Кхьятивада
Часть серии о |
индуизм |
---|
Кхьятивада ( санскрит : ख्यातिवादाः) — это термин, используемый для обозначения индийских теорий ошибок восприятия — кхьяти (ख्यातिः), помимо обозначения «славы», «известности» и т. д., в концепции » (из Атман) или «ложное предчувствие», а вада означает — «предложение», «дискурс», «аргумент». Это все теории, которые имеют дело с природой объекта иллюзорного восприятия, а не с природой субъекта, заключается ли ошибка в объекте или в познании субъекта. Существует пять основных теорий, касающихся ошибок восприятия:
- 1) Асат-кхьятивада (понимание несуществующего) ( буддизм ) – ошибка в рассмотрении нереального (несуществующего) как реального. В буддизме мадхьямика ошибка означает описание конечной реальности как реальной, нереальной или одновременно реальной и нереальной. или ни реального, ни нереального.
- 2) Атма-кхьятивада (самопонимание) ( йогачара- буддизм ) – это психическое состояние, проецируемое вовне как мысленный образ, ошибка возникает вследствие экстернализации внутренних мыслей, трактовки внутреннего объекта как внешнего (экстраментального) и ошибка существует не в объекте, а в субъекте.
- 3) Акхьятивада (непонимание) ( Прабхакара Мимамса ) – ошибка возникает из-за неспособности различать восприятие и память, из-за отсутствия правильного различения по отношению к памяти.
- 4) Анятха-кхьятивада (неправильное понимание) ( Ньяя ) – объект, воспринимаемый в иллюзии, реален в другом месте, а не здесь, перед воспринимающим, поскольку ум связан с объектом из-за памяти, ошибка возникает из-за неправильного понимания представлено и представлено, и происходит, как утверждает Вачаспати Мишра - सदन्तरं सदन्तरात्मना गृह्यते - когда «одну реальность принимают за другую».
- 5) Анирвачания-кхьятивада (постижение неописуемого) ( Адваита ) – объект ни существующий (सत्), ни несуществующий (असत्), а неописуемый (अनिर्वचनियम्), иллюзорный объект продукт незнания ( авидья ) о субстрате и ошибка вызвана Майей , что тоже неописуемо.
Понимание того, что истинно, а что нет, является неотъемлемой частью философского исследования для обретения высшего знания. Познание предполагает субъект этого познания, а также соответствующий ему объект. Однако природа познания зависит от ума и познавательных способностей субъекта, а также от условий, в которых объект находится по отношению к субъекту; ошибка возникает из-за своеобразного отношения, складывающегося между воспринимающим и положением объекта. Умозаключение, действительный способ познания, основано на предыдущем восприятии, а ошибочное восприятие сводит на нет ценность восприятия. [1] [2] Первые три из перечисленных выше пяти теорий допускают, что иллюзорно воспринимаемый объект так или иначе существует; остальные двое не принимают это утверждение. [3]
Шанкара объясняет, что в Сампат Упасане происходит навязывание ( аропа ) высшего характера низшему, тогда как в Пратика (адхьяса) Упасане низшая форма рассматривается как Брахман . Аропа или иллюзия — это «неправильное познание» ( авидья ), «неправильная видимость» ( авабхаса ), «наложение» ( адхьяса ), «неправильное применение» или «неверное представление», в котором сознательно не убеждаются, в отличие от неправильного восприятия и непонимания; и в котором ни агент, ни субъект не играют активной роли. Но Аропа – это не Адхьяса, потому что должна существовать видимость, которая может сделать обманчивую иллюзорную видимость конкретной видимости отчетливой возможностью. [4] Бадараяна утверждает, что:
- Но медитация на другого исчезла, а затем его оковы были отменены.
- «Однако из медитации на Верховном Господе становится явным то, что остается затемненным, потому что рабство и свобода души происходят от Него». - ( Брахма Сутры III.ii.5)
и это так, потому что рабство происходит от незнания природы Бога, а свобода приходит от познания Его реальности, когда в результате медитации на Него (с атрибутами) приходит непревзойденная божественность и человек становится Абсолютом со всеми исполненными желаниями. ( Шветашватара Упанишада I.11). И это:-
- Вот почему метафора подобна метафоре солнца и других
- «Отсюда и иллюстрации отражения солнца (в воде) и т. д.». – ( Брахма Сутры III.ii.19)
Это утверждение, объясняет Шанкара , означает, что тот, чьи атрибуты созданы ограничивающими дополнениями, не реален, но, хотя Один и присутствует во всех существах, рассматривается как множество. [5]
Аропа может быть словесной ( шабди ), а также может быть основана на смысле ( артхи ) (значении или подразумеваемом), иногда она не выражается, а передается. [6] Адвайта Веданта не рассматривает мир существования как абсолютную реальность, это навязывание ( аропа ), он просто не существует с абсолютной точки зрения; именно Анатман принимается Атманом . как средство самореализации и переживания Божественного Единства, нераздельности Атмана и Анатмана [7]
Школа Двайты Мадхавачарьи не принимает иллюзионистскую гипотезу Адвайты или интерпретацию реальности как обманчивую и просто интерпретирующую видимость. Джаятиртха , обсуждая Кхьятиваду , отвергает точку зрения Прабхакары на слияние двух познаний, то есть слияние восприятия и памяти, приводящее к иллюзорному познанию. [8]
Кхьятивада основана на предположении, что неправильное восприятие — это не просто человеческая неспособность воспринимать правильно, но нечто, происходящее из-за каких-то особых обстоятельств, и что познание может быть правильным ( пратьякша ) или неправильным ( апратьякша ) в зависимости от познавательной активности человека. разум. Его теории касаются природы ошибочно познаваемого объекта и чей онтологический статус они логически исследуют. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Моханти (2000). Классическая индийская философия . Роуман и Литтлфилд. стр. 33–34. ISBN 9780847689330 .
- ^ С. Н. Састри. «Теории об ошибочном познании» (PDF) .
- ^ Э.И.Уорриер (1995). Вклад Анандабодхи в Адвайту . Публикации Миттала. п. 77. ИСБН 9788170995975 .
- ^ Шьямам Кумар Чаттопадхьяя (2000). Философия Адвайта Веданты Шанкара . Саруп и сыновья. стр. 64, 86, 164 . 9788176252225 .
- ^ Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . Адвайта Ашрам. С. 595, 615. ASIN 8175051051 .
- ^ Г. Партасарти Рао (1992). Аланкараратна, исследование . Публикации Миттала. п. 65. ИСБН 9788170994060 .
- ^ В.Я.Киртикар (1924). Исследования Веданты . ДБТарапоревала Sons & Co. п. 71.
- ^ Б. Н. Кришнамурти Шарма (2000). История школы Двайты Веданты . Мотилал Банарсидасс. п. 257. ИСБН 9788120815759 .
- ^ Шриниваса Рао (январь 1998 г.). Ошибка восприятия: индийские теории . Издательство Гавайского университета. стр. 2, 14. ISBN 9780824819583 .