструментальная композиция об утренней любви или о разлуке влюбленных на рассвете .
  • Вакханалия – композиция дикого, энергичного характера, часто напоминающая вакханалию .
  • Багатель – Короткая, легкая инструментальная композиция.
  • Баллада – инструментальная композиция, построенная в повествовательном стиле, часто лирическая и выразительная.
  • Баркарола — песня или инструментальная пьеса в характерном ритме, традиционно связанная с венецианскими гондольерами .
  • Berceuse – композиция, напоминающая колыбельную , часто спокойная и умиротворяющая.
  • Бурлеск – композиция, призванная вызвать смех путем карикатурного изображения манеры или духа серьезных произведений.
  • Каприс – живое произведение, обычно свободное по форме, легкое, игривое.
  • Колядка – Праздничная народная песня или популярный гимн, часто религиозного характера.
  • Кассация - инструментальная композиция, похожая на серенаду.
  • Камерная музыка для ансамбля – Сочинения написаны небольшой группой музыкантов.
  • Концертная ария – отдельная ария или оперная песня, написанная специально для солиста и оркестра.
  • Концерт – музыкальное произведение, в котором один или несколько сольных инструментов противопоставляются оркестру.
  • Дивертисмент – легкая и развлекательная композиция, предназначенная для развлечения или развлечения.
  • Этюд – произведение, предназначенное для отработки определенного технического навыка игры на инструменте.
  • Фанфары – короткая, живая пьеса, обычно для духовых инструментов, с смелым и триумфальным характером.
  • Фантазия – композиция свободной формы, часто импровизационного стиля.
  • Траурный марш — Медленный марш, обычно в минорной тональности , имитирующий торжественный темп похоронной процессии .
  • Экспромт – короткая инструментальная пьеса, обычно для фортепиано, напоминающая импровизацию.
  • Интермеццо – короткое, легкое произведение, часто служащее перерывом между частями большого произведения.
  • Месса – Духовно-музыкальное произведение Евхаристической литургии.
    • Missa brevis - короткое массовое сочинение, в котором часть текста ординарной мессы опущена или время ее исполнения относительно короткое.
    • Missa solemnis - Торжественная массовая композиция, часто тщательно продуманная и расширенная.
    • Реквием Месса по умершим, положенная на музыку.
  • Марш – пьеса с сильным регулярным ритмом, часто исполняемая военным оркестром .
  • Ноктюрн – композиция, вдохновленная ночью или напоминающая ее.
  • Опера – драматическое произведение в одном или нескольких действиях, положенное на музыку для певцов и инструменталистов.
    • Балладная опера - жанр английской сценической пьесы с использованием популярных песен и разговорных диалогов.
    • Опера-буффа - жанр оперы, характеризующийся легкими, юмористическими и часто сатирическими темами.
    • Комическая опера - жанр французской оперы, включающий как певческие, так и устные диалоги.
    • Opera seria - Жанр оперы на серьезные, часто трагические темы.
    • Оперетта – короткая опера, обычно беззаботная и часто содержащая устные диалоги.
    • Увертюра – инструментальная композиция, служащая вступлением к опере или балету.
    • Пастиччио – опера, составленная из различных произведений других сочинений.
    • Зингшпиль - форма немецкой легкой оперы, обычно с устным диалогом.
    • Сарсуэла – испанский лирико-драматический жанр, включающий в себя оперные и популярные песни, а также танец.
  • Оратория – большое произведение для оркестра, хора и солистов, обычно на религиозную тему.
  • Прелюдия – короткая пьеса в импровизационном стиле, часто служащая вступлением к более длинной пьесе.
  • Рапсодия – одночастная композиция с эпизодической структурой, контрастными настроениями и импровизационным, свободным стилем.
  • Рондо – форма, характеризующаяся повторяющейся темой, чередующейся с различными контрастирующими частями.
  • Скерцо – легкое, шутливое или игривое произведение, часто являющееся частью более крупных произведений.
  • Серенада – Легкое, лиричное, часто романтическое произведение для голоса или инструмента.
  • Концертная симфония – композиция для оркестра и группы сольных инструментов, обычно в симфонической форме.
Выступление Российского государственного симфонического оркестра , 2020 г.

Танцевальные формы

[ редактировать ]
  • Балет – композиция, предназначенная для сопровождения хореографического танцевального представления.
  • Болеро – танцевальная форма родом из Испании, характеризующаяся устойчивым ритмом и обычно умеренным темпом.
  • Канкан – танец, характеризующийся быстрым галопирующим ритмом и сильными акцентированными битами.
  • Контраданс - народный танец, зародившийся в Англии и Франции, характеризующийся повторным исполнением последовательности фигур.
  • Чардаш - венгерский народный танец, характеризующийся изменением темпа: он начинается медленно и заканчивается в очень быстром темпе.
  • Думка – славянская музыкальная форма, характеризующаяся меланхоличным характером.
  • Экосез – танец в шотландском стиле, но на самом деле французский по происхождению.
  • Фуриант – зажигательный и быстрый богемный танец в трехметровом размере.
  • Галоп – быстрый, живой танец французского происхождения, с простым двойным размером.
  • Хабанера – танец медленного темпа кубинского происхождения.
  • Юмореска – композиция, включающая игривые, юмористические элементы, обычно без строгой формальной структуры.
  • Коло – традиционный балканский танец, часто со сложными ритмами и переменным темпом.
  • Краковяк – синкопированный польский танец.
  • Лендлер – австрийский и баварский народный танец, оказавший влияние на вальс.
  • Мазурка – польский народный танец трехметровым размером, часто живой и с сильными акцентами на второй или третьей доле.
  • Одземек - традиционный чешский танец, часто в быстром двойном размере.
  • Полька – Зажигательный богемный танец.
  • Полонез – танец польского происхождения, трехметровый.
  • Сальтарелло – живой, прыгучий итальянский танец на быстрый тройной метр.
  • Сегидилья кастильский народный танец на быстрый тройной метр.
  • Скочна – оживленный чешский танец, часто исполняемый в быстром темпе.
  • Соуседска – Традиционный чешский танец в умеренном трехметровом размере.
  • Шпацирка – чешский променад или прогулочный танец, отличающийся неторопливым темпом.
  • Вербункос – венгерский народный танец, характеризующийся характерными синкопированными ритмами и чередованием медленных и быстрых темпов.
  • Вальс – народный танец размером в три метра, характеризующийся простым плавным ритмом и характерной долей 1-2-3.
  • Зорцико – народный баскский танец, характеризующийся характерным размером 5/8 .

20 и 21 века

[ редактировать ]
Исполнение «Гимнов» по ​​произведению Карлхайнца Штокхаузена , 1972 г.
  • Концерт – музыкальное произведение, в котором один или несколько сольных инструментов противопоставляются оркестру.
    • Концертино – сокращенная форма концерта.
    • Концерт для оркестра – композиция, выделяющая отдельные инструменты или части с сольным и виртуозным акцентом, динамично смещающаяся на протяжении всего произведения.
  • Экспериментальный музыкальный театр - работа, сочетающая в себе элементы музыки, театра и часто других искусств, подчеркивающая инновации, авангардные методы и исследование новых форм выражения.
  • Музыкальный театр – театральное представление, сочетающее музыку, песни, разговорный диалог и танец.
  • Музыка к фильму — композиция, написанная специально для сопровождения фильма.
  • Форма момента - композиция, характеризующаяся серией слабо связанных музыкальных «моментов» без традиционного линейного развития.
  • Musique Concrete – композиция, в которой в качестве исходного материала используются записанные звуки.
  • Опера – драматическое произведение в одном или нескольких действиях, положенное на музыку для певцов и инструменталистов.
  • Симфония – крупномасштабное произведение, обычно для оркестра, часто состоящее из четырех частей.
    • Симфониетта - Симфония меньшего размера или более легкая по подходу.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Данненберг, Роджер (2010). Стиль в музыке (PDF) (опубликовано в 2009 г.). п. 2. Бибкод : 2010tsos.book...45D . Архивировано (PDF) оригинала 6 мая 2021 г. Проверено 8 марта 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Каллберг, Джеффри (1988). «Риторика жанра: Ноктюрн соль минор Шопена» . Музыка XIX века . 11 (3): 238–261. дои : 10.2307/746322 . ISSN   0148-2076 . Архивировано из оригинала 27 декабря 2023 г. Проверено 27 декабря 2023 г.
  3. ^ Самсон, Джим (1989). «Шопен и жанр» . Музыкальный анализ . 8 (3): 213–231. дои : 10.2307/854288 . ISSN   0262-5245 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 г. Проверено 27 декабря 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a08eec0e198dadf4b092a3523812e48e__1722118560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/8e/a08eec0e198dadf4b092a3523812e48e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of classical music genres - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)