Пратибандхака
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Пратибандхака ( санскрит : प्रतिबन्धक) означает по-разному – «противодействие», «сопротивление», «инвестиции», «блокада», «осада», «неизменная и неразрывная связь», «прекращение», «разочарование»; [1] это также означает – «препятствие», «препятствие», «когнитивный блокатор», «противоядие» или «превентивная мера». Пратибандхака – это причинно-следственная зависимость. [2] и относится к чему-то, что должно выполнять конкретную функцию препятствия. [3]
Джайнская концепция причинной силы
[ редактировать ]Прабхачандра, ученик Акаларики, поддерживает аргумент джайнов о том, что причинный комплекс обладает причинной силой производить эффект благодаря существованию некоторой экстрасенсорной силы ( шакти ), что препятствие в возникновении эффекта вызвано противодействием. агенты ( пратибандхака ) обусловлены особой силой. [4] Последователи джайнизма верят, что Вселенная полна кармических молекул, мирское приток которых к душе вызван ее собственной вибрационной деятельностью через разум, речь и тело. Карма – это невидимая сила, объясняющая причинность, и материя, связывающая душу в результате действий. Но представление о некоторой силе, связанной с причинностью, отвергается школой ньяя , которая приходит к выводу, что когнитивное состояние воспринимается только тогда, когда присутствуют все причинные условия, а абхава воспринимается только в конструктивном когнитивном состоянии. Мимамсаки придерживаются мнения , что сила, связанная с причинностью, может быть уничтожена наличием противоядия ( пратибандхака ) и может быть возрождена противоядием к противоядию. [5]
Проникновение как основа умозаключения и Пратибандхака
[ редактировать ]Проникновение ( вьяпти ) — это логическое основание для вывода, которое является действительным средством познания и гарантирует истинность заключения. [6] Это безусловная и постоянная сопутствующая связь между проникающим и проникающим. Любой человек, желающий освобождения ( мумуксу ), не может обрести освобождение ( мокшу ), не преодолев препятствия ( пратибандхаки ), связанные с связью с телом в виде могущественных и злых действий или греховных поступков ( папа ). Физическое тело ( пракрити ) само по себе является препятствием для союза с Высшим Существом, поскольку внутри него заключено «я» ( атман ). [7]
Теория проникновения Гангеши и роль Пратибандхаки
[ редактировать ]Гангеша , автор «Таттвачинтамани» , который исследовал возможность диалектического рассуждения как способа постичь проникновение, в анумана-кханде того же текста утверждает, что проникновение преследуется до тех пор, пока существует сомнение, поскольку существует противоречие, но не требует отклонения. ; Сомнение — это недействительный познавательный акт, а ошибочное рассуждение — основа противоречия. Природа сомнения и ошибочного рассуждения, будучи концептуальными, не носит определенного характера. Таким образом, диалектическое рассуждение блокирует противоположную точку зрения и продолжается до тех пор, пока сохраняется сомнение. Гангеза соглашается с тем, что, поскольку проникновение является универсальным инвариантным сопутствующим явлением, нельзя исключать возможность контрпримера, и заключает, что противоречие как естественная оппозиция не может блокировать бесконечный регресс, именно собственное поведение сомневающегося доказывает ложность сомнения, которое блокирует его, действуя как пратибандхака . Гангеша использует термин пратибандхака для обозначения естественной оппозиции в когнитивной логике в качестве средства предотвращения. [8] Проникновение из-за его отсутствия является причиной препятствий ( пратибандхака ) для умозаключенного знания, которое, в свою очередь, является причиной проникновения. Хотя оба схватывают свои объекты напрямую, в савикальпе их содержимое становится объектом рефлексивного осознания, чего не происходит в нирвикальпе . [9] Противоречие возникает только тогда, когда одно эпистемическое состояние блокируется пратибандхакой. [10]
Гангеша определил умозаключение как познание, порожденное познанием свойства, принадлежащего локусу и квалифицированного проникновением. [11] Семя, оставшееся неповрежденным, не прорастает, а разрушение семени является условием возникновения ростка, первое является препятствием ( пратибандхака ) для прорастания, а второе указывает на отсутствие такого препятствия. [12]
Ведический взгляд на Пратибандхаку
[ редактировать ]Согласно Адвайта Веданте , препятствие ( пратибандхака ) наложения ( адхьяса ) является истинным знанием, отсутствие которого препятствием является отсутствие истинного знания или невежества ( аджнана или авидья ). Пратибандхака — это препятствие, которое препятствует возникновению следствий в причинных условиях. [13] Согласно школе ньяя , эффект — это противоположность собственного предшествующего несуществования и новое начало. [14] Свами Видьяранья перечисляет четыре таких препятствия или препятствия:
- Ограничение является характеристикой привязанности к настоящему объекту.
- медлительность ума, иррациональность, противоречивость и упрямство
а) связывающая привязанность к объектам чувств, б) тупость интеллекта, в) потворство неправильным и нелогичным аргументам и г) глубокое убеждение в том, что Атман является действующим лицом и наслаждающимся ( Панчадаши IX.43). Он объясняет: -
- Распад по спокойствию и слуху и прочему уместному тут и там
- Когда его приводят к этому ограничению, он, таким образом, обретает свое собственное Брахманство.
что посредством практики внутреннего контроля и других качеств, а также через слушание истины и так далее, подходящих для противодействия препятствиям, последние медленно погибают, и человек осознает свое Я как Брахмана ( Панчадаси IX.44). Йог попадает в рай похвальных благодаря своей практике исследования при условии, что его исследованию не препятствуют результаты прошлых злых дел и его сильное стремление к Брахмалоке не подавляется им. [15]
В Аюрведе слово пратибандхака как вьядхьютпада пратибандхака относится к способности организма противостоять болезням, и эта сила ( вьядхи виродхака ), когда она ослаблена, может быть восстановлена посредством применения плодов трипхалы и тому подобных трав в качестве расаяны . [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ВСАпте. Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 176.
- ^ Бхатихари и Витгенштейн . Сахитья Академия. 2009. с. 84. ИСБН 9788126014149 .
- ^ Сарбани Гангули (2002). Критика причинности . Склад санскритских книг.
- ^ Энциклопедия индийской философии, том XII. Часть II (PDF) . Мотилал Банарсидасс. п. 21.
- ^ Бимал Кришна Матилал (1990). Логика, язык и реальность . Мотилал Банарсидасс. п. 289 212. ISBN 9788120807174 .
- ^ Субодх Капур (2002). Сопутствующая энциклопедия индуистской философии . Генезис Паблишинг (П) Лтд. п. 68. ИСБН 9788177552034 .
- ^ Шрилата Раман (24 января 2007 г.). Самоотдача Богу в шривайшнавизме . Рутледж. стр. 84–85. ISBN 9781134165384 .
- ^ Стивен Х. Филлипс (1997). Классическая индийская метафизика . Мотилал Банарсидасс. стр. 156–161, 245. ISBN. 9788120814899 .
- ^ Гангеши Теория истины Мотилал Банарсидасс. 1989. стр. 101-1. 32, 79. ISBN 9788120806184 .
- ^ Развитие современной логики . Издательство Оксфордского университета. 18 июня 2009 г. п. 939. ИСБН 9780199722723 .
- ^ Энциклопедия восточной философии и религии . Глобальное видение. 2005. с. 265. ИСБН 9788182200722 .
- ^ Энциклопедия индийской философии, том 4 . Издательство Принстонского университета. 14 июля 2014 г. п. 593. ИСБН 9781400853533 .
- ^ «Виварна, причина адхьясы» .
- ^ «Теория причинности в индийской ведической философии» . Индийская философия.wordpress.com.
- ^ Панчадаши Шри Видьяраньи Свами с примечаниями Свами Свахананды . Шри Рамакришна Матх. стр. 389–392.
- ^ Вайдья Бхагван Даш (1994). Диагностика и лечение заболеваний в Аюрведе . Концептуальное издательство. п. хЛи. ISBN 9788170225478 .