Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (англ. Немецкий: [ˈfʁiːdʁɪç ˈvɪlhɛlm ˈjoːzɛf ˈʃɛlɪŋ] ; [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] 27 января 1775 — 20 августа 1854), позднее (после 1812) фон Шеллинг — немецкий философ. Стандартные истории философии ставят его в центр развития немецкого идеализма , помещая его между Иоганном Готлибом Фихте , его наставником в ранние годы, и Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем , его бывшим соседом по университетской комнате, ранним другом, а затем соперником. Интерпретация философии Шеллинга считается сложной из-за ее развивающегося характера.
Идея Шеллинга в основном игнорировалась, особенно в англоязычном мире . Важным фактором в этом было господство Гегеля, чьи зрелые работы изображают Шеллинга как всего лишь сноску в развитии идеализма. Шеллинга Натурфилософия также подвергалась нападкам со стороны ученых за ее склонность к аналогиям и отсутствие эмпирической ориентации. [ 12 ] Однако некоторые более поздние философы проявили интерес к переосмыслению работ Шеллинга.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Шеллинг родился в городе Леонберг в герцогстве Вюртемберг (ныне Баден-Вюртемберг ), в семье Йозефа Фридриха Шеллинга и Готлибин Мари Клесс. [ 13 ] С 1783 по 1784 год Шеллинг посещал латинскую школу в Нюртингене и был знаком с Фридрихом Гёльдерлином , который был на пять лет старше его. Впоследствии Шеллинг посещал монашескую школу в Бебенхаузене , недалеко от Тюбингена , где его отец был капелланом и профессором- востоковедом . [ 14 ] 18 октября 1790 г. [ 15 ] в возрасте 15 лет ему было предоставлено разрешение поступить в Tübinger Stift (семинария евангелическо-лютеранской церкви в Вюртемберге ), несмотря на то, что он еще не достиг обычного возраста поступления в 20 лет. В Stift он делил комнату с Гегелем . а также Гельдерлин, и все трое стали хорошими друзьями. [ 16 ]
Шеллинг изучал отцов церкви и древнегреческих философов . Его интерес постепенно сместился от лютеранской теологии к философии . В 1792 году он защитил магистерскую диссертацию на тему Antiquissimi de prima malorum humanorum origine philosophematis Genes. III. разработать критическое и философское эссе , [ 17 ] [ 18 ] и в 1795 году он закончил свою докторскую диссертацию под названием De Marcione Paulinarum epistolarum emendatore ( О Маркионе как корректоре писем Павла ) под руководством Готтлоба Кристиана Сторра . Тем временем он начал изучать Канта и Фихте , которые оказали на него большое влияние. [ 19 ] Представителем раннего периода Шеллинга является также беседа между ним и писателем-философом Якобом Германом Оберайтом , который в то время был соседом Фихте по дому, в письмах и в «Журнале Фихте» (1796/97) о взаимодействии , прагматик и Лейбниц . [ 20 ]
В 1797 году, обучая двух юношей из аристократической семьи, он посетил Лейпциг в качестве их сопровождения и имел возможность посещать лекции в Лейпцигском университете , где его увлекли современные физические исследования, включая химию и биологию. Он также посетил Дрезден , где увидел коллекции курфюрста Саксонии , на которые позже ссылался в своих размышлениях об искусстве. На личном уровне во время этого шестинедельного визита в Дрезден, начиная с августа 1797 года, Шеллинг встретился с братьями Августом Вильгельмом Шлегелем и Карлом Фридрихом Шлегелем , а также со своей будущей женой Каролиной (тогда замужем за Августом Вильгельмом) и Новалисом . [ 21 ]
Йенский период
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
После двух лет репетиторства, в октябре 1798 года, в возрасте 23 лет Шеллинг был призван в Йенский университет в качестве экстраординарного (т. е. бесплатного) профессора философии. Время, проведенное в Йене (1798–1803), поставило Шеллинга в центр интеллектуального брожения романтизма . Он был в близких отношениях с Иоганном Вольфгангом фон Гете , который ценил поэтическое качество натурфилософии , читая Von der Weltseele . Будучи премьер-министром герцогства Саксен-Веймар , Гете пригласил Шеллинга в Йену. С другой стороны, Шеллинг не сочувствовал этическому идеализму, который вдохновлял творчество Фридриха Шиллера , другого столпа веймарского классицизма . ( Vorlesung über die Philosophie der Kunst» Позже, в « Шеллинга 1802/03), теория Шиллера о возвышенном была подробно рассмотрена.
В Йене Шеллинг поначалу был в хороших отношениях с Фихте, но их различные взгляды, в частности на природу, привели к еще большему расхождению. Фихте посоветовал ему сосредоточиться на трансцендентальной философии: в частности, на собственной Wissenschaftlehre Фихте . Но Шеллинг, становившийся признанным лидером романтической школы, отверг мысль Фихте как холодную и отвлеченную.
Особенно близок Шеллинг был с Августом Вильгельмом Шлегелем и его женой Каролиной . Оба подумывали о браке между Шеллингом и маленькой дочерью Кэролайн, Огюстом Бёмером. Огюст умерла от дизентерии в 1800 году, что побудило многих обвинить Шеллинга, который руководил ее лечением. Роберт Ричардс, однако, утверждает в своей книге «Романтическая концепция жизни» , что вмешательство Шеллинга, скорее всего, не имело значения, поскольку вызванные на место врачи заверили всех участников, что болезнь Огюста неизбежно была смертельной. [ 22 ] Смерть Огюста сблизила Шеллинга и Каролину. Шлегель переехал в Берлин, и с помощью Гете был организован развод. Время Шеллинга в Йене подошло к концу, и 2 июня 1803 года он и Каролина поженились за пределами Йены. Церемония их бракосочетания была последней встречей Шеллинга со своим школьным другом, поэтом Фридрихом Гёльдерлином , который в то время уже был психически болен.
В йенский период Шеллинг снова установил более тесные отношения с Гегелем. С помощью Шеллинга Гегель стал частным лектором ( приват-доцентом ) в Йенском университете . Гегель написал книгу под названием Differenz des Fichte'schen und Schelling'schen Systems der Philosophie ( «Разница между философскими системами Фихте и Шеллинга» , 1801) и поддержал позицию Шеллинга против своих идеалистических предшественников, Фихте и Карла Леонарда Рейнхольда . Начиная с января 1802 года Гегель и Шеллинг издавали » « Критический журнал философии в качестве соредакторов, публикуя статьи по философии природы, но Шеллинг был слишком занят, чтобы продолжать заниматься редактированием, и журнал был в основном Гегелем. издание, выражающее мысль, отличную от мысли Шеллинга. Журнал прекратил выпуск весной 1803 года, когда Шеллинг переехал из Йены в Вюрцбург .
Переезд в Вюрцбург и личные конфликты
[ редактировать ]После Йены Шеллинг отправился в Бамберг на время , чтобы изучать брунонскую систему медицины (теорию Джона Брауна ) у Адальберта Фридриха Маркуса и Андреаса Рёшлауба . [ 23 ] С сентября 1803 по апрель 1806 года Шеллинг был профессором нового Вюрцбургского университета . Этот период ознаменовался значительным изменением его взглядов и окончательным разрывом с Фихте и Гегелем.
В Вюрцбурге, консервативном католическом городе, Шеллинг нашел много врагов среди своих коллег и в правительстве. Затем он переехал в Мюнхен в 1806 году, где нашел должность государственного чиновника, сначала сотрудника Баварской академии наук и гуманитарных наук и секретаря Королевской академии изящных искусств , затем секретаря Philosophische Klasse (философской секции). Академии наук. 1806 год был также годом, когда Шеллинг опубликовал книгу, в которой открыто критиковал Фихте по имени. В 1807 году Шеллинг получил рукопись Гегеля Феноменология « духа или разума », которую Гегель прислал ему, с просьбой написать предисловие. Удивленный критическими замечаниями, направленными против его собственной философской теории, Шеллинг написал ответное письмо, прося Гегеля уточнить, намеревался ли он высмеять последователей Шеллинга, не имевших истинного понимания его мысли, или самого Шеллинга. Гегель так и не ответил. В том же году Шеллинг выступил с речью об отношении изобразительного искусства и природы в Академии художеств; Гегель написал о нем резкую критику одному из своих друзей. После этого они до конца жизни публично критиковали друг друга в аудиториях и в книгах.
Мюнхенский период
[ редактировать ]Не отказываясь от своей официальной должности в Мюнхене, он некоторое время читал лекции в Штутгарте ( Stuttgarter Privatvorlesungen [Штутгартские частные лекции], 1810) и семь лет в Эрлангенском университете (1820–1827). [ 24 ] В 1809 году Кэролайн умерла. [ 25 ] незадолго до того, как он опубликовал Freiheitsschrift ( «Очерк свободы» ), последнюю книгу, опубликованную при его жизни. Через три года Шеллинг женился на одной из своих ближайших подруг, Полине Готтер , в которой нашел верную спутницу. [ 25 ]
Во время длительного пребывания в Мюнхене (1806–1841) литературная деятельность Шеллинга постепенно зашла в тупик. Возможно, именно непреодолимая сила и влияние гегелевской системы сдерживали Шеллинга, поскольку только в 1834 году, после смерти Гегеля, в предисловии к переводу Губертом Беккерсом произведения Виктора Кузена : он публично заявил об антагонизме, в котором он стоял по отношению к гегелевской и к своей более ранней концепции философии. Антагонизм, конечно, не был новым; Эрлангенские лекции 1822 года по истории философии выразили то же самое в резкой форме, и Шеллинг уже начал трактовку мифологии и религии, которые, по его мнению, представляли собой истинные положительные дополнения к негативу логической или спекулятивной философии. [ 25 ]
Берлинский период
[ редактировать ]Внимание общественности было мощно привлечено намеками на новую систему, которая обещала нечто более позитивное, особенно в отношении религии, чем очевидные результаты учения Гегеля. Появление критических сочинений Давида Фридриха Штрауса , Людвига Фейербаха и Бруно Бауэра , а также разобщенность в самой гегелевской школе выразили растущее отчуждение от господствовавшей тогда философии. В Берлине, штаб-квартире гегельянцев, это нашло выражение в попытках официально добиться от Шеллинга трактовки новой системы, которую он, как предполагалось, имел в запасе. Его реализация произошла только в 1841 году, когда назначение Шеллинга прусским тайным советником и членом Берлинской академии дало ему право (право, которое он должен был реализовать) читать лекции в университете. [ 25 ] Среди присутствовавших на его лекциях были Сёрен Кьеркегор (который сказал, что Шеллинг говорил «совершенно невыносимую чепуху», и жаловался, что он не закончил лекции вовремя), [ 26 ] Михаил Бакунин (назвавший их «интересными, но довольно незначительными»), Якоб Буркхардт , Александр фон Гумбольдт [ 27 ] [ 28 ] Шеллинга (так и не принявший натурфилософию ), [ 29 ] будущий церковный историк Филип Шафф [ 30 ] и Фридрих Энгельс (который, будучи сторонником Гегеля, заботился о том, чтобы «оградить могилу великого человека от поруганий»). [ 31 ] Вступительную лекцию его курса посетила большая и благодарная аудитория. Вражда со стороны его старого врага, Г.Е. Паулюса , обостренная успехами Шеллинга, привела к тайной публикации стенограммы лекций по философии откровения. Шеллингу не удалось добиться юридического осуждения и пресечения этого пиратства, и он прекратил читать публичные лекции в 1845 году. [ 25 ]
Работает
[ редактировать ]В 1793 году Шеллинг внес свой вклад в Генриха Эберхарда Готтлоба Паулюса периодический журнал «Memorabilien» . Его диссертация 1795 года была как Павла корректоре «О Маркионе посланий » . [ 14 ] В 1794 году Шеллинг опубликовал изложение мысли Фихте под названием « О возможности » формы философии вообще . [ 32 ] Эта работа была признана самим Фихте и сразу же снискала Шеллингу известность среди философов. Его более сложная работа, Vom Ich als Prinzip der Philosophie, oder über das Unbedingte im menschlichen Wissen ( «О Я как принципе философии, или о безусловном в человеческом познании» , 1795), все еще оставаясь в пределах фихтеанского идеализма, продемонстрировал тенденцию дать фихтеанскому методу более объективное применение и объединить . с ним взгляды Спинозы Он публиковал статьи и обзоры в « Философском журнале Фихте и Фридриха Иммануила Нитхаммера» и посвятил себя изучению физических и медицинских наук. В 1795 году Шеллинг опубликовал Philosophische Briefe über Dogmatismus und Kritizismus ( «Философские письма о догматизме и критике» ), состоящую из 10 писем, адресованных неизвестному собеседнику, в которых содержалась одновременно защита и критика кантовской системы.
Между 1796/97 годом была написана плодотворная рукопись, ныне известная как Das älteste Systemprogramm des deutschen Idealismus (« Старейшая систематическая программа немецкого идеализма »). Оно сохранилось в почерке Гегеля. Впервые опубликованная в 1916 году Францем Розенцвейгом , она была приписана Шеллингу. Также утверждалось, что автором был Гегель или Гёльдерлин. [ 33 ] [ 34 ]
В 1797 году Шеллинг опубликовал эссе Neue Deduction des Naturrechts («Новая дедукция естественного права»), которое предвосхитило трактовку этой темы Фихте в Grundlage des Naturrechts ( «Основы естественного права »). Его исследования физических наук принесли плоды в «Ideen zu einer Philosophie der Natur» ( «Идеи относительно философии природы» , 1797 г.) и трактате «Von der Weltseele» ( «О мировой душе» , 1798 г.). В «Идеен» Шеллинг ссылается на Лейбница и цитирует его «Монадологию» . Он высоко ценил Лейбница из-за его взгляда на природу в период его натурфилософии.
В 1800 году Шеллинг опубликовал » « Систему трансцендентального идеализма . В этой книге Шеллинг описал трансцендентальную философию и натурфилософию как дополняющие друг друга. Фихте в ответ заявил, что аргумент Шеллинга несостоятелен: в теории Фихте природа как Не-Я ( Nicht-Ich = объект) не может быть предметом философии, существенным содержанием которой является субъективная деятельность человеческого интеллекта. Нарушение стало невосстановимым в 1801 году после того, как Шеллинг опубликовал Darstellung des Systems meiner Philosophie («Изложение моей системы философии»). Фихте считал это название абсурдным, поскольку, по его мнению, философия не может быть персонализирована. Более того, в этой книге Шеллинг публично выразил свою оценку Спинозе, труд которого Фихте отверг как догматизм, и заявил, что природа и дух различаются лишь количеством, но по существу тождественны. По Шеллингу, абсолютом было безразличие к идентичности, которую он считал важнейшим философским предметом.
«Афоризмы о философии природы», опубликованные в « Ежегодниках медицины как науки» (1805–1808), представляют собой по большей части выдержки из вюрцбургских лекций, а « Памятник написанию божественных вещей» г-на Якоби («Памятник Писание божественных дел г-на Якоби") [ 25 ] был ответом на нападки Якоби (они обвинили друг друга в атеизме [ 35 ] ). Значимым произведением является « человеческой свободы» Философские исследования сущности 1809 года , в которых с возрастающим мистицизмом развиваются идеи работы 1804 года «Философия и религия» ( «Философия и религия» ). [ 25 ] Однако, в отличие от йенского периода, зло — это не видимость, возникающая из количественных различий между реальным и идеальным, а нечто существенное. Эта работа ясно перефразировала кантовское различие между интеллигибельным и эмпирическим характером. Сам Шеллинг называл свободу «способностью к добру и злу».
Эссе 1815 года Ueber die Gottheiten zu Samothrake («О божествах Самофракии ») якобы было частью более крупного труда Weltalter («Века мира»), который часто объявлялся готовым к публикации, но из которого так и не было опубликовано мало. написано. Шеллинг планировал Weltalter как книгу, состоящую из трех частей, описывающих прошлое, настоящее и будущее мира; однако он начал только первую часть, несколько раз переписывая ее и, наконец, оставив неопубликованной. Две другие части остались только в планировании. Кристофер Джон Мюррей описывает эту работу следующим образом:
Основываясь на предпосылке, что философия не может в конечном итоге объяснить существование, он объединяет ранние философии Природы и идентичности со своей вновь обретенной верой в фундаментальный конфликт между темным бессознательным принципом и сознательным принципом в Боге. Бог делает вселенную постижимой, соотнося ее с основой реальности, но, поскольку природа не является полным разумом, реальность существует как недостаток внутри идеала, а не как отражение самого идеала. Три универсальных века, различимые только для нас, но не в вечном Боге, заключают в себе начало, в котором принцип Бога перед Богом является божественной волей, стремящейся к бытию, настоящий век, который все еще является частью этого роста и, следовательно, опосредованным осуществлением. и окончательность, в которой Бог сознательно и полностью является Самим Себе. [ 36 ]
Никаких достоверных сведений о новой позитивной философии Шеллинга ( позитивной философии ) не было до его смерти в Бад -Рагаце , 20 августа 1854 года. Его сыновья затем выпустили четыре тома его берлинских лекций: т. я. Введение в философию мифологии (1856 г.); ii. Философия мифологии (1857); iii. и iv. Философия Откровения (1858 г.). [ 25 ]
Периодизация
[ редактировать ]Шеллинг на всех этапах своего мышления призывал себе на помощь внешние формы какой-то другой системы. Фихте, Спиноза, Якоб Беме и мистики и, наконец, крупные греческие мыслители со своими неоплатоническими , гностическими и схоластическими комментаторами придают окраску отдельным произведениям. По мнению Шеллинга, его философия распадалась на три этапа. Это были: [ 25 ]
- Переход от философии Фихте к более объективному пониманию природы (успех к натурфилософии )
- Формулировка одинакового, безразличного, абсолютного субстрата как природы, так и духа ( Identitätsphilosophie ).
- Противостояние негативной и позитивной философии было темой его берлинских лекций, хотя эти концепции восходят к 1804 году.
Натуральная философия
[ редактировать ]Функция натурфилософии Шеллинга состоит в том, чтобы показать идеальное, возникающее из реального. Изменение, которое приносит нам опыт, приводит к концепции двойственности, полярной оппозиции, через которую природа выражает себя. Динамическая серия стадий в природе — это материя как равновесие фундаментальных расширяющих и сжимающих сил, света (с его подчиненными процессами магнетизма, электричества и химического действия) и организма (с его составляющими фазами размножения, раздражительностью и чувствительностью). [ 37 ]
Шеллинг первоначально принял концепцию самоорганизации в том виде, в каком ее развил Кант в своей «Критике суждения о воспроизводстве организмов». Однако Шеллинг расширил это понятие на аспект первоначального возникновения жизни, а также возникновения новых видов и родов. Он задумал это как всеобъемлющую теорию естественной истории, имеющую сходство с современными теориями самоорганизации. [ 38 ]
Репутация и влияние
[ редактировать ]Некоторые ученые характеризуют Шеллинга как разностороннего мыслителя, который, хотя и был блестящим, перескакивал с одного предмета на другой и ему не хватало синтезирующей силы, необходимой для создания целостной философской системы. Другие оспаривают мнение о том, что мысль Шеллинга отмечена глубокими разрывами, вместо этого утверждая, что его философия всегда фокусировалась на нескольких общих темах, особенно на человеческой свободе, абсолюте и отношениях между духом и природой. В отличие от Гегеля, Шеллинг не верил, что абсолют можно познать в его истинном характере только посредством рационального исследования.
Шеллинг до сих пор изучается, хотя его репутация со временем менялась. Его работы произвели впечатление на английского поэта-романтика и критика Сэмюэля Тейлора Кольриджа , который представил свои идеи в англоязычной культуре, иногда без полного признания, как в « Biographia Literaria» . Критическая работа Кольриджа имела большое влияние, и именно он ввел в английскую литературу концепцию бессознательного Шеллинга . Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» считается предшественником » Зигмунда Фрейда ( «Толкования сновидений 1899). [ 39 ]
Католическая школа Тюбингена , группа римско-католических богословов в Тюбингенском университете в девятнадцатом веке, находилась под сильным влиянием Шеллинга и пыталась примирить его философию откровения с католическим богословием. [ 41 ]
До 1950 года Шеллинг был почти забытым философом даже в Германии. В 1910-х и 1920-х годах философы неокантианства и неогегельянства, такие как Вильгельм Виндельбанд или Рихард Кронер , были склонны описывать Шеллинга как эпизод, связывающий Фихте и Гегеля. Его поздний период, как правило, игнорировали, а основное внимание уделялось его философии природы и искусства 1790-х и первого десятилетия XIX века. В этом контексте Куно Фишер охарактеризовал раннюю философию Шеллинга как «эстетический идеализм», сосредоточив внимание на аргументе, согласно которому он считал искусство «единственным документом и вечным органом философии» ( das einzige wahre und evige Organon zugleich und Dokument der Philosophie ). Философы-социалисты, такие как Дьёрдь Лукач , считали его анахронизмом. Мартин Хайдеггер в период, когда он был связан с нацистской партией , нашел в книге Шеллинга « О свободе человека» центральные темы западной онтологии — бытие, существование и свобода — и изложил их в своих лекциях 1936 года.
В 1950-х годах ситуация начала меняться. В 1954 году, к столетию со дня его смерти, состоялась международная конференция по Шеллингу. Несколько философов, в том числе Карл Ясперс , выступили с докладами об уникальности и актуальности его мысли, при этом интерес сместился к его более поздним работам о происхождении существования. Шеллинг был предметом диссертации Юргена Хабермаса в 1954 году. [ 42 ]
В 1955 году Ясперс опубликовал «Шеллинга» , представляя его как предшественника экзистенциалистов , а Вальтер Шульц , один из организаторов конференции 1954 года, опубликовал «Die Vollendung des Deutschen Idealismus in der Spätphilosophie Schellings» («Совершенство немецкого идеализма в поздней философии Шеллинга»). «), утверждая, что Шеллинг дополнил немецкий идеализм своей поздней философией, особенно своими берлинскими лекциями в 1840-х годах. Шульц представил Шеллинга как человека, решившего философские проблемы, которые Гегель оставил незавершенными, в отличие от современной идеи, что Шеллинг был превзойден Гегелем гораздо раньше. Теолог Пауль Тиллих писал: «То, что я узнал от Шеллинга, стало определяющим для моего собственного философского и теологического развития». [ 43 ] Морис Мерло-Понти сравнил свой собственный проект естественной онтологии с проектом Шеллинга в своем «Курсе о природе» 1957–58 годов.
В 1970-х годах природа снова заинтересовала философов в связи с проблемами окружающей среды. Философия природы Шеллинга, в частности его намерение построить программу, охватывающую как природу, так и интеллектуальную жизнь в единой системе и методе, и восстановить природу как центральную тему философии, была переоценена в современном контексте. Его влияние и отношение к немецкой художественной сцене, особенно к романтической литературе и изобразительному искусству, вызывали интерес с конца 1960-х годов, от Филиппа Отто Рунге до Герхарда Рихтера и Йозефа Бойса . Этот интерес был возрожден в последние годы благодаря работе философа-эколога Аррана Гара , который определил традицию шеллинговской науки, преодолевающей оппозицию между наукой и гуманитарными науками и предлагающей основу для понимания экологической науки и экологической философии. [ 44 ]
Применительно к психологии Шеллинг считался автором термина « бессознательное ». Славой Жижек написал две книги, пытаясь объединить философию Шеллинга, в основном его работы среднего периода, включая Weltalter , с работами Жака Лакана . [ 45 ] [ 46 ] Противостояние и разделение в Боге, а также проблема зла в Боге, рассмотренная поздним Шеллингом, повлияли на Луиджи Парейсона . мысль [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
Котировки
[ редактировать ]- «Природа — это видимый дух, дух — это невидимая природа». ["Природа в дальнейшем есть видимый дух, дух - невидимая природа"] ( Идеи , "Введение")
- «История в целом есть прогрессивное, постепенно самораскрывающееся откровение Абсолюта». ( Система трансцендентального идеализма , 1800 г.)
- «Теперь, если видимость свободы необходимо бесконечна, то полная эволюция Абсолюта также является бесконечным процессом, а сама история — никогда полностью не завершенным откровением того Абсолюта, который ради сознания, а значит, просто ради видимости , разделяет себя на сознательное и бессознательное, свободное и интуитивное; но которое , однако, само по себе в недоступном свете, в котором оно обитает, является Вечной Тождественностью и вечной основой гармонии между ними». ( Система трансцендентального идеализма , 1800 г.)
- «Имеет ли творение конечную цель? И если да, то почему она не была достигнута сразу? Почему завершение не было реализовано с самого начала? На эти вопросы есть только один ответ: потому что Бог есть Жизнь , а не просто Бытие». ( «Философские исследования природы человеческой свободы» , 1809 г.)
- «Только тот, кто вкусил свободы, может почувствовать желание переделать все по ее образу, распространить ее по всей вселенной». ( «Философские исследования природы человеческой свободы» , 1809 г.)
- «Поскольку нет ничего до или вне Бога, он должен содержать в себе основу своего существования. Все философии говорят это, но они говорят об этой основе как о простом понятии, не делая ее чем-то реальным и действительным». ( «Философские исследования природы человеческой свободы» , 1809 г.)
- «[Божество] — это не божественная природа или субстанция, а всепоглощающая свирепость чистоты, к которой человек способен приблизиться только с равной чистотой. Поскольку все Существо воспламеняется в нем, как в огне, оно обязательно недоступно никому еще погружен в Бытие». ( «Века мира» , ок. 1815 г.)
- «Бог, стало быть, не имеет начала лишь постольку, поскольку нет начала Его начала. Начало в Боге есть вечное начало, то есть такое, которое начиналось от вечности, и еще есть, а также никогда не перестает быть началом. " (Цитируется по Hartshorne & Reese, Philosophers Speak of God , Chicago: U of Chicago P, 1953, стр. 237.)
Библиография
[ редактировать ]Избранные работы перечислены ниже. [ 50 ]
- античности 1793 г. О мифах, исторических легендах и философских темах древнейшей , [ 14 ]
- О возможности формы философии вообще ( «О возможности абсолютной формы философии» , 1794), [ 32 ]
- философии, или о безусловном в человеческом познании и О Я как принципе , 1795 г.),
- Философские письма о догматизме и критике , 1795 . [ 25 ]
- 1, 2, 3 в книге «Безусловное в человеческом знании: четыре ранних эссе 1794–1796 гг.» , перевод и комментарии Ф. Марти, Льюисбург: Bucknell University Press (1980).
- Де Маркионе, редактор писем Полины (1795 г.). [ 51 ]
- Трактат, объясняющий идеализм научной теории (1796 г.). [ 52 ] Переведено как «Трактат, объясняющий идеализм в «науке познания»» Томаса Пфау, «Идеализм и эндшпиль теории» , Олбани: SUNY Press (1994).
- «Идеи философии природы как : введение в изучение этой науки» , перевод Э. Э. Харриса и П. Хита, введение Р. Стерна, Кембридж: Cambridge University Press (1988).
- О мировой душе (1798).
- System des transcendentalen Idealismus (1800) как Система трансцендентального идеализма , перевод П. Хита, введение М. Фатера, Шарлоттсвилл: Университетское издательство Вирджинии (1978).
- Об истинном понятии натурфилософии и правильном пути решения ее задач (1801).
- «Изложение системы моей философии» (1801), известное также как «Изложение моей системы философии», как «Изложение моей системы философии», в переводе М. Фатера, « Философский форум» , 32 (4), Зима 2001 г., стр. 339–371.
- Бруно, или О естественном и божественном принципе вещей (1802 г.) как Бруно, или О естественном и божественном принципе вещей , переведено с предисловием М. Фатера, Олбани: State University of New York Press (1984).
- Об отношении философии природы к философии вообще (1802 г.). Перевод Джорджа ди Джованни и Х.С. Харриса в книге «Между Кантом и Гегелем» , Олбани: SUNY Press (1985).
- Philosophie der Kunst (лекция) (прочитана в 1802–1803 гг.; опубликована в 1859 г.) как «Философия искусства» (1989) Миннесота: Издательство Миннесотского университета.
- Лекции по методу академического исследования (прочитаны в 1802 г.; опубликованы в 1803 г.) под названием « Об университетских исследованиях» , переведены Э. С. Морганом, под редакцией Н. Гутермана, Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо (1966).
- Идеи философии природы как введение в изучение этой науки (второе издание, 1803 г.). Перевод Присциллы Хайден-Рой в книге «Философия немецкого идеализма» , Нью-Йорк: Континуум (1987).
- Система всей философии и натуральной философии в частности ( Завещание ) (1804). Переведено как «Система философии в целом и философии природы в частности» Томаса Пфау, «Идеализм и эндшпиль теории» , Олбани: SUNY Press (1994).
- «Философские исследования природы человеческой свободы и связанных с ней предметов» (1809 г.) как «О свободе человека» , перевод с критическим введением и примечаниями Дж. Гутмана, Чикаго: Открытый суд (1936); также как «Философские исследования сущности человеческой свободы» , пер. Джефф Лав и Йоханнес Шмидт, SUNY Press (2006).
- Клара. Или о связи мира природного и мира духов ( Лекция ) (1810) как Клара: или о связи природы с миром духов пер. Фиона Стейнкамп, Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2002.
- Штутгартские семинары (1810 г.), перевод Томаса Пфау в книге «Идеализм и эндшпиль теории» , Олбани: SUNY Press (1994).
- Вельталтер (1811–1815) как «Века мира» , переведенный с введением и примечаниями Ф. де В. Болмана-младшего, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета (1967); также в «Бездне свободы/Века мира» , пер. Джудит Норман, с эссе Славоя Жижека , Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета (1997).
- «Ueber die Gottheiten von Samothrake» (1815) как « Трактат Шеллинга о божествах Самофракии» , перевод и введение Р. Ф. Брауна, Миссула, Монт.: Scholars Press (1977).
- Изложение философского эмпиризма ( Лекция ) (1830).
- Philosophie der Mythologie (чтение) (1842).
- Философия Откровения (лекция) (1854 г.).
- Об истории современной философии (вероятно, 1833–1834 гг.) Как «История современной философии» , перевод и введение А. Боуи, Кембридж: Cambridge University Press (1994).
- Собрание сочинений на немецком языке
АА | Историко-критическое издание Шеллинга Баварской академии наук . Под редакцией Ганса Михаэля Баумгартнера, Вильгельма Г. Якобса, Йорга Янцена, Германа Крингса и Германа Зельтнера, Штутгарт-Бад-Каннштатт: Frommann-Holzboog, 1976 и далее. |
ЮВ | Все произведения Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга . Под редакцией КФА Шеллинга. 1-й отдел ( отдел ): в 10 тт. (= I–X); 2-й отдел: 4 т. (= XI–XIV), Штутгарт/Аугсбург 1856–1861 гг. Оригинальное издание в новой аранжировке под редакцией М. Шрётера, 6 основных томов ( Hauptbände ), 6 дополнительных томов ( Supplementary Volumes ), Мюнхен, 1927 г. и далее, 2-е издание 1958 г. и далее. |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Нектариос Г. Лимнатис, Немецкий идеализм и проблема познания: Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель , Springer, 2008, стр. 166, 177.
- ^ Фредерик Бейзер , Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом, 1781–1801 , издательство Гарвардского университета, 2002, стр. 470.
- ^ Фредерик Бейзер , Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом, 1781–1801 , издательство Гарвардского университета, 2002, стр. 483.
- ^ Джоэл Хартер, Философия веры Кольриджа: символ, аллегория и герменевтика , Мор Зибек, 2011, с. 91.
- ^ Термин «абсолютный идеализм» впервые встречается в 1802 году. См. «Об отношении натуральной философии к философии вообще» или «Лекции о методе академического обучения» .
- ^ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Идеи философии природы как введение в изучение этой науки (1797): Вторая книга, гл. 7: «Философия химии вообще».
- ^ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг , автор Сайтья Брата Дас, в Интернет-энциклопедии философии , 2011.
- ^ «Фридрих - французский перевод - Немецко-французский словарь Langenscheidt» (на немецком и французском языках). Лангеншайдт . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ «Вильгельм - французский перевод - Немецко-французский словарь Langenscheidt» (на немецком и французском языках). Лангеншайдт . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ «Иосиф – французский перевод – Немецко-французский словарь Langenscheidt» (на немецком и французском языках). Лангеншайдт . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ Боуи, Эндрю (19 июля 2012 г.). «Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Ричард Х. Попкин , изд. (31 декабря 2005 г.). Колумбийская история западной философии . Издательство Колумбийского университета . п. 529. ИСБН 978-0-231-10129-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Адамсон и Митчелл 1911 , с. 316.
- ^ Джон Морли (редактор), The Fortnightly Review , Voll. 10, 12, Лондон: Chapman & Hall , 1870, с. 500 .
- ^ Фредерик К. Бейзер , изд. (1993). Кембриджский компаньон Гегеля . Издательство Кембриджского университета . п. 419. ИСБН 978-1-139-82495-8 .
- ^ История философии: от Фалеса до наших дней , Том 2, Сыновья К. Скрибнера, 1874, с. 214.
- ^ Диссертация доступна онлайн в Мюнхенском центре оцифровки .
- ^ Адамсон и Митчелл 1911 , с. 316–318.
- ^ Хюттнер, Йорг; Уолтер, Мартин (2021). « Что же в конечном итоге является Реальным в наших идеях?» Беседа между Шеллингом и О.Фертигом (= «Что же в конце концов является истинным в наших идеях?» Исследования Шеллинга . 8 :3–25.
- ^ Роберт Дж. Ричардс , Романтическая концепция жизни: наука и философия в эпоху Гете (2002), с. 149.
- ^ Ричардс, с. 171 примечание 141.
- ^ Валлен, Мартин (2004). Город здоровья, поля болезней: революции в поэзии, медицине и философии романтизма . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 123 . ISBN 978-0-7546-3542-0 .
- ^ Концетт, Матиас. Энциклопедия немецкой литературы . Рутледж, 2015. с. 852.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Адамсон и Митчелл 1911 , с. 317.
- ^ См . Сёрен Кьеркегор «О концепции иронии с постоянной ссылкой на Сократа» , 1841 г.
- ^ Лара Остарик, Интерпретация Шеллинга: критические эссе , Cambridge University Press, 2014, стр. 218.
- ^ «Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг – Биография» на egs.edu .
- ^ Николаас А. Рупке, Александр фон Гумбольдт: метабиография , University of Chicago Press, стр. 116.
- ^ «Жизнь Филипа Шаффа, частично автобиографическая» Дэвида Шаффа.
- ^ Тристрам Хант, Генерал Маркса: Революционная жизнь Фридриха Энгельса (Генри Холт и компания, 2009: ISBN 978-0-8050-8025-4 ), стр. 45–46.
- ^ Перейти обратно: а б Адамсон и Митчелл 1911 , с. 319.
- ^ Критс, Стивен (1 ноября 2010 г.) [1998]. Диалектика и Евангелие в развитии мышления Гегеля . Пенн Стейт Пресс. п. 62. ИСБН 978-0-271-04386-9 .
- ^ Кай Хаммермейстер, Немецкая эстетическая традиция , издательство Кембриджского университета, 2002, стр. 76.
- ^ Джон Лафланд, Шеллинг против Гегеля: от немецкого идеализма к христианской метафизике (Ashgate Publishing, Ltd., 2007: ISBN 978-0-7546-6118-4 ), с. 119.
- ^ Кристофер Джон Мюррей, Энциклопедия эпохи романтизма, 1760–1850 (Тейлор и Фрэнсис, 2004: ISBN 978-1-57958-422-1 ), стр. 1001–02.
- ^ «Самое краткое и лучшее описание натурфилософии у самого Шеллинга содержится во введении к первому черновому варианту (SW iii). Полное и ясное изложение натурфилософии дано К. Фишером в его Gesch. dn Phil., vi. 433–692» ( Адамсон и Митчелл, 1911 , стр. 318).
- ↑ Именно философ Мария-Луиза Хойзер-Кесслер разработала эти параллели и позже стала ассистентом одного из основоположников теорий физической самоорганизации Германа Хакена в Штутгартском университете. Нобелевский лауреат Манфред Эйген писал, что Хойзер-Кесслер «проникла в самую суть физической проблемы самоорганизации» (Мария-Луиза Хойзер/Вильгельм Г. Якобс (ред.): Schelling und die Selbstorganisation. Neue Forschungsperspektiven. Duncker & Humblot). , Берлин, 1994, стр. 234, ISBN 3-428-08066-1.). Эндрю Боуи написал в своей книге «Шеллинг и современная европейская философия» (Лондон/Нью-Йорк, 1993), стр. 34–5: «В своем изложении натурфилософии Шеллинга Мария-Луиза Хойзер-Кесслер проводит важное различие между «самоорганизацией» и «самоорганизацией». «самовоспроизведение» (…)». Или на стр. 38: «Хойзер-Кесслер особенно ясно объяснила смысл этих мыслей в отношении Пригожина (…)».
- ^ Боуи, Эндрю (1990). Эстетика и субъективность. От Канта до Ницше . Издательство Манчестерского университета. п. 89. ИСБН 978-0-719-04011-5 .
- ^ «Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг» . Стэнфордская энциклопедия философии . 10 мая 2017 г.
- ^ О'Мира, Томас (1982). Романтический идеализм и католицизм: Шеллинг и теологи . Издательство Университета Нотр-Дам. п. 90-92. ISBN 9780268016104 .
- ^ Хабермас, Юрген (1954). Абсолют и история. О неоднозначности мышления Шеллинга (на немецком языке). Гуммерсбах.
- ^ Пол Тиллих, История христианской мысли 438 Саймон и Шустер, 1972.
- ^ Гар, Арран (2013). «Преодоление ньютоновской парадигмы: незавершенный проект теоретической биологии с точки зрения Шеллинга» . Прогресс биофизики и молекулярной биологии . 113 (1): 5–24. doi : 10.1016/j.pbiomolbio.2013.03.002 . hdl : 1959.3/315891 . ПМИД 23562477 .
- ^ Жижек, Славой (1996). Неделимый остаток: Очерк о Шеллинге и связанных с ним вопросах . Лондон: Версо. ISBN 978-1-859-84094-8 .
- ^ Жижек, Славой (2009). Вид параллакса (1-е изд. в мягкой обложке). Кембридж, Массачусетс: Массачусетский технологический институт. ISBN 978-0-262-51268-8 .
- ^ Брайдотти, Рози (2014). После постструктурализма. Переходы и трансформации . Абингдон-на-Темзе: Рутледж . п. 105. ИСБН 978-1-317-54681-8 .
- ^ Дистасо, Леонардо В. (2004). Парадокс существования. Философия и эстетика у молодого Шеллинга . Springer Science+Business Media . п. 7. ISBN 978-1-402-02490-0 .
- ^ Пагано, Маурицио (2007). «Введение. Противостояние религиозной и светской мысли» (PDF) . В Бенсо, Сильвия; Шредер, Брайан (ред.). Современная итальянская философия. Пересекая границы этики, политики и религии . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press . стр. 8–9. ISBN 978-0-791-47135-7 .
- ^ Более полный список см. в Стэнфордской библиографии .
- ^ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг; Готтлоб Кристиан Сторр (1795). О Маркионе, редакторе посланий Павла . Родопы ISBN 978-90-6203-202-0 .
- ^ Адамсон и Митчелл 1911 , с. 317 сн. 1.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Адамсон, Роберт ; Митчелл, Джон Малкольм (1911). « Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон ». Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). стр. 316–319. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боуи, Эндрю (1993). Шеллинг и современная европейская философия: Введение . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415756-35-8 .
- Ффитч, Мэтт. Основание бессознательного: Шеллинг, Фрейд и рождение современной психики (Cambridge University Press, 2011).
- Гар, Арран (2011). «От Канта к Шеллингу и метафизике процессов» . Космос и история: журнал естественной и социальной философии . 7 (2): 26–69.
- Фенихель, Тереза. Шеллинг, Фрейд и философские основы психоанализа: сверхъестественная принадлежность (Routledge, 2018).
- Джентиле, Андреа (2018), Сознание, интуиция и бесконечное у Фихте, Шеллинга и Гегеля. О безусловном принципе познания, Фрайбург, Мюнхен: Verlag Karl Alber, ISBN 978-3-495-48911-6
- Голан, Зев (2007), Бог, человек и Ницше , Нью-Йорк: iUniverse. (Вторая глава, названная «Диалог между Шеллингом, Лурией и Маймонидом», исследует сходство между текстами Шеллинга и Каббалой; она также предлагает религиозную интерпретацию философии идентичности Шеллинга.)
- Грант, Иэн Гамильтон (2008). Философия природы после Шеллинга . Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1-847064-32-5 .
- Хендрикс, Джон Шеннон (2005). Эстетика и философия духа: от Плотина до Шеллинга и Гегеля . Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 978-0-820476-32-2 .
- Хойзер-Кесслер, Мария-Луиза (1992), Концепция самоорганизации Шеллинга. В: Р. Фридрих, А. Вундерлин (ред.): Эволюция динамических структур в сложных системах. Springer Proceedings in Physics, Берлин/Гейдельберг/Нью-Йорк (Springer), 395–415, https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-642-84781-3_21 .
- Хойзер-Кесслер, Мария-Луиза (1986), Продуктивность природы. Естественная философия Шеллинга и новая парадигма самоорганизации в естественных науках, Берлин: Duncker & Humblot, ISBN 3-428-06079-2.
- Ле, Винсент. «Шеллинг и шестое вымирание: экологическая этика, лежащая в основе антропоморфизации природы Шеллинга». Космос и история: Журнал естественной и социальной философии 13.3 (2017): 107-129. онлайн
- Пахман, Дилан. «Ф.В.Дж. Шеллинг: философское влияние на социальную мысль Кайпера». Обзор Центра Кайпера 5 (2015): 26-43. онлайн [ мертвая ссылка ]
- Стоун, Элисон. Природа, этика и гендер в немецком романтизме и идеализме (Rowman & Littlefield, 2018).
- Тиллиетт, Ксавье (1970), Шеллинг: une philosophie en devenir , два тома, Париж: Vrin. (Энциклопедический исторический отчет о развитии творчества Шеллинга: сильнее в общем изложении и теологии, чем в философских аргументах Шеллинга.)
- Тиллиетт, Ксавье (1999), Шеллинг , биография, Кальман-Леви, сборник «Жизнь философов».
- Йейтс, Кристофер. Поэтическое воображение у Хайдеггера и Шеллинга (A&C Black, 2013).
- Вирт, Джейсон М. (2005). Шеллинг сейчас: Современные чтения . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253217-00-4 .
- Вирт, Джейсон (2015). Практика дикой природы Шеллинга . Нью-Йорк: SUNY. ISBN 978-1-4384-5679-9 .
- Жижек, Славой (1996). Неделимый остаток: очерк о Шеллинге и связанных с ним вопросах . Лондон: Версо. ISBN 978-1-859849-59-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга или о нем в Интернет-архиве
- Работы Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг, 1807 г. Об отношении пластических искусств к природе . Нью-Йорк: Немецкое издательское общество . Проверено 24 сентября 2010 г. ( ок. 1913–1914 )
- Мартин Арндт (1995). «Шеллинг, Фридрих Вильгельм (фон) Йозеф». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 9. Герцберг: Бауц. столбцы. 104-138. ISBN 3-88309-058-1 .
- Фридрих Йодль (1890). « Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон ». Общая немецкая биография (на немецком языке). Том 31. Лейпциг: Данкер и Хамблот. стр. 6–27.
- Уотсон, Джон, 1847–1939, 1882 г. Трансцендентальный идеализм Шеллинга . Чикаго, SC Griggs и компания. 1882 год . Проверено 28 сентября 2010 г.
- Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг , автор Сайтья Брата Дас в Интернет-энциклопедии философии , 2011 г.
- Ссылки на тексты
- Коплстон, Фредерик Чарльз (2003). Немецкая философия XVIII-XIX веков . А&С Черный. п. 138. ИСБН 978-0-8264-6901-4 .
- Бёме, Трауготт (1920). Американская энциклопедия . .
- Частичные переводы Шеллинга «Божественной комедии» Данте и два очерка о ней на сайте academia.edu.
- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
- 1775 рождений
- 1854 смерти
- Немецкие философы XVIII века
- Немецкие философы XIX века
- Академия изящных искусств, Мюнхен
- Христианские философы
- Немецкие эпистемологи
- Немецкие эзотерики
- Немецкие идеалисты
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкое безымянное дворянство
- Академический состав Берлинского университета имени Гумбольдта
- Преподаватели
- Выпускники Лейпцигского университета
- Академический состав Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- Члены Баварской академии наук
- Натурфилософы
- Люди из Леонберга
- Люди из герцогства Вюртемберг
- Немецкие философы искусства
- Немецкие философы религии
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Академический состав Университета Эрланген-Нюрнберг
- Академический состав Йенского университета
- Академический состав Вюрцбургского университета
- Писатели из Баден-Вюртемберга
- Метафизики