Феноменализм
В метафизике (например , феноменализм — это точка зрения, согласно которой , что физические объекты нельзя обоснованно утверждать существуют сами по себе, а только как феномены восприятия или сенсорные стимулы краснота, твердость, мягкость, сладость и т. д.), расположенные во времени и пространстве. В частности, некоторые формы феноменализма сводят все разговоры о физических объектах внешнего мира к разговорам о связках чувственных данных .
История
[ редактировать ]Феноменализм — радикальная форма эмпиризма . Его корни как онтологического взгляда на природу существования можно проследить до Джорджа Беркли и его субъективного идеализма , который Дэвид Юм . далее развил [1] Джон Стюарт Милль разработал теорию восприятия, которую обычно называют классическим феноменализмом. Это отличается от идеализма Беркли в его понимании того, как объекты продолжают существовать, когда их никто не воспринимает. Беркли утверждал, что всеведущий Бог воспринимает все объекты и именно это поддерживает их существование, тогда как Милль утверждал, что постоянные возможности опыта достаточны для существования объекта. Эти постоянные возможности можно было бы проанализировать с помощью контрфактических условий , например: «Если бы у меня были ощущения Y -типа, то у меня также были бы ощущения Х -типа».
Однако как гносеологическую теорию о возможности познания объектов внешнего мира наиболее доступную формулировку феноменализма, пожалуй, можно найти в трансцендентальном идеализме Иммануила Канта . По Канту, пространство и время, являющиеся априорными формами и предпосылками всякого чувственного опыта, «относятся к объектам лишь постольку, поскольку они рассматриваются как явления, но не представляют вещи сами по себе». Хотя Кант настаивал на том, что познание ограничено явлениями , он никогда не отрицал и не исключал существования объектов, которые не были познаваемы посредством опыта, вещей в себе или ноуменов , хотя его доказательство ноуменов имело много проблем и является одним из наиболее спорные аспекты его критики.
Таким образом, «эпистемологический феноменализм» Канта, как его назвали, совершенно отличается от более ранней онтологической версии Беркли. По мнению Беркли, так называемые «вещи в себе» не существуют, кроме как субъективно воспринимаемые пучки ощущений, которым гарантирована последовательность и постоянство, поскольку они постоянно воспринимаются разумом Бога . Следовательно, в то время как Беркли считает, что объекты представляют собой просто пучки ощущений (см. теорию пучков ), Кант считает (в отличие от других теоретиков пучков), что объекты не перестают существовать, когда они больше не воспринимаются каким-то просто человеческим субъектом или разумом.
В конце 19 века еще более крайняя форма феноменализма была сформулирована Эрнстом Махом , позже развита и уточнена Расселом, Айером и логическими позитивистами. Мах отвергал существование Бога , а также отрицал, что явления являются данными, переживаемыми разумом или сознанием субъектов. Вместо этого Мах считал чувственные явления «чистыми данными», существование которых следует считать предшествующим любому произвольному различию между ментальными и физическими категориями явлений. Таким образом, именно Мах сформулировал ключевой тезис феноменализма, отделяющий его от пакетных теорий объектов: объекты суть логические конструкции из чувственных данных или идей; тогда как согласно теориям связок объекты состоят из наборов или связок реальных идей или восприятий.
То есть, согласно теории связки, сказать, что груша передо мной существует, — значит просто сказать, что в этот момент воспринимаются определенные свойства (зеленость, твердость и т. д.). Когда эти характеристики никем больше не воспринимаются и не переживаются, тогда объект (в данном случае груша) больше не существует. Феноменализм, сформулированный Махом, напротив, представляет собой точку зрения, согласно которой объекты являются логическими конструкциями на основе свойств восприятия. С этой точки зрения сказать, что в другой комнате есть стол, хотя в этой комнате нет никого, кто мог бы его воспринимать, — значит сказать, что если бы в этой комнате был кто-то, то этот человек воспринял бы стол. Важно не фактическое восприятие, а условная возможность восприятия.
Логический позитивизм , движение, начавшееся как небольшой кружок, выросший вокруг философа Морица Шлика в Вене, вдохновило многих философов в англоязычном мире с 1930-х по 1950-е годы. Важные влияния на их разновидность эмпиризма оказали Эрнст Мах, который сам возглавлял кафедру индуктивных наук в Венском университете (позже, которую позже займет Шлик), и кембриджский философ Бертран Рассел . Идея некоторых логических позитивистов, таких как А. Дж. Айер и Рудольф Карнап , заключалась в том, чтобы применить феноменализм в лингвистических терминах, обеспечивая надежный дискурс о физических объектах, таких как таблицы, в строгих терминах реального или возможного чувственного опыта.
Американский философ 20-го века Артур Данто утверждал, что «феноменалист верит, что все, что в конечном итоге имеет смысл, может быть выражено с точки зрения нашего собственного [чувственного] опыта». [2] Он утверждал, что «Феноменалист действительно привержен самому радикальному типу эмпиризма: для него ссылка на объекты всегда в конечном итоге является ссылкой на чувственный опыт ...». [3]
Для феноменалиста объекты любого рода должны быть связаны с опытом. однажды Джон Стюарт Милль говорил о физических объектах как о «постоянной возможности опыта», и это, по большому счету, и используют феноменалисты: все, что мы можем иметь в виду, говоря о физических объектах — или нефизических объектах, если таковые существуют. — вот какой опыт мы получили бы, общаясь с ними…». Однако феноменализм основан на мыслительных операциях. Сами эти операции неизвестны из чувственного опыта. Такие неэмпирические, нечувственные операции представляют собой «...неэмпирические вопросы пространства, времени и непрерывности, которых, по-видимому, требует эмпиризм во всех его формах и несмотря на свои структуры...». [3]
См. для сравнения сенсуализм , с которым тесно связан феноменализм.
Критика
[ редактировать ]Родерик Чисхолм раскритиковал логическую позитивистскую версию феноменализма в 1948 году. [4] К.И. Льюис ранее предположил, что физическое утверждение «Передо мной находится дверная ручка» обязательно влечет за собой сенсорное условное выражение: «Если мне будет казаться, что я вижу дверную ручку, и если мне будет казаться, что я начинаю хватательное движение, то во всех случаях Вероятно, за этим должно последовать ощущение прикосновения к дверной ручке». [5]
Родерик Ферт сформулировал еще одно возражение в 1950 году, вытекающее из теории относительности восприятия: белые обои кажутся белыми при белом свете, красными при красном и т. д. Любой возможный ход опыта, вытекающий из возможного образа действий, очевидно, будет недоопределять наше окружение: он будет определять, например, что есть либо белые обои при красном свете , либо красные обои при белом свете и так далее. [6]
Другая критика феноменализма исходит от теории создателя истины . [7] Теоретики истины утверждают, что истина зависит от реальности. С точки зрения теории создателя истины: носитель истины (например, предложение) истинен благодаря существованию его создателя истины (например, факта). [8] Феноменалистов обвиняли в нарушении этого принципа и тем самым в «онтологическом мошенничестве»: в постулировании истин, не имея возможности объяснить создателей этих истин. [9] Критика обычно направлена на феноменалистское описание материальных объектов. Феноменалист сталкивается с проблемой того, как объяснить существование невоспринимаемых материальных объектов. Хорошо известное решение этой проблемы принадлежит Джону Стюарту Миллю. Он утверждал, что мы можем объяснить невоспринимаемые объекты с точки зрения контрфактических кондиционалов: «Это правда, что ценности, запертые в сейфе, продолжают существовать, несмотря на то, что они невоспринимаемы, потому что, если кто-то заглянет внутрь, у этого человека возникнет соответствующее сенсорное впечатление. Но это решение не удовлетворяет теоретика, создающего истину, поскольку оно все еще оставляет открытым вопрос о том, кто является создателем истины для этого контрфактического условного предложения. Непонятно, как такого творца истины можно было найти в феноменалистской онтологии. [9] [10]
Известные сторонники
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Перипатетическая аксиома - греческий принцип, цитируемый Фомой Аквинским.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Данто, Артур , Ницше как философ , Гл. 3, § VI, Макмиллан, 1965;
- ^ Перейти обратно: а б Данто, Артур , Связи с миром , гл. 27. Харпер и Роу, 1989, ISBN 0-06-015960-Х
- ^ Чисхолм, Р. «Проблема эмпиризма», The Journal of Philosophy 45 (1948): 512-7.
- ^ К.И. Льюис, Анализ знаний и оценки (LaSalle, Иллинойс: Открытый суд, 1946), стр. 240, 248-9.
- ^ Ферт, Р. «Радикальный эмпиризм и перцептивная относительность», Philosophical Review . 1950 год
- ^ Армстронг, DM (2004). «1. Знакомство с создателями истины». Истина и Правдотворцы . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Макбрайд, Фрейзер (2020). Создатели истины . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
{{cite encyclopedia}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Асай, Джамин. «Теория истины» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Армстронг, Дэвид Малет (1989). «CB Мартин, контрфакты, причинность и условные обозначения». Причина, разум и реальность: очерки в честь CB Martin . Норвелл: Клувер.
- ^ Словарь современных американских философов Шук, Джон. 2005 с. 2451 Биография Колина Мюррея Тербейна в Google Книгах
Библиография
[ редактировать ]- Феноменизм в Философской энциклопедии Гарцанти (ред.) Джанни Ваттимо и Гаэтано Кьюрацци. Третье издание. Гарзанти. Милан, 2004. ISBN 88-11-50515-1
- Берлин, Исайя . Опровержение феноменализма . Виртуальная библиотека Исайи Берлина. 2004.
- Болендер, Джон. Фактический феноменализм: теория супервентности , в SORITES, выпуск № 09. Апрель 1998 г., стр. 16–31.