Jump to content

Нурагическая цивилизация

(Перенаправлено с Нурагической цивилизации )

Су Нуракси из Барумини , включенный в ЮНЕСКО список Всемирного наследия с 1997 года.
Нураге Санту Антине в Торральбе

Нурагическая цивилизация , [1] [2] также известная как Нурагическая культура , была цивилизацией или культурой на средиземноморском острове Сардиния , Италия , которая существовала с 18-го века до нашей эры. [3] (средний бронзовый век ), или с 23 века до нашей эры, [4] [5] до римской колонизации в 238 г. до н.э. [6] [7] [8] Другие считают, что эта культура существовала как минимум до II века нашей эры. [9] а в некоторых областях, а именно в Барбадже , до VI века нашей эры, [10] [11] или, возможно, даже до 11 века нашей эры. [5] [12]

Прилагательное «нурагический» не является ни автонимом , ни этнонимом . Он происходит от самого характерного памятника острова, нураги , сооружения типа башни-крепости, которое древние сардинцы строили в больших количествах, начиная примерно с 1800 года до нашей эры. [13] Сегодня более 7000 нурагов усеивают ландшафт Сардинии. [а]

Никаких письменных свидетельств об этой цивилизации обнаружено не было. [16] если не считать нескольких возможных коротких эпиграфических документов, относящихся к последним этапам нурагической цивилизации. [17] Единственная письменная информация исходит из классической литературы греков и римлян и может считаться скорее мифической, чем исторической. [18]

Донурагическая Сардиния

[ редактировать ]
Пренурагический комплекс Монте д'Аккодди
Один из Domus de janas некрополя Монте-Сизери, Путифигари.

В каменном веке остров впервые был заселен людьми, прибывшими сюда в эпоху палеолита и неолита из Европы и Средиземноморья . Древнейшие поселения обнаружены как в центральной, так и в северной Сардинии ( Англоне ). На острове развилось несколько более поздних культур, таких как культура Озиери (3200–2700 гг. До н.э.). Экономика была основана на сельском хозяйстве, животноводстве, рыболовстве и торговле с материком. С распространением металлургии серебряные и медные предметы и оружие. на острове также появились [19] : 16  В 2014 году Сардиния раннего энеолита была определена как один из первых центров добычи серебра в мире. [20] Это произошло в IV тысячелетии до нашей эры.

Остатки этого периода включают сотни менгиров (называемых пердас фитас ). [21] и дольмены , более 2400 гипогейных гробниц, называемых domus de Janas , статуи менгиров , изображающие воинов или женские фигуры, и ступенчатая пирамида Монте -д'Аккодди , недалеко от Сассари , которые демонстрируют некоторое сходство с монументальным комплексом Лос-Мильярес ( Андалусия ). и более поздние талиоты на Балеарских островах . По мнению некоторых ученых, сходство этой структуры со структурами, найденными в Месопотамии, связано с культурными притоками, пришедшими из Восточного Средиземноморья. [22] [19] : 16 

Алтарь Монте д'Аккодди вышел из употребления начиная с ок. 2000 г. до н. э., когда культура кубков , которая в то время была широко распространена практически во всей Западной Европе на острове появилась . Кубки прибыли на Сардинию из двух разных регионов: во-первых, из Испании и южной Франции , а во-вторых, из Центральной Европы , через Итальянский полуостров . [23]

Нурагическая эпоха

[ редактировать ]

Ранний бронзовый век

[ редактировать ]
Керамика Боннанаро, Национальный музей Санны, Сассари.
Альбуччиу ( Арзакена ), образец протонураге

Культура Боннанаро была последней эволюцией культуры кубков на Сардинии (ок. 1800–1600 до н. э.) и имела некоторые сходства с современной культурой Полада на севере Италии . Эти две культуры имели общие черты материальной культуры, такие как неукрашенная керамика с ручками в форме топора. [24] Эти влияния, возможно, распространились на Сардинию через Корсику , где они впитали в себя новые архитектурные приемы (такие как циклопическая кладка ), которые уже были широко распространены на острове. [25] В это время на остров прибыли новые народы, пришедшие с материка , принеся с собой новую религиозную философию, новые технологии и новый образ жизни, сделав предыдущие устаревшими или переосмыслив их. [26] : 362  [27] : 25–27 

Возможно, именно благодаря стимулам и моделям (а почему бы и нет? - капле крови) из Центральной Европы и Полада-Роны, культура Боннанаро I дает толчок известному и производит в ногу с раз. ... Из общего сурового, практичного характера и существенности материального оснащения (в частности, керамики без какого-либо украшения) мы понимаем характер и воинственный нрав пришельцев, а также конфликтную направленность, которую они придают жизни на острове. . Это подтверждается наличием каменного и металлического оружия (медного и бронзового). Металл распространяется и в предметах обихода (медные и бронзовые шила), и в поделочных предметах (бронзовые кольца и серебряная фольга)... Кажется, чувствуется падение идеологий старого донурагического мира, соответствующее новому историческому перелому.

— Giovanni Lilliu, La civiltà dei Sardi, p. 362, La civiltà nuragica pp. 25-27
Swords of the Bonnanaro culture (A2 phase) from the Hypogeum of Sant'Iroxi, Decimoputzu

The widespread diffusion of bronze brought numerous improvements. With the new alloy of copper and tin (or arsenic), a harder and more resistant metal was obtained, suitable for manufacturing tools used in agriculture, hunting and warfare. At a later phase of this period (Bonnanaro A2) probably dates the construction of the so-called proto-nuraghe,[19]: 37–71  a platformlike structure that marks the first phase of the Nuragic Age. These buildings are very different from the classical nuraghe having an irregular planimetry and a very stocky appearance. They are more numerous in the central-western part of Sardinia, later they spread in the whole Island.[28]

Middle and Late Bronze Age

[edit]
Nuraghe Losa, Abbasanta

Dating to the middle of the 2nd millennium BC, the nuraghe, which evolved from the previous proto-nuraghe, are megalithic towers with a truncated cone shape; every Nuragic tower had at least an inner tholos chamber and the biggest towers could have up to three superimposed tholos chambers. They are widespread in the whole of Sardinia, about one nuraghe every three square kilometers.[27]: 9 

Early Greek historians and geographers speculated about the mysterious nuraghe and their builders. They described the presence of fabulous edifices, called daidaleia, from the name of Daedalus, who, after building his labyrinth in Crete, would have moved to Sicily and then to Sardinia.[27]: 9  Modern theories about their use have included social, military, religious, or astronomical roles, as furnaces, or as tombs. Although the question has long been contentious among scholars, the modern consensus is that they were built as defensible homesites, and that included barns and silos.[29]

Tholos of Nuraghe Is Paras, Isili
Graphic reconstruction of a nuragic village

In the second half of the 2nd millennium BC, archaeological studies have proved the increasing size of the settlements built around some of these structures, which were often located at the summit of hills. Perhaps for protection reasons, new towers were added to the original ones, connected by walls provided with slits forming a complex nuraghe.[30]

Nuraghe Santu Antine, Torralba, internal corridor

Among the most famous of the numerous existing nuraghe, are the Su Nuraxi at Barumini, Santu Antine at Torralba, Nuraghe Losa at Abbasanta, Nuraghe Palmavera at Alghero, Nuraghe Genna Maria at Villanovaforru, Nuraghe Seruci at Gonnesa and Arrubiu at Orroli. The biggest nuraghe, such as Nuraghe Arrubiu, could reach a height of about 25–30 meters and could be made up of 5 main towers, protected by multiple layers of walls, for a total of dozens of additional towers.[31] It has been suggested that some of the current Sardinian villages trace their origin directly from Nuragic ones, including perhaps those containing the root Nur-/Nor- in their name like Nurachi, Nuraminis, Nurri, Nurallao, and Noragugume.[32]

Soon Sardinia, a land rich in mines, notably copper and lead, saw the construction of numerous furnaces for the production of alloys which were traded across the Mediterranean basin. Nuragic people became skilled metal workers; they were among the main metal producers in Europe,[33] and produced a wide variety of bronze objects. New weapons such as swords, daggers and axes preceded drills, pins, rings, bracelets, statuettes and the votive boats that show a close relationship with the sea. Tin may have drawn Bronze Age traders from the Aegean where copper is available but tin for bronze-making is scarce.[34] The first verifiable smelting slag has come to light, its appearance in a hoard of ancient tin confirms local smelting as well as casting.[35]

The usually cited tin sources and trade in ancient times are those in the Iberian Peninsula or from Cornwall. Markets included civilizations living in regions with poor metal resources, such as the Mycenaean civilization, Cyprus and Crete, as well as the Iberian peninsula, a fact that can explain the cultural similarities between them and the Nuraghe civilization and the presence in Nuragic sites of late Bronze Age Mycenaean, west and central Cretan and Cypriote ceramics, as well as locally made replicas, concentrated in half a dozen findspots that seem to have functioned as "gateway-communities".[36]

Sea Peoples connection

[edit]
Sardinian warrior figure
Model of Nuragic ship from Bultei, Museo archeologico nazionale (Cagliari)

The late Bronze Age (14th–13th–12th centuries BC) saw a vast migration of the so-called Sea Peoples, described in ancient Egyptian sources. They destroyed Mycenaean and Hittite sites and also attacked Egypt. According to Giovanni Ugas, the Sherden, one of the most important tribes of the sea peoples, are to be identified with the Nuragic Sardinians.[37][9][38] This identification has been also supported by Antonio Taramelli,[39] Vere Gordon Childe,[40] Sebastiano Tusa,[41][42] Vassos Karageorghis,[43] and Carlos Roberto Zorea, from the Complutense University of Madrid.[44]

Another hypothesis is that they came to the island around the 13th or 12th century after the failed invasion of Egypt; however, these theories remain controversial. Simonides of Ceos and Plutarch spoke of raids by Sardinians against the island of Crete, in the same period in which the Sea People invaded Egypt.[45][46] This would at least confirm that Nuragic Sardinians frequented the eastern Mediterranean Sea.Further proofs come from 13th-century Nuragic ceramics found at Tiryns, Kommos,[47] Kokkinokremnos,[48] Hala Sultan Tekke,[49] Minet el-Beida[50] and in Sicily, at Lipari,[51] and the Agrigento area, along the sea route linking western to eastern Mediterranean; ceramics similar to those of late Bronze Age Sardinia have also been found in the Egyptian port of Marsa Matruh.[52]

Bronze model of nuraghe, 10th century BC

The archaeologist Adam Zertal has proposed that the Harosheth Haggoyim of Israel, home of the biblical figure Sisera, is identifiable with the site of "El-Ahwat" and that it was a Nuragic site suggesting that he came from the people of the Sherden of Sardinia.[53] Influences of the Nuragic architecture at El-Ahwat have been noticed also by Bar Shay, from Haifa University.[54]

Iron Age

[edit]

Archaeologists traditionally define the nuragic phase ranging from 900 BC to 500 BC (Iron Age) as the era of the aristocracies. Fine ceramics were produced along with more and more elaborate tools and the quality of weapons increased. With the flourishing of trade, metallurgical products and other manufactured goods were exported to every corner of the Mediterranean, from the Near East to Spain and the Atlantic. The huts in the villages increased in number and there was generally a large increase in population. The construction of the nuraghes stopped, as many were abandoned or partially dismantled starting from 1150 BC,[55][56] and individual tombs replaced collective burials (Giant's Tombs).[57][58] According to archaeologist Giovanni Lilliu, the real breakthrough of that period was the political organization which revolved around the parliament of the village, composed by the heads and the most influential people, who gathered to discuss the most important issues.

Carthaginian and Roman conquest

[edit]
Iron Age votive swords from Abini-Teti

Around 900 BC the Phoenicians began visiting Sardinia with increasing frequency. The most common ports of call were Caralis, Nora, Bithia, Sulci, Tharros, Bosa and Olbia. The Roman historian Justin describes a Carthaginian expedition led by Malchus in 540 BC against a still strongly Nuragic Sardinia. The expedition failed and this caused a political revolution in Carthage, from which Mago emerged. He launched another expedition against the island, in 509 BC, after the Sardinians attacked the Phoenicians' coastal cities. According to Piero Bartoloni, it was Carthage that attacked the Phoenician cities in the coasts, rather than the natives who lived in those cities with the Phoenicians, for the Phoenician cities destroyed, such as Sulcis or Monte Sirai, he postulated as being inhabited mostly by native Sardinians.[59]

The Carthaginians, after a number of military campaigns in which Mago died and was replaced by his brother Hamilcar, overcame the Sardinians and conquered coastal Sardinia, the Iglesiente with its mines and the southern plains. The Nuragic culture may have survived in the mountainous interior of the island. In 238 BC, the Carthaginians, as a result of their defeat by the Romans in the first Punic War, surrendered Sardinia to Rome. Sardinia together with Corsica became a Roman province (Corsica et Sardinia), however the Greek geographer Strabo confirms the survival, in the interior of the island, of Nuragic culture even in Imperial times.[60]

Society

[edit]
Bronze sculpture of a Nuragic chief with a Gamma-shaped hilt dagger on his chest, from Uta.

Religion had a strong role in Nuragic society, which has led scholars to the hypothesis that the Nuragic civilization was a theocracy. Some Nuraghe bronzes clearly portray the figures of chief-kings, recognizable by their wearing a cloak and carrying a staff with bosses. Also depicted are other classes, including miners, artisans, musicians, wrestlers (the latter similar to those of the Minoan civilizations) and many fighting men, which has led scholars to think of a warlike society, with precise military divisions (archers, infantrymen). Different uniforms could belong to different cantons or clans, or to different military units. The priestly role may have been fulfilled by women. Some small bronzes also give clues about Nuragic personal care and fashion. Women generally had long hair; men sported two long braids on each side of the face, while their head hair was cut very short or else covered by a leather cap.

Villages

[edit]
Hut near the Nuraghe Palmavera, Alghero

The Nuragic civilization was probably based on clans, each led by a chief, who resided in the complex nuraghe,[19]: 241  with common people living in the nearby villages of stone roundhouses with straw roofs, similar to the modern pinnettas of the Barbagia shepherds.

In the late final Bronze Age and in the Early Iron Age phases, the houses were built with a more complex plan, with multiple rooms often positioned around a courtyard; in the Nuragic settlement of Sant'Imbenia, located by the coast, some structures were not used for living purposes, but for the storing of precious metals, food and other goods and they were built around a huge square, interpreted by archaeologists as a marketplace.[61][62]The construction of rectangular houses and structures built with dried bricks is attested in some sites across the island since the late Bronze Age.[63]

Graphic reconstruction of the Nuragic village of Antas, Fluminimaggiore

Water management was essential for the Nuragic people, most complex Nuraghi were provided with at least a well; Nuraghe Arrubiu, for example, presented a complex hydraulic implant for the drainage of water[64] Another testimony to the Nuragic prowess in the creation of hydraulic implants is the aqueduct of Gremanu, the only known Nuragic aqueduct yet.[65]

During the final phase of the Bronze Age and the early Iron Age Sardinia saw the development of proto urban settlements, with open spaces such as paved squares and streets, and structures devoted to specific functions such as metal workshops, the individual houses were provided with storing facilities and were served by infrastructures.[66][67]

Tribes

[edit]
Hypothetical distribution of the Nuragic tribes

The most celebrated peoples of this island are the Ilienses, the Balari, and the Corsi ...

Throughout the second millennium and into the first part of the 1st millennium BC, Sardinia was inhabited by the single extensive and uniform cultural group represented by the Nuragic people. Centuries later, Roman sources describe the island as inhabited by numerous tribes which had gradually merged culturally. They however maintained their political identities and the tribes often fought each other for control of the most valuable land. The most important Nuragic populations mentioned include the Balares, the Corsi and the Ilienses, the latter defying the Romanization process and living in what had been called Civitatas Barbarie (now Barbagia).

  • The Ilienses or Iolaes (later Diagesbes), identified by ancient writers as Greek colonists led by Iolaus (nephew of Heracles) or Trojan refugees, lived in what is now central-southern Sardinia. Greek historians reported also that they were repeatedly invaded by the Carthaginians and the Romans, but in vain.[68]
  • The Balares have been identified with the Beaker culture.[19]: 22–32  They lived in what are now the Nurra, Coghinas and Limbara traditional subdivisions of Sardinia. They were probably of the same stock from which the Talaiotic culture of the Balearic Islands originated.[19]: 22–32 
  • The Corsi lived in Gallura and in Corsica. They have been identified as the descendants of the Arzachena culture. In southern Corsica, in the 2nd millennium BC, the Torrean civilization developed alongside the Nuragic one.

Culture

[edit]
Бронзовая скульптура воина с четырьмя глазами и четырьмя руками.

Religion

[edit]

Изображения животных, таких как бык , принадлежат, скорее всего, донурагическим цивилизациям, однако сохранили свое значение у нурагов, часто изображались на кораблях, бронзовых вазах, использовались в религиозных обрядах. Найдены небольшие бронзовые скульптуры, изображающие фигурки получеловека-полубыка, а также четырехрукие и глазные персонажи и двуглавого оленя: они, вероятно, имели мифологическое и религиозное значение. Еще одно священное животное, которое часто изображалось, — это голубь . Религиозную роль, возможно, имели также небольшие точеные диски с геометрическими узорами, известные как пинтадера , хотя их функция еще не определена.

Ключевым элементом нурагической религии было плодородие, связанное с мужской силой Быка- Солнца и женской силой Воды- Луны . По исследованиям ученых, существовали Богиня-Мать средиземноморского типа и Бог-Отец ( Бабай ). Важную роль играли такие мифологические герои, как Норакс , Сард , Иолай и Аристей , военачальники также считались божествами.

С'Арку'э Форрос

Раскопки показали, что нурагики в определенные периоды года собирались в общих святых местах, для которых обычно характерны сидячие ступени и наличие священной ямы. В некоторых святых местах, таких как Греману в Фонни , Серра Орриос в Доргали и С’Арку’э Ис Форрос в Виллагранде Стрисаили , существовали прямоугольные храмы, в центральной святой комнате, возможно, находился священный огонь . [69] Божества, которым поклонялись, неизвестны, но, возможно, они были связаны с водой или с астрономическими объектами, такими как Солнце, Луна и солнцестояния.

Священный «бассейн» Су Романзесу.

Некоторые сооружения могли бы иметь федеральную роль на Сардинии, например, святилище Санта-Виттория недалеко от Серри , которое было одним из крупнейших нурагических святилищ, занимавшим площадь более 20 гектаров. [70] включая как религиозные, так и гражданские здания. По словам итальянского историка Джованни Лиллиу, именно там основные кланы центрального острова проводили свои собрания для подписания союзов, принятия решений о войнах или заключения коммерческих соглашений. [71] Помещения для торгов также присутствовали. Известно по крайней мере двадцать таких многоцелевых структур, в том числе Санта-Кристина в Паулилатино и Силиго ; некоторые из них были повторно использованы в качестве христианских храмов, например, кумбессии Сан-Сальваторе-ин-Синис в Кабрасе . В святилищах были построены некоторые ритуальные бассейны и ванны, такие как бассейн Нураге Нурдоле, который работал через систему желобов. [66] Кроме того, существуют свидетельства культов, практиковавшихся в пещерах в честь хтонического божества , о чем свидетельствуют артефакты, найденные в пещере Пиросу в Сантади .

Святые колодцы

[ редактировать ]
Святой колодец Санта-Кристина, Паулилатино.

Святые колодцы представляли собой сооружения, посвященные культу водного божества . Хотя первоначально они были отнесены к 8–6 векам до нашей эры, из-за их передовых технологий строительства, они, скорее всего, относятся к более раннему бронзовому веку, когда Сардиния имела прочные отношения с микенскими королевствами Греции и Крита, примерно в 14–13 веках до нашей эры. [56]

Архитектура нурагических святых колодцев повторяет тот же образец, что и нурагов: основная часть состоит из круглого помещения со сводом-толосом с отверстием на вершине. Монументальная лестница соединяла вход в это подземное ( гипогей ) помещение, основная роль которого — собирать воду священного источника. На внешних стенах установлены каменные скамейки, на которые верующие клали подношения и религиозные предметы. В некоторых местах также были жертвенные алтари. Некоторые ученые полагают, что они могли быть посвящены Сардусу, одному из главных нурагических божеств. Священная яма, похожая на сардинские, была найдена в западной Болгарии , недалеко от села Гарло . [72]

Нурагический фонтан и Са Седда и Сос Каррос

Разворотные домики с бассейном

[ редактировать ]

Начиная с позднего бронзового века в нурагических поселениях начинает появляться своеобразный тип круглых сооружений с центральным бассейном и скамейками, расположенными по всему периметру помещения, лучшим примером такого типа сооружений является ритуальный фонтан Са Седда э. Сос Каррос , недалеко от Олиены , где благодаря гидравлическому имплантату из свинцовых труб вода лилась из таранных протомов внутрь бассейна. [73] Некоторые археологи интерпретировали эти здания как ритуальные и религиозные функции. [74] как тепловые конструкции. [75]

Храмы Мегарона

[ редактировать ]
Мегаронский храм Дому де оргия

Эти уникальные здания, расположенные в различных частях острова и посвященные культу целебных вод, представляют собой архитектурное проявление, отражающее культурную жизнеспособность нурагических народов и их взаимодействие с ровесниками средиземноморских цивилизаций. Фактически, многие ученые видят в этих зданиях иностранное эгейское влияние. [27] : 109 

Они имеют прямолинейную форму с выступающими наружу боковыми стенками. Некоторые из них, например, Малчитту в Арзакене, имеют апсидальную форму, в то время как другие, такие как храм Са Каркаредда в Виллагранде Стрисаили, завершаются круглой комнатой. Они окружены священными территориями, называемыми теменос .Иногда в одном и том же месте обнаруживаются несколько храмов, как, например, в случае с огромным святилищем С’Арку’э Ис Форрос , где было раскопано множество храмов-мегаронов со сложным растением.Самая большая и лучше всего сохранившаяся сардинская Мегара — это Дому де Оргия в Эстерзили .

Могилы великанов

[ редактировать ]
Могила гиганта в Арцакене

«Могилы гигантов» представляли собой коллективные погребальные сооружения, точная функция которых до сих пор неизвестна и которые, возможно, произошли от удлиненных дольменов . Они датируются всей нурагической эпохой вплоть до железного века , когда их заменили ямные могилы, и чаще встречаются в центральном секторе острова. Их план имел форму головы быка.

Возле входа были установлены большие каменные скульптуры, известные как бетили (разновидность тонкого менгира, иногда с грубым изображением мужских половых органов или женской груди). Иногда гробницы строились с использованием техники opus isodomum , где использовались камни мелкой формы, как, например, в гигантских гробницах Мадау или Илои.

Искусство

[ редактировать ]

Бронзовые статуэтки

[ редактировать ]
Нурагические бронзовые статуэтки, Национальный археолого-этнографический музей Г.А. Санны (Сассари)

Бронзетти ) — небольшие бронзовые статуэтки , ( brunzittos или brunzittus на сардинском языке полученные методом литья по выплавляемым моделям ; они могут иметь размер до 39 см (15 дюймов) и изображать сцены повседневной жизни, персонажей разных социальных слоев, фигурки животных, божеств, корабли и т. д. Большинство из них были обнаружены в различных местах Сардинии; однако значительное меньшинство также было обнаружено в этрусских памятниках, особенно в гробницах, в Италии ( Вульчи , Ветулония , Популония , Маджоне ) и Кампании ( Понтеканьяно ) и южнее, в греческой колонии Кротоне центральной .

Статуя боксера из Монте-Прама
Статуя воина из Монте-Прама

Гиганты Монте-Прама

[ редактировать ]

Гиганты Монте-Прама — группа из 32 (или 40) статуй высотой до 2,5 м (8,2 фута), найденных в 1974 году недалеко от Кабраса , в провинции Ористано . На них изображены воины, лучники, борцы, модели нурагов и боксеров со щитом и вооруженной перчаткой. В зависимости от различных гипотез датировка Колоссов названия, которое археолог Джованни Лиллиу . дал статуям [76] : 84–86  - варьируется между 11 и 8 веками до нашей эры. [77] Если это будет дополнительно подтверждено археологами, как это уже сделал анализ C-14, это будут самые древние антропоморфные скульптуры Средиземноморья после египетских статуй , предшествовавших куроям Древней Греции . [78]

У них дискообразные глаза и одежда в восточном стиле. Статуи, вероятно, изображали мифологических героев, охраняющих гробницу; по другой теории, они могли быть своего рода Пантеоном типичных нурагических божеств. Их открытие доказало, что нурагическая цивилизация сохранила свои особенности и привнесла новые на протяжении веков, вплоть до финикийской колонизации части Сардинии.

Керамика

[ редактировать ]
Нурагическая ваза из Сардары

В керамике мастерство и вкус сардинских мастеров проявляются главным образом в украшении поверхностей сосудов, непременно используемых в ритуальных целях в ходе сложных церемоний, а в некоторых случаях даже подлежащих раздавливанию в конце обряда, как кувшины, найденные на дне священных колодцев. [79] Керамика также отображает геометрические узоры на лампах, сосудах грушевидной формы (исключительно для Сардинии) и акосах . Завезенные (например, микенские) и местные формы были обнаружены в нескольких местах по всему острову. Также встречается на итальянском полуострове, Сицилии, в Испании и на Крите, все указывает на то, что Сардиния очень хорошо интегрирована в древнюю торговлю Средиземного моря .

Язык или языки, на которых говорили на Сардинии в бронзовый век, неизвестны, поскольку нет никаких письменных записей того периода, хотя недавние исследования показывают, что примерно в 8 веке до нашей эры, в веке , нурагическое население, возможно, приняло алфавит « железном красный» (западный) тип , аналогичный используемому на Эвбее . [17]

По мнению Эдуардо Бласко Феррера , палео-сардинский язык был родствен протобаскскому и древнеиберийскому со слабыми индоевропейскими следами, [80] но другие полагают, что это было связано с этрусским языком . Джованни Угас предполагает, что на Нурагической Сардинии на самом деле существовали различные языковые области (две или более), возможно, доиндоевропейские и индоевропейские . [19] : 241–254 

Несколько ученых, в том числе Иоганнес Хубшмид , Макс Леопольд Вагнер и Эмидио Де Феличе , выделили различные доримские лингвистические субстраты на Сардинии. Древнейший, пан-средиземноморский, широко распространенный на Пиренейском полуострове , во Франции , Италии , Сардинии и Северной Африке , второй испано-кавказский субстрат, который мог бы объяснить сходство между баскским и палео-сардинским, и, наконец, лигурийский субстрат. [81]

Экономика

[ редактировать ]
Нурагическая керамика из Ветулонии

Экономика нурагов, по крайней мере вначале, была в основном основана на сельском хозяйстве (новые исследования показывают, что они первыми начали заниматься виноградарством в западном Средиземноморье). [82] ) и животноводстве, а также на рыбалке. [83] Также производились алкогольные напитки, такие как вино и пиво. Выращивание дынь, вероятно, импортированных из Восточного Средиземноморья, доказывает практику садоводства. [84] Как и на современной Сардинии, 60% почвы было пригодно только для разведения крупного рогатого скота и овец. Вероятно, как и в других человеческих сообществах, у которых скот является традиционной экономической основой, собственностью этой сложившейся социальной иерархии. Существование дорог для повозок, датируемых 14 веком до нашей эры, создает впечатление хорошо организованного общества. [85] Знаки, найденные в металлических слитках, свидетельствуют о существовании системы счисления, использовавшейся для учета у нурагов.

Слиток бычьей шкуры из Нурагуса

Навигация сыграла важную роль: историк Пьерлуиджи Монтальбано упоминает об обнаружении вдоль побережья нурагических якорей, некоторые из которых весили 100 кг (220 фунтов). [83] Это позволяет предположить, что нурагики использовали эффективные корабли, длина которых могла достигать 15 метров (49 футов). Это позволило им путешествовать по всему Средиземноморью, устанавливая торговые связи с микенской цивилизацией (о чем свидетельствует общая форма гробниц толос и поклонение быкам), Испанией, Италией, Кипром, Ливаном. Такие предметы, как медные слитки кипрского типа, были найдены на Сардинии, а бронза и нурагическая керамика раннего железного века были найдены в Эгейском регионе на Кипре. [86] в Испании ( Уэльва , Таррагона , Малага , Теруэль и Кадис ) [87] вплоть до Гибралтарского пролива , а также в этрусских центрах итальянского полуострова, таких как Ветулония , Вульчи и Популония (известные в 9-6 веках по нурагическим статуям, найденным в их гробницах).

Сардиния была богата такими металлами, как свинец и медь. Археологические находки доказали хорошее качество нурагической металлургии, в том числе многочисленных бронзовых орудий. Так называемый «золотой век» нурагической цивилизации (конец 2-го тысячелетия до нашей эры, начало 1-го тысячелетия до нашей эры), возможно, совпал с расцветом добычи металлов на острове. Широкое использование бронзы, сплава, в котором использовалось олово, металл, который, однако, не присутствовал на Сардинии, за исключением, возможно, единственного месторождения, еще раз доказывает способность нурагов торговать необходимыми им ресурсами. Исследование 71 древнего шведского бронзового предмета, датированного скандинавским бронзовым веком , в 2013 году показало, что большая часть меди, использовавшейся в то время в Скандинавии, поступала из Сардинии и Пиренейского полуострова. [88] Обработка железа на острове засвидетельствована с 13 века до нашей эры. [89]

Палеогенетика

[ редактировать ]

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications в феврале 2020 года, были изучены останки 17 человек, отождествленных с нурагической цивилизацией. Образцы выделенной Y-ДНК принадлежали к гаплогруппе I2a1b1 (2 образца), R1b1b2a , G2a2b2b1a1 , R1b1b (4 образца), J2b2a1 (3 образца) и G2a2b2b1a1a , тогда как образцы выделенной мтДНК принадлежали к различным типам гаплогрупп T , V , H , J , K и U. [90] Исследование обнаружило убедительные доказательства генетической преемственности между нурагической цивилизацией и ранними неолитическими жителями Сардинии, которые были генетически похожи на неолитические народы Иберии и южной Франции . [91] Было установлено, что примерно на 80% они принадлежат к предкам ранних европейских фермеров (EEF) и на 20% от предков западных охотников-собирателей (WHG). [92] Было предсказано, что они в значительной степени произошли от народов неолитической культуры кардиальной керамики , которая распространилась по всему западному Средиземноморью в Южной Европе ок. 5500 г. до н.э. [93] Нурагики отличались от многих других народов Европы бронзового века практически отсутствием степного происхождения . [91] [94]

Исследование Villalba-Mouco et al., проведенное в 2021 году. определил возможный поток генов , происходящий с итальянского полуострова, начиная с энеолита . В доисторической Сардинии компонент, связанный с иранскими земледельцами или Кавказом предками, связанными с , присутствующий в материковой Италии со времен неолита (вместе с компонентами EEF и WHG), постепенно увеличивается с 0% в раннем энеолите до примерно 5,8% в бронзовом периоде. Возраст. [95] Отсутствие компонента, связанного с мадленцами , вместо этого исключит вклады энеолита юга Пиренейского полуострова . [95] Согласно исследованию Манджуши Чинталапати и др., проведенному в 2022 году, «на Сардинии большинство образцов бронзового века не имеют предков, связанных со степными скотоводами. У некоторых людей мы нашли доказательства степного происхождения», которые появятся примерно через ~ 2600 г. до н.э. [96] Ниже приведены пропорции предковых компонентов группы нурагических особей из Су Аседаццу (SUA), Сеуло и С'Орку'э Туэри (ORC), Пердасдефогу . [96]

Образец Западный Охотник-Собиратель Ранние европейские фермеры Западные степные пастухи
США003 16,8% 72,5% 10,6%
СУА006 18,6% 74,1% 7,3%
ORC003 8,8% 83,6% 7,6%
ORC004 12,8% 84,7% 2,5%
ORC005 13,9% 77,2% 8,9%
ORC006 15,2% 79,3% 5,5%
ORC007 19,5% 75,7% 4,8%

(1) - Данные Манджуши Чинталапати, Ника Паттерсона, Прии Мурджани (2022 г.). Таблица J: Анализ qpAdm групп неолита бронзового века на человека.

Внешний вид

[ редактировать ]

Следующие результаты были получены в отношении пигментации глаз , а также волосяных фолликулов и кожи в результате изучения древней ДНК 44 человек, живших в нурагический период, выходцев из центральной и северо-западной Сардинии. Цвет глаз голубой у 16% исследованных образцов и темный у остальных 84%. Цвет волос на 9% светлый или темно-русый и на 91% темно-коричневый или черный. Цвет кожи средний у 50%, средний или темный у 16%, темный или очень темный у остальных 34%. [97]

[ редактировать ]

Кино и телевидение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  • Нураге
  • История Сардинии
  • Список нурагических племен
  • Палео-сардинский язык
  • Нурагические бронзовые статуэтки
  • Список древних народов Италии
  • Доисторическая Италия
    1. ^ Хотя полной переписи населения нет, цифра 7000 у Э. Конту, «L'architettura nuraghica», у Atzeni et al . (1985), [14] часто повторяется, а на сайте Provincia di Cagliari их насчитывается более 7000. [15]
    1. ^ Нурагическая цивилизация на Сардинии (PDF) , 2 ноября 2023 г.
    2. ^ Паоло Мелис (2003), Нурагическая цивилизация , получено 2 ноября 2023 г.
    3. ^ Лейтон, Роберт (2022). «Нураги как ритуальные памятники сардинского бронзового и железного веков (около 1700–700 до н.э.)» . Открытая археология . 8 : 229–255. дои : 10.1515/opar-2022-0224 . hdl : 20.500.11820/cdeed7fc-54f3-48f6-9ee4-c27eaa4b2a35 . S2CID   248800046 .
    4. ^ Чичиллони, Риккардо; Кабрас, Марко (22 декабря 2014 г.). «Аспекты поселения на восточной стороне Монте-Арчи (Ористано-Сардиния) между средним бронзовым и ранним железным веками» . Тетради (на итальянском языке) (25). Управление археологии, изобразительного искусства и ландшафта столичного города Кальяри, а также провинций Ористано и Южной Сардинии: 84. ISSN   2284-0834 .
    5. ^ Перейти обратно: а б Вебстер, Гэри; Вебстер, Мод (1998). «Хронологическое и культурное определение Нурагика VII, 456–1015 гг. н. э.» . Сардинская и Эгейская хронология : 383–398. ISBN  1900188821 . OCLC   860467990 .
    6. ^ Г. Лиллиу (1999) с. 11 [ нужна полная цитата ]
    7. ^ Бельмут, Мириам С. (2012). «Нурагическая культура» . В Фэгане, Брайан М. (ред.). Оксфордский справочник по археологии . Том. 1: «Боль» — «Хохо». Издательство Оксфордского университета. п. 534. ИСБН  9780195076189 .
    8. ^ Мартини, И. Питер; Чесворт, Уорд (2010). Пейзажи и общества: избранные случаи . Springer Science & Business Media. п. 169. ИСБН  9789048194131 .
    9. ^ Перейти обратно: а б Угас, Джон (2016). «Шардана и Сардиния. Народы моря, союзники Северной Африки и конец Великих Королевств». Кальяри, Edizioni Della Torre .
    10. ^ Роуленд, Р.Дж. «Когда закончился нурагический период на Сардинии». Сардиния Антиква. Исследования в честь Пьеро Мелони по случаю его семидесятилетия, 1992, 165–175.
    11. ^ Казула, Франческо Чезаре (2017). «Древние сардинские эпохи: от Средненурагической Сардинии (100 г. до н.э.) до Византийской Сардинии (900 г. н.э.)». История Сардинии . Том И.п. 281. Таким образом, с имперской стороны подразумевалось признание неукротимой, если не свободной, и уже в некотором смысле государственной Барбаджии Сардинии, где цивилизация или, по крайней мере, культура нурагического происхождения продолжала существовать, безусловно, менялась и развивалась благодаря внешнее римское и римское влияние, о котором мы ничего не знаем, кроме некоторых поздних политических последствий.
    12. ^ Вебстер, Гэри С.; Вебстер, Мод Р. (1998). «Проект Duos Nurages на Сардинии: промежуточный отчет 1985–1996 годов» . Журнал полевой археологии . 25 (2): 183–201. дои : 10.2307/530578 . ISSN   0093-4690 . JSTOR   530578 .
    13. ^ Джованни Лиллиу (2006). «Нурагическая Сардиния» (PDF) . Издания Маэстрали. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2012 года.
    14. ^ Ацени, Э.; и др. (1985). Ихнусса . п. 5. [ нужна полная цитата ]
    15. ^ «Гражданская Нурагика» . Привинсия дель Соле (на итальянском языке). 2007. Архивировано из оригинала 29 мая 2007 года . Проверено 24 апреля 2024 г.
    16. ^ Моноха, М.; Коссу, К.; Мигаледду, М. (2012). Слова знаков, Рассвет письменности на Сардинии . Археологическая Сардиния, Путеводители и маршруты. Сассари: Карло Дельфино Редактор.
    17. ^ Перейти обратно: а б Угас, Джон (2013). «Цифровые и письменные знаки на Сардинии между бронзовым и железным веками». В Мастино, Аттилио; Спану, Пьер Джорджио; Зукка, Раймондо (ред.). Таррос Феликс . Том 5. Рим: Кароччи. стр. 295–377.
    18. ^ Перра, М. (1993). Сардиния в классических источниках . Ористано: Издательство S'Alvure.
    19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Угас, Джон (2005). Рассвет Нураги . Кальяри: издательство Fabula. ISBN  978-88-89661-00-0 .
    20. ^ Мелис, Мария Грация (2014). Меллер, Х.; Перницка, Э.; Риш, Р. Риш (ред.). Серебро на неолитической и энеолитической Сардинии . Металлы силы – раннее золото и серебро. 6-й Центральногерманский археологический день с 17 по 19 октября 2013 г. в Галле. Галле: Государственный исторический музей Галле.
    21. ^ Лука Лай (2008). Взаимодействие экономических, климатических и культурных изменений, исследованное с помощью изотопного анализа костной ткани: случай Сардинии, 4000–1900 гг. до н.э. п. 119. ИСБН  978-0-549-77286-6 – через Google Книги.
    22. ^ Эрколе Конту, Археологическая Сардиния – Доисторический алтарь Монте Д'Аккодди , с. 65
    23. ^ Джованни Лиллиу, Искусство и религия донурагической Сардинии , стр.132
    24. ^ «Альберто Мораветти, нурагический комплекс Пальмавера» (PDF) . sardegnacultura.it . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
    25. ^ Паоло Мелис (январь 2007 г.), Новое захоронение культуры Боннанаро из Иттири (провинция Сассари, Сардиния) и отношения между северной Сардинией и Корсикой в ​​древнем бронзовом веке (на итальянском языке) , получено 16 октября 2023 г.
    26. ^ Лиллиу, Джованни (2004). Цивилизация сардинцев от палеолита до эпохи нурагов . Нуоро: Мистраль.
    27. ^ Перейти обратно: а б с д Лиллиу, Джованни (1982). Нурагическая цивилизация (PDF) . Сассари: Дельфин. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2012 г. - через онлайн-книгу на сайте Sardegnadigiltallibrary.it.
    28. ^ Паркинсон, Э.В., Маклафлин, Т.Р., Эспозито, К. и др. Тенденции радиоуглеродного датирования и предыстория Центрального Средиземноморья . J World Prehist 34, 317–379 (2021). https://doi.org/10.1007/s10963-021-09158-4
    29. Строгий узор в ландшафте гробниц и нурагов был проанализирован Блейк, Эмма (апрель 2001 г.). «Построение нурагического региона: пространственная связь между гробницами и башнями на Сардинии бронзового века». Американский журнал археологии . 105 (2): 145–161. дои : 10.2307/507268 . JSTOR   507268 . S2CID   155610104 .
    30. ^ Лиллиу, Джованни . «Сарденья Нурагика» (PDF) . sardegnadigitallibrary.it . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2012 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
    31. ^ Национальный археологический музей Нуоро, Иль Сарчидано: Орроли, Нураге Аррубиу. Архивировано 30 июня 2015 г. в Wayback Machine (на итальянском языке).
    32. ^ Франческо Чезаре Казула , Краткая история Сардинии , с. 25. ISBN   88-7138-065-7
    33. ^ «provinciadelsole.it» . Проверено 3 мая 2015 г.
    34. ^ Олово как приманка для трейдеров было впервые предложено в эссе Н. Гейла и З. Гейла о сардинской металлургии в книге Мириам С. Бальмут, изд. Исследования по сардинской археологии 3 (Оксфорд, 1987).
    35. ^ RF Tylecote, MS Balmuth, R. Massoli-Novelli (1983). «Металлургия меди и бронзы на Сардинии». История Металлики . 17 (2): 63–77.
    36. ^ Мириам С. Балмут, изд. Исследования по сардинской археологии 3: Нурагическая Сардиния и микенский мир (Оксфорд, 1987) представляют статьи коллоквиума в Риме, сентябрь 1986 г.; Представление о «сообществах-воротах» с микенского направления исследуется в Т. Р. Смите, Микенская торговля и взаимодействие в западно-центральном Средиземноморье, 1600–100 до н. э. , 1987.
    37. ^ «Джованни Угас: Шардана» . СП Интервиста. Архивировано из оригинала 5 апреля 2020 года . Проверено 3 мая 2015 г.
    38. ^ «Новое исследование археолога Угаса» . 3 февраля 2017 г. Несомненно, нурагическим народом были шарданы.
    39. ^ Тарамелли, Антонио (1982). Раскопки и открытия. 1903–1910 (на итальянском языке). Сассари: редактор Карло Дельфино. OCLC   643856632 . Но я считаю, что последствия нашего наблюдения о преемственности элементов энеолита в элементах нурагической цивилизации имеют больший размах, чем то, что видел мой коллега; то есть, что цивилизация Шарданы была здесь полностью развита, от своих первоначальных семян, что она выросла здесь, воинственная, энергичная, и что она далека от того, чтобы рассматривать Сардинию как крайнее убежище рассеянной расы, преследуемой, как бегущего зверя, семитическим элементом, пришедшим сюда, чтобы укусить и подчинить его, мы должны увидеть гнездо, из которого он смело вылетел, оставив отпечаток господства, борьбы, упорства на почве, которую он приобрел для цивилизация.
    40. ^ Гордон Чайлд, Вир (1930). Бронзовый век . В нурагических святилищах и кладах мы находим необычайное разнообразие вотивных статуэток и моделей из бронзы. Особенно распространены фигуры воинов, грубые и варварские в исполнении, но полные жизни. Воин был вооружен кинжалом и луком и стрелами или мечом, покрыт двурогим шлемом и защищен круглым баклером. Одежда и вооружение не оставляют сомнений в существенной идентичности сардинского пехотинца рейдерам и наемникам, изображенным на египетских памятниках как «Шардана». В то же время многочисленные вотивные барки, также из бронзы, демонстрируют важность моря в жизни Сардинии.
    41. ^ Туса, Себастьяно (2018). Народы Великого Зеленого: Средиземноморье во времена фараонов (на итальянском языке). Рагуза: издания по истории и общественным наукам. ISBN  9788899168308 . OCLC   1038750254 .
    42. ^ Презентация книги Себастьяно Туса «Люди Великой зелени» в Музее Ближнего Востока, Египта и Средиземноморья Сапиенца в Риме (на итальянском языке). 21 марта 2018. Событие происходит в 12:12.
    43. ^ Карагеоргис, Вассос (2011). «Полированная посуда ручной работы на Кипре и в других странах Средиземноморья». О котелках, чашках для питья, ткацких станках и этнической принадлежности на Кипре бронзового века и соседних регионах: международный археологический симпозиум, проходивший в Никосии, 6-7 ноября 2010 г. Фонд АГ Левентиса. п. 90. ИСБН  978-9963-560-93-6 . OCLC   769643982 . Наиболее вероятно, что среди эгейских иммигрантов были и беженцы с Сардинии. Это может подтверждать свидетельства Мединет Хабу о том, что среди народов моря были также беженцы из различных частей Средиземноморья, некоторые из Сардинии, Шарданы или Шердена. [...] Вероятно, эти шарданы сначала отправились на Крит, а оттуда присоединились к группе критян для путешествия на восток.
    44. ^ Зорея, Карлос Роберто (2021). Морские народы в Ханаане, Кипре и Иберии (12-10 века до н.э.) (PDF) . Мадрид: Мадридский университет Комплутенсе .
    45. ^ Паллоттино 2000 , с. 119.
    46. ^ «Паола Руджери — Талос, бронзовый автомат против сардинцев: древнейшие отношения Крита и Сардинии» (PDF) . uniss.it . Проверено 8 апреля 2018 г.
    47. ^ «Керамика. История, язык и перспективы Сардинии» (PDF) . п. 34. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года.
    48. ^ Гейл, Нью-Хэмпшир (2011). «Источник металлического свинца, который использовался для изготовления ремонтного зажима на нурагической вазе, недавно раскопанной в Пила-Коккинокремос на Кипре». В. Карагеоргис; О. Коука (ред.). О котелках, чашках для питья, ткацких станках и этнической принадлежности на Кипре бронзового века и в соседних регионах . Никосия. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
    49. ^ Градоли, Мария Г.; Вайман-Барак, Паула; Бюрге, Тереза; Дансет, Закари К.; Стерба, Йоханнес Х.; Скьяво, Фульвия Ло; Перра, Мауро; Сабатини, Серена; Фишер, Питер М. (2020). «Кипр и Сардиния в эпоху поздней бронзы: нурагическая столовая посуда в Хала Султан Текке» . Журнал археологической науки: отчеты . 33 : 102479. Бибкод : 2020JArSR..33j2479G . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102479 . S2CID   224982889 .
    50. ^ Юнг, Рейнхард; Костопулу, Иоанна (январь 2023 г.), «Наблюдения за керамикой кампаний 2014–2019 гг.» , Дж. Бретшнайдер/А. Канта/Дж. Дриссен, Раскопки в Пила-Коккинокремосе. Отчет о кампаниях 2014–2019 гг. Aegis 24 , получено 10 октября 2023 г.
    51. ^ Сантони, Винченцо; Сабатини, Донателла (2010). «Предварительный отчет и анализ». Раскопки (PDF) (Отчет). Гоннеса, Нураге Серуччи. Том IX.
    52. ^ Култраро, Массимо, Море, кишащее торговцами и пиратами: отношения и торговые пути между Египтом и Сицилией во 2-м тысячелетии до нашей эры (на итальянском языке) , получено 16 октября 2023 г.
    53. ^ Сигел-Ицкович, Джуди (2 июля 2010 г.). «Давняя археологическая загадка решена: ханаанский генерал базировался в Вади Ара» . Иерусалим Пост .
    54. ^ «Археологический объект может пролить свет на жизнь библейского злодея Сисары» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 27 ноября 2019 г. Проверено 28 июня 2022 г. Если посмотреть на планы поселений Шарданы на Сардинии во втором тысячелетии до н.э., на протяжении всего этого периода, то можно увидеть волнистые стены, коридоры... можно увидеть высокие груды камней, которые превратились в классическая нурагическая культура Сардинии. Единственные хорошие архитектурные параллели можно найти на Сардинии и в культуре Шардана.
    55. ^ Бернардини, Паоло (2012). Некрополь раннего железного века на Сардинии. Размышления о каком-то perdutio, вернее, упущенном из виду веках . Нурагики, финикийцы и другие. Сардиния и Средиземноморье между последним бронзовым веком и ранним железным веком. Материалы 1-го Международного конгресса по случаю двадцатипятилетия музея Генны Марии Виллановафорру, Виллановафорру 14-15 декабря 2007 г. с. 135–149 . Проверено 24 апреля 2024 г. - через Academia.edu.
    56. ^ Перейти обратно: а б Кампус, Франко; Леонелли, Валентина; Раб, Фульвия. «Культурный переход от бронзового века к железному веку в Нурагической Сардинии по отношению к Тирренской Италии» (PDF) . beniculturali.it . Интернет-бюллетень археологии (на итальянском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2016 года . Проверено 30 июля 2017 г.
    57. ^ Тронкетти, Карло (2012). Какие аристократии существовали на Сардинии железного века? . Материалы XLIV научного совещания: Предыстория и протоистория Сардинии. Флоренция: Итальянский институт предыстории и протоистории. стр. 851–856 . Проверено 3 мая 2015 г. - через Academia.edu.
    58. ^ Бернардини, Паоло (2011). Некрополь раннего железного века на Сардинии: размышление о каких-то утерянных или, скорее, упущенных из виду веках . стр. 351–386. ISBN  978-88-430-5751-1 . Проверено 24 апреля 2024 г. - через ReasearchGate.
    59. ^ Бартолони, Пьеро (2004). Гора Сираи (PDF) . Археологическая Сардиния, Путеводители и маршруты. Том 10 (Новое изд.). Сассари: редактор Карло Дельфино. ISBN  88-7138-172-6 .
    60. ^ Страбон . География (на древнегреческом языке). Том. 3, XVII.
    61. ^ Верни их, Марко. «Проект Сант-Имбения» . academia.edu . Проверено 8 апреля 2018 г.
    62. ^ Де Роза, Беатрис Альба Лидия. «Сант'Имбения (Альгеро, СС). Вклад археометрии в реконструкцию истории и деятельности нурагического поселения» (PDF) (на итальянском языке).
    63. ^ Мосса, Альберто (8 июня 2017 г.). «Сан-Сперате (Ка-Сардиния), Виа Монастир. Нурагическая керамика недавнего II и последнего бронзового века: формальные характеристики и функциональные аспекты». Слои: контексты территории археологии (2). дои : 10.13125/2532-0289/2668 .
    64. ^ Ло Скьяво, Фульвия; Санжес, М. «Нураги Аррубиу из Орроли» .
    65. ^ Фадда, Мария Аусилия. «Нурагические архитекторы Греману» .
    66. ^ Перейти обратно: а б «Цифровая библиотека Сардинии» (PDF) . 20161222154027.
    67. ^ Рендели, Марко (2017). Мораветти, А.; Мелис, П.; Фоддай, Л.; Альба, Э. (ред.). «История и памятники Нурагической Сардинии» . Сассари: Карло Дельфино Редактор.
    68. ^ Павсаний . Hellados Periegesis [ Описание Греции ]. IX, 17, 5.
    69. ^ Лиллиу, Джованни. «Искусство и религия Нурагической Сардинии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2012 года.
    70. ^ Манчини, Паола (2011). «Святилище Санта-Виттория ди Серри» (PDF) . Раскопки (на итальянском языке).
    71. ^ Лиллиу, Джованни (1967). «Во времена нураги». Цивилизация Сардинии на протяжении веков . Турин: ЭРИ. п. 22.
    72. ^ Митова-Дзонова, Д. (1983). Мегалитический храм-фонтан протосардинского типа из деревни Гарло Перникского района . София: Комитет по культуре.
    73. ^ Салис, Джанфранко. «Са Седда и Сос Каррос ди Олиена» (на итальянском языке).
    74. ^ «Нурагический комплекс Са Седда и Сос Каррос» (на итальянском языке). Министерство культурного наследия, деятельности и туризма. Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 2 августа 2017 г.
    75. ^ Паглиетти, Джакомо (январь 2009 г.). «Карусель с бассейнами нурагической эпохи» . Журнал доисторических наук (на итальянском языке).
    76. ^ Лиллиу, Джованни (2006). Нурагическая Сардиния (PDF) . Нуоро: Издания Il Maestrale. ISBN  978-88-89801-11-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2012 г. - через онлайн-книгу на сайте Sardegnadigitallibrary.it.
    77. ^ Андреоли, Алиса (27 июля 2007 г.). «Сардинская армия каменных гигантов». Пятница Республики . Рим: Gruppo Editoriale L'Espresso. стр. 82–83.
    78. ^ Леонелли, Валентина (2012). «Рестаури Монте Прама, тайна гигантов» . Архео. Текущие дела прошлого (на итальянском языке): 26–28 . Проверено 21 ноября 2012 г.
    79. ^ АА. В.В., Скульптуры Монте Прама - Контекст, раскопки и материалы , с.51 [ нужна полная цитата ]
    80. ^ Феррер, Эдуардо Бласко, изд. (2010). Палеосардо: Лингвистические корни неолитической Сардинии [ Палеосардо: Лингвистические корни неолитической Сардинии ]. Де Грюйтер Мутон.
    81. ^ Ирибаррен Аргаис, Мэри Кармен (1997). «Слова на -р- сардинского языка. Связи с Пиренейским полуостровом» . Fontes Linguae Vasconum: Studia et Documenta (на испанском языке). 29 (76): 335–354 . Проверено 3 декабря 2002 г.
    82. ^ «Самая старая лоза западного Средиземноморья находится на Сардинии» . www.unica.it . Университет Кальяри . Проверено 8 апреля 2018 г.
    83. ^ Перейти обратно: а б Монтальбано, Пьерлуиджи (июль 2009 г.). ШРДН, Повелители Моря и Металла . Нуоро: Зения. ISBN  978-88-904157-1-5 .
    84. ^ «Нурагическое поселение Са-оса-Кабрас, или Место и материалы» .
    85. ^ Манунза, Мария Розария (21 декабря 2016 г.). «Нурагические и микенские артефакты вдоль дороги бронзового века недалеко от Биа-э-Пальма — Селаргиус (Калифорния)» . Тетради (27): 147–200.
    86. ^ «Возвращаясь к слиткам бычьей кожи позднего бронзового века – вопросы значения и перспективы» .
    87. ^ Фундони, Джованна. «Нурагическая керамика Пиренейского полуострова и взаимоотношения Сардинии и Пиренейского полуострова в первые века I тысячелетия до нашей эры» Материалы 44-го научного совещания «Предыстория и протоистория Сардинии» . Проверено 3 мая 2015 г.
    88. ^ Линг, Йохан; Стос-Гале, Зофия; Грандин, Лена; Биллстрем, Кьель; Хьяртнер-Хольдар, Ева; Перссон, Пер-Улоф (2014). «Движущиеся металлы II: Происхождение артефактов скандинавского бронзового века с помощью изотопного и элементного анализа свинца». Журнал археологической науки . 41 : 106–132. Бибкод : 2014JArSc..41..106L . дои : 10.1016/j.jas.2013.07.018 .
    89. ^ Мосса, Альберто (21 декабря 2016 г.). «Сталелитейная промышленность как индикатор контактов между Сардинией и Кипром: пример нурагического сектора Виа Монастир ди Сан Сперате (Калифорния)» . Тетради (27): 107–124 . Проверено 8 апреля 2018 г. - через www.quaderniarcheocaor.beniculturali.it.
    90. ^ Маркус и др. 2020 , Дополнительные данные 1, Основная таблица.
    91. ^ Перейти обратно: а б Маркус и др. 2020 , стр. 5–6.
    92. ^ Маркус и др. 2020 , с. 3.
    93. ^ Маркус и др. 2020 , стр. 2, 9.
    94. ^ Клементе, Флориан; Унтерлендер, Мартина; Долгова, Ольга; Аморим, Карлос Эдуардо Г.; Корадо-Сантос, Франциско; Нойеншвандер, Самуэль; Ганиацу, Элиссавет; Круз Давалос, Диана И.; Анчьери, Лукас; Мишо, Фредерик; Винкельбах, Лаура (13 мая 2021 г.). «Геномная история дворцовых цивилизаций Эгейского моря» . Клетка . 184 (10): 2565–2586.e21. дои : 10.1016/j.cell.2021.03.039 . ISSN   0092-8674 . ПМЦ   8127963 . ПМИД   33930288 .
    95. ^ Перейти обратно: а б Вильяльба-Моуко, Ванесса; и др. (2021). «Геномная трансформация и социальная организация в период перехода от медного века к бронзовому веку на юге Иберии» . Достижения науки . 7 (47): eabi7038. Бибкод : 2021SciA....7.7038V . дои : 10.1126/sciadv.abi7038 . hdl : 10810/54399 . ПМЦ   8597998 . ПМИД   34788096 .
    96. ^ Перейти обратно: а б Манджуша Чинталапати, Ник Паттерсон, Прия Мурджани (2022) Пространственно-временные закономерности основных событий примеси человека во время европейского голоцена eLife 11:e77625 https://doi.org/10.7554/eLife.77625
    97. ^ Тина Саупе и др., Древние геномы обнаруживают структурные сдвиги после прибытия степных предков на Итальянский полуостров , Дополнительная информация, Данные S6. Основные результаты прогнозирования фенотипа, относящиеся к Таблице 3 и методам STAR. (A) Описание групп, используемых для прогнозирования фенотипа и связанного с ним анализа. (B) Частота эффективного аллеля в итальянских, ближневосточных и ямных группах и результаты ANOVA. (C) Частота эффективного аллеля в различных итальянских группах и результаты ANOVA. (D) Пошаговое предсказание фенотипа и генотипа по выбранным информативным маркерам фенотипа (указывается как количество эффективных аллелей: 0, 1 или 2), 2021 г.
    98. ^ «Нурагес Шарена» . IMDB . Проверено 28 января 2022 г.
    99. ^ il Giornale , изд. (15 марта 2017 г.). «Древняя цивилизация Нураге в фэнтези. Главный герой — рэпер Салмо» . Проверено 31 августа 2017 г.
    100. ^ «Антонио Санна из «Падения Нура» . Эхо и пыль . 13 ноября 2016 года . Проверено 28 января 2022 г.

    Источники

    [ редактировать ]
    • Ацени, Энрико (1981). Ихнусса. Сардиния от ее истоков до классической эпохи . Милан. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
    • Бернардини, Паоло (2010). Башни, металлы, море . Сассари: Карло Дельфино Редактор.
    • Депальмас, Анна (2005). Бронзовые корабли Нурагической Сардинии . Кальяри: Гасперини.
    • Дайсон, Стивен Л.; Роуленд, Роберт Дж. (2007). Пастухи, моряки и завоеватели - Археология и история Сардинии от каменного века до средневековья . Музей археологии и антропологии. Филадельфия: Пенсильванский университет. ISBN  978-1-934536-02-5 .
    • Фоддай, Лавиния (2008). Зооморфные скульптуры. Этюды по нурагическим фигуративным бронзовым изделиям . Каргеге: Библиотека Сардинии.
    • Ланер, Франко (2011). Доисторическая Сардиния, от антропоморфов до теламонов Монте-Прама, Са'ЭНА . Кальяри: Кондахес.
    • Лиллиу, Джованни (1966). Скульптуры Нурагической Сардинии (PDF) . Кальяри: Заттера. Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2013 г. - через Онлайн-книгу на сайте Sardegnadigitallibrary.it под ред. 2008 Иллиссо.
    • Лиллиу, Джованни (1967). Цивилизация Сардинии на протяжении веков . Турин: ЭРИ.
    • Маркус, Джозеф Х.; и др. (24 февраля 2020 г.). «Генетическая история от среднего неолита до представления на средиземноморском острове Сардиния» . Природные коммуникации . 11 (939). Исследования природы : 939. Бибкод : 2020NatCo..11..939M . дои : 10.1038/s41467-020-14523-6 . ПМК   7039977 . ПМИД   32094358 .
    • Мелис, Паоло (2003). Нурагическая цивилизация . Сассари: Delfino Editore.
    • Монтальбано, Пьерлуиджи (июль 2009 г.). ШРДН, Повелители Моря и Металла . Нуоро: Зения Эдитрис. ISBN  978-88-904157-1-5 .
    • Наварро и Барба, Густав (2010). Нурагическая культура Сардинии . Барселона: Editions dels ALILL. ISBN  978-84-613-9278-0 .
    • Паллоттино, Массимо (2000). Нурагическая Сардиния . Нуоро: издания Илиссо. ISBN  978-88-87825-10-7 .
    • Перра, Марио (1997). ΣΑΡΔΩ, Сардиния, Сардиния . Ористано: С'Альвуре. 3 тома
    • Питтау, Массимо (2001). Сардинский или протосардинский язык . Кальяри: издатель Этторе Гасперини.
    • Питтау, Массимо (2007). История нурагов Сардинии . Селаргиус: Издательство Domus de Janas.
    • Питтау, Массимо (2008). Сардус Патер и воины Монте Прамы . Сассари: ЭДЕС.
    • Питтау, Массимо (2011). Древние сардинцы среди «народов моря» . Селаргиус: Издательство Domus de Janas.
    • Питтау, Массимо (2013). Нурагическая Сардиния . Кальяри: Edizioni della Torre.
    • Скинту, Данило (2003). Небесные башни, Архитектура и символика нурагов Сардинии . Могоро: издательство PTM.
    • Вакка, Э.Б. (1994). Нурагическая цивилизация и море . Quartu Sant'Elena: Издательство ASRA.
    • Вебстер, Гэри С. (1996). Предыстория Сардинии 2300-500 гг . до н.э. Монографии по средиземноморской археологии. Шеффилд Академик Пресс. ISBN  978-1850755081 .

    Дальнейшее чтение

    [ редактировать ]
    • Балмут, Мириам С. (1987). Нурагическая Сардиния и Микенский мир . Оксфорд, Англия: БАР
    • Вебстер, Гэри С. (2015). Археология нурагической Сардинии . Бристоль, Коннектикут: Equinox Publishing Ltd.
    • Зедда, Мауро Пеппино (2016). «Ориентация сардинских нурагических «хижин для собраний» ». Средиземноморская археология и археометрия . 16 (4): 195–201.
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: c2149432f3240bf0d790fffc1f5da7ec__1718598960
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/ec/c2149432f3240bf0d790fffc1f5da7ec.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Nuragic civilization - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)