Jump to content

Litvaks

(Перенаправлено из Litvak Eviess )
Litvaks
Регионы со значительным населением
 Литва 2,800 [ 1 ]
Языки
Религия
Иудаизм
Связанные этнические группы
Другие евреи ашкенази
Беларусские евреи , русские евреи , латышские евреи , украинские евреи , эстонские евреи , польские евреи
Карта, показывающая процент евреев в бледном поселении в Российской империи c. 1905 .

Litvaks ( идиш : ליטװאַקעס ) или Lita'im ( иврит : לִיטָאִים )- евреи с корнями на территории бывшего великого керниа в Литвах (охватывающие современные литвы , Беларуси , Латвия , северо-восточный Сувал и Биахсток , Полеарус в , как, как, как, как, как, как, как, как, как, как, как, как а также прилегающие районы современной России и Украины ). Термин иногда используется для охвата всех евреев хареды , которые следуют ашкенази , не хасидскому стилю жизни и обучению, независимо от их этнического происхождения. [ 2 ] Область, в которой жили Литвки, упоминается на идише как ליטע lite , отсюда и еврейский термин Lita'im ( Маленький ) . [ 3 ]

Ни один другой еврей не связан более тесно связан с литовским городом, чем Вильна Гаон (на идише , «гений Вильны »), раввин Элайджа Бен Соломон Залман (1720–1797), чтобы дать его редко используемое полное имя, помог сделать Вильну (1720–1797 (Современный Вильний) Мировой центр талмудического обучения. Шаймский класс (1910–1982) родился в Вильне, городе, о котором он будет писать.

Межвоенная Республика Литва была домом для большой и влиятельной еврейской общины, чья члены либо бежали из страны, либо были убиты, когда Холокост в Литве начался в 1941 году. До Второй мировой войны литовское еврейское население составляло около 160 000 человек или или Около 7% от общей численности населения. [ 4 ] Было более 110 синагог и 10 ишивы только в Вильниусе. [ 5 ] По данным переписи 2005 года, 4 007 евреев в Литве - 0,12 процента от общей численности населения страны. [ 6 ]

Вильна (Вильния) была занята нацистской Германией в июне 1941 года. В течение нескольких месяцев эта знаменитая еврейская община была опустошена из-за того, что более две трети его населения убили. [ нужно разъяснения ]

Основываясь на данных Института исследований еврейской политики, по состоянию на 1 января 2016 года основное еврейское население Литвы оценивается в 2700 (0,09% более широкого населения), а увеличенное еврейское население оценивалось в 6500 (0,23% от более широкое население). Литовское еврейское население сконцентрировано в столице, Вильниус, с небольшими населенными пунктами, включая Клаипдда и Каунас .

Этимология

[ редактировать ]

Прилагательное идиш это ליטויש litvish означает «литовский»: существительное для литовского еврея - Литвак . Термин сам Litvak происходит от Litwak , польского термина, обозначающего «человек из Литвы», который, однако, вышел из строя до 19 -го века, будучи вытесненным в этом значении Литом , только для того, чтобы быть восстановленным примерно в 1880 году в более узком значении. «Литовский еврей». «Литва» означала, что здесь является территорией бывшего грандиозного герцогства в Литве .

Из основных идишских диалектов в Европе диалект литвиш -идиш ( литовский идиш ) говорил евреи в Литве, Беларуси, Латвии, Эстонии и Северо -Восточной Польше, включая Сувалки, Лёмжи и Биалсток.

Однако после спора между Хасидимом и Миснагдимом , в котором литовские академии были сердцем оппозиции хасидизму, «литовский» стал иметь значение для всех евреев. которые следуют традициям великого литовского иешивота, независимо от того, действительно ли их предки пришли из Литвы. В современном Израиле Лита (литовских) часто используется для всех евреев хареды , которые не являются хасидимами (а не хардалим или сефардским харедом ). Другими выражениями, используемыми для этой цели, являются ишивише и мигнагдим . Оба слова Litvishe и Lita'im несколько вводят в заблуждение, потому что есть также хасидские евреи из Большой Литвы и многие литвы, которые не харедим. Термин «Миснагдим» («противники»), с другой стороны, несколько устарел, потому что оппозиция между двумя группами утратила большую часть своей актуальности. Иешивиш также проблематична, потому что Хасидим теперь использует иешивот так же, как и евреи.

Этническая принадлежность, религиозные обычаи и наследие

[ редактировать ]
Портрет ишивы литовских студентов

Характерно «литовский» подход к иудаизму был отмечен концентрацией на очень интеллектуальном исследовании Талмуда . Литва стала сердцем традиционалистской оппозиции хасидизму . Они назвали себя « Миснагдимом » (противниками) Хасиди. Литовские традиционалисты полагали, что Хассидим представлял угрозу для соблюдения галахиков из -за определенных каббалистических убеждений, придерживаемых хасидимом, которые, если неверно истолковывают, могут привести его к ересью в соответствии с французами . [ 7 ] Различия между группами росли до такой степени, что в популярном восприятии «литовский» и « неправильно » стали практически взаимозаменяемыми терминами. Тем не менее, значительное меньшинство литвей принадлежат (ЭД) Хасидским группам , включая Чабад , Слоним , Карлин-Столин , Карлин (Пинск) , Лечович , Амдур и Коиданов . С распространением Просвещения многие литвы стали преданными движением Хаскалы (еврейского просветления) в Восточной Европе, стремящихся к лучшей интеграции в европейское общество, и сегодня многие ведущие ученые, ученые и философы имеют литовское еврейское происхождение.

Самым известным литовским институтом еврейского обучения был Волозин Йешива , который был моделью для большинства более поздних иешивы. двадцатого века «Литовские» иешивы включают Поневе , Телше , Мир , Келм и Слабодка , которые носят имена их литовских предков. Американское «потомство» литовского движения иешивы включают в себя иешиву рабби Хаим Берлин , рабби Исаак Эльчанано -богословскую семинарию , Ишиву Раббейну Израэль Мейр Хакохен («Чофетц Хайм»), и Бет Медраш Гувоха («Лейквуд»), а также и числена, и другие джэвы »), и Бет Медраш Гувоха (« Лейквуд »), а также числа Студенты основателя Лейквуда, раввин Аарон Котлер .

В теоретическом исследовании Талмуда ведущими литовскими властями были Хайм Соловейч и Школа Брискер ; Соперничающие подходы были подходами Мир и Тельше ишивы. В практической галахе литовцы традиционно следили за аруховым хасшульханом , хотя сегодня «литовские» иешивы предпочитают Мишну Беруру , которая считается более аналитической и более доступной.

В 19 веке православные жители Святой Земли, в широком смысле, были разделены на Хасидим и Перушим , которые были под влиянием Вильна Гаон . По этой причине в современном израильском языке харедди термины Litvak (существительное) или Litvisher (прилагательное) или в ивритской литаиме часто используются свободно, чтобы включить любое ашкенази харедни отдельное или институт . Другая причина этого расширения этого термина-тот факт, что многие из ведущих израильских харедди- иешива (за пределами хасидского лагеря) являются преемниками знаменитого иешивота Литвы, хотя их современные члены могут или не могут быть оторваны от литовских евреев Полем На самом деле, как этнический состав, так и религиозные традиции неправильных общин гораздо более разнообразны. Таможня литовских негазидных евреев состоят из:

  1. Ношение Tefillin в не-саббат-дни промежуточных дней фестиваля Chol Hamoed .
  2. Вариации произношения (не практикуются большинством современных литвей)
    • Произношение Holam AS / EJ / ( EI ).
    • Голени Sabesdiker произносится как /s /, что затрудняет отличение от греха , явления, известного как Losn («Суббата Линго»). [ 8 ]

Евреи начали жить в Литве еще в 13 веке. [ Цитация необходима ] был внесен в хартию В 1388 году Вайтаутас , в соответствии с которым они сформировали класс свободных во всех уголовных делах непосредственно в юрисдикцию великого княчья и его официальных представителей, а также в мелких исках к юрисдикции местных чиновников на равных Основание с меньшими дворянами ( Szlachta ), Boyars и другими свободными гражданами. В результате сообщество процветало.

В 1495 году они были исключены Александром Ягеллоном , но разрешено вернуться в 1503 году. Литовский закон 1566 года наложил ряд ограничений на евреев и навязанные законы о загар , в том числе требование о том, чтобы они носили характерную одежду , в том числе желтые кепки для мужчин. и желтые плавники для женщин.

Восстание кхмельнитского уничтожило существующие литовские еврейские институты. Тем не менее, еврейское население Литвы выросло с приблизительно 120 000 в 1569 году до приблизительно 250 000 в 1792 году. После второго разделения в 1793 году Содружеству польского литюаниана Литтваки стали подданными Российской империи .

Litvaks во второй мировой войне

[ редактировать ]

Еврейское литовское население до Второй мировой войны насчитывало около 160 000 или около 7% от общей численности населения. [ 9 ] В начале войны около 12 000 еврейских беженцев бежали в Литву из Польши; [ 10 ] К 1941 году еврейское население Литвы увеличилось примерно до 250 000, или на 10% от общей численности населения. [ 9 ]

Во время немецкого вторжения в июне 1941 года 141 000 евреев были убиты нацистами и литовскими сотрудниками. [ 11 ] Примечательными местами исполнения были Woods Paneriai (см. Понаровую резню ) и девятый форт . [ 12 ]

Атлас северо -восточного идиша , Довид Кац . Картография Гидре Бекитте.

Культура

[ редактировать ]

Litvaks имеют идентифицируемый способ произношения иврита и идиша; Это часто используется для определения границ Литы (площадь поселения литвей). Его наиболее характерной особенностью является произношение гласного Холама как [EJ] (в отличие от сефарда [Oː] , германского [AU] и польского [OJ] ).

В популярном восприятии, [ кем? ] Литвки считались более интеллектуальными и стоическими, чем их соперники, галиццианцы , которые считали их холодной рыбой. Они, в свою очередь, презрили галиццы как иррациональные и необразованные. «Карты знаний» Иры Стингрота посвящают карту этой «ашкенази -версии Hatfields и McCoys ». [ 13 ] Эта разница, конечно, связана с дискуссией хасидской / неправильной дебатов, и хасидизм считается более эмоциональной и спонтанной формой религиозного выражения. Две группы различались не только по своим взглядам и их произношению, но и в их кухне . Галиццы были известны богатыми, тяжело подслащенными блюдами в отличие от более простых, более соленых версий Litvisher, с границей, известной как рыбная линия Gefilte . [ 14 ]

Генетика

[ редактировать ]

Литовское еврейское население может проявлять эффект генетического основателя . [ 15 ] Полезность этих вариаций была предметом дебатов. [ 16 ] Один вариант, который вовлечен в семейную гиперхолестеринемию , была датирована 14 -м веком, [ 17 ] соответствует установлению поселений в ответ на приглашение, продленное Гедиминами в 1323 году, что побудило немецких евреев поселиться в недавно созданном городе Вильнии . Относительно высокий уровень ранней дистонии в популяции также был определен как, возможно, вытекающая из эффекта основателя. [ 18 ]

Примечательные люди

[ редактировать ]

Среди известных современных литовских евреев есть:

Смотрите также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «База данных индикаторов» . Db1.stat.gov.lt. Архивировано из оригинала 14-10-2013 . Получено 2013-04-16 .
  2. ^ «Еврейская община Литвы» . Европейский еврейский конгресс . Архивировано из оригинала 2014-11-06 . Получено 2014-11-06 .
  3. ^ Шапиро, Натан. «Миграция литовских евреев в Соединенные Штаты, 1880–1918, и решения, связанные с процессом, примером пяти индивидуальных миграционных историй» (PDF) . Получено 7 декабря 2013 года .
  4. ^ " Литва ". Мемориальный музей Холокоста Соединенных Штатов. Получено 2016-04-19.
  5. ^ «Вильний - Иерусалим Литвы» . litvakai.mch.mii.lt . Получено 18 октября 2018 года .
  6. ^ Литовское население по этнической принадлежности за архив 2009-06-02 на машине Wayback
  7. ^ Джозеф Телушкин. Еврейская грамотность: самые важные вещи, которые нужно знать о еврейской религии, ее народе и ее истории. Нью -Йорк: Уильям Морроу и Ко, 1991.
  8. ^ Glinert, Lewis, «Традиция произношения ашкенази: современная», в кн.: Энциклопедия еврейского языка и лингвистики, под редакцией: Джеффри Хан. Консультируется в Интернете 24 января 2023 года. Первое опубликовано в Интернете: 2013 Первое печатное издание: 9789004176423
  9. ^ Jump up to: а беременный « Литва » (обновлена ​​20 июня 2014 г.). Мемориальный музей Холокоста Соединенных Штатов. Получено 2015-04-14.
  10. ^ Левин, Дов (2010). « Литва ». Энциклопедия Иво евреев в Восточной Европе . Получено 2015-04-14.
  11. ^ «Исторический фон Литвы» . Yadvashem.org.
  12. ^ «Иерусалим Литвы История еврейской общины Вильны» . Yadvashem.org.
  13. ^ «Карты знаний идиша» . Получено 18 октября 2018 года .
  14. ^ «Это не рыба -история: вкусы Гефилте рассказывают историю происхождения» . 10 сентября 1999 года . Получено 18 октября 2018 года .
  15. ^ Slatkin, M (август 2004 г.). «Генетическая популяция теста основателей и последствий для еврейских заболеваний ашкенази» . Являюсь. J. Hum. Генет . 75 (2). Американское общество генетики человека через PubMed : 282–93. doi : 10.1086/423146 . PMC   1216062 . PMID   15208782 .
  16. ^ «Еврейская генетика, часть 3: еврейские генетические заболевания (средиземноморская лихорадка, Тай -сахи, пемфигус, мутации)» . www.khazaria.com . Получено 18 октября 2018 года .
  17. ^ Дерст, Ронен (май 2001 г.), «Недавнее происхождение и распространение общей литовской мутации, G197DEL LDLR, вызывая семейную гиперхолестеринемию: положительный отбор не всегда необходим для учета заболеваемости среди евреев ашкенази», Американский журнал человеческой генетики , 68 ( 68 (68 (68 (68 (68 (68 (68 (68 (68 (68 (68 (68 5), Роберто Коломбо, Шоши Шпицен, Лиат Бен Ави и др.: 1172–1188, doi : 10.1086/320123 , PMC   1226098 , PMID   11309683
  18. ^ Риш, Нил; Леон, Дебора де; Озелиус, Лори; Крамер, Патриция; Алмаси, Лора; Певец, Бертон; Фан, Стэнли; Брикефилд, Ксандра ; Брессман, Сьюзен (1995). «Генетический анализ идиопатической дистонии в ашкенази -евреях и их недавний спуск от небольшого населения -основателя». Природа генетика . 9 (2): 152–159. doi : 10.1038/ng0295-152 . PMID   7719342 . S2CID   5922128 .
  • Энциклопедия еврейской диаспоры: происхождение, опыт и культура. Темы и явления еврейской диаспоры, том 1 . Avrum M. Ehrlich, Abc-Clio, 2009. ISBN   978-1-85109-873-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50668e3477aacd78c9286f0fc9801361__1719411900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/61/50668e3477aacd78c9286f0fc9801361.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Litvaks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)