Левое либертарианство
Часть серии о |
Либертарианство |
---|
Левое либертарианство , [ 1 ] также известное как левое либертарианство , [ 2 ] это политическая философия и тип либертарианства , который подчеркивает как индивидуальную свободу , так и социальное равенство . Левое либертарианство представляет собой несколько связанных, но различных подходов к политической и социальной теории . Его классическое использование относится к антиавторитарным разновидностям левой политики, таким как анархизм , особенно социальный анархизм . [ 3 ]
В то время как правое либертарианство широко рассматривается как синоним либертарианства в Соединенных Штатах , левое либертарианство является преобладающей формой либертарианства в Европе. [ 4 ] В Соединенных Штатах «левое либертарианство» — это термин, используемый для обозначения левого крыла либертарианского движения . [ 3 ] включая политические позиции, связанные с академическими философами Гиллелем Штайнером , Филиппом Ван Парийсом и Питером Валлентайном , которые сочетают в себе собственность на себя с эгалитарным подходом к природным ресурсам . [ 5 ] Хотя либертарианство в Соединенных Штатах стало ассоциироваться с классическим либерализмом и минархизмом , причем правое либертарианство более известно, чем левое, [ 6 ] политическое использование этого термина до тех пор ассоциировалось исключительно с антикапитализмом , либертарианским социализмом и социальным анархизмом; в большинстве стран мира такая ассоциация все еще преобладает. [ 3 ] [ 7 ]
Левые либертарианцы скептически относятся к частной собственности на природные ресурсы или полностью против нее, утверждая, в отличие от правых либертарианцев, что ни требовать, ни смешивать свой труд с природными ресурсами недостаточно для создания полных прав частной собственности . Ресурсы должны храниться на равноправной основе, либо в частной собственности , либо в коллективной собственности . [ 8 ] Те левые либертарианцы, которые более снисходительно относятся к частной собственности, поддерживают различные нормы и теории собственности, такие как узуфрукт. [ 9 ] или при условии, что компенсация будет предложена местному или даже глобальному сообществу . [ 10 ] [ 11 ]
Как и другие формы либертарианства, левые либертарианские взгляды на государство варьируются от минархизма , который выступает за децентрализованное и ограниченное правительство , до анархизма , который выступает за полную отмену государства. [ 12 ]
Терминология
[ редактировать ]Либертарианство – это философия, которая защищает свободу , будь то политическую , экономическую или метафизическую . [ 13 ] Политическое определение термина «либертарианец» (от французского : libertaire ) было придумано французским анархистом-коммунистом Жозефом Дежаком в 1857 году, после чего либертарианство стало синонимом анархизма . [ 14 ] Этот термин широко использовался анархистами до 1970-х годов, когда либертарианство впервые стало ассоциироваться с радикальной философией свободного рынка , особенно в Соединенных Штатах . [ 15 ]
Самое старое, традиционное определение «левого либертарианства» использовало его как синоним социального анархизма . [ 16 ] Стремясь отличиться от нового поколения либертарианцев свободного рынка, социальные анархисты начали называть себя «левыми либертарианцами». [ 17 ] в то время как новые последователи этого термина стали известны как « правые либертарианцы ». [ 18 ]
В то же время, когда социальные анархисты начали использовать этот термин, чтобы отличить себя от либертарианцев свободного рынка, некоторые из сторонников свободной рыночной экономики, которые были связаны с « Новыми левыми» , в том числе Рой Чайлдс и Сэмюэл Конкин , также начали называть себя « левые либертарианцы», чтобы заявить о себе как о левом крыле нового либертарианского движения свободного рынка. [ 13 ] Как антикапиталистические защитники экономики свободного рынка, они использовали термин «левый либертарианец», чтобы отличить себя от правых защитников либертарианского капитализма. [ 19 ]
Многие европейские политологи определяют левый либертарианство несколько иначе. Политологам Яну Ямте и Адриенне Сёрбом:
Термин радикальное левое либертарианство используется как обобщающее понятие, объединяющее различные направления антиавторитарных форм социализма, подчеркивающее как антикапиталистические, так и антиэтатистские взгляды, а также необходимость построения общества, основанного на добровольных формах сотрудничества. . В настоящее время такие движения также часто высказывают резкую критику того, что считается другими формами угнетения, такими как сексизм, расизм и гомофобия, что делает движения потенциальными союзниками более широкой части культурных движений. Анархистская идеология и движение прочно укоренились в этой широкой идеологической категории вместе с другими ветвями левого либертарианства, такими как советский коммунизм, анархо-синдикализм или автономизм. [ 20 ]
Левые либертарианские партии подчеркивают понятия внутрипартийной демократии и участия снизу вверх. [ 21 ] [ 22 ] Партии зеленых и радикальные левые партии политологи часто объединяют в одну группу как «леволибертарианские» партии. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Термин «радикальные лево-либертарианские движения» (RLLM) используется многими политологами для обозначения анархистов, автономистов и других представителей альтернативных культур и движений, возникших из новых социальных движений , начиная с 1960-х годов, например, тех, которые участвовали в сквоттинг и воинствующий антифашизм . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Например, в сравнительном исследовании левого либертарианства в Швеции и Польше Пиотровски и Веннерхаг утверждают, что
Активисты анархистских, автономистских и анархо-синдикалистских групп, чьи политические ориентации включают как либертарианские марксистские, так и анархистские взгляды,… являются основными действующими лицами радикального лево-либертарианского движения в странах нашего исследования. Все эти группы основаны на идеологиях, которые выражают антикапиталистические, антиавторитарные/антигосударственные, антирасистские/антифашистские и пропрямые/совместные демократические позиции с радикальной лево-либертарианской точки зрения (Katsiaficas 1997; Curran 2006; Romanos 2013). Исторически активизм такого движения может быть связан с теми идеологиями и стратегиями, которые возникли в рамках двух более широких «семейств движений» (ср. делла Порта и Рухт 1995, 230 и далее): а именно, рабочего движения (особенно в конце XIX и начале XIX в.). 20 век) и «новые левые» или «новые социальные движения» 1960-х годов и позже. Внутри этих семейств движений группы, которые мы анализируем здесь, часто считались «радикальным флангом» (ср. Haines 2013). [ 30 ]
По мнению социолога Дженнифер Карлсон , левое либертарианство является одной из трёх основных ветвей либертарианской политической философии, наряду с правым либертарианством , капиталистической философией, которая защищает сильные частной собственности права ; и социалистический либертарианизм , антикапиталистическая философия, выступающая против концентрации богатства . [ 31 ] На рубеже XXI века некоторые философы-аналитики также приняли на себя ярлык «левого либертарианства». [ 13 ] Эта современная модель левого либертарианства, связанная главным образом с Питером Валлентайном и Гиллелем Штайнером , [ 32 ] отличается от правого либертарианства своей защитой общественной собственности и справедливого распределения природных ресурсов , а также поддержкой либертарианского принципа собственности на себя . [ 33 ]
Философия
[ редактировать ]В то время как все либертарианцы начинают с концепции личной автономии , исходя из которой они выступают в пользу гражданских свобод и сокращения или ликвидации государства, левое либертарианство охватывает те либертарианские убеждения, которые утверждают, что природные ресурсы Земли принадлежат всем на равноправной основе: бесхозные или находящиеся в коллективной собственности. [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ]
Права собственности
[ редактировать ]Левые либертарианцы обычно поддерживают самостоятельную собственность и выступают против сильных прав частной собственности , вместо этого поддерживая эгалитарное распределение природных ресурсов. [ 31 ] Другие левые либертарианцы считают, что ни требовать, ни смешивать свой труд с природными ресурсами недостаточно для создания полных прав частной собственности. [ 34 ] [ 35 ] и утверждать, что природные ресурсы должны храниться на равноправной основе, либо в частной собственности, либо в коллективной собственности . [ 36 ]
Политолог Питер Маклаверти отмечает, что утверждалось, что социалистические ценности несовместимы с концепцией собственности на себя, тогда как эта концепция считается «основной чертой либертарианства», а социализм определяется как утверждение, «что мы социальные существа, что общество должно быть организованы, и отдельные лица должны действовать так, чтобы способствовать общему благу, что мы должны стремиться к достижению социального равенства и развитию демократии, сообщества и солидарности». [ 37 ] Однако политический философ Николас Врусалис также утверждал, что «права собственности [...] не выносят суждения о том, какие права люди имеют по отношению к своей личности [...] [и] к внешнему миру» и что «девятнадцатый Эгалитарные либертарианцы XX века не заблуждались, полагая, что полностью либертарианская форма коммунизма возможна на уровне принципов». [ 38 ]
Экономика
[ редактировать ]Другие левые либертарианцы используют либертарианское прочтение прогрессивной и социал-демократической экономики, чтобы защитить всеобщий базовый доход . Основываясь на концепции Майкла Оцуки о «надежной либертарианской собственности на себя», Карл Видерквист утверждает, что универсальный базовый доход должен быть достаточно большим, чтобы поддерживать индивидуальную независимость независимо от рыночной стоимости ресурсов, поскольку людям в современном обществе отказано в прямом доступе к достаточно ресурсов, с помощью которых они могли бы в противном случае поддерживать свое существование при отсутствии вмешательства со стороны людей, контролирующих доступ к ресурсам. [ 39 ]
Школы мысли
[ редактировать ]Социальный анархизм
[ редактировать ]
В своей древнейшей форме «левое либертарианство» использовалось как синоним социального анархизма . [ 16 ] Хотя социальный анархизм и другие формы левого либертарианства имеют схожие корни и проблемы, социальный анархизм выделился как отдельная идеологическая традиция. [ 40 ] из-за своего принципиального неприятия государства . [ 41 ] В отличие от индивидуалистических тенденций , социальный анархизм отвергает частную собственность и рыночные отношения. [ 42 ] которые, по их мнению, будут устранены с отменой государства. [ 43 ]
Социальный анархизм, первоначально связанный с либертарианством Жозефа Дежака , исторически охватывал коллективистский анархизм , анархо-коммунизм и анархо-синдикализм ; каждая из которых стала влиятельной тенденцией в Русской и Испанской революциях . [ 44 ] Современный левый либертарианец Букчин выступал за замену государства либертарианским коммунистическим обществом , которое он видел как децентрализованную конфедерацию муниципалитетов Мюррей , в которой решения будут приниматься путем прямой демократии . [ 45 ] Букчин также резко критиковал индивидуалистический анархизм, который, по его мнению, был ответственен за неспособность левого либертарианства занять видное место в общественном дискурсе. [ 46 ]
Новые социальные движения
[ редактировать ]![]() | Эта статья или раздел, возможно, содержит обобщение материала не , который достоверно и не относится упоминает основную тему ( Август 2024 г. ) |
Подъем контркультуры в 1960-х годах, появление « Новых левых» в отличие от более авторитарных « Старых левых» и развитие новых социальных движений привели к возрождению левого либертарианства. Появление «Новых левых» в 1950-х и 1960-х годах привело к возрождению интереса к либертарианскому социализму . [ 47 ] [ не удалось пройти проверку ] Критика «Новыми левыми» авторитаризма «Старых левых» была связана с сильным интересом к личной свободе и автономии и привела к повторному открытию старых социалистических традиций, таких как левый коммунизм , советский коммунизм и « Промышленные рабочие мира» . Новые левые также привели к возрождению анархизма. [ нужна ссылка ] Такие журналы, как «Радикальная Америка» и «Черная маска в Америке», «Солидарность» , «Большое пламя» и «Демократия и природа» , [ нужна ссылка ] на смену ему пришел Международный журнал инклюзивной демократии , [ 48 ] [ нужен неосновной источник ] [ не удалось пройти проверку ] в Великобритании познакомил новое поколение с рядом левых либертарианских идей. социальная экология , автономизм и, в последнее время, экономика участия (parecon) и инклюзивная демократия . Из этого возникли [ нужна ссылка ]
Всплеск народного интереса к анархизму произошел в западных странах в 1960-х и 1970-х годах. [ 49 ] [ нужна проверка ] Анархизм оказал влияние на контркультуру 1960-х годов. [ 50 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 51 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 52 ] [ не удалось пройти проверку ] анархисты активно участвовали в студенческих и рабочих восстаниях конца 1960-х годов . [ 53 ] [ не удалось пройти проверку ]
В Греции раскол Коммунистической партии 1968 года стал «историческим поворотным моментом» в сторону от ленинизма и партийного коммунизма, после которого «либертарианские и анархистские идеи снова вышли на первый план». [ 54 ] [ не удалось пройти проверку ] Например, восстание в Афинском политехническом институте в 1973 году , организованное широкой коалицией некоммунистических левых течений, от ленинистов всех мастей до либертарианских социалистов, сыграло решающую роль в организации массового сопротивления военной диктатуре. [ 55 ] [ не удалось пройти проверку ] Точно так же в Германии либертарианские левые были доминирующим течением во внепарламентской оппозиции, « Ausserparlamentarische Opposition » (ApO) 1960-х годов. [ 56 ]
Панк -сцена спровоцировала расширение левых либертарианцев: «более широкое влияние «левых либертарианцев» можно различить во взаимодействии панка и пост-панка с гендерными отношениями, сексуальностью, потребительством, империализмом и так далее». [ 57 ]
На рубеже 1980-х годов в Северной Европе наблюдался всплеск радикального лево-либертарианского активизма, сквоттинга и городских беспорядков. [ 27 ] С этого момента и до конца 2010-х годов «основная тенденция радикального левого активизма сместилась от партийного марксизма-ленинизма к сетевому активизму прямого действия, основанному на либертарианских социалистических идеалах… переходу [в этот период] от сетей прямого действия». которые занимаются разнообразными политическими проблемами — антифашизмом, антиимпериализмом, феминизмом, правами животных и т. д. — до более «традиционных» сетей организаций и инициатив, посредством которых активисты вмешивались в местную политику, а также в конфликты между соседями и на рабочих местах. В тот же период [радикальные левые либертарианские движения] стали менее разрушительными и жестокими в пользу тактического прагматизма и традиционных форм протеста». [ 28 ]
В России в конце 1980-х годов возникли либертарианские левые, состоящие из активистов-либертарианцев-социалистов, либертарианцев-коммунистов и анархо-синдикалистов, которые отвергли советскую модель и присоединились к западному антикапитализму. [ 58 ] Точно так же либертарианские и анархистские идеи (включая пример восстания сапатистов ) оказали влияние на греческое студенческое движение в 1990-е годы, а затем на греческое антиглобалистское движение. [ 59 ] [ не удалось пройти проверку ]
Антикапитализм свободного рынка
[ редактировать ]
Наряду с социальными анархистами, левые сторонники экономики свободного рынка ассоциировали себя с левым либертарианством. [ 13 ] также частично под влиянием новых левых. Это постклассическое определение использовалось как синоним антикапитализма свободного рынка ( также известного как левый рыночный анархизм), пропагандируемого Кевином Карсоном , Гэри Чартье и Чарльзом В. Джонсоном . [ 60 ] которые вместе сформировали Альянс либертарианских левых и последующий Центр безгосударственного общества . [ 61 ] Опираясь на взгляды американских анархистов-индивидуалистов, таких как Бенджамин Такер и Лизандер Спунер , левые рыночные анархисты защищают использование свободных рынков и частной собственности, которые, по их мнению, играют «важную координирующую роль» в обществе. [ 62 ] Антикапиталисты свободного рынка считают, что рыночное вмешательство несет ответственность за капиталистический контроль над средствами производства , и эта ситуация, по их мнению, будет решена введением свободной конкуренции. Опираясь на идеи Такера, Кевин Карсон также защищает трудовую теорию стоимости и землевладения по принципу «занятие и использование» , хотя не все антикапиталисты свободного рынка согласны с этими позициями. [ 61 ] Подобно социальным анархистам и в отличие от многих правых либертарианцев, левые рыночные анархисты выступают против капитализма и других форм угнетения, таких как расизм и сексизм ; они считают эту политику борьбы с угнетением неотъемлемой частью левого либертарианства. [ 63 ]
Зеленая политика и левые либертарианские партии
[ редактировать ]Зеленое движение, особенно его наиболее левые фракции, политологи часто называют левыми либертарианцами. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]
Вслед за новыми социальными движениями (особенно экологическими и антиядерными движениями) 1970-х и 1980-х годов было сформировано множество левых либертарианских партий (иногда называемых партиями движения ), в том числе партии зеленых, которые поддерживали отношения с этими социальными движениями. [ 67 ] [ 68 ] Политологи Сантос и Мерсеа утверждают, что в последние годы «рост партий-движений по всей Европе разрушил традиционные представления о партийной политике и открыл новые возможности для участия граждан и политической мобилизации. Партии движения являются отражением более широкого социально-политического процесса. трансформация растущей взаимосвязи между электоральной и невыборной политикой». По их мнению, партии зеленого/лево-либертарианского движения «олицетворяют разрыв между поколениями в политическом участии, поскольку они используют как электоральное, так и неэлекторальное участие для выражения своих постиндустриальных требований... [Их] избиратели, как правило, моложе и более образованы. и больше участвовать в политической деятельности в Интернете». [ 69 ]
Современные зеленые партии пытаются применить леволибертарианские идеи к более прагматичной системе демократического управления в отличие от современного индивидуалистического или социалистического либертарианства. Партии зеленых обычно придерживаются левых либертарианских позиций в своем отношении к государству. [ 70 ]
Например, между 1984 и 1986 годами экологи работали вместе с анархистами и либертарианцами в Греческом альтернативном движении . [ 71 ] в то время как голландская GroenLinks перешла от социализма к левому либертарианству в начале 1990-х годов. [ 72 ] Политологи считают, что европейские политические партии, такие как Ecolo и Groen в Бельгии, Альянс 90/Зеленых в Германии или Зеленое прогрессивное соглашение и GroenLinks в Нидерландах, выходят из « Новых левых» и делают упор на спонтанную самоорганизацию, демократию участия, децентрализацию. и волюнтаризм, противопоставляемый бюрократическому или этатистскому подходу. [ 66 ] Точно так же политолог Ариадна Вромен описала австралийских зеленых как имеющих «четкую леволибертарианскую идеологическую базу». [ 73 ]
В Португалии « Левый блок» возник в конце 1990-х годов из движения против мер жесткой экономии и вдохновлен левыми либертарианцами. [ 74 ] Греческая партия «Синаспизмос» и ее преемница «Сириза» имели схожее происхождение. [ 75 ]
Современная леволибертарианская философия
[ редактировать ]В отличие от правого либертарианства и либертарианского социализма, левое либертарианство утверждает, что люди не должны иметь исключительного права на эксплуатацию природных ресурсов , вместо этого выступая за справедливое распределение ресурсов, одновременно настаивая на защите прав личной собственности. [ 76 ] Современные левые либертарианские учёные, такие как Дэвид Эллерман , [ 77 ] [ 78 ] Майкл Оцука , [ 79 ] Гилель Штайнер , [ 80 ] Питер Валлентайн [ 81 ] и Филипп Ван Парийс [ 82 ] укорените экономический эгалитаризм в классических либеральных концепциях собственности на себя и присвоения земли в сочетании с геоистическими или физиократическими взглядами на собственность на землю и природные ресурсы (например, взглядами Генри Джорджа и Джона Локка ). [ 83 ] [ 36 ] [ 84 ] Их интеллектуальными предшественниками являются Генри Джордж , Томас Пейн и Герберт Спенсер . [ 85 ] [ 86 ] Классические экономисты, такие как Генри Джордж, Джон Стюарт Милль , ранние труды Герберта Спенсера, [ 87 ] среди прочего, «обеспечил основу для дальнейшего развития левой либертарианской точки зрения». [ 88 ] Большинство левых либертарианцев этой традиции поддерживают ту или иную форму перераспределения экономической ренты на том основании, что каждый человек имеет право на равную долю природных ресурсов. [ 89 ] и аргументировать желательность государственных программ социального обеспечения . [ 90 ] [ 91 ]
Ученые, представляющие эту школу левого либертарианства, часто понимают свою позицию в отличие от правых либертарианцев, которые утверждают, что не существует ограничений справедливой доли в использовании или присвоении, согласно которым люди имеют право присваивать не принадлежащие им вещи, требуя их (обычно смешивая свой труд). с ними) и отрицают любые другие условия или соображения, имеющие отношение к делу, а также отсутствие оправдания перераспределения государством ресурсов в пользу нуждающихся или преодоления сбоев рынка . Ряд левых либертарианцев этой школы выступают за желательность некоторых государственных программ социального обеспечения . [ 92 ] [ 91 ] Левые либертарианцы школы левого либертарианства Карсона-Лонга обычно поддерживают основанные на труде права собственности, которые современные левые либертарианцы отвергают, но они считают, что реализация таких прав будет иметь радикальные, а не консервативные последствия. [ 93 ]
Левые либертарианцы этой школы считают, что незаконно заявлять о частной собственности на природные ресурсы в ущерб другим. [ 85 ] Эти левые либертарианцы поддерживают некоторую форму перераспределения доходов на основании требования каждого человека иметь право на равную долю природных ресурсов. [ 94 ] [ 89 ] Неприсвоенные природные ресурсы либо не находятся в собственности, либо находятся в общей собственности, и частное присвоение является законным только в том случае, если каждый может присвоить равную сумму или если частное присвоение облагается налогом для компенсации тем, кто исключен из природных ресурсов. [ 89 ]
См. также
[ редактировать ]- Клеточная демократия
- Гражданский либертарианство
- Культурный либерализм
- Культурный радикализм
- Либерализация наркотиков
- Массовая демократия
- Индивидуалистический феминизм
- Левые либертарианцы (категория)
- Либертарианский демократ
- Либертарианский муниципализм
- Либертарианский патернализм
- Либертарианский трансгуманизм
- оговорка Локка
- Рыночный социализм
- Неоклассический либерализм
- Очерк либертарианства
- Радикальное движение
- Отказ от работы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карлсон 2012 , с. 1006; Гудвей 2006 , с. 4; Маршалл 2008 , с. 641.
- ^ Jump up to: а б Шпиц, Жан-Фабьен (март 2006 г.). «Левое либертарианство: равенство, основанное на собственности на себя» . Политические причины . 23 (3). Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ Jump up to: а б с д Длинный 2012 , с. 227.
- ^ Карлсон 2012 , стр. 1006–1007.
- ^ Лонг 2012 , с. 227; Кимлицка 2005 , с. 516.
- ^ Карлсон 2012 , с. 1009.
- ^ Букчин, Мюррей; Биль, Джанет (1997). Читатель Мюррея Букчина . Лондон: Касселл. п. 170. ISBN 0-304-33873-7 .
- ^ Карсон, Кевин. «Введение в левое либертарианство» . Центр общества без гражданства . Архивировано из оригинала 03 сентября 2019 г. Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Валлентайн, Питер (март 2009 г.). «Либертарианство» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2009 г.). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Архивировано из оригинала 6 июля 2019 года . Проверено 5 марта 2010 г.
Либертарианство стремится к полной самостоятельности. Однако можно провести различие между правым и левым либертарианством в зависимости от позиции, занимаемой в отношении того, как можно владеть природными ресурсами.
- ^ Jump up to: а б Нарвесон, Ян ; Тренчард, Дэвид (2008). «Левое либертарианство» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . стр. 288–289. дои : 10.4135/9781412965811.n174 . ISBN 978-1-4129-6580-4 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 . Архивировано из оригинала 9 января 2023 г. Проверено 18 марта 2016 г.
Левые либертарианцы считают каждого из нас полноправным собственником себя. Однако они отличаются от того, что мы обычно понимаем под термином «либертарианство» , отрицая право на частную собственность. Мы владеем собой, но не владеем природой, по крайней мере, как личности. Левые либертарианцы придерживаются мнения, что все природные ресурсы, земля, нефть, золото и т. д. должны находиться в коллективной собственности. В той степени, в которой отдельные лица используют эти блага, находящиеся в общей собственности, они должны делать это только с разрешения общества, разрешения, предоставляемого только при условии, что определенная плата за их использование будет произведена обществу в целом.
- ^ Карлсон 2012 , с. 1006; Маршалл 2008 , стр. 641–642.
- ^ Jump up to: а б с д Длинный 2021 год , с. 30.
- ^ Длинный 2021 , с. 30; Маршалл 2008 , с. 641.
- ^ Длинный 2021 , с. 30; Маршалл 2008 , стр. 641–642.
- ^ Jump up to: а б Гудвей 2006 , стр. 1–4; Корабль 2012 , с. 227.
- ^ Гудвей 2006 , с. 4; Корабль 2017 , с. 308н104; Корабль 2021 , с. 30.
- ^ Гудвей 2006 , с. 4; Корабль 2021 , с. 30.
- ^ Длинный 2017 , с. 308н104.
- ^ Ян Ямте и Адриенн Сёрбом, Почему этого не произошло здесь? Постепенная радикализация анархистского движения в Швеции 1980–90 , в: Европейское молодежное восстание. Европейские взгляды на молодежный протест и социальные движения в 1980-е годы , Палгрейв, 2016, стр.98.
- ^ Китшельт, Х. (1988) «Левые либертарианские партии: объяснение инноваций в конкурентных партийных системах», World Politics, vol. 40, нет. 2, стр. 194–234.
- ^ Мирто Цакатика и Костас Элефтериу (2013) Поворот радикальных левых к гражданскому обществу в Греции: одна стратегия, два пути, южноевропейское общество и политика, 18: 1, 81-99, DOI: 10.1080/13608746.2012.757455
- ^ Лоренсу, Педро (2021). «Изучение европейских радикальных левых партий после падения Берлинской стены (1990–2019): обзорный обзор». Швейцарский обзор политической науки . 27 (4): 754–777. дои : 10.1111/spsr.12478 . ISSN 1424-7755 .
- ^ Марч, Л., и Мадде, К. (2005). Что осталось от левых радикалов? Европейские левые радикалы после 1989 года: упадок и мутация. Сравнительная европейская политика, 3 (1), 23–49.
- ^ Реддинг, К., и Витерна, Дж. С. (1999). Политические требования, политические возможности: объяснение различного успеха левых либертарианских партий. Социальные силы, 78 (2), 491–510.
- ^ «Анархисты в Восточной и Западной Европе» . Университет Седерторна . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ян Ямте и Адриенн Сёрбом, Почему этого не произошло здесь? Постепенная радикализация анархистского движения в Швеции 1980–90, стр.97
- ^ Jump up to: а б Ямте, Ян; Лундштедт, Монс; Веннерхаг, Магнус (2023). «Радикальные левые движения в Скандинавии, 1980–2020: сочетание воинственной контркультуры и народных движений». Справочник Пэлгрейва по левому экстремизму, Том 1 . Чам: Международное издательство Springer. стр. 281–304. дои : 10.1007/978-3-031-30897-0_16 . ISBN 978-3-031-30896-3 .
- ^ Поланска, Доминика В.; Пиотровский, Гжегож (3 ноября 2016 г.). «Польша: местные различия и важность сплоченности» . Балтийские миры . IX (1–2): 46–56 . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Пиотровский, Гжегож; Веннерхаг, Магнус (2015), Всегда против государства? Анализ взаимодействия польских и шведских радикальных леволибертарианских активистов с институционализированной политикой , Университет Саленто, doi : 10.1285/I20356609V8I3P845
- ^ Jump up to: а б Карлсон 2012 , с. 1006.
- ^ Кимлика 2005 , стр. 516–517; Корабль 2012 , с. 227.
- ^ Кимлика 2005 , с. 516; Длинный 2012 , с. 227; Длинный 2021 год , с. 30.
- ^ Карлсон (2012). п. 1007. «[Левые либертарианцы] не согласны с правыми либертарианцами в отношении прав собственности, вместо этого утверждая, что люди не имеют неотъемлемого права на природные ресурсы. А именно, к этим ресурсам следует относиться как к коллективной собственности, которая предоставляется на эгалитарной основе. "
- ^ Нарвесон, Ян ; Тренчард, Дэвид (2008). «Левое либертарианство» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . стр. 288–289. дои : 10.4135/9781412965811.n174 . ISBN 978-1-4129-6580-4 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 . Архивировано из оригинала 9 января 2023 г. Проверено 18 марта 2016 г.
[Левые либертарианцы] считают каждого из нас полноправным собственником себя. Левые либертарианцы придерживаются мнения, что все природные ресурсы, земля, нефть, золото, деревья и т. д. должны находиться в коллективной собственности. В той степени, в которой люди используют эти блага, находящиеся в общей собственности, они должны делать это только с разрешения общества, разрешения, предоставляемого только при условии, что определенная плата за их использование будет производиться обществу в целом.
- ^ Jump up to: а б Валлентайн, Питер (2014). «Либертарианство» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2014 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 8 февраля 2024 г. Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Маклаверти, Питер (2005). «Социализм и либертарианство». Журнал политических идеологий . 10 (2): 185–198. дои : 10.1080/13569310500097349 . S2CID 144693867 .
- ^ Врусалис, Николас (апрель 2011 г.). «Либертарианский социализм: лучшее примирение между собственностью на себя и равенством». Социальная теория и практика . 37 (2): 221–226. дои : 10.5840/soctheorpract201137213 . JSTOR 23558541 . ССНР 1703457 .
- ^ Видерквист, Карл (2013). «Что хорошего в теории свободы, допускающей принудительный труд? Независимость и современная теория свободы». Независимость, отсутствие собственности и базовый доход: теория свободы как право сказать «нет обновлению» . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 121–143. ISBN 978-1-137-31309-6 .
- ^ Маршалл 2008 , с. 642.
- ^ Букчин 1995 , с. 60; Маршалл 2008 , с. 642.
- ^ Лонг 2012 , с. 219; Маршалл 2008 , стр. 498–499.
- ^ Лонг 2012 , с. 219.
- ^ Лонг 2012 , стр. 223–224.
- ^ Букчин 1995 , с. 60.
- ^ Букчин 1995 , стр. 51–59.
- ^ Робин Ханель , Экономическая справедливость и демократия: от конкуренции к сотрудничеству, часть II ISBN 0-415-93344-7
- ^ Международный журнал инклюзивной демократии . Inclusivedemocracy.org. Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ Томас 1985 , с. 4
- ^ Джон Паттен (28 октября 1968 г.). «Острова анархии: Симиан, Сьенфуэгос, Рефракт и их сеть поддержки» . Katesharpleylibrary.net. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 11 октября 2013 г.
Эти группы уходят корнями в анархистское возрождение шестидесятых годов. Молодые активисты, находящие путь к анархизму, часто из движений против бомб и войны во Вьетнаме, связаны с более ранним поколением активистов, в основном вне закостенелых структур «официального» анархизма. Анархистская тактика включала демонстрации, прямые действия, такие как промышленная воинственность и сквоттинг, взрывы протеста, подобные тем, которые были организованы «Группой Первого мая» и «Злой бригадой», а также бурную издательскую деятельность.
- ^ «Фаррелл представляет подробную историю Католических рабочих и их основателей Дороти Дэй и Питера Морина . Он объясняет, что их пацифизм, анархизм и приверженность угнетенным были одними из важных моделей и источников вдохновения для 60-х годов. По словам Фаррелла, Рабочие-католики определили проблемы шестидесятых годов до начала шестидесятых годов и предложили модели протеста задолго до протестного десятилетия . « » Шестидесятые: создание послевоенного радикализма», Джеймс Дж. Фаррелл
- ^ «Хотя это не всегда было официально признано, большая часть протеста шестидесятых годов была анархистской. Внутри зарождающегося женского движения анархистские принципы стали настолько широко распространены, что профессор политологии осудила то, что она считала « Тиранией бесструктурности ». Некоторые группы назвали себя «анархистами Амазонки». После Стоунволлского восстания Нью-Йорка Фронт освобождения геев частично основал свою организацию на чтении анархистских сочинений Мюррея Букчина ». «Анархизм» Чарли Шайвли в Энциклопедии гомосексуализма . п. 52
- ^ «Внутри движений шестидесятых годов было гораздо больше восприимчивости к анархизму-фактически, чем существовало в движениях тридцатых годов ... Но движения шестидесятых были движимы проблемами, которые были более совместимы с выразительным стилем политика, с враждебностью к власти вообще и государственной власти в частности... К концу шестидесятых годов политический протест переплелся с культурным радикализмом, основанным на критике любой власти и всех властных иерархий, распространенных внутри страны. движение наряду с другими радикальными идеологиями. Влияние анархизма было самым сильным среди радикальных феминисток, в коммунистическом движении и, вероятно, в Weather Underground и в других местах агрессивного антивоенного движения». «Анархизм и антиглобалистское движение» Барбары Эпштейн.
- ^ Грегор Критидис, Подъем и кризис анархистского и либертарианского движения в Греции, 1973–2012, в: Город наш: сквоттинг и автономные движения в Европе с 1970-х по настоящее время, 2014, стр.66
- ^ Грегор Критидис, Подъем и кризис анархистского и либертарианского движения в Греции, 1973–2012, в: Город наш: сквоттинг и автономные движения в Европе с 1970-х годов по настоящее время, 2014, стр.67
- ^ Исповедь, Алан (8 февраля 2019 г.). «Новый левый радикал: сравнительный анализ трансформаций партизанской семьи европейских левых радикалов в XXI веке: (2000-2017)» . Гренобль-Альпский университет . Проверено 22 августа 2024 г.
- ^ Мэтью Уорли, Бунтовая ассамблея: Культурная диаспора британского панка летом 1981 года , в: Европейское молодежное восстание. Европейские взгляды на молодежный протест и социальные движения в 1980-е годы , Пэлгрейв, 2016, стр.224-25.
- ^ Сергеев, Сергей; Кузнецова, Александра (4 ноября 2020 г.). «РОССИЙСКИЕ ЛЕВЫЕ РАДИКАЛЫ ПРОИГРАЮТ: ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕ БУДЕТ НИ СИРИЗА, НИ ПОДЕМОС» . Международный журнал менеджмента (Ijm) . 11 (10). Публикация IAEME: 1785–1796 гг. ISSN 0976-6510 . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Грегор Критидис, Подъем и кризис анархистского и либертарианского движения в Греции, 1973–2012, в: Город наш: сквоттинг и автономные движения в Европе с 1970-х годов по настоящее время, 2014, стр.78, 80
- ^ Лонг 2012 , с. 227; Длинный 2017 , с. 308; Длинный 2021 год , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б Длинный 2017 , с. 308.
- ^ Длинный 2021 г. , стр. 31–32.
- ^ Длинный 2021 , с. 32.
- ^ Китшельт, Герберт (1988). «Продолжительность жизни лево-либертарианских партий. Объясняют ли структурные преобразования или экономический спад партийные инновации? Ответ Вильгельму П. Бюрклину». Европейское социологическое обозрение . 4 (2): 155–160. doi : 10.1093/oxfordjournals.esr.a036474 . ISSN 0266-7215 . JSTOR 522545 .
- ^ Реддинг, Кент; Витерна, Джоселин С. (1999). «Политические требования, политические возможности: объяснение различного успеха леволибертарианских партий». Социальные силы . 78 (2): 491–510. дои : 10.2307/3005565 . ISSN 0037-7732 . JSTOR 3005565 .
- ^ Jump up to: а б Ноймайер, Эрик (июнь 2003 г.). «Полезны ли сила левых партий и корпоративизм для окружающей среды? Данные группового анализа загрязнения воздуха в странах ОЭСР» . Экологическая экономика . 45 (2): 203–220. Бибкод : 2003EcoEc..45..203N . дои : 10.1016/S0921-8009(03)00012-0 . ISSN 0921-8009 . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ Порта, Донателла делла; Фернандес, Хосеба; Коуки, Хара; Моска, Лоренцо (01 мая 2017 г.). Партии движения против жесткой экономии . Кембридж Молден (Массачусетс): Политика. п. 21. ISBN 978-1-5095-1145-7 .
- ^ Ким, Сончхоль (15 августа 2023 г.). «Движения левых, правых и центристских партий: дискурсивно-организационный подход» . Созвездия . дои : 10.1111/1467-8675.12705 . ISSN 1351-0487 .
более ранняя волна интереса к взаимодействию между движением и партией, которая возникла в конце 1980-х и 1990-х годах в связи с недавно возникшими зелеными и «лево-либертарианскими» политическими партиями в результате антиядерных и экологических протестных движений (Kitschelt, 1989; Kitschelt & Хеллеманс, 1990 г.; Майер и Эли, 1998 г.;
- ^ Сантос, Фелипе Г.; Мерсиа, Дэн (20 января 2024 г.). «Молодые демократы, критически настроенные граждане и протестные избиратели: изучение профилей сторонников партии движения» . Акта Политика . дои : 10.1057/s41269-023-00321-7 . ISSN 0001-6810 .
- ^ Шарламанов, Кире (2023). «Защита окружающей среды в леволибертарианской политической философии». Левое либертарианство зеленых . Чам: Springer Nature, Швейцария. стр. 33–63. дои : 10.1007/978-3-031-39263-4_2 . ISBN 978-3-031-39262-7 .
- ^ Грегор Критидис, Подъем и кризис анархистского и либертарианского движения в Греции, 1973–2012, в: Город наш: сквоттинг и автономные движения в Европе с 1970-х годов по настоящее время, 2014, стр.75
- ^ Марш, Люк (2013). Радикальные левые партии в Европе . Лондон: Исследования Рутледжа в области экстремизма. п. 159. ИСБН 978-0-415-84323-2 .
- ^ Вромен, Ариадна (2005). «Кто такие австралийские зеленые? Опрос членов» . Этнографическая практика в промышленности . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Исповедь, Алан (8 февраля 2019 г.). «Une nouvelle gauche радикале: сравнительный анализ трансформаций партийной семьи де la gauche радикальная европейская в XXI веке: (2000-2017)» . Университет Гренобля в Альпах . Проверено 22 августа 2024 г.
Несмотря на то, что Португальский левый блок в значительной степени зависит от своих лидеров в обеспечении своего прогресса на выборах, он сохранил внутреннюю организацию, которая довольно верна модели леволибертарианской партии, с особыми «совместными» механизмами, предоставляющими относительно значительные полномочия членам, и значительный внутренний раскол… Хотя роль харизматического лидера была решающей в возвышении BE, сначала с Франсиско Лусаном , а затем с Катариной Мартинс , внутренний образ деятельности партии, во многом вдохновленный традициями Либертарианские левые, заметили мало изменений в период с 1999 по 2017 год.
- ^ Исповедь, Алан (8 февраля 2019 г.). «Une nouvelle gauche радикале: сравнительный анализ трансформаций партийной семьи де la gauche радикальная европейская в XXI веке: (2000-2017)» . Университет Гренобля в Альпах . Проверено 22 августа 2024 г.
Сириза является прекрасным примером, который в конечном итоге может стать хрестоматийным примером в научной литературе: изначально это была коалиция нескольких партий, близкая к модели левой либертарианской партии, с небольшим количеством иерархических структур, децентрализованными процессами принятия решений, неточным уставом, Отказ от профессионализации и обострение фракционности привели к тому, что СИРИЗА в рекордно короткие сроки превратилась в высокоцентрализованную организацию, которая в конечном итоге слилась со своим лидером Алексисом Ципрасом … наблюдения, однако, применимы и к «Синаспизмосу» до создания «Сиризы», партии, которая с организационной точки зрения почти во всех отношениях соответствует модели леволибертарианской партии и в некотором роде импортировала эту культуру в «Сиризу». .
- ^ Карлсон 2012 , с. 1007.
- ^ Эллерман, Дэвид (1992). Собственность и договор в экономике: аргументы в пользу экономической демократии . Кембридж, Массачусетс: Блэквелл.
- ^ Эллерман, Дэвид (1990). Демократическая фирма, принадлежащая рабочим . Лондон: Анвин Хайман.
- ^ * Оцука, Майкл (2005). Либертарианство без неравенства . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928018-6 .
- ^ Штайнер, Гилель (1994). Эссе о правах . Оксфорд: Блэквелл.
- ^ (2000). Левое либертарианство и его критики: современные дебаты . В Валлентине, Питер; и Штайнер, Гилель. Лондон: Пэлгрейв.
- ^ Ван Парийс, Филипп (2009). Переработанный марксизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Валлентайн, Питер (2007). «Либертарианство и государство». Либерализм: старый и новый . В Поле — Эллен Франкель; Миллер-младший, Фред; Пол, Джеффри. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 199.
- ^ Казаль, Паула (2011). «Глобальные налоги на природные ресурсы» (PDF) . Журнал моральной философии . 8 (3): 307–327. дои : 10.1163/174552411x591339 . Архивировано (PDF) из оригинала 14 марта 2014 года . Проверено 14 марта 2014 г.
Он также может ссылаться на геоизм, философскую традицию, охватывающую взгляды Джона Локка и Генри Джорджа [...].
- ^ Jump up to: а б Кимлицка 2005 , с. 516.
- ^ Фрид 2004 , с. 66.
- ^ Фрид 2020 , с. 176.
- ^ Райли, Питер (2013). Делая другой мир возможным: анархизм, антикапитализм и экология в Великобритании конца 19 - начала 20 веков . Издательство Блумсбери. п. 5. ISBN 978-1-4411-5377-7 .
- ^ Jump up to: а б с Мак, Эрик; Гаус, Джеральд Ф. (2004). «Классический либерализм и либертарианство: традиция свободы». В Гаусе, Джеральд Ф.; Кукатас, Чандран (ред.). Справочник по политической теории . Мудрец. п. 128. ИСБН 978-0-7619-6787-3 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2024 г. Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Ван Парийс, Филипп (1998). Настоящая свобода для всех: что (если что-нибудь) может оправдать капитализм? Оксфорд: Издательство Кларендон-Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б Даскал, Стив (1 января 2010 г.). «Либертарианство левое и правое, оговорка Локка и реформированное государство всеобщего благосостояния» . Социальная теория и практика . п. 1. Архивировано 16 мая 2011 года в Wayback Machine .
- ^ Ван Парийс, Филипп (1998). Настоящая свобода для всех: что (если что-нибудь) может оправдать капитализм? Оксфорд: Издательство Кларендон-Оксфордского университета.
- ^ Валлентайн, Питер; Штайнер, Гилель (2000). Истоки левого либертарианства . Бейзингсток: Пэлгрейв. ISBN 978-0-312-23591-8 .
- ^ Валлентайн, Питер; Штайнер, Гилель (2000). Левое либертарианство и его критики . Бейзингсток: Пэлгрейв. п. 1. ISBN 978-0-312-23699-1 . OCLC 1057919438 .
Библиография
[ редактировать ]- Букчин, Мюррей (1995). Социальный анархизм или анархизм образа жизни: непреодолимая пропасть . АК Пресс . стр. 49–61. ISBN 1-873176-83-Х .
- Карлсон, Дженнифер Д. (2012). «Либертарианство» . В Миллере, Уилбур Р. (ред.). Социальная история преступлений и наказаний в Америке: энциклопедия . Публикации Сейджа. п. 1005-1009. ISBN 978-1-4129-8876-6 .
- Фрид, Барбара Х. (зима 2004 г.). «Левое либертарианство: обзорное эссе». Философия и связи с общественностью . 32 (1): 66–92. дои : 10.1111/j.1467-6486.2004.00005.x . ISSN 0048-3915 . JSTOR 3557982 .
- Фрид, Барбара Х. (2020). «Левое либертарианство». Столкновение с дефицитом: логика и пределы неконсеквенциалистской мысли . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 176–196. ISBN 978-0-19-884787-8 .
- Гудвей, Дэвид (2006). Анархические семена под снегом: левая либертарианская мысль и британские писатели от Уильяма Морриса до Колина Уорда . Издательство Ливерпульского университета . ISBN 978-1-84631-025-6 .
- Лонг, Родерик Т. (2012). "Анархизм". В Гаусе, Джеральд Ф.; Д'Агостино, Фред (ред.). Путеводитель Рутледжа по социальной и политической философии . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. 217–230. ISBN 978-0-415-87456-4 .
- Лонг, Родерик Т. (2017). «Анархизм и либертарианство». В июне, Натан (ред.). Компаньон Брилла по анархизму и философии . Лейден : Брилл . стр. 285–317. дои : 10.1163/9789004356894_012 . ISBN 978-90-04-35689-4 .
- Лонг, Родерик Т. (2021). «Анархический пейзаж». В Шартье, Гэри; Ван Шеландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Рутледж. стр. 28–38. дои : 10.4324/9781315185255-2 . ISBN 978-1-315-18525-5 .
- Кимлика, Уилл (2005) [1995]. «либертарианство, лево-». В Хондерихе, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии (2-е изд.). Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 516–617. ISBN 0-19-926479-1 .
- Маршалл, Питер Х. (2008) [1992]. Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Харпер Многолетник . ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 218212571 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дешпанде, Мина; Винод, MJ (2000). Современная политическая теория . «Левое либертарианство». PHI Learning Pvt. ООО с. 243 . ISBN 978-81-203-4713-7 .
- Керр, Гэвин (2017). «Геолибертарианство: приоритет неортодоксальной рыночной свободы». Демократия собственности: свобода и капитализм в XXI веке . Тейлор и Фрэнсис. стр. 94–141. ISBN 978-1-4411-5377-7 .
- Валлентайн, Питер ; Штайнер, Гилель ; Оцука, Майкл (2005). «Почему лево-либертарианство не является бессвязным, неопределенным или неуместным» (PDF) . Философия и связи с общественностью . 33 (2): 201–215. дои : 10.1111/j.1088-4963.2005.00030.x . Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2008 года.
- Валлентайн, Питер (2000). «Левое либертарианство: учебник для начинающих» (полный текст; окончательный вариант). В Валлентине, Питер; Штайнер, Гилель (ред.). Левое либертарианство и его критики: современные дебаты . Palgrave Publishers Ltd., стр. 1–20.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с левым либертарианством, на Викискладе?
Цитаты, связанные с левым либертарианством, в Wikiquote