Молодые британские художники

Молодые британские художники или YBA [ 1 ] — также называемые британскими художниками и британцами — представляет собой разрозненную группу художников, которые впервые начали выставляться вместе в Лондоне в 1988 году. Многие из художников YBA окончили курс бакалавриата изобразительного искусства в Goldsmiths в конце 1980-х годов, тогда как некоторые из группы прошел обучение в Королевском колледже искусств . [ 2 ]
Сцена началась с серии выставок под руководством художников, проводимых на складах и фабриках, начиная с 1988 года с выставки Freeze под руководством Дэмиена Херста , а в 1990 году с выставок East Country Yard Show и Modern Medicine .
Они известны «шоковой тактикой», использованием одноразовых материалов, разгульным образом жизни и «одновременно оппозиционным и предпринимательским подходом». [ 3 ] Они получили широкое освещение в СМИ и доминировали в британском искусстве 1990-х годов; В число получивших международное признание шоу середины 1990-х годов входили Brilliant! и Сенсация .
Многие художники изначально получали поддержку, а их работы собирал Чарльз Саатчи . Одним заметным исключением является Ангус Фэйрхерст . [ 4 ] Ведущими артистами группы являются Дэмиен Херст и Трейси Эмин . Херста Ключевые работы включают в себя «Физическую невозможность смерти в сознании живущего» , акулу, сохраненную в формальдегиде в витрине » Эмина , и «Моя кровать , растрепанную двуспальную кровать, окруженную мусором. [ 2 ]
Источник
[ редактировать ]Существуют некоторые разногласия относительно первого использования термина «молодые британские художники». Тейт [ 5 ] утверждает, что это был Майкл Коррис в сноске в Artforum , май 1992 года, [ 6 ] Другие утверждают, что именно Саатчи уже в марте 1992 года дал название своей выставке «Молодые британские художники I». [ 7 ] Аббревиатура «YBA» (или «yBa») не была придумана до 1994 года. [ 8 ] Этот термин стал историческим, поскольку большинство YBA родились в середине 1960-х годов. [ 9 ]
Художники YBA
[ редактировать ]
Ядро группы YBA окончило курс изящных искусств Goldsmiths BA в классах 1987–90 годов. Лиам Гиллик , Фиона Рэй , Стив Парк и Сара Лукас были выпускниками класса 1987 года. Ян Дэвенпорт , Майкл Лэнди , Гэри Хьюм , Аня Галлаччио , Лала Мередит-Вула , Генри Бонд , Анджела Буллок были выпускниками класса 1988 года. ; Дэмиен Херст , Ангус Фэйрхерст , Мэт Коллишоу , Саймон Паттерсон и Эбигейл Лейн были выпускниками класса 1989 года; в то время как Джиллиан Уиринг и Сэм Тейлор-Вуд окончили выпуск 1990 года, а Джейсон Мартин окончил выпуск 1993 года. В 1987–1990 годах в состав преподавателей факультета изящных искусств Goldsmiths BA входили Джон Томпсон , Ричард Вентворт , Майкл Крэйг-Мартин , Йен Джеффри , Хелен Чедвик , Марк Уоллинджер , Джудит Коуэн и Глен Бакстер .
Гэвин Терк и Марк Фрэнсис также входят в группу художников YBA. Терк и Фрэнсис учились в Школе искусств Челси с 1986 по 1989 год и в Королевском колледже искусств с 1989 по 1991 год. Терк и Фрэнсис выставляли работы на выставке Saatchi Sensation в Королевской академии.
Заморозить
[ редактировать ]Группа из шестнадцати студентов Голдсмита приняла участие в групповой выставке искусства под названием Freeze которой стал Дэмиен Херст , главным организатором ; он все еще учился на втором курсе бакалавра изобразительного искусства.
Коммерческие галереи проявили отсутствие интереса к проекту, и он был размещен в дешевом нехудожественном пространстве — административном блоке лондонских доков (обычно называемом складом). Это событие нашло отклик в сцене склада « Acid House » рейв- , распространенной в то время, но не получило какого-либо серьезного освещения в прессе. Одним из результатов этого проекта было создание примера художника-куратора: в середине 1990-х годов выставочные пространства и галереи, управляемые художниками, стали характерной чертой лондонской арт-сцены. [ 10 ]
Другие шоу
[ редактировать ]Незадолго до этого был менее известный предшественник, организованный художником Ангусом Фэйрхерстом , в котором он, Дэмиен Херст , Эбигейл Лейн и Мэт Коллишоу приняли участие в небольшой выставке под названием «Прогресс по степени» в галерее Блумсбери Лондонского университета (Институт образования). Замри. [ 11 ]

В сотрудничестве с Херстом Карл Фридман (который дружил с ним в Лидсе до того, как Херст переехал в Лондон и помогал Херсту делать витрины) и Билли Селлман затем курировали две влиятельные «складские» выставки в 1990 году: «Современная медицина» и «Игрок » в Бывшую фабрику в Бермондси они назвали зданием номер один. Для постановки «Современной медицины» они собрали спонсорскую помощь в размере 1000 фунтов стерлингов от деятелей мира искусства, включая Чарльза Саатчи . Фридман открыто говорил о самоисполняющемся пророчестве, которое помогли создать эти спонсоры, а также отметил, что не так много людей посещало эти ранние шоу, включая Freeze . В 1990 году Генри Бонд и Сара Лукас организовали выставку East Country Yard Show на заброшенном складе в лондонских Доклендс , который занимал четыре этажа и площадь 16 000 м. 2 выставочного пространства. В статье для The Independent искусствовед Эндрю Грэм-Диксон сказал:
«Выпускники ювелирного дела не стесняются рекламировать себя и свою работу: некоторые из самых ярких выставок в Лондоне за последние несколько месяцев — «The East Country Yard Show» или «Игрок», обе проходили в доках — были независимо организованы и профинансированы. выпускников Goldsmiths в качестве витрины своей работы. Это создало им репутацию настойчивых людей, однако следует также сказать, что с точки зрения амбиций, внимания к показу и чистой бравады они были замечены. мало что может сравниться с такими выставками в признанных учреждениях современного искусства страны. Они, например, намного превосходили любые выставки современного искусства, которые были организованы ливерпульской галереей Тейт на ее собственном доке стоимостью в несколько миллионов фунтов». [ 12 ]
Созданные альтернативные пространства, такие как City Racing at Oval в Лондоне и Milch, дали возможность многим художникам впервые познакомиться. в Восточном Лондоне было много зачаточной деятельности, В районе Хокстон / Шордич сосредоточенной на Джошуа Компстона галерее . В 1991 году галерея Serpentine представила обзор этой группы художников выставкой Broken English . В 1992 году Чарльз Саатчи устроил серию выставок « Молодое британское искусство» , в первую выставку вошли работы Сары Лукас , Рэйчел Уайтред и Дэмиена Херста .
Вторая волна молодых британских художников появилась в 1992–1993 годах благодаря таким выставкам, как «Новые современники», «Новое британское лето» и «Минки Мэнки» (куратор Карл Фридман). В их число входили Дуглас Гордон , Кристин Борланд , Фиона Баннер , Трейси Эмин , Тацита Дин , Джорджина Старр , Джейн и Луиза Уилсон . Одной из выставок, в которой участвовали несколько художников YBA, была проводимая раз в пять лет Британская художественная выставка 1995 года .
Оживление британской арт-сцены
[ редактировать ]Молодые британские художники оживили (а в некоторых случаях породили) целое новое поколение современных коммерческих галерей, таких как Карстен Шуберт , Сэди Коулс , Виктория Миро , Морин Пейли и Временное искусство Белый Джоплинга Джея куб . [ 13 ] Распространение интереса улучшило рынок журналов о современном британском искусстве за счет увеличения рекламы и тиражей. Frieze , запущенный в 1991 году, с самого начала охватывал YBA, в то время как авторитетные издания, такие как Art Monthly , Art Review , Modern Painters и Contemporary Art, были перезапущены с большим упором на начинающих британских художников.
Участие Чарльза Саатчи
[ редактировать ]
Одним из посетителей Freeze был Чарльз Саатчи , крупный коллекционер современного искусства и сооснователь Saatchi and Saatchi лондонского рекламного агентства . Затем Саатчи посетил Гэмблера на зеленом «Роллс-Ройсе» и, по словам Фридмана, стоял с открытым ртом от изумления перед (а затем купил) первой крупной «животной» инсталляцией Херста «Тысяча лет» , состоящей из большого стеклянного ящика с личинками. и мухи, питающиеся гниющей коровьей головой. (Позже эта инсталляция стала примечательной особенностью выставки Sensation .)
Саатчи стал не только главным коллекционером Херста, но и главным спонсором других YBA – факт, открыто признанный Гэвином Терком. Рынок современного искусства в Лондоне резко рухнул в середине 1990 года из-за серьезного экономического спада, и многие коммерческие галереи современного искусства прекратили свою деятельность. До этого времени Саатчи собирал в основном американское и немецкое современное искусство, часть работ молодых художников, но большую часть – уже признанных художников.
Его коллекция была публично выставлена на серии выставок в большом переоборудованном здании лакокрасочной фабрики в Сент-Джонс-Вуд на севере Лондона. Галерея Саатчи вдохновила молодых художников на создание крупных концептуальных произведений искусства, которые в то время не помещались в обычно небольших галереях Лондона. [ 14 ] На предыдущих выставках галереи Саатчи присутствовали такие крупные фигуры, как Уорхол , Гастон , Алекс Кац , Серра , Кифер , Польке , Рихтер и многие другие. В начале 1990-х Саатчи переключил свое внимание на новое британское искусство.
Саатчи организовал серию выставок под названием «Молодые британские художники», начиная с 1992 года, когда известной выставкой была «Акула» Дэмиена Херста (« Физическая невозможность смерти в сознании живущего »), ставшая культовым произведением британского искусства в 1992 году. 1990-е годы, [ 15 ] и символ Бритарта во всем мире. [ 16 ] В дополнение к покровительству Саатчи (и как прямой результат) «Молодые британские художники» получили широкое освещение в СМИ. Это усугублялось разногласиями вокруг ежегодной премии Тернера (одной из немногих крупных британских наград для современных художников), номинантами или победителями которой были несколько художников. Канал 4 стал спонсором конкурса, что привело к появлению телевизионных профилей артистов в прайм-тайм.
Став учреждением
[ редактировать ]Укрепление статуса художников началось в 1995 году с масштабной групповой выставки « Блестяще!». проходит в Центре искусств Уокера, уважаемом художественном музее в Миннеаполисе, США. Термин «yBa» уже использовался в 1994 году. [ 8 ] и позже использован Саймоном Фордом в статье «Создание мифов» в марте 1996 года в журнале Art Monthly . [ 17 ]
Арт-дилер Джей Джоплинг стал представлять YBA Джейка и Диноса Чепменов, Трейси Эмин, Маркуса Харви , Дэмиена Херста, Гэри Хьюма , Марка Куинна , Гэвина Тёрка и Сэма Тейлор-Вуда, на которых он женился в 1998 году. До Джоплинга Карстен Шуберт. самым известным человеком был важный дилер художников, которых позже назвали YBA. Вскоре после Freeze в ноябре 1988 года он выставил в своей галерее Яна Дэвенпорта, Гэри Хьюма и Майкла Лэнди , которые все выставлялись в Freeze. [ 18 ]
В 1997 году Королевская академия устроила выставку частной художественной коллекции Чарльза Саатчи под названием «Сенсация» , в которую вошли многие работы художников YBA.
На самом деле выставка представляла собой показ Чарльза Саатчи частной коллекции их работ из Академии , основные произведения которой принадлежали ему. Связь была осуществлена Норманом Розенталем , несмотря на сильное сопротивление со стороны некоторых академиков, трое из которых подали в отставку. Споры, возникшие в средствах массовой информации по поводу шоу, особенно по поводу работы Маркуса Харви « Майра », усилили важность YBA. [ 19 ] Когда шоу гастролировало в Нью-Йорке, возникли дальнейшие разногласия, вызванные включением в него работы Криса Офили «Святая Дева Мария». [ 19 ]
YBA с 1992 года.
[ редактировать ]В 1997 году Джиллиан Уиринг выиграла ежегодную премию Тёрнера . В 1998 году Крис Офили получил ежегодную премию Тёрнера.
В 1999 году Трейси Эмин была номинирована на премию Тёрнера . Ее главная выставка « Моя кровать» , состоящая буквально из ее растрепанной, грязной кровати, окруженной хламом, включая презервативы, тапочки и грязное нижнее белье, произвела немедленный и продолжительный эффект в средствах массовой информации и еще больше повысила ее известность. Появление в то же время группы The Stuckists , выступающей против YBA , сооснователем которой является ее бывший парень Билли Чилдиш , дало новый взгляд на освещение событий в СМИ.
В 2003 году YBA Джейк и Динос Чепмены и Аня Галлаччио были номинированы на ежегодную премию Тернера.
24 мая 2004 года пожар на складе уничтожил некоторые работы из коллекции Саатчи, в том числе « Ад братьев Чепмен» и «палатку» Трейси Эмин « Все, с кем я когда-либо спал в 1963–1995 годах» . [ 20 ]
В 2008 году YBA Ангус Фэйрхерст покончил жизнь самоубийством.
В наград по случаю дня рождения 2011 года списке Сэм Тейлор-Вуд и Джиллиан Уиринг были награждены орденом Британской империи королевой Елизаветой II . [ 21 ]
Избранные королевские академики
[ редактировать ]Некоторые из YBA были избраны пожизненными членами Королевской академии художеств в Лондоне (основанной Георгом III в 1768 году); следовательно, они являются «Королевскими академиками» и для обозначения этого могут использовать буквы «РА» после своего имени.
- Гэри Хьюм избран 24 мая 2001 г.
- Фиона Рэй избрана 28 мая 2002 г.
- Трейси Эмин избрана 27 марта 2007 г.
- Дженни Сэвилл избрана в июле 2007 г.
- Джиллиан Уиринг избрана 11 декабря 2007 г.
- Майкл Лэнди избран 29 мая 2008 г.
- Тасита Дин избрана 9 декабря 2008 г. [ 22 ]
Докторантура
[ редактировать ]- 2004: Джиллиан Уиринг - почетный доктор Университета творческих искусств.
- 2007: Генри Бонд - докторская степень Глостерширского университета.
- 2007: Трейси Эмин - почетный доктор Королевского колледжа искусств и Лондонского столичного университета.
- 2010: Фиона Баннер - почетный доктор Кингстонского университета.
Реакция
[ редактировать ]Позитивный
[ редактировать ]Ричард Корк (в свое время искусствовед The Times ) был стойким защитником художников, как и писательница Луиза Бак и бывший Time Out художественный редактор Сара Кент . Сэр Николас Серота подтвердил признание художников, номинировав некоторых из них на премию Тёрнера и включив их в коллекцию Тейт .
Морин Пейли сказала: «Из поколения YBA вышла смелость, вера в то, что вам все сойдет с рук». [ 23 ]
Выступая в 2009 году, Ивона Блазвик , директор Художественной галереи Уайтчепел , сказала: «Момент YBA определенно уже мертв, но любой, кто думает, что они были точкой отсечения, ошибается. Они положили начало чему-то, что продолжает расти с тех пор. . Это еще не конец». [ 24 ]
Отрицательный
[ редактировать ]В 1998 году Джон Виндзор в The Independent сказал, что работы YBA кажутся скучными по сравнению с работами « шокового искусства » 1970-х годов, включая «странные безобразия» в галерее Николаса Тредуэлла , среди которых были «висячие анатомически детализированные картины». кожаная смирительная рубашка с гениталиями» под названием «Розовое распятие » Мэнди Хэверс. [ 25 ]
В 1999 году была основана арт-группа Stuckists с открытой повесткой дня против YBA. [ 26 ] В 2002 году Бритарт подвергся резкой критике со стороны ведущего дирижера сэра Саймона Рэттла , которого в ответ обвинили в плохом понимании концептуального и визуального искусства. [ нужна ссылка ]
Драматург Том Стоппард выступил с публичным осуждением, а Брайан Сьюэлл (художественный критик Evening Standard ) постоянно относился враждебно. [ нужна ссылка ] , как и Дэвид Ли , редактор журнала «Галка» . Рольф Харрис , телеведущий и художник, выделил « Мою кровать » Трейси Эмин как инсталляцию, которая отталкивает людей от искусства. «Я не понимаю, как встать с кровати, оставить кровать незаправленной, выставить ее напоказ и сказать, что это стоит, я не знаю, 31 000 фунтов… Я не верю в это, я думаю, что это мошенничество».
По мнению Джеймса Хартфилда , «художественный бум 1990-х годов поощрял небрежность. Молодые британские художники предпочитали вдохновенный жест терпеливой работе. Они добавили общественное возмущение в свои палитры только для того, чтобы обнаружить, что оно очень быстро исчезло». [ 27 ]
Члены группы пародируются в регулярном карикатуре Берча под названием «Молодые британские художники» в британском сатирическом журнале Private Eye .
Феминизм внутри YBA
[ редактировать ]Женщины-художницы составляли явное меньшинство среди молодых британских художников, в которых доминировали мужчины. Такие люди, как Сара Лукас , Дженни Сэвилл и Рэйчел Уайтред, имеют разную степень пренебрежения в своих изображениях в СМИ, а также несравнимы по известности с коллегами-мужчинами из YBA, такими как Херст. [ 28 ]
Журнал Общества искусств Университета Сассекса описывает, как феминистки в 1980-х годах влияли на женщин-участниц творчества молодых британских художников посредством стратегии ниспровержения женских стереотипов. [ 28 ] Другие рассуждения о женской работе YBA включают обсуждение Рэйчел Уайтред скульптурной практики . Говорят, что Уайтред разрушает «ясную» концепцию женщин, выполняющих «женскую работу». [ 29 ] Ее работа «Девять столов» пытается существовать в третьем пространстве, где формы не могут быть физически гендерными, но все же рассматриваются как женские объекты. [ 29 ] Дэниел Огиливи выразил, как концепция Джудит Батлер, согласно которой «…простой акт« действия », отливки объекта, который выражает пол, а не какая-либо антропоморфическая ассоциация в самом произведении искусства», создает женское начало в работах Уайтрида. [ 29 ]
Учитывая преобладание феминистской идеологии в обществе и современном искусстве, критики утверждают, что художницы, такие как Дженни Сэвилл, в 1990-х годах исследовали надуманную идею «женственности», созданную патриархальной структурой. [ 30 ] Во время учебы в художественной школе в Цинциннати феминистская страсть Сэвилл возникла благодаря осознанию гендера в истории искусства. По ее собственным словам, она обнаружила: «Я всегда задавалась вопросом, почему в истории не было женщин-художников. Я обнаружила, что они были, но об этом не сообщалось. -доминирующий художественный колледж». [ 31 ] Теперь, осознавая институциональный патриархат, Сэвилл начал рисовать обнаженные женские фигуры, которые не были идеализированы. Вместо того, чтобы продолжать признанный исторический мужской взгляд на женские тела, Сэвилл создавал изображения естественных женщин с подлинными недостатками. Волосы на лобке поднимаются вверх по животу и бедрам, обесцвеченная кожа и участки избыточной плоти. [ 31 ] Деконструируя женское тело, Сэвилл заявил: «Я не пытаюсь учить, я просто заставляю людей обсуждать, смотреть на то, как женщина была создана мужчиной. Что такое красота? Красота – это обычно мужской образ женского тела. женщины прекрасны в своей индивидуальности». [ 32 ]
Художники выставлялись в Freeze
[ редактировать ]- Стивен Адамсон
- Анджела Буллок
- Мэт Коллишоу
- Ян Давенпорт
- Ангус Фэйрхерст
- Аня Галлаччо
- Дэмиен Херст
- Гэри Хьюм
- Майкл Лэнди
- Эбигейл Лейн
- Сара Лукас
- Сон Мередит-Открыть
- Ричард Паттерсон
- Стивен Парк
- Фиона Рэй
- Саймон Паттерсон
Художники выставлялись в Brilliant!
[ редактировать ]- Генри Бонд
- Гленн Браун
- Джейк и Динос Чепмены
- Адам Ходзко
- Мэт Коллишоу
- Трейси Эмин
- Ангус Фэйрхерст
- Аня Галлаччо
- Лиам Гиллик
- Дэмиен Херст
- Гэри Хьюм
- Майкл Лэнди
- Эбигейл Лейн
- Сара Лукас
- Крис Офили
- Стивен Пиппин
- Алессандро Рахо
- Джорджина Старр
- Сэм Тейлор-Вуд
- Джиллиан Уиринг
- Рэйчел Уайтред
Другие YBA
[ редактировать ]- Фиона Баннер [ 33 ] [ 34 ]
- Кристин Борланд
- Заткнись, Дин
- Дуглас Гордон
- Маркус Харви
- Дэвид Липман
- Джейсон Мартин
- Марк Куинн
- Гэвин Терк
- Джейн и Луиза Уилсон
- Дженни Сэвилл
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иногда пишутся строчными буквами «молодые британские художники» или «yBa».
- ^ Перейти обратно: а б Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире . Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 69.
- ^ Буш, Кейт. «Молодое британское искусство: сенсация YBA», Artforum , июнь 2004 г., с. 91. Получено с сайта findarticles.com , 14 марта 2010 г.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире . Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 73.
- ^ «Молодые британские художники (YBA)» .
- ^ Коррис, Майкл. «Британский? Молодой? Невидимый? с отношением?», Artforum , май 1992 г., стр. 109. Получено из [1] , 20 апреля 2011 г.
- ^ Кент, Сара. Воды, кишащие акулами. Коллекция британского искусства Саатчи 90-х годов , Лондон, 1994, с. 268.
- ^ Перейти обратно: а б Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире. Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 67.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире . Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 76.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире. Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 61.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире . Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 68.
- ^ Эндрю Грэм-Диксон, «Прикосновение Мидаса?: Выпускники Школы искусств Голдсмитс доминируют на нынешней британской художественной сцене», The Independent , 31 июля 1990 г., стр. 13.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире. Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 73-74.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире. Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 62-63.
- ^ Брукс, Ричард. «Акула Херста продана в Америку» , The Sunday Times , 16 января 2005 г. Проверено 14 октября 2008 г.
- ^ Дэвис, Серена. «Почему живопись снова в кадре» [ мертвая ссылка ] , The Daily Telegraph , 8 января 2005 г. Проверено 15 октября 2008 г.
- ↑ «About Art Monthly». Архивировано 19 июня 2010 года в Wayback Machine , Art Monthly , получено 14 марта 2010 года.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире. Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире. Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 69.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире. Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 76.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире. Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 75.
- ^ Список королевских академиков РА , дата обращения 29 августа 2011 г.
- ^ Дугид, Ханна. «Женщины за работой» , The Independent , 28 августа 2009 г. Проверено 15 августа 2010 г.
- ↑ Ханна Дугид, « Женщины на работе: по мере того, как старшее поколение YBA подрастает, к власти приходит новая группа женщин-творцов » The Independent , 28 августа 2009 г.
- ^ Виндзор, Джон. «Искусство 98: Коллекционирование — пусть начнется любовный роман» , The Independent , 17 января 1998 г. Проверено 14 августа 2010 г.
- ^ Бланше, Ульрих (2018). Дэмиен Херст. Галерейное искусство в материальном мире. Баден-Баден, Tectum Verlag, с. 193ф.
- ^ Джеймс Хартфилд: творческий разрыв. 2005. с. 23
- ^ Перейти обратно: а б «Трейси Эмин, Сара Лукас и Рэйчел Уайтред: был ли феминизм частью молодого британского искусства?» . Мел . 19 апреля 2012 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Огилви, Дэниел (2010). «Девять таблиц Рэйчел Уайтред: формалистский объект, феминистская критика или что-то среднее?» (PDF) . Дэн . Данплой . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ «Дженни Сэвилл: Тело найдено | CUJAH» . cujah.org . Архивировано из оригинала 23 июня 2013 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Интервью: Это Дженни, и это ее план: мужчины рисуют женщин» . Независимый . Проверено 11 декабря 2015 г.
- ^ «Интервью: Это Дженни, и это ее план: мужчины рисуют женщин» . Независимый . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Грант, Саймон. «Культурная пропаганда?»{{sic}} , Apollo , 27 марта 2009 г. Проверено 13 июня 2010 г. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Фиона Бэннер, 1966 года рождения» , Тейт . Проверено 13 июня 2010 года. Архивировано на WebCite .