Jump to content

Восприятие

(Перенаправлено с «Восприятие »)

Куб Неккера и ваза Рубина можно воспринимать по-разному.
Humans are able to make a very good guess on the underlying 3D shape category/identity/geometry given a silhouette of that shape. Computer vision researchers have been able to build computational models for perception that exhibit a similar behavior and are capable of generating and reconstructing 3D shapes from single or multi-view depth maps or silhouettes.[1]

Восприятие (от латинского perceptio «сбор, получение») — это организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации с целью представления и понимания представленной информации или окружающей среды. [2] Любое восприятие включает в себя сигналы, проходящие через нервную систему , которые, в свою очередь, являются результатом физической или химической стимуляции сенсорной системы . [3] Зрение предполагает света попадание сетчатку глаза на ; запах опосредован молекулами запаха ; а слух включает в себя волны давления .

Восприятие — это не только пассивное получение этих сигналов получателя , оно также формируется под влиянием обучения , памяти , ожиданий и внимания . [4] [5] Сенсорный ввод — это процесс, который преобразует эту информацию низкого уровня в информацию более высокого уровня (например, извлекает формы для распознавания объектов ). [5] Последующий процесс связывает концепции и ожидания (или знания) человека, восстановительные и селективные механизмы (такие как внимание ), влияющие на восприятие.

Perception depends on complex functions of the nervous system, but subjectively seems mostly effortless because this processing happens outside conscious awareness.[3] Since the rise of experimental psychology in the 19th century, psychology's understanding of perception has progressed by combining a variety of techniques.[4] Psychophysics quantitatively describes the relationships between the physical qualities of the sensory input and perception.[6] Sensory neuroscience studies the neural mechanisms underlying perception. Perceptual systems can also be studied computationally, in terms of the information they process. Perceptual issues in philosophy include the extent to which sensory qualities such as sound, smell or color exist in objective reality rather than in the mind of the perceiver.[4]

Although people traditionally viewed the senses as passive receptors, the study of illusions and ambiguous images has demonstrated that the brain's perceptual systems actively and pre-consciously attempt to make sense of their input.[4] There is still active debate about the extent to which perception is an active process of hypothesis testing, analogous to science, or whether realistic sensory information is rich enough to make this process unnecessary.[4]

The perceptual systems of the brain enable individuals to see the world around them as stable, even though the sensory information is typically incomplete and rapidly varying. Human and other animal brains are structured in a modular way, with different areas processing different kinds of sensory information. Some of these modules take the form of sensory maps, mapping some aspect of the world across part of the brain's surface. These different modules are interconnected and influence each other. For instance, taste is strongly influenced by smell.[7]

Process and terminology

[edit]

The process of perception begins with an object in the real world, known as the distal stimulus or distal object.[3] By means of light, sound, or another physical process, the object stimulates the body's sensory organs. These sensory organs transform the input energy into neural activity—a process called transduction.[3][8] This raw pattern of neural activity is called the proximal stimulus.[3] These neural signals are then transmitted to the brain and processed.[3] The resulting mental re-creation of the distal stimulus is the percept.

To explain the process of perception, an example could be an ordinary shoe. The shoe itself is the distal stimulus. When light from the shoe enters a person's eye and stimulates the retina, that stimulation is the proximal stimulus.[9] The image of the shoe reconstructed by the brain of the person is the percept. Another example could be a ringing telephone. The ringing of the phone is the distal stimulus. The sound stimulating a person's auditory receptors is the proximal stimulus. The brain's interpretation of this as the "ringing of a telephone" is the percept.

The different kinds of sensation (such as warmth, sound, and taste) are called sensory modalities or stimulus modalities.[8][10]

Bruner's model of the perceptual process

[edit]

Psychologist Jerome Bruner developed a model of perception, in which people put "together the information contained in" a target and a situation to form "perceptions of ourselves and others based on social categories."[11][12] This model is composed of three states:

  1. When people encounter an unfamiliar target, they are very open to the informational cues contained in the target and the situation surrounding it.
  2. The first stage does not give people enough information on which to base perceptions of the target, so they will actively seek out cues to resolve this ambiguity. Gradually, people collect some familiar cues that enable them to make a rough categorization of the target.
  3. The cues become less open and selective. People try to search for more cues that confirm the categorization of the target. They actively ignore and distort cues that violate their initial perceptions. Their perception becomes more selective and they finally paint a consistent picture of the target.

Saks and John's three components to perception

[edit]

According to Alan Saks and Gary Johns, there are three components to perception:[13][better source needed]

  1. The Perceiver: a person whose awareness is focused on the stimulus, and thus begins to perceive it. There are many factors that may influence the perceptions of the perceiver, while the three major ones include (1) motivational state, (2) emotional state, and (3) experience. All of these factors, especially the first two, greatly contribute to how the person perceives a situation. Oftentimes, the perceiver may employ what is called a "perceptual defense", where the person will only see what they want to see.
  2. The Target: the object of perception; something or someone who is being perceived. The amount of information gathered by the sensory organs of the perceiver affects the interpretation and understanding about the target.
  3. The Situation: the environmental factors, timing, and degree of stimulation that affect the process of perception. These factors may render a single stimulus to be left as merely a stimulus, not a percept that is subject for brain interpretation.

Multistable perception

[edit]

Stimuli are not necessarily translated into a percept and rarely does a single stimulus translate into a percept. An ambiguous stimulus may sometimes be transduced into one or more percepts, experienced randomly, one at a time, in a process termed multistable perception. The same stimuli, or absence of them, may result in different percepts depending on subject's culture and previous experiences. [14]

Ambiguous figures demonstrate that a single stimulus can result in more than one percept. For example, the Rubin vase can be interpreted either as a vase or as two faces. The percept can bind sensations from multiple senses into a whole. A picture of a talking person on a television screen, for example, is bound to the sound of speech from speakers to form a percept of a talking person.

Types of perception

[edit]
Cerebrum lobes

Vision

[edit]

In many ways, vision is the primary human sense. Light is taken in through each eye and focused in a way which sorts it on the retina according to direction of origin. A dense surface of photosensitive cells, including rods, cones, and intrinsically photosensitive retinal ganglion cells captures information about the intensity, color, and position of incoming light. Some processing of texture and movement occurs within the neurons on the retina before the information is sent to the brain. In total, about 15 differing types of information are then forwarded to the brain proper via the optic nerve.[15]

The timing of perception of a visual event, at points along the visual circuit, have been measured. A sudden alteration of light at a spot in the environment first alters photoreceptor cells in the retina, which send a signal to the retina bipolar cell layer which, in turn, can activate a retinal ganglion neuron cell. A retinal ganglion cell is a bridging neuron that connects visual retinal input to the visual processing centers within the central nervous system.[16] Light-altered neuron activation occurs within about 5–20 milliseconds in a rabbit retinal ganglion,[17] although in a mouse retinal ganglion cell the initial spike takes between 40 and 240 milliseconds before the initial activation.[18] The initial activation can be detected by an action potential spike, a sudden spike in neuron membrane electric voltage.

A perceptual visual event measured in humans was the presentation to individuals of an anomalous word. If these individuals are shown a sentence, presented as a sequence of single words on a computer screen, with a puzzling word out of place in the sequence, the perception of the puzzling word can register on an electroencephalogram (EEG). In an experiment, human readers wore an elastic cap with 64 embedded electrodes distributed over their scalp surface.[19] Within 230 milliseconds of encountering the anomalous word, the human readers generated an event-related electrical potential alteration of their EEG at the left occipital-temporal channel, over the left occipital lobe and temporal lobe.

Sound

[edit]
Anatomy of the human ear. (The length of the auditory canal is exaggerated in this image.)
  Brown is outer ear.
  Red is middle ear.
  Purple is inner ear.

Hearing (or audition) is the ability to perceive sound by detecting vibrations (i.e., sonic detection). Frequencies capable of being heard by humans are called audio or audible frequencies, the range of which is typically considered to be between 20 Hz and 20,000 Hz.[20] Frequencies higher than audio are referred to as ultrasonic, while frequencies below audio are referred to as infrasonic.

The auditory system includes the outer ears, which collect and filter sound waves; the middle ear, which transforms the sound pressure (impedance matching); and the inner ear, which produces neural signals in response to the sound. By the ascending auditory pathway these are led to the primary auditory cortex within the temporal lobe of the human brain, from where the auditory information then goes to the cerebral cortex for further processing.

Sound does not usually come from a single source: in real situations, sounds from multiple sources and directions are superimposed as they arrive at the ears. Hearing involves the computationally complex task of separating out sources of interest, identifying them and often estimating their distance and direction.[21]

Touch

[edit]

The process of recognizing objects through touch is known as haptic perception. It involves a combination of somatosensory perception of patterns on the skin surface (e.g., edges, curvature, and texture) and proprioception of hand position and conformation. People can rapidly and accurately identify three-dimensional objects by touch.[22] This involves exploratory procedures, such as moving the fingers over the outer surface of the object or holding the entire object in the hand.[23] Haptic perception relies on the forces experienced during touch.[24]

Professor Gibson defined the haptic system as "the sensibility of the individual to the world adjacent to his body by use of his body."[25] Gibson and others emphasized the close link between body movement and haptic perception, where the latter is active exploration.

The concept of haptic perception is related to the concept of extended physiological proprioception according to which, when using a tool such as a stick, perceptual experience is transparently transferred to the end of the tool.

Taste

[edit]

Taste (formally known as gustation) is the ability to perceive the flavor of substances, including, but not limited to, food. Humans receive tastes through sensory organs concentrated on the upper surface of the tongue, called taste buds or gustatory calyculi.[26] The human tongue has 100 to 150 taste receptor cells on each of its roughly-ten thousand taste buds.[27]

Traditionally, there have been four primary tastes: sweetness, bitterness, sourness, and saltiness. The recognition and awareness of umami, which is considered the fifth primary taste, is a relatively recent development in Western cuisine.[28][29] Other tastes can be mimicked by combining these basic tastes,[27][30] all of which contribute only partially to the sensation and flavor of food in the mouth. Other factors include smell, which is detected by the olfactory epithelium of the nose;[7] texture, which is detected through a variety of mechanoreceptors, muscle nerves, etc.;[30][31] and temperature, which is detected by thermoreceptors.[30] All basic tastes are classified as either appetitive or aversive, depending upon whether the things they sense are harmful or beneficial.[32]

Smell

[edit]

Smell is the process of absorbing molecules through olfactory organs, which are absorbed by humans through the nose. These molecules diffuse through a thick layer of mucus; come into contact with one of thousands of cilia that are projected from sensory neurons; and are then absorbed into a receptor (one of 347 or so).[33] It is this process that causes humans to understand the concept of smell from a physical standpoint.

Smell is also a very interactive sense as scientists have begun to observe that olfaction comes into contact with the other sense in unexpected ways.[34] It is also the most primal of the senses, as it is known to be the first indicator of safety or danger, therefore being the sense that drives the most basic of human survival skills. As such, it can be a catalyst for human behavior on a subconscious and instinctive level.[35]

Social

[edit]

Social perception is the part of perception that allows people to understand the individuals and groups of their social world. Thus, it is an element of social cognition.[36]

Though the phrase "I owe you" can be heard as three distinct words, a spectrogram reveals no clear boundaries.

Speech

[edit]

Speech perception is the process by which spoken language is heard, interpreted and understood. Research in this field seeks to understand how human listeners recognize the sound of speech (or phonetics) and use such information to understand spoken language.

Listeners manage to perceive words across a wide range of conditions, as the sound of a word can vary widely according to words that surround it and the tempo of the speech, as well as the physical characteristics, accent, tone, and mood of the speaker. Reverberation, signifying the persistence of sound after the sound is produced, can also have a considerable impact on perception. Experiments have shown that people automatically compensate for this effect when hearing speech.[21][37]

The process of perceiving speech begins at the level of the sound within the auditory signal and the process of audition. The initial auditory signal is compared with visual information—primarily lip movement—to extract acoustic cues and phonetic information. It is possible other sensory modalities are integrated at this stage as well.[38] This speech information can then be used for higher-level language processes, such as word recognition.

Speech perception is not necessarily uni-directional. Higher-level language processes connected with morphology, syntax, and/or semantics may also interact with basic speech perception processes to aid in recognition of speech sounds.[39] It may be the case that it is not necessary (maybe not even possible) for a listener to recognize phonemes before recognizing higher units, such as words. In an experiment, professor Richard M. Warren replaced one phoneme of a word with a cough-like sound. His subjects restored the missing speech sound perceptually without any difficulty. Moreover, they were not able to accurately identify which phoneme had even been disturbed.[40]

Faces

[edit]

Facial perception refers to cognitive processes specialized in handling human faces (including perceiving the identity of an individual) and facial expressions (such as emotional cues.)[citation needed]

Social touch

[edit]

The somatosensory cortex is a part of the brain that receives and encodes sensory information from receptors of the entire body.[41]

Affective touch is a type of sensory information that elicits an emotional reaction and is usually social in nature. Such information is actually coded differently than other sensory information. Though the intensity of affective touch is still encoded in the primary somatosensory cortex, the feeling of pleasantness associated with affective touch is activated more in the anterior cingulate cortex. Increased blood oxygen level-dependent (BOLD) contrast imaging, identified during functional magnetic resonance imaging (fMRI), shows that signals in the anterior cingulate cortex, as well as the prefrontal cortex, are highly correlated with pleasantness scores of affective touch. Inhibitory transcranial magnetic stimulation (TMS) of the primary somatosensory cortex inhibits the perception of affective touch intensity, but not affective touch pleasantness. Therefore, the S1 is not directly involved in processing socially affective touch pleasantness, but still plays a role in discriminating touch location and intensity.[42]

Multi-modal perception

[edit]

Multi-modal perception refers to concurrent stimulation in more than one sensory modality and the effect such has on the perception of events and objects in the world.[43]

Time (chronoception)

[edit]

Chronoception refers to how the passage of time is perceived and experienced. Although the sense of time is not associated with a specific sensory system, the work of psychologists and neuroscientists indicates that human brains do have a system governing the perception of time,[44][45] composed of a highly distributed system involving the cerebral cortex, cerebellum, and basal ganglia. One particular component of the brain, the suprachiasmatic nucleus, is responsible for the circadian rhythm (commonly known as one's "internal clock"), while other cell clusters appear to be capable of shorter-range timekeeping, known as an ultradian rhythm.

One or more dopaminergic pathways in the central nervous system appear to have a strong modulatory influence on mental chronometry, particularly interval timing.[46]

Agency

[edit]

Sense of agency refers to the subjective feeling of having chosen a particular action. Some conditions, such as schizophrenia, can cause a loss of this sense, which may lead a person into delusions, such as feeling like a machine or like an outside source is controlling them. An opposite extreme can also occur, where people experience everything in their environment as though they had decided that it would happen.[47]

Even in non-pathological cases, there is a measurable difference between the making of a decision and the feeling of agency. Through methods such as the Libet experiment, a gap of half a second or more can be detected from the time when there are detectable neurological signs of a decision having been made to the time when the subject actually becomes conscious of the decision.

There are also experiments in which an illusion of agency is induced in psychologically normal subjects. In 1999, psychologists Wegner and Wheatley gave subjects instructions to move a mouse around a scene and point to an image about once every thirty seconds. However, a second person—acting as a test subject but actually a confederate—had their hand on the mouse at the same time, and controlled some of the movement. Experimenters were able to arrange for subjects to perceive certain "forced stops" as if they were their own choice.[48][49]

Familiarity

[edit]

Recognition memory is sometimes divided into two functions by neuroscientists: familiarity and recollection.[50] A strong sense of familiarity can occur without any recollection, for example in cases of deja vu.

The temporal lobe (specifically the perirhinal cortex) responds differently to stimuli that feel novel compared to stimuli that feel familiar. Firing rates in the perirhinal cortex are connected with the sense of familiarity in humans and other mammals. In tests, stimulating this area at 10–15 Hz caused animals to treat even novel images as familiar, and stimulation at 30–40 Hz caused novel images to be partially treated as familiar.[51] In particular, stimulation at 30–40 Hz led to animals looking at a familiar image for longer periods, as they would for an unfamiliar one, though it did not lead to the same exploration behavior normally associated with novelty.

Recent studies on lesions in the area concluded that rats with a damaged perirhinal cortex were still more interested in exploring when novel objects were present, but seemed unable to tell novel objects from familiar ones—they examined both equally. Thus, other brain regions are involved with noticing unfamiliarity, while the perirhinal cortex is needed to associate the feeling with a specific source.[52]

Sexual stimulation

[edit]

Сексуальная стимуляция — это любой стимул (включая телесный контакт), который приводит, усиливает и поддерживает сексуальное возбуждение , возможно, даже приводящее к оргазму . В отличие от обычного осязания , сексуальная стимуляция тесно связана с гормональной активностью и химическими триггерами в организме. Хотя сексуальное возбуждение может возникнуть и без физической стимуляции , для достижения оргазма обычно требуется физическая сексуальная стимуляция (стимуляция телец Краузе-Пальцев ). [53] находится в эрогенных зонах тела.)

Другие чувства

[ редактировать ]

Другие чувства позволяют воспринимать баланс тела (вестибулярное чувство). [54] ); ускорение , включая гравитацию ; положение частей тела (проприоцепция) [1] ). Они также могут обеспечить восприятие внутренних чувств (чувство интероцепции). [55] ), такие как температура, боль, удушье , рвотный рефлекс , вздутие живота , переполнение прямой кишки и мочевого пузыря , а также ощущения в горле и легких .

Реальность

[ редактировать ]

В случае визуального восприятия некоторые люди могут увидеть изменение восприятия мысленным взором . [56] Другие, не мыслящие образно , не обязательно воспринимают «изменение формы» по мере изменения их мира. Эта эссемпластическая природа была продемонстрирована экспериментом, который показал, что неоднозначные изображения имеют множество интерпретаций на уровне восприятия.

Сбивающая с толку двусмысленность восприятия используется в человеческих технологиях, таких как камуфляж и биологическая мимикрия . Например, на крыльях европейских бабочек-павлинов есть пятна на глазах , на которые птицы реагируют так, как будто это глаза опасного хищника.

Есть также свидетельства того, что мозг в некотором роде работает с небольшой «задержкой», чтобы позволить нервным импульсам из отдаленных частей тела интегрироваться в одновременные сигналы. [57]

Восприятие – одна из старейших областей психологии. Старейшими количественными законами в психологии являются закон Вебера , который гласит, что наименьшая заметная разница в интенсивности стимула пропорциональна интенсивности ссылки; и закон Фехнера , который количественно определяет взаимосвязь между интенсивностью физического стимула и его воспринимаемым аналогом (например, проверка того, насколько темнее может стать экран компьютера, прежде чем зритель действительно это заметит). Изучение восприятия породило гештальт-школу психологии с упором на целостный подход.

Физиология

[ редактировать ]

Сенсорная система – это часть нервной системы, отвечающая за обработку сенсорной информации. Сенсорная система состоит из сенсорных рецепторов , нервных путей и частей мозга, участвующих в сенсорном восприятии. Общепризнанными сенсорными системами являются органы зрения , слуха , соматических ощущений (осязания), вкуса и обоняния (обоняния), как указано выше. Было высказано предположение, что иммунная система является упущенной из виду сенсорной модальностью. [58] Короче говоря, чувства являются преобразователями из физического мира в сферу разума.

Рецептивное поле — это определенная часть мира, на которую реагируют рецепторный орган и рецепторные клетки. Например, та часть мира, которую может видеть глаз, — это его рецептивное поле; Свет, который может видеть каждая палочка или колбочка , является ее восприимчивым полем. [59] На данный момент рецептивные поля идентифицированы для зрительной системы , слуховой системы и соматосенсорной системы . Внимание исследователей в настоящее время сосредоточено не только на процессах внешнего восприятия, но и на « интероцепции », рассматриваемой как процесс получения, доступа и оценки внутренних телесных сигналов. Поддержание желаемого физиологического состояния имеет решающее значение для благополучия и выживания организма. Интероцепция — это итеративный процесс, требующий взаимодействия между восприятием состояний тела и осознанием этих состояний для создания надлежащей саморегуляции. Афферентные сенсорные сигналы постоянно взаимодействуют с когнитивными представлениями целей, истории и окружающей среды более высокого порядка, формируя эмоциональный опыт и мотивируя регуляторное поведение. [60]

Постоянство

[ редактировать ]

Постоянство восприятия — это способность систем восприятия распознавать один и тот же объект на основе самых разных сенсорных сигналов. [5] : 118–120  [61] Например, отдельных людей можно распознать по видам, например, в анфас и в профиль, которые образуют на сетчатке очень разные формы. Монета, если смотреть лицом вниз, создает на сетчатке круглое изображение, а если держать ее под углом, то создает эллиптическое изображение. [21] В нормальном восприятии они воспринимаются как единый трехмерный объект. Без этого процесса коррекции животное, приближающееся с расстояния, казалось бы, увеличивалось в размерах. [62] [63] Одним из видов постоянства восприятия является постоянство цвета : например, белый лист бумаги можно распознать как таковой при разных цветах и ​​интенсивности света. [63] Другой пример — постоянство шероховатости : когда рука быстро проводится по поверхности, сенсорные нервы стимулируются более интенсивно. Мозг это компенсирует, поэтому скорость контакта не влияет на воспринимаемую грубость. [63] Другие постоянства включают мелодию, запах, яркость и слова. [64] Эти постоянства не всегда полны, но вариации восприятия гораздо меньше, чем вариации физического стимула. [63] Системы восприятия мозга достигают постоянства восприятия различными способами, каждый из которых специализируется на типе обрабатываемой информации. [65] с фонематическим восстановлением как яркий пример слуха.

Закон закрытия. Человеческий мозг склонен воспринимать законченные формы, даже если эти формы неполны.

Группировка (гештальт)

[ редактировать ]

Принципы группировки (или гештальт-законы группировки ) — это набор принципов психологии , впервые предложенный гештальт-психологами для объяснения того, как люди естественным образом воспринимают объекты с закономерностями и объектами. Гештальт-психологи утверждали, что эти принципы существуют, потому что разум имеет врожденную предрасположенность воспринимать закономерности в стимулах на основе определенных правил. Эти принципы сгруппированы в шесть категорий :

  1. Близость : принцип близости гласит, что при прочих равных условиях восприятие имеет тенденцию группировать стимулы, расположенные близко друг к другу как части одного и того же объекта, и стимулы, находящиеся далеко друг от друга, как два отдельных объекта.
  2. Сходство : принцип подобия гласит, что при прочих равных условиях восприятие позволяет видеть стимулы, которые физически похожи друг на друга как части одного и того же объекта и различны как части отдельного объекта. Это позволяет людям различать соседние и перекрывающиеся объекты на основе их визуальной текстуры и сходства .
  3. Замыкание : принцип закрытости относится к склонности ума видеть законченные фигуры или формы, даже если изображение неполное, частично скрыто другими объектами или если часть информации, необходимой для создания полной картины в нашем сознании, отсутствует. Например, если часть границы фигуры отсутствует, люди все равно склонны видеть фигуру полностью заключенной в границу и игнорировать пробелы.
  4. Хорошее продолжение: принцип хорошего продолжения имеет смысл в отношении перекрывающихся стимулов: когда происходит пересечение двух или более объектов, люди склонны воспринимать каждый из них как один непрерывный объект.
  5. Общая судьба : принцип общей судьбы стимулирует группы вместе на основе их движения. Когда визуальные элементы перемещаются в одном направлении с одинаковой скоростью, восприятие связывает это движение как часть одного и того же стимула. Это позволяет людям различать движущиеся объекты, даже если другие детали, такие как цвет или контур, скрыты.
  6. Принцип хорошей формы относится к тенденции группировать вместе формы схожей формы, рисунка, цвета и т. д. [66] [67] [68] [69]

Более поздние исследования выявили дополнительные принципы группировки. [70]

Контрастные эффекты

[ редактировать ]

Общим выводом для многих различных видов восприятия является то, что на воспринимаемые качества объекта могут влиять качества контекста. Если один объект является крайним по некоторому измерению, то соседние объекты воспринимаются как находящиеся дальше от этого крайности.

« Эффект одновременного контраста » — это термин, используемый, когда стимулы предъявляются одновременно, тогда как последовательный контраст применяется, когда стимулы предъявляются один за другим. [71]

Эффект контраста был отмечен философом 17-го века Джоном Локком , который заметил, что теплая вода может казаться горячей или холодной в зависимости от того, находилась ли рука, касающаяся ее, ранее в горячей или холодной воде. [72] В начале 20-го века Вильгельм Вундт определил контраст как фундаментальный принцип восприятия, и с тех пор этот эффект был подтвержден во многих различных областях. [72] Эти эффекты формируют не только визуальные качества, такие как цвет и яркость, но и другие виды восприятия, в том числе ощущение тяжести объекта. [73] Один эксперимент показал, что размышление об имени «Гитлер» приводило к тому, что испытуемые оценивали человека как более враждебного. [74] Воспринимается ли музыкальное произведение как хорошее или плохое, может зависеть от того, была ли музыка, услышанная до нее, приятной или неприятной. [75] Чтобы эффект сработал, сравниваемые объекты должны быть похожи друг на друга: тележурналист может казаться меньше, беря интервью у высокого баскетболиста, но не стоя рядом с высотным зданием. [73] В мозге яркостной контраст влияет как на скорость возбуждения нейронов, так и на синхронность нейронов . [76]

Восприятие как прямое восприятие (Гибсон)

[ редактировать ]

Когнитивные теории восприятия предполагают бедность стимула . Это утверждение, что ощущения сами по себе не способны дать уникальное описание мира. [77] Ощущения требуют «обогащения», в чем и состоит роль ментальной модели .

Подход перцептивной экологии был представлен профессором Джеймсом Дж. Гибсоном , который отверг предположение о бедности стимулов и идею о том, что восприятие основано на ощущениях. Вместо этого Гибсон исследовал, какая информация на самом деле предоставляется системам восприятия. Его теория «предполагает существование стабильного, неограниченного и постоянного стимула-информации в окружающем оптическом массиве . И она предполагает, что зрительная система может исследовать и обнаруживать эту информацию. Теория основана на информации, а не на ощущениях». [78] Он и психологи, работающие в рамках этой парадигмы, подробно рассказали, как мир может быть задан мобильному, исследующему организму посредством законной проекции информации о мире в энергетические массивы. [79] «Спецификация» будет отображением 1:1 некоторого аспекта мира в массив восприятия. При таком отображении обогащение не требуется, и восприятие является прямым . [80]

Восприятие в действии

[ редактировать ]

Из ранних работ Гибсона выведено экологическое понимание восприятия, известное как восприятие в действии, которое утверждает, что восприятие является необходимым свойством одушевленного действия. Он утверждает, что без восприятия действие было бы неуправляемым, а без действия восприятие не имело бы никакой цели. Оживленные действия требуют как восприятия, так и движения, которые можно описать как «две стороны одной медали, монета — это действие». Гибсон исходит из предположения, что единичные сущности, которые он называет инвариантами, уже существуют в реальном мире и что все, что делает процесс восприятия, сосредоточено на них.

Конструктивистская точка зрения , которой придерживались такие философы, как Эрнст фон Глазерсфельд , рассматривает постоянное приспособление восприятия и действия к внешним воздействиям как раз как то, что составляет «сущность», которая, следовательно, далека от инвариантности. [81] Глазерсфельд рассматривает инвариант как цель, на которую следует ориентироваться, и прагматическую необходимость обеспечить первоначальную меру понимания, которая должна быть установлена ​​до обновления, которого стремится достичь утверждение. Инвариант не представляет и не должен представлять реальность. Глазерсфельд описывает крайне маловероятно, что то, чего желает или чего боится организм, никогда не претерпит изменений с течением времени. Таким образом, эта социальная конструкционистская теория допускает необходимую эволюционную корректировку. [82]

Математическая теория восприятия в действии была разработана и исследована для многих форм контролируемого движения и описана для многих различных видов организмов с использованием общей теории Тау . Согласно этой теории, «тау-информация», или информация о времени достижения цели, является фундаментальным восприятием восприятия.

Эволюционная психология

[ редактировать ]

Многие философы, например Джерри Фодор , пишут, что целью восприятия является знание. Однако эволюционные психологи считают, что основная цель восприятия — направлять действия. [83] Они приводят пример восприятия глубины , которое, по-видимому, развилось не для того, чтобы помогать определять расстояния до других объектов, а скорее для того, чтобы помогать движению. [83] Эволюционные психологи утверждают, что животные, от крабов-скрипачей до людей, используют зрение для предотвращения столкновений , предполагая, что зрение в основном предназначено для направления действий, а не для предоставления знаний. [83] Нейропсихологи показали, что системы восприятия развивались в соответствии со спецификой деятельности животных. Это объясняет, почему летучие мыши и черви могут воспринимать разные частоты слуховых и зрительных систем, чем, например, люди.

Создание и поддержание органов чувств требует метаболических затрат. Более половины мозга занято обработкой сенсорной информации, а сам мозг потребляет примерно четверть метаболических ресурсов. Таким образом, такие органы развиваются только тогда, когда они приносят исключительную пользу приспособленности организма. [83]

Ученые, изучающие восприятие и ощущения, уже давно понимают человеческие чувства как адаптации. [83] Восприятие глубины состоит из обработки более полудюжины визуальных сигналов, каждый из которых основан на закономерностях физического мира. [83] Зрение развилось, чтобы реагировать на узкий диапазон электромагнитной энергии, которого много и который не проходит через объекты. [83] Звуковые волны предоставляют полезную информацию об источниках объектов и расстояниях до них: более крупные животные издают и слышат звуки более низкой частоты, а более мелкие животные издают и слышат звуки более высокой частоты. [83] Вкус и запах реагируют на химические вещества в окружающей среде, которые были важны для приспособленности к среде эволюционной адаптированности. [83] Осязание на самом деле объединяет множество чувств, включая давление, тепло, холод, щекотку и боль. [83] Боль, хотя и неприятна, носит адаптивный характер. [83] Важной адаптацией органов чувств является смещение диапазона, благодаря которому организм временно становится более или менее чувствительным к ощущениям. [83] Например, глаза автоматически приспосабливаются к тусклому или яркому окружающему свету. [83] Сенсорные способности разных организмов часто развиваются совместно, как в случае со слухом летучих мышей, владеющих эхолокацией, и слухом мотыльков, которые эволюционировали, чтобы реагировать на звуки, издаваемые летучими мышами. [83]

Эволюционные психологи утверждают, что восприятие демонстрирует принцип модульности, при этом специальные механизмы решают определенные задачи восприятия. [83] Например, люди с поражением определенного участка мозга не способны распознавать лица ( просопагнозия ). [83] Эволюционная психология предполагает, что это указывает на так называемый модуль чтения по лицу. [83]

Замкнутое восприятие

[ редактировать ]

Теория замкнутого восприятия предлагает динамический моторно-сенсорный замкнутый процесс, в котором информация проходит через окружающую среду и мозг непрерывными циклами. [84] [85] [86] [87] Восприятие с замкнутым контуром, по-видимому, согласуется с анатомией и с тем фактом, что восприятие обычно представляет собой постепенный процесс. Повторяющиеся встречи с объектом, сознательные или нет, позволяют животному уточнить свои впечатления об этом объекте. Этого легче достичь с помощью круговой системы с замкнутым контуром, чем с помощью линейной системы с разомкнутым контуром. Восприятие с обратной связью может объяснить многие явления, которые восприятие с разомкнутым циклом пытается объяснить. Во многом это связано с тем, что восприятие с обратной связью рассматривает движение как неотъемлемую часть восприятия, а не как мешающий компонент, который необходимо корректировать. Более того, среда, воспринимаемая посредством движения датчика, а не несмотря на движение датчика, не нуждается в дальнейшей стабилизации с помощью внутренних процессов. [87]

Теория интеграции функций

[ редактировать ]

Теория интеграции признаков (FIT) Энн Трейсман пытается объяснить, как характеристики стимула, такие как физическое расположение в пространстве, движение, цвет и форма, объединяются, чтобы сформировать одно восприятие, несмотря на то, что каждая из этих характеристик активирует отдельные области коры головного мозга. FIT объясняет это посредством двухчастной системы восприятия, включающей стадии предварительного и сосредоточенного внимания. [88] [89] [90] [91] [92]

Превнимательная стадия восприятия в значительной степени бессознательна и анализирует объект, разбивая его на основные характеристики, такие как конкретный цвет, геометрическая форма, движение, глубина, отдельные линии и многие другие. [88] Исследования показали, что, когда небольшие группы объектов с различными характеристиками (например, красный треугольник, синий круг) на короткое время мелькают перед участниками-людьми, многие люди позже сообщают, что видят формы, состоящие из комбинированных характеристик двух разных стимулов, таким образом называемых как иллюзорные союзы . [88] [91]

Несвязанные черты, описанные на стадии превнимательности, объединяются в объекты, которые мы обычно видим на стадии сосредоточенного внимания. [88] Стадия сосредоточенного внимания в значительной степени основана на идее внимания в восприятии и «связывает» характеристики вместе с конкретными объектами в определенных пространственных местах (см. проблему привязки ). [88] [92]

Теория общей интенциональности

[ редактировать ]

Принципиально иной подход к пониманию восприятия объектов опирается на важную роль общей интенциональности . [93] Профессор когнитивной психологии Майкл Томаселло предположил, что социальные связи между детьми и опекунами будут постепенно усиливаться благодаря важной движущей силе общей интенциональности, начиная с рождения. [94] Понятие общей интенциональности, введенное Майклом Томаселло, было развито более поздними исследователями, которые стремились объяснить это совместное взаимодействие с разных точек зрения, например, психофизиологии , [95] [96] [97] и нейробиология. [98] Подход общей интенциональности рассматривает возникновение восприятия на более ранней стадии развития организмов, чем другие теории, даже до появления интенциональности . Поскольку многие теории строят свои знания о восприятии на основе его основных особенностей организации, идентификации и интерпретации сенсорной информации для представления целостной картины окружающей среды, интенциональность является центральным вопросом в развитии восприятия. В настоящее время только одна гипотеза пытается объяснить общую интенциональность во всей ее интегральной сложности от уровня межличностной динамики до взаимодействия на нейрональном уровне. Выдвинутая латвийским профессором Игорем Валом Даниловым гипотеза о нейробиологических процессах, происходящих во время совместной интенциональности [99] подчеркивает, что в начале познания очень молодые организмы не могут самостоятельно различать соответствующие сенсорные стимулы. Поскольку окружающая среда представляет собой какофонию стимулов (электромагнитные волны, химические взаимодействия и колебания давления), их ощущения слишком ограничены шумом, чтобы решить проблему с сигналом. Соответствующий стимул не может преодолеть величину шума, если он проходит через органы чувств. Следовательно, интенциональность является для них сложной проблемой, поскольку она требует представления среды, уже разбитой на объекты (см. также проблему привязки ). Восприятие объектов также проблематично, поскольку оно не может возникнуть без Интенциональности. С точки зрения этой гипотезы, общая интенциональность — это совместное взаимодействие, в котором участники разделяют основные сенсорные стимулы реальной когнитивной проблемы. Эта социальная связь обеспечивает экологическую подготовку молодого незрелого организма, начиная с стадии развития рефлексов, для обработки организации, идентификации и интерпретации сенсорной информации в процессе развития восприятия. [100] Исходя из этого, восприятие возникает благодаря общей интенциональности на эмбриональной стадии развития, т. е. еще до рождения. [101]

Другие теории восприятия

[ редактировать ]

Влияние на восприятие

[ редактировать ]

Эффект опыта

[ редактировать ]

С опытом организмы могут научиться проводить более тонкие перцептивные различия и освоить новые виды категоризации. Дегустация вин, чтение рентгеновских изображений и понимание музыки — вот приложения этого процесса в человеческой сфере. Исследования были сосредоточены на связи этого процесса с другими видами обучения и на том, происходит ли оно в периферических сенсорных системах или в процессе обработки мозгом сенсорной информации. [102] Эмпирические исследования показывают, что определенные практики (такие как йога , осознанность , тайцзи , медитация , даоши и другие дисциплины разума и тела) могут изменить модальность человеческого восприятия. В частности, эти практики позволяют навыкам восприятия переключаться с внешнего (экстероцептивного поля) на более высокую способность фокусироваться на внутренних сигналах ( проприоцепция ). попросили дать суждения о вертикальности, Кроме того, когда практикующих йогу они значительно меньше подвержены влиянию вводящего в заблуждение визуального контекста. Повышение самопревосхождения может позволить практикующим йогу оптимизировать задачи по оценке вертикальности, больше полагаясь на внутренние (вестибулярные и проприоцептивные) сигналы, исходящие от их собственного тела, а не на экстероцептивные визуальные сигналы. [103]

Прошлые действия и события, произошедшие непосредственно перед встречей или любой формой стимуляции, оказывают сильное влияние на то, как сенсорные стимулы обрабатываются и воспринимаются. На базовом уровне информация, которую получают наши органы чувств, часто неоднозначна и неполна. Однако они сгруппированы вместе, чтобы мы могли понять физический мир вокруг нас. Но именно эти различные формы стимуляции в сочетании с нашими предыдущими знаниями и опытом позволяют нам формировать наше общее восприятие. Например, участвуя в разговоре, мы пытаемся понять их послание и слова, обращая внимание не только на то, что слышим через уши, но и на предыдущие формы, которые, как мы видели, создавали наши рты. Другой пример: если бы в другом разговоре возникла похожая тема, мы бы использовали наши предыдущие знания, чтобы угадать, в каком направлении движется разговор. [104]

Эффект мотивации и ожидания

[ редактировать ]

Перцептивная установка (также называемая перцептивным ожиданием или просто установкой ) — это предрасположенность воспринимать вещи определенным образом. [105] Это пример того, как восприятие может формироваться «нисходящими» процессами, такими как побуждения и ожидания. [106] Перцептивные установки возникают во всех различных смыслах. [62] Они могут быть долговременными, как, например, особая чувствительность к звуку собственного имени в переполненной комнате, или краткосрочными, как, например, легкость, с которой голодные люди замечают запах еды. [107] Простая демонстрация эффекта включала очень краткое представление неслов, таких как «саэль». Испытуемые, которым сказали ожидать слов о животных, прочитали это как «тюлень», но другие, которые ожидали слов, связанных с лодкой, прочитали это как «парус». [107]

Наборы могут создаваться мотивацией и поэтому могут привести к тому, что люди интерпретируют неоднозначные фигуры так, что видят то, что хотят видеть. [106] Например, то, как кто-то воспринимает то, что происходит во время спортивной игры, может быть предвзятым, если он решительно поддерживает одну из команд. [108] В одном эксперименте компьютер поручал студентам выполнять приятные или неприятные задачи. Им сказали, что на экране будет мигать цифра или буква, указывающая, собираются ли они попробовать апельсиновый сок или полезный напиток с неприятным вкусом. Фактически, на экране мелькала неоднозначная цифра, которую можно было прочитать либо как букву B, либо как цифру 13. Когда буквы ассоциировались с приятным заданием, испытуемые с большей вероятностью воспринимали букву B, а когда буквы ассоциировались с приятным заданием, испытуемые с большей вероятностью воспринимали букву B, а когда буквы ассоциировались при выполнении неприятного задания они склонны воспринимать число 13. [105]

Перцептивная установка была продемонстрирована во многих социальных контекстах. Когда кто-то имеет репутацию забавного человека, аудитория с большей вероятностью посчитает его забавным. [107] Наборы восприятия человека отражают его собственные личностные качества. Например, люди с агрессивным характером быстрее правильно определяют агрессивные слова или ситуации. [107]

Один классический психологический эксперимент показал более медленную реакцию и менее точные ответы, когда колода игральных карт меняла цвет символа масти некоторых карт (например, красных пик и черных сердец). [109]

Философ Энди Кларк объясняет, что восприятие, хотя и происходит быстро, — это не просто восходящий процесс (когда мельчайшие детали соединяются вместе, чтобы сформировать более крупное целое). Вместо этого наш мозг использует то, что он называет прогнозирующим кодированием . Он начинается с очень широких ограничений и ожиданий относительно состояния мира, а по мере того, как ожидания оправдываются, он делает более подробные прогнозы (ошибки приводят к новым прогнозам или процессам обучения ) . Кларк говорит, что это исследование имеет различные последствия; не только не может быть полностью «непредвзятого, нефильтрованного» восприятия, но это означает, что существует значительная обратная связь между восприятием и ожиданием (перцептивный опыт часто формирует наши убеждения, но эти восприятия были основаны на существующих убеждениях). [110] Действительно, прогнозирующее кодирование обеспечивает учетную запись, в которой этот тип обратной связи помогает стабилизировать наш процесс формирования выводов о физическом мире, например, в примерах постоянства восприятия.

Воплощенное познание бросает вызов идее восприятия как внутренних представлений, возникающих в результате пассивного приема (неполной) сенсорной информации, поступающей из внешнего мира. По мнению О'Ригана (1992), основная проблема этой точки зрения заключается в том, что она оставляет необъяснимым субъективный характер восприятия. [111] Таким образом, восприятие понимается как активный процесс, осуществляемый воспринимающими и вовлеченными агентами (воспринимающими). Кроме того, на восприятие влияют мотивы и ожидания агентов, их телесные состояния и взаимодействие между телом агента и окружающей средой. [112]

Философия

[ редактировать ]

Восприятие является важной частью теорий многих философов, к нему обращались Рене Декарт , Джордж Беркли и Иммануил Кант , и это лишь некоторые из них. В своей работе «Размышления» Декарт начинает с сомнения во всех своих восприятиях, доказывая свое существование знаменитой фразой «Я мыслю, следовательно, существую», а затем приходит к выводу, что восприятия даны Богом. [113] Джордж Беркли придерживался позиции, что все вещи, которые мы видим, имеют реальность и что нашего восприятия достаточно, чтобы знать и понимать эту вещь, потому что наше восприятие способно реагировать на истинную реальность. [114] Кант почти идет навстречу рационалистам и эмпирикам. Его теория использует реальность ноумена, реальные объекты, которые невозможно понять, а затем феномен, который представляет собой человеческое понимание через призму разума, интерпретирующее этот ноумен. [115]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Твои 8 чувств» . www.sensoryhealth.org . Проверено 6 мая 2024 г.
  2. ^ Шактер Д. (2011). Психология . Стоит издательства. ISBN  978-1-4292-3719-2 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Гольдштейн (2009), стр. 5–7.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Грегори, Ричард . «Восприятие» у Грегори, Зангвилла (1987), стр. 598–601.
  5. ^ Jump up to: а б с Бернштейн Д.А. (5 марта 2010 г.). Основы психологии . Cengage Обучение. стр. 123–124. ISBN  978-0-495-90693-3 . Архивировано из оригинала 2 января 2017 года . Проверено 25 марта 2011 г.
  6. ^ Густав Теодор Фехнер . Элементы психофизики. Лейпциг 1860.
  7. ^ Jump up to: а б ДеВере Р., Калверт М. (31 августа 2010 г.). Навигация по расстройствам обоняния и вкуса . Медицинское издательство Демос. стр. 33–37. ISBN  978-1-932603-96-5 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
  8. ^ Jump up to: а б Померанц, Джеймс Р. (2003): «Восприятие: обзор». В: Линн Надель (ред.), Энциклопедия когнитивных наук , Vol. 3, Лондон: Nature Publishing Group, стр. 527–537.
  9. ^ «Ощущение и восприятие» . Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  10. ^ Уиллис В.Д., Коггешолл Р.Э. (31 января 2004 г.). Сенсорные механизмы спинного мозга: первичные афферентные нейроны и спинной рог . Спрингер. п. 1. ISBN  978-0-306-48033-1 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 25 марта 2011 г.
  11. ^ «Восприятие, атрибуция и суждения других» (PDF) . Образование Пирсона . Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2021 года . Проверено 8 марта 2020 г.
  12. ^ Алан С. и Гэри Дж. (2011). Восприятие, атрибуция и суждение других. Организационное поведение: понимание и управление жизнью на работе, Vol. 7.
  13. ^ Синсеро, Сара Мэй. 2013. «Восприятие». Исследуемый. Проверено 8 марта 2020 г. ( https://explorable.com/perception ).
  14. ^ Смит Э.Р., Сарате М.А. (1992). «Образцовая модель социального суждения» . Психологический обзор . 99 (1): 3–21. дои : 10.1037/0033-295x.99.1.3 . ISSN   0033-295X .
  15. ^ Голлиш Т., Мейстер М. (28 января 2010 г.). «Глаза умнее, чем считали ученые: нейронные вычисления в цепях сетчатки» . Нейрон . 65 (2): 150–164. дои : 10.1016/j.neuron.2009.12.009 . ПМЦ   3717333 . ПМИД   20152123 .
  16. ^ Ким У.С., Махру О.А., Моллон Дж.Д., Ю-Вай-Ман П. (2021). «Ганглионарные клетки сетчатки: разнообразие типов клеток и клиническая значимость» . Передний Нейрол . 12 : 661938. doi : 10.3389/fneur.2021.661938 . ПМЦ   8175861 . ПМИД   34093409 .
  17. ^ Берри М.Дж., Варланд Д.К., Мейстер М. (май 1997 г.). «Структура и точность цепочек спайков сетчатки» . Proc Natl Acad Sci США . 94 (10): 5411–6. Бибкод : 1997PNAS...94.5411B . дои : 10.1073/pnas.94.10.5411 . ПМК   24692 . ПМИД   9144251 .
  18. ^ Тенголичс А.Я., Шарка Г., Ганцер А., Сабо-Мелег Е., Ньитрай М., Ковач-Оллер Т., Вольдьи Б. (октябрь 2019 г.). «Настройка задержки ответа с помощью цепей сетчатки модулирует эффективность сигнала» . Научный представитель . 9 (1): 15110. Бибкод : 2019НатСР...915110Т . дои : 10.1038/s41598-019-51756-y . ПМК   6806000 . ПМИД   31641196 .
  19. ^ Ким А.Э., Гилли П.М. (2013). «Нейронные механизмы быстрой чувствительности к синтаксической аномалии» . Фронт Психол . 4 : 45. doi : 10.3389/fpsyg.2013.00045 . ПМК   3600774 . ПМИД   23515395 .
  20. ^ Д'Амброуз С., Чоудхари Р. (2003). Элерт Дж. (ред.). «Частотный диапазон человеческого слуха» . Справочник по физике . Проверено 22 января 2022 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Мур, Британская Колумбия (15 октября 2009 г.). «Прослушивание» . В Гольдштейне Э.Б. (ред.). Энциклопедия восприятия . Мудрец. стр. 136–137. ISBN  978-1-4129-4081-8 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
  22. ^ Клацки Р.Л., Ледерман С.Дж., Мецгер В.А. (1985). «Идентификация объектов на ощупь: «экспертная система». » . Восприятие и психофизика . 37 (4): 299–302. дои : 10.3758/BF03211351 . ПМИД   4034346 .
  23. ^ Ледерман С.Дж., Клацки Р.Л. (1987). «Движения рук: окно в тактильное распознавание объектов». Когнитивная психология . 19 (3): 342–368. дои : 10.1016/0010-0285(87)90008-9 . ПМИД   3608405 . S2CID   3157751 .
  24. ^ Роблес-де-ла-Торре Дж., Хейворд В. (2001). «Сила может преодолеть геометрию объекта в восприятии формы посредством активного прикосновения». Природа . 412 (6845): 445–448. Бибкод : 2001Natur.412..445R . дои : 10.1038/35086588 . ПМИД   11473320 . S2CID   4413295 .
  25. ^ Гибсон Дж (1966). Органы чувств рассматриваются как системы восприятия . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN  978-0-313-23961-8 .
  26. ^ Биология человека (страница 201/464). Архивировано 2 января 2017 года в Wayback Machine Дэниела Д. Чираса. Джонс и Бартлетт Лиринг, 2005.
  27. ^ Jump up to: а б ДеВере Р., Калверт М. (31 августа 2010 г.). Навигация по расстройствам обоняния и вкуса . Медицинское издательство Демос. стр. 39–40. ISBN  978-1-932603-96-5 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
  28. ^ «Дорогая умами: загадочный пятый вкус официально проник в кулинарную сферу» . Trendcentral.com. 23 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 18 апреля 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
  29. ^ «Продовольственная тенденция №8 на 2010 год: я хочу свою умами» . foodchannel.com. 6 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 г.
  30. ^ Jump up to: а б с Сигел Г.Дж., Альберс Р.В. (2006). Базовая нейрохимия: молекулярные, клеточные и медицинские аспекты . Академическая пресса. п. 825. ИСБН  978-0-12-088397-4 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
  31. ^ Текстура еды: измерение и восприятие (страницы 3–4/311). Архивировано 2 января 2017 года в Wayback Machine Эндрю Дж. Розенталя. Спрингер, 1999.
  32. ^ Почему два великолепных вкуса иногда не очень вкусны вместе? Архивировано 28 ноября 2011 года на сайте Wayback Machine Scientificamerican.com. Доктор Тим Джейкоб, Кардиффский университет. 22 мая 2009 г.
  33. ^ Брукс Дж. (13 августа 2010 г.). «Наука — это восприятие: что наше обоняние может рассказать нам о нас самих и окружающем нас мире?» . Философские труды. Серия А. Математические, физические и технические науки . 368 (1924): 3491–3502. Бибкод : 2010RSPTA.368.3491B . дои : 10.1098/rsta.2010.0117 . ПМЦ   2944383 . ПМИД   20603363 .
  34. ^ Вейр К. (февраль 2011 г.). «Ароматы и чувствительность» . Американская психологическая ассоциация . Проверено 11 декабря 2018 г.
  35. ^ Бергланд С (29 июня 2015 г.). «Психология сегодня» . Как запах влияет на поведение человека? .
  36. ^ Э. Р. Смит, Д. М. Маки (2000). Социальная психология . Psychology Press, 2-е изд., с. 20
  37. ^ Уоткинс А.Дж., Раймонд А., Макин С.Дж. (23 марта 2010 г.). «Отражение комнаты и постоянство звуков, похожих на речь: внутриполосные эффекты» . В Лопес-Поведа Э.А. (ред.). Нейрофизиологические основы слухового восприятия . Спрингер. п. 440. Бибкод : 2010nbap.book.....L . ISBN  978-1-4419-5685-9 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
  38. ^ Розенблюм Л.Д. (15 апреля 2008 г.). «Примат мультимодального восприятия речи» . В Пизони Д., Ремез Р. (ред.). Справочник по восприятию речи . Джон Уайли и сыновья. п. 51. ИСБН  978-0-470-75677-5 .
  39. ^ Дэвис М.Х., Джонсруд И.С. (июль 2007 г.). «Слушание звуков речи: влияние сверху вниз на взаимодействие между прослушиванием и восприятием речи». Исследование слуха . 229 (1–2): 132–147. дои : 10.1016/j.heares.2007.01.014 . ПМИД   17317056 . S2CID   12111361 .
  40. ^ Уоррен Р.М. (1970). «Восстановление недостающих звуков речи». Наука . 167 (3917): 392–393. Бибкод : 1970Sci...167..392W . дои : 10.1126/science.167.3917.392 . ПМИД   5409744 . S2CID   30356740 .
  41. ^ «Соматосенсорная кора» . Человеческая память . 31 октября 2019 года . Проверено 8 марта 2020 г.
  42. ^ Кейс Л.К., Лаубахер С.М., Олауссон Х., Ван Б., Спаньоло П.А., Бушнелл М.К. (2016). «Кодирование интенсивности прикосновения, но не приятности, в первичной соматосенсорной коре человека» . Дж. Нейроски . 36 (21): 5850–60. doi : 10.1523/JNEUROSCI.1130-15.2016 . ПМК   4879201 . ПМИД   27225773 .
  43. ^ «Мультимодальное восприятие» . Люмен Уэймейкер . п. Введение в психологию . Проверено 8 марта 2020 г.
  44. ^ Рао С.М., Майер А.Р., Харрингтон Д.Л. (март 2001 г.). «Эволюция активации мозга во время временной обработки» . Природная неврология . 4 (3): 317–23. дои : 10.1038/85191 . ПМИД   11224550 . S2CID   3570715 .
  45. ^ «Выявлены области мозга, критически важные для человеческого чувства времени» . UniSci - Ежедневные новости университетской науки. 27 февраля 2001 г.
  46. ^ Паркер К.Л., Ламичхан Д., Каэтано М.С., Нараянан Н.С. (октябрь 2013 г.). «Исполнительная дисфункция при болезни Паркинсона и дефицит времени» . Границы интегративной нейронауки . 7 : 75. дои : 10.3389/fnint.2013.00075 . ПМЦ   3813949 . ПМИД   24198770 . Манипуляции дофаминергической передачей сигналов глубоко влияют на время интервалов, что приводит к гипотезе о том, что дофамин влияет на активность внутреннего кардиостимулятора или «часов». Например, амфетамин, который увеличивает концентрацию дофамина в синаптической щели, ускоряет начало реакции во время интервального времени, тогда как антагонисты дофаминовых рецепторов типа D2 обычно замедляют время;... Истощение дофамина у здоровых добровольцев ухудшает время, в то время как амфетамин высвобождает синаптические дофамина и ускоряет время.
  47. ^ Метцингер Т. (2009). Туннель Эго . Основные книги. стр. 117–118. ISBN  978-0-465-04567-9 .
  48. ^ Вегнер Д.М., Уитли Т. (июль 1999 г.). «Видимая ментальная причинность. Источники опыта воли». Американский психолог . 54 (7): 480–92. CiteSeerX   10.1.1.188.8271 . дои : 10.1037/0003-066x.54.7.480 . ПМИД   10424155 .
  49. ^ Метцингер Т. (2003). Быть никем . п. 508.
  50. ^ Мандлер (1980). «Признание: суждение о предшествующем происшествии» . Психологический обзор . 87 (3): 252–271. дои : 10.1037/0033-295X.87.3.252 . S2CID   2166238 .
  51. ^ Хо Дж.В., Поэта Д.Л., Джейкобсон Т.К., Зольник Т.А., Неске Г.Т., Коннорс Б.В., Беруэлл Р.Д. (сентябрь 2015 г.). «Двунаправленная модуляция памяти распознавания» . Журнал неврологии . 35 (39): 13323–35. doi : 10.1523/JNEUROSCI.2278-15.2015 . ПМЦ   4588607 . ПМИД   26424881 .
  52. ^ Киннаване Л., Амин Э., Оларте-Санчес К.М., Агглтон Дж.П. (ноябрь 2016 г.). «Обнаружение и распознавание новых объектов: влияние отключения периринальной коры на структуру активности гиппокампа» . Гиппокамп . 26 (11): 1393–1413. дои : 10.1002/hipo.22615 . ПМК   5082501 . ПМИД   27398938 .
  53. ^ Темы УФ (29 марта 2017). «Сенсорные тельца» . Брюшной ключ . Проверено 13 июля 2018 г.
  54. ^ «Твои 8 чувств» . www.sensoryhealth.org . Проверено 6 мая 2024 г.
  55. ^ «Твои 8 чувств» . www.sensoryhealth.org . Проверено 6 мая 2024 г.
  56. ^ Веттлауфер АК (2003). Мысленным взглядом: зрительный импульс у Дидро, Бодлера и Рёскина, стр. 257 . Амстердам: Родопи. ISBN  978-90-420-1035-2 .
  57. Секретное преимущество краткости. Архивировано 21 мая 2009 года в Wayback Machine Робертом Крулвичем . Учитывая все обстоятельства , NPR. 18 мая 2009 г.
  58. ^ Бедфорд, Флорида (2011). «Недостающая сенсорная модальность: иммунная система». Восприятие . 40 (10): 1265–1267. дои : 10.1068/p7119 . ПМИД   22308900 . S2CID   9546850 .
  59. ^ Колб и Уишоу: Основы нейропсихологии человека (2003)
  60. ^ Фарб Н., Добенмир Дж., Прайс С.Дж., Гард Т., Керр К., Данн Б.Д., Мелинг В.Е. (2015). «Интероцепция, созерцательная практика и здоровье» . Границы в психологии . 6 : 763. doi : 10.3389/fpsyg.2015.00763 . ПМЦ   4460802 . ПМИД   26106345 .
  61. ^ Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.К., Смит Э.Э. (март 1990 г.). Введение в психологию . Харкорт Брейс Йованович. стр. 177–183. ISBN  978-0-15-543689-3 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  62. ^ Jump up to: а б Зондереггер Т. (16 октября 1998 г.). Психология . Джон Уайли и сыновья. стр. 43–46. ISBN  978-0-8220-5327-9 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  63. ^ Jump up to: а б с д Гольдштейн Е.Б. (15 октября 2009 г.). «Постоянство» . В Гольдштейне Э.Б. (ред.). Энциклопедия восприятия . Мудрец. стр. 309–313. ISBN  978-1-4129-4081-8 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
  64. ^ Рокелейн Дж. Э. (2006). Словарь психологических теорий Elsevier . Эльзевир. п. 126. ИСБН  978-0-444-51750-0 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  65. ^ Янтис С (2001). Визуальное восприятие: основные показания . Психология Пресс. п. 7. ISBN  978-0-86377-598-7 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  66. ^ Грей, Питер О. (2006): Психология , 5-е изд., Нью-Йорк: Стоит, с. 281. ISBN   978-0-7167-0617-5
  67. ^ Вулф Дж.М., Клюендер К.Р., Леви Д.М., Бартошук Л.М., Герц Р.С., Клацки Р.Л., Ледерман С.Дж. (2008). «Принципы гештальт-группировки» . Ощущение и восприятие (2-е изд.). Синауэр Ассошиэйтс. стр. 78, 80. ISBN.  978-0-87893-938-1 . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года.
  68. ^ Гольдштейн (2009). стр. 105–107
  69. ^ Банерджи Дж. К. (1994). «Гештальт-теория восприятия». Энциклопедический словарь психологических терминов . MD Publications Pvt. ООО, стр. 107–108. ISBN  978-81-85880-28-0 .
  70. ^ Вейтен В. (1998). Психология: темы и вариации (4-е изд.). Брукс / Паб Коул. Компания р. 144. ИСБН  978-0-534-34014-8 .
  71. ^ Корсини Р.Дж. (2002). Словарь психологии . Психология Пресс. п. 219. ИСБН  978-1-58391-328-4 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  72. ^ Jump up to: а б Кушнер Л.Х. (2008). Контраст в суждениях о психическом здоровье . п. 1. ISBN  978-0-549-91314-6 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  73. ^ Jump up to: а б Плюс С (1993). Психология суждения и принятия решений . МакГроу-Хилл. стр. 38–41. ISBN  978-0-07-050477-6 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  74. ^ Московиц ГБ (2005). Социальное познание: понимание себя и других . Гилфорд Пресс. п. 421. ИСБН  978-1-59385-085-2 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  75. ^ Поппер А.Н. (30 ноября 2010 г.). Музыкальное восприятие . Спрингер. п. 150. ИСБН  978-1-4419-6113-6 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  76. ^ Бидерлак Дж., Кастело-Бранко М., Нойеншвандер С., Уилер Д., Сингер В., Николич Д. (2006). «Индукция яркости: повышение скорости и синхронизация нейронов как дополнительные коды» . Нейрон . 52 (6): 1073–1083. дои : 10.1016/j.neuron.2006.11.012 . ПМИД   17178409 . S2CID   16732916 .
  77. ^ Стоун, Джеймс В. (2012): « Зрение и мозг: как мы воспринимаем мир », Кембридж, MIT Press, стр. 155–178.
  78. ^ Гибсон, Джеймс Дж. (2002): « Теория прямого визуального восприятия ». В: Альва Ноэ/Эван Томпсон (ред.), Видение и разум. Избранные материалы по философии восприятия , Кембридж, MIT Press, стр. 77–89.
  79. ^ Соколовский Р. (2008). Феноменология человеческой личности . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 199–200. ISBN  978-0-521-71766-3 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года.
  80. ^ Ричардс Р.Дж. (декабрь 1976 г.). «Пассивная теория восприятия Джеймса Гибсона: отказ от доктрины специфических нервных энергий» (PDF) . Философия и феноменологические исследования . 37 (2): 218–233. дои : 10.2307/2107193 . JSTOR   2107193 . Архивировано (PDF) из оригинала 13 июня 2013 года.
  81. ^ Сознание в действии, С.Л. Херли, иллюстрировано, Harvard University Press , 2002, 0674007964, стр. 430–432.
  82. ^ Глазерсфельд, Эрнст фон (1995), Радикальный конструктивизм: способ познания и обучения, Лондон: RoutledgeFalmer; Перксен, Бернхард (редактор) (2004), Уверенность в неопределенности: диалоги, знакомящие с конструктивизмом , Эксетер: Выходные данные академический; Райт. Эдмонд (2005). Повествование, восприятие, язык и вера, Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан .
  83. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Гаулин, Стивен Дж. К. и Дональд Х. Макберни. Эволюционная психология. Прентис Холл . 2003. ISBN   978-0-13-111529-3 , глава 4, стр. 81–101.
  84. ^ Дьюи Дж (1896). «Концепция рефлекторной дуги в психологии» (PDF) . Психологический обзор . 3 (4): 359–370. дои : 10.1037/h0070405 . S2CID   14028152 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2018 года.
  85. ^ Фристон, К. (2010) Принцип свободной энергии: единая теория мозга? Архивировано 8 августа 2017 года в обзорах природы Wayback Machine , нейробиология 11: 127-38.
  86. ^ Тишби, Н. и Д. Полани, Информационная теория решений и действий , в «Цикле восприятия-действия». 2011, Спрингер. п. 601-636.
  87. ^ Jump up to: а б Ахиссар Э., Асса Э. (2016). «Восприятие как замкнутый процесс конвергенции» . электронная жизнь . 5 : е12830. doi : 10.7554/eLife.12830 . ПМЦ   4913359 . ПМИД   27159238 . В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
  88. ^ Jump up to: а б с д и Гольдштейн Е.Б. (2015). Когнитивная психология: соединение разума, исследований и повседневного опыта, 4-е издание . Стэмфорд, Коннектикут: Cengage Learning . стр. 109–112. ISBN  978-1-285-76388-0 .
  89. ^ Трейсман А., Геладе Г. (1980). «Теория внимания с интеграцией функций» (PDF) . Когнитивная психология . 12 (1): 97–136. дои : 10.1016/0010-0285(80)90005-5 . ПМИД   7351125 . S2CID   353246 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 сентября 2008 г. – через Science Direct .
  90. ^ Гольдштейн Э.Б. (2010). Ощущение и восприятие (8-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Cengage Learning. стр. 144–146. ISBN  978-0-495-60149-4 .
  91. ^ Jump up to: а б Трейсман А., Шмидт Х (1982). «Иллюзорные соединения в восприятии предметов» . Когнитивная психология . 14 (1): 107–141. дои : 10.1016/0010-0285(82)90006-8 . ПМИД   7053925 . S2CID   11201516 – через Science Direct.
  92. ^ Jump up to: а б Трейсман А (1977). «Фокусированное внимание при восприятии и извлечении многомерных стимулов» . Когнитивная психология . 14 (1): 107–141. дои : 10.1016/0010-0285(82)90006-8 . ПМИД   7053925 . S2CID   11201516 – через Science Direct.
  93. ^ Томаселло, М. (1999). Культурные истоки человеческого познания. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. 1999.
  94. ^ Томаселло, М. (2019). Становление человеком: теория онтогенеза . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
  95. ^ Вал Данилов И. и Михайлова С. (2023). «Эмпирические доказательства общей намеренности: на пути к развитию биоинженерных систем». ОБМ Нейробиология 2023; 7(2): 167; doi:10.21926/obm.neurobiol.2302167. https://www.lidsen.com/journals/neurobiology/neurobiology-07-02-167
  96. ^ МакКлунг, Дж. С., Плачи, С., Бангертер, А., Клеман, Ф., и Бшари, Р. (2017). «Язык сотрудничества: общая намеренность приводит к вариациям в помощи в зависимости от членства в группе». Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 284(1863), 20171682. http://dx.doi.org/10.1098/rspb.2017.1682 .
  97. ^ Штейнберг Г. и Галинский А.Д. (2011). «Неявная координация: разделение целей с похожими людьми усиливает стремление к цели». Журнал экспериментальной социальной психологии, 47(6), 1291-1294, https://doi.org/10.1016/j.jesp .2011.04.012.
  98. ^ Фишберн, Ф.А., Мерти, вице-президент, Хлутковски, Колорадо, МакГилливрей, CE, Бемис, Л.М., Мерфи, МЭ, ... и Перлман, С.Б. (2018). «Соединим головы: межличностная нейронная синхронизация как биологический механизм общей интенциональности». Социальная когнитивная и аффективная нейробиология, 13 (8), 841-849.
  99. ^ Вал Данилов I (17 февраля 2023 г.). «Теоретические основы общей интенциональности для нейробиологии при разработке биоинженерных систем» . ОБМ Нейробиология . 7 (1): 156. doi : 10.21926/obm.neurobiol.2301156 .
  100. ^ Вал Данилов I (2023). «Модуляция общей интенциональности на уровне клеток: низкочастотные колебания для временной координации в биоинженерных системах» . ОБМ Нейробиология . 7 (4): 1–17. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2304185 .
  101. ^ Вал Данилов I (2023). «Низкочастотные колебания для нелокального взаимодействия нейронов в общей интенциональности до и после рождения: к происхождению восприятия» . ОБМ Нейробиология . 7 (4): 1–17. дои : 10.21926/obm.neurobiol.2304192 .
  102. ^ Самнер М. Влияние опыта на восприятие и представление вариантов диалекта (PDF) . Elsevier Inc. , 2009. Архивировано (PDF) из оригинала 2 февраля 2016 года . Проверено 3 июня 2015 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  103. ^ Фиори Ф., Дэвид Н., Аглиоти С.М. (2014). «Обработка проприоцептивных и вестибулярных сигналов тела и самопревосхождение у практикующих аштанга-йогу» . Границы человеческой неврологии . 8 : 734. дои : 10.3389/fnhum.2014.00734 . ПМК   4166896 . ПМИД   25278866 .
  104. ^ Снайдер Дж. (31 октября 2015 г.). «Как предыдущий опыт формирует восприятие в различных сенсорных модальностях» . Границы человеческой неврологии . 9 : 594. дои : 10.3389/fnhum.2015.00594 . ПМЦ   4628108 . ПМИД   26582982 .
  105. ^ Jump up to: а б Вайтен В. (17 декабря 2008 г.). Психология: темы и вариации . Cengage Обучение. п. 193. ИСБН  978-0-495-60197-5 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  106. ^ Jump up to: а б Кун Д., Миттерер Дж.О. (29 декабря 2008 г.). Введение в психологию: пути к разуму и поведению . Cengage Обучение. стр. 171–172. ISBN  978-0-495-59911-1 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  107. ^ Jump up to: а б с д Харди М., Хейес С. (2 декабря 1999 г.). Начальная психология . Издательство Оксфордского университета. стр. 24–27. ISBN  978-0-19-832821-6 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  108. ^ Блок JR, Юкер Х.Э. (1 октября 2002 г.). Можете ли вы поверить своим глазам?: более 250 иллюзий и других визуальных странностей . Робсон. стр. 173–174. ISBN  978-1-86105-586-6 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  109. ^ «О восприятии несоответствия: парадигма» Джерома С. Брунера и Лео Постмана. Журнал личности , 18, стр. 206–223. 1949. Yorku.ca. Архивировано 15 февраля 2006 г. в Wayback Machine.
  110. ^ «Прогнозирующее кодирование» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2013 года . Проверено 24 февраля 2011 г.
  111. ^ О'Риган Дж. К. (1992). «Разгадка «настоящих» загадок зрительного восприятия: Мир как внешняя память» . Канадский журнал психологии . 46 (3): 461–488. дои : 10.1037/h0084327 . ISSN   0008-4255 . ПМИД   1486554 .
  112. ^ О'Риган Дж. К., Ноэ А. (2001). «Сенсомоторный отчет о зрении и зрительном сознании» . Поведенческие и мозговые науки . 24 (5): 939–973. дои : 10.1017/S0140525X01000115 . ISSN   0140-525X . ПМИД   12239892 .
  113. ^ Хэтфилд Дж. (2023 г.), «Рене Декарт» , в Zalta EN, Nodelman U (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2023 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 11 ноября 2023 г.
  114. ^ Даунинг Л. (2021), «Джордж Беркли» , в Zalta EN (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 11 ноября 2023 г.
  115. ^ Рольф М. (2023 г.), «Иммануил Кант» , в Zalta EN, Nodelman U (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2023 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 11 ноября 2023 г.

Источники

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Арнгейм, Р. (1969). Визуальное мышление . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   978-0-520-24226-5 .
  • Фланаган-младший и Ледерман С.Дж. (2001). «Нейробиология: ощущение неровностей и дыр. Новости и взгляды», Nature , 412 (6845): 389–91. ( PDF )
  • Гибсон, Джей-Джей (1966). Чувства, рассматриваемые как системы восприятия , Хоутон Миффлин.
  • Гибсон, Джей-Джей (1987). Экологический подход к зрительному восприятию . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN   0-89859-959-8
  • Роблес-Де-Ла-Торре, Г. (2006). «Важность чувства осязания в виртуальной и реальной среде». IEEE MultiMedia, 13(3), Специальный выпуск о тактильных пользовательских интерфейсах для мультимедийных систем, стр. 24–30. ( PDF )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89c6a6a0fe5345820e86ebcb23af2319__1718636460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/19/89c6a6a0fe5345820e86ebcb23af2319.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Perception - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)