Пьер Тейлхард де Шардин
![]() | Конструкции, такие как там же. , loc. цит - И то же самое руководство не поощряют по стилю Википедии для сносок , так как их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив их на именованные ссылки ( быстрое руководство ) или сокращенное название. ( Сентябрь 2023 г. ) |
Пьер Тейлхард де Шардин | |
---|---|
![]() | |
Born | Orcines, Puy-de-Dôme, France | 1 May 1881
Died | 10 April 1955 New York City, US | (aged 73)
Academic background | |
Alma mater | University of Paris |
Influences | |
Academic work | |
Era | 20th-century philosophy |
Discipline | Western philosophy |
School or tradition | |
Main interests | |
Notable works |
|
Notable ideas | |
Influenced |
Пьер Тейлхард де Шардин ( Французский: [ таблетки Pʽ ] ; 1 мая 1881 - 10 апреля 1955 года) был французским иезуитом , католическим священником , ученым, палеонтологом , богословом , философом и учителем. Он был дарвиновским и прогрессивным в Outlook и автором нескольких влиятельных богословских и философских книг. Его основные научные достижения включали участие в открытии пекинского человека . Его более спекулятивные идеи, иногда критикующие как псевдонаучные , включали виталистскую концепцию точки Омега . Наряду с Владимиром Вернадским , они также внесли свой вклад в развитие концепции носферы .
В 1962 году собрание для доктрины веры осудило несколько произведений Тейлхарда на основе их предполагаемых неясностей и доктринальных ошибок. Некоторые выдающиеся католические фигуры, в том числе Папа Бенедикт XVI и Папа Франциск , с тех пор дали положительные комментарии о некоторых из своих идей. Ответ на его писания ученые были разделены. Тейлхард служил в Первой мировой войне как носилка. Он получил несколько цитат и был награжден воинством Медайля и Почетном Легионом , высшим французским орденом , как военным, так и гражданским.
Life
[edit]Early years
[edit]Pierre Teilhard de Chardin was born in the Château of Sarcenat, Orcines, about 2.5 miles north-west of Clermont-Ferrand, Auvergne, French Third Republic, on 1 May 1881, as the fourth of eleven children of librarian Emmanuel Teilhard de Chardin (1844–1932) and Berthe-Adèle, née de Dompierre d'Hornoys of Picardy. His mother was a great-grandniece of the famous philosopher Voltaire. He inherited the double surname from his father, who was descended on the Teilhard side from an ancient family of magistrates from Auvergne originating in Murat, Cantal, ennobled under Louis XVIII of France.[2][3]
His father, a graduate of the École Nationale des Chartes, served as a regional librarian and was a keen naturalist with a strong interest in natural science. He collected rocks, insects and plants and encouraged nature studies in the family. Pierre Teilhard's spirituality was awakened by his mother. When he was twelve, he went to the Jesuit college of Mongré in Villefranche-sur-Saône, where he completed the Baccalauréat in philosophy and mathematics. In 1899, he entered the Jesuit novitiate in Aix-en-Provence.[4] In October 1900, he began his junior studies at the Collégiale Saint-Michel de Laval. On 25 March 1901, he made his first vows. In 1902, Teilhard completed a licentiate in literature at the University of Caen.
In 1901 and 1902, due to an anti-clerical movement in the French Republic, the government banned the Jesuits and other religious orders from France. This forced the Jesuits to go into exile on the island of Jersey in the United Kingdom. While there, his brother and sister in France died of illnesses and another sister was incapacitated by illness. The unexpected losses of his siblings at young ages caused Teilhard to plan to discontinue his Jesuit studies in science, and change to studying theology. He wrote that he changed his mind after his Jesuit novice master encouraged him to follow science as a legitimate way to God.[5] Due to his strength in science subjects, he was despatched to teach physics and chemistry at the Collège de la Sainte Famille in Cairo, Khedivate of Egypt from 1905 until 1908. From there he wrote in a letter: "[I]t is the dazzling of the East foreseen and drunk greedily ... in its lights, its vegetation, its fauna and its deserts."[6]
For the next four years he was a Scholastic at Ore Place in Hastings, East Sussex where he acquired his theological formation.[4] There he synthesized his scientific, philosophical and theological knowledge in the light of evolution. At that time he read Creative Evolution by Henri Bergson, about which he wrote that "the only effect that brilliant book had upon me was to provide fuel at just the right moment, and very briefly, for a fire that was already consuming my heart and mind."[7] Bergson was a French philosopher who was influential in the traditions of analytic philosophy and continental philosophy. His ideas were influential on Teilhard's views on matter, life, and energy. On 24 August 1911, aged 30, Teilhard was ordained a priest.[4]
In the ensuing years, Bergson’s protege, the mathematician and philosopher Édouard Le Roy, was appointed successor to Bergson at the College de France. In 1921, Le Roy and Teilhard became friends and met weekly for long discussions. Teilhard wrote: "I loved him like a father, and owed him a very great debt . . . he gave me confidence, enlarged my mind, and served as a spokesman for my ideas, then taking shape, on “hominization” and the “noosphere.” Le Roy later wrote in one of his books: "I have so often and for so long talked over with Pierre Teilhard the views expressed here that neither of us can any longer pick out his own contribution.”[8]
Academic and scientific career
[edit]Geology
[edit]His father's strong interest in natural science and geology instilled the same in Teilhard from an early age, and would continue throughout his lifetime. As a child, Teilhard was intensely interested in the stones and rocks on his family's land and the neighboring regions.[9] His father helped him develop his skills of observation. At the University of Paris, he studied geology, botany and zoology. After the French government banned all religious orders from France and the Jesuits were exiled to the island of Jersey in the UK, Teilhard deepened his geology knowledge by studying the rocks and landscape of the island.
In 1920, he became a lecturer in geology at the Catholic University of Paris, and later a professor. He earned his doctorate in 1922. In 1923 he was hired to do geological research on expeditions in China by the renowned Jesuitical scientist and priest Emile Licent. In 1914, Licent with the sponsorship of the Jesuits founded one of the first museums in China and the first museum of natural science: the Musée Hoangho Paiho. In its first eight years, the museum was housed in the Chongde Hall of the Jesuits. In 1922, with the support of the Catholic Church and the French Concession, Licent built a special building for the museum on the land adjacent to the Tsin Ku University, which was founded by the Jesuits in China.
With help from Teilhard and others, Licent collected over 200,000 paleontology, animal, plant, ancient human, and rock specimens for the museum, which still make up more than half of its 380,000 specimens. Many of the publications and writings of the museum and its related institute were included in the world's database of zoological, botanical, and paleontological literature, which is still an important basis for examining the early scientific records of the various disciplines of biology in northern China.
Teilhard and Licent were the first to discover and examine the Shuidonggou (水洞沟) (Ordos Upland, Inner Mongolia) archaeological site in northern China. Recent analysis of flaked stone artifacts from the most recent (1980) excavation at this site has identified an assemblage which constitutes the southernmost occurrence of an Initial Upper Paleolithic blade technology proposed to have originated in the Altai region of Southern Siberia. The lowest levels of the site are now dated from 40,000 to 25,000 years ago.
Teilhard spent the periods between 1926-1935 and 1939-1945 studying and researching the geology and paleontology of the region. Among other accomplishments, he improved understanding of China’s sedimentary deposits and established approximate ages for various layers. He also produced a geological map of China.[10] It was during the period 1926-1935 that he joined the excavation that discovered Peking Man.
Paleontology
[edit]From 1912 to 1914, Teilhard began his paleontology education by working in the laboratory of the french National Museum of Natural History, studying the mammals of the middle Tertiary period. Later he studied elsewhere in Europe. This included spending 5 days over the course of a 3-month period in the middle of 1913 as a volunteer assistant helping to dig with Arthur Smith Woodward and Charles Dawson at the Piltdown site. Teilhard’s brief time assisting with digging there occurred many months after the discovery of the first fragments of the fraudulent "Piltdown Man". A few people have suggested he participated in the hoax despite no evidence. Most Teilhard experts (including all three Teilhard biographers) and many scientists (including the scientists who uncovered the hoax and investigated it) have extensively refuted the suggestion that he participated, and say that he did not.[11][12][13][14]
Anthropologist H. James Birx wrote that Teilhard „had questioned the validity of this fossil evidence from the very beginning, one positive result was that the young geologist and seminarian now became particularly interested in paleoanthropology as the science of fossil hominids.“[15] Marcellin Boule, an palaeontologist and anthropologist, who as early as 1915 had recognized the non-hominid origins of the Piltdown finds, gradually guided Teilhard towards human paleontology. Boule was the editor of the journal L’Anthropologie and the founder of two other scientific journals. He was also a professor at the Parisian Muséum National d’Histoire Naturelle for 34 years, and for many years director of the museum's Institute of Human Paleontology.
It was there that Teilhard became a friend of Henri Breuil, a Catholic priest, archaeologist, anthropologist, ethnologist and geologist. In 1913, Teilhard and Breuil did excavations at the prehistoric painted Cave of El Castillo in Spain. The cave contains the oldest known cave painting in the world. The site is divided into about 19 archeological layers in a sequence beginning in the Proto-Aurignacian and ending in the Bronze Age.
Later after his return to China in 1926, Teilhard was hired by the Cenozoic Laboratory at the Peking Union Medical College. Starting in 1928, he joined other geologists and paleontologists to excavate the sedimentary layers in the Western Hills near Zhoukoudian. At this site, the scientists discovered the so-called Peking man (Sinanthropus pekinensis), a fossil hominid dating back at least 350,000 years, which is part of the Homo erectus phase of human evolution. Teilhard became world-known as a result of his accessible explanations of the Sinanthropus discovery. He also himself made major contributions to the geology of this site. Teilhard's long stay in China gave him more time to think and write about evolution, as well as continue his scientific research.[15]
After the Peking Man discoveries, Breuil joined Teilhard at the site in 1931 and confirmed the presence of stone tools.
Scientific writings
[edit]During his career, Teilhard published many dozens of scientific papers in scholarly scientific journals. When they were published in collections as books, they took up 11 volumes.[16] John Allen Grim, the co-founder and co-director of the Yale Forum on Religion and Ecology, said: "I think you have to distinguish between the hundreds of papers that Teilhard wrote in a purely scientific vein, about which there is no controversy. In fact, the papers made him one of the top two or three geologists of the Asian continent. So this man knew what science was. What he's doing in The Phenomenon and most of the popular essays that have made him controversial is working pretty much alone to try to synthesize what he's learned about through scientific discovery - more than with scientific method - what scientific discoveries tell us about the nature of ultimate reality.” Grim said those writing were controversial to some scientists because Teilhard combined theology and metaphysics with science, and controversial to some religious leaders for the same reason.[17]
Service in World War I
[edit]Mobilized in December 1914, Teilhard served in World War I as a stretcher-bearer in the 8th Moroccan Rifles. For his valor, he received several citations, including the Médaille militaire and the Legion of Honor.
During the war, he developed his reflections in his diaries and in letters to his cousin, Marguerite Teillard-Chambon, who later published a collection of them. (See section below)[18][19] He later wrote: "...the war was a meeting ... with the Absolute." In 1916, he wrote his first essay: La Vie Cosmique (Cosmic life), where his scientific and philosophical thought was revealed just as his mystical life. While on leave from the military he pronounced his solemn vows as a Jesuit in Sainte-Foy-lès-Lyon on 26 May 1918. In August 1919, in Jersey, he wrote Puissance spirituelle de la Matière (The Spiritual Power of Matter).
At the University of Paris, Teilhard pursued three unit degrees of natural science: geology, botany, and zoology. His thesis treated the mammals of the French lower Eocene and their stratigraphy. After 1920, he lectured in geology at the Catholic Institute of Paris and after earning a science doctorate in 1922 became an assistant professor there.
Research in China
[edit]In 1923 he traveled to China with Father Émile Licent, who was in charge of a significant laboratory collaboration between the National Museum of Natural History and Marcellin Boule's laboratory in Tianjin. Licent carried out considerable basic work in connection with Catholic missionaries who accumulated observations of a scientific nature in their spare time.
Teilhard wrote several essays, including La Messe sur le Monde (the Mass on the World), in the Ordos Desert. In the following year, he continued lecturing at the Catholic Institute and participated in a cycle of conferences for the students of the Engineers' Schools. Two theological essays on original sin were sent to a theologian at his request on a purely personal basis:
- Chute, Rédemption et Géocentrie (Fall, Redemption and Geocentry) (July 1920)
- Notes sur quelques représentations historiques possibles du Péché originel (Note on Some Possible Historical Representations of Original Sin) (Works, Tome X, Spring 1922)
The Church required him to give up his lecturing at the Catholic Institute in order to continue his geological research in China. Teilhard traveled again to China in April 1926. He would remain there for about twenty years, with many voyages throughout the world. He settled until 1932 in Tianjin with Émile Licent, then in Beijing. Teilhard made five geological research expeditions in China between 1926 and 1935. They enabled him to establish a general geological map of China.
In 1926–27, after a missed campaign in Gansu, Teilhard traveled in the Sanggan River Valley near Kalgan (Zhangjiakou) and made a tour in Eastern Mongolia. He wrote Le Milieu Divin (The Divine Milieu). Teilhard prepared the first pages of his main work Le Phénomène Humain (The Phenomenon of Man). The Holy See refused the Imprimatur for Le Milieu Divin in 1927.

He joined the ongoing excavations of the Peking Man Site at Zhoukoudian as an advisor in 1926 and continued in the role for the Cenozoic Research Laboratory of the China Geological Survey following its founding in 1928. Teilhard resided in Manchuria with Émile Licent, staying in western Shanxi and northern Shaanxi with the Chinese paleontologist Yang Zhongjian and with Davidson Black, Chairman of the China Geological Survey.
After a tour in Manchuria in the area of Greater Khingan with Chinese geologists, Teilhard joined the team of American Expedition Center-Asia in the Gobi Desert, organized in June and July by the American Museum of Natural History with Roy Chapman Andrews. Henri Breuil and Teilhard discovered that the Peking Man, the nearest relative of Anthropopithecus from Java, was a faber (worker of stones and controller of fire). Teilhard wrote L'Esprit de la Terre (The Spirit of the Earth).
Teilhard took part as a scientist in the Croisière Jaune (Yellow Cruise) financed by André Citroën in Central Asia. Northwest of Beijing in Kalgan, he joined the Chinese group who joined the second part of the team, the Pamir group, in Aksu City. He remained with his colleagues for several months in Ürümqi, capital of Xinjiang. In 1933, Rome ordered him to give up his post in Paris. Teilhard subsequently undertook several explorations in the south of China. He traveled in the valleys of the Yangtze and Sichuan in 1934, then, the following year, in Guangxi and Guangdong.
During all these years, Teilhard contributed considerably to the constitution of an international network of research in human paleontology related to the whole of eastern and southeastern Asia. He would be particularly associated in this task with two friends, Davidson Black and the Scot George Brown Barbour. Often he would visit France or the United States, only to leave these countries for further expeditions.
World travels
[edit]
From 1927 to 1928, Teilhard was based in Paris. He journeyed to Leuven, Belgium, and to Cantal and Ariège, France. Between several articles in reviews, he met new people such as Paul Valéry and Bruno de Solages , who were to help him in issues with the Catholic Church.
Answering an invitation from Henry de Monfreid, Teilhard undertook a journey of two months in Obock, in Harar in the Ethiopian Empire, and in Somalia with his colleague Pierre Lamarre, a geologist,[20] before embarking in Djibouti to return to Tianjin. While in China, Teilhard developed a deep and personal friendship with Lucile Swan.[21]
During 1930–1931, Teilhard stayed in France and in the United States. During a conference in Paris, Teilhard stated: "For the observers of the Future, the greatest event will be the sudden appearance of a collective humane conscience and a human work to make." From 1932 to 1933, he began to meet people to clarify issues with the Congregation for the Doctrine of the Faith regarding Le Milieu divin and L'Esprit de la Terre. He met Helmut de Terra, a German geologist in the International Geology Congress in Washington, D.C.
Teilhard participated in the 1935 Yale–Cambridge expedition in northern and central India with the geologist Helmut de Terra and Patterson, who verified their assumptions on Indian Paleolithic civilisations in Kashmir and the Salt Range Valley. He then made a short stay in Java, on the invitation of Dutch paleontologist Gustav Heinrich Ralph von Koenigswald to the site of Java Man. A second cranium, more complete, was discovered. Professor von Koenigswald had also found a tooth in a Chinese apothecary shop in 1934 that he believed belonged to a three-meter-tall ape, Gigantopithecus, which lived between one hundred thousand and around a million years ago. Fossilized teeth and bone (dragon bones) are often ground into powder and used in some branches of traditional Chinese medicine.[22]
In 1937, Teilhard wrote Le Phénomène spirituel (The Phenomenon of the Spirit) on board the boat Empress of Japan, where he met Sylvia Brett, Ranee of Sarawak[23] The ship took him to the United States. He received the Mendel Medal granted by Villanova University during the Congress of Philadelphia, in recognition of his works on human paleontology. He made a speech about evolution, the origins and the destiny of man. The New York Times dated 19 March 1937 presented Teilhard as the Jesuit who held that man descended from monkeys. Some days later, he was to be granted the Doctor Honoris Causa distinction from Boston College.
Rome banned his work L'Énergie Humaine in 1939. By this point Teilhard was based again in France, where he was immobilized by malaria. During his return voyage to Beijing he wrote L'Energie spirituelle de la Souffrance (Spiritual Energy of Suffering) (Complete Works, tome VII).
In 1941, Teilhard submitted to Rome his most important work, Le Phénomène Humain. By 1947, Rome forbade him to write or teach on philosophical subjects. The next year, Teilhard was called to Rome by the Superior General of the Jesuits who hoped to acquire permission from the Holy See for the publication of Le Phénomène Humain. However, the prohibition to publish it that was previously issued in 1944 was again renewed. Teilhard was also forbidden to take a teaching post in the Collège de France. Another setback came in 1949, when permission to publish Le Groupe Zoologique was refused.
Teilhard was nominated to the French Academy of Sciences in 1950. He was forbidden by his superiors to attend the International Congress of Paleontology in 1955. The Supreme Authority of the Holy Office, in a decree dated 15 November 1957, forbade the works of de Chardin to be retained in libraries, including those of religious institutes. His books were not to be sold in Catholic bookshops and were not to be translated into other languages.
Further resistance to Teilhard's work arose elsewhere. In April 1958, all Jesuit publications in Spain ("Razón y Fe", "Sal Terrae","Estudios de Deusto", etc.) carried a notice from the Spanish Provincial of the Jesuits that Teilhard's works had been published in Spanish without previous ecclesiastical examination and in defiance of the decrees of the Holy See. A decree of the Holy Office dated 30 June 1962, under the authority of Pope John XXIII, warned:
[I]t is obvious that in philosophical and theological matters, the said works [Teilhard's] are replete with ambiguities or rather with serious errors which offend Catholic doctrine. That is why... the Rev. Fathers of the Holy Office urge all Ordinaries, Superiors, and Rectors... to effectively protect, especially the minds of the young, against the dangers of the works of Fr. Teilhard de Chardin and his followers.[24]
The Diocese of Rome on 30 September 1963 required Catholic booksellers in Rome to withdraw his works as well as those that supported his views.[25]
Death
[edit]
Teilhard died in New York City, where he was in residence at the Jesuit Church of St. Ignatius Loyola, Park Avenue. On 15 March 1955, at the house of his diplomat cousin Jean de Lagarde, Teilhard told friends he hoped he would die on Easter Sunday.[26] On the evening of Easter Sunday, 10 April 1955, during an animated discussion at the apartment of Rhoda de Terra, his personal assistant since 1949, Teilhard suffered a heart attack and died.[26] He was buried in the cemetery for the New York Province of the Jesuits at the Jesuit novitiate, St. Andrew-on-Hudson, in Hyde Park, New York. With the moving of the novitiate, the property was sold to the Culinary Institute of America in 1970.
Teachings
[edit]Teilhard de Chardin wrote two comprehensive works, The Phenomenon of Man and The Divine Milieu.[27]
His posthumously published book, The Phenomenon of Man, set forth a sweeping account of the unfolding of the cosmos and the evolution of matter to humanity, to ultimately a reunion with Christ. In the book, Teilhard abandoned literal interpretations of creation in the Book of Genesis in favor of allegorical and theological interpretations. The unfolding of the material cosmos is described from primordial particles to the development of life, human beings and the noosphere, and finally to his vision of the Omega Point in the future, which is "pulling" all creation towards it. He was a leading proponent of orthogenesis, the idea that evolution occurs in a directional, goal-driven way. Teilhard argued in Darwinian terms with respect to biology, and supported the synthetic model of evolution, but argued in Lamarckian terms for the development of culture, primarily through the vehicle of education.[28]
Teilhard made a total commitment to the evolutionary process in the 1920s as the core of his spirituality, at a time when other religious thinkers felt evolutionary thinking challenged the structure of conventional Christian faith. He committed himself to what he thought the evidence showed.[29]
Teilhard made sense of the universe by assuming it had a vitalist evolutionary process.[30][31] He interpreted complexity as the axis of evolution of matter into a geosphere, a biosphere, into consciousness (in man), and then to supreme consciousness (the Omega Point). Jean Houston's story of meeting Teilhard illustrates this point.[32]
Teilhard's unique relationship to both paleontology and Catholicism allowed him to develop a highly progressive, cosmic theology which took into account his evolutionary studies. Teilhard recognized the importance of bringing the Church into the modern world, and approached evolution as a way of providing ontological meaning for Christianity, particularly creation theology. For Teilhard, evolution was "the natural landscape where the history of salvation is situated."[33]
Teilhard's cosmic theology is largely predicated on his interpretation of Pauline scripture, particularly Colossians 1:15-17 (especially verse 1:17b) and 1 Corinthians 15:28. He drew on the Christocentrism of these two Pauline passages to construct a cosmic theology which recognizes the absolute primacy of Christ. He understood creation to be "a teleological process towards union with the Godhead, effected through the incarnation and redemption of Christ, 'in whom all things hold together' (Colossians 1:17)."[34] He further posited that creation would not be complete until each "participated being is totally united with God through Christ in the Pleroma, when God will be 'all in all' (1 Corinthians 15:28)."[34]
Teilhard's life work was predicated on his conviction that human spiritual development is moved by the same universal laws as material development. He wrote, "...everything is the sum of the past" and "...nothing is comprehensible except through its history. 'Nature' is the equivalent of 'becoming', self-creation: this is the view to which experience irresistibly leads us. ... There is nothing, not even the human soul, the highest spiritual manifestation we know of, that does not come within this universal law."[35]
The Phenomenon of Man represents Teilhard's attempt at reconciling his religious faith with his academic interests as a paleontologist.[36] One particularly poignant observation in Teilhard's book entails the notion that evolution is becoming an increasingly optional process.[36] Teilhard points to the societal problems of isolation and marginalization as huge inhibitors of evolution, especially since evolution requires a unification of consciousness. He states that "no evolutionary future awaits anyone except in association with everyone else."[36] Teilhard argued that the human condition necessarily leads to the psychic unity of humankind, though he stressed that this unity can only be voluntary; this voluntary psychic unity he termed "unanimization". Teilhard also states that "evolution is an ascent toward consciousness", giving encephalization as an example of early stages, and therefore, signifies a continuous upsurge toward the Omega Point[36] which, for all intents and purposes, is God.
Teilhard also used his perceived correlation between spiritual and material to describe Christ, arguing that Christ not only has a mystical dimension but also takes on a physical dimension as he becomes the organizing principle of the universe—that is, the one who "holds together" the universe. For Teilhard, Christ formed not only the eschatological end toward which his mystical/ecclesial body is oriented, but he also "operates physically in order to regulate all things"[37] becoming "the one from whom all creation receives its stability."[38] In other words, as the one who holds all things together, "Christ exercises a supremacy over the universe which is physical, not simply juridical. He is the unifying center of the universe and its goal. The function of holding all things together indicates that Christ is not only man and God; he also possesses a third aspect—indeed, a third nature—which is cosmic."[39]
In this way, the Pauline description of the Body of Christ was not simply a mystical or ecclesial concept for Teilhard; it is cosmic. This cosmic Body of Christ "extend[s] throughout the universe and compris[es] all things that attain their fulfillment in Christ [so that] ... the Body of Christ is the one single thing that is being made in creation."[40] Teilhard describes this cosmic amassing of Christ as "Christogenesis". According to Teilhard, the universe is engaged in Christogenesis as it evolves toward its full realization at Omega, a point which coincides with the fully realized Christ.[34] It is at this point that God will be "all in all" (1 Corinthians 15:28c).
Our century is probably more religious than any other. How could it fail to be, with such problems to be solved? The only trouble is that it has not yet found a God it can adore.[36]
Eugenics and racism
[edit]Teilhard has been criticized for incorporating elements of scientific racism, social Darwinism, and eugenics into his optimistic thinking about unlimited human progress.[41] He argued in 1929 that racial inequality was rooted in biological difference: "Do the yellows—[the Chinese]—have the same human value as the whites? [Fr.] Licent and many missionaries say that their present inferiority is due to their long history of Paganism. I'm afraid that this is only a 'declaration of pastors.' Instead, the cause seems to be the natural racial foundation…"[41] In a letter from 1936 explaining his Omega Point conception, he rejected both the Fascist quest for particularistic hegemony and the Christian/Communist insistence on egalitarianism: "As not all ethnic groups have the same value, they must be dominated, which does not mean they must be despised—quite the reverse … In other words, at one and the same time there should be official recognition of: (1) the primacy/priority of the earth over nations; (2) the inequality of peoples and races. Now the second point is currently reviled by Communism … and the Church, and the first point is similarly reviled by the Fascist systems (and, of course, by less gifted peoples!)".[41] In the essay 'Human Energy' (1937), he asked, "What fundamental attitude … should the advancing wing of humanity take to fixed or definitely unprogressive ethnical groups? The earth is a closed and limited surface. To what extent should it tolerate, racially or nationally, areas of lesser activity? More generally still, how should we judge the efforts we lavish in all kinds of hospitals on saving what is so often no more than one of life's rejects? … To what extent should not the development of the strong … take precedence over the preservation of the weak?"[41] The theologian John P. Slattery interprets this last remark to suggest "genocidal practices for the sake of eugenics".[41]
Even after World War II Teilhard continued to argue for racial and individual eugenics in the name of human progress, and denounced the United Nations declaration of the Equality of Races (1950) as "scientifically useless" and "practically dangerous" in a letter to the agency's director Jaime Torres Bodet. In 1953, he expressed his frustration at the Church's failure to embrace the scientific possibilities for optimising human nature, including by the separation of sexuality from reproduction (a notion later developed e.g. by the second-wave feminist Shulamith Firestone in her 1970 book The Dialectic of Sex), and postulated "the absolute right … to try everything right to the end—even in the matter of human biology".[41]
The theologian John F. Haught has defended Teilhard from Slattery's charge of "persistent attraction to racism, fascism, and genocidal ideas" by pointing out that Teilhard's philosophy was not based on racial exclusion but rather on union through differentiation, and that Teilhard took seriously the human responsibility for continuing to remake the world. With regard to union through differentiation, he underlined the importance of understanding properly a quotation used by Slattery in which Teilhard writes, "I hate nationalism and its apparent regressions to the past. But I am very interested in the primacy it returns to the collective. Could a passion for 'the race' represent a first draft of the Spirit of the Earth?"[42] Writing from China in October 1936, shortly after the outbreak of the Spanish Civil War, Teilhard expressed his stance towards the new political movement in Europe, "I am alarmed at the attraction that various kinds of Fascism exert on intelligent (?) people who can see in them nothing but the hope of returning to the Neolithic". He felt that the choice between what he called "the American, the Italian, or the Russian type" of political economy (i.e. liberal capitalism, Fascist corporatism, Bolshevik Communism) had only "technical" relevance to his search for overarching unity and a philosophy of action.[43]
Relationship with the Catholic Church
[edit]In 1925, Teilhard was ordered by the Superior General of the Society of Jesus, Włodzimierz Ledóchowski, to leave his teaching position in France and to sign a statement withdrawing his controversial statements regarding the doctrine of original sin. Rather than quit the Society of Jesus, Teilhard obeyed and departed for China.[citation needed]
This was the first of a series of condemnations by a range of ecclesiastical officials that would continue until after Teilhard's death. In August 1939, he was told by his Jesuit superior in Beijing, "Father, as an evolutionist and a Communist, you are undesirable here, and will have to return to France as soon as possible".[44] The climax of these condemnations was a 1962 monitum (warning) of the Congregation for the Doctrine of the Faith cautioning on Teilhard's works. It said:[45]
Several works of Fr. Pierre Teilhard de Chardin, some of which were posthumously published, are being edited and are gaining a good deal of success. Prescinding from a judgement about those points that concern the positive sciences, it is sufficiently clear that the above-mentioned works abound in such ambiguities and indeed even serious errors, as to offend Catholic doctrine. For this reason, the most eminent and most revered Fathers of the Holy Office exhort all Ordinaries as well as the superiors of Religious institutes, rectors of seminaries and presidents of universities, effectively to protect the minds, particularly of the youth, against the dangers presented by the works of Fr. Teilhard de Chardin and of his followers.
The Holy Office did not, however, place any of Teilhard's writings on the Index Librorum Prohibitorum (Index of Forbidden Books), which still existed during Teilhard's lifetime and at the time of the 1962 decree.
Shortly thereafter, prominent clerics mounted a strong theological defense of Teilhard's works. Henri de Lubac(later a Cardinal) wrote three comprehensive books on the theology of Teilhard de Chardin in the 1960s.[46] While de Lubac mentioned that Teilhard was less than precise in some of his concepts, he affirmed the orthodoxy of Teilhard de Chardin and responded to Teilhard's critics: "We need not concern ourselves with a number of detractors of Teilhard, in whom emotion has blunted intelligence".[47] Later that decade Joseph Ratzinger, a German theologian who became Pope Benedict XVI, spoke glowingly of Teilhard's Christology in Ratzinger's Introduction to Christianity:[48]
It must be regarded as an important service of Teilhard de Chardin's that he rethought these ideas from the angle of the modern view of the world and, in spite of a not entirely unobjectionable tendency toward the biological approach, nevertheless on the whole grasped them correctly and in any case made them accessible once again.
On 20 July 1981, the Holy See stated that, after consultation of cardinals Casaroli and Šeper, the letter did not change the position of the warning issued by the Holy Office on 30 June 1962, which pointed out that Teilhard's work contained ambiguities and grave doctrinal errors.[49]
Cardinal Ratzinger in his book The Spirit of the Liturgy incorporates Teilhard's vision as a touchstone of the Catholic Mass:[50]
And so we can now say that the goal of worship and the goal of creation as a whole are one and the same—divinization, a world of freedom and love. But this means that the historical makes its appearance in the cosmic. The cosmos is not a kind of closed building, a stationary container in which history may by chance take place. It is itself movement, from its one beginning to its one end. In a sense, creation is history. Against the background of the modern evolutionary world view, Teilhard de Chardin depicted the cosmos as a process of ascent, a series of unions. From very simple beginnings the path leads to ever greater and more complex unities, in which multiplicity is not abolished but merged into a growing synthesis, leading to the "Noosphere" in which spirit and its understanding embrace the whole and are blended into a kind of living organism. Invoking the epistles to the Ephesians and Colossians, Teilhard looks on Christ as the energy that strives toward the Noosphere and finally incorporates everything in its "fullness". From here Teilhard went on to give a new meaning to Christian worship: the transubstantiated Host is the anticipation of the transformation and divinization of matter in the christological "fullness". In his view, the Eucharist provides the movement of the cosmos with its direction; it anticipates its goal and at the same time urges it on.
Cardinal Avery Dulles said in 2004:[51]
In his own poetic style, the French Jesuit Teilhard de Chardin liked to meditate on the Eucharist as the first fruits of the new creation. In an essay called The Monstrance he describes how, kneeling in prayer, he had a sensation that the Host was beginning to grow until at last, through its mysterious expansion, "the whole world had become incandescent, had itself become like a single giant Host". Although it would probably be incorrect to imagine that the universe will eventually be transubstantiated, Teilhard correctly identified the connection between the Eucharist and the final glorification of the cosmos.
Cardinal Christoph Schönborn wrote in 2007:[52]
Hardly anyone else has tried to bring together the knowledge of Christ and the idea of evolution as the scientist (paleontologist) and theologian Fr. Pierre Teilhard de Chardin, S.J., has done. ... His fascinating vision ... has represented a great hope, the hope that faith in Christ and a scientific approach to the world can be brought together. ... These brief references to Teilhard cannot do justice to his efforts. The fascination which Teilhard de Chardin exercised for an entire generation stemmed from his radical manner of looking at science and Christian faith together.
В июле 2009 года представитель Ватикана Федерико Ломбарди сказал: «К настоящему времени никто не мечтал бы сказать, что [Тейлхард] - гетеродоксальный автор, которого нельзя изучать». [ 53 ]
Папа Франциск ссылается на эсхатологический вклад Тейлхарда в его энциклике Laudato Si ' . [ 54 ]
Философ Дитрих фон Хильдебранд сильно раскритиковал работу Тейлхарда. Согласно Хильдебранду, в разговоре после лекции Тейлхарда: «Он (Тейлхард) полностью проигнорировал решающую разницу между природой и сверхсланной. После оживленной дискуссии, в которой я рискнул критиковать его идеи, у меня была возможность поговорить с Тейлхардом частном порядке В . [ 55 ] Фон Хильдебранд пишет, что тейльхардизм несовместим с христианством, заменяет эффективность святости, дегуманизирует человека и описывает любовь как просто космическую энергию.
Оценки ученых
[ редактировать ]Джулиан Хаксли
[ редактировать ]Джулиан Хаксли , эволюционный биолог, в предисловии к изданию «Феномена человека » 1955 года , похвалил мысль о Тейлхарде де Шардина за то, что он смотрел на то, как человеческое развитие должно быть изучено в более широком интегрированном универсальном смысле эволюции, хотя, хотя, хотя, хотя, хотя, хотя, хотя. Признавая, что он не мог следовать за Тейлхардом до конца. [ 56 ] В публикации Хаксли писал: «Сила и чистота мысли и выражения Тейлхарда ... дали миру картину не только редкой ясности, но и беременны убедительными выводами». [ 57 ]
Теодосий Добханский
[ редактировать ]Феодосий Добжанский , написанный в 1973 году, опирался на настойчивость Тейлхарда, что эволюционная теория дает ядро того, как человек понимает свои отношения с природой, назвав его «одним из великих мыслителей нашего возраста». [ 58 ] Добжанский был известен как президент четырех престижных научных ассоциаций: Генетического общества Америки , Американского общества натуралистов , Общества изучения эволюции и Американского общества зоологов . Он также назвал Тейлхард «одним из величайших интеллектов нашего времени». [ 57 ]
Даниэль Деннетт
[ редактировать ]Даниэль Деннетт заявил, что «среди ученых стало ясно, что Тейлхард не стал ясным на пути альтернативы ортодоксальности; идеи, которые были особенно сбиты с толку, а остальные были просто напыщенной перестройкой ортодоксальности». [ 59 ]
Дэвид Слоан Уилсон
[ редактировать ]В 2019 году эволюционный биолог Дэвид Слоан Уилсон высоко оценил книгу Тейлхарда «Феномен человека» как «научно пророческий во многих отношениях» и рассматривает свою собственную работу как обновленную версию, комментируя, что [ 60 ] «[M] эволюционная теория показывает, что то, что Тейлхард имел в виду под точкой Омега, достижимо в обозримом будущем».
Роберт Франкур
[ редактировать ]Роберт Франкур (1931-2012), американский биолог, сказал, что явление человека «станет одной из немногих книг, которые будут помнить после того, как пыль века остановится на многих его спутниках».
Стивен Джей Гулд
[ редактировать ]В эссе, опубликованном в журнале « Естественная история» (а затем составленное как 16 -е эссе в зубах и ногах лошадей его книги ), американский биолог Стивен Джей Гулд рассказал о вине Тейлхарда в мистике Пилтдауна , утверждая, что Тейлхард сделал несколько компромисса Слипы языка в его переписке с палеонтологом Кеннетом Оукли , в дополнение к тому, что Гулд назвал его «подозрительным молчанием» о Пилтдауне, несмотря на то, что в тот момент был важным вехой в его карьере. [ 61 ] В более поздней книге Гулд утверждает, что Стивен Роуз писал, что «Тейлхард почитается как мистик гения некоторыми, но среди большинства биологов считается чуть более чем шарлатан ». [ 62 ]
Многочисленные ученые и эксперты Тейлхарда опровергли теории Гулда о вине Тейлхарда в обмане, заявив, что они основаны на неточностях. В статье в новом ученых в сентябре 1981 года Питер Костелло сказал, что утверждает, что Тейлхард молчал, было фактически неправильно: «Многое из того, что говорится о Тейлхарде, также неверно. … После разоблачения обмана он не отказывался делать заявление; Он дал заявление в прессе 26 ноября 1953 года, которое было опубликовано в Нью -Йорке и Лондоне на следующий день. .... Если нужно было задать вопросы о роли Тейлхарда в романе Пилтдауна, их можно было бы задать, когда он был в Лондоне летом 1953 года. Их не спросили. Но теперь известно, что достаточно, чтобы доказать Тейлхард невиновным во всех участиях в обмане ». [ 13 ] Тейлхард также написал несколько писем о мистике по просьбе и в ответ на Оукли, один из 3 ученых, которые обнаружили его, в попытке помочь им понять, что произошло 40 лет назад.
Другой из трех ученых, С.Дж. Вейнер сказал, что он много говорил с Тейлхардом о Пилтдауне, и «он (Тейлхард) обсудил все точки, которые я положил ему совершенно откровенно и открыто». [ 14 ] Вейнер потратил годы, расследовал, кто отвечал за обман, и пришел к выводу, что Чарльз Доусон был единственным виновником. [ 63 ] Он также сказал: «Гулд заставил бы вас принять, что Оукли был таким же, как он сам); но это не так. Когда статья Гулда вышла из этого, Окли диссоциировал от него ... Я недавно видел Окли, и у него нет Бронирование ... о его убеждении, что Тейлхард не имел никакого отношения к посадке этого материала и производству мошенничества ».
В ноябре 1981 года сам Оукли опубликовал письмо в новом ученом , в котором говорилось: «Нет доказательных доказательств, известных мне, которые подтверждают предпосылку, что отец Тейлхард де Чардин дал Чарльзу Доусону кусок молярного зуба ископаемого слона в качестве сувенира своего времени Проведен в Северной Африке. [ 64 ] Оукли также отметил, что после того, как Тейлхард получил степень по палеонтологии и получил опыт работы в этой области, он опубликовал научные статьи, которые показывают, что он обнаружил, что научные претензии двух лидеров PiltDown не являются несоответствующими, и что Тейлхард не согласился, что они обнаружили обезьяну -М. Это было недостающее звено между обезьянами и людьми.
В комплексном опровержении журнала Gould in America Мэри Лукас сказала, что его заявления о Тейлхарде были «явно нелепыми» и «дикими полетами фантазии», которые были легко опровергнуты и слабы. Например, она отмечает, что Тейлхард была лишь кратко и минимально вовлечена в Piltdown Project по четырем причинам: 1) Он был только студентом в свои первые дни изучения палеонтологии. Месяцы из 7-летнего проекта. [ 65 ] Она добавила: «Далее, согласно его письмам, как опубликованным, так и неопубликованным друзьям, отношения Тейлхарда с Доусоном были совсем не близкими».
Лукас сказал, что Гулд сделал претензии по эгоистичным причинам: «Общее обвинение приобрело г -на Гулда две недели полезной рекламы и подготовленных рецензентов, чтобы дать дружеский прием к коллекции эссе», который он собирался опубликовать. Она сказала, что Тейлхард был «вне сомнения, самым известным из« всех людей, которые были вовлечены в раскопки »и« тот, кто мог бы собрать заголовки, легче всего… ». Шоковая ценность предположения о том, что философский герой также был преступником, была потрясающей ». Два года спустя Лукас опубликовала более подробную статью в британском научном журнале «Античность» , в которой она также опровергла Гулда, включая обширный график событий. [ 63 ]
Уинифред МакКаллох написал очень подробное опровержение Гулда, назвав его утверждение «очень субъективным», «очень своеобразной», наполненным четкими «слабостями» и «как невозможно». Она сказала, что Вейнер подвергла критике обвинения Гулда в разговоре в Джорджтаунском университете в 1981 году. [ 66 ] Она также отметила, что Окли написал в письме к Лукасу в 1981 году, что ее статья в Америке представляла собой «полное опровержение интерпретации Гулда писем Тейлхарда мне в 1953-1954 гг. Уверенность Гулда в наличии каких -либо доказательств против Тейлхарда в отношении того, что он (Тейлхард) сказал в своих письмах мне ». [ 16 ] Она написала: «Метод представления его основного аргумента может быть назван « Предполагаемым намерением » - проецируя на Тейлхарда способы мышления и действия, которые не имеют доказательной базы и совершенно чужды всем, что мы знаем о Тейлхарде. С Гулдом кажется, что обвинительный приговор пришел. Сначала он создал персону, чтобы соответствовать преступлению ».
Питер Медавар
[ редактировать ]В 1961 году британский иммунолог и Нобелевский лауреат Питер Медавар написал презрительный обзор явления человека для журнала Mind : «Большая часть его [...] - глупость, обманутая с различными метафизическими тщеславиями и его автором Может быть оправдан нечестностью только на том основании, что перед тем, как обмануть других, он предпринял большие усилия, чтобы обмануть себя. Аргумент или то, что делает для доказательства. Как энергия, напряжение, сила, импульс и измерение, как будто они сохраняли вес и упор их особого научного использования. [ 67 ]
В 2014 году Дональд Уэйн Виноси оценил обзор Медавара и пришел к выводу, что дело против Тейлхарда было «удивительно тонким, омраченным искажением и элементарными философскими ошибками». [ 68 ] Эти дефекты, отмечалось, были нехарактерны для другой работы Медавара.
В другом ответе Джон Аллен Грим сказал, когда Тейлхард «написал явление человека… он использовал там науку в очень широком смысле. То, что он действительно искал Так много, особенно там, особенно наша собственная субъективность и некоторые другие вещи, которые являются качественными и нагруженными ценностями, которые происходят в мире. Физическая причинность. дух науки. ощутимый опыт, который есть у любого из нас. Поэтому, если вы попытаетесь построить мировоззрение, которое оставляет что -то столь жизненно важное и важное, как разум для субъективности, то это невозможно, это не имеет значения. Нам нужен радикально эмпирический подход к миру, который включает в себя то, что он называет гиперфизикой, опытом сознания, а также опытом веры, религии ». [ 69 ]
Ричард Докинс
[ редактировать ]Эволюционный биолог и новый атеист Ричард Докинс назвали обзор Медавара «разрушительным» и явлением человека «квинтэссенцией плохой поэтической науки». [ 70 ]
Карл Стерн
[ редактировать ]Карл Стерн , нейробиолог Монреальского неврологического института , писал: «Это случается так редко, что наука и мудрость смешиваются, как они были в лице Тейлхарда де Шардина».
Джордж Гейлорд Симпсон
[ редактировать ]Джордж Гейлорд Симпсон почувствовал, что если Тейлхард был прав, жизнь «Хаксли, Добжанского и сотни других были не только неправильными, но и бессмысленными», и был озадачен их общественной поддержкой для него. [ 71 ] Он считал Тейлхард друг и его работы в палеонтологии обширными и важными, но выразил решительно неблагоприятные взгляды на свой вклад в качестве научного теоретика и философа. [ 72 ]
Уильям Дж. Поллард
[ редактировать ]Уильям Дж. Поллард , физик и основатель престижного института ядерных исследований Ок -Ридж (и его директора до 1974 года), высоко оценил работу Тейлхарда как «увлекательное и мощное представление об удивительном факте появления человека в разворачивающейся драме Космос ". [ 57 ]
Джон Барроу и Фрэнк Типлер
[ редактировать ]Джон Барроу и Фрэнк Типлер, как физики, так и космологи, основывают большую часть своей работы на Тейлхарде и используют некоторые из его ключевых терминов, таких как точка Омега. Тем не менее, Мануэль Альфонсека , автор 50 книг и 200 технических статей, сказал в статье в ежеквартальной популярной науке : «Барроу и Типлер не поняли Тейлхарда (очевидно, они только что прочитали« Феномен человека » , по крайней мере, это Работа Тейлхарда они упоминают).
Вольфганг Смит
[ редактировать ]Вольфганг Смит , американский ученый, разбирающийся в католической богословии, посвящает целую книгу критике доктрины Тейлхарда, которую он считает ни научным (утверждения без доказательств), ни католики (личные инновации) и не метафизические («абсолютное существо» не является »не является. но абсолютный), [ 73 ] и из которых можно отметить следующие элементы (все слова в кавычках - это Тейлхард, цитируется Смитом):
Эволюция
[ редактировать ]Смит утверждает, что для Тейлхарда эволюция - это не только научная теория, но и неопровержимая истина, «невосприимчивая от любого последующего противоречия по опыту»; [ 74 ] Это является основой его доктрины. [ 75 ] Материя становится духом, а человечество движется к супер-человечности благодаря комплексообразованию (физико-химическая, затем биологическая, тогдашняя человеческая), социализация, научные исследования и технологическое и церебральное развитие; [ 76 ] Взрыв первой атомной бомбы является одной из ее вех, [ 77 ] В ожидании «витализации материи путем создания супермолекул, ремоделирование человеческого организма посредством гормонов, контроля наследственности и пола манипуляциями с генами и хромосомами [...]». [ 78 ]
Дело и дух
[ редактировать ]Тейлхард утверждает, что человеческий дух (который он идентифицирует с анимацией , а не с духом ), возникает в вопросе, который становится все более сложным, пока не создает жизнь, затем сознание, затем сознание сознания, сдерживая, что нематериал может возникнуть из материала. [ 79 ] В то же время он поддерживает идею присутствия эмбрионов сознания из самого генезиса вселенной: «Мы логически вынуждены предположить существование [...] какой -то психики» бесконечно диффузно в наименьшей частице Полем [ 80 ]
Богословие
[ редактировать ]Смит считает, что с тех пор, как Тейлхард подтверждает, что «Бог создает эволюторию», он отрицает книгу Бытия , [ 81 ] Не только потому, что это свидетельствует о том, что Бог создал человека, но и что он создал его по своему собственному образу, таким образом совершенно и полное, то этот человек упал, то есть противоположность восходящей эволюции. [ 82 ] То, что метафизически и теологически «выше» - символически говоря - становится для Тейлхарда «впереди», еще впереди; [ 83 ] Даже Бог, который не является ни совершенным, ни вне времени, развивается в симбиозе с миром, [ Примечание 1 ] который Тейлхард, решительный пантеист , [ 84 ] Почитает как равное божественного. [ 85 ] Что касается Христа, то он не только там, чтобы активировать колеса прогресса и завершить эволюционное восхождение, но и сам развивается. [ Примечание 2 ] . [ 86 ]
Новая религия
[ редактировать ]Как он писал двоюродному брату: «Что доминирует в моих интересах, так это усилия, чтобы установить во мне и определить вокруг меня новую религию (назовите это лучшим христианством, если хотите) ...», [ 87 ] и в других местах: «Христианство перевоплотилось во второй раз в духовных энергиях материи». [ 88 ] Чем больше Тейлхард уточняет свои теории, тем больше он освобождает себя от установленной христианской доктрины: [ 89 ] «Религия земли» должна заменить «религию небес». [ 90 ] Их общая вера в человека, пишет он, христиане, марксисты , дарвинисты , материалисты всех видов в конечном итоге присоединятся к той же вершине: Кристическая омега -точка . [ 91 ]
Люсиен Кунот
[ редактировать ]Люсиен Кунот , биолог, который доказал, что менделия применяется к животным, а также растениям в его экспериментах с мышами, писал: «Величие Тейлхарда лежало в этом, что в мире, разорванном неврозом, он дал ответ на современный страдание и примирившегося человека с Космос и с самим собой, предлагая ему «идеал человечества, который через более высокий и сознательный синтез восстановил инстинктивное равновесие, которое пользуется во время примитивной простоты». [ 57 ] Менделизм-это группа биологических принципов наследования, разработанных католическим монахим-ученым Грегором Менделем . Хотя в течение многих лет большинство биологов и других ученых были отвергнуты, его принципы, в сочетании с теорией наследования, в сочетании с Бовери -Саттон -Саттон , в конечном итоге стали ядром классической генетики .
Наследие
[ редактировать ]Брайан Свимм писал: «Тейлхард был одним из первых ученых, которые осознали, что человек и вселенная неразделимы. Единственная вселенная, о которой мы знаем, - это вселенная, которая вызвала человека». [ 92 ]
Джордж Гейлорд Симпсон назвал наиболее примитивным и древним родом истинного примата , эоценового рода Тейлхарды .
25 июня 1947 года Французское министерство иностранных дел удостоило «выдающихся служб интеллектуального и научного влияния Франции» и был повышен в звании офицера в звании офицера в звании по чести . В 1950 году Тейлхард был избран членом Французской академии наук. [ 93 ]
Влияние на искусство и культуру
[ редактировать ]Тейлхард и его работа продолжают влиять на искусство и культуру.
- Персонажи, основанные на Тейлхарде, появляются в нескольких романах, в том числе Жан Телемонд в Морриса Уэста туфлях рыбака [ 94 ] (упоминается по имени и цитируется Оскаром Вернером, играющим о. Телемонд в версии фильма «Роман»).
- В Dan Simmons ' Hyperion Cantos 1989–97 гг .
- Его работа вдохновляет персонажа священника антрополога Пола Дюре. Когда Дюре становится Папой , он принимает Тейлхард I в качестве своего версического имени . [ 95 ]
- Тейлхард появляется как незначительный персонаж в пьесе подделки Эрика Симонсона , организованного в 2009 году Чикагской театральной компанией Steppenwolf в 2009 году с вымышленным решением печально известного Piltdown Man Hoax.
Существует широкий спектр ссылок на Тейлхард, начиная с цитат, как, когда автомеханик ссылается на Тейлхард в «Филипп К. Дик », сканер мрачно [ 96 ] к философской основе всего сюжета, как это делает работа Тейлхарда в Джулиана Мэй 1987–94 гг серии «Галактическая среда» . [ 97 ]
- Тейлхард также играет важную роль в Энни Диллард 1999 году в 1999 году . [ 98 ]
- Тейлхард упоминается по имени, а омега -точка кратко объясняется в Артуре Кларке и Стивене Бакстере в свете других дней . [ 99 ]
- Название коллекции с короткой историей все, что поднимается, должно сходиться Фланнери О'Коннором, является ссылкой на работу Тейлхарда.
- Американский романист Дон Делилло роман 2010 года «Омега омега заимствовал свое название» и некоторые из своих идей от Тейлхарда де Шардина. [ 100 ]
- Роберт Райт в своей книге «Нон -нулевой: логика человеческой судьбы » сравнивает его собственную натуралистическую тезис о том, что биологическая и культурная эволюция является направленной и, возможно, целенаправленной, с идеями Тейлхарда.
- Работы Тейлхарда также вдохновленные философские разрушения итальянского лауреата архитектора Паоло Солери и мексиканского писателя Маргариты Касасус Альтамирано
В произведении искусства:
- Французский художник Альфред Мэнессиер предложение Земли или дань уважения Тейлхарду де Шардину
- и американского скульптора Фредерика Харта « акриловая скульптура Божественная среда: дань уважения Тейлхарду де Шардину» . [ 101 ]
- Скульптура «Омега -точка» Генри Сеттера с цитатой из Тейлхарда де Шардина может быть найдена у входа в библиотеку Роша в Университете Дейтона . [ 102 ]
- Испанский художник Сальвадор Дали был очарован Тейлхардом де Чардином и теорией точек Омеги. его живопись 1959 года, Говорят, что как говорят, представляет «взаимосвязанность» точки Омега. [ 103 ]
- Симфония № 8 Эдмунда Руббры 1968 года называется Дань Тейлхарду де Шардину .
Объединяющая вселенная , оратория для хора и 7 инструментов, составленная Джастином Раунсом , либретто Фреда Лахай, увидела свое первое выступление в 2019 году. Она основана на жизни и мысли о Тейлхарде де Чардине. [ 104 ]
Кампусы колледжа:
- Здание в Манчестерском университете ,
- общежития резиденции в Университете Гонзага ,
- Резиденция общежития в Университете Сиэтла .
Проект De Chardin , пьеса, посвященная жизни Тейлхарда, проходила с 20 ноября по 14 декабря 2014 года в Торонто, Канада. [ 105 ] Эволюция Teilhard de Chardin , документального фильма о жизни Тейлхарда, была запланирована на выпуск в 2015 году. [ 105 ]
Основанный в 1978 году, Джордж Аддэйр основал большую часть Omega Vector на работе Тейлхарда.
Американский физик Фрэнк Дж. Типлер также разработал концепцию Омега -Пойнт Тейгарда в двух противоречивых книгах, физике бессмертия и более теологической физикой христианства. [ 106 ] Сохраняя центральную предпосылку омега -точки Тейлхарда (то есть вселенная, развивающаяся к максимальному состоянию сложности и сознания), Типлер вытеснил некоторые из более мистических/ богословских элементов Opt с его собственными научными и математическими наблюдениями (а также некоторые элементы заимствовано из вечной интеллекта Фримена Дайсона ). теории [ 107 ] [ 108 ]
В 1972 году священник-уругвайец Хуан Луис Сегундо , в своем богословии серии «Пятимновый сериал» для ремесленников нового человечества, писал, что Тейлхард «заметил глубокие аналогии, существующие между концептуальными элементами, используемыми естественными науками-все они основаны на Гипотеза общей эволюции вселенной ». [ 109 ]
Влияние его двоюродного брата Маргарита Тейлард Шамбон
[ редактировать ]Маргарита Тейяр-Чамбон , (псевдоним Клод Арагонс) была французским писателем, который отредактировал и опубликовал три тома переписки со своим двоюродным братом, Пьером Тейлхард де Шардин, «La Genèse d'One Pensé» («Создание разума ") Быть последней, после ее собственной смерти в 1959 году. [ 19 ] Она предоставила каждому введением. Маргарита, на год старше Тейлхарда, считалась среди тех, кто знал и понимал его лучше всего. Они разделили детство в Ауверн ; Она призвала его получить докторскую степень по науке в Сорбонне; Она ослабила его вступление в католический институт благодаря своей связи с Эммануэлем де Марджи , и она представила его интеллектуальной жизни Парижа. На протяжении всей Первой мировой войны она переписывалась с ним, выступая в качестве «акушерки» с его мышлением, помогая его мысли появиться и оттачивать ее. В сентябре 1959 года она участвовала в собрании, организованном в Сен-Бабел , недалеко от Эйссуара , посвященного философскому вкладу Тейлхарда. По дороге домой в Шамбон-Сур-Лак она была смертельно ранен в дорожно-транспортном происшествии . Ее сестра, Алиса, завершила окончательные приготовления к публикации окончательного тома писем ее двоюродного брата Тейлхарда. [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ]
Влияние на движение новой эры
[ редактировать ]Тейлхард оказал глубокое влияние на движения Нью Эйдж и был описан как «возможно, человек, наиболее ответственный за духовную эволюцию в глобальном и космическом контексте». [ 113 ]
Другой
[ редактировать ]Fritjof Capra Книга Теория систем Поворотный момент: наука, общество и растущая культура положительно контрастирует с Дарвинианской эволюцией.
Библиография
[ редактировать ]Даты в скобках являются датами первой публикации на французском и английском языке. Большинство из этих работ были написаны несколько лет назад, но церковный порядок Тейлхарда запретил ему публиковать их из -за их противоречивой природы. Коллекции эссе организованы предметом, а не датой, поэтому каждый обычно охватывает много лет.
- Le Pénomène Humain (1955), написанный 1938–40, Научная экспозиция теории эволюции Тейлхарда.
- Феномен человека (1959), Harper Perennial 1976: ISBN 978-0-06-090495-1 . Подзади 2008: ISBN 978-06-163265-5 .
- Человеческое явление (1999), Брайтон: Sussex Academic, 2003: ISBN 978-1-902210-30-8 .
- Письма от путешественника (1956; английский перевод 1962), написанный 1923–55.
- Человеческая зоологическая группа (1956), написанная в 1949 году, более подробное представление теорий Тейлхарда.
- Место человека в природе (английский перевод 1966).
- Le Milieu Divin (1957), духовная книга, написанная 1926–27, в которой автор стремится предложить путь для повседневной жизни, то есть светской, чтобы быть подавленным.
- Божественная среда (1960) Harper Perennial 2001: ISBN 978-06-093725-6 .
- L'Avenir de L'Homme (1959). Эссе, написанные 1920–52, об эволюции сознания (носфера).
- «Будущее человека» (1964) Изображение 2004: ISBN 978-0-385-51072-1 .
- Гимн Вселенной (1961; английский перевод 1965) Харпер и Роу: ISBN 978-0-06-131910-5 , Мистические/духовные эссе и мысли, написанные 1916–55.
- L'Energie Humaine (1962), эссе, написанные 1931–39, о морали и любви.
- Человеческая энергия (1969) Harcort Brace Jovanovich ISBN 978-0-15-642300-7 .
- L'Actionation de L'Energie (1963), продолжение человеческой энергии , эссе, написанные 1939–55, но не запланировано для публикации, о универсальности и необратимости человеческих действий.
- Активация энергии (1970), Harvest/HBJ 2002: ISBN 978-0-15-602817-2 .
- Позвольте мне объяснить (1966) Жан-Пьер ДеМулин, редактор ISBN 978-0-685-36593-9 , «Основной Тейлхард»-выбранные отрывки из его работ.
- Позвольте мне объяснить (1970) Harper и Row ISBN 978-06-061800-1 , Collins/Fontana 1973: ISBN 978-0-00-6233379-4 .
- Христианство и эволюция , Harvest/HBJ 2002: ISBN 978-0-15-602818-9 .
- Сердце дела , Harvest/Hbj 2002: ISBN 978-0-15-602758-8 .
- В будущем Harvest/HBJ 2002: ISBN 978-0-15-602819-6 .
- Создание ума: письма от солдатского священника 1914–1919 , Коллинз (1965), письма, написанные во время военного времени.
- Писания во время войны , Коллинз (1968) состоят из духовных очерков, написанных в военное время. Одна из немногих книг Тейлхарда, получившей Imprimatur.
- Видение прошлого , Коллинз (1966) состоит из в основном научных эссе, опубликованных во французском научном журнале Etudes .
- Появление Man , Collins (1965), состоит из в основном научных сочинений, опубликованных во французском научном журнале Etudes .
- Письма двум друзьям 1926–1952 , Фонтана (1968). Состоит из личных писем по разным предметам, включая его понимание смерти. Видеть Письма двум друзьям 1926–1952 . Хелен Уивер (перевод). Новая американская библиотека. 1968. ISBN 978-0-85391-143-2 Полем OCLC 30268456 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: другие ( ссылка ) - Письма Леонтину Занта , Коллинз (1969).
- Переписка / Пьер Тейлхард де Шардин, Морис Блондель , Гердер и Гердер (1967). Эта переписка также имеет как Immentimatur , так и Nihil .
- de Chardin, PT (1952). «О зоологическом положении и эволюционном значении австралопитецинов». Труды нью -йоркской академии наук . 14 (5) (Опубликовано март 1952 г.): 208–10. doi : 10.1111/j.2164-0947.1952.tb01101.x . PMID 14931535 .
- de Terra, h; de Chardin, Pt; Патерсон, ТТ (1936). «Совместные геологические и доисторические исследования покойного кайнозоя в Индии». Наука . 83 (2149) (опубликовано 6 марта 1936 г.): 233–236. Bibcode : 1936sci .... 83..233d . doi : 10.1126/science.83.2149.233-A . PMID 17809311 .
Смотрите также
[ редактировать ]- Томас Берри
- Анри Бергсон
- Анри Брейл
- Анри де Любак
- Закон сложности/сознания
- Эдуард Ле Рой
- Список ученых -иезуитов
- Список римско-католических ученых-клериков
- Список ученых по науке и религии
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Я вижу в мире загадочный продукт завершения и исполнения для абсолютного существования самого». Сердце материи , Харкорт Брэйс Йованович, Нью -Йорк, 1979, с. 54 - Цитируется в Wolfgang Smith, Teilhardism и The New Religion , Tan Books & Pub, Gastonia/NC, США, 1988, с. 104
- ^ «Это Христос, во всей правде, кто спасает, но не должны ли мы сразу же добавить, что в то же время именно Христос спасен эволюцией?» Сердце материи , Харкорт Брэйс Йованович, Нью -Йорк, 1979, с. 92 - Цитируется в Wolfgang Smith, Teilhardism и The New Religion , Tan Books & Pub, Gastonia/NC, США, 1988, с. 117
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас М. Кинг (28 марта 2005 г.). «Жизнь Пьера Тейлхарда де Шардин, SJ, Улыбающийся ученый» . Америка
- Пол Марихал, «Эммануэль Тейлхард из Шардина (1844-1932 » ) Шардин Баррон из Шардина. Пьер Тейлхард в
- ^ Aczel, Amir (2008). Иезуит и череп . Penguin Publishing Group. п. 58. ISBN 978-1-4406-3735-3 .
- ^ Jump up to: а беременный в Тейлхард де Чардин, Пьер (2001). Божий опыт с Пьером Тейлхардом де Чардином (по -французски). Издания Fides. ISBN 978-2-7621-2348-7 .
- ^ «Годы формирования 1899 - 1914» . Тейлхард де Шардин . Получено 24 декабря 2023 года .
- ^ Письма из Египта (1905–1908) - Abier Editions
- ^ Тейлхард де Чардин, Пьер (1979). Гаага, Рене (ред.). Сердце материи . Нью -Йорк: Харкорт Брэйс Йованович. п. 25
- ^ Джой, Шелли. Изучение Нусферы: Тейлхард де Шардин .
- ^ «Первые 1881 - 1899» . Тейлхард де Шардин . Получено 24 декабря 2023 года .
- ^ Макке, Роберт (26 января 2020 года). «Религиозные ученые: о. Пьер Тейлхард де Шардин, SJ (1881-1955); палеонтолог иезуитов» . Ватиканская обсерватория . Получено 24 декабря 2023 года .
- ^ «Тейлхард и пиджан" обманывают " . www.clarku.edu . Получено 14 декабря 2017 года .
- ^ Уэйман, Эрин. «Как решить величайший мистификация эволюции человека» . Смитсоновский институт . Получено 14 декабря 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный Костелло, Питер (сентябрь 1981 г.). «Piltdown Puzzle, статья в New Scientist» . www2.clarku.edu . Получено 19 декабря 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Кинг, Томас М. (1983). "Тейлхард и пилтдаун" . www2.clarku.edu . Получено 19 декабря 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Биркс, Х. Джеймс (1999). «Феномен Пьера Тейлхард де Шардин» . UU гуманистическая ассоциация . Получено 24 декабря 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный McCulloch, Winifred (1981). «Некоторые замечания о Тейлхарде и Питдауне» . www2.clarku.edu . Получено 19 декабря 2023 года .
- ^ Тейлхард де Чардин: Его значение в 21 -м веке , извлеченном 19 декабря 2023 года.
- ^ Бытие мысли (английский: «Создание ума»)
- ^ Jump up to: а беременный Де Чардин, Тейлхард (1965). Создание ума: письма от солдатского священника 1914–1919 . Лондон: Коллинз.
- ^ Гаудан, Джин (2012). «Краткая история геологического общества Франции, которую можно увидеть через его последовательных президентов» . Работы французского комитета по истории геологии (Cfrhigeo) : 81–104.
- ^ Aczel, Amir (4 ноября 2008 г.). Иезуит и череп: Тейлхард де Шардин, Эволюция и поиск пекинского человека . Риверхед торговля. п. 320 . ISBN 978-1-594489-56-3 .
- ^ «Как был обнаружен гигантопитек» . Университета Айовы Музей естественной истории . Архивировано из оригинала 8 августа 2008 года . Получено 16 сентября 2016 года .
- ^ «Письма от путешественника» . Получено 26 сентября 2022 года - через интернет -архив.
- ^ AAS, 6 августа 1962 г.
- ^ Текст этого постановления был опубликован в Daily L'Auurore of Paris, от 2 октября 1963 года и был воспроизведен в Nouvelles de Chrétienté , 10 октября 1963 г., с. 35
- ^ Jump up to: а беременный Smulders, Pieter Frans (1967). Дизайн Тейлхарда де Шардина: эссе в богословском размышлении . Newman Press. [ страница необходима ]
- ^ «Божественная среда: работа Тейлхарда де Шардин» . Encyclopædia Britannica . Получено 28 октября 2015 года .
- ^ «Тейлхард де Шардин, ортогенез и механизм эволюционных изменений» на YouTube Томасом Ф. Гликом .
- ^ Берри, Томас (1982) «Тейлхард де Шардин в эпоху экологии» (Исследования Тейлхарда де Шардина)
- ^ Нормандин, Себастьян; Чарльз Т. Вулф (15 июня 2013 г.). Витализм и научный образ в науке о жизни после прославления, 1800-2010 . Springer Science & Business Media. п. 10. ISBN 978-94-007-2445-7 Полем
Витализм находит случайную экспрессию в философии неотомной, связанной с католицизмом. Действительно, в начале двадцатого века Бергсон в начале двадцатого века находилась прямая связь, и существует прямая связь между нео-велализмом Бергсона и зарождающимся неотомизмом мыслителей, таких как Жак Маритейн, что привело к различным идеалистическим интерпретациям биологии, который пометил себя сами Виталистический, такой как Эдуард Ле Рой (под влиянием Тейлхарда де Шардин).
- ^ «(Обзор) Говарда, Дамиана. Повторный человек в исламе: влияние эволюционного мировоззрения» (PDF) . Перспектива Тейлхарда . 44 (2): 12. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2018 года . Получено 24 января 2017 года .
Сильное влияние Анри Бергсона, посредством писаний Мухаммеда Икбала, который, как видно, представляет романтическую школу натурафилософии «виталистского космического прогрессизма», в отличие от западного механического материализма. И Тейлхард, очень похожий на французского Бергсона, вместе с Карлом Ранер, справедливо отмечается как последняя примеры этого жизненного варианта.
- ^ "Facebook" . www.facebook.com . Получено 9 мая 2021 года .
- ^ Галени, Людовико; Скальфари, Франческо (2005). «Взаимодействие Тейлхарда де Шардина с отношениями между наукой и богословием в свете дискуссий об этике окружающей среды». Экотеология . 10 (2): 197. doi : 10.1558/ecot.2005.10.2.196 .
- ^ Jump up to: а беременный в Лион, JA (1982). Космический Христос в Оригене и Тейлхард де Шардин: сравнительное исследование . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. п. 39
- ^ Тейлхард де Шардин: «Примечание о прогрессе»
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Пьер Тейлхард де Чардин, Феномен человека (Нью -Йорк: Харпер и Роу, 1959), 250–75.
- ^ Лион (1982). Космический Христос в Оригене и Тейлхард де Шардин . п. 154
- ^ Лион (1982). Космический Христос в Оригене и Тейлхард де Шардин: сравнительное исследование . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. п. 152
- ^ Лион (1982). Космический Христос в Оригене и Тейлхард де Шардин . п. 153
- ^ Лион (1982). Космический Христос в Оригене и Тейлхард де Шардин . С. 154–155.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Слэттери, Джон П. (21 мая 2018 г.), Пьер Тейлхард де Чардин, наследие евгеники и расизма нельзя игнорировать , религиозные рассылки
- ^ Haught, John F. (12 февраля 2019 г.), Trashing Teilhard , Commonweal , извлечен 26 сентября 2022 года.
- ^ Cuénot 1965 , с. 216
- ^ Cuénot 1965 , с. 239
- ^ О'Коннелл, Джерард (21 ноября 2017 г.). «Удалит ли Папа Франциск« предупреждение »Ватикана из сочинений Тейлхарда де Шардина?» Полем Америка Архивировано с оригинала 22 ноября 2017 года . Получено 21 ноября 2017 года .
- ^ Wojciech Sadłoń, богословие Тейлхарда де Шардин. Изучите комментарии Анри де Любака, Варшав, UKSW 2009
- ^ Кардинал Анри Кардинал де Любак - религия Тейлхарда де Шардина , Изображение книги (1968)
- ^ Ратцингер, Джозеф Кардинал; Папа Бенедикт XVI; Бенедикт; JR Foster; Майкл Дж. Миллер (4 июня 2010 г.). Введение в христианство , 2-е издание (Kindle Locations 2840-2865). Игнация пресса. Kindle Edition.
- ^ "Тейлхард Шардина " www.epowtn.com Римский наблюдатель. 20 июля 1981 г. с. 2 Получено 31 декабря
- ^ - Ратцингер, Джозеф Кардинал; Папа Бенедикт XVI (11 июня 2009 г.). Дух литургии (Kindle Locations 260–270). Игнация пресса. Kindle Edition.
- ^ Евхаристическая церковь: видение Иоанна Павла II - Лекция Макгинли, Университет, 10 ноября 2004 г.
- ^ Кардинал Кристоф Шонборн, Создание, Эволюция и рациональная вера, Игнатианская Пресс (2007)
- ^ Аллен, Джон (28 июля 2009 г.). «Папа цитирует Тейльхардианское видение Космоса как« живого хозяина » » . Национальный католический репортер . Получено 19 июня 2015 года .
- ^ Папа Франциск (24 мая 2015 г.), Энциклическое письмо Laudato Si 'Святого отца Фрэнсиса о заботе о нашем общем доме (PDF) , с. 61 , извлечен 20 июня 2015 года
- ^ Фон Хильдебранд, Дитрих (1993). Троянский лошадь в городе Божьем . София Инст Пр. ISBN 978-0-918477-18-7 .
- ^ Хаксли, Джулиан «Предисловие» Тейлхарду де Чардину, Тейлхард (1955) «Феномен человека» (Фонтана)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Признание за Тейлхард и его работы» . Тейлхард де Шардин . Получено 24 декабря 2023 года .
- ^ Добжанский, Теодосий (март 1973 г.). «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции». Американская преподаватель биологии . 35 (3): 125–129. doi : 10.2307/4444260 . JSTOR 4444260 . S2CID 207358177 . Перепечатано в J. Peter Zetterberg (ред.), Эволюция против креационизма (1983), Oryx Press.
- ^ Деннетт, Даниэль С. (1995). Опасная идея Дарвина: эволюция и значение жизни . Саймон и Шустер. С. 320–. ISBN 978-1-4391-2629-5 .
- ^ Уилсон, Дэвид Слоан (26 февраля 2019 г.). Этот взгляд на жизнь: завершение дарвиновской революции . Knopf Doubleday Publishing Group. ISBN 978-1-101-87021-1 .
- ^ Гулд, Стивен Джей (1994). Зубы и ноги курицы: дальнейшие размышления в естественной истории . WW Norton & Company. ISBN 0393017168 Полем OL 25397178M .
- ^ Гулд, Стивен Джей (2006). Богатство жизни: основной Стивен Джей Гулд . WW Norton. С. 69–. ISBN 978-0-393-06498-8 . [ нужно разъяснения ]
- ^ Jump up to: а беременный Лукас, Мэри (1983). «Призрака, статья в журнале Antiquity» . www2.clarku.edu . Получено 19 декабря 2023 года .
- ^ Окли, Кеннет (ноябрь 1981). «ПИЛТДАДНАЯ ЧЕЛОВЕК, письмо новому ученым» . www2.clarku.edu . Получено 19 декабря 2023 года .
- ^ Лукас, Мэри (1981). «Тейлхард и пидбаун" Мистика ", статья в журнале« Америка » . www2.clarku.edu . Получено 19 декабря 2023 года .
- ^ МакКаллох, Уинифред (декабрь 1983 г.). «Руководство читателей по аргументу Piltdown SJ Gould» . www2.clarku.edu . Получено 19 декабря 2023 года .
- ^ Медавар, П. Б. (1961). «Критическое уведомление» . Разум . 70 (277). Издательство Оксфордского университета : 99–106. doi : 10.1093/mind/lxx.277.99 .
- ^ Viney, Дональд Уэйн, «Тейлхард, Медовар и новый атеизм», в Илиа-Делио, от Тейлхарда до омеги: совместное создание незаконченной вселенной . Мэринолл: Orbis Books, 2014, p. 128
- ^ Тейлхард де Чардин: Его значение в 21 -м веке , извлеченном 19 декабря 2023 года.
- ^ Докинс, Ричард (5 апреля 2000 г.). Неуделение радуги: наука, заблуждение и аппетит к чуду . Хоутон Миффлин Харкорт. С. 320 и далее. ISBN 978-0-547-34735-6 .
- ^ Браунинг, Джеральдин О.; Джозеф Л. Алиото; Сеймур М. Фарбер; Калифорнийский университет, Медицинский центр Сан -Франциско (январь 1973 г.). Тейлхард де Шардин: В поисках совершенства человека: международный симпозиум . Fairleigh Dickinson Univ Press. С. 91ff. ISBN 978-0-8386-1258-3 .
- ^ Laporte, Léo F. (13 августа 2013 г.). Джордж Гейлорд Симпсон: палеонтолог и эволюционист . Издательство Колумбийского университета. С. 191ff. ISBN 978-0-231-50545-1 .
- ^ Вольфганг Смит, Тейлхардизм и новая религия: тщательный анализ учений Пьера Тейлхарда де Шардина , Tan Books & Pub, Gastonia/NC, USA, 1988 (переиздано как Theistic Evolution , Angelico Press, New York, 2012, 270 Page )
- ^ P. Teilhard de Chardin, Феномен Man , Harper & Row, New York, 1965, p. 140 - цитируется в W. Smith, op. cit ., p. 2
- ^ W. Smith, op. cit ., p. 2
- ^ W. Smith, op. cit ., pp. 177, 201.
- ^ P. Teilhard de Chardin, Феномен человека , соч. cit , p. 149 - цитируется в W. Smith, op. cit ., p. 243-244.
- ^ P. Teilhard de Chardin, The Future of Mankind , Harper & Row, New York, 1964, p. 149 - цитируется в W. Smith, op. cit ., p. 243.
- ^ W. Smith, op. cit ., pp. 42-43.
- ^ P. Teilhard de Chardin, Феномен человека , соч. CIT , с. 301-302-цитируется в W. Smith, op. cit ., pp. 49-50.
- ^ W. Smith, op. cit ., стр. 13, 19.
- ^ W. Smith, op. cit ., p. 137.
- ^ W. Smith, op. cit ., p. 69
- ^ W. Smith, op. cit ., p. 110.
- ^ W. Smith, op. cit ., p. 127
- ^ W. Smith, op. cit ., pp. 117, 127.
- ^ P. Teilhard de Chardin, Письма Léontine Zanta , Harper & Row, Нью -Йорк, 1965, с. 114 (письмо от 26 января 1936 г.) - цитируется в W. Smith, op. cit ., p. 210.
- ^ P. Teilhard de Chardin, «Сердце материи» , Harcourt Brace Jovanovich, Нью -Йорк, 1979, с. 96 - цитируется в W. Smith, op. cit ., p. 22
- ^ W. Smith, op. cit ., p. 102
- ^ P. Teilhard de Chardin, Science and Hrist , Collins, London, 1968, p. 120 - цитируется в W. Smith, op. cit ., p. 208
- ^ W. Smith, op. cit ., pp. 22, 188.
- ^ «Введение» Брайана Свимма, в человеческом явлении Тейлхард де Шардин, транс. Sarah Appleton-Webber, Sussex Academic Press, Brighton and Portland, Oregon, 1999 с. XV.
- ^ «Назад во Францию, 1946 - 1951» . Тейлхард де Шардин . Получено 24 декабря 2023 года .
- ^ Мосс, RF (весна 1978). «Страдания, грешные католики». Обзор Антиохии . 36 (2). Антиохийский обзор: 170–181. doi : 10.2307/4638026 . JSTOR 4638026 .
- ^ Симмонс, Дэн (1 февраля 1990 г.). Падение гипериона . Doubleday. п. 464 . ISBN 978-0-385-26747-2 .
- ^ Дик, Филипп К. (1991). Сканер мрачно . Винтаж. п. 127 ISBN 978-0-679-73665-3 .
- ^ Май, Джулиан (11 апреля 1994 г.). Джек бодинесс . Случайная стоимость дома. п. 287. ISBN 978-0-517-11644-9 .
- ^ Диллард, Энни (8 февраля 2000 г.). В настоящее время . Винтаж. ISBN 978-0-375-70347-8 .
- ^ Кларк, Артур c. (2001). Свет других дней . Tom Doherty Associates, LLC. п. 331. ISBN 978-0-8125-7640-5 .
- ^ Делильо, Дон (2010). Точка Омега . Скрибнер.
- ^ «Божественная среда Фредерика Харта» . www.jeanstephengaleries.com. Архивировано из оригинала 25 июля 2009 года . Получено 19 апреля 2009 года .
- ^ «Удкикно прошедшие попирачители» . Campus.udayton.edu . Получено 19 апреля 2009 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Национальная галерея образовательных ресурсов Виктории» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июля 2009 года.
- ^ «Когда жизнь находит свой путь» . www.westcorkpeople.ie . 4 июня 2019 года . Получено 16 ноября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Вентурира, Скотт (20 января 2015 г.). «Опыт реабилитации Пьера Тейлхарда де Шардина» . Кризисный журнал . София Институт Пресс . Получено 19 июня 2015 года .
- ^ Краусс, Лоуренс (12 мая 2007 г.), «более опасная, чем чушь» (PDF) , Новый ученый , 194 (2603): 53, DOI : 10.1016/S0262-4079 (07) 61199-3 , архивировано из оригинала (PDF) 1 ноября 2011 года .
- ^ «White Gardenia - интервью с Фрэнком Типлером (обсуждение Ричарда Хокинга Стивена Докинса .
- ^ «Вопросы и ответы с Фрэнком Типлером» . Архивировано с оригинала 3 октября 2017 года . Получено 26 сентября 2022 года .
- ^ Во -вторых, Хуан Луис (1972). Эволюция и вина Мэринолл, Нью -Йорк: Орбис книги. П. 13. ISBN 978-0-88344-480-1 .
- ^ Тейяр-Чамбон, Маргарита, изд. (1956). Путешествия 1923-1939, Пьера Тейлхард де Чардин (на французском языке). Париж: Бернард Грассет.
- ^ Тейяр-Чамбон, Маргарита, изд. (1957). Новые проездные письма 1939-1955, Пьера Тейлхарда де Чардин (на французском языке). Париж: Бернард Грассет.
- ^ Тейяр-Чамбон, Маргарита, изд. (1961). Генезис мысли, письма 1914-1919, Пьера Тейлхард де Чардин (на французском языке). Париж: Бернард Грассет.
- ^ Анкерберг, Джон; Джон Уэлдон (1996). Энциклопедия убеждений Нью Эйдж . Издатели Harvest House. С. 661–. ISBN 978-1-56507-160-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амир Акзель , Иезуит и Череп: Тейлхард де Шардин, Эволюция и поиск пекинга (Riverhead Hardcker, 2007)
- Папа Бенедикт XVI , Дух литургии (Ignatian Press 2000)
- Папа Бенедикт XVI , Введение в христианство (Ignatius Press, Revised Edition, 2004)
- Павел Черчленд, «Человек и космос»
- Джон Коуберн, Пьер Тейлхард де Чардин, избирательное резюме его жизни (Mosaic Press 2013)
- Cuénot, Claude (1965), Teilhard de Chardin: биографическое исследование , переведенное Винсентом Колимором, Балтимор: Хеликон (Великобритания издание: Лондон: Burns & Oates , 1965; оригинальный французский: Пьер Тейлхард де Шардин: Основные сцена его эволюции , Париж: Plon , 1958)
- Cuénot, Claude (1967), Science and Faith in Teilhard de Chardin , Лондон: Garstone Press
- Андре Дюплейкс , 15 дней молитвы с Тейлхардом де Чардином (New City Press, 2008)
- Enablers, TC, 2015.
- Роберт Фарити, богословие Тейлхарда де Шардина о христиане в мире ( Sheed and Ward 1968)
- Роберт Фарити, Духовность Тейлхарда де Шардина (Коллинз 1981, Harper & Row 1981)
- Роберт Фарити и Люни Руни, молясь с Тейлхардом де Чардином (Queenship 1996)
- Дэвид Грумет, Тейлхард де Шардин: богословие, человечество и космос (Peeters 2005)
- Дитрих фон Хильдебранд , Parthard de Chardin: ложный пророк (Franciscan Herald Press 1970)
- Дитрих фон Хильдебранд , троянский лошадь в городе Бога
- Дитрих фон Хильдебранд , опустошенный виноградник
- Томас М. Кинг, Месса Тейлхарда; Подходы к «Мессе в мире» (Paulist Press, 2005)
- Урсула Кинг , Дух огня: жизнь и видение Тейлхарда де Шардин Мэринольсоциетемалл.org (Orbis Books, 1996)
- Ричард В. Кропф, Тейлхард, Писание и Откровение: исследование переосмысления Тейлхарда де Шардина о темах Полины (Associated University Press, 1980)
- Дэвид Х. Лейн, Явление Тейлхарда: Пророк Новой Эры (издательство Мерсерского университета)
- Де Любак, Анри , Религия Тейлхарда де Шардина (Image Books, 1968)
- Де Любак, Анри , вера Тейлхарда де Шардина (Burnes and Oates, 1965)
- Де Любак, Анри , «Вечное женское: исследование текста Тейлхарда де Шардина» (Коллинз, 1971)
- De Lubac, Anri , Teilhard объяснил (Paulist Press, 1968)
- Гельмут де Терра , Воспоминания о Тейлхарде де Чардине (Harper and Row и Wm Collins Sons & Co., 1964)
- Мэри и Эллен Лукас, Тейлхард (Doubleday, 1977)
- Жан Маалуф Тейлхард де Шардин, Примирение во Христе (New City Press, 2002)
- Джордж А. Малони , Космический Христос: от Павла до Тейлхарда ( Heed and Ward , 1968)
- Муни, Кристофер, Тейлхард де Шардин и Тайна Христа (образы книг, 1968)
- Мюррей, Майкл Х. Мысль о Тейлхарде де Шардина (Seabury Press, NY, 1966)
- Роберт Дж. О'Коннелл , видение прошлого Тейлхарда: создание метода (издательство Фордхэмского университета, 1982)
- Ноэль Кит Робертс, от Piltdown Man To Point Omega: эволюционная теория Тейлхарда де Шардина (Нью -Йорк, Питер Ланг, 2000)
- Джеймс Ф. Сэлмон, «Пьер Тейлхард де Шардин» в Blackwell Companion to Science and Christianity (Wiley-Blackwell, 2012)
- Луи М. Савори, Тейлхард де Шардин - Божественная среда объяснила: духовность для 21 -го века (Paulist Press, 2007)
- Роберт Спейт , жизнь Тейлхарда де Шардина (Harper and Row, 1967)
- KD Sethna , Teilhard de Cardin и Sri Aurobindo : акцент на основах , Bharatiya Vidya Prakasan, Varanasi (1973)
- KD Sethna, Духовность будущего: поиск по проведению исследования RC Zaehner в Шри Ауробиндо и Тейлхарде де Шардина . Университет Фэйрли Дикинсон 1981.
- Башни, Бернард; Дайсон, Энтони , ред. (1967), Эволюция, марксизм и христианство: исследования в синтезе Тейлхарда , Лондон: Garnstone Press, ISBN 9780900391064
Внешние ссылки
[ редактировать ]

Профиль
[ редактировать ]- Работает за Пьер Тейлхард де Шардин в Интернете
- Тейлхард де Чардин - сайт, посвященный идеям Тейлхарда де Шардина
- Фонд Тейлхард де Шардин
- Американская ассоциация Тейлхарда
- Тейлхард де Чардин - личный сайт
Против
[ редактировать ]- Предупреждение относительно писаний отца Тейлхарда де Шардина Священная конгрегация Священной должности, 1962
- Медавар, Питер (1961). «Обзор явления человека » . Разум . 70 : 99–106. doi : 10.1093/mind/lxx.277.99 .
- Маккарти, Джон Ф. «Обзор тейлхардизма и новой религии Вольфганг Смит» , 1989
Другой
[ редактировать ]- Пьер Тейлхард де Шардин
- 1881 Рождение
- 1955 Смерть
- Французские католические богословы 20-го века
- Французские геологи 20-го века
- Французские иезуиты 20-го века
- Похороны на кладбище Сент-Эндрю-на-Гудзон
- Христианские писатели об эсхатологии
- Эмпирики
- Французские космологи
- Французский мужчина-писатели
- Французские военнослужащие Первой мировой войны
- Французские религиозные писатели
- Французские трансгуманисты
- Иезуитские философы
- Иезуитские ученые
- Иезуитские богословы
- Левая политика во Франции
- Теология освобождения
- Члены Французской академии наук
- Метафизики
- Офицеры легиона чести
- Онтологи
- Ортогенез
- Люди из Пуи-де-Дома
- Философы религии
- Французские философы науки
- Французские философы технологий
- Рационалисты
- Религия и наука
- Сингулярные
- Теистические эволюционисты
- Университет Парижского университета
- Утилитаристы
- Научные активисты