Васант Панчами
Васант Панчами | |
---|---|
![]() Богиня Сарасвати, Богиня знаний. Этот гравюр из издательства Ravi Varma Press основан на картине Раджи Рави Вармы. | |
Официальное название | Васант Панчами [ 1 ] |
Также называется | Сарасвати Пуджа |
Наблюдается | Индусы, сикхи и джайны в Индии , Непале , Бангладеш , на Яве и Бали (Индонезия и многие другие страны) [ 2 ] |
Тип | Культурный |
Значение | Весна, урожай, Богиня Сарасвати [ 2 ] |
Торжества | Поклонение богине Сарасвати [ 2 ] [ 3 ] |
Дата | Магха Шукла Панчами |
Дата 2023 года | 26 января (четверг) |
Дата 2024 года | 14 февраля (среда) |
Даты индуистских фестивалей | |
Часть серии о |
Шактизм |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Васант Панчами ( санскрит : वास्टा पांचमी , латинизированный : Васанта Панчами ), также переводится как Васанта Панчами. [ 4 ] [ 5 ] и Сарасвати Пуджа в честь индуистской богини Сарасвати — праздник, знаменующий подготовку к приходу весны . Фестиваль отмечается в индийских религиях по-разному в зависимости от региона. Васант Панчами также знаменует собой начало подготовки к Холике и Холи , которые состоятся сорок дней спустя. [ 6 ] Васант Утсава (фестиваль) на Панчами отмечается за сорок дней до весны, потому что переходный период любого сезона составляет 40 дней, и после этого сезон вступает в полный расцвет.

Номенклатура и дата
[ редактировать ]Васант Панчами празднуется каждый год в пятый день светлой половины индуистского лунно-солнечного календарного месяца Магха , который обычно приходится на конец января или февраль. Весну называют «королем всех времен года», поэтому фестиваль начинается за сорок дней до праздника. в целом зима похожа на зиму В северной Индии , а в центральной и западной частях Индии она больше похожа на весну, что подтверждает идею о том, что весна на самом деле в полном расцвете через 40 дней после дня Васант Панчами. [ 7 ]
Фестиваль особенно отмечают индуисты Индийского субконтинента, особенно Индии и Непала. [ 8 ] [ 6 ] В южных штатах этот же день называется Шри Панчами . [ 7 ]
На острове Бали и у индусов Индонезии он известен как « Хари Райя Сарасвати » (Великий день Сарасвати). Это также знаменует начало 210-дневного балийского календаря Павукон . [ 9 ]
индуизм
[ редактировать ]
Сарасвати Пуджа
[ редактировать ]Васант Панчами — индуистский фестиваль, знаменующий начало подготовки к весеннему сезону. Люди отмечают его по-разному в зависимости от региона. Васант Панчами также знаменует начало подготовки к Холике и Холи, которые происходят сорок дней спустя. Для многих Васант Панчами — это фестиваль, посвященный богине Сарасвати , богине знаний, языка, музыки и всех искусств. [ 8 ] Она символизирует творческую энергию и силу во всех ее формах, включая тоску и любовь. Сезон и фестиваль также отмечают созревание сельскохозяйственных полей желтыми цветами горчичного урожая, которые у индусов ассоциируются с любимым цветом Сарасвати. Люди одеваются в желтые сари, рубашки или аксессуары, делятся закусками и сладостями желтого цвета. Некоторые добавляют шафран в рис, а затем едят вареный желтый рис во время изысканного застолья. [ 8 ]
Многие семьи отмечают этот день, сидя с младенцами и маленькими детьми, поощряя своих детей писать свои первые слова пальцами, а некоторые вместе учатся или создают музыку. [ 8 ] [ 7 ] [ 10 ] За день до Васант Панчами храмы Сарасвати наполняются едой, чтобы на следующее утро она могла присоединиться к празднующим традиционному пиру. [ 10 ] В храмах и учебных заведениях статуи Сарасвати одевают в желтое и им поклоняются. [ 10 ] Многие учебные заведения устраивают по утрам специальные молитвы или пуджи, чтобы получить благословение богини. В некоторых общинах проводятся поэтические и музыкальные собрания в честь Сарасвати. [ 11 ]
В Восточной Индии, прежде всего в штатах Западная Бенгалия , Ассам , Трипура и Бихар , а также в Непале люди посещают храмы Сарасвати, а также поклоняются Богине Сарасвати дома (Сарасвати Пуджа). В Западной Бенгалии это один из главных фестивалей бенгальских индуистов , который отмечают многие семьи; большинство школ устраивают пуджу Сарасвати для своих учеников у себя на территории. В Бангладеш все крупные учебные заведения и университеты отмечают его праздником и специальной пуджей.
В штате Одиша фестиваль отмечается как Басанта Панчами/Шри Панчами/Сарасвати Пуджа. Хомас и Ягны проводятся в школах и колледжах по всему штату. Студенты празднуют пуджу Сарасвати с большой искренностью и рвением. Обычно в этот день дети четырех и пяти лет начинают учиться на уникальной церемонии под названием «Хади-Чуан» или «Видья-Арамбха». [ 12 ] - среди бенгальских индуистов это известно как «Хаате-Хори».
В южных штатах, таких как Андхра-Прадеш , тот же день называется Шри Панчами , где «Шри» относится к ней как к другому аспекту единой богини Деви . [ 11 ] [ 13 ] [ 7 ]
Другие божества
[ редактировать ]
Другая легенда о Васанте Панчами основана на индуистском боге любви по имени Кама . [ 14 ] Прадьюмна — это Камадев, олицетворенный в Книге Кришны. Таким образом, Васант Панчами также известен как «Мадана Панчами». Прадьюмна — сын Рукмини и Кришны . Он пробуждает страсти земли (и ее людей), и таким образом мир расцветает заново.
Его помнят как день, когда Провидцы (Риши) подошли к Каме, чтобы разбудить Шиву от его йогической медитации. Они поддерживают Парвати , которая совершает аскезу, чтобы получить Шиву в мужья, и обращаются за помощью к Каме, чтобы вернуть Шиву от медитации к мирским желаниям. Кама соглашается и стреляет в Шиву стрелами, сделанными из цветов и пчел, из своего небесного лука из сахарного тростника, чтобы побудить его обратить внимание на Парвати. Господь Шива пробуждается от медитации. Когда у него открывается третий глаз, в Каму направляется огненный шар. Кама, Господь желаний, сгорел дотла. Эта инициатива празднуется индуистами как Васант Панчами. [ 8 ]
Васант Панчами ассоциируется с эмоциями любви и эмоциональным ожиданием в Каче (Гуджарат) и отмечается приготовлением в качестве подарка букетов и гирлянд из цветов с листьями манго. Люди одеваются в шафрановое, розовое или желтое и ходят друг к другу в гости. Поются песни о шалостях Кришны с Радхой, которые считаются отражением Кама-Рати. [ 15 ] Это символизирует индуистское божество Кама с его женой Рати . [ 11 ] [ 10 ]
Традиционно в Махараштре , Мадхья-Прадеше , Чхаттисгархе и Уттар-Прадеше после утреннего омовения люди поклоняются Шиве и Парвати . Традиционно приносятся подношения из цветов манго и колосьев пшеницы. [ 16 ]
Храм Део: Бог Солнца
[ редактировать ]Храм Бога Солнца в районе Аурангабад, штат Бихар , известный как Храм Део-Солнца, был основан на Басант Панчами. Этот день отмечается в ознаменование основания храма королем Аллахабада Айлой и день рождения Бога Солнца-Део. Статуи моют и на Басант Панчами заменяют старую красную одежду на новую. Преданные поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах. [ 17 ]
Другой
[ редактировать ]
Люди отмечают этот день, одеваясь в желтое (белое), едят сладкие блюда и выставляют дома желтые цветы. В Раджастане принято носить жасминовые гирлянды. [ 19 ] В Махараштре молодожены посещают храм и возносят молитвы в первый Басант Панчами после свадьбы. носить желтые платья. В регионе Пенджаб индуисты носят желтый тюрбан или головной убор. В Уттаракханде , помимо Сарасвати Пуджи, люди поклоняются Шиве, Парвати как матери-земле и посевам или сельскому хозяйству. Люди едят желтый рис и носят желтое. Это также важный сезон покупок школьных принадлежностей и подарков. [ 7 ]
В регионе Пенджаб Басант отмечается как сезонный фестиваль представителей всех вероисповеданий и известен как Басантский фестиваль воздушных змеев. дети покупают дор (нитку) и гудди или патанг Для занятий спортом (воздушных змеев). Жители Пенджаба носят желтую одежду и едят желтый рис, подражая цветочным полям желтой горчицы ( сарсон ), или играют с летающими воздушными змеями . [ 3 ] [ 20 ] [ 7 ] Согласно Десаи (2010), традиция запуска воздушных змеев на различных фестивалях также встречается в северных и западных штатах Индии: индуисты в Раджастане и особенно в Гуджарате связывают запуск воздушных змеев с периодом, предшествовавшим Уттарайану ; в Матхуре ( Уттар-Прадеш ) над Дуссехрой запускают воздушных змеев; в Бенгалии проводятся запуски воздушных змеев на Висквакарма Пудже в сентябре . Этот вид спорта также распространен в Махараштре, Мадхья-Прадеше и некоторых частях южной Индии. [ 18 ]
На Бали и среди индонезийских индуистов Хари Рая Сарасвати (местное название фестиваля) отмечается молитвами в семейных комплексах, учебных заведениях и общественных местах с утра до полудня. Учителя и ученики носят яркую одежду вместо своей обычной формы, а дети приносят в школу традиционные пирожные и фрукты для подношений в храме. [ 21 ]
сикхизм
[ редактировать ]Сикхи Намдхари исторически праздновали Басант Панчами, чтобы отметить начало весны. [ 22 ] Другие сикхи относятся к нему как к весеннему празднику и радостно отмечают его, надевая одежду желтого цвета, подражая ярко-желтым цветам горчицы в полях. [ 3 ]
Махараджа Ранджит Сингх , основатель Сикхской империи , поощрял празднование Басант Панчами как светское мероприятие в Гурдварах. В 1825 году он дал 2000 рупий Хармандир Сахиб Гурдваре в Амритсаре для раздачи еды. [ 23 ] Он проводил ежегодную ярмарку Басант и спонсировал запуск воздушных змеев, который стал обычным явлением ярмарок. [ 24 ] Махараджа Ранджит Сингх и его королева Моран одевались в желтое и запускали воздушных змеев на Басант Панчами. [ 25 ] Махараджа Ранджит Сингх также проведет дарбар или суд в Лахоре на Басант Панчами, который продлится десять дней, когда солдаты будут одеваться в желтое и показывать свое военное мастерство. [ 26 ]
В регионе Малва фестиваль Басант Панчами отмечается ношением желтых платьев и запуском воздушных змеев. [ 27 ] В Капуртале и Хошиарпуре проводится ярмарка Басант Панчами. Люди приходят на ярмарку в желтой одежде, тюрбанах или аксессуарах. [ 28 ] Сикхи также помнят мученическую смерть ребенка Хакиката Рая на острове Басант Панчми, который был арестован мусульманским правителем Ханом Закарией Ханом после ложного обвинения в оскорблении ислама. Раю был предоставлен выбор: принять ислам или умереть, и, отказавшись принять ислам, он был казнен на Басант Панчами 1741 года в Лахоре, Пакистан. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Ниханги отправляются в Патиалу в Басант Панчами и одеваются в розовое и желтое в месяц Вайсакх (не только в день Басант Панчами). [ 32 ]
Пакистан
[ редактировать ]Запуск воздушных змеев в Лахоре насчитывает столетия. После создания Пакистана он превратился в высококонкурентный вид спорта, который не ограничивается только «басантом». Есть региональные команды, соревнования и кубки. Изготовление воздушных змеев и струн — это отрасль промышленности по всему центральному Пенджабу, дающая средства к существованию тысячам людей.
Учитывая общую историю и культуру Индийского субконтинента, пенджабские мусульмане в Лахоре и его окрестностях также отмечают запуск воздушных змеев как вид спорта в Пакистане с крыш домов во время сезона Басант. [ 18 ] В 2003 году Верховный суд Пакистана попытался запретить производство, торговлю и запуск воздушных змеев в Лахоре на основании смертельных инцидентов, связанных с случайными веревками со «стеклянным покрытием», первоначально использовавшимися в боях воздушных змеев в Лахоре. [ 33 ] В 2005 году Лахор объявил, что Васант Панчами можно будет отпраздновать в лесу за пределами Лахора. В 2017 году запрет на Васанта Панчами был ненадолго снят и вновь введен. [ 34 ]

Суфийский мусульманин Басант
[ редактировать ]По словам Лочана Сингха Букси, Басант Панчми - это индуистский праздник, принятый некоторыми индийскими мусульманскими суфиями в XII веке в ознаменование могилы мусульманского суфийского святого Дарги Низамуддина Аулии в Дели и с тех пор соблюдается орденом Чишти. [ 35 ] Согласно местным суфийским традициям, поэт Амир Хосров видел, как индуистские женщины несли желтые цветы в храм на Басанте и были одеты в желтое, и он перенял их культуру, чтобы порадовать Низамуддина Аулию, потому что его племянник умер несколько дней назад, и он был Не оправившись от горя, один из суфийских мусульман Индии Чишти продолжает практиковать. [ 36 ]
Споры
[ редактировать ]Васант Панчами стал историческим поводом для спора на археологических раскопках Бходжшала (Дхар, Мадхья-Прадеш) со свидетельствами существования раннего храма Сарасвати (местное название Вагдеви). На месте Бходжшалы находится мечеть Камал-Маула более позднего периода, которую мусульмане используют для пятничных молитв. Археологическая служба Индии (ASI) предоставила ежегодные рекомендации, когда фестиваль Васант Панчами приходится на пятницу, объявляя часы, когда индуисты могут поклоняться в Бходжшале в Васант Панчами, а когда мусульмане могут. Однако в прошлые годы мусульманская община, запланированная ранее, отказывалась покинуть помещение, что привело к беспорядкам и беспорядкам, как в 1980-х и 1990-х годах. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальный портал Индии» .
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 741–742 . ISBN 978-0-8239-3180-4 .
- ^ Jump up to: а б с Никки-Гуниндер Каур Сингх (2011). Сикхизм: Введение . ИБТаурис. п. 87. ИСБН 978-0-85773-549-2 .
- ^ Райнхарт, Робин (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. п. 135. ИСБН 978-1-57607-905-8 .
- ^ Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. п. 384. ИСБН 978-0-14-341517-6 .
- ^ Jump up to: а б Кристиан Рой (2005). Традиционные фестивали: Мультикультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 192–193. ISBN 978-1-57607-089-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Р. Манохар Лалл (1933). Среди индусов: исследование индуистских фестивалей . Азиатские образовательные услуги. стр. 27–33. ISBN 978-81-206-1822-0 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2020 года . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и Дж. Гордон Мелтон (2011). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. стр. 902–903. ISBN 978-1-59884-206-7 .
- ^ «Культурная церемония и ритуал Бали» . Balispirit.com. Архивировано из оригинала 3 февраля 2020 года . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Рой, Кристиан. Традиционные фестивали: Мультикультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. Том 2. стр. 192-195. 2005. ISBN 9781576070895
- ^ Jump up to: а б с Вема, Маниш. Пост и фестивали Индии . Карманные книги с бриллиантами. стр.72. 2000. ISBN 9788171820764
- ^ «Дата и время пуджи Видьярамбхам Пуджи в 2022 году» . 9 ноября 2017 г.
- ^ Фестивали Индии , Свами Мукундананда (2015)
- ^ «Кадамбари Банабхатты | Последние новости и обновления на DNAIndia.com» . Индийская ДНК . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Дилипсинх, К.С. (2004) «Глава 8 - Фестиваль весны» из книги «Катч: In Festival And Custom» . Публикации Хар-Ананда. п. 98. ISBN 9788124109984
- ^ Р. Манохар Лалл (1933). Среди индусов: исследование индуистских фестивалей . Азиатские образовательные услуги. стр. 27–29. ISBN 978-81-206-1822-0 .
- ^ Анирудха Бехари Саран; Гая Пандей (1992). Поклонение Солнцу в Индии: исследование Храма Солнца Део . Северный книжный центр. п. 68. ИСБН 978-81-7211-030-7 .
- ^ Jump up to: а б с Никита Десаи (2010). Другая свобода: запуск воздушного змея в Западной Индии; Культура и традиции . Издательство Кембриджских ученых. стр. 32–34, 60, 99–100, 151. ISBN. 978-1-4438-2310-4 .
- ^ Журнал Индийского антропологического общества , том 30 (1995)
- ^ «Басант Панчами 2017: все, что вам нужно знать о весеннем фестивале и пудже Сарасвати» , NDTV; (1 февраля 2017 г.)
- ^ «Культурная церемония и ритуал Бали» . Balispirit.com . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ Сатвант Каур Райт (2005). Сикхские женщины в Англии: их религиозные и культурные убеждения и социальные практики . Трентэм. стр. 43–44. ISBN 978-1-85856-353-4 .
- ^ Хари Рам Гупта (1991). История сикхов: Сикхский лев из Лахора, махараджа Ранджит Сингх, 1799–1839 гг . Мунширам Манохарлал. ISBN 9788121505154 .
- ^ Камиль Мирпуа (1967). Теперь Пакистан . Гренич. п. 142.
- ^ Хасан, Масудул (1971). Уникальные женщины мира: уникальные истории из жизни, любви и тайн знаменитых женщин всех времен и народов по всему миру . Уникальные публикации. п. 96.
- ^ Гулчаран Сингх (1993), стр. 20 , The Sikh Courier International , тома 33-37
- ^ "The Tribune, Чандигарх, Индия - издание Батинда" . Tribuneindia.com . Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ «The Tribune, Чандигарх, Индия — издание Jalandhar» . Tribuneindia.com . Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ Маан Сингх Ниранкари (2008). Сикхизм, перспектива . Книги Юнистар. п. 154.ISBN 978-81-7142-621-8 .
- ^ Панде, Алка (1999), Народная музыка и музыкальные инструменты Пенджаба: от горчичных полей до дискотек , Том 1, стр. 7 , ISBN 978-1890206154
- ^ Лакшман Сингх (Бхагат) (2006). Сикхские мученики . Братья Сингх. стр. 118–122. ISBN 978-81-7205-382-6 .
- ^ «Ниханг Рехат» . 3 июня 2008 г. Проверено 3 декабря 2020 г.
- ^ «Басант, который был – и аргументы в пользу безопасного восстановления праздников» .
- ^ «Запрет Басанта: Пакистан обрывает нить со своей собственной культурой» .
- ^ Лочан Сингх Букси (1994). Выдающиеся поэты-мистики Пенджаба: представители суфийской поэзии на пенджаби, с английским переводом . стр. 49–50. ISBN 978-81-230-0256-9 .
- ^ Пол Э. Лосенский (2013). На базаре любви: Избранные стихи Амира Хосрова . Книги о пингвинах. п. 27. ISBN 978-81-8475-522-0 .
- ^ Раджендра Вора; Энн Фельдхаус (2006). Регион, культура и политика в Индии . Манохар. стр. 327–329. ISBN 978-81-7304-664-3 .
- ↑ Индаур празднует Басант Панчми , The Times of India, 2 февраля 2017 г.
- ^ "Ссора между мечетями Бходжшала-Камал Маула: о чем вообще спор по поводу храма-мечети?" , India Today , Шрея Бисвас (12 февраля 2016 г.)
- «Васант Панчми» , книга Анурага Басу .
- «Фестиваль воздушных змеев» Санджив Нарула.
- Сарасвати Пуджа: цитаты, пожелания, мантры, изображения, песни
- Индуистские фестивали
- Религиозные фестивали в Индии
- Индуистские фестивали в Непале
- Январские праздники
- Февральские праздники
- Фестивали в Индонезии
- Фестивали в Западной Бенгалии
- Фестивали в Одише
- Государственные праздники в Бангладеш
- Государственные праздники в Непале
- Весенние фестивали в Индии
- Индуистские фестивали в Индии
- Обряды, установленные календарем Павукон
- Дни торжества любви