Калам
Часть серии о |
ислам |
---|
Ильм аль-Калам [а] или Ильм аль-Лахут , [б] Часто сокращаемый до калам , это схоластическое, умозрительное или философское исследование исламской теологии ( акида ). [2] Ее также можно определить как науку, изучающую фундаментальные доктрины исламской веры ( усул ад-дин ), доказывающую их обоснованность или опровергающую сомнения относительно них. [3]
Калам родился из необходимости утвердить и защитить догмы ислама от философских скептиков. [4] [5]
Термин калам означает «речь», «слово» или «высказывание». Существует множество возможных интерпретаций того, почему эта дисциплина изначально называлась так; Во-первых, один из самых широких споров в этой дисциплине во втором и третьем веках хиджры был о том, является ли «Слово Бога» ( Калам Аллах ), открытое в Коране , вечным атрибутом Бога и, следовательно, не создано, или оно создано словами . [4] [6]
Ученого калама называют мутакаллимом ( множественное число мутакаллимун ), и эта роль отличается от роли исламских философов и юристов . [7]
Определение
[ редактировать ]Существует множество определений Калама. Одно из определений состоит в том, что « калам - это наука, которая занимается прочным утверждением религиозных убеждений путем предоставления доказательств и изгнания сомнений». [8] Аль-Фараби в своей работе «Ихса аль-улум» определил калам как «науку, которая позволяет человеку обеспечить победу догм и действий, установленных Законодателем религии, и опровергнуть все мнения, противоречащие им». [8] Распространенным синонимом является «илм ат-таухид», что означает наука о Единстве (Бога). [8]
Происхождение
[ редактировать ]По словам историка Маджида Фахри, еще во времена Аббасидского халифата (750–1258 гг. Н. Э.) дисциплина Калама возникла в «попытке решить» несколько «сложных проблем» в начале истории ислама . [9] Один из них заключался в том, как опровергнуть аргументы, «выдвигаемые против ислама язычниками, христианами и евреями». [9] Другой вопрос заключался в том, как справиться с (некоторые считали это конфликтом) предопределением грешников в ад , с одной стороны, и «божественным правосудием» — с другой (некоторые утверждали, что быть наказанным за то, что находится вне чьего-либо контроля, несправедливо). Также Калам стремился предпринять «систематические попытки привести конфликт в данных откровений (в Коране и Преданиях ) к некоторой внутренней гармонии». [9] Другие факторы, которые могли привести к необходимости изучения исламских доктрин, включают различные народы, принявшие ислам и принесшие с собой новые идеи и доктрины, а также появление Зандаки в исламском мире. [10]
Добро пожаловать в Калам
[ редактировать ]В раннем исламе Ахль аль-Калам по сути относился к мутазилитам , а также к другим более мелким школам. Историк Дэниел В. Браун описывает Ахль аль-Калам как одну из трех основных групп, участвовавших в полемических спорах об источниках авторитета в исламском праве во втором веке ислама: Ахль ар-Рай и Ахль аль-Хадис являются двумя другими. . Ахль аль-Калам согласился с Ахль аль-Хадисом в том, что пример исламского пророка Мухаммеда был авторитетным, но не считал его божественным откровением, статусом, который только Коран . имел (по его мнению) [11] Он также отверг авторитет хадиса на том основании, что его корпус «наполнен противоречивыми, кощунственными и абсурдными» сообщениями и что в юриспруденции даже малейшие сомнения относительно источника являются слишком большими. [12] Таким образом, они считали, что истинное наследие Мухаммеда можно найти в другом месте, то есть в Сунне , которая отделена от хадисов. Ахль аль-Хадис преобладал над Ахль аль-Каламом (и мусульмане, или, по крайней мере, основные мусульмане, теперь признают авторитет хадиса), так что большая часть того, что известно об их аргументах, взято из сочинений их оппонентов, таких как Имам аш-Шафии . [12] Браун также описывает мутазилитов как «более поздних ахл аль-Калам », предполагая, что ахл аль-Калам были предшественниками мутазилитов. [13]
Более поздние школы Калама, такие как Куллабис , Ашариты и Матуириди, разработают системы, которые будут полностью защищать основные ортодоксальные вероучения ислама на рациональных основаниях и будут открыты для занятий философией наряду с Кораном и хадисами. [6] Это отличалось от мутазилитов, чей калам вместо этого отдавал приоритет разуму над откровением до такой степени, что Коран и хадисы принимались только в том случае, если они соответствовали их интерпретации рационализма. [14] Школа Ханбали и последователи Ахмеда ибн Ханбала обычно избегали калама и философских разговоров, рассматривая их как новшество, и обращались к ним только по необходимости. [15]
Имя
[ редактировать ]Есть несколько предполагаемых причин называть эту дисциплину Ильм аль-Калам. Одна из причин заключается в том, что он давал человеку, хорошо разбирающемуся в этом, власть и силу в каламе, то есть речи и дискурсе. [16] Другая предполагаемая причина заключается в том, что это название произошло из-за привычки ученых начинать дискуссии в своих книгах с «аль-каламу фи кадха». [16] Еще одна причина заключается в том, что люди, которые занимались этой дисциплиной, обсуждали вопросы (и, как таковые, участвовали в каламе по этим вопросам), о чем Ахль аль-Хадис хранил молчание. [16] Другие предложенные причины включают в себя то, что возникла в результате дискуссии в этой дисциплине о том, ли Коран , который считается каламом Аллаха ( михна создан махлюк), или нет. [16]
Как исламская дисциплина
[ редактировать ]Часть серии о Крид |
---|
Включая:
|
Хотя поиск знаний в исламе считается религиозной обязанностью, мусульманские ученые считают, что изучение калама выходит за рамки необходимости и обычно является прерогативой квалифицированных ученых, вызывая ограниченный интерес со стороны масс или простых людей. [17]
Ранний мусульманский ученый аш-Шафии считал, что должно быть определенное количество людей, обученных каламу для защиты и очищения веры, но было бы большим злом, если бы их аргументы стали известны массам людей. [15]
Точно так же исламский ученый аль-Газали придерживался мнения, что наука калам - это не личный долг мусульман, а коллективный долг. Как и аш-Шафии, он отговаривал массы от его изучения, и что только самые способные делают это. [17]
Несмотря на доминирование калама как интеллектуальной традиции в исламе, некоторые ученые критиковали его использование. Например, ханбалитский суфий Ходжа Абдулла Ансари написал трактат под названием «Дхамм аль-Калам» , в котором критиковал использование калама, тогда как шафиитский исследователь хадисов Аль-Байхаки одобрил его в правильных рамках. [14]
Критика
[ редактировать ]Бангладешский салафитский ученый и академик Мансур Элахи в своей книге «Важность правильной акыды в реформировании общества» под редакцией Абубакара Мухаммада Закарии говорит об Ильмуле Каламе: [18]
Мутакалимины называли учение Акиды «Ильмуль Калам», а философы называли «Аль-Фальсафа аль-Исламия» или исламскую философию «Аль-Илахият» и «Метафизикой» (сверхъестественным). Что касается последних имен, д-р Насер аль-Акл и многие другие говорят, что называть исламскую акыду этими именами нечисто. Объясняя причину, Мухаммад Ибрагим Аль Хамад сказал: «Потому что источником Ильмул Калама является человеческий интеллект, основанный на индуистской и греческой философии. С другой стороны, основным источником Таухида является откровение. Более того, Ильмуль Калам включает в себя беспокойство, неуравновешенность, невежество и сомнение. Вот почему салафы Салехины осудили Ильмуль Калама. А Таухид основан на знании, убеждениях и вере… Другая причина может заключаться в том, что основа философии основана на предположениях, ложных убеждениях, воображаемых мыслях и суеверных идеях». Имам Харави написал пятитомную книгу под названием ذم الكلام وأهله, а Имам Газали написал книгу под названием تهافت الفلاسفة. Кроме того, Имам Ибн Таймия и Ибн аль-Кайим, среди других мусульманских ученых, подробно обсуждали, что «Ильмуль Калам» и «Фальсафа» не представляют правильную исламскую веру.
Основные школы калама
[ редактировать ]сунниты
[ редактировать ]шииты
[ редактировать ]Бедро
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Арабский : Теология , латинизированный : ilm al-kalām , букв. «наука о дискурсе» [1]
- ^ Арабский : عِلْم ٱللَّاهُوت , латинизированный : ilm al-lāhūt , букв. «наука богословия»
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Абдель-Халим, MAS (2008). «Часть I: Исторические перспективы – Коран и хадисы» . Зимой , Тимоти (ред.). Кембриджский справочник классической исламской теологии . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 19–32. дои : 10.1017/CCOL9780521780582.002 . ISBN 9781139001816 .
- ^ Отступник, Отступник; Караи, Али Кули (переводчик). «Введение в Ильм аль-Калам» . мусульманская философия . Проверено 29 марта 2018 г.
{{cite web}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Мутаххари, Муртадха . «Введение в Ильм аль-Калам» . Проверено 31 октября 2023 г.
Для определения илм аль-калама достаточно сказать: «Это наука, которая изучает основные доктрины исламской веры (усул ад-Дин). Она определяет основные доктрины и стремится доказать их обоснованность и отвечает на любые сомнения, которые могут возникнуть у них».
- ^ Jump up to: а б • Трейгер, Александр (2016) [2014]. «Часть I: Исламская теология в период формирования и раннего Среднего периода - Истоки Калама» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 27–43. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.001 . ISBN 9780199696703 . LCCN 2016935488 .
• Абрамов, Биньямин (2016) [2014]. «Часть I: Исламское богословие в период формирования и раннего Среднего периода - библейское и традиционалистское богословие» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 264–279. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.025 . ISBN 9780199696703 . LCCN 2016935488 . - ^ Мадлен Пелнер Косман, Линда Гейл Джонс, Справочник по жизни в средневековом мире , стр. 391. ISBN 1438109075
- ^ Jump up to: а б Гарде, Луи (1978). «Калам». в Босворте, CE ; ван Донзель, EJ ; Генрихс, В.П .; Льюис, Б.; Пеллат, Ч. ; Дюмон, К.; Патерсон, М. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 4. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0421 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- ^ Клинтон Беннетт, «Спутник Блумсбери по исламским исследованиям» , с. 119. ISBN 1441127887 .
- ^ Jump up to: а б с Гардет, Л. (24 апреля 2012 г.), «Ильм аль-Калам» , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл, doi : 10.1163/1573-3912_islam_com_0366 , получено 1 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Фахри, Маджид (1983). История исламской философии (второе изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . стр. XVIII – XVIII.
- ^ Мутаххари, Муртадха . «Введение в Ильм аль-Калам» . al-islam.org . Проверено 31 октября 2023 г.
Это были: принятие ислама различными народами, принесшими с собой ряд (чуждых) идей и представлений; смешение и сосуществование мусульман с людьми различных религий, такими как евреи, христиане, маги и сабеи, и последующие религиозные дебаты и споры между мусульманами и этими народами; появление Занадика в исламском мире, которые были полностью против религии, в результате общей свободы во время правления халифов Аббасидов (пока они не вмешивались в вопросы государственной политики); зарождение философии в мусульманском мире – что само по себе породило сомнения и скептические настроения.
- ^ Браун, Переосмысление традиции в современной исламской мысли , 1996 : стр.51.
- ^ Jump up to: а б Браун, Переосмысление традиции в современной исламской мысли , 1996 : стр.13-5.
- ^ Браун, Переосмысление традиции в современной исламской мысли , 1996 : стр.15.
- ^ Jump up to: а б Джеффри Р. Халверсон, Теология и вера в суннитском исламе, 2010: стр. 37. ISBN 0230106587
- ^ Jump up to: а б Блэк Макдональд, Дункан (2008). Развитие мусульманской теологии, юриспруденции и конституционной теории, глава = III . Юридическая биржа, ООО с. 187. ИСБН 978-1584778585 .
- ^ Jump up to: а б с д Мутаххари, Муртадха . «Введение в Ильм аль-Калам» . al-islam.org . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Беннетт, Клинтон (2012). «Блумсбери-спутник исламских исследований» . Академик Блумсбери. п. 119. ИСБН 978-1441127884 .
- ^ Илахи, Мухаммад Манзур. Закария, Абу Бакр Мухаммад (ред.). «Самаджа санскаре сатхика акидара гурутба» (Важность правильной акыды в социальной реформации) (PDF) (на бенгали). Эр-Рияд, Саудовская Аравия: Офис исламской пропаганды в Рабве . стр. 11–12 . Проверено 23 ноября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Булген, Мехмет (декабрь 2019 г.). «Аль-Матуриди и атомизм (Имам Матуриди и атомизм)» (PDF) . ULUM: Журнал религиозных исследований . 2 (2). Анкара : Образовательный и исследовательский центр исламских наук ULUM: 223–264. дои : 10.5281/zenodo.3601654 . eISSN 2645-9132 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 19 января 2022 г.
- Каспар, Роберт (1998). Историческое введение в исламское богословие: Мухаммад и классический период . Изучите арабо-исламский дель PISAI. Том. 11. Рим : Папский институт арабских и исламских исследований . ISBN 9788885907102 . OCLC 42577199 .
- Халверсон, Джеффри Р. (2010). «Учения суннитского богословия» . Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Нью-Йорк : Пэлгрейв Макмиллан . стр. 12–31. дои : 10.1057/9780230106581_2 . ISBN 978-0-230-10658-1 .
- Карс, Айдоган (2019). Молчаливый Бог: Негативная теология в средневековом исламе . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/oso/9780190942458.001.0001 . ISBN 9780190942458 . LCCN 2018048099 . OCLC 1147875085 .
- Маделунг, Уилферд ; Шмидтке, Сабина , ред. (2016). «Аль-Сахиб Ибн Аббад, пропагандист рационального богословия: два текста мутазилитских каламов из Каирской Генизы» . Аль-Сахиб Ибн Аббад, пропагандист рационального богословия . Исламская история и цивилизация. Том. 132. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. I – 102. дои : 10.1163/9789004323735_001 . ISBN 978-90-04-32373-5 . ISSN 0929-2403 . OCLC 952470870 .
- эль-Омари, Рача (2016). Теология Абу ль-Касима аль-Балхи/аль-Каби (ум. 319/931) . Исламская философия, теология и наука: тексты и исследования. Том. 99. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/9789004259683_001 . ISBN 978-90-04-25968-3 . ISSN 0169-8729 . LCCN 2014034960 . OCLC 1041077026 .
- Ренард, Джон, изд. (2014). Исламские теологические темы: читатель первоисточника . Беркли и Окленд : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520281899 . JSTOR 10.1525/j.ctt6wqbpp . LCCN 2014005897 .
- Рудольф, Ульрих (2015). Аль-Матуриди и развитие суннитского богословия в Самарканде . Исламская история и цивилизация. Том. 100. Перевод Адема, Родриго. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/9789004261846_001 . ISBN 978-90-04-26184-6 . ISSN 0929-2403 . LCCN 2014034960 . OCLC 900892852 .
- Сабра, AI (январь 2009 г.). «Простая онтология каламского атомизма: очерк». Ранняя наука и медицина . 14 (1-3: Доказательства и интерпретация: исследования ранней науки и медицины в честь Джона Э. Мердока ). Лейден и Бостон : Издательство Brill : 68–78. дои : 10.1163/157338209X425506 . ISSN 1573-3823 . JSTOR 20617778 . ПМИД 19831225 .
- аль-Салими, Абдулрахман, изд. (2021). Ранняя теология Ибади: новый материал по рациональному мышлению в исламе из-под пера аль-Фазари (2-8 века) . Исламская история и цивилизация. Том. 182. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/9789004459571 . ISBN 978-90-04-45957-1 . ISSN 0929-2403 . OCLC 1256592318 . S2CID 243595906 .
- Тиле, Ян (декабрь 2018 г.). «Недавняя стипендия в области калама ». Студия Исламика . 113 (2). Лейден и Бостон : Издательство Brill : 223–243. дои : 10.1163/19585705-12341378 . hdl : 10261/173270 . ISSN 1958-5705 . S2CID 159335485 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Дэниел В. (1996). Переосмысление традиции в современной исламской мысли . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521570778 . Проверено 10 мая 2018 г.
- Эйсса, Мохамед. Юрист и теолог: спекулятивная теология в теории права шафиитов . Gorgias Press : Пискатауэй, Нью-Джерси, 2017. ISBN 978-1-4632-0618-5 .
- Вольфсон, Гарри Острин, Философия калама, издательство Гарвардского университета, 1976, 779 страниц, ISBN 978-0-674-66580-4 , Google Книги , текст на archive.org.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Калам и ислам Шейх Нух Келлер
- Калам и Ислам , Живой Ислам
- Исламский калам: рациональное выражение средневековой богословской мысли , Энциклопедия средиземноморского гуманизма