История евреев в Советском Союзе
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев в Советском Союзе неразрывно связана с гораздо более ранней экспансионистской политикой Российской империи, которая завоевала и управляла восточной половиной европейского континента еще до большевистской революции 1917 года. [ 1 ] «В течение двух столетий, — писал Цви Гительман , — миллионы евреев жили в рамках одного образования — Российской империи и [ ее государства-правопреемника ] СССР — . Теперь они попали под юрисдикцию пятнадцати государств, некоторые из которых никогда не существовали, а другие прекратил свое существование в 1939 году». [ 2 ] До революций 1989 года , которые привели к концу коммунистического правления в Центральной и Восточной Европе, ряд этих теперь суверенных стран входили в состав республик Советского Союза . [ 2 ]
Армения
[ редактировать ]История евреев в Армении насчитывает более 2000 лет. После того, как Восточная Армения попала под власть России в начале 19 века, евреи начали прибывать из Польши и Ирана , создавая ашкенази и мизрахи общины в Ереване . Больше евреев переехало в Армению в период ее существования в качестве советской республики, находя в этом районе большую терпимость, чем в России или Украине . После Второй мировой войны еврейское население выросло примерно до 5000 человек. [ нужна ссылка ] Однако с распадом Советского Союза многие уехали из-за неадекватных услуг, и сегодня еврейское население страны сократилось до 750 человек. Несмотря на небольшую численность, высокий уровень смешанных браков и относительную изоляцию, существует большой энтузиазм, чтобы помочь общине. удовлетворить его потребности. [ 3 ] проживает около 100 евреев В настоящее время в Армении , в основном в столице Ереване . [ нужна ссылка ] В основном они ашкенази по происхождению, а некоторые - -мизрахи грузинские евреи .
Азербайджан
[ редактировать ]История евреев в Азербайджане ( иудео-тат : çuhuro / жугьуро / ז'אוּהאוּרו ; идиш : אַזערבייַדזאַניש יִידן ; азербайджанский : chudlar, yəhudilər ; русский: Азербайджанские евреи ) восходит к поздней античности . Исторически евреи в Азербайджане были представлены различными подгруппами, в основном горскими евреями , евреями-ашкенази и грузинскими евреями . После советизации вся деятельность, связанная с сионизмом , в том числе культурного характера, проводившаяся на иврите, была запрещена. В начале 1920-х годов несколько сотен семей горских евреев из Азербайджана и Дагестана уехали в Палестину и поселились в Тель-Авиве . Следующая алия состоялась только в 1970-е годы, после того как был снят запрет на еврейскую иммиграцию в Израиль (см. Отказник ). В период с 1972 по 1978 год около 3000 человек уехали из Азербайджана в Израиль. 1970 год стал демографическим пиком для азербайджанских евреев после Второй мировой войны ; По данным переписи, в том году в Азербайджане проживало 41 288 евреев. [ 4 ]
Многие еврейские эмигранты из Азербайджана поселились в Тель-Авиве и Хайфе . проживают относительно большие общины горских евреев-эмигрантов из Азербайджана В Нью-Йорке и Торонто . Подобно многим общинам иммигрантов царской и советской эпохи в Азербайджане , евреи-ашкенази кажутся лингвистически русифицированными . Большинство евреев-ашкенази говорят на русском как на родном языке, а азербайджанский иногда является вторым. Число говорящих на идише неизвестно.
Беларусь
[ редактировать ]Евреи в Беларуси, тогда известной как Белорусская ССР, были третьей по численности этнической группой в стране в первой половине 20 века. До Второй мировой войны евреи были третьей среди этнических групп Беларуси и составляли более 40% населения городов и поселков. Население таких городов, как Минск , Пинск , Могилев , Бобруйск , Витебск и Гомель , составляло более 50% евреев. В 1897 г. в Беларуси проживало 724 548 евреев, или 13,6% от общей численности населения. [ 5 ] Около 800 000 евреев — 90% еврейского населения — были убиты в Беларуси во время Холокоста . [ 6 ] По переписи 2009 года в Беларуси проживало 12 926 евреев (0,1% населения). [ 7 ] Еврейское агентство оценивает численность еврейской общины в Беларуси в 70 тысяч человек. Марк Шагал , Менделе Мохер Сфорим , Хаим Вейцман и Менахем Бегин родились в Беларуси. К концу XIX века многие белорусские евреи были частью общего бегства евреев из Восточной Европы в Новый Свет из-за конфликтов и погромов, охвативших Российскую империю , а также антисемитизма русских царей . Миллионы евреев, в том числе десятки тысяч евреев из Беларуси, эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Южную Африку. Небольшое число также эмигрировало в Палестину под британским мандатом . В первые годы советской оккупации Беларуси евреи смогли получить руководящие должности в стране. Во время Второй мировой войны зверства против еврейского населения на захваченных немцами территориях начались почти сразу же, с отправки айнзацгрупп (оперативных групп) для сбора евреев и их расстрела.
Во второй половине 20-го века прошла большая волна белорусских евреев, иммигрировавших в Израиль (см. Алия из Советского Союза в 1970-е годы ), а также в США. В 1979 году в Беларуси проживало 135 400 евреев; десятилетие спустя осталось 112 000 человек. После распада Советского Союза и независимости Беларуси большая часть общины, а также большая часть еврейского населения бывшего Советского Союза уехали в Израиль (см. Иммиграцию русских в Израиль в 1990-е годы ). [ 8 ] По данным переписи 1999 года, в стране осталось всего 29 000 евреев. Однако местные еврейские организации называют цифру в 50 000, а Еврейское агентство полагает, что их 70 000. Около половины евреев страны проживают в Минске . Несмотря на антисемитскую политику правительства, были созданы национальные еврейские организации, местные культурные группы, религиозные школы, благотворительные организации и организации ветеранов войны и переживших Холокост. [ 8 ] После массовой иммиграции 1990-х годов иммиграция в Израиль продолжалась. В 2002 году в Израиль переехали 974 белоруса, а в период с 2003 по 2005 год их примеру последовали 4854 человека. [ 8 ]
Эстония
[ редактировать ]История евреев Эстонской ССР. [ 9 ] начинается с отдельных сообщений о евреях на территории нынешней Эстонии еще в 14 веке. Однако процесс постоянного еврейского расселения в Эстонии начался в XIX веке, особенно после того, как указом российского царя Александра II в 1865 году им было предоставлено официальное право на въезд в регион. Это позволило так называемым еврейским «солдатам Николая» (часто бывшие кантонисты ) и их потомки, купцы Первой гильдии, ремесленники и евреи с высшим образованием, поселившиеся в Эстонии и других частях Российской империи за пределами своей черты оседлости . «Никольские солдаты», их потомки и ремесленники были, по сути, теми, кто основал первые еврейские общины в Эстонии. Таллиннская община была основана в 1866 году , община, крупнейшая в Эстонии, была основана в 1830 году. Тартуская когда там поселились первые пятьдесят семей. Были построены синагоги, крупнейшие из которых были построены в Таллинне в 1883 году и Тарту в 1901 году. Обе они впоследствии были уничтожены пожаром в Вторая мировая война .
Жизнь небольшой еврейской общины в Эстонии была прервана в 1940 году советской оккупацией Эстонии . Культурная автономия вместе со всеми ее учреждениями была ликвидирована в июле 1940 года. В июле и августе того же года были закрыты все организации, объединения, общества и корпорации. Еврейские предприятия были национализированы. Относительно большое количество евреев (350–450, около 10% от общего еврейского населения) было депортировано в лагеря для военнопленных в России советскими властями 14 июня 1941 года. [ 10 ] [ 11 ] Во время Второй мировой войны более 75% еврейской общины Эстонии, осознавая судьбу, которая в противном случае их ждала, сумели бежать в Советский Союз; практически все остальные (от 950 до 1000 мужчин, женщин и детей) были убиты к концу 1941 года. Четверо эстонцев, несущие наибольшую ответственность за убийства в Калеви-Лийва, были обвинены в судебных процессах по военным преступлениям в 1961 году . Двое позже были казнены; остальные избежали приговора, отправившись в ссылку. С 1944 по 1988 год еврейская община Эстонии не имела организаций, ассоциаций и клубов. В марте 1988 года, когда начался процесс восстановления независимости Эстонии, в Таллинне было создано Еврейское культурное общество. Это был первый подобный проект в позднем Советском Союзе. В отличие от других частей Советского Союза, здесь не было проблем с регистрацией ни общества, ни его символов. Общество начало с организации концертов и лекций. Вскоре встал вопрос об основании еврейской школы. Вначале в 1989 году была открыта воскресная школа. Таллиннская еврейская гимназия на улице Кару использовалась под профессионально-техническое училище. В 1990 году была открыта еврейская школа с 1 по 9 классы.
Грузия
[ редактировать ]Грузинские евреи ( грузинский : ქართველი ებრაელები , латинизированный : kartveli ebraelebi ) родом из Грузии на Кавказе. , Грузинские евреи — одна из старейших общин в Грузии, ведущая свою миграцию в страну во времена вавилонского плена в VI веке до нашей эры. [ 12 ] В 1801 году Российская империя присоединила Восточную Грузию . В начале XIX века российские евреи -ашкенази были вынуждены переехать в Грузию российским правительством. Евреи-ашкенази и грузинские евреи начали устанавливать контакты друг с другом, но отношения были натянутыми. Грузинские евреи считали ашкенази безбожными и светскими людьми, в то время как ашкенази смотрели на грузинских евреев свысока. Сионизм был объединяющим фактором для двух групп. Начиная с 1863 года группы евреев начали совершать алию , в основном по религиозным мотивам. Красная Армия вторглась в Грузию в феврале 1921 года, что спровоцировало массовый исход из региона.
Россия
[ редактировать ]Украина
[ редактировать ]Евреи, проживавшие в Украинской ССР , подверглись советизации вместе с остальным населением Советского Союза . [ 13 ]
Украинские евреи подверглись преследованиям и были убиты во время Холокоста , когда нацисты оккупировали Украину. Во время войны было убито в общей сложности 1,5 миллиона украинских евреев, в результате чего до войны оставалось только 40% еврейского населения. [ 13 ] В 1941 году, когда Западная Украина была захвачена Германией , евреев поместили в гетто , а затем отправили в лагеря смерти , где они были убиты. Кроме того, айнзацгруппы , мобильные отряды уничтожения, были ответственны за массовое убийство до миллиона украинских евреев . [ 14 ] После зверств Второй мировой войны в Украине наблюдалось много антисемитского насилия, которое уменьшилось после периода, известного как гласность . Число евреев в Украине резко сократилось с конца 20 века. Перепись 2001 года показала, что с 1989 года Украину покинули 380 тысяч евреев. 3/4 всего еврейского населения. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Армении
- История евреев в Азербайджане
- История евреев в Беларуси
- История евреев Карпатской Руси.
- История евреев в Эстонии
- История евреев в Галиции (Восточная Европа)
- История евреев в Грузии
- История евреев в Казахстане
- История евреев в Кыргызстане
- История евреев в Латвии
- История евреев в Литве
- История евреев в Молдове
- История евреев в России.
- История евреев в Таджикистане
- История евреев в Туркменистане
- История евреев в Украине
- История евреев в Узбекистане
Аспекты еврейской истории, характерные для советской эпохи
[ редактировать ]Постсоветский Союз
[ редактировать ]Досоветский Союз
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Пинкус, Бенджамин (1990). Евреи Советского Союза: история национального меньшинства . Издательство Кембриджского университета. стр. 89–90. ISBN 0521389267 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Гительман, Цви Ю. (2001). Век двойственности: евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы. стр. 215–216. ISBN 0253214181 – через Google Книги.
- ↑ Защитники евреев в России, Украине, странах Балтии и Евразии: Армения и евреи. Архивировано 6 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ (на русском языке) Электронная еврейская энциклопедия: Азербайджан.
- ^ Слуцкий, Иегуда (2007). «Белоруссия». В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 303–305. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ↑ Associated Press, 21 октября 2008 г., «Беларусь отмечает разрушение гетто 65 лет спустя»
- ^ [1] Архивировано 6 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с «Беларусь: Виртуальный тур по еврейской истории» . Jewishvirtuallibrary.org. 25 апреля 1991 года . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Еврейская история в Эстонии на www.jewishvirtuallibrary.org.
- ^ Вайс-Вендт, Антон (1998). Советская оккупация Эстонии в 1940–41 и евреи . Исследования Холокоста и геноцида 12.2, 308–325.
- ^ Берг, Эйки (1994). Особенности еврейского расселения в Эстонии . Геожурнал 33.4, 465–470.
- ^ Источник грузинской историографии: Раннесредневековые исторические хроники. Обращение Катли и жизнь святой Нино, Константин Б. Лернер, Англия: Беннетт и Блум, Лондон, 2004, с. 60
- ^ Jump up to: а б с «ЙИВО | Украина» . www.yivoencyclepedia.org . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «YIVO | Оперативные группы» . www.yivoencyclepedia.org . Проверено 13 декабря 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Шнеер, Дэвид (2004). Идиш и создание советской еврейской культуры 1918–1930 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521826303 . OCLC 52418128 .
- Гительман, Цви (2001). Век двойственности: евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы. ISBN 0253214181 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Левин, Нора. Евреи в Советском Союзе с 1917 года (2 том, NYU Press, 1988) онлайн .
- Леви, Ричард С., изд. Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований (Том 1. ABC-CLIO, 2005), стр. 26–28.
- Мурав, Харриет; Эстраих, Геннадий, ред. (2014). Советские евреи во Второй мировой войне: сражались, свидетельствовали, вспоминали . Бостон: Издательство академических исследований . doi : 10.2307/j.ctt1zxsjkw . ISBN 9781618116864 . JSTOR j.ctt1zxsjkw .