Jump to content

Кхьятивада

Кхьятивада ( санскрит : ख्यातिवादाः) — это термин, используемый для обозначения индийских теорий ошибок восприятия — кхьяти (ख्यातिः), помимо обозначения «славы», «известности» и т. д., в концепции » (из Атман) или «ложное предчувствие», а вада означает — «предложение», «дискурс», «аргумент». Это все теории, которые имеют дело с природой объекта иллюзорного восприятия, а не с природой субъекта, заключается ли ошибка в объекте или в познании субъекта. Существует пять основных теорий, касающихся ошибок восприятия:

  • 1) Асат-кхьятивада (понимание несуществующего) ( буддизм ) – ошибка в рассмотрении нереального (несуществующего) как реального. В буддизме мадхьямика ошибка означает описание конечной реальности как реальной, нереальной или одновременно реальной и нереальной. или ни реального, ни нереального.
  • 2) Атма-кхьятивада (самопонимание) ( йогачара- буддизм ) – это психическое состояние, проецируемое вовне как мысленный образ, ошибка возникает вследствие экстернализации внутренних мыслей, трактовки внутреннего объекта как внешнего (экстраментального) и ошибка существует не в объекте, а в субъекте.
  • 3) Акхьятивада (непонимание) ( Прабхакара Мимамса ) – ошибка возникает из-за неспособности различать восприятие и память, из-за отсутствия правильного различения по отношению к памяти.
  • 4) Анятха-кхьятивада (неправильное понимание) ( Ньяя ) – объект, воспринимаемый в иллюзии, реален в другом месте, а не здесь, перед воспринимающим, поскольку ум связан с объектом из-за памяти, ошибка возникает из-за неправильного понимания представлено и представлено, и происходит, как утверждает Вачаспати Мишра - सदन्तरं सदन्तरात्मना गृह्यते - когда «одну реальность принимают за другую».
  • 5) Анирвачания-кхьятивада (постижение неописуемого) ( Адваита ) – объект ни существующий (सत्), ни несуществующий (असत्), а неописуемый (अनिर्वचनियम्), иллюзорный объект продукт незнания ( авидья ) о субстрате и ошибка вызвана Майей , что тоже неописуемо.

Понимание того, что истинно, а что нет, является неотъемлемой частью философского исследования для обретения высшего знания. Познание предполагает субъект этого познания, а также соответствующий ему объект. Однако природа познания зависит от ума и познавательных способностей субъекта, а также от условий, в которых объект находится по отношению к субъекту; ошибка возникает из-за своеобразного отношения, складывающегося между воспринимающим и положением объекта. Умозаключение, действительный способ познания, основано на предыдущем восприятии, а ошибочное восприятие сводит на нет ценность восприятия. [1] [2] Первые три из перечисленных выше пяти теорий допускают, что иллюзорно воспринимаемый объект так или иначе существует; остальные двое не принимают это утверждение. [3]

Шанкара объясняет, что в Сампат Упасане происходит навязывание ( аропа ) высшего характера низшему, тогда как в Пратика (адхьяса) Упасане низшая форма рассматривается как Брахман . Аропа или иллюзия — это «неправильное познание» ( авидья ), «неправильная видимость» ( авабхаса ), «наложение» ( адхьяса ), «неправильное применение» или «неверное представление», в котором сознательно не убеждаются, в отличие от неправильного восприятия и непонимания; и в котором ни агент, ни субъект не играют активной роли. Но Аропа – это не Адхьяса, потому что должна существовать видимость, которая может сделать обманчивую иллюзорную видимость конкретной видимости отчетливой возможностью. [4] Бадараяна утверждает, что:

Но медитация на другого исчезла, а затем его оковы были отменены.
«Однако из медитации на Верховном Господе становится явным то, что остается затемненным, потому что рабство и свобода души происходят от Него». - ( Брахма Сутры III.ii.5)

и это так, потому что рабство происходит от незнания природы Бога, а свобода приходит от познания Его реальности, когда в результате медитации на Него (с атрибутами) приходит непревзойденная божественность и человек становится Абсолютом со всеми исполненными желаниями. ( Шветашватара Упанишада I.11). И это:-

Вот почему метафора подобна метафоре солнца и других
«Отсюда и иллюстрации отражения солнца (в воде) и т. д.». – ( Брахма Сутры III.ii.19)

Это утверждение, объясняет Шанкара , означает, что тот, чьи атрибуты созданы ограничивающими дополнениями, не реален, но, хотя Один и присутствует во всех существах, рассматривается как множество. [5]

Аропа может быть словесной ( шабди ), а также может быть основана на смысле ( артхи ) (значении или подразумеваемом), иногда она не выражается, а передается. [6] Адвайта Веданта не рассматривает мир существования как абсолютную реальность, это навязывание ( аропа ), он просто не существует с абсолютной точки зрения; именно Анатман принимается Атманом . как средство самореализации и переживания Божественного Единства, нераздельности Атмана и Анатмана [7]

Школа Двайты Мадхавачарьи не принимает иллюзионистскую гипотезу Адвайты или интерпретацию реальности как обманчивую и просто интерпретирующую видимость. Джаятиртха , обсуждая Кхьятиваду , отвергает точку зрения Прабхакары на слияние двух познаний, то есть слияние восприятия и памяти, приводящее к иллюзорному познанию. [8]

Кхьятивада основана на предположении, что неправильное восприятие — это не просто человеческая неспособность воспринимать правильно, но нечто, происходящее из-за каких-то особых обстоятельств, и что познание может быть правильным ( пратьякша ) или неправильным ( апратьякша ) в зависимости от познавательной активности человека. разум. Его теории касаются природы ошибочно познаваемого объекта и чей онтологический статус они логически исследуют. [9]

  1. ^ Дж. Моханти (2000). Классическая индийская философия . Роуман и Литтлфилд. стр. 33–34. ISBN  9780847689330 .
  2. ^ С. Н. Састри. «Теории об ошибочном познании» (PDF) .
  3. ^ Э.И.Уорриер (1995). Вклад Анандабодхи в Адвайту . Публикации Миттала. п. 77. ИСБН  9788170995975 .
  4. ^ Шьямам Кумар Чаттопадхьяя (2000). Философия Адвайта Веданты Шанкара . Саруп и сыновья. стр. 64, 86, 164 .  9788176252225 .
  5. ^ Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . Адвайта Ашрам. С. 595, 615. ASIN   8175051051 .
  6. ^ Г. Партасарти Рао (1992). Аланкараратна, исследование . Публикации Миттала. п. 65. ИСБН  9788170994060 .
  7. ^ В.Я.Киртикар (1924). Исследования Веданты . ДБТарапоревала Sons & Co. п. 71.
  8. ^ Б. Н. Кришнамурти Шарма (2000). История школы Двайты Веданты . Мотилал Банарсидасс. п. 257. ИСБН  9788120815759 .
  9. ^ Шриниваса Рао (январь 1998 г.). Ошибка восприятия: индийские теории . Издательство Гавайского университета. стр. 2, 14. ISBN  9780824819583 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0623fc8bf8f9b97d49ca673bf9d9355f__1706244900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/5f/0623fc8bf8f9b97d49ca673bf9d9355f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khyativada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)