Проклятая табличка
Табличка с проклятиями ( лат . tabella defixionis, defixio ; греч . κατάδεσμος , латинизированная : katadesmos ) — небольшая табличка с проклятием написанным на ней из греко-римского мира . Его название произошло от греческого и латинского слов, означающих «пронзить». [1] и «связать». Таблички использовались, чтобы попросить богов, духов или умершего совершить действие над человеком или предметом или иным образом понудить субъекта проклятия.
Описание
[ редактировать ]Таблички с проклятиями обычно представляют собой очень тонкие листы свинца , на которых мелкими буквами нацарапан текст. Затем их часто скатывали, складывали или прокалывали гвоздями, а затем таблички обычно помещали под землю: либо закапывали в могилы или гробницы, бросали в колодцы или бассейны, изолировали в подземных святилищах или прибивали к стенам храмов. Таблетки также использовались для приворотных заклинаний, и при таком использовании их помещали в дом желаемой цели. [3] Иногда их обнаруживают вместе с маленькими куклами или фигурками (иногда ошибочно называемыми « куклами вуду »). [4] ), который также можно проткнуть гвоздями. Фигурки напоминали мишени, у них часто были связаны ноги и руки. [5] Таблички с проклятиями также включали волосы или предметы одежды. Это рассматривалось как способ придать им силы за счет включения центральной сущности (греч. Усия ) человека. Особенно это касается приворотов, которые предусматривают «волосы с головы любовника». Некоторые любовные заклинания были даже обнаружены «свернутыми вокруг волос», вероятно, для того, чтобы связать само заклинание. [6] «Не на всех табличках было указано личное имя, но очевидно, особенно в римский период, что таблички иногда готовились заранее, оставляя место для вставки имен, предоставленных платящими клиентами». [7] Ритуалы проклятия также могли включать в себя физические связывающие жесты и устные элементы. [8]
Тексты на табличках с проклятиями обычно адресованы инфернальным или пограничным богам, таким как Плутон , Харон , Геката и Персефона , иногда через посредничество мертвого человека (вероятно, трупа, в могилу которого была помещена табличка). Однако некоторые тексты не взывают к богам, а просто перечисляют цели проклятия, преступления или условия, при которых проклятие действует, и/или предполагаемое зло, которое их постигнет. На некоторых табличках написаны только имена целей, что позволяет предположить, что создание проклятия могло сопровождаться устным заклинанием. [9] Тексты на табличках не всегда были ругательствами; Таблетки также использовались для помощи мертвым. Те, на чьи могилы они были помещены, обычно умирали в очень молодом возрасте или насильственно, и предполагалось, что табличка поможет упокоить их души, несмотря на их безвременную смерть. [10] Язык тех текстов, которые действительно дают контекст, часто связан с правосудием: либо очень подробно перечисляются преступления объекта, либо передается ответственность за их наказание богам, либо используется неопределенная грамматика. Часто на таких табличках с проклятиями также пишутся дополнительные, бессмысленные «проклятые» слова, такие как Базагра , Беску или Беребеску , по-видимому, для того, чтобы придать им своего рода сверхъестественную эффективность.
Многие из тех, кого обнаружили в Афинах, ссылаются на судебные дела и проклинают противостоящую сторону, прося («Пусть он...»), чтобы он испортил свое выступление в суде, забыл свои слова, закружился и так далее. Другие включают эротические связывающие заклинания и заклинания, направленные против воров, а также деловых и спортивных соперников. Эти таблички с проклятиями, предназначенные для воров или других преступников, возможно, были более публичными и более приемлемыми; некоторые учёные даже отказываются применять слово «проклятие» к таким «положительным» текстам, предпочитая таким выражениям, как «судебные молитвы». [11]
В 1979/1980 году таблички с проклятиями Бата были найдены на месте Аква Сулис (ныне Бат в Англии). [12] Все, кроме одной, из 130 табличек касались возвращения украденного имущества. [13] Более 80 подобных табличек были обнаружены внутри и вокруг развалин храма Меркурия неподалеку, в Вест-Хилле, Улей . [14] что сделало юго-запад Британии одним из главных центров находок латинских определений .
В Древнем Египте появляются так называемые « Тексты проклятий примерно во времена 12-й династии » , в которых перечисляются имена врагов, написанные на глиняных фигурках или керамике, которые затем разбиваются и закапываются под строящимся зданием (так что их символически «задушили»). "), или на кладбище. [15]
Мистические голоса
[ редактировать ]Voces mysticae — это слова, которые не сразу можно распознать как принадлежащие какому-либо известному языку. [16] и обычно ассоциируются с табличками проклятий. В 1968 году антрополог Стэнли Дж. Тамбия предположил, что такие слова должны были обозначать «язык, который могут понимать демоны». [16]
Ученые древности, такие как христианский философ Климент Александрийский (около 200 г. н.э.), считали, что человеческий язык не подходит для обращения к богам. [17] Поэтому некоторые надписи на этих табличках с проклятиями нелегко перевести, потому что это были «заклинания и тайные имена», которые могли быть поняты только самими духами. [17] Другая возможность заключается в том, что таблички с проклятиями были изготовлены профессионалами, которые хотели придать своему искусству некоторую степень загадочности за счет использования очевидно секретного языка, который могли понять только они. [17] В подтверждение этой теории, по крайней мере, на некоторых планшетах вместо имени цели имеются пробелы, что позволяет предположить, что они были подготовлены заранее и что имя желаемой цели будет добавлено от имени клиента. [17]
Элемент мистики придавался разными способами наряду с voces mysticae. Как профессионалы, так и непрофессионалы будут использовать палиндромы , а также бустрофедон . Изображения и характеристики придавали табличкам еще большую привлекательность, и иногда для передачи определенного тона использовались и повторно использовались определенные формулы. Также были частые призывы к египетским богам и богиням, архангелам и другим библейским персонажам в результате синкретизма , который со временем возник по всему Средиземноморью.
Историография
[ редактировать ]Греко-римское общество верило в использование магии для управления миром природы. [18] Эта практика была распространена среди всех членов общества, независимо от их экономического или социального статуса. Было обнаружено около 1600 табличек с проклятиями, большинство из которых написаны на греческом языке. Примечательно, что 220 таких табличек были найдены в Аттике . [19]
Первый набор табличек с проклятиями был обнаружен в городе Селинус на Сицилии . Всего было найдено двадцать две таблички, в основном датированные началом пятого века, и адресованные кому-то, против кого подал в суд пользователь. [20] Хотя древние греки, возможно, опасались силы этих табличек, некоторые историки [ ВОЗ? ] сравнили таблички с современными ругательствами , утверждая, что они были созданы в порыве гнева, из зависти к деловому конкуренту или спортивному сопернику или из-за нездоровой одержимости человеком, имеющим романтический интерес.
Когда впервые начались исследования по теме табличек с проклятиями, существовало серьезное сомнение в том, что эти типы артефактов действительно пришли из древнегреческого общества. [21] Э. Р. Доддс , профессор греческого языка в Оксфорде , был одним из первых ученых, начавших изучать тему магии или суеверий в Древней Греции. [21] и другие, такие как Питер Грин, также изучали этот аспект древнегреческого общества.
Эротическая магия
[ редактировать ]Использование эротических проклятий стало особенно популярным в эллинистический период истории Средиземноморья. Ученые обсуждают возможные мотивы использования эротической магии , включая безответную любовь, сексуальный контроль над намеченной целью, финансовую выгоду и социальное продвижение. Используемые любовные заклинания были схожи по конструкции во всем Средиземноморье. [22] и может быть адаптирован к различным ситуациям, пользователям и предполагаемым жертвам. Одним из примечательных типов проклятий было «Диакопай», разделяющее заклинание, предназначенное для того, чтобы отогнать соперников, сделав их отталкивающими. Другим типом проклятия было «Агогай», заклинание, призванное привязать цель к себе. Недавние исследования показали, что женщины использовали таблетки с проклятиями для эротической магии гораздо чаще, чем первоначально предполагалось, хотя их все еще было меньшинство. [ нужна ссылка ]
Также ведутся споры о типе женщин, которых мужчины пытались привлечь с помощью этих заклинаний. Некоторые ученые разделяют идею о том, что мужчины пытаются сделать справедливых и целомудренных женщин полными желания к ним, в то время как другие утверждают, что мужчины пытались контролировать женщин, которых они считали сексуально активными, ради своей личной выгоды. [23] Кристофер А. Фараон считал, что заклинания делятся на две отдельные категории; заклинания, используемые для пробуждения страсти, и заклинания, используемые для поощрения привязанности. [24] Мужчины, по словам Фараоне, были основными пользователями заклинаний, вызывающих страсть, а женщины были основными пользователями заклинаний привязанности.
См. также
[ редактировать ]- Эфесия Граммата
- Тексты проклятий
- Греческие магические папирусы
- Магия в греко-римском мире
- Мандайские лид-роллы
- Сейчас: Ноль
- Таблетка проклятия Пеллы
- Таблетки проклятия Пидны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский латинский словарь . 1968. с. 500.
- ^ Дворецкий, Эсти (2007). Досуг, удовольствие и лечение: курортная культура и медицина в древнем Восточном Средиземноморье . БРИЛЛ. п. 103 . ISBN 978-9004156814 .
- ^ Гагер 1992 , с. 18.
- ^ Фараоне 1991 , с. 4.
- ^ Гагер 1992 , с. 15.
- ^ Гагер 1992 , стр. 16–7.
- ^ Гагер 1992 , с. 14.
- ^ Маккай, Стюарт (2016). «Обезумевший, истощенный, сожранный или проклятый? Важность индивидуального творчества в римском проклятии». В Мандичсе, MJ; Деррик, Ти Джей; Гонсалес Санчес, С.; Савани, Г.; Зампиери, Э. (ред.). Материалы двадцать пятой ежегодной конференции по теоретической римской археологии . Конференция по теоретической римской археологии . стр. 15–27. дои : 10.16995/TRAC2015_15_27 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Огден 1999 , с. ххх.
- ^ Гагер 1992 , с. 19.
- ^ Ускоренное 1991 г.
- ^ Гордон, Ричард; Саймон, Франсиско Марко (2010). Магическая практика на Латинском Западе . БРИЛЛ. п. 15 . ISBN 9789004179042 .
- ^ Флинт, Валери; и др. (1998). Колдовство и магия в Европе: Древняя Греция и Рим Том 2 . Академик Блумсбери. стр. 37–38. ISBN 0485891026 .
- ^ Таблички с проклятиями из Римской Британии , Великобритания : Оксфорд , получено 25 декабря 2006 г.
- ^ Уинстон, Алан, Церемония закладки древнеегипетских религиозных зданий , Тур по Египту , получено 17 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Гагер 1992 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д Гагер 1992 , с. 10.
- ^ см. Грин, Питер. п. 46
- ^ см. Анкаралоо, Бенгт. стр.3
- ^ см. Анкаралоо, Бенгт. п. ???
- ^ Jump up to: а б см. Грин, Питер. п. 44
- ^ См. Дики, Мэтью В., стр. 565
- ^ см. Дики, Мэтью В. стр. 568
- ^ См. Фараон, Калифорния, стр. ix
Библиография
[ редактировать ]- Адам, I (2001), Таблетки проклятий , 250x, заархивировано из оригинала (эссе) 26 января 2010 г. , получено 10 декабря 2009 г.
- Адамс, Джефф В. (2006), «Социальные и культурные последствия табличек с проклятиями [ defixiones ] в Британии и на континенте» , Studia Humaniora Tartuensia , 7.A.5: 1–15 .
- Анкарлоо, Бенгт и Стюарт Кларк (1999), Колдовство и магия в Европе, Том 2: Древняя Греция и Рим , Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета .
- Одоллент, А. (1904), Defixionum tabellae , Париж. Номер руководства . 756
- Бейкер, К. (2003), «Греко-римские проклятия: таблички с проклятиями», История магии.
- Дики, Мэтью В. «Кто практиковал любовную магию в древности и в позднеримском мире?» The Classical Quarterly 50 (2000): 563–83.
- Эйдинов, Э., Оракулы, проклятия и риск среди древних греков , Оксфорд: Oxford University Press, 2007.
- Фараоне, Кристофер А. (1991), «Агонистический контекст ранних греческих связывающих заклинаний», в Фараоне, Кристофер А.; Оббинк, Дирк (ред.), Магика Иера: древнегреческая магия и религия , Oxford University Press, стр. 3–32 .
- ——— (1999), Древнегреческая любовная магия , Кембридж, Массачусетс и Лондон: Издательство Гарвардского университета .
- Гейгер, Джон Дж., изд. (1992), Таблички с проклятиями и связывающие заклинания из древнего мира , Нью-Йорк: Oxford University Press .
- Граф, Фриц. «Религия римлян: Введение; Магия в римском мире: язычники, евреи и христиане». Журнал религии 83 (2003): 496–9.
- Джордан, Дэвид Р. (2002), «Remedium amoris: Проклятие Кумы в Британском музее», Ancient Journeys: Festschrift for Eugene Lane (PDF) , получено 25 декабря 2006 г.
- ——— (1975), «Проклятая табличка из колодца на Афинской Агоре», ZPE , 19 : 245 .
- ——— (1985), «Обзор греческих дефиксионов, не включенных в специальную корпус», GRBS , 26 : 151–97 .
- Котанский, Рой, Греческие магические амулеты: золотые, серебряные, медные и бронзовые ламели с надписями (Часть I: Опубликованные тексты известного происхождения), Papyrologica Coloniensia 22/1, Opladen: Westdeutscher Verlag, 1994.
- Кропп, Амина (2008). Defixiones: текущий корпус латинских табличек с проклятиями: dfx . Шпейер, Германия: Издатель Potato Print Кай Бродерсон. ISBN 978-3-939526-02-5 . Содержит латинские тексты всех известных разборчивых табличек с проклятиями по состоянию на 2008 год со ссылками на каждую.
- Огден, Дэниел (1999), «Связывающие заклинания: таблички с проклятиями и куклы вуду в греческом и римском мирах», в Анкарлоо, Бенгт; Кларк, Стюарт (ред.), «Колдовство и магия в Европе: Древняя Греция и Рим» , Филадельфия: University of Pennsylvania Press, стр. 3–90 .
- ——— (2000), «Гендерная магия», The Classical Review , 50 (2): 476–78, doi : 10.1093/cr/50.2.476 .
- Томлин, Роджер (1988), Tabellae Sulis: таблички из олова и свинца с римскими надписями из священного источника в Бате , Оксфорд.
- Томлин, Роджер (2005), Таблички с проклятиями Римской Британии и др., Оксфорд, Англия , Великобритания : Оксфордский университет .
- Верснель, Хенк (1991), «За пределами проклятия: обращение к правосудию в судебных молитвах», в Фараоне, Кристофер А.; Оббинк, Дирк (ред.), Магика Иера: древнегреческая магия и религия , Oxford University Press, стр. 60–106.
- Вюнш, Р. изд. (1897), Defixionum tabella , Берлин. ИГ iii.3 Приложение.
- Дополнительная библиография по проклятию , Великобритания : RDG, заархивировано из оригинала 15 августа 2004 г. (неактивный сайт, ссылка на Интернет-архив)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Изображения и описания , Оксфорд, ENG , Великобритания : Оксфордский университет .