Судный день в Исламе
В исламе «обещание и угроза» ( ваад ва-ваид ). [ 1 ] Судного Дня ( арабский : یوم القيامة , латинизированный : Yawm al-qiyāmah , букв. «День Воскресения» или арабский : یوم الدین , латинизированный : Yawm ad-din , букв. «Судный день»), это когда «все тела воскреснут» из мертвых, и «все люди» будут «призваны к ответу» за свои дела и свою веру во время жизни на Земле . Его назвали «доминирующим посланием» священной ислама Корана . книги [ Примечание 1 ] [ 2 ] а воскресение и суд - две темы, «центральные для понимания исламской эсхатологии ». [ 3 ] Судный день считается фундаментальным принципом веры всех мусульман и одним из шести статей исламской веры .
Испытания, невзгоды и подробности, связанные с ними, подробно описаны в Коране и хадисах (высказываниях Мухаммеда ); они подробно описаны в символах веры , коранических комментариях ( тафсурах ), богословских трудах, [ 4 ] эсхатологические руководства с более подробной информацией и последовательностью событий Дня. [ 2 ] Исламские толкователи и ученые авторитеты, которые подробно объяснили эту тему, включают аль-Газали , Ибн Касир , Ибн Маджах , Мухаммад аль-Бухари и Ибн Хузайму .
Имена
[ редактировать ]Среди названий Дня Воскресения/Суда, используемых в Коране, есть: [ 5 ]
- аль-Кариа — Бедствие; [ 5 ] ( Арабский : ٱلۡقَارِعَةُ ), Глава (Сура) 101 называется «Аль-Кариа» ; это слово встречается в Q.69 :4, 101 :1, 101:2, 101:3.
- аз-Залзала — Землетрясение; [ 5 ] ( Арабский : Землетрясение ) Сура 99 — имя аль-Залзала ; слово встречается в Q.99.1
- ас-Саика — Взрыв; [ 5 ]
- Йавм ан Такила — Тяжелый день; [ 5 ]
- Аль-Яум аль-Мухит — Охватывающий День ; [ 5 ]
- Яум аль-Фасл — День разлуки ; [ 5 ]
- ат-Таммах ал-Кубра — Великое бедствие; [ 5 ]
- аль-Хакка — Реальность; [ 5 ]
- Яум ад-Дин — Судный день; [ 5 ]
- Яум аль-Хакк — Истинный (неизбежный) День; [ 5 ]
- Яум аль-Хисаб — День расплаты; [ 5 ]
- Яум аль-Хурудж — День исхода (из могил); [ 5 ]
- ас-саа — [Последний] Час [ 6 ] ( араб . «Час» ) упоминается в Коране 39 раз. [ Примечание 2 ] (54:46, 25:11, 33:63, 30:55, 45:32, 69:2, 79:42, 30:12, 54:1, 43:66, 21:49, 30:14, 22 :1, 22:7, 20:15, 40:59, 43:61, 42:17, 12:107, 15:85, 18:36, 45:27, 22:55, 43:85, 47:18 , 6:40, 40:46, 42:18, 6:31, 16:77 и т. д.)
- Яум аль-Кияма — День Воскресения; [ 6 ] ( Арабский : يَوْمَ ٱلْقِيَـٰمَةِ ) Буквально означает «воскрешение при воскресении», хотя оно «стало обозначать всю серию событий, которые должны произойти» в Судный день, «хотя технически « ас-саа означает фактический час» по мнению учёных Джейн Смит и Ивонн Хаддад ; [ 7 ]
- В День Воскресения (Нет! Я клянусь Днем Воскресения) он упоминается в Коране 70 раз. [ Примечание 3 ]
Родственные термины включают (по мнению ученых Джейн Смит и Ивонн Хаддад),
- аль-Сур — «Труба»; [ 7 ]
- фанах — «вымирание всего, кроме Бога». [ 8 ]
- аль-Хашр «означает особое собрание» воскресших для их суда; [ 7 ]
- бат «означает вызов на суд»; [ 7 ]
- аль-мадад — «возвращение», «общий термин, используемый богословами для обозначения всего процесса» воскресения, суда и отправления в рай или ад. [ 7 ]
- аль-махшар — ужас места собрания; [ 9 ]
- аль-маукуф — время предстать перед Богом перед судом Бога. [ 9 ]
Сходства с Судным днем христианства
[ редактировать ]И в исламской , и в христианской эсхатологии есть « День воскресения » мертвых ( йавм аль-кийама ), за которым следует «Судный день» ( йавм ад-дин ), когда все когда-либо жившие человеческие существа будут привлечены к ответственности за свои дела, будучи судимы Божьими. В зависимости от вердикта суда они будут отправлены на вечность либо в награду рая ( Джанна ), либо в наказание ада ( Джаханнам ). [ 10 ]
Некоторые сходства между христианской и исламской эсхатологией включают в себя: когда именно наступит Судный день, будет известно только Богу; [ 11 ] об этом будет объявлено трубным звуком; [ 12 ] ему будут предшествовать странные и страшные события, служащие предзнаменованиями; Иисус вернется на землю (но в других ролях); битвы будут вестись с Антихристом , Гогом и Магогом ; праведных верующих не будет среди живых, когда наступит конец света.
Как в Первом и Втором послании Иоанна [ 13 ] в Нового Завета исламе появляется фигура « Антихриста », известная (в исламе) как ( араб . دجّال ) Аль-Масих ад-Даджаль , буквально «Лживый Мессия». [ 14 ] Даджаль , как и Антихрист, творит чудеса, или, по крайней мере , то, что кажется чудесами. [ 15 ] (В исламе предсказывается, что Даджаль и многие его последователи будут убиты дыханием Иисуса. [ 16 ] точно так же, как во второй главе 2 Фессалоникийцам сказано: «Дыханием уст Своих Иисус уничтожит, уничтожив его явлением пришествия Своего», некую безымянную «беззаконную» фигуру. [ 17 ]
Как в христианской книге Откровения [ 18 ] (где им предстоит вести «последнюю битву со Христом и Его святыми»), [ 19 ] Гог и Магог будут освобождены после тысячелетнего заключения в горе, чтобы вести войну против праведников. [ 20 ] В событии, чем-то похожем на концепцию восхищения в христианстве. [ Примечание 4 ] — где в какой-то момент ближе к концу света все верующие христиане исчезнут и будут унесены на небеса — в исламе одним из самых последних признаков скорого наступления конца света будет «приятное» [ 21 ] или «холодный» ветер, [ 22 ] что несет мирную смерть всем верующим мусульманам, [ нужна ссылка ] оставив в живых только неверующих, чтобы встретить конец света. Иисус (известный в исламе как Иса ) совершит второе пришествие в исламе, но не для того, чтобы председательствовать на Страшном суде. Вместо этого он поможет другому исламскому спасителю («Махди » ), сокрушит злодеев и восстановит порядок и справедливость перед концом света, включая (согласно некоторым исламским хадисам) исправление ошибочных путей христиан всего мира путем обращения их в ислам. . [ 23 ] (Мусульмане не верят, что эти совпадающие пророчества о Судном Дне являются результатом подражания ислама христианству, но верят, что авраамические религии иудаизма, христианства и ислама похожи друг на друга, потому что слово Божье было послано пророками на протяжении всей истории всем трем группам/религиям. но первые два исказили и исказили его учение и что только Учение Ислама не было испорчено.) [ 24 ] [ 25 ]
События
[ редактировать ]События, предсказанные о дне воскресения и суда, «многочисленны и представлены по-разному», но «последовательность событий» этого дня может быть составлена на основе как многих деталей, «предложенных Кораном», так и о «разработках и дополнениях, обычно содержащихся в хадисах, руководствах и толкованиях богословов». [ 2 ] Можно представить четыре сегмента конца времен в исламе:
- знаки /предзнаменования «Часа» ( ас-саа ) и других событий, возвещающих скорый конец света;
- звуки трубы, воскрешение ( кияма ) мёртвых и собирание всех живых существ ( хашр );
- расплата ( хисаб ), на которой судят воскресших;
- подготовка к окончательному отправке в рай или ад, пересечение моста ( шират ), с которого проклятые падают в ад внизу, а спасенные достигают другой стороны, возможность заступничества ( шафаа ) для спасения грешников от ада .
Предзнаменования
[ редактировать ]Во многих аятах Корана , особенно в более ранних, преобладает идея приближения Дня Воскресения. [ 26 ] [ 27 ] В исламе признаки наступления Судного дня описываются как «главные». [ 28 ] и «незначительный». [ 29 ] Появится Аль -Масих ад-Даджаль , обманывающий глупцов и убивающий мусульман, пока его не убьет Махди или Иисус. [ 30 ] [ 31 ] Вслед за ним два опасных и злых племени недолюдей с огромной численностью, называемые Яджудж и Маджудж, будут освобождены из того места, где они были заключены в тюрьму внутри горы с римских времен. [ 20 ] Согласно некоторым легендам, жестокий тиран по имени Суфьяни будет распространять коррупцию и вред. [ 32 ] убийство женщин, детей и потомков Мухаммеда. Чтобы спасти верующих от этих ужасов, Махди явится и Иса бин Марьям (Иисус) сойдет с небес, чтобы помочь ему. Солнце взойдет с запада. [ Примечание 5 ] [ 33 ] Подует ветерок, и все верующие вдохнут его и мирно умрут. [ Примечание 6 ] [ 34 ]
Разрушение и воскрешение
[ редактировать ]После этих предзнаменований Земля будет уничтожена. (В суре «Аль-Хакка »)
Когда труба протрубит одним звуком
и земля и горы поднимутся и сокрушатся одним ударом,
тогда в тот день наступит ужас,
и небо расколется, ибо в тот день оно станет очень хрупким. ..."(Вопрос 69:13–16) [ Примечание 7 ] [ 8 ]
Стихи из другой суры ( Ат-Таквир ) описывают
Когда солнце померкнет
Когда звезды будут сброшены вниз
Когда моря закипят
Когда души соединятся...
Когда свитки будут развернуты
Когда небеса будут сорваны,
Когда ад будет пылать,
Когда рай приблизится
Тогда душа узнает, что она произвела.(Вопрос 81:1,2,6,7,10-14) [ Примечание 8 ] [ 8 ]
Второй звук трубы ознаменует «последний катаклизм» ( фана ), исчезновение всех живых существ - даже самого ангела смерти - кроме Бога. [ 8 ] Затем Бог трижды спросит: «Кому принадлежит Царство сегодня?» Никто Ему не отвечает, поэтому Он отвечает Сам Себе, говоря: «Богу Единому, Победоносному!» [ 35 ] Считается, что многочисленные упоминания в Коране о том, что каждая душа вкусит смерть в течение «часа», подчеркивают абсолютную власть и таухид Бога, в то время как воскресение жизни демонстрирует «Его справедливость и милосердие». [ 36 ] Время между уничтожением всего живого и его воскрешением находится «за пределами всех человеческих временных конструкций» и обычно оценивается многими комментаторами в сорок лет. [ 36 ]
- Воскресение
Загробная жизнь начнется с звука трубы (в разных источниках указывается разное количество звуков трубы). [ Примечание 9 ] сигнализируя «День Восстания», По мнению классического исламского ученого и богослова аль-Газали . [ 38 ]
Звук трубы упоминается в Коране как минимум два раза, но «сам Коран не уточняет хронологию». связанный с трубением в рог" [ 37 ] и «последователям Пророка предстояло определить для себя точную последовательность событий после этого». [ 8 ]
Знай, что Исрафил — хозяин рога [ ал-карна ]. Бог создал сохранившуюся табличку [ аль-лавх аль-махфуз ] из белого жемчуга. Его длина в семь раз превышает расстояние между небом и землей, и он соединен с Троном. На нем написано все, что существует до дня воскресения. У Исрафила четыре крыла: одно на востоке, другое на западе, одно прикрывает его ноги, а другое закрывает его голову и лицо в страхе перед Богом. Его голова склонена к Трону... Нет ангела ближе к престолу, чем Исрафил. Между ним и Троном семь завес, каждая завеса находится на расстоянии пятисот лет от следующей... [ 39 ]
Это разбудит мертвых из могил. Тела будут воскрешены и воссоединятся со своими духами, чтобы сформировать «целостные, сознательные и ответственные люди». [ 3 ] Согласно «часто цитируемому высказыванию» Мухаммеда, первыми восстанут члены мусульманской общины, но они будут «разделены на категории» в зависимости от их грехов на земле. (классификация воскресших по группам происходит из «некоторых повествований» о Судном дне, которые «предполагают» группировку и основаны на «ряде разрозненных стихов Корана, указывающих на горестное состояние» воскресших грешников) [ 40 ]
В период между воскресением и судом будет мучительное ожидание (В.21:103, В.37:20) в месте собрания [ аль-махшар ], или время предстояния перед Богом. [ аль-маукуф ], давая грешникам «широкую возможность созерцать неизбежное возмездие за его прошлые пороки» (так же, как страдают в могиле грешники перед Днем Воскресения). [ 9 ] Воскресшие соберутся на «Пот». [ 41 ] [ 42 ] — время, когда все сотворенные существа, включая людей, ангелов, джиннов , чертей и животных, будут потеть, незатененные от солнца, в ожидании своей участи. [ 43 ] Грешники и неверующие будут дольше страдать и потеть в этот день, который, по мнению некоторых, продлится «50 000 лет» (на основе Q.70:4), а другие - только 1000 (на основе Q.32:5). [ 9 ]
Решение
[ редактировать ]Последний суд (Расплата, Хисаб ), на котором Бог судит каждую душу за ее жизнь, прожитую на земле, [ 44 ] будет «осуществляться с абсолютной справедливостью», не принимая никаких оправданий, и проверять каждое действие и намерение — независимо от того, насколько оно незначительное, [ 45 ] но «по прерогативе милосердной воли Божией». [ 3 ]
Считается, что аяты Корана в «Аль-Хакке» (сура 69) относятся к расплате в Судный день:
А тому, кому его книгу дадут в правую руку, он скажет: «Возьми и прочитай мою книгу».
Я знал, что меня призовут к ответу.
И он будет в блаженном состоянии (К.69:19–21)....
А кому дадут книгу его в левую руку, тот скажет: «О если бы мне не дали книгу мою».
и что я не знал своего счета! (Вопрос 69:25-26) ...
[И будет сказано] Схватите его, свяжите и разоблачите.
его в горящий Огонь! (Q.69:30-31) [ 46 ]
Считается, что «книга» относится к отчету каждого человека, в котором записаны дела его жизни, хорошие и плохие. [ 46 ] Сообщения комментаторов «утверждают», что каждый день в жизни человека «один или два ангела» начинают новую страницу, записывая дела, и что по завершении страницы собираются «каким-то образом… в полный свиток или запись». . [ 46 ] В Судный день книгу подносят в правую руку воскресшего человека, если он идет в Рая, и в левую, если его предстоит отправить в «пылающий огонь». [ 46 ]
Другая версия того, как судят воскресших («отдельные элементы, составляющие повод для расплаты», в Коране не упорядочены и не сгруппированы и называются «модальностями суда») [ 47 ] включает в себя несколько упоминаний в Коране о мизане (балансе), который, по мнению некоторых комментаторов, относится к способу уравновешивания веса хороших и плохих дел человека в Судный день, чтобы увидеть, что тяжелее, как это произошло в Китаб Ахвал аль- кияма , которая продлится пятьдесят тысяч лет. [ 48 ]
Считается, что те, чьи хорошие дела перевешивают плохие, попадут в Джанна (рай), а те, чьи плохие поступки перевешивают хорошие, в Джаханнам (ад). [ 49 ] [ 50 ] Сколько веса придается внутреннему и сколько внешнему имаму , сколько благочестию и сколько послушанию исламскому закону (они, конечно, переплетаются) при подсчете добрых дел и обретении спасения, варьируется в зависимости от интерпретация ученых. [ 51 ] В одном руководстве ( Китаб ахвал аль-кияма ) обнадеживающих людей спрашивают об их поведении не до того, как они выйдут по тропе/мосту ( ас-шират ; см. ниже) на небеса, а во время. Когда они идут по мосту, который, как говорят, имеет семь арок, «каждая длиной 3000 лет»; У каждой арки их допрашивают об определенной религиозной обязанности, предписанной шариатом, - об их имане , молитвенном салате , закяте милостыни , паломничестве хадже , ритуальном омовении вуду , гусле и ответственности перед своими родственниками", соответственно. [ 51 ]
(Хотя в исламе нет первородного греха , Коран упоминает многие врожденные недостатки человеческой личности – слабость, жадность, скупость, гордость и т. д.) [ Примечание 10 ]
Каков общий порядок Судного Дня на данный момент, неясно, исходя из хадисов, поскольку они расходятся во мнениях относительно того, как Бог открывает «различным категориям людей, какова будет их судьба». [ 46 ]
Существуют особые условия для тех, кто не получил учения ислама в течение своей жизни, соответственно, люди того периода будут судимы по-другому в Судный день . Между учеными ислама существуют разногласия относительно их загробной жизни. Рационалисты -мутазилиты считали, что каждый ответственный человек ( араб . مكلف , мукаллаф ) должен отвергнуть многобожие и идолопоклонство и поверить во Всемогущего Бога. Невыполнение этих требований приведет к вечному наказанию.
С другой стороны, ашариты верили, что те, кто не получил послания, будут прощены, даже идолопоклонники. Их предпосылка заключалась в том, что добро и зло основаны на откровении; другими словами, добро и зло определяются Богом. Следовательно, в отсутствие откровения они не могут быть привлечены к ответственности. [ 53 ]
Абу Хамид аль-Газали разделил немусульман на три категории:
- 1. Люди, никогда не слышавшие о послании, живущие в далеких странах, например, византийцы («римляне»). Это будет прощено.
- 2. Люди, которые столкнулись с искаженным пониманием ислама и не имеют возможности исправить эту информацию. Этим тоже будет прощено.
- 3. Люди, которые слышали об исламе, потому что живут в соседних странах и общаются с мусульманами. У них нет надежды на спасение. [ 53 ]
Он также писал о немусульманах, которые услышали искаженное послание: «Имя Мухаммеда действительно достигло их ушей, но они не знают его истинного описания и его характера. Вместо этого они с юных лет слышали, что лживый лжец по имени Мухаммад утверждал, что он пророк. Насколько я понимаю, такие люди [извиняются], как и те, до которых не дошел призыв Ислама, поскольку, хотя они слышали имя Пророка, они слышали противоположное его истинному. качеств, и слух о таких вещах никогда не пробудит в человеке желания узнать, кем он был». [ 54 ]
Имам Навави сказал в своем комментарии «Шарх Сахих Муслим», что тем, кто родился в идолопоклоннических семьях и умер, не получив послания, предоставляется рай, основываясь на стихе Корана 17:15 : «Мы не наказываем людей до тех пор, пока к ним не придет посланник. их." . По мнению ибн Таймии, эти люди, не получившие послания в этом мире, будут подвергнуты испытанию в загробной жизни, или Барзахе . [ 53 ] Эту точку зрения также разделяли и принимали Ибн Кайим аль-Джавзия , Абу Хасан аль-Ашари и Ибн Касир , поскольку все они основывали это постановление согласно хадисам о судьбах четырех видов народов:
- Те, кто никогда не получал призыва или учения к Исламу в течение своей жизни.
- Те, кто страдал глухотой до того, как учение Ислама достигло их
- Те, кто страдает психическими заболеваниями и тяжелым безумием (в другом хадисе с аналогичным повествованием также есть люди с умственной отсталостью или низким интеллектом, которые мешают им правильно понимать Ислам)
- Те, кто страдал дряхлостью или слабоумием , когда до него дошли слова Ислама. [ Примечания 1 ]
По мнению Ибн Кайима, Ибн Таймийи и других исламских ученых, которые согласились с этими хадисами, это означает, что эти четыре типа людей будут дополнительно исследованы Аллахом в Барзахе , где эти четыре типа людей будут проверены в состоянии, когда их чувства и их разум в идеальном состоянии, чтобы они могли понять, что Бог испытывает их. [ 57 ] [ 56 ]
Мухаммад Насируддин аль-Албани , салафитский учёный, заявил по этому поводу: «Термин «Ахль аль-Фатра» относится ко всем, до кого призыв (послание ислама) не достиг правильным способом, как он пришел в шариате… Такие люди будут не быть наказанными в Судный день [за своё неверие в этот мир]. Вполне возможно, что Люди Промежутка существуют в любой период времени, будь то до [откровения последнего послания] Ислама или после него. Послание должно дойти до них в первозданной чистоте, без каких-либо искажений. В случаях, когда призыв доходит до людей в изуродованном виде, в котором отсутствуют его основные компоненты; его фундаментальные принципы веры были заменены, я первый, кто сказал, что призыв не достиг их». [ нужна ссылка ]
Переход через мост
[ редактировать ]Спасенные и проклятые теперь четко разделены, и души пройдут через адский огонь. [ 58 ] через мост Сират . Эта история основана на стихах Корана (Q.36:66, Q.37:23–24), оба из которых «довольно неопределенны». Только в Q.37:23–24 ад упоминается в форме аль-Джахим, причем Сират, по крайней мере, иногда переводится как «путь», а не как «мост». [ 59 ]
«Им скажут: «Это День «Окончательного решения», которое вы раньше отрицали».
«Аллах скажет ангелам: «Соберите всех беззаконников вместе с их равными и всем, чему они поклонялись».
вместо Аллаха, то приведите их всех на путь Ада [ шират аль-Джахим ].
И задержите их, потому что их надо допросить».
«Тогда их спросят: «Что с вами такое, что вы больше не можете помогать друг другу?»
(Вопрос 37:21–25) [ 60 ]
Шират аль-Джахим «был принят в исламскую традицию чтобы обозначить пролет над Джаханнамом , верхним слоем Огня». [ 59 ] [ Примечание 11 ]
Мухаммед, возглавляющий мусульманскую умму, первым перейдет мост. [ 62 ] Для грешников мост будет тоньше волоса и острее самого острого меча, по которому невозможно будет пройти, не упав ниже, чтобы достичь огненного пункта назначения. [ 63 ] а праведники пройдут по мосту в рай ( Джанна ).
Заступничество
[ редактировать ]Не все, отправленные в ад, останутся там. Что-то вроде католической концепции чистилища , грешный мусульманин будет оставаться в аду до тех пор, пока не очистится от своих грехов. По мнению ученого Аль-Субки (и других), «Бог выведет из Огня каждого, кто произнес свидетельство» (т.е. свидетельство- шахада , сделанное всеми мусульманами: «Нет Бога, кроме Бога , Мухаммед - его пророк». ) [ 64 ] «Все, кроме мушрикунов , тех, кто совершил худший грех, оспаривая таухид Бога, имеют возможность спастись». [ 65 ]
Возможность заступничества за грешников ( шафаа ) в Судный день, чтобы спасти их от адского огня, является «главной темой» в эсхатологических ожиданиях мусульманской общины и в историях, рассказываемых о событиях Судного дня. [ 66 ]
Хотя Коран «в целом и явно негативен» в отношении возможности заступничества за грешников ( шафаа ) в последний день», чтобы спасти их от адского огня, [ Примечание 12 ] (идея заключается в том, что каждый человек должен брать на себя ответственность за свои дела и поступки веры). В более чем 20 упоминаниях шафаа в Коране ни один не упоминает Мухаммеда или должность пророчества. Однако этот принцип был «модифицирован в последующем понимании сообщества, и Пророку Мухаммаду была поручена функция вмешательства от имени мусульман в Судный день». [ 62 ] Стих Q.43:86 уполномочивает «истинных свидетелей» давать ходатайство, и в эту категорию «было найдено включение» Мухаммеда «как ходатая за мусульманскую общину». [ 67 ]
«Одна из самых популярных и часто цитируемых» историй о Мухаммаде как ходатае («подтверждающем» его способность ходатайствовать) вращается вокруг грешников, обращающихся к нему после того, как все остальные пророки отказали им в заступничестве. В «Ад-Дурре » аль-Газали это происходит «между двумя звуками трубы». [ 68 ]
Другая история, найденная в «Китаб ахваль аль-кияма», повествует
[Пророк Мухаммад] придет с пророками и выведет из Огня всех, кто говорил: «Нет Бога, кроме Бога, и Мухаммад — Посланник Бога…». Затем он выведет их всех вместе, обугленные от огня, пожиравшего их. Тогда он поспешит с ними к реке у ворот Сада, называемой [рекой] жизни. Там они искупаются и выйдут из него безбородыми юношами, с карими глазами и лицами, подобными луне. [ 69 ]
Рай и Адский огонь
[ редактировать ]«События» «процесса суда» завершаются прибытием воскресших в их последнее «обитель воздаяния»: либо рай для спасенных, либо ад для проклятых. [ 67 ] Коран описывает проживание в жилищах в «изысканных подробностях». [ 4 ] в то время как «множество живописных особенностей» (их форм, структур и т. д.) подробно описано в хадисах и другой исламской литературе. Большая часть исламской космологии основана на «более ранних взглядах на мир» (круги проклятия, семь слоев неба над землей, огни очищения внизу, согласно месопотамским и/или еврейским верованиям) с кораническими стихами, интерпретированными так, чтобы гармонировать с ними. [ 70 ]
Хотя критики утверждают, что концепция загробной жизни в исламе «очень материалистична», загробное наказание в аду и наслаждение в раю носят не только физический, но и психический и духовный характер. [ 71 ] Их характеристики имеют совпадающие черты или прямые параллели друг с другом. Удовольствие и наслаждение Джаннама, описанные в Коране , сочетаются с мучительной болью и ужасом Джаханнама . [ 72 ] [ 73 ] Обычно считается, что оба имеют семь уровней, в обоих случаях, чем выше уровень, тем более желательны. [ 74 ] : 131 — в Джаханнах тем выше престиж и удовольствие, в Джаханнаме — тем меньше страданий. [ 75 ] В обоих есть видные деревья – напротив Заккумское дерево ада. лотос дерева райского . Среди мусульман распространено мнение, что обе обители сосуществуют с временным миром. [ 76 ] а не быть созданным после Судного Дня.
- Рай
Рай, Джанна ( арабский : جَنّة , латинизированный : janna , или «сад»), [ нужна ссылка ] является последним пристанищем праведников. [ 77 ] Джанна описывается с физическими удовольствиями, такими как сады, реки, фонтаны; прекрасные гурии , к которым еще не прикасался ни один человек, вино, которое не опьяняет, и «божественное наслаждение». [ 71 ] Их награда в виде удовольствия будет варьироваться в зависимости от праведности человека. [ 78 ] [ 79 ]
- Адский огонь
Наказание и страдания в аду в общепринятом исламе различаются в зависимости от грехов осужденного. [ 78 ] [ 79 ] Мусульмане обычно считают, что заключение в аду является временным явлением для мусульман, но не для других. [ 80 ] [ 81 ] [ Примечание 13 ]
В разных источниках исламской литературы ад физически описывается по-разному. Он огромных размеров, [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] и расположен под небом. [ 86 ] В разных источниках даны разные описания его строения. Есть семь уровней [ 75 ] мост Ас-Сират ; но также говорят, что это огромная яма, через которую пересекает [ 87 ] иметь горы, реки, долины и «даже океаны», наполненные отвратительными жидкостями; [ 88 ] а также уметь ходить (управляется поводьями), [ 89 ] и задавать вопросы, [ 90 ] очень похоже на разумное существо.
Прямое или переносное толкование
[ редактировать ]В то время как ранние мусульмане спорили о том, следует ли интерпретировать Священные Писания в Судный день буквально или в переносном смысле, преобладающая школа мысли ( Ашари ) «подтверждала, что такие вещи, как» связанные с Судным днем, как «отдельные записи дел (включая бумагу, ручку, и чернила, которыми они начертаны), мост, весы и пруд» являются «реальностью», и «следует понимать в конкретном и буквальном смысле». [ 91 ] Что касается рая и ада, сегодня «подавляющее большинство верующих» (по мнению Смита и Хаддада) понимают стихи Корана о рая (и адском огне) «как реальные и конкретные, ожидая их» с радостью или ужасом. [ 92 ] хотя эта точка зрения «в целом не утверждает, что реалии следующего мира будут идентичны реалиям этого мира». [ 92 ] С другой стороны, поскольку «время и хронология менее важны, чем окончательное значение воскресения и суда «в целом», смысл рассказов о Судном дне в эсхатологических руководствах должен быть «дидактическим», а не точным, [ 9 ] т.е. повысить осведомленность об «угрозах и обещаниях» послания Ислама, даже если большая часть истории основана не на стихах Корана, а на воображении автора. Эсхатологическое руководство «Китаб ахвал аль-кияма» , например, описывает Огонь/Ад устрашающе, но неправдоподобно как имеющий «четыре ноги (между каждой ногой 1000 лет), тридцать голов с 30 000 ртов в каждой, губы, подобные 1000 горам, и так далее». [ 93 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эти хадисы были переданы с цепочками повествований, заканчивающимися Абу Хурайрой и Аль-Асвадом бин Сари, и оценены как хасанные (звуковые) хадисы согласно Шуайбу Аль Арнауту , в то время как Ахмад ибн Ханбал , Аль-Албани и Аль-Табарани оцените это как Сахих. [ 55 ] [ 56 ] Между тем, для этого решения использован и другой хадис с аналогичным повествованием от Анаса ибн Малика . [ 57 ]
- ^ «как это представлено в контексте» монотеизма
- ^ из перевода соответствующей статьи на арабском языке.
- ^ из перевода соответствующей статьи на арабском языке.
- ^ (Версия Восхищения, происходящего в последние времена )
- ^ Сахих Муслим
- ^ Сахих Муслим, Книга 001: 0273.
- ^ (перевод Арберри) см. также Q.39:68.
- ^ (перевод Арберри)
- ^
- один трубный звук Q.69:13
- два взрыва в Q.39:68,
- «некоторые эсхатологические руководства» расширяют это число до трех (верование также выражается в некоторых еврейских традициях). [ 8 ]
- ^
- Бог создал человека в лучшем из образцов (Вопрос 15:4), но
- Человек создан слабым (В.4:28. В.90:4);
- Воистину, человек неблагодарен своему Господу, и он свидетельствует об этом; (Вопрос 100:6–7);
- Несмотря на то, что человечеству дана власть на земле и предоставлены все средства для полноценной жизни, благодарность не воздается (Вопрос 7:10);
- Он не только неблагодарен, но еще и нетерпелив, раздражителен и скуп (В.70:19–21);
- жадный (К.74:15);
- жестокий в погоне за богатством (Q.100:8);
- Полный гордости и самомнения, он забывает, что его положение и все, что ему дано, созданы по милости Божией, и, восставая против Бога, думает о себе как о самодостаточном (Q.96:6–7). [ 52 ]
- ^ «Идея моста, ведущего в подземный мир, нашла выражение в ряде различных религиозных традиций» [ 61 ]
- ↑ В Коране шафаа в той или иной форме упоминается 29 раз. Некоторые примеры:
- «Защитите себя от того дня, когда ни одна душа не сможет каким-либо образом вознаградить другую и никакое заступничество не будет принято… (В.2:48);
- «Предупредите тех, кто боится, что они будут собраны к своему Господу: не будет у них ни друга, ни заступника, кроме Него… (В.6:51). [ 67 ]
- ^ «Следует отметить, что среди мусульманских богословов более поздних периодов существовал почти консенсус в отношении того, что наказание для мусульманских грешников будет лишь временным; в конечном итоге после пребывания в чистилище в верхнем слое ада они будут допущены в рай». [ 82 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тейлор, Джон Б. (октябрь 1968 г.). «Некоторые аспекты исламской эсхатологии» . Религиоведение . 4 (1): 59. дои : 10.1017/S0034412500003395 . S2CID 155073079 . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.63.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.64.
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.vii.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сиддики, Абдур Рашид (25 ноября 2014 г.). «Ахира (Будущая жизнь)» . Алука . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Загробная жизнь (ахира)» . Би-би-си. GCSE WJEC . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Смит и Хаддад, «Исламское понимание» , 1981 : стр. 214–215, примечание 26.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.75.
- ^ Ахмед, Джафор. «Сходства и различия между исламом и христианством» . Академия . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ «Люди спросят тебя о Часе. Скажи: Знание о нем только у Бога…» [В.33:63]. цитируется в Смит, Джейн И.; Хаддад, Ивонн Ю. (1981). Исламское понимание смерти и воскресения . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 65.
- ^ Амини, Ибрагим (13 января 2015 г.). «Признаки Судного дня, трубный звук». Воскресение в Коране . Аль-Ислам.орг . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ 1 Иоанна 2: 18–22 ; 4:1-6 . 2 Иоанна 1:7-11 .
- ^ Фарханг, Мехрваш (2017). «Даджаль». В Маделунге, Уилферд; Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Негабана, Фарзина. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_035982 . ISSN 1875-9823 .
- ^ Вуд, Грэм (2016). «Война конца времени» . Путь чужих: Столкновения с Исламским государством . Случайный дом. п. 255. ИСБН 9780812988765 .
- ^ Вуд, Грэм (2016). «Война конца времени» . Путь чужих: Столкновения с Исламским государством . Случайный дом. п. 257. ИСБН 9780812988765 .
- ^ Вейма, Джеффри Алан Дэвид ; Портер, Стэнли Э. (1998). Аннотированная библиография 1 и 2 Фессалоникийцам . Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . п. 263.
(2) Поддерживает ли Новый Завет идею отдельного Антихриста, в котором будут сосредоточены все антихристианские распри всех веков? 2 Фес 2 отвечает на второй вопрос утвердительно: отдельный антихрист принесет зло своему...
- ^ Штукенбрюк, Лорен Т. (2003). "Откровение" . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. стр. 1535–36. ISBN 9780802837110 .
- ^ Маунс, Роберт Х (1998). Книга Откровения . Эрдманс . ISBN 9780802825377 .
- ^ Перейти обратно: а б Вуд, Грэм (2016). «Война конца времени» . Путь чужих: Столкновения с Исламским государством . Случайный дом. п. 258. ИСБН 9780812988765 .
- ^ Яхья, Харун (1 января 2008 г.). Ясность среди путаницы: Имам Махди и конец времен . Глобальное издательство. Киндл издание. п. 64.
- ^ Хава Лазарь-Яфе. Некоторые религиозные аспекты ислама: Сборник статей. Архив Брилла, 1981 г. ISBN 9789004063297 с. 52
- ^ УОРРЕН ЛАРСОН Иисус в исламе и христианстве: обсуждение сходств и различий с. 335
- ^ «Есть ли доказательства того, что Библия была искажена?» . Исламский компас . 27 февраля 2022 г. Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Центр фетв в Исламвебе (10 февраля 2012 г.). «187555 Неуважение к Библии и церквям» . Исламвеб . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Исаак Хассон, Страшный суд , Энциклопедия Корана
- ^ Л. Гарде, Кияма , Энциклопедия Корана
- ^ «Основные знамения перед Судным Днем (Кияма)» . Inter-islam.org . Архивировано из оригинала 10 июля 2016 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ «Знаки Киямы» . Inter-islam.org . Архивировано из оригинала 23 июня 2016 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Фарханг, Мехрваш (2017). «Даджаль». Исламская энциклопедия . Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_035982 . ISSN 1875-9823 .
- ^ «Сунан Ибн Маджа 4072 - Невзгоды - Книга испытаний - Sunnah.com - Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ «Глава 18: Восстание ас-Суфьяни» . Аль-Ислам.орг . 23 июля 2015 г. Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ Солнце восходит с запада [Восход солнца с запада] (на арабском языке).
- ^ Анвар, Амна. «48 знаков часа » исламский искатель Получено 17 мая.
- ^ аль-Газали, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад. ад-Дурра аль- Фахира Эд. М. Готье. Лейпциг, 1877. MS стр. 39. Цитируется по Смиту и Хаддаду, «Исламское понимание» , 1981 : стр. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.72.
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.73.
- ^ Аль-Газали (1989). Память о смерти и загробной жизни . стр. 173–177.
- ^ Китаб аль-Ахваль аль-Кияма , стр. 100-1. 49–50. цитируется по Смиту и Хаддаду, «Исламское понимание» , 1981 : с.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.74.
- ^ Аль-Газали (1989). Память о смерти и загробной жизни . стр. 180–181.
- ^ Аль-Газали (1989). Память о смерти и загробной жизни . стр. 182–188.
- ^ Аль-Газали (1989). Память о смерти и загробной жизни . п. 181.
- ^ Юсуф Али, Абдулла. «99:6». Коран .
- ^ Аль-Газали (1989). Память о смерти и загробной жизни . стр. 195–197.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Смит и Хаддад, «Исламское понимание» , 1981 : стр.76.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.77.
- ^ Китаб Ахвал аль-Кияма , стр.81, цитируется в Смит, Джейн И.; Хаддад, Ивонн Ю. (1981). Исламское понимание смерти и воскресения . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 77–78.
- ^ Юсуф Али, Абдулла (1947). Коран . 102:4–8.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Юсуф Али, Абудулла. Коран . 67:1. п. 1576.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.79.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.15.
- ^ Перейти обратно: а б с Между раем и адом: Ислам, спасение и судьба других . Халил, Мохаммад Хасан. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2013. с. 111. ИСБН 9780199945412 . OCLC 793726652 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Назими, Хасан (10 июля 2019 г.). «Существует ли сегодня в нашем мире такая вещь, как «кафир» или «неверующий»?» . Мусульманская атмосфера . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Юлиан Пурнама (29 декабря 2009 г.). «Являются ли люди, не знающие ислама, неверными?» . Консультации по шариату (на индонезийском языке). Проконсультируйтесь сSyariah.com . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мухаммад Аль-Мунаджид (9 июня 2015 г.). «Тот, до кого призыв не дошел по причине инвалидности, например глухоты, будет обследован в День Воскресения, а те из них, до кого он дошел, не были обследованы. / До кого призыв не дошел по причине инвалидности, например, глухоту, будут испытаны в День Воскресения, и кто из них достиг ее, не был испытан» . ИсламКа (на арабском языке). ИсламКа . Проверено 26 ноября 2023 г.
Четыре в День Воскресения: Глухой, который ничего не слышит, и человек, которого я ничего не слышу, а глупый говорит: Господи, мир и мальчики пришли оклеветать меня с жертвой, и тот, кто говорит: Мой Господь, пришел Ислам, и я ничего не понял, а что касается того, кто умер в этот период, он скажет: Мой Господь, к Тебе не приходил ни один посланник, тогда он возьмет их завет и подчинится Нет, он будет пошлите им, чтобы они вошли в Огонь. Он сказал: Клянусь Тем, в Чьей Руке душа Мухаммада, если бы они вошли в него, это было бы для них прохладой и покоем.
- ^ Перейти обратно: а б «Те, кто будут испытаны в День Воскресения/Те, кто будут проверены в День Воскресения » . Исламвеб (на арабском языке). Исламвеб. 1 мая 2005 года . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Аль-Газали (1989). Память о смерти и загробной жизни . стр. 205–210.
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.78.
- ^ «Сура Ас-Саффат – 21-27» . Коран.com .
- ^ (Рыцарь, «Мост», ERE, II, 852); цитируется в Смит, Джейн И.; Хаддад, Ивонн Ю. (1981). Исламское понимание смерти и воскресения . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 215, примечание 50.
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.80.
- ^ Левитон, Ричард (16 июля 2014 г.). Интервью Мертауни Маунтин . iUniverse. п. 59. ИСБН 9781491741290 . Проверено 2 января 2014 г.
- ^ аль-Субки, Таки ад-Дин. Шифа ас-Сакамфт зияра хайр аль-анам . Каир, AH1315, 163; цитируется в Смит, Джейн И.; Хаддад, Ивонн Ю. (1981). Исламское понимание смерти и воскресения . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 81.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.81.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.25.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.26.
- ^ аль-Газали, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад. ад-Дурра аль- Фахира Эд. М. Готье. Лейпциг, 1877. MS стр. 59–65. цитируется по Смиту и Хаддаду, «Исламское понимание» , 1981 : с.
- ^ Китаб аль-Ахваль аль-Кияма , стр. 101–1. цитируется по Смиту и Хаддаду, «Исламское понимание» , 1981 : с.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.9.
- ^ Перейти обратно: а б «Эсхатология (учение о последних вещах)» . Британника . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Томассен, «Исламский ад», Numen, 56, 2009 : стр.405.
- ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.86.
- ^ Ланге, Кристиан (2016). Рай и ад в исламских традициях . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-50637-3 .
- ^ Перейти обратно: а б «Исламские представления о загробной жизни» . Религиозные факты . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Ланге, Кристиан (2016). «Представляем ад в исламских исследованиях». Расположение ада в исламских традициях . БРИЛЛ. п. 12. ISBN 978-90-04-30121-4 . JSTOR 10.1163/j.ctt1w8h1w3.7 .
- ↑ Джозеф Ад Дай Религия де Ислам Мотилал Банарсидасс, Издательство, 1915 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эмерик, Яхия (2011). Полное руководство по исламу для идиотов (3-е изд.). Пингвин. ISBN 9781101558812 .
- ^ Перейти обратно: а б Том Фулкс, Ересь? Пять утраченных заповедей , Стратегическое книжное издательство, 2010 г. ISBN 978-1-609-11406-0 стр. 74
- ^ А. Ф. Кляйн Религия ислама Routledge 2013 ISBN 978-1-136-09954-0 стр. 92
- ^ Салих аль-Мунаджид (руководитель), Мухаммад. "200252: Есть ли в исламских текстах упоминание о минимальном периоде, который грешники из числа людей Таухида проведут в аду?" . Ислам: вопросы и ответы . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Ланге, «Представляем ад в исламских исследованиях», 2016 : стр.7
- ^ Элиас, Афзал Хусен. «Состояния и этапы Джаханнама (Ада)» (PDF) . открытиеIslam.org . Проверено 25 декабря 2014 г.
- ^ Куртуби, Тадкира , 93; цитируется в «Кристиане Ланге, стр. 14».
- ^ Ланге, «Представляем ад в исламских исследованиях», 2016 : стр.14
- ^ Али, Абдулла Юсуф (2001). Коран . Элмхерст, Нью-Йорк: Tahrike Tarsile Qur'an, Inc. стр. 353–4.
- ^ Бухари, Сахих, к. аль-рикак 52; Муслим, Сахих, к. аль-Иман 299; цитируется |Ланге, «Введение в ад в исламских исследованиях», 2016]]: стр.12.
- ^ Ланге, «Представляем ад в исламских исследованиях», 2016 : стр.15.
- ^ Форд, Хадиджа; Реда Бедейр (1425 г.). Рай и Ад у Имама Аль-Куртуби . Эль-Мансура Египет: Дар Аль-Манара.
- ^ Али, Абдулла Юсуф (nd). Смысл славного Корана . Том. 2. Каир Египет:Дар аль-Китаб. п. 1415.
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.65.
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.84.
- ^ Китаб аль-Ахваль аль-Кияма , стр. 100-1. 90. Цитируется по Смиту и Хаддаду, «Исламское понимание» , 1981 : с.
Библиография
[ редактировать ]- Арджоманд, Саид Амир (2000). «Истоки и развитие апокалиптики и мессианства в раннем исламе: 610–750 гг. н.э.» . Осло: Конгресс Международного комитета исторических наук .
- Арджоманд, Саид Амир (2007). «Концепция Махди в суннитском исламе» . Энциклопедия Ираника . Том. 14, Фаск. 2. Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 11 марта 2022 г.
- Башир, Шахзад (2003). Мессианские надежды и мистические видения: Нурбахшия между средневековым и современным исламом . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 1-57003-495-8 .
- Бентлаге, Бьорн; Эггерт, Мэрион; Кремер, Ханс-Мартин; Райхмут, Стефан (2016). Религиозная динамика под влиянием империализма и колониализма: справочник . Брилл. ISBN 9789004329003 .
- Бличфельдт, Ян-Олаф (1985). Ранний махдизм: политика и религия в период становления ислама . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-07643-3 .
- Кук, Дэвид (2002a). Исследования мусульманской апокалиптики . Принстон: Дарвин Пресс. ISBN 9780878501427 .
- Кук, Дэвид (2002b). «Хадис, власть и конец света: традиции в современной мусульманской апокалиптической литературе» . Ориенте Модерно . 82 (1): 31–53. дои : 10.1163/22138617-08201004 . hdl : 1911/70538 . JSTOR 25817811 .
- Кук, Майкл (2016). «Эсхатология и датировка традиций». В Моцки, Харальд (ред.). Хадис: происхождение и развитие . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781138247796 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-78076-841-0 .
- Дой, ARI (1971). «Йоруба Махди». Журнал религии в Африке . 4 (2): 119–136. дои : 10.1163/157006671x00070 . JSTOR 1594738 .
- Эспозито, Джон Л. (1998). Ислам и политика (4-е изд.). Сиракузы: Издательство Сиракузского университета. ISBN 0-8156-2774-2 .
- Филиу, Жан-Пьер (2009). «Возвращение политического махдизма» . Современные тенденции в исламистской идеологии . 8 : 26–38. ISSN 1940-834X . Архивировано из оригинала 20 мая 2022 г. Проверено 25 апреля 2022 г.
- Филиу, Жан-Пьер (2011). Апокалипсис в исламе Перевод ДеБевуаза, М.Б. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26431-1 .
- Фишман, Джейсон Эрик; Соаге, Ана Белен (2013). «Нация ислама и мусульманский мир: теологически разлучены и политически едины». Религиозный компас . 7 (2): 59–68. дои : 10.1111/rec3.12032 .
- Фридманн, Йоханан (1989). Пророчество непрерывное: аспекты религиозной мысли Ахмади и ее средневековая подоплека . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05772-4 .
- Ферниш, Тимоти Р. (2005). Самые священные войны: исламские Махди, джихад и Усама бен Ладен . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 0-275-98383-8 .
- Хальм, Хайнц (1997). Шиитский ислам: от религии к революции . Перевод Брауна, Эллисон. Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN 1-55876-134-9 .
- Хальм, Хайнц (2004). Шиизм . Перевод Уотсона, Джанет; Хилл, Мэриан (2-е изд.). Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1888-0 .
- Халверсон, Джеффри Р.; Гудолл, Х.Л. младший; Корман, Стивен Р. (2011). Основные рассказы об исламистском экстремизме . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-10896-7 .
- Ибн Варрак (1995). Почему я не мусульманин . Книги Прометея. стр. 123–127.
- Клемм, Верена (1984). «Четыре суфары Двенадцатого Имама: О периоде формирования Двенадцатериши». Мир Востока . 15 : 126–143. JSTOR 25683146 .
- Ланге, Кристиан (2016). «Представляем ад в исламских исследованиях». В Кристиане Ланге (ред.). Расположение ада в исламских традициях . БРИЛЛ. стр. 1–28. ISBN 978-90-04-30121-4 . JSTOR 10.1163/j.ctt1w8h1w3.7 .
- Лейрвик, Оддбьёрн (2010). Образы Иисуса Христа в исламе (2-е изд.). Лондон: Международная издательская группа Continuum. ISBN 978-1-4411-7739-1 .
- Маделунг, Уилферд (1981). «Абдаллах ибн аз-Зубайр и Махди». Журнал ближневосточных исследований . 40 (4): 291–305. дои : 10.1086/372899 . S2CID 161061748 .
- Маделунг, Уилферд (1986). «Аль-Махди» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1230–1238. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Рустомджи, Нерина (2009). Сад и огонь: рай и ад в исламской культуре . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231140850 . Проверено 25 декабря 2014 г.
- Сачедина, Абдулазиз А. (1978). «Трактат о сокрытии двенадцатого имамитского имама». Студия Исламика (48): 109–124. дои : 10.2307/1595355 . JSTOR 1595355 .
- Сачедина, Абдулазиз А. (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780873954426 .
- Смит, Джейн И.; Хаддад, Ивонн Ю. (1981). Исламское понимание смерти и воскресения . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press.
- Сонн, Тамарра (2004). Краткая история ислама . Издательство Блэквелл. ISBN 978-1-4051-2174-3 .
- Томассен, Эйнар (2009). «Исламский ад» . Нумен . 56 (2–3): 401–416. дои : 10.1163/156852709X405062 . JSTOR 27793798 . Проверено 6 января 2022 г.
- Валентин, Саймон Росс (2008). Ислам и Ахмадийский Джамаат: история, вера, практика . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-70094-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- « Фатх аль-Бари » (из «Сахих аль-Бухари» ибн Хаджара аль-Аскалани ).
- Эспозито, Джон, Оксфордский словарь ислама , Oxford University Press, 2003, ISBN 0-19-512558-4 .
- Ричард К. Мартин, Саид Амир Арджоманд, Марсия Хермансен, Абдулкадер Тайоб, Рошель Дэвис, Джон Оберт Фолл, Энциклопедия ислама и мусульманского мира , Справочники MacMillan, 2003, ISBN 978-0028656038 .
- Лоусон, Тодд (1999). Двойственность, оппозиция и типология в Коране: апокалиптический субстрат . Журнал коранических исследований. 10: 23–49.