Сутры Баудаяны
Часть серии о |
индуизм |
---|
Часть серии статей о |
математическая константа π |
---|
3.14159 26535 89793 23846 26433... |
Использование |
Характеристики |
Ценить |
Люди |
История |
В культуре |
Связанные темы |
( Сутры Баудхаяны санскрит: बौधायन सूत्रस् ) представляют собой группу ведических санскритских текстов, охватывающих дхарму, ежедневные ритуалы, математику, и являются одними из старейших текстов индуизма, связанных с Дхармой, дошедших до наших дней с 1-го тысячелетия до нашей эры. Они принадлежат к тайттирийской ветви школы Кришны Яджурведы и являются одними из самых ранних текстов этого жанра. [1]
Сутры Баудхаяны состоят из шести текстов:
- Шраутасутра , вероятно , в 19 Прашнах (вопросах),
- Кармантасутра Адхьяях в 20 ( главах),
- Двайдхасутра , в Прашнах 4
- Грихьясутра , в Прашнах 4
- Дхармасутра 4 в Прашнах и
- Шулбасутра 3 в Адхьяях . [2]
Баудхаяна Шулбасутра известна тем, что содержит несколько ранних математических результатов, включая приближение квадратного корня из 2 и формулировку теоремы Пифагора . [3]
Баудхаяна Шраутасутра
[ редактировать ]сутры Баудхаяны - Шраута связанные с совершением ведических жертвоприношений, имеют последователей в лице некоторых Смарта -брахманов ( Айерсов ) и некоторых Айенгаров из Тамил Наду , Яджурведи или Намбутири , Кералы , Гуруккал-брахманов (Аади Шайвас) и Конгу Веллаларов . Последователи этой сутры следуют другому методу и выполняют 24 Тила-тарпаны, как Господь Кришна делал тарпану за день до амавасьи ; они называют себя Баудхаяна Амавасья.
Баудхаяна Дхармасутра
[ редактировать ]Дхармасутра Баудхаяны, как и Дхармасутра Апастамбы, также является частью более крупной Кальпасутры . Точно так же он состоит из прашн , что буквально означает «вопросы» или книги. Структура этой Дхармасутры не очень ясна, поскольку она дошла до нас в неполном виде. Более того, с течением времени текст претерпевал изменения в виде дополнений и пояснений. Прашны и других ритуальных трактатов, Сулвасутры , состоят из Шраутасутры посвященной ведической геометрии, и Грихьясутры , посвященной домашним ритуалам. [4]
На эту Дхармасутру нет комментариев, за исключением « Говиндасвамина » Вивараны . Дата комментария неизвестна, но, по словам Оливеля, он не очень древний. Кроме того, комментарий Харадатты к Апастамбе и Гаутаме уступает комментарию Харадатты. [5]
Эта Дхармасутра разделена на четыре книги. Оливель утверждает, что первая книга и первые шестнадцать глав второй книги являются «прото-Баудаяной». [4] хотя этот раздел претерпел изменения. Такие ученые, как Бюлер и Кейн, согласны с тем, что последние две книги Дхармасутры являются более поздними дополнениями. В главах 17 и 18 второй книги особое внимание уделяется различным типам аскезы и уксусных практик. [4]
Первая книга в первую очередь посвящена студенту и посвящена темам, связанным со студенчеством. Это также относится к социальным классам, роли царя, браку и прекращению чтения Вед. Во второй книге говорится о покаянии, наследстве, женщинах, домохозяинах, образе жизни, дарах предков. В третьей книге говорится о святых домохозяевах, лесном отшельнике и покаянии. Четвертая книга в первую очередь относится к йогическим практикам и аскезам, а также к оскорблениям, связанным с браком. [6]
Баудхаяна Шулвасутра
[ редактировать ]Теорема Пифагора
[ редактировать ]Баудхаяна Шулвасутра формулирует правило, которое сегодня в большинстве стран мира называют теоремой Пифагора . Это правило было известно ряду древних цивилизаций, в том числе греческой и китайской, и было зафиксировано в Месопотамии еще в 1800 году до нашей эры. [7] По большей части Шулвасутры не содержат доказательств правил, которые они описывают. Правило, изложенное в Баудхаяне Шулвасутре, гласит:
Веревка, длинная и четырехсторонняя, измеряет стороны и диагонали, а когда она отделяется от другой, получается и то, и другое.
диргхачатурсрасьякшанаяйа радджух паршвамани, тирьягмани,
ча ятпритхагбхуте курутастадубхайан кароти.
- Диагональ прямоугольника сама по себе образует обе площади, которые две стороны прямоугольника производят по отдельности.
Диагональ и стороны, о которых идет речь, относятся к прямоугольнику (продолговатому), а площади — к квадратам, имеющими эти отрезки в качестве сторон. Поскольку диагональ прямоугольника является гипотенузой прямоугольного треугольника, образованного двумя смежными сторонами, это утверждение эквивалентно теореме Пифагора . [8]
Баудхаяна также приводит утверждение с использованием веревочной меры сокращенной формы теоремы Пифагора для равнобедренного прямоугольного треугольника :
- Шнур, натянутый поперек квадрата, образует площадь, вдвое превышающую исходный квадрат.
Кружа по площади
[ редактировать ]Другая проблема, которую решает Баудхаяна, — это найти круг, площадь которого равна площади квадрата (обратно квадратуре круга ). Его сутра I.58 дает такую конструкцию:
- Нарисуйте половину ее диагонали вокруг центра по направлению к линии Восток-Запад; затем опишите круг вместе с третьей частью того, что лежит за пределами квадрата.
Объяснение: [9]
- Нарисуйте половину диагонали квадрата, которая больше половины стороны на .
- Затем нарисуйте круг радиусом , или , что равно .
- Сейчас , поэтому площадь .
Квадратный корень из 2
[ редактировать ]Баудхайана i.61-2 (разработано в Апастамба Сулбасутра i.6)дает длину диагонали квадрата через его стороны, что эквивалентно формуле квадратного корня из 2 :
- самасья двикарани. праманам тритиена вардхайет
так чатуртенатмачатустримшонена савишешах
- Диагональ [букв. «удвоитель»] квадрата. К 34-му числу мера будет увеличена на треть и уменьшена на четверть. Примерно это его диагональ. [ нужна ссылка ]
То есть,
что верно до пяти десятичных знаков. [10]
Другие теоремы включают в себя: диагонали прямоугольника делят друг друга пополам, диагонали ромба делятся пополам под прямым углом, площадь квадрата, образованного соединением средних точек квадрата, равна половине исходной,соединенные середины прямоугольника образуют ромб, площадь которого равна половине прямоугольника и т. д.
Обратите внимание на акцент на прямоугольниках и квадратах; это возникает из-за необходимости указать ягья бхумика с — то есть алтарь, на котором проводились ритуалы, включая огненные подношения ( ягья ).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Плофкер, Ким (2007). Математика в Индии . п. 17 . ISBN 978-0691120676 . . В относительной хронологии они предшествуют Апастамбе датирует , которую Роберт Лингат собственно периодом сутры , между ок. 500–200 гг. до н.э. Роберт Лингат, Классический закон Индии (Munshiram Manoharlal Publishers Pvt Ltd, 1993), стр. 20
- ^ Священные книги Востока , том 14 - Введение в Баудхаяну
- ^ Нанда, Мира (16 сентября 2016 г.). «Научная зависть Хиндутвы» . Линия фронта . Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Патрик Оливель, Дхармасутры: Кодексы законов Древней Индии (Oxford World Classics, 1999), стр. 127
- ^ Патрик Оливель, Дхармасутры: Кодексы законов Древней Индии, (Oxford World Classics, 1999), стр. xxxi
- ^ Патрик Оливель, Дхармасутры: Кодексы законов Древней Индии (Oxford World Classics, 1999), стр. 128–131.
- ^ * Хойруп, Йенс (1998). «Пифагорейское «Правило» и «Теорема» - зеркало связи между вавилонской и греческой математикой». В Ренгере, Йоханнес (ред.). Вавилон: фокус истории Месопотамии, колыбель ранней науки, миф в наше время. 2-й международный коллоквиум Немецкого восточного общества 24-26. Март 1998 г. в Берлине (PDF) . Берлин: Немецкое общество Востока / Саарбрюккен: Типография и издательство SDV Saarbrücker. стр. 393–407.
- ↑ Английский перевод взят из серии статей Джорджа Тибо в The Pandit . (См. Ссылки.) Переведенный отрывок находится на странице 298, том 9. Тибо замечает: «Мы, конечно, должны говорить «прямоугольные треугольники» вместо «продолговатых». Длина диагоналей этих прямоугольников или гипотенуз этих прямоугольных треугольников Треугольники прямо не упоминаются Баудхайаной, Апастамба утверждает это, описывая различные способы построения веди».
- ^ * О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Индийские сулбасутры» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс , Университет Сент-Эндрюс, 2000.
- ^ О'Коннор, «Баудаяна».
Ссылки
[ редактировать ]- «Шулвасутра Баудхаяны с комментарием Двараканатхаяджвана», переведенная Джорджем Тибо , была опубликована в серии выпусков журнала The Pandit. Ежемесячный журнал Бенаресского колледжа, посвященный санскритской литературе :
- (1875) 9 (108): 292–298
- (1875–1876) 10 (109): 17–22 , (110): 44–50 , (111): 72–74 , (114): 139–146 , (115): 166–170 , (116): 186–194 , (117): 209–218
- (новая серия) (1876–1877) 1 (5): 316–322 , (9): 556–578 , (10): 626–642 , (11): 692–706 , (12): 761–770
- Джордж Гевергезе Джозеф. Герб павлина: неевропейские корни математики , 2-е издание. Книги Пингвина , 2000. ISBN 0-14-027778-1 .
- Винсент Дж. Кац. История математики: Введение , 2-е издание. Аддисон-Уэсли , 1998 год. ISBN 0-321-01618-1
- С. Балачандра Рао , Индийская математика и астрономия: некоторые ориентиры . Jnana Deep Publications, Бангалор, 1998. ISBN 81-900962-0-6
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Сутры Баудаяны» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс , Университет Сент-Эндрюс , 2000.
- Ян Дж. Пирс. Сульба Сутры в архиве MacTutor . Университет Сент-Эндрюс, 2002 г.
- Б.Б. Дутта. «Наука Шульбы».