Jump to content

Солипсизм

(Перенаправлено с Солипсистического )

Солипсизм ( / ˈ s ɒ l ɪ p s ɪ z əm / SOLL -ip-siz-əm ; от латинского Solus «один» и ipse «сам») [1] Это философская человека только разум идея, согласно которой обязательно существует . Как эпистемологическая позиция, солипсизм утверждает, что знание чего-либо за пределами собственного разума ненадежно; внешний мир и другие разумы не могут быть познаны и не могут существовать вне разума.

Разновидности

[ редактировать ]

Существуют различные степени солипсизма, которые параллельны различным степеням скептицизма :

Метафизический

[ редактировать ]

Метафизический солипсизм — разновидность солипсизма, основанная на философии субъективного идеализма . Метафизические солипсисты утверждают, что « Я» — единственная существующая реальность и что все другие реальности, включая внешний мир и других людей, являются представлениями этого «Я», не имеющими независимого существования. [ нужна ссылка ] Существует несколько версий метафизического солипсизма, таких как эгоцентрический презентизм Каспара Хэйра (или перспективный реализм ), в котором другие люди сознательны, но их переживания просто отсутствуют .

эпистемологический

[ редактировать ]

Эпистемологический солипсизм — это разновидность идеализма , согласно которой могут быть познаны только непосредственно доступные психические содержания философа-солипса. Существование внешнего мира рассматривается скорее как неразрешимый вопрос, чем как факт ложный. [2] Более того, нельзя также быть уверенным в том, в какой степени внешний мир существует независимо от его разума. Например, может случиться так, что богоподобное существо контролирует ощущения, получаемые разумом, создавая впечатление, будто существует внешний мир, хотя большая часть его (исключая богоподобное существо и самого себя) является ложной. Однако остается фактом то, что эпистемологические солипсисты считают этот вопрос «неразрешимым». [2]

Методологический

[ редактировать ]

Методологический солипсизм — агностический вариант солипсизма. Оно существует вопреки строгим эпистемологическим требованиям к «знанию» ( например, требованию, чтобы знание было достоверным). Он по-прежнему придерживается мнения, что любая индукция ошибочна . Методологический солипсизм иногда идет даже дальше, утверждая, что даже то, что мы воспринимаем как мозг, на самом деле является частью внешнего мира, поскольку только через наши чувства мы можем видеть или чувствовать разум. Достоверно известно лишь существование мыслей.

Методологические солипсисты не собираются заключать, что более сильные формы солипсизма на самом деле верны. Они просто подчеркивают, что оправдания внешнего мира должны основываться на неоспоримых фактах об их собственном сознании. Методологический солипсист считает, что субъективные впечатления ( эмпиризм ) или врожденное знание ( рационализм ) являются единственной возможной или правильной отправной точкой для философского построения. [3] Часто методологический солипсизм не рассматривается как система убеждений, а скорее используется как мысленный эксперимент, помогающий скептицизму ( например, Декарта картезианский скептицизм ). [ нужна ссылка ]

Основные моменты

[ редактировать ]

Простое отрицание материального существования само по себе не обязательно является солипсизмом.

Философы обычно пытаются построить знания не только на умозаключениях или аналогиях. Хорошо известные концепции, такие как эпистемологическое предприятие Декарта , принесли популярность идее о том, что все определенные знания не могут идти дальше, чем «Я мыслю; следовательно, я существую». [4] Однако взгляд Декарта не дает никаких подробностей о природе «я», существование которого доказано.

Теория солипсизма также заслуживает внимательного изучения, поскольку она связана с тремя широко распространенными философскими предпосылками, каждая из которых сама по себе фундаментальна и имеет широкое значение: [4]

  • Самое достоверное знание человека — это содержание его собственного ума — мои мысли , переживания, аффекты и т. д.
  • Не существует концептуальной или логически необходимой связи между психическим и физическим — между, например, возникновением определенного сознательного опыта или психических состояний и «обладанием» и поведенческими склонностями «тела» определенного типа.
  • Опыт данного человека обязательно является личным для этого человека.

Если расширить второй пункт, то концептуальная проблема состоит в том, что предыдущее предполагает, что разум или сознание (которые являются атрибутами) могут существовать независимо от некоторой сущности, обладающей этим атрибутом (в данном случае способностью), то есть что атрибут существующего может существовать. помимо самого существующего. Если признать существование независимой сущности (например, мозга), обладающей этим атрибутом, дверь в независимую реальность откроется. (См. Мозг в чане )

Некоторые философы считают, что, хотя невозможно доказать существование чего-либо независимого от человеческого разума, точка зрения солипсизма не имеет значения. Это потому, что независимо от того, существует ли мир, каким мы его воспринимаем, независимо или нет, мы не можем избежать этого восприятия, поэтому лучше всего действовать, предполагая, что мир независим от нашего разума. (См. «Фальсифицируемость и проверяемость» ниже) [5]


Истоки солипсистской мысли находятся в Греции и у более поздних мыслителей Просвещения, таких как Томас Гоббс. [6] [7] и Декарт .

Солипсизм был впервые описан греческим досократиком софистом - Горгием ( ок. 483–375 до н. э.), которого цитирует римский скептик Секст Эмпирик , который заявил: [8]

  • Ничего не существует.
  • Даже если что-то существует, об этом ничего нельзя знать.
  • Даже если о нем что-то можно было бы знать, знание об этом не может быть передано другим.

Основная цель софистов заключалась в том, чтобы показать, что объективное знание буквально невозможно.

Основы солипсизма, в свою очередь, являются основой взгляда, согласно которому понимание индивидом любых и всех психологических понятий ( мышления , воли , восприятия и т. д.) достигается путем проведения аналогий со своими собственными психическими состояниями; т.е. путем абстрагирования от внутреннего опыта . то ее вариант, оказала влияние на философию с тех пор, как Декарт возвел поиск неопровержимой уверенности в статус основной цели эпистемологии И эта точка зрения, или какой - , одновременно возведя эпистемологию до «первой философии». [ нужна ссылка ]

Портрет Джорджа Беркли работы Джона Смайберта , 1727 год.

Джорджа Беркли Аргументы против материализма в пользу идеализма дают солипсисту ряд аргументов, которых нет у Декарта. В то время как Декарт защищает онтологический дуализм , признавая тем самым существование материального мира ( res extensa ), а также нематериального разума ( res cogitans ) и Бога, Беркли отрицает существование материи, но не разума, одним из которых является Бог. [9]

Отношение к другим идеям

[ редактировать ]

Идеализм и материализм

[ редактировать ]

Один из самых фундаментальных споров в философии касается «истинной» природы мира — является ли это неким эфирным планом идей или реальностью атомных частиц и энергии. Материализм [10] постулирует реальный «мир снаружи», а также внутри нас и через нас, который можно ощутить — увидеть, услышать, попробовать на вкус, потрогать и почувствовать, иногда с помощью протезных технологий, соответствующих человеческим органам чувств. (Материалисты не утверждают, что человеческие чувства или даже их протезы могут, даже если они собраны, ощущать всю вселенную; просто они коллективно не могут ощущать то, что никоим образом не может быть нам известно.) Материалисты не считают это полезным способом. размышлений об онтологии и онтогенезе идей, но мы могли бы сказать, что с материалистической точки зрения, доведенной до логической крайности, доступной идеалисту, идеи в конечном итоге сводятся к физически передаваемому, органически, социально и экологически встроенному «состоянию мозга». Хотя материалисты не считают, что рефлексивное существование переживается на атомном уровне, физический и психический опыт человека в конечном итоге сводится к уникальной тройственной комбинации обусловленных средой, генетически детерминированных и случайно детерминированных взаимодействий стрельбы. нейроны и столкновения атомов.

Для материалистов идеи не имеют первичной реальности как сущности, отделенные от нашего физического существования. С материалистической точки зрения идеи являются социальными (а не чисто биологическими) и формируются, передаются и модифицируются посредством взаимодействия между социальными организмами и их социальной и физической средой. Эта материалистическая перспектива определяет научную методологию, поскольку эта методология предполагает, что люди не имеют доступа к всезнанию и что, следовательно, человеческое знание представляет собой постоянное коллективное предприятие, которое лучше всего производить с помощью научных и логических соглашений, специально приспособленных к материальным человеческим способностям и ограничениям. [ нужна ссылка ]

Современные идеалисты верят, что разум и его мысли — единственные существующие истинные вещи. Это противоположность тому, что иногда называют « классическим идеализмом » или, что несколько сбивает с толку, « платоническим идеализмом » из-за влияния теории Платона форм (εἶδος eidos или ἰδέα idea ), которые не были продуктами нашего мышления. [11] Материальный мир эфемерен , но идеальный треугольник или «красота» вечен. Религиозное мышление имеет тенденцию быть некоторой формой идеализма, поскольку Бог обычно становится высшим идеалом (например, неоплатонизм ). [10] [12] [13] В этом масштабе солипсизм можно классифицировать как идеализм. Мысли и понятия — это все, что существует, и, более того, существуют только собственные мысли и сознание солипсиста. Так называемая «реальность» — это не что иное, как идея, созданная солипсистом (возможно, бессознательно).

Декартовский дуализм

[ редактировать ]

Есть и другой вариант: вера в то, что существуют и идеалы, и «реальность». Дуалисты обычно утверждают, что различие между разумом (или « идеями ») и материей можно доказать, используя Лейбница принцип тождества неразличимого , который гласит, что если две вещи обладают совершенно одинаковыми качествами, то они должны быть идентичными, как в неотличимы друг от друга и, следовательно, одно и то же. Затем дуалисты пытаются идентифицировать атрибуты разума, которых не хватает материи (например, конфиденциальность или интенциональность) или наоборот (например, наличие определенной температуры или электрического заряда). [14] [15] Одно примечательное применение тождества неразличимого было сделано Рене Декартом в его «Размышлениях о первой философии» . Декарт пришел к выводу, что он не может сомневаться в существовании самого себя (знаменитый аргумент cogito ergo sum ), но может сомневаться в (отдельном) существовании своего тела. Из этого он сделал вывод, что личность Декарта не должна быть идентична телу Декарта, поскольку одно обладало характеристикой, которой не было у другого: а именно, о его существовании можно было знать. Солипсизм соглашается с Декартом в этом аспекте и идет дальше: существующими следует считать только те вещи, о существовании которых можно быть уверенным. Тело Декарта могло существовать только как идея в сознании человека Декарта . [16] [17] Декарт и дуализм стремятся доказать фактическое существование реальности в отличие от фантомного существования (а также существования Бога в случае Декарта), используя сферу идей просто как отправную точку, но солипсизм обычно находит эти дальнейшие аргументы неубедительными. . Вместо этого солипсист предполагает, что их собственное бессознательное является автором всех, казалось бы, «внешних» событий из «реальности».

Философия Шопенгауэра

[ редактировать ]

«Мир как воля и представление» — центральная работа Артура Шопенгауэра . Шопенгауэр рассматривал человеческую волю как единственное окно в мир, стоящий за представлением, кантианскую вещь в себе . Поэтому он считал, что мы можем получить знание о вещи в себе, что, по мнению Канта, было невозможно, поскольку остальную часть отношения между представлением и вещью в себе можно было понять по аналогии как отношение между человеческой волей и вещью в себе. человеческое тело.

Идеализм

[ редактировать ]

Философ-идеалист Джордж Беркли утверждал, что физические объекты не существуют независимо от воспринимающего их разума. Объект действительно существует только до тех пор, пока за ним наблюдают; в противном случае оно не только бессмысленно, но и просто не существует. Беркли действительно пытается показать, что вещи могут существовать и существуют отдельно от человеческого разума и нашего восприятия, но только потому, что существует всеобъемлющий Разум, в котором воспринимаются все «идеи» – другими словами, Бог, который наблюдает за всем. Солипсизм согласен с тем, что ничто не существует вне восприятия, но утверждает, что Беркли становится жертвой эгоцентрического затруднения - он может только делать свои собственные наблюдения и, следовательно, не может быть по-настоящему уверен, что этот Бог или другие люди существуют, чтобы наблюдать «реальность». Солипсист сказал бы, что лучше игнорировать ненадежные наблюдения предполагаемых других людей и полагаться на непосредственную уверенность в собственном восприятии. [18]

Рационализм

[ редактировать ]

Рационализм — это философская позиция, согласно которой истину лучше всего открывать с помощью рассуждений и логики, а не с помощью чувств (см. Теорию форм Платона ). Солипсизм также скептически относится к чувственным данным .

Философский зомби

[ редактировать ]

Теория солипсизма пересекается с теорией философского зомби в том смысле, что другие, казалось бы, сознательные существа на самом деле могут не иметь истинного сознания , вместо этого они лишь демонстрируют черты сознания наблюдателю, который может быть единственным существующим сознательным существом.

Фальсифицируемость и проверяемость

[ редактировать ]

Солипсизм не является фальсифицируемой гипотезой, как ее описал Карл Поппер : кажется, что не существует вообразимого опровержения. [19] По Попперу: гипотеза, которую нельзя фальсифицировать, не является научной, и солипсист может наблюдать «успех наук» (см. также аргумент «нет чудес »). Тем не менее, одним из важнейших тестов является рассмотрение вывода из опыта о том, что внешне наблюдаемый мир на первый взгляд не кажется поддающимся непосредственному манипулированию исключительно с помощью одних только ментальных энергий. Можно косвенно манипулировать миром посредством физического тела, но сделать это посредством чистой мысли ( психокинез ) кажется невозможным. Можно было бы возразить, что если бы внешний мир был просто конструкцией одного сознания, то есть личности, из этого могло бы следовать, что внешний мир каким-то образом мог бы напрямую манипулироваться этим сознанием, а если это не так, то солипсизм ложен. Аргумент против этого гласит, что этот аргумент зациклен и бессвязен. Вначале он предполагает «конструкцию единого сознания», означающую что-то ложное, а затем пытается манипулировать внешним миром, который, как он только что предполагал, был ложным. Конечно, это невыполнимая задача, но она не опровергает солипсизма. Это просто плохое рассуждение при рассмотрении чистой идеализированной логики, и именно поэтому Дэвид Дойч утверждает, что когда используются и другие научные методы (не только логика), солипсизм «неоправдан», даже при использовании простейших объяснений : «Если, согласно простейшему объяснению, сущность сложна и автономна, то эта сущность реальна». [20]

Метод типичного учёного — натуралистический: они сначала предполагают, что внешний мир существует и может быть познан. Но научный метод в смысле цикла прогнозирования-наблюдения-модификации не требует допущения о внешнем мире. Солипсист может провести психологический тест на себе, чтобы распознать природу реальности в своем сознании – однако Дойч использует этот факт в качестве контраргумента: «внешние части» солипсиста ведут себя независимо, поэтому они независимы для «узко» определенного ( сознательное ) себя. [20] Однако исследования солипсиста не могут быть настоящей наукой, поскольку они не включают в себя кооперативные и коммунитарные аспекты научного исследования, которые обычно служат уменьшению предвзятости.

Минимализм

[ редактировать ]

Солипсизм — это форма логического минимализма . Многие люди интуитивно не убеждены в несуществовании внешнего мира, исходя из основных аргументов солипсизма, но твердое доказательство его существования в настоящее время недоступно. Центральное утверждение солипсизма основано на отсутствии такого доказательства, а сильный солипсизм (в отличие от слабого солипсизма) утверждает, что такое доказательство невозможно. В этом смысле солипсизм логически связан с агностицизмом в религии: различие между верой в то, что вы не знаете, и верой в то, что вы не могли знать.

Однако минимализм (или экономность) — не единственное логическое достоинство. Распространенное заблуждение относительно бритвы Оккама состоит в том, что более простая теория всегда является лучшей. Фактически принцип состоит в том, что из двух теорий равной объяснительной силы следует отдавать предпочтение более простой. Другими словами: дополнительные «сущности» могут заплатить за это возросшей объяснительной силой. Таким образом, натуралист может утверждать, что, хотя его мировоззрение более сложное, оно более удовлетворительно в качестве объяснения.

У младенцев

[ редактировать ]

Некоторые психологи развития считают, что младенцы солипсичны и что в конечном итоге дети делают вывод , что у других есть опыт, очень похожий на их, и отвергают солипсизм. [21]

Самая ранняя ссылка на солипсизм встречается в идеях индуистской философии в Брихадараньяка-упанишадах , датированных началом 1-го тысячелетия до нашей эры. [22] Упанишады считают разум единственным богом, и все действия во вселенной считаются результатом принятия разумом бесконечных форм. [23] что после развития отдельных школ индийской философии Считается , школы Адвайта Веданта и Санкхья породили концепции, подобные солипсизму. [ нужна ссылка ]

Адвайта Веданта

[ редактировать ]

Адвайта — одна из шести наиболее известных индуистских философских систем и буквально означает « недвойственность ». Ее первым великим объединителем был Ади Шанкарачарья , который продолжил дело некоторых учителей Упанишад , а также дело учителя своего учителя Гаудапады . Используя различные аргументы, такие как анализ трех состояний опыта — бодрствования, сна и глубокого сна, он установил единственную реальность Брахмана , в которой Брахман, вселенная и Атман или «Я» были одним и тем же. .

Тот, кто видит все как не что иное, как Атман, и Атман во всем, что он видит, такой видящий отстраняется от ничего. Для просветленного все, что существует, — это не что иное, как Высшее Я, так как же могут продолжаться какие-либо страдания или заблуждения для тех, кто знает это единство?

Ишопанишад : шлоки 6, 7.

Понятие Самости в философии Адвайты можно интерпретировать как солипсизм. Однако теологическое определение Самости в Адвайте защищает ее от истинного солипсизма, наблюдаемого на Западе. Точно так же ведантический текст «Йогавасиштха » избегает обвинений в солипсизме, поскольку считается, что настоящее «Я» — это не что иное, как абсолютное целое , рассматриваемое через особую уникальную точку интереса. [24]

В «Йога Васиштхе» упоминается, что «...по их мнению (мы можем с уверенностью предположить, что они нынешние солипсисты) этот мир имеет ментальную природу. Нет никакой реальности, кроме идей собственного ума. Эта точка зрения неверна, поскольку мир не может быть содержанием сознания человека. Если бы это было так, человек создавал бы и разрушал мир по своей прихоти. Эта теория называется атма кхьяти – проникновение маленького «я» (интеллекта). [25] Йога Васиштха - Нирвана Пракарана - Уттарардха (Том - 6) Страница 107 Свами Джьотирмаянанды

Санкхья и йога

[ редактировать ]

Философия санкхьи , которую иногда считают основой йогической мысли, [26] принимает точку зрения, согласно которой материя существует независимо от индивидуального сознания. Представление объекта в индивидуальном сознании считается ментальным приближением объекта во внешнем мире. [27] Таким образом, санкхья предпочитает репрезентативный реализм эпистемологическому солипсизму. Установив это различие между внешним миром и разумом, санкхья постулирует существование двух метафизических реальностей — Пракрити (материи) и Пуруши (сознания).

Некоторые интерпретации буддизма утверждают, что внешняя реальность — это иллюзия , и иногда эту позицию [неправильно] понимают как метафизический солипсизм. Однако буддийская философия обычно утверждает, что ум и внешние явления одинаково преходящи и возникают друг из друга. Ум не может существовать без внешних явлений, а внешние явления не могут существовать без ума. Это отношение известно как «зависимое возникновение» ( пратитьясамутпада ).

Будда заявил: «Внутри этого длинного тела находится мир, начало мира, прекращение мира и путь, ведущий к прекращению мира». [28] Не отвергая возникновение внешних явлений, Будда сосредоточился на иллюзии, создаваемой в уме воспринимающего процессом приписывания постоянства непостоянным явлениям, удовлетворения неудовлетворительного опыта и чувства реальности вещам, которые были фактически нематериальными.

Буддизм Махаяны также бросает вызов иллюзии идеи о том, что можно испытать «объективную» реальность, независимую от индивидуального воспринимающего ума.

С точки зрения Прасангики (ветви мысли Мадхьямаки ), внешние объекты действительно существуют, но лишены какой-либо внутренней идентичности: «Так же, как объекты ума не существуют [по своей сути), ум также не существует [по своей сути]». . [29] Другими словами, даже несмотря на то, что стул может существовать физически, люди могут ощущать его только посредством своего собственного разума, каждый со своей буквальной точкой зрения. Следовательно, независимая, чисто «объективная» реальность никогда не может быть испытана.

Школа буддийской философии Йогачара (иногда переводимая как «Только разум») утверждает, что весь человеческий опыт создается разумом. Некоторые более поздние представители одной из подшкол Йогачара ( Праджнякарагупта , Ратнакирти ) выдвинули форму идеализма, которая была интерпретирована как солипсизм. Взгляд такого рода содержится в трактате Ратнакирти XI века «Опровержение существования других умов» ( Santanantara dusana ), который дает философское опровержение внешних потоков ума с буддийской точки зрения на высшую истину (в отличие от с точки зрения повседневной реальности). [30]

В дополнение к этому, Бардо Тодол , знаменитая тибетская книга мертвых, неоднократно утверждает, что вся реальность является плодом человеческого восприятия, хотя это происходит в сфере «Бардо» (посмертно). Например, в шестой части раздела, озаглавленного «Коренные стихи Шести Бардо», появляется следующая строка: «Пусть я распознаю все, что кажется, как мои собственные мыслеформы»; [31] в подобном идеале много линий.

Солипсизм как радикальный субъективный идеализм неоднократно подвергался критике со стороны известных философов («солипсизм может добиться успеха только в сумасшедшем доме» — А. Шопенгауэр , «солипсизм — это безумие» — М. Гарднер ).

Бертран Рассел писал, что верить было «психологически невозможно»: «Однажды я получил письмо от выдающегося логика, г-жи Кристины Лэдд-Франклин , в котором говорилось, что она солипсист, и был удивлен, что других не было. логик и солипсист, ее удивление меня удивило». [32] Он также утверждает, что логика солипсизма заставляет вас верить в «солипсизм момента», когда можно сказать, что существует только текущий момент. [33]

Джон Стюарт Милль писал, что можно знать мысли других, потому что «во-первых, у них есть такие же тела, как у меня, которые, как я знаю в моем собственном случае, являются предшествующим состоянием чувств; и потому, что, во-вторых, они демонстрируют действия и внешние проявления». знаки, которые в моем случае, как я знаю по опыту, вызваны чувствами». [34]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "солипсизм". Интернет-словарь этимологии .
  2. ^ Перейти обратно: а б «Философский словарь: Солипсизм» . Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
  3. ^ Вуд, Леджер (1962). Словарь философии . Тотова, Нью-Джерси: Литтлфилд, Адамс и компания. п. 295.
  4. ^ Перейти обратно: а б Торнтон, Стивен П. (24 октября 2004 г.). «Солипсизм и проблема других умов» . Интернет-энциклопедия философии .
  5. ^ «Существует ли убедительное философское опровержение солипсизма – см. комментарий Сета, Эдинбург, Шотландия» . TheGuardian.com . Архивировано из оригинала 5 июня 2016 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
  6. ^ Баучер, Д. (2018). Присвоение Гоббса: наследие политической, правовой и международной мысли . Издательство Оксфордского университета. п. 82. ИСБН  978-0-19-881721-5 . Проверено 19 января 2023 г.
  7. ^ Дизенхаус, Д.; Пул, Т.; Пул, ТМ (2015). Закон, свобода и государство: Окшотт, Хайек и Шмитт о верховенстве закона . Издательство Кембриджского университета. п. 142. ИСБН  978-1-107-09338-6 . Проверено 19 января 2023 г.
  8. ^ Эдвард Крейг; Рутледж (Фирма) (1998). Философская энциклопедия Рутледжа: Генеалогия Икбала . Тейлор и Фрэнсис США. п. 146. ИСБН  978-0-415-18709-1 .
  9. ^ Джонс, Н.; Беркли, Г. (2009). Начиная с Беркли . Континуум. п. 105. ИСБН  978-1-84706-186-7 . LCCN   2008053026 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Материализм» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  11. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Идеализм» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  12. ^ Лофлин, Льюис. «Заметки о неоплатонизме и отношении к христианству и гностицизму» .
  13. ^ «Немецкий идеализм» . Интернет-энциклопедия философии . 16 апреля 2001 г.
  14. ^ ДеПо, Джон М. «Защита дуализма» . Новый архив дуализма .
  15. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Дуализм» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  16. ^ Калеф, Скотт (9 июня 2005 г.). «Дуализм и разум» . Интернет-энциклопедия философии .
  17. ^ Торнтон, Стивен П. (24 октября 2004 г.). «Солипсизм и проблема других умов» . Интернет-энциклопедия философии .
  18. ^ Хашаба, ДР (28 июля 2002 г.). «Субъективизм и солипсизм» . Пути философии (37).
  19. ^ Поппер, Карл (2000). Знание и проблема тела и разума: в защиту взаимодействия (Ред.). Лондон: Рутледж. п. 106. ИСБН  0-415-13556-7 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Дойч, Дэвид. (1997) Ткань реальности
  21. ^ Фланаган, Оуэн Дж. (1991). Наука разума . МТИ Пресс. стр. 144 . ISBN  9780262560566 . Проверено 22 октября 2008 г. детский солипсизм.
  22. ^ Кинг, Ричард; Ачарья, Гаудапада (1995), Ранняя Адвайта Веданта и буддизм: махаянский контекст Гаудападия-карики , SUNY Press, стр. 52, ISBN  978-0-7914-2513-8
  23. ^ Кришнананда (Свами). Брихадараньяка Упанишада . Общество Божественной Жизни, Ришикеш. С. 248.
  24. ^ О'Флаэрти, Венди Донигер. Мечты, иллюзии и другие реальности . Чикагский университет, 1984. стр. 120–1. ISBN   0-226-61855-2 .
  25. ^ Шринивасан, Васанти (2003). «Транскреация Бхагавад-гиты, и: Мгновенная нирвана: американизация мистицизма и медитации, и: Введение в философию йоги: аннотированный перевод Йога-сутр (обзор)» . Философия Востока и Запада . 53 (3): 421–425. дои : 10.1353/pew.2003.0030 . ISSN   1529-1898 . S2CID   170761905 .
  26. ^ Радхакришнан, Индийская философия, Лондон, George Allen & Unwin Ltd., издание 1971 года, том II, стр. 342.
  27. ^ Исаак, младший; Дангвал, Риту; Чакраборти, К. Слушания. Международная конференция по когнитивным системам (1997) . Allied Publishers Ltd., стр. 341–2. ISBN   81-7023-746-7 .
  28. ^ «Рохитасса Сутта: Рохитассе» . www.accesstoinsight.org . Проверено 14 апреля 2018 г.
  29. ^ Чандракирти , Путеводитель по Срединному Пути 6:71cd, перевод в «Океане нектара: мудрость и сострадание в буддизме Махаяны» , Лондон: Tharpa Publications, стр. 253.
  30. ^ AC Сенапе МакДермотт (2013). Буддийская логика «существования» одиннадцатого века: Кшанабхангасиддхих Вьятирекатмика Ратнакирти . Основы языка. Том. 2. Бизнес-медиа Springer-Science. п. 1. ISBN  978-94-017-6322-6 .
  31. ^ «Тибетская книга мертвых или посмертные переживания на плане Бардо» (PDF) . Перевод ламы Кази Дава-Самдупа. Holybooks.com.
  32. ^ Рассел, Б. (1948). Человеческие знания: их объем и пределы. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 180.
  33. ^ Джагер, Рональд (2014). Развитие философии Бертрана Рассела . Тейлор и Фрэнсис. п. 408.
  34. ^ Аврамидес, Анита (24 января 2024 г.). Другие умы . Стэнфордская энциклопедия философии .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хашаба, ДР (28 июля 2002 г.). «Субъективизм и солипсизм» . Пути философии (37).
  • Пик, Энтони (2006). Есть ли жизнь после смерти? . Арктурус-Фоулшем (Европа), Chartwell Books (США). ISBN  0-7858-2162-7 . Эта книга представляет собой интригующую и научно обоснованную версию солипсизма, включающую последние открытия в области квантовой физики, неврологии и исследований сознания.
  • Поппер, КР; Экклс, Дж. К. (1977). Самость и ее мозг . Гейдельберг, Германия: Springer-Verlag. ISBN  0-387-08307-3 .
  • Рассел, Бертран (1988) [1912]. Проблемы философии . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN  0-7546-1210-4 .
  • Рассел, Бертран (1995) [1921]. Анализ ума . Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-09097-0 .
  • Шуберт Зольдерн, Ричард (1982). О трансцендентности объекта и субъекта . Лейпциг. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Торнтон, Стивен П. (24 октября 2004 г.). «Солипсизм и проблема других умов» . В Физере, Джеймс; Дауден, Брэдли (ред.). Интернет-энциклопедия философии .
  • Витгенштейн, Людвиг (1974). Философские исследования . Блэквелл. ISBN  0-631-19064-3 .
  • Вуд, Леджер (1962). "Солипсизм". В рунах (ред.). Словарь философии . Тотова, Нью-Джерси: Литтлфилд, Адамс и компания. п. 295.
  • Нагаи, Хитоши (1996). Философия для детей!, Токио, Япония: Коданся.
  • Руны, Дагоберт Д. , изд. (1962). Словарь философии . Тотова, Нью-Джерси: Литтлфилд, Адамс и компания.
  • Нилсон, Вашингтон; Нотт, Т.А.; Кархарт, PW, ред. (1950). Новый международный словарь английского языка Вебстера (второе, полное издание). Спрингфилд, Массачусетс: Компания G. & C. Merriam.
  • Миш, Фредерик К., изд. (1983). Девятый новый университетский словарь Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам – Вебстер.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 456fe06bec831d8b1930af483b6d0922__1716136500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/22/456fe06bec831d8b1930af483b6d0922.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Solipsism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)