Психоистория
Психоистория представляет собой смесь психологии, истории и связанных с ними социальных и гуманитарных наук . [ 1 ] Его сторонники заявляют, что исследуют «почему» истории, особенно разницу между заявленным намерением и реальным поведением. Он работает над объединением идей психологии, особенно психоанализа , с исследовательской методологией социальных и гуманитарных наук , чтобы понять эмоциональное происхождение поведения людей, групп и наций в прошлом и настоящем. Работа в этой области проводилась в областях детства, творчества, мечтаний, семейной динамики , преодоления невзгод, личности, политической и президентской психобиографии. Существуют крупные психоисторические исследования в области антропологии , искусства, этнологии , истории, политики и политологии и многого другого.
Описание
[ редактировать ]
Психоисторики утверждают, что вывели многие из своих концепций из областей, которые традиционные историки и антропологи игнорируют как определяющие факторы человеческой истории, в частности, из последствий родительской практики и жестокого обращения с детьми. [ 2 ] По мнению традиционных историков, «наука о культуре независима от законов биологии и психологии ». [ 3 ] и «определяющую причину социального факта следует искать среди предшествующих социальных фактов, а не среди состояний индивидуального сознания ». [ 4 ]
Психоисторики, с другой стороны, предполагают, что социальное поведение, такое как преступность и война, может быть саморазрушительным воспроизведением прежнего насилия и пренебрежения; что бессознательные воспоминания о ранних страхах и деструктивном воспитании могут доминировать в индивидуальном и социальном поведении. [ 5 ] [ 6 ]
Психоистория во многом опирается на историческую биографию. Яркими примерами психобиографий являются биографии Льюиса Намье , писавшего о Британской Палате общин , и Фавна Броди , писавшего о Томасе Джефферсоне .
Области обучения
[ редактировать ]Существуют три взаимосвязанные области психоисторических исследований. [ 7 ]
- 1. История детства – в которой рассматриваются такие вопросы, как:
- Как воспитывали детей на протяжении всей истории
- Как устроена семья
- Как и почему практика изменилась с течением времени
- Меняющееся место и ценность детей в обществе с течением времени
- Как и почему изменились наши взгляды на жестокое обращение с детьми и пренебрежение ими
- 2. Психобиография – цель которой – понять отдельных исторических личностей и их мотивы в истории. [ нужна ссылка ]
- 3. Групповая психоистория – цель которой – понять мотивы больших групп, включая нации, в истории и текущих событиях. При этом психоистория продвигает использование группового фантастического анализа политических речей, политических карикатур и заголовков средств массовой информации, поскольку содержащиеся в них насыщенные термины , метафоры и повторяющиеся слова предлагают ключ к разгадке бессознательного мышления и поведения. [ 7 ]
Независимость как дисциплина
[ редактировать ]Психоисторики утверждают, что психоистория — это отдельная область научных исследований со своими особыми методами, целями и теориями, которые отличают ее от традиционного исторического анализа и антропологии. Однако некоторые историки, социологи и антропологи утверждают, что их дисциплины уже описывают психологическую мотивацию и, следовательно, психоистория не является отдельным предметом. Другие считают это недисциплинированной областью исследований из-за того, что в ней упор делается на размышления о психологических мотивах людей в истории. Последователи Фрейда также подвергали сомнению жизнеспособность применения посмертного психоанализа. [ 8 ]
Психоисторики утверждают, что разница заключается в акцентах и что в традиционных исследованиях повествование и описание занимают центральное место, тогда как психологическая мотивация почти не затрагивается. [ 9 ] Психоисторики обвиняют большинство антропологов и этнологов в апологетах инцеста, детоубийства, каннибализма и детских жертвоприношений. [ 10 ] Они утверждают, что то, что представляет собой жестокое обращение с детьми, является объективным фактом, и что некоторые практики, за которые извиняются ведущие антропологи (например, жертвенные ритуалы), могут привести к психозу , диссоциации и магическому мышлению.
Психогенный режим
[ редактировать ]Ллойд де Моз описал систему психогенных модусов (см. ниже), которые описывают диапазон стилей воспитания, которые он наблюдал исторически и в разных культурах. [ 11 ]
Психоисторики много писали об изменениях в человеческой психике на протяжении истории; изменения, которые, по их мнению, были произведены родителями, и особенно растущая способность матерей сопереживать своим детям. В результате этих изменений в ходе истории возникли различные психоклассы (или психогенные модусы ). Психокласс – это тип менталитета, который возникает и связан с определенным стилем воспитания детей и, в свою очередь, влияет на метод воспитания следующих поколений. Согласно теории психоистории, независимо от изменений в окружающей среде, только когда происходят изменения в детстве и развиваются новые психоклассы, общества начинают прогрессировать. [ нужна ссылка ]
Основные психогенные режимы, описанные де Мозом: [ 12 ] [ 13 ]
Режим | Особенности воспитания детей | Исторические проявления |
---|---|---|
Детоубийственный | Раннее детоубийственное воспитание : Ритуальное жертвоприношение. Высокий уровень детоубийств, инцеста, нанесения увечий, изнасилований детей и пыток. |
Жертвоприношения детей и детоубийство в племенных обществах Мезоамерики и инков ; в ассирийской и ханаанской религиях. Финикийцы, карфагеняне и другие ранние государства также приносили младенцев в жертву своим богам.
С другой стороны, относительно более просвещенные греки и римляне подвергали некоторых своих младенцев («позднему» детоубийственному воспитанию). |
Позднее детоубийственное воспитание детей: Хотя мать не слишком отвергает маленького ребенка, многие новорожденные, особенно девочки, подвергаются опасности смерти. | ||
Отказ | Ранние христиане считали, что ребенок имеет душу при рождении, хотя и одержим злыми наклонностями. Рутинное детоубийство было заменено включением в групповую фантазию о жертве Христа, посланного отцом на смерть за грехи других. [ 13 ] В монастырях и других местах продолжалась обычная педерастия мальчиков, а изнасилование девочек было обычным явлением. [ 14 ] | Детоубийство заменено оставлением. Те дети, которые пережили этот опыт, не усвоили полностью убийственное суперэго. Длительное пеленание , воспитание , кормление грудью вне дома , принесение детей в монастыри и женские ученичества . |
амбивалентный | В XII веке появились первые инструкции по обучению детей и элементарные законы о защите детей, хотя большинство матерей по-прежнему эмоционально отвергали своих детей. [ 13 ] Взрослые часто относились к детям как к эротическим объектам. | Позднее средневековье положило конец оставлению детей в монастырях. Раннее избиение, более короткое пеленание, оплакивание умерших детей, предвестник сопереживания . |
Навязчивый | В XVI веке, особенно в Англии, родители перешли от попыток остановить рост детей к попыткам контролировать их и сделать послушными. Родители были готовы уделять им внимание до тех пор, пока они контролировали свой разум, свое внутреннее состояние, свой гнев и образ жизни, который они вели. [ 13 ] | Назойливый родитель начал распеленывать младенца. Раннее приучение к туалету, подавление сексуальности ребенка. Угрозы ада превратились в пуританских детей, столь знакомых по литературе о воспитании детей раннего Нового времени. С другой стороны, отказ от пеленания и кормления грудью сделал возможным взрывной современный взлет научного прогресса. |
общение | Начиная с 18 века матери начали получать удовольствие от ухода за детьми, а отцы начали участвовать в развитии детей младшего возраста. [ 13 ] Целью оставалось привить родительские цели, а не поощрять индивидуализацию. манипуляции и шлепки Для того чтобы сделать детей послушными, использовались . Адский огонь и более жесткие физические дисциплинарные меры с использованием предметов для избиения ребенка исчезли. [ 13 ] Режим общения и по сей день остается самой популярной моделью воспитания детей в Северной Америке и Западной Европе. | Использование вины, «умственной дисциплины», унижения , тайм-аута , повышения обязательного школьного образования , делегирования бессознательных желаний родителей. Поскольку родительское вмешательство продолжало уменьшаться, воспитание ребенка стало не столько процессом покорения его воли, сколько процессом его обучения. Социализирующийся психокласс построил современный мир. [ 13 ] |
Помощь | Начиная с середины 20-го века, некоторые родители взяли на себя роль помощи детям в достижении их собственных целей в жизни, а не « социализировали » их, заставляя их выполнять родительские желания. Меньше манипуляций, больше безусловной любви. Дети, воспитанные таким образом, гораздо более сочувствуют другим членам общества, чем предыдущие поколения. [ 13 ] | Движение за права детей , естественные роды , отказ от обрезания , привязанность к родителям , серьезное отношение к детям , безусловное воспитание, обучение эффективности родителей , прекращение школьного обучения и бесплатное школьное образование . |
Психоисторики утверждают, что пять способов жестокого воспитания детей (за исключением «способа помощи») связаны с психическими расстройствами от психозов до неврозов.
В приведенной ниже таблице показаны даты, когда эти способы, как полагают, развились в наиболее развитых странах, на основе современных отчетов из исторических источников. Черно-белая версия диаграммы представлена в «Основах психоистории» . [ 13 ]

Ось Y на приведенной выше диаграмме служит индикатором нового этапа, а не показателем размера этапа или отношения к оси X.
Временная шкала не применима к обществам охотников-собирателей . Это не относится ни к греческому , ни к римскому миру, где существовали большие различия в методах воспитания детей. Появление амбивалентного способа воспитания детей предшествовало началу Возрождения ( середина 14 века) всего на одно или два поколения, а появление способа социализации совпало с эпохой Просвещения , которая началась в конце 18 века.
Более ранние формы воспитания детей сосуществуют с более поздними даже в самых развитых странах. Примером этого являются сообщения о селективных абортах (а иногда и о заражении новорожденных девочек ). [ 15 ] особенно в Китае , Корее , Тайване , Сингапуре , Малайзии , Индии , Пакистане , Новой Гвинее и многих других развивающихся странах Азии и Северной Африки , [ 16 ] регионы, в которых «пропали без вести» миллионы женщин. [ 17 ] В мысли психоисториков также освещается конфликт новых и старых психоклассов. Это отражается в политических контрастах – например, в столкновении между избирателями Синего штата и Красного штата в современных Соединенных Штатах. [ 18 ] [ 19 ] – и в гражданских войнах.
Другой ключевой психоисторической концепцией является концепция групповой фантазии , которую де Моз рассматривает как посредническую силу между коллективным детским опытом психокласса (и возникающими из него психическими конфликтами) и поведением психокласса в политике, религии и других аспектах социальной жизни. [ 14 ]
Психокласс для времен постмодерна
[ редактировать ]Согласно психогенной теории, со времен неандертальца большинство племен и семей на протяжении всей доисторической и исторической эпохи практиковали детоубийство, увечье детей, инцест и избиение своих детей. В настоящее время западный социальный способ воспитания детей считается гораздо менее жестоким в этой области, хотя этот способ еще не полностью свободен от злоупотреблений. В первом абзаце своего основополагающего эссе «Эволюция детства» (первая статья в «Истории детства ») ДеМоз утверждает:
История детства — это кошмар, от которого мы только недавно начали пробуждаться. Чем дальше в историю, тем ниже уровень заботы о детях и тем больше вероятность того, что детей будут убивать, бросать, избивать, терроризировать и подвергать сексуальному насилию. [ 20 ]
Тем не менее, в этой области наблюдается оптимистичная тенденция. В мире «способа помощи» родителям, полагает де Моз, исчезнет и любое другое насилие, наряду с магическим мышлением , психическими расстройствами, войнами и другими бесчеловечными проявлениями человека против человека. Хотя высказывалась критика, что это само по себе является формой магического мышления. [ 21 ]
Критика
[ редактировать ]Ни в одном вузе нет кафедры «психоистории», хотя на некоторых исторических кафедрах есть курсы. Психоистория остается противоречивой областью исследований, подвергающейся критике со стороны академического сообщества. [ 10 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] критики называют это лженаукой . [ 25 ] Психоистория использует множество методологий, и трудно определить, какую из них следует использовать в каждом конкретном случае. Однако это «множество» весьма ограничено.
В 1973 году историк Хью А. Тревор-Ропер полностью отверг область психоистории в ответ на публикацию книги Уолтера Лангера « Разум Адольфа Гитлера» . Он утверждал, что методология психоистории основана «на ошибочной философии» и «испорчена дефектным методом». [ 26 ] [ 27 ] Вместо того, чтобы использовать исторические данные для получения исторических интерпретаций, Тревор-Ропер утверждал, что «психоисторики движутся в противоположном направлении. Они выводят свои факты из своих теорий; и это, по сути, означает, что факты находятся во власти теории, выбранной и ценятся в соответствии с их соответствием теории, даже изобретенной для поддержки теории». [ 26 ] [ 27 ]
ДеМоз подвергся критике на нескольких уровнях. Его формулировки подверглись критике за то, что они недостаточно подкреплены заслуживающими доверия исследованиями. [ 28 ] Его также критиковали за то, что он был решительным сторонником взгляда на историю детства как «черной легенды» (т.е. что история детства была, прежде всего, историей прогресса, причем в прошлом с детьми гораздо чаще плохо обращались). [ 29 ] Точно так же его работы называют историей жестокого обращения с детьми, а не детства. [ 30 ] Мрачная перспектива истории детства известна из других источников, например, из книги Эдварда Шортера « Создание современной семьи» и из книги Лоуренса Стоуна « Семья, секс и брак в Англии 1500-1800 гг.» . Однако де Моз подвергся критике за свои неоднократные и подробные описания детских злодеяний: [ 31 ]
Читатель, несомненно, уже знаком с примерами подобных психоисторических «злоупотреблений». Однако существует значительная разница между благонамеренной и серьезной, хотя, возможно, упрощенной и редукционистской попыткой понять психологическое в истории и психоисторическим разоблачением, которое временами может граничить с исторической порнографией. Примеры более легкомысленных и неприятных видов психоистории см. в «Журнале психоистории» . Более серьезные и научные попытки понять психологическое измерение прошлого см. в «Обзоре психоистории» .
Недавнюю психоисторию также критиковали за чрезмерную связь с ДеМаузом, теории которого не отражают всю эту область. [ 32 ]
Организации
[ редактировать ]Бостонский университет предлагает курс психоистории для студентов бакалавриата и опубликовал подробную информацию о курсе. [ 33 ]
Ассоциация психоистории [ 34 ] была основана Ллойдом де Мозом . Он имеет 19 филиалов по всему миру и уже более 30 лет издает « Журнал психоистории» . Международная психоисторическая ассоциация также была основана де Мозом и другими в 1977 году как профессиональная организация в области психоистории. Он издает «Новости психоистории» и имеет библиотеку психоисторических книг, выдаваемых по почте. Ассоциация проводит ежегодный съезд. [ 35 ]
Форум психоистории издает ежеквартальный журнал Clio's Psyche . Он был основан в 1983 году историком и психоаналитиком Полом Х. Эловицем. Эта организация ученых, терапевтов и мирян регулярно проводит научные встречи в Нью-Йорке и на международных конференциях. Он также спонсирует онлайн-дискуссионную группу.
В Германии ученые, интересующиеся психоисторией, встречаются ежегодно с 1987 года. В 1992 году было основано Общество психоистории и политической психологии eV («Общество психоистории и политической психологии»). Это общество выпускает исследований. Ежегодник психоисторических
Известные психоисторики
[ редактировать ]- Ллойд де Моз , основатель Института психоистории.
- Питер Гей , профессор Йельского университета , автор.
- Роберт Джей Лифтон , психиатр, специализирующийся на психологических мотивах войны и терроризма.
- Джером Ли Шнейдман , редактор Бюллетеня Международной психоисторической ассоциации , учредил семинар по истории правовой и политической мысли и институтов в Колумбийском университете .
- Вамик Волкан , психиатр, психоаналитик, почетный профессор Университета Вирджинии, миротворец и номинант на Нобелевскую премию.
- Фаун Броди , профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , историк и биограф Томаса Джефферсона , Джозефа Смита и других.
См. также
[ редактировать ]- Двухпалатный менталитет
- Детское убийство
- Родитель вертолета
- Историзм
- Принцип ненападения
- Ядовитая педагогика
- Психоисторические взгляды на детоубийство
- Религиозное насилие
- Травматическая модель психических расстройств
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пол Х. Эловиц, редактор, Психоистория XXI века (2013), с. 1-3. Обратите внимание, что опытные и зачастую выдающиеся психоисторики, такие как Питер Левенберг (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе), Чарльз Б. Строзье (Высшая школа Нью-Йоркского университета), Джордж Крен (Университет штата Канзас), Брюс Мазлиш (Массачусетский технологический институт), Пол Роазен (Йоркский университет), дают разные определения. -Канада), Дж. Дональд Хьюз (Денверский университет), Вамик Волкан (Медицинская школа Университета Вирджинии), Генри Лоутон (автор «Справочника психоисториков» , 1988), Жак Салута (Академия торгового флота США) и другие.
- ^ Миллер, Алиса (1980). Для вашего же блага: скрытая жестокость в воспитании детей и корни насилия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 9780374522698 .
- ^ Мердок, врач общей практики (1932). «Наука о культуре». Американский антрополог . 34 (2): 200–215. дои : 10.1525/aa.1932.34.2.02a00020 .
- ^ Дюркгейм, Эмиль (1962). Правила социологического метода . ИЛ: Свободная пресса. п. 110.
- ^ Милберн, Майкл А.; С.Д. Конрад (1996). «Политика отрицания». Журнал психоистории . 23 : 238–251.
- ^ Роудс, Ричард (2000). Почему они убивают: открытия криминолога-индивидуалиста . Винтаж. ISBN 9780375702488 .
- ^ Jump up to: а б «Ллойд де Моз и психоистория» . Веб-страницы первичной психотерапии . Проверено 11 марта 2008 г.
- ^ [1] Обзор сокращения истории Фрейда и провала психоистории - обзор Космы Шализи в 1980 году.
- Примечание. В рецензируемой книге критикуется фрейдистский подход к психоистории. В нем не упоминаются современные психоисторические исследования, использующие различные методы.
- ^ Дэвис, Гленн (1976). Детство и история в Америке . Нью-Йорк: Психоистория Пр.
- ^ Jump up to: а б деМоз, Ллойд (1988). «О написании истории детства» . Журнал психоистории . 16 (2 осень).
- ^ Кэмпбелл, Джозеф Ф. (2009). «Психоистория: создание новой дисциплины». Журнал психоистории . 37 (1): 2–26. ПМИД 19852236 .
- ^ « Эволюция способов воспитания детей » . Архивировано из оригинала 26 октября 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я деМоз, Ллойд (январь 1982 г.). Основы психоистории . Издательство Creative Roots. стр. 61 и 132–146. ISBN 0-940508-01-Х . «Ч 4 стр. 132 – 146 – ОСНОВЫ ПСИХИСТОРИИ» . Архивировано из оригинала 3 июля 2006 г. Проверено 3 июля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б деМоз, Ллойд (2002). Эмоциональная жизнь народов . Нью-Йорк/Лондон: Карнак. стр. 104–109, 391, 430 и далее.
- ^ «Детоубийство женского пола» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 г. Проверено 6 февраля 2008 г.
- ^ А. Геттис, Дж. Гетис и Дж. Д. Феллманн (2004). Введение в географию, девятое издание . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, стр. 107–114. 200ф.
- ^ Гудкайнд, Дэниел. (1999). Следует ли ограничивать пренатальный выбор пола?: Этические вопросы и их значение для исследований и политики . Демографические исследования, 53 (1), 49–61.
- ^ Дервин, Дэн (2005). «Второй срок Джорджа Буша: спасение мира, спасение страны». Журнал психоистории . 33 : 117–124.
- ^ деМоз, Ллойд (2008). «[Рецензия на книгу] Джонатана Шелла «Седьмое десятилетие ». Журнал психоистории . 35 : 308–309.
- ^ Шор, Майлз Ф.; деМоз, Ллойд (1976). «Ребенок и историография» . Журнал междисциплинарной истории . 6 (3): 495. дои : 10.2307/202668 . JSTOR 202668 .
- ^ Эволюция психики и общества - пояснительная глава деМоза « Эмоциональная жизнь народов» (указ. соч.).
- ^ Стэннард, Дэвид Э. (1982). Сокращение истории: о Фрейде и провале психоистории . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 0-19-503044-3 .
- ^ Помпер, Филип (1973). «Проблемы натуралистической психоистории». История и теория . 12 (4): 367–388. дои : 10.2307/2504699 . JSTOR 2504699 .
- ^ Пол, Роберт А. (1982). «Обзор основ психоистории Ллойда деМоза». Журнал психоаналитической антропологии . 5 : 469.
- ^ Хант, Линн (2002). «Психология, психоанализ и историческая мысль – несчастья психоистории» . Крамер Ллойд С. и Маза, Сара К. (ред.). Спутник западной исторической мысли . Издательство Блэквелл. стр. 337–357. ISBN 0-631-21714-2 .
- ^ Jump up to: а б Тревор-Ропер, Хью (18 февраля 1973 г.). «Изобретение Гитлера заново». Искусство. Санди Таймс . п. 35.
- ^ Jump up to: а б Шеперд, Майкл (1978). «Клио и Психея: уроки психоистории» . Журнал Королевского медицинского общества . 71 (6): 406–412. дои : 10.1177/014107687807100604 . ПМЦ 1436484 . ПМИД 359805 .
- ^ Демос, Джон (1986). «Жестокое обращение с детьми в контексте: взгляд историка». В прошлом, настоящем и личном: семья и жизненный путь в американской истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 68–91.
- ^ Овен, Филипп (1975). «От ребенка-короля к ребенку-мученику». Обзор психологии . 68 :6.
- ^ Хейвуд, Колин (2001). История детства . Кембридж: Политическая пресса. п. 41.
- ^ Кохут, Томас А. (1986). «Психоистория как история». Американский исторический обзор . 91 (2): 336–354. дои : 10.2307/1858137 . JSTOR 1858137 . ПМИД 11611943 .
- ^ Марк Комтуа. «Исторические источники в Интернете - вебография исторических источников в Интернете» . Архивировано из оригинала 12 марта 2008 года.
- ^ В Бостонском университете есть курс психоистории. См. [2] и CAS HI 503 в [3]. Архивировано 9 апреля 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ «Ассоциация психоистории» .
- ^ «Конференция и членство» .
Библиография
[ редактировать ]- деМоз, Ллойд (1975). Библиография по психоистории . Том. 2. Нью-Йорк: Паб «Гарланд». стр. 517–62. ISBN 0-8240-9999-0 . ПМИД 11614558 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - деМоз, Ллойд (1975). Новая психоистория . Нью-Йорк: Psychohistory Press. ISBN 0-914434-01-2 .
- деМоз, Ллойд (1982). Основы психоистории . Нью-Йорк: Творческие корни. ISBN 0-940508-01-Х . Архивировано из оригинала 20 октября 2002 г.
- деМоз, Ллойд (1984). Америка Рейгана . Нью-Йорк: Творческие корни. ISBN 0-940508-02-8 .
- деМоз, Ллойд (2002). Эмоциональная жизнь народов , Издательство: Другая пресса; ISBN 1-892746-98-0 (доступен онлайн бесплатно)
- Эбель, Генри; деМоз, Ллойд (1977). Джимми Картер и американская фантастика: психоисторические исследования . Нью-Йорк: Два континента. ISBN 0-8467-0363-7 .
- Лоутон, Генри В., Справочник психоисторика , Нью-Йорк: Psychohistory Press, ISBN 0-914434-27-6 (1989)
- Левенберг, Питер, Расшифровка прошлого: психоисторический подход , Transaction Pub, ISBN 1-56000-846-6 (2002 г.)
- Стэннард, Дэвид Э., Сокращение истории, О Фрейде и провале психоистории , Oxford University Press, ISBN 0-19-503044-3 (1980). Критика фрейдистского подхода к психоистории.
- Салута, Жак, Психоистория: теория и практика , Издатель Питер Ланг, ISBN 0-8204-1741-6 (1999)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Институт психоистории . Этот сайт содержит более 1500 страниц психоисторических статей и книг.
- Международная психоисторическая ассоциация . Профессиональная организация в области психоистории.
- Слепое доверие: Лидеры и последователи во времена кризиса : известный документальный фильм о жизни и деятельности Вамика Волкана.
- Психика Клио и Форум психоистории : психологический и исторический взгляд без жаргона.
- Немецкое общество психоисторических исследований (на немецком языке).
- Институт социальной психоистории . Продвигает исследования и защищает область социальной психоистории.