Итальянский футуризм в кино
Годы активности | 1916–1919 |
---|---|
Расположение | Италия |
Основные цифры | Филиппо Томмазо Маринетти , Антон Джулио Брагалья и Риккардо Кассано |
Влияния | Русское футуристическое кино и немецкое экспрессионистское кино. |
Итальянское футуристическое кино ( итал . Cinema futurista ) было старейшим течением европейского авангардного кино. [1] Итальянский футуризм , художественное и общественное движение , оказал влияние на итальянскую киноиндустрию с 1916 по 1919 год. [2] Это повлияло на российское футуристическое кино. [3] и немецкого экспрессионистского кино . [4] Его культурное значение было значительным и оказало влияние на все последующие авангардисты, а также на некоторых авторов повествовательного кино; его эхо распространяется на сказочные видения некоторых фильмов Альфреда Хичкока . [5]
История
[ редактировать ]Между 1911 и 1919 годами Италия была домом для первого авангардного движения в кино, вдохновленного футуризмом страны , художественного и социального движения . Футуризм подчеркивал динамизм, скорость, технологии, молодость, насилие и такие объекты, как автомобиль, самолет и промышленный город. Ее ключевыми фигурами были итальянцы Филиппо Томмазо Маринетти , Умберто Боччони , Карло Карра , Фортунато Деперо , Джино Северини , Джакомо Балла и Луиджи Руссоло . Он прославлял современность и стремился освободить Италию от груза прошлого. [6]
Манифест футуристической кинематографии 1916 года подписали Филиппо Томмазо Маринетти, Армандо Джинна, Бруно Корра, Джакомо Балла и другие. Для футуристов кино было идеальной формой искусства, новой средой, которой можно было манипулировать с помощью скорости, спецэффектов и монтажа. Футуристы были одними из первых, кто понял, как кинематографические трюки, широко экспериментировавшие в предыдущее десятилетие, можно использовать не только как феномен, но и как творческое, поэтическое и символическое средство. Например, наложение больше не было просто средством создания призрака или гиганта рядом с карликом, но могло стать инструментом нового художественного и подрывного языка. Тот же монтаж позволял разлагать реальность по «прихотям» художников, позволяя видеть невиданные ранее видения. В этом смысле кино было еще и «транспортным средством». [7] В «Манифесте футуристической кинематографии» говорилось, что: [8]
Мы разрушаем и перестраиваем Вселенную согласно нашим чудесным прихотям.
- Манифест футуристической кинематографии, 1916 г.
В «Манифесте футуристической кинематографии» утверждалось, что кино «по своей природе» является футуристическим искусством из-за отсутствия прошлого и традиций, но он не ценил «очень старое» повествовательное кино, вместо этого ища кино, состоящее из « путешествия, охота и войны» под лозунгом шоу «антиизящного, деформирующего, импрессионистического, синтетического, динамичного, свободного слова». По их словам, наблюдается энтузиазм по поводу поиска нового языка, не связанного с традиционной красотой, которая воспринималась как старое и удушающее наследие. Футуризм был первым художественным движением, проявившим интерес к кино как к языку самому по себе и как к «языковому движению». [9] Типичным футуристическим видением могла бы стать резко меняющаяся панорама из окна автомобиля, поезда или самолета, где темы современности и скорости не нуждались в дальнейших дополнениях.
Производство авангардных фильмов было довольно ограниченным, а для последующих экспериментов, и в частности для футуризма, многие произведения были утеряны. Первыми экспериментальными фильмами были фильмы братьев Коррадини по прозвищу Джинна и Корра , которые в 1911 году сделали четыре раскрашенных вручную фильма ( кинепиттюры ) с разбросанными и спутанными цветными пятнами, ныне утерянными. Такие эксперименты повлияли на так называемую аэропиттуру или второй футуризм 1929 года, а также позже были снова использованы в абстрактном кино в Германии такими художниками, как Викинг Эггелинг и Ганс Рихтер . [10] Футуристы очень любили популярное комическое кино, где в сцене часто доминировало чистое движение (гонки, погони, кувырки), усиленное монтажом. Сам Маринетти на самом деле написал карнавальную оперу « Re Baldoria» . [11]
Большинство фильмов этого периода на футуристическую тематику были утеряны, но критики называют «Таис» (1917) Антона Джулио Брагалья одним из самых влиятельных, послужившим главным источником вдохновения для немецкого экспрессионистского кино в следующем десятилетии. [12] Таис родилась на основе эстетического трактата Fotodinamismo futurista (1911), написанного тем же автором. Фильм, построенный на мелодраматической и декадентской истории, на самом деле раскрывает множество художественных влияний, отличных от футуризма Маринетт; сепаратистские декорации , мебель свободы , [12] а абстрактные и сюрреалистические моменты способствуют созданию сильного формального синкретизма.
Сценограф Энрико Прамполини на тайском языке использовал геометрические формы, основанные на сильном черно-белом контрасте: спираль, ромб, шахматы, символические фигуры (кошки, маски, извергающие дым). Нарисованные сцены часто взаимодействуют с персонажами, создавая мир иллюзий, в котором трудно отличить правду от вымысла. [12] По ходу фильма он становится все более и более абстрактным, отражая растущее замешательство главного героя фильма. Этот фильм — единственный сохранившийся итальянский футуристический фильм, который в настоящее время хранится во Французской синематеке . Он не основан на одноименном романе Анатоля Франса .
Также заслуживает внимания фильм «Жизнь футуриста» (1916) Арнальдо Джинны , являющийся своего рода практической проверкой тезисов, изложенных в «Манифесте»: ироничный и намеренно провокационный, в фильме используются многочисленные спецэффекты (раскрашенные вручную детали, изменения цвета, эксцентричные кадры, антинатуралистический монтаж) для стимулирования эмоциональных реакций зрителя. В тот же период Брагалья реализует другие работы, такие как Il mio cadavere (1917), Perfido incanto (1918) и короткометражный фильм Dramma nell'Olimpo (1917), все из которых были утеряны . [13] Еще один утраченный фильм — «Il re, le torri, gli alfieri» Иво Иллюминатов , где персонажи были одеты как шахматные фигуры и двигались по полу в виде шахматной доски.
Итальянская киноиндустрия боролась с растущей иностранной конкуренцией в годы после Первой мировой войны . [14] Несколько крупных студий, в том числе Cines и Ambrosio, сформировали Unione Cinematografica Italiana для координации национальной стратегии кинопроизводства. Однако эта попытка оказалась в значительной степени безуспешной из-за большого разрыва между производством и показом (некоторые фильмы были выпущены только через несколько лет после их производства). [15]
Основные цифры
[ редактировать ]Фильм итальянского футуризма
[ редактировать ]- Vita futurista («Футуристическая жизнь»), режиссер Арнальдо Джинна и Лусио Венна (1916), потерянный фильм
- Драма на Олимпе («Драма на Олимпе»), режиссер Антон Джулио Брагалья (1917), потерянный фильм
- Мой труп («Мой труп»), режиссер Антон Джулио Брагалья (1917), потерянный фильм
- Таис («Таис»), режиссер Антон Джулио Брагалья (1917), всего 35 минут из первоначальных 70 минут, время просмотра сохранилось. [18]
- Il re, le torri, gli alfieri («Король, ладья, слон»), режиссер Иво Иллюминаты (1917), потерянный фильм
- Il perfido incanto («Злые чары»), режиссер Антон Джулио Брагалья (1918), потерянный фильм
Галерея из Таис (1917)
[ редактировать ]Влияние
[ редактировать ]Итальянский футуризм не создал в кино произведений, сразу же отвечающих своим революционным целям, но значение движения как источника вдохновения для всех последующих авангардов было огромно. Это повлияло на российское футуристическое кино. [3] и немецкий экспрессионизм . [4]
В Германии такие фильмы, как «Кабинет доктора Калигари» (1919) или «Метрополис» (1926), имеют итальянское футуристическое движение как источник глубокого вдохновения, и то же самое можно сказать о французских авангардах, особенно о Рене Клере . [5] Еще в 1930-х годах Марио Камерини вышел фильм «Какие негодяи мужчины!» (1932) содержал вихрь оптических иллюзий в безумном темпе с такими вариантами использования, как ускорение, разделение экрана и наложения. [19]
Хотя само футуристическое кино просуществовало недолго, следы этого движения часто можно встретить в коммерческом кино 20 и 21 веков. Эти стилистические влияния можно найти в энергичных, динамичных, ярких и абстрактных стилях редактирования и изображениях. [20]
Знаменитый кинокритик Полина Кель заявила, что режиссер Дмитрий Кирсанов в своем немом экспериментальном фильме «Менильмонтан » «разработал технику, которая предполагает движение, известное в живописи как футуризм». [21] Также в сказочных видениях некоторых фильмов Альфреда Хичкока (например, «Головокружение ») демонстрируются те же подрывные техники, которые использовали футуристы. [5]
Библиография
[ редактировать ]- Катанезе, Росселла (2017). Футуристическое кино. Исследования итальянского авангардного кино . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-9089647528 .
- Лист, Джованни (2001). Футуристическое кино и фотография (на итальянском языке). Милан: Skira Editions. ISBN 978-8881189274 .
- Листа, Джованни (2001). Футуризм: творчество и авангард (на французском языке). Париж: Éditions L’Amateur. ISBN 978-2859173227 .
- Листа, Джованни (2008). Футуристическое кино и фотография (на французском языке). Париж: Skira-Flammarion Éditeur. ISBN 978-2081218284 .
- Листа, Джованни (2008). Футуристическое кино (на французском языке). Париж: Éditions du Centre Pompidou-Les Cahiers de Paris Expérimental. ISBN 978-2912539373 .
- Лист, Джованни (2010). Футуристическое кино (на итальянском языке). Ген: Edizioni Le Mani-Microart. ISBN 978-8880125389 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кино авангарда» (на итальянском языке) . Проверено 13 ноября 2022 г. .
- ^ «Кино Италии: Авангард (1911-1919)» . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хайль, Джерри (1986). «Русский футуризм и кино: киноработы Маяковского 1913 года». Русская литература . 19 (2): 175–191. дои : 10.1016/S0304-3479(86)80003-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Что вызывает немецкий экспрессионизм?» . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Футуризм: итальянский триумф в Нью-Йорке» (на итальянском языке) . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Книга по искусству ХХ века (переиздание). dsdLondon: Phaidon Press. 2001. ISBN 978-0714835426 .
- ^ Бернарди, Сандро (2007). Приключение кино (на итальянском языке). Марсилио Редакторы. п. 78. ИСБН 978-88-317-9297-4 .
- ^ «Футуристическая Фантасмагория» (на итальянском языке) . Проверено 13 ноября 2022 г. .
- ^ «Архетип лабиринта в современном искусстве» (на итальянском языке) . Проверено 13 ноября 2022 г. .
- ^ «Когда абстрактное кино искало утопию универсального языка форм» (на итальянском языке) . Проверено 13 ноября 2022 г. .
- ^ «Антитела современности» (PDF) (на итальянском языке). п. 5 . Проверено 13 ноября 2022 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с «Таис или Перфидо энчанто (1917)» (на итальянском языке) . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ «Карло Монтанаро» (на итальянском языке) . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Кац, Ефрем (2001), «Италия», Энциклопедия фильмов , HarperResource, стр. 682–685, ISBN 978-0060742140
- ^ Риччи, Стив (2008). Кино и фашизм: итальянское кино и общество, 1922–1943 . Издательство Калифорнийского университета. п. 4. ISBN 9780520941281 .
- ^ «Фестиваль итальянского футуризма-кино в Нью-Йорке» . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ «Итальянское кино между мировыми войнами-Жизнь в Италии» . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ «30 основных фильмов для знакомства с итальянским кино» . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ «Футуризм и кино» (на итальянском языке) . Проверено 13 ноября 2022 г. .
- ^ Уайт, Джон Джеймс (20 июля 2023 г.). «Футуризм» .
- ^ Эберт, Роджер. «Любимый фильм Полины Кель» . Роджереберт.com . Проверено 13 января 2018 г.