Jump to content

Пратибандхака

Пратибандхака ( санскрит : प्रतिबन्धक) означает по-разному – «противодействие», «сопротивление», «инвестиции», «блокада», «осада», «неизменная и неразрывная связь», «прекращение», «разочарование»; [1] это также означает – «препятствие», «препятствие», «когнитивный блокатор», «противоядие» или «превентивная мера». Пратибандхака – это причинно-следственная зависимость. [2] и относится к чему-то, что должно выполнять конкретную функцию препятствия. [3]

Джайнская концепция причинной силы

[ редактировать ]

Прабхачандра, ученик Акаларики, поддерживает аргумент джайнов о том, что причинный комплекс обладает причинной силой производить эффект благодаря существованию некоторой экстрасенсорной силы ( шакти ), что препятствие в возникновении эффекта вызвано противодействием. агенты ( пратибандхака ) обусловлены особой силой. [4] Последователи джайнизма верят, что Вселенная полна кармических молекул, мирское приток которых к душе вызван ее собственной вибрационной деятельностью через разум, речь и тело. Карма – это невидимая сила, объясняющая причинность, и материя, связывающая душу в результате действий. Но представление о некоторой силе, связанной с причинностью, отвергается школой ньяя , которая приходит к выводу, что когнитивное состояние воспринимается только тогда, когда присутствуют все причинные условия, а абхава воспринимается только в конструктивном когнитивном состоянии. Мимамсаки придерживаются мнения , что сила, связанная с причинностью, может быть уничтожена наличием противоядия ( пратибандхака ) и может быть возрождена противоядием к противоядию. [5]

Проникновение как основа умозаключения и Пратибандхака

[ редактировать ]

Проникновение ( вьяпти ) — это логическое основание для вывода, которое является действительным средством познания и гарантирует истинность заключения. [6] Это безусловная и постоянная сопутствующая связь между проникающим и проникающим. Любой человек, желающий освобождения ( мумуксу ), не может обрести освобождение ( мокшу ), не преодолев препятствия ( пратибандхаки ), связанные с связью с телом в виде могущественных и злых действий или греховных поступков ( папа ). Физическое тело ( пракрити ) само по себе является препятствием для союза с Высшим Существом, поскольку внутри него заключено «я» ( атман ). [7]

Теория проникновения Гангеши и роль Пратибандхаки

[ редактировать ]

Гангеша , автор «Таттвачинтамани» , который исследовал возможность диалектического рассуждения как способа постичь проникновение, в анумана-кханде того же текста утверждает, что проникновение преследуется до тех пор, пока существует сомнение, поскольку существует противоречие, но не требует отклонения. ; Сомнение — это недействительный познавательный акт, а ошибочное рассуждение — основа противоречия. Природа сомнения и ошибочного рассуждения, будучи концептуальными, не носит определенного характера. Таким образом, диалектическое рассуждение блокирует противоположную точку зрения и продолжается до тех пор, пока сохраняется сомнение. Гангеза соглашается с тем, что, поскольку проникновение является универсальным инвариантным сопутствующим явлением, нельзя исключать возможность контрпримера, и заключает, что противоречие как естественная оппозиция не может блокировать бесконечный регресс, именно собственное поведение сомневающегося доказывает ложность сомнения, которое блокирует его, действуя как пратибандхака . Гангеша использует термин пратибандхака для обозначения естественной оппозиции в когнитивной логике в качестве средства предотвращения. [8] Проникновение из-за его отсутствия является причиной препятствий ( пратибандхака ) для умозаключенного знания, которое, в свою очередь, является причиной проникновения. Хотя оба схватывают свои объекты напрямую, в савикальпе их содержимое становится объектом рефлексивного осознания, чего не происходит в нирвикальпе . [9] Противоречие возникает только тогда, когда одно эпистемическое состояние блокируется пратибандхакой. [10]

Гангеша определил умозаключение как познание, порожденное познанием свойства, принадлежащего локусу и квалифицированного проникновением. [11] Семя, оставшееся неповрежденным, не прорастает, а разрушение семени является условием возникновения ростка, первое является препятствием ( пратибандхака ) для прорастания, а второе указывает на отсутствие такого препятствия. [12]

Ведический взгляд на Пратибандхаку

[ редактировать ]

Согласно Адвайта Веданте , препятствие ( пратибандхака ) наложения ( адхьяса ) является истинным знанием, отсутствие которого препятствием является отсутствие истинного знания или невежества ( аджнана или авидья ). Пратибандхака — это препятствие, которое препятствует возникновению следствий в причинных условиях. [13] Согласно школе ньяя , эффект — это противоположность собственного предшествующего несуществования и новое начало. [14] Свами Видьяранья перечисляет четыре таких препятствия или препятствия:

Ограничение является характеристикой привязанности к настоящему объекту.
медлительность ума, иррациональность, противоречивость и упрямство

а) связывающая привязанность к объектам чувств, б) тупость интеллекта, в) потворство неправильным и нелогичным аргументам и г) глубокое убеждение в том, что Атман является действующим лицом и наслаждающимся ( Панчадаши IX.43). Он объясняет: -

Распад по спокойствию и слуху и прочему уместному тут и там
Когда его приводят к этому ограничению, он, таким образом, обретает свое собственное Брахманство.

что посредством практики внутреннего контроля и других качеств, а также через слушание истины и так далее, подходящих для противодействия препятствиям, последние медленно погибают, и человек осознает свое Я как Брахмана ( Панчадаси IX.44). Йог попадает в рай похвальных благодаря своей практике исследования при условии, что его исследованию не препятствуют результаты прошлых злых дел и его сильное стремление к Брахмалоке не подавляется им. [15]

В Аюрведе слово пратибандхака как вьядхьютпада пратибандхака относится к способности организма противостоять болезням, и эта сила ( вьядхи виродхака ), когда она ослаблена, может быть восстановлена ​​посредством применения плодов трипхалы и тому подобных трав в качестве расаяны . [16]

  1. ^ ВСАпте. Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 176.
  2. ^ Бхатихари и Витгенштейн . Сахитья Академия. 2009. с. 84. ИСБН  9788126014149 .
  3. ^ Сарбани Гангули (2002). Критика причинности . Склад санскритских книг.
  4. ^ Энциклопедия индийской философии, том XII. Часть II (PDF) . Мотилал Банарсидасс. п. 21.
  5. ^ Бимал Кришна Матилал (1990). Логика, язык и реальность . Мотилал Банарсидасс. п. 289 212. ISBN  9788120807174 .
  6. ^ Субодх Капур (2002). Сопутствующая энциклопедия индуистской философии . Генезис Паблишинг (П) Лтд. п. 68. ИСБН  9788177552034 .
  7. ^ Шрилата Раман (24 января 2007 г.). Самоотдача Богу в шривайшнавизме . Рутледж. стр. 84–85. ISBN  9781134165384 .
  8. ^ Стивен Х. Филлипс (1997). Классическая индийская метафизика . Мотилал Банарсидасс. стр. 156–161, 245. ISBN.  9788120814899 .
  9. ^ Гангеши Теория истины Мотилал Банарсидасс. 1989. стр. 101-1. 32, 79. ISBN  9788120806184 .
  10. ^ Развитие современной логики . Издательство Оксфордского университета. 18 июня 2009 г. п. 939. ИСБН  9780199722723 .
  11. ^ Энциклопедия восточной философии и религии . Глобальное видение. 2005. с. 265. ИСБН  9788182200722 .
  12. ^ Энциклопедия индийской философии, том 4 . Издательство Принстонского университета. 14 июля 2014 г. п. 593. ИСБН  9781400853533 .
  13. ^ «Виварна, причина адхьясы» .
  14. ^ «Теория причинности в индийской ведической философии» . Индийская философия.wordpress.com.
  15. ^ Панчадаши Шри Видьяраньи Свами с примечаниями Свами Свахананды . Шри Рамакришна Матх. стр. 389–392.
  16. ^ Вайдья Бхагван Даш (1994). Диагностика и лечение заболеваний в Аюрведе . Концептуальное издательство. п. хЛи. ISBN  9788170225478 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b8cd8b8750d59ce905ccf428b6cd5b1__1681705680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/b1/0b8cd8b8750d59ce905ccf428b6cd5b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pratibandhaka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)