Фома Апостол
Апостол Фома ( греческий : Θωμᾶς , латинизированный: Thōmâs ; арамейский ������������, латинизированный: Tʾōmā , что означает «близнец»), [ а ] также известный как Дидим (греч. Δίδυμος, латинизированный: , что означает «близнец»), был одним из Двенадцати Апостолов Иисуса Didymos согласно Новому Завету . Фома широко известен как « Сомневающийся Фома », потому что первоначально он сомневался в воскресении Иисуса Христа, когда ему об этом сказали (как рассказывается в Евангелии от Иоанна ); Позже он исповедал свою веру («Господин мой и Бог мой»), увидев места заживления ран на святом теле Иисуса после Распятия Иисуса . Хотя часто предполагается, что он прикасался к ранам в искусстве и поэзии, в Священных Писаниях не говорится, что он прикасался к ранам, а просто что Иисус пригласил его сделать это, причем неясно, действительно ли он их чувствовал.
Согласно традиционным рассказам христиан Святого Фомы из современного штата Керала в Индии , Святой Фома путешествовал за пределы Римской империи , чтобы проповедовать Евангелие, путешествуя до Кералы в Южной Индии. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] и достиг Музириса (современные Северный Паравур и Кодунгаллор в штате Керала) в 52 году нашей эры. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] В 1258 году некоторые мощи были перевезены в Ортону в Абруццо , Италия, где они хранились в церкви Святого Апостола Фомы. [ 9 ] Он считается покровителем Индии среди ее христианских приверженцев. [ 10 ] [ 11 ] а праздник Святого Фомы 3 июля отмечается как День индийских христиан. [ 12 ] [ 13 ] Имя Томас остается довольно популярным среди христиан Святого Фомы на Индийском субконтиненте .
Многие церкви на Ближнем Востоке и в Южной Азии, помимо Индии, также упоминают апостола Фому в своих исторических традициях как первого евангелиста, основавшего эти церкви, Ассирийскую Церковь Востока . [ 14 ] Ранняя церковь Шри-Ланки. [ 15 ]
Часть серии о |
Христианство в Индии |
---|
Евангелие от Иоанна
[ редактировать ]Фома впервые говорит в Евангелии от Иоанна . В Иоанна 11:16: [ 16 ] когда недавно умер Лазарь , а апостолы не желают возвращаться в Иудею , Фома говорит: «Пойдем и мы, чтобы умереть с ним». [ б ]
Фома снова говорит в Иоанна 14:5. Там Иисус только что объяснил, что уходит приготовить небесный дом для своих последователей и что однажды они присоединятся к нему там. Фома отреагировал словами: «Господь, мы не знаем, куда Ты идешь, и как мы можем знать путь?» [ 18 ]
Иоанна 20:24–29 [ 19 ] рассказывает, как сомневающийся Фома поначалу был настроен скептически, когда услышал, что Иисус воскрес из мертвых и явился другим апостолам, говоря: «Если бы я не увидел на руках Его отпечаток гвоздей и не приложил бы палец Мой к отпечатку гвоздя». гвозди и суну ему руку в бок, не поверю». [ 20 ] Но когда позже появился Иисус и предложил Фоме прикоснуться к его ранам и взглянуть на него, Фома показал свою веру, сказав: «Господин мой и Бог мой». [ 21 ] Затем Иисус сказал: «Фома, ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». [ 22 ]
Имена и этимологии
[ редактировать ]Имя Фома ( греч . Θωμᾶς), данное апостолу в Новом Завете, происходит от арамейского תְּאוֹמָא Tʾōmā. [ 23 ] ( сирийский ������������������/ сирийском ���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������� на языке ), что означает «близнец» и родственно еврейскому תְּאוֹם tʾóm . Эквивалентным термином для обозначения близнеца на греческом языке, который также используется в Новом Завете, является Δίδυμος Didymos .
Другие имена
[ редактировать ]в Наг -Хаммади Копия Евангелия от Фомы начинается словами: «Это тайные слова, которые говорил живой Иисус и которые записал Дидим, Иуда Фома». Ранние сирийские традиции также связывают полное имя апостола как Иуда Фома. [ с ] Некоторые видели в Деяниях Фомы (написанных в восточной Сирии в начале III века или, возможно, уже в первой половине II века) отождествление Фомы с апостолом Иудой, сыном Иакова . Однако первое предложение Деяний следует за Евангелиями и Деяниями Апостолов в различении апостола Фомы и апостола Иуды, сына Иакова. Другие, такие как Джеймс Фавор , идентифицируют его как Иуду, брата Иисуса, упомянутого Марком. В « Книге Фомы Претендента» , хранящейся в библиотеке Наг-Хаммади , он утверждается как близнец Иисуса: «Теперь, поскольку было сказано, что ты мой близнец и верный товарищ, проверь себя…» [ 25 ]
« Сомневающийся Фома » — это скептик, который отказывается верить без прямого личного опыта — отсылка к изображению в Евангелии от Иоанна апостола Фомы, который, по словам Иоанна, отказался поверить, что воскресший Иисус явился десяти другим Иисуса апостолов, пока не смог увидеть и почувствовать раны от распятия .
Праздничные дни
[ редактировать ]Когда в 9 веке праздник Святого Фомы был включен в римский календарь, он был назначен на 21 декабря. В Мартирологе святого Иеронима апостол упоминается 3 июля, дате, на которую в 1969 году было перенесено римское празднование, чтобы оно больше не мешало главным торжественным дням Адвента . [ 26 ] Римские католики-традиционалисты (которые следуют Общему римскому календарю 1960 года или ранее), Лютеранская церковь и многие англиканцы (включая членов Епископальной церкви , а также членов англиканской церкви , которые поклоняются в соответствии с изданием 1662 года Книги Общая молитва ), [ 27 ] до сих пор празднует свой праздник 21 декабря. Однако большинство современных литургических календарей (включая календарь общего богослужения англиканской церкви) предпочитают 3 июля. Томаса поминают В англиканской церкви с праздником . [ 28 ]
Православные почитают Фому в следующие дни:
- 20 июня – День памяти перенесения мощей апостолов Андрея, Фомы и Луки; пророк Елисей; и мученик Лазарь. [ 29 ] [ 30 ]
- 30 июня – Двенадцать Апостолов. [ 31 ]
- 6 октября – Первый праздник. [ 32 ]
- Первое воскресенье после Пасхи - воскресенье Фомы, которое отмечает, когда сомнения Фомы относительно воскресшего Христа были устранены Христом, показав раны на его руках и боках. [ 33 ]
Фома также связана с «Арабской» (или «Арапетской») ( Богородицы иконой Богородицы ), память которой празднуется 6 сентября. [ 34 ]
Православная церковь Маланкары празднует его праздник три дня: 3 июля (в память о переводе реликвии в Эдессу , современная Шанлыурфа ), 18 декабря (день, когда его пронзили копьем) и 21 декабря (когда он умер). [ 35 ]
Более поздняя история и традиции
[ редактировать ]Смерть Марии еретической , признанная папой Геласием I в 494 году, была приписана Иосифу Аримафейскому . [ 36 ] [ 37 ] В документе говорится, что Фома был единственным свидетелем Вознесения Марии на небо. Остальные апостолы чудесным образом были перенесены в Иерусалим и стали свидетелями ее смерти. Фому оставили в Индии, но после ее первого погребения он был перенесен к ее гробнице, где стал свидетелем ее телесного вознесения на небо, с которого она уронила свой пояс . В инверсии истории сомнений Фомы другие апостолы скептически относятся к истории Фомы, пока не увидят пустую гробницу и пояс. [ 38 ] Получение пояса Томасом обычно изображается в средневековом искусстве эпохи Возрождения и до Тридентского Собора . [ 39 ] [ 40 ]
Миссия в Индии
[ редактировать ]Согласно традиционным рассказам индийских христиан святого Фомы , апостол Фома высадился в Музирисе ( Кранганоре ) на побережье Кералы в 52 году нашей эры и принял мученическую смерть в Милапоре , недалеко от Мадраса , штат Тамил Наду , в 72 году нашей эры. [ 1 ] [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] Согласно христианской традиции Святого Фомы , он основал семь церквей (сообществ) в Керале. Эти церкви находятся в Кодунгаллуре, Палайуре , Коттаккаву (Паравуре), Коккамангаламе , Ниранаме , Нилакале (Чаяле) , Колламе и Тирувитамкоде . [ 41 ] Томас крестил несколько семей. [ 42 ] Многие семьи заявляют, что возникли почти так же давно, как и эти, и историк религии Роберт Эрик Фрикенберг отмечает: «Какой бы сомнительной историчность ни была связана с такими местными традициями, не может быть никаких сомнений в их великой древности или в их великой привлекательности. в народном воображении». [ 43 ]
Именно в страну темных людей он был послан, чтобы облечь их при Крещении в белые одежды. Его благодарный рассвет рассеял мучительную тьму Индии. Его миссией было обручить Индию Единородному. Купец счастлив, что у него такое великое сокровище. Таким образом, Эдесса стала благословенным городом, обладавшим величайшей жемчужиной, которую только могла добыть Индия. Фома творит чудеса в Индии, а в Эдессе Фоме суждено крестить народы развращенные и погрязшие во тьме, и то в земле Индии.
— Гимны святителя Ефрема под редакцией Лами (Ефр. Гимны и проповеди, IV).
... В какую землю мне полететь от праведных?
Я вызвал Смерть, чтобы она убила Апостолов, чтобы их смертью я мог избежать их ударов.
Но теперь я поражен еще сильнее: апостол, которого я убил в Индии, настиг меня в Эдессе; здесь и там он весь сам.
Вот пошел я, и вот он: то тут, то там, к своему горю, я нахожу его.- цитируется в Medlycott 1905 , Ch II.
Ефрем Сирин , доктор сирийского христианства , пишет в сорок второй своей «Кармины Нисибины», что Апостол был казнен в Индии, а останки его впоследствии были погребены в Эдессе , привезенные туда безымянным купцом. [ 44 ]
Согласно записям Евсевия, Фома и Варфоломей были отправлены в Парфию и на северо-запад Индии. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] В «Дидаскалии» (конце III века) говорится: «Индия и все прилегающие к ней страны, вплоть до самых дальних морей… получили апостольские постановления от Иуды Фомы, который был руководителем и правителем в церкви, которую он построил. ."
Согласно традиционным источникам, Томас, как полагают, покинул северо-запад Индии, когда угрожало нападение, и отправился на корабле к Малабарскому побережью , возможно, посетив по пути юго-восточную Аравию и Сокотру, и высадившись в бывшем процветающем порту Музирис (современный Северный Паравур). и Кодунгаллур ) (ок. 50 г. н. э.) в компании еврейского купца Аббанеса/Хаббана. [ нужна ссылка ] Говорят, что оттуда он проповедовал Евангелие по всему Малабарскому побережью. Различные основанные им церкви располагались в основном на реке Перияр и ее притоках, а также вдоль побережья, где находились еврейские колонии. В соответствии с апостольским обычаем Фома рукоположил учителей и руководителей или старейшин, которые, как сообщается, были первыми служителями Маланкарской церкви. [ нужна ссылка ]
Возможный визит в Китай.
[ редактировать ]Предполагаемый визит Фомы в Китай упоминается в книгах и церковных преданиях христиан Святого Фомы в Индии. [ 49 ] некоторые из них заявляют о своем происхождении от первых христиан, которых проповедовал апостол Фома в 52 году нашей эры. Например, это можно найти в малаяламской балладе Тома Рамбан Патту («Песнь о Господе Фоме»), самая ранняя рукопись которой относится к 17 веку. [ 50 ] Источники ясно сообщают, что Томас приехал в Индию, затем в Китай и вернулся в Индию, где он умер. [ 49 ]
В других засвидетельствованных источниках традиция делать Фому апостолом Китая встречается в «Законе христианства» (Фикх ан-нашранийя), [ 51 ] сборник юридической литературы Ибн аль-Тайиба ( несторианского богослова и врача, умершего в 1043 году в Багдаде ). Позднее в Номоканоне Абдишо бар Берика (митрополит Нисибисский и Армянский, умер в 1318 г.) и требнике Халдейской Церкви [ 52 ] написано:
1. Благодаря святому Фоме заблуждение идолопоклонства исчезло из Индии.
2. Через Св. Фому китайцы и эфиопы обратились к истине.
3. Через святителя Фому они приняли таинство крещения и усыновления сыновей.
4. Через святого Фому они уверовали и исповедовали Отца, Сына и Святого Духа.
5. Через св. Фому они сохранили принятую веру в единого Бога.
6. Благодаря святому Фоме животворящее великолепие поднялось по всей Индии.
7. Через святого Фому Царство Небесное вознеслось и достигло Китая .
- Перевод Афанасия Кирхера в China Illustrata (1667), Канцелярия Св. Фомы для второй ночи , Газа церкви Св. Фомы Малабарского, Халдейский Бревиарий
В своей зарождающейся форме эта традиция встречается самое раннее всего в Зукнинских хрониках (775 г. н.э.) и, возможно, зародилась в позднесасанидский период . [ 53 ] [ 54 ] Возможно, он возник как псевдоэпиграф III века, где Фома должен был обратить волхвов (в Евангелии от Матфея ) в христианство, когда они жили в земле Шир (земля Серес , Таримская впадина , недалеко от того, что для многих было самым восточным морем в мире). люди в древности). [ 55 ] Кроме того, свидетельства Арнобия Сиккского , действовавшего вскоре после 300 г. н. э., утверждают, что христианское послание достигло Индии и среди персов, мидян и парфян (вместе с серами ). [ 56 ]
Возможна поездка в Индонезию.
[ редактировать ]По словам Курта Э. Коха , Апостол Фома, возможно, отправился в Индонезию через Индию с индийскими торговцами. [ 57 ]
Парагвайская легенда
[ редактировать ]Древняя устная традиция, сохранившаяся у гуарани племен в Парагвае, утверждает, что апостол Фома был в Парагвае и проповедовал им под именем Паи Суме или Аваре Суме (в то время как в Перу он был известен как Туме). [ 58 ]
в поместье нашего колледжа, называемом Парагвай, в двадцати лигах от Асумсьона. С одной стороны это место простирается до красивой равнины, дающей пастбища огромному количеству скота; с другой стороны, где он смотрит на юг, он окружен холмами и скалами; в одном из них посещается крест, сложенный из трех больших камней, который местные жители очень почитают во имя святого Фомы; ибо они верят и твердо утверждают, что Апостол, сидя на этих камнях, как на стуле, прежде проповедовал собравшимся индейцам.
- Добрижоффер 1822 , с. 385
Почти за 150 лет до прибытия Добрижоффера в Парагвай другой иезуитский миссионер, Ф. Дж. Антонио Руис де Монтойя, вспоминал те же устные традиции парагвайских племен. Он написал:
...У парагвайских племен существует эта очень любопытная традиция. Они утверждают, что среди них жил очень святой человек (сам апостол Фома), которого они называют «Паи Томе», и проповедовал им Святую Истину, странствуя и неся на спине деревянный крест.
—Руис де Монтойя 1639 г.
Единственное зарегистрированное исследование по этому вопросу было проведено во время Хосе Гаспара Родригеса де Франсиа правления после обретения Парагваем независимости . Об этом упоминает Франц Виснер фон Моргенштерн, австро-венгерский инженер, служивший в парагвайской армии до и во время Парагвайской войны . По словам Виснера, некоторые парагвайские шахтеры, работая неподалеку от холмов в департаменте Каагуасу, нашли камни с вырезанными на них древними буквами. Диктатор Франсия послал своих лучших экспертов осмотреть эти камни, и они пришли к выводу, что буквы, высеченные на этих камнях, были символами, похожими на еврейские , но они не могли ни перевести их, ни определить точную дату, когда эти буквы были высечены. [ 59 ] Никаких дальнейших зарегистрированных расследований не существует, и, по словам Виснера, люди считали, что письма были написаны апостолом Фомой, следуя традиции.
Смерть
[ редактировать ]Согласно сирийской христианской традиции, Томас был убит копьем на горе Святого Фомы в Ченнаи 3 июля 72 года нашей эры, а его тело было похоронено в Майлапуре. По традиции Латинской церкви датой его смерти считается 21 декабря. [ 60 ] Ефрем Сирин сообщает, что апостол был убит в Индии, а мощи его были перенесены затем в Эдессу. Это самая ранняя известная запись о его смерти. [ 61 ]
В записях Барбозы начала XVI века записано, что гробницу тогда поддерживали и там горела лампа. [ 62 ] , Базилика собора Святого Фомы, Ченнаи Тамил Наду , Индия, в настоящее время расположенная у гробницы, была впервые построена в 16 веке португальцами и перестроена в 19 веке британцами. [ 63 ] Гора Святого Фомы была местом, почитаемым христианами, по крайней мере, с 16 века. [ 64 ]
Реликвии
[ редактировать ]Милапор
[ редактировать ]Традиционные источники говорят, что апостол Фома проповедовал не только в Керале, но и в других частях Южной Индии, а несколько реликвий до сих пор хранятся в базилике Сан-Томе в районе Майлапор в центральной части города Ченнаи в Индии. [ 65 ] Марко Поло , венецианский путешественник и автор «Описания мира», широко известный как «Милионе», по слухам, посетил Южную Индию в 1288 и 1292 годах. Первая дата была отвергнута, поскольку он находился в то время в Китае, но вторая дата общепринята. [ 65 ]
Эдесса
[ редактировать ]Согласно традиции, в 232 году нашей эры большая часть мощей апостола Фомы была отправлена индийским царем и привезена из Индии в город Эдесса в Месопотамии , где были написаны его сирийские Деяния .
Индийский царь назван «Маздай» в сирийских источниках, «Мисдеос» и «Мисдеус» в греческих и латинских источниках соответственно, что связано с «Баздео» на кушанских монетах Васудевы I , переходом между буквой «М». а буква «B» используется в классических источниках для индийских имен. [ 66 ] Мартиролог Раббан Слиба посвятил особый день как индийскому королю, его семье, так и Святому Фоме:
Коронация апостола Фомы и короля Индии Мисдея, Йоханнеса eus filius huisque mater Tertia (Коронация апостола Фомы и короля Индии Мисдея вместе с его сыном Иоганном (считается латинизацией Визана ) и его матерью Тертией)
- Буссагли 1965 , с. 255
В IV веке Мартирий, воздвигнутый над его захоронением, привлекал паломников в Эдессу. В 380-х годах Эгерия описала свой визит в письме, которое она отправила своей общине монахинь дома: [ 67 ]
Прибыли мы в Эдессу во Имя Христа Бога нашего и по прибытии тотчас направились в церковь и памятник святому Фоме. Там по обычаю совершались молитвы и совершались другие дела, какие были обычны в святых местах; мы читаем также кое-что о самом святом Фоме. Церковь там очень большая, очень красивая и новая, вполне достойная быть домом Божьим, и так как мне хотелось многое увидеть, мне пришлось задержаться там на три дня.
По словам Феодорита Киррского , кости святого Фомы были перенесены Киром I , епископом Эдесским, из мартириума за пределами Эдессы в церковь в юго-западном углу города 22 августа 394 года. [ 68 ]
В 441 году Magister militum per Orientem Анатолий подарил серебряный гроб для хранения реликвий. [ 69 ]
В 522 году нашей эры Косма Индикоплевст (называемый Александрийцем) посетил Малабарское побережье. Он первый путешественник, который упоминает сирийских христиан в Малабаре в своей книге «Христианская топография». Он упоминает, что в городе Каллиана (Квилон или Коллам) жил епископ, рукоположенный в Персии. [ 70 ]
В 1144 году город был завоеван Зенгидами , а святыня разрушена. [ 69 ]
Хиос и Ортона
[ редактировать ]Известные мощи святого Фомы оставались в Эдессе до тех пор, пока в 1258 году их не перевезли на Хиос . [ 24 ] Некоторая часть мощей позже была вновь перенесена и сейчас покоится в соборе святого апостола Фомы в Ортоне , Италия. Однако череп Фомы, как говорят, находится в монастыре Святого Иоанна Богослова на греческом острове Патмос . [ 71 ]
Три галеры Ортоны достигли острова Хиос в 1258 году под предводительством генерала Леоне Ачиайуоли. Хиос считался островом, на котором был похоронен Фома после его смерти в Индии. Часть сражалась вокруг Пелопоннеса и островов Эгейского моря, другая — в море, омывающем тогдашнее сирийское побережье. Три галеры Ортоны двинулись на второй фронт войны и достигли острова Хиос.
Рассказ предоставлен Джамбаттистой Де Лектисом, врачом и писателем Ортоны XVI века. После грабежа наварка Ортона Леоне пошла помолиться в главную церковь острова Хиос и была привлечена к часовне, украшенной и сияющей огнями. Пожилой священник через переводчика сообщил ему, что в этой часовне почиталось тело святого апостола Фомы. Леоне, наполненный необычной сладостью, собрался в глубокой молитве. В этот момент легкая рука дважды пригласила его подойти поближе. Наварка Леоне протянул руку и вынул кость из самого большого отверстия надгробия, на котором были высечены греческие буквы и нимб, изображавший епископа по пояс. Он был подтверждением того, что сказал старый священник и что вы действительно находитесь в присутствии тела Апостола. Он вернулся на камбуз и вместе с товарищем Руджеро Грогно спланировал кражу на следующую ночь. Они подняли тяжелый надгробный камень и осмотрели лежащие под ним реликвии. Завернутые в белоснежные ткани их положили в деревянный ящик (хранившийся в Ортоне до разграбления 1566 года) и перенесли на борт галеры. Затем Леоне вместе с другими товарищами снова вернулся в церковь, взял надгробие и увез ее. Только что адмирал Чинардо узнал о том, что драгоценный груз перевез всех моряков мусульманской веры на другие корабли, и приказал ему следовать по маршруту к Ортоне.
Он приземлился в порту Ортона 6 сентября 1258 года. Согласно рассказу Де Лектиса, ему сообщили, что аббат Якопо отвечает за церковь Ортоны, что предрасполагает к полному обеспечению гостеприимства, которое ощущают и разделяют все люди. С тех пор тело апостола и надгробие сохраняются в крипте базилики. В 1259 году в Ортоне в епархиальной библиотеке сохранился пергамент, написанный в Бари судом по контрактам Джона Пикока, присутствия пяти свидетелей, подтверждающий правдивость этого события, о котором сообщил, как уже упоминалось, Джамбаттиста Де Лектис, врач и писатель Ортоны. 16 века.
Реликвии выдержали как сарацинское разграбление 1566 года, так и уничтожение нацистов в битве при Ортоне в конце декабря 1943 года. Базилика была взорвана, потому что союзники считали колокольню смотровой площадкой, прибывшей по морю из Сан-Вито. Кьетино. Мощи вместе с сокровищами святого Фомы немцы намеревались продать, но монахи погребли их внутри колокольни, единственной уцелевшей части полуразрушенной церкви.
Надгробие Фомы, привезенное в Ортону с Хиоса вместе с мощами апостола, хранится в склепе базилики святого Фомы, за алтарем. Урну с костями ставят под алтарь. Это крышка фальшивого гроба, довольно распространенная погребальная форма в раннехристианском мире, а также верх гробницы из менее дорогого материала. На мемориальной доске есть надпись и барельеф, которые во многом относятся к сирийско-месопотамскому периоду. На надгробии Апостола Фомы при включении можно прочитать греческими буквами унциал выражение «osios thomas, святой Фома». С палеографической и лексической точки зрения его можно датировать III–V веками, временем, когда термин osios еще используется как синоним aghios в том смысле, что свят тот, кто в благодати Божией и вставлен в церковь: оба словаря, следовательно, указывают на христиан. В конкретном случае мемориальной доски Святого Фомы слово osios может быть переводом сирийского слова mar (Господь), приписываемого в древнем мире, но и в наши дни, это святой, который должен быть епископом.
Ирак
[ редактировать ]Кости пальцев Святого Фомы были обнаружены во время реставрационных работ в церкви Святого Фомы в Мосуле , Ирак , в 1964 году. [ 72 ] и находились там до падения Мосула мощи были перенесены в монастырь Святого Матфея . , после чего 17 июня 2014 года [ 73 ] [ 74 ]
Преемственность
[ редактировать ]Согласно традиции христиан святого Фомы , апостол Фома утвердил свой трон в Индии и рукоположил Мар Кеппу , принца Чера, своим преемником. [ 75 ]
См. апостола Фомы
[ редактировать ]Согласно традиции христиан святого Фомы , святой апостол Фома утвердил свой трон в Индии , и Индия была его кафедрой (Колла Хендо), поэтому кафедрой митрополита христиан святого Фомы была Индия, и он использовал титул митрополита и Ворот всей Индии. . [ 76 ] В сирийской рукописи Ватиканского сирийского кодекса 22 титул митрополита христиан Святого Фомы был «суперинтендант и правитель Святого Престола Святого Апостола Фомы».
Исторические справки
[ редактировать ]Миссия Фомы упоминается в ряде ранних христианских сочинений, написанных в течение столетий сразу после первого Вселенского собора 325 года.
Transitus Mariae описывает каждого из апостолов, предположительно временно перенесенного на небеса во время Успения Марии .
Деяния Фомы
[ редактировать ]Основной источник — апокрифические «Деяния Фомы» , иногда называемые по полному названию «Деяния Иуды Фомы» , написанные около 180–230 годов нашей эры. [ 77 ] [ 78 ] В различных христианских религиях они обычно рассматриваются как апокрифические или даже еретические. Два столетия, прошедшие между жизнью апостола и записью этого произведения, ставят под сомнение их подлинность.
Царь Мисдей (или Миздеос) пришел в ярость, когда Фома обратил в веру царицу Терцию, царского сына Юзана, невестку принцессу Мигдонию и ее подругу Маркию. Мисдеус вывел Томаса за пределы города и приказал четырем солдатам отвести его на ближайший холм, где солдаты пронзили Томаса копьем, убив его. избрали Сифора первым пресвитером После смерти Фомы выжившие новообращенные Маздая, а Юзанес стал первым диаконом . (Имена Мисдеус, Терция, Юзанес, Сифор, Маркия и Мигдония (ср. Мигдония , провинция Месопотамии ) могут указывать на греческое происхождение или культурное влияние. [ 78 ] Греческие торговцы издавна посещали Музирис. Греческие королевства на севере Индии и в Бактрии, основанные Александром Македонским , были вассалами [ сомнительно – обсудить ] индопарфян. [ 79 ]
Учение апостолов
[ редактировать ]«Учение апостолов» свидетельствует, что Фома написал христианское учение из Индии. [ 80 ]
Индия и все ее страны, а также те, которые граничат с ней, даже до дальнего моря, получили руку Апостола священства от Иуды Фомы, который был Руководителем и Правителем в Церкви, которую он построил и служил там». Говорят , что вся Персия ассирийская и мидийская, и страны вокруг Вавилона… даже до пределов Индийских и даже до страны Гога и Магога «получила руку апостольского священства от Аггея, ученика Аддея».
- Кюртон 1864 , с. 33
Источник
[ редактировать ]Христианский философ Ориген с большим успехом преподавал в Александрии, а затем в Кесарии. [ 81 ] Помимо описания в Деяниях Апостолов 1:23–26 , Ориген является самым ранним известным писателем, описавшим жеребьевку апостолов . Оригинальный труд Оригена утерян, но его высказывание о захвате Парфии Фомой сохранилось у Евсевия . «Ориген в третьей главе своего «Комментария к Бытию» говорит, что, согласно традиции, полем труда Фомы была Парфия». [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]
Евсевий
[ редактировать ]Цитируя Оригена , Евсевий Кесарийский говорит: «Когда святые Апостолы и ученики Спасителя нашего были рассеяны по всему миру, Фома, как гласит предание, получил в удел Парфию…» [ 85 ] играет роль в легенде о царе (Урфе) Авгаре Эдесском «Иуда, которого также называют Фомой» , послал Фаддея проповедовать в Эдессу. , который после Вознесения [ 86 ] [ 87 ] Эту легенду рассказывает и Ефрем Сирин . [ 88 ]
Ефрем Сирин
[ редактировать ]Многие религиозные гимны, сочиненные Ефремом Сирином, свидетельствуют о твердой убежденности Эдессанской церкви в отношении индийского апостольства Фомы. Там дьявол называет Фому «апостолом, которого я убил в Индии». Также «Купец кости привез» в Эдессу. [ 89 ]
Другой гимн, восхваляющий святого Фому, гласит: «Кости, которые принес купец». «Во время нескольких своих путешествий в Индию / И оттуда по возвращении / Все богатства, / которые он там нашел / Грязь в его глазах, он прославился, когда сравнил его с твоими священными костями». В еще одном гимне Ефрем говорит о миссии Фомы: «Земля, потемневшая от дыма жертв, чтобы осветить», «земля людей темных выпала на долю твою», «запятнанная земля, которую Фома очистил»; «Темная ночь Индии» была «залита светом» Томасом.
Григорий Назианзин
[ редактировать ]Григорий Назианзин родился в 330 году нашей эры, был рукоположен в епископы своим другом Василием Кесарийским ; в 372 году его отец, епископ Назианзина, убедил его разделить свои обязанности. В 379 году жители Константинополя призвали его стать своим епископом. В Восточной Православной Церкви его решительно называют «Богословом». [ 90 ] «Что? Разве апостолы не были чужестранцами среди многих народов и стран, по которым они рассеялись?… Петр действительно мог принадлежать Иудее, но что общего было у Павла с язычниками, Луки с Ахаией, Андрея с Эпиром, Иоанна с Ефесом? , Томас с Индией, Марк с Италией?» [ 91 ] [ нужен лучший источник ]
Амвросий Миланский
[ редактировать ]Амвросий Миланский был хорошо знаком с греческой и латинской классикой и имел много информации об Индии и индейцах. Он неоднократно говорит о гимнософистах Индии, Индийского океана, реки Ганг и т. д. [ 92 ] «Это допускало, что апостолы были посланы без промедления, по слову Господа нашего Иисуса… Даже те царства, которые были закрыты скалистыми горами, стали доступны им, как Индия Фоме, Персия Матфею…» [ 93 ] [ нужен лучший источник ]
Григорий Турский
[ редактировать ]Свидетельство Григория Турского (умер в 594 г.): «Апостол Фома, по повествованию о его мученической кончине, утверждается, пострадал в Индии. Его святые останки (corpus) после длительного промежутка времени были перенесены в город в Эдессе в Сирии и там похоронены. В той части Индии, где они впервые покоились, стоят монастырь и церковь поразительных размеров, искусно украшенная и спроектированная. Об этом нам рассказал Феодор, побывавший там». [ 94 ]
Сочинения
[ редактировать ]Пусть никто не читает Евангелие от Фомы, ибо это дело не одного из двенадцати апостолов, а одного из трех нечестивых учеников Мани .
- Кирилл Иерусалимский , Катехизация V (4 век)
В первые два столетия христианской эры было распространено множество сочинений. Сейчас неясно, почему Фома считался авторитетом в доктрине, хотя это убеждение задокументировано в гностических группах еще в « Пистис София» . В этом гностическом труде Мария Магдалина (одна из учениц) говорит:
Ныне, Господь мой, услышь, чтобы я говорил открыто, ибо Ты сказал нам: «Кто имеет уши слышать, да слышит». О слове, которое Ты сказал Филиппу: «Ты и Фома и Матфей — это трое, которым дано… написать всякое слово Царства Света и свидетельствовать о них»; послушайте теперь, что я даю истолкование этих слов. Это то, что твоя Сила Света однажды пророчествовала через Моисея: «Через двух и трех свидетелей все будет установлено. Три свидетеля — это Филипп, Фома и Матфей».
- Пистис София 1:43
За этим утверждением может лежать ранняя, негностическая традиция, которая также подчеркивает главенство Евангелия от Матфея в его арамейской форме над остальными каноническими тремя.
Помимо « Деяний Фомы», было широко распространено «Евангелие от Фомы», написанное, вероятно, в конце II века и, вероятно, также в Сирии , в котором рассказывается о чудесных событиях и чудесах детства Иисуса. В этом документе впервые рассказывается известная легенда о двенадцати воробьях, которых Иисус в пятилетнем возрасте вылепил из глины в субботу, которые взлетели и улетели. Самая ранняя рукопись этой работы датируется VI веком на сирийском языке . Об этом Евангелии впервые упомянул Ириней ; Рон Кэмерон отмечает: «В своей цитате Ириней сначала цитирует неканоническую историю, ходившую о детстве Иисуса, а затем переходит непосредственно к цитированию отрывка из повествования о детстве из Евангелия от Луки . [ 95 ] Поскольку в «Евангелии детства от Фомы» обе эти истории записаны относительно близко друг к другу, возможно, что апокрифическое сочинение, цитируемое Иринеем, на самом деле является тем, что сейчас известно как «Евангелие детства Фомы». Однако из-за сложности рукописной традиции нет уверенности в том, когда начали записывать истории Евангелия детства Фомы».
Самым известным в наше время из этих документов является документ «изречения», называемый Евангелием от Фомы , неканонический труд, дата которого оспаривается. В первой строке утверждается, что это работа «Дидима Иуды Фомы», личность которого неизвестна. Эта работа была обнаружена в коптском переводе в 1945 году в египетской деревне Наг-Хаммади , недалеко от монастыря Ченобоскион. Как только коптский текст был опубликован, ученые признали, что более ранний греческий перевод был опубликован на основе фрагментов папируса, найденного в Оксиринхе в 1890-х годах.
Сент-Томас Кросс
[ редактировать ]В работе XVI века «Хорнада» Антонио Гувеа пишет о богато украшенных крестах, известных как кресты Святого Фомы . Она также известна как Менора Насрани. [ 96 ] Персидский крест, или Мар Тома Слеева. [ 97 ] Согласно традиции, эти кресты датируются VI веком и находятся во многих церквях Кералы, Майлапура и Гоа. Хорнада — старейший известный письменный документ, в котором этот тип креста называется Крестом Святого Фомы. Гувеа также пишет о почитании Креста в Кранганоре, называя крест «Христианским крестом».
Существует несколько интерпретаций символа Насрани. Интерпретация, основанная на христианско-еврейской традиции, предполагает, что его дизайн был основан на еврейской меноре , древнем еврейском символе, который состоит из семиветвевого светильника (канделябра). [ 96 ] Интерпретация, основанная на местной культуре, гласит, что Крест без фигуры Иисуса и с цветущими руками, символизирующими «радость», указывает на теологию воскресения апостола Павла ; Святой Дух наверху символизирует роль Святого Духа в воскресении Иисуса Христа. Лотос, символизирующий буддизм, и крест над ним показывают, что христианство утвердилось на земле Будды. Три ступени обозначают Голгофу и ручьи, каналы Благодати, текущие с Креста. [ 98 ]
В исламе
[ редактировать ]Коранический учениках рассказ об Иисуса не . включает их имена, номера или какие-либо подробные описания их жизни Мусульманская экзегеза , однако, более или менее согласуется со списком Нового Завета и говорит, что среди учеников были Петр , Филипп , Фома, Варфоломей , Матфей , Андрей , Иаков , Иуда , Иоанн , Иаков, сын Алфея , и Симон Зилот . [ 99 ]
Главный храм
[ редактировать ]Церковь Сан-Томе
[ редактировать ]Церковь Сан-Томе считается могилой святого Фомы в Ченнаи , Индия. [ 100 ] Он был построен в 1523 году португальскими миссионерами. Это национальная святыня , базилика и собор . Это важное место для христиан и главная святыня Святого Фомы.
См. также
[ редактировать ]- Книга Фомы Претендента
- Католическая церковь Сиро Малабар
- Сиро-Маланкарская католическая церковь
- Сирийская Православная Церковь
- Якобитская Сирийская Христианская Церковь
- Маланкарская Православная Сирийская Церковь
- Список патриархов Церкви Востока
- Сирийская церковь Мар Тома
- Кетцалькоатль , ацтекский бог, которого некоторые католические миссионеры считали отражением Фомы.
- Святой Фома из Милапура
- Сан-Томе
- Церковь Св. Фомы (значения) - за список церквей и часовен, названных в его честь.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Фальбуш и др. 2008 , с. 285.
- ^ «Литургический календарь: декабрь » . Latin-mass-society.org . Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Мученичество апостола Фомы в день Синхара, 26-го числа Башны, месяца Башны, коптского месяца» . st-takla.org (на арабском языке). Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 24 февраля 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Слапак 1995 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Медликотт 1905 г.
- ^ Путиакуннел 1973 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон и Захария 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б «Об апостоле Фоме» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2011 года . Проверено 2 декабря 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Сокафедральная базилика апостола Фомы» . GCatholic.org . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ «Святые покровители стран» . Архивировано из оригинала 1 марта 2014 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Медликотт 1905 , Гл. IV.
- ^ Карвалью, Нирмала (29 июня 2021 г.). «Первый индийский христианский день 3 июля» . АзияНьюс . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Кумар, Анугра (4 июля 2021 г.). «Индия: Христиане празднуют первый индийский христианский день, праздник Святого Фомы» . Христианская почта . Архивировано из оригинала 4 июля 2021 года . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ «Сокотра: Таинственный остров Ассирийской церкви Востока» . Журнал «Церковь Бет-Кохе» . 11 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2021 г. . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Пинто, Леонард (23 сентября 2013 г.). «Шри-Ланка: краткая история христианства» . Новости Совка . Архивировано из оригинала 4 октября 2022 года . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Иоанна 11:16
- ^ Menachery 1973 , p. 2.
- ^ Иоанна 14:5
- ^ Иоанна 20: 24–29.
- ^ Иоанна 20:25
- ^ Иоанна 20:28
- ^ Иоанна 20:29
- ^ Буксторф, Иоганн (1622). Халдейский и сирийский лексикон (на латыни). Из мастерской Людовика Короля. п. 614
- ^ Перейти обратно: а б Терстон 1913 год .
- ^ Апостол Фома. Книга Фомы . НХК II,7 138,7–138,12. Перевод Джона Д. Тернера. Архивировано из оригинала 30 января 2016 года.
- ^ Католическая церковь 1969 , с. 96.
- ^ «Принадлежности апостолу Фоме» . Commonprayer.org. Архивировано из оригинала 28 февраля 2006 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «20 июня 2017. + Православный календарь» . ортохристиан.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2018 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Апостольское служение Элладской Церкви» . apostoliki-diakonia.gr . Архивировано из оригинала 17 марта 2018 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Собор святых, славных и всевальных Двенадцати Апостолов» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Святой, славный апостол Фома» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Антипасха: Фоминое воскресенье» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 29 апреля 2023 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Икона Божией Матери Арапет (Арабская)» . Православная Церковь в Америке. Архивировано из оригинала 1 января 2008 года.
- ^ «Маланкарская Православная Сирийская Церковь» . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Льюис 1927 .
- ^ Робинсон 1926 , с. 33.
- ^ «Уход Марии» . Ccel.org . 1 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «Выпуск 17 | Мы видели » Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Норман 1993 , стр. 1–42.
- ^ «История» . Пайяппиллы Палаккапилли Насрани . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года.
- ^ Мани 2016 , с. 14.
- ^ Фрикенберг 2008 , стр. 101–102.
- ^ Медликотт 1905 , стр. 157.
- ^ Медликотт 1905 , стр. 1–17, 213–297.
- ^ Фаркуар 1926 , с. 30.
- ^ Смит 1914 , с. 235.
- ^ Браун 1956 , стр. 49–59.
- ^ Перейти обратно: а б Бэйс 2011 , Гл. 1.
- ^ Curtin & Nath 2017 , примечания издателя.
- ^ Хонербах и шпионы 1956 .
- ^ Гилман и Климкейт 2016 .
- ^ Тубах 1995 , стр. 397–430.
- ^ Такахаши 2011 .
- ^ Андраде 2018 , стр. 58–59.
- ^ Арнобиус Сиккский 1949 , с. 125
- ^ Кох 1972 .
- ^ Доминго Агилера. «Легенда о Святом Фоме или скупом Суме / Об отце Суме» [Легенда о Святом Фоме или скупом Суме / Об отце Суме] Сборник мифов и легенд Парагвая — рекомендуемая библиография [ Сборник мифов и легенд Парагвая — рекомендуемая библиография ] (на английском языке). Гуарани Портал Получено 26 сентября.
- ^ Виснер фон Моргенштерн 1998 , с. 198.
- ^ Фермер 2011 , с. 418.
- ^ Марко Поло 1920 , с. 117.
- ^ Хантер 1886 , с. 237.
- ^ Нил 2004 , с. 29.
- ^ Хантер 1886 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Мутья 2014 .
- ^ Буссагли 1965 , с. 255.
- ^ Эгерия (ок. 385 г.). Паломничество святой Сильвии Аквитанской по святым местам . Перевод Бернарда, Джона Х. Лондона: Текстовое общество палестинских паломников (опубликовано в 1896 г.). Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 10 мая 2015 г. - через Праздник женщин-писательниц.
- ^ Харви 2005 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Сигал 2005 , стр. 174–176, 250.
- ^ Садасиван 2000 , с. 410.
- ^ Санидопулос 2010 .
- ^ Из архива: Обнаружение мощи апостола Фомы в руках епископа Мосула Мара Северуса Закка Иваса . Сирийский православный патриархат (на арабском языке). Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Арраф 2018 .
- ^ «Святые мощи святителя Фомы перенесены в монастырь святого Матфея в Ниневии» . ОКП . 9 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 9 августа 2020 г. . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Curtin & Nath 2017 , стр. 15–16, строки: 17–24.
- ^ Брок и Коакли 2011 .
- ^ Райт 1871 , с. [ нужна страница ] ; Беджан 1892 , с. [ нужна страница ] ; Medlycott 1905 , стр. 221–225, Приложение; Менахерия 1998 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б «Совершение апостола Фомы» . Архивировано из оригинала 21 мая 2015 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Мукерс 1966 , с. 28.
- ^ Кюртон 1864 , стр. 32–34.
- ^ Евсевий (1885 г.). Wikisource . . . §2 – через
- ^ Перумалил 1971 , стр. 50–51.
- ^ Дискуссии 20-го века: Хамби, 1952 ; Наступает 1973 год .
- ^ Фаркуар 1926 , стр. 30–31.
- ^ Панджикаран 1926 , с. 99 особ. для ссылки на визит Пантена в Индию. Воспроизведено в Menachery 1998 , стр. 277 и далее.
- ^ Евсевий (1885 г.). Wikisource . . . §4 – через
- ^ Евсевий (1885 г.). Wikisource . . . §1 – через
- ^ Минье , Patrologia Graeca , 19–24, 20.215.
- ^ Бикелл 1866 ; Лами 2011 ; Шалхат 1886 г .; Medlycott 1905 , стр. 21–32. Псевдоним Menachery 1973 , стр. 18 и далее.
- ^ Мине , Patrologia Graecae , «Гомил. 32, 11, Против ариан и о себе ». 36-228.
- ^ Дискуссии 20-го века: Medlycott 1905 , стр. 42–43; Перумалил 1971 , стр. 43–44.
- ^ Migne , Patrologia Latina , 140 1143. (Информацию о его знаниях Индии см. также в 17. 1131, 17. 1133.)
- ^ Дискуссии 20-го века: Medlycott 1905 , стр. 43–44; Перумалил 1971 , стр. 44–45; Юргенс 1982 , с. [ нужна страница ] [ нужна проверка ] ; Янг-нд , с. [ нужна страница ] ; Ферроли, 1939 , стр. 71-; Хант 1920 , стр. 27, 33, 46–50; Маккензи 1906 , с. 136; Менахерия 1973 , [ нужна страница ] , 1982 , [ нужна страница ] .
- ^ Медликотт 1905 , стр. 71.
- ^ Луки 2:49
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз 2007 , с. 119.
- ^ Причины 2019 .
- ^ Тадикатт 2004 , с. 114.
- ^ Ноэгель и Уилер 2002 , стр. 86.
- ^ Ниша, Джо (3 августа 2011 г.). «Базилика Сантоме в Ченнаи – историческое паломничество» . Индийский исследовательский канал . Проверено 18 июля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Андраде, Натанаэль Дж. (2018). Путешествие христианства в Индию в поздней античности: сети и движение культуры . Кембридж: Университетское издательство. ISBN 978-1-108-41912-3 .
- Энтони, М. Томас (17 февраля 2019 г.). «Крест Святого Фомы - религиозный культурный логотип христиан Святого Фомы» . Насрани.нет . Архивировано из оригинала 24 марта 2020 года . Проверено 16 июня 2012 г.
- Арнобиус Сиккский (1949). Дело против язычников . Том. 1. Перевод Джорджа Э. Маккракена. Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-0248-8 .
- Арраф, Джейн (31 марта 2018 г.). «Иракские христиане остаются перемещенными на эту Пасху» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 9 сентября 2021 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- Бэйс, Дэниел Х. (2011). Новая история христианства в Китае . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4051-5954-8 .
- Беджан, Пол (1892). Журнал мучеников и святых (на сирийском и французском языках). Том. III. Париж: Харрассовиц.
- Бикелл, Густав (1866). Святитель Ефрем Сирийский, Карамина Нисибена . Лондон: Ф.А. Брокгауз.
- Брок, Себастьян П.; Коакли, Джеймс Ф. « Церковь Востока ». В Броке и др. 2011 .
- Брок, Себастьян П.; Баттс, Аарон М.; Кираз, Джордж А.; ван Ромпей, Лукас, ред. (2011). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия (Электронное изд.). Горгиас Пресс. OCLC 1126582797 .
- Браун, Лесли В. (1956). Индийские христиане Святого Фомы, отчет о древней сирийской церкви Малабара . Кембридж: Университетское издательство.
- Буссагли, Марио (1965). Искусство Грандхары . Садеа/ Сансони .
- Католическая церковь (1969). Римский календарь [ Римский календарь ] (на латыни) Рим: Библиотека Эдитрис Ватикана.
- Коллинз, Пол М. (2007). Христианская инкультурация в Индии . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6076-7 .
- Приходит, С. Дж. «Действительно ли Святой Фома приехал в Индию?». В Менахерии 1973 года . [ нужна страница ]
- Кюртон, В. (1864). Древние сирийские документы, относящиеся к самому раннему утверждению христианства в Эдессе и соседних странах, от года после Вознесения Господа до начала четвертого века . Лондон: Уильямс и Норгейт.
- Кертин, ДП; Нат, Нитул (2017). Рамбан Патту . Далкасская издательская компания. ISBN 978-1-0879-1376-6 .
- Добрижоффер, Мартин (1822). Рассказ об абипонах, всадническом народе Парагвая . Лондон: Джон Мюррей.
- Фальбуш, Эрвин ; Бромили, Джеффри Уильям; Лохман, Ян Милич; Мбити, Джон; Пеликан, Ярослав (2008). Энциклопедия христианства Том. 5. Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2417-2 .
- Фермер, Дэвид Хью (2011). Оксфордский словарь святых, пятое исправленное издание (5-е изд.). Оксфорд: Университетское издательство. ISBN 978-0-19-959660-7 .
- Ферроли, Доменико (1939). Иезуиты в Малабаре . Том. 1. Напечатано в Bangalore Press.
- Фаркуар, Джон Никол (1926). «Гл. 4». Апостол Фома в Северной Индии . Манчестер: Университетское издательство.
- Фрикенберг, Роберт Эрик (2008). Христианство в Индии: от истоков до наших дней . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-826377-7 .
- Гилман, Ян; Климкейт, Ханс-Иоахим (2016). Христиане в Азии до 1500 года . Рутледж. ISBN 978-1138970663 .
- Хамби, ER (1952). «Святой Фома и Индия». Ежемесячник духовенства . 16 . [ нужна полная цитата ]
- Харви, Сьюзан Эшбрук (2005). « «Благовония на нашей земле»: Юлиан Саба и раннее христианство». Дикая местность: Очерки в честь Фрэнсис Янг . Т&Т Кларк. стр. 120–134.
- Хенербах, В.; Спайс, О. (1956). Ибн ат-Тайиб. Фикх Ан-Насрания дас Рехт дер Кристенхейт . Левен: Питерс. ISBN 978-9042901964 .
- Хант, Уильям Сондерс (1920). Англиканская церковь в Траванкоре и Кочине, 1816-1916 гг . Церковное миссионерское общество.
- Хантер, Уильям Уилсон (1886). Индийская империя: ее народы, история и продукция . Моррисон и Гибб.
- Джонсон, Линн; Захария, Пол (19 февраля 2016 г.). «Удивительно ранняя история христианства в Индии» . Смитсоновский журнал . Проверено 24 февраля 2020 г. .
- Юргенс, Вм. А. (1982). «Вера ранних отцов: и др.». История христианства в Индии: Исходные материалы . М.К. Куриакосе. Мадрас: Общество христианской литературы. ОСЛК 9919907 .
- Кох, Курт Э. (1972). Возрождение в Индонезии . Издательство евангелизации.
- Лами, Томас Джозеф, изд. (2011). Святой Ефрем Сирийский: Гимны и проповеди . Библиотека сирийских исследований. Том. 1. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 9781463232658 .
- Льюис, Лайонел Смитетт (1927). Святой Иосиф Аримафейский в Гластонбери: Или Апостольская церковь Британии . Завет.
- Маккензи, GT (1906). «История христианства в Траванкоре». В В. Нагам Айя (ред.). Руководство штата Траванкор . Том. II. Тривандрам: Правительственная пресса Траванкора. стр. 135–233.
- Мани, Таттункал Захария (2016). ThomaaSleehaayude Керала КристхаваСабха Оннаам Нооттаандил . ТЗ Мани. [ ISBN отсутствует ] [ нужна полная цитата ]
- Марко Поло (1920). Анри Кордье (ред.). Сир Марко Поло: Примечания и дополнения к изданию сэра Генри Юла, содержащему результаты недавних исследований и открытий . Перевод сэра Генри Юла. Джон Мюррей.
- Медликотт, Адольф Э. (1905). Индия и апостол Фома: исследование с критическим анализом Acta Thomae . Лондон: Дэвид Натт.
- Менахери, Джордж, изд. (1973). Апостол Фома, Керала, Малабарское христианство . Христианская энциклопедия Святого Фомы Индии. Том. II. Тричур: Христианская энциклопедия Святого Фомы Индии. OCLC 500609648 .
- Менахери, Джордж, изд. (1982). Индийское христианство по хронологическому, конфессиональному, географическому и церковному делению . Христианская энциклопедия Святого Фомы Индии. Том. И. Тричур: Христианская энциклопедия Святого Фомы Индии. ОСЛК 247049617 .
- Менахери, Джордж, изд. (1998). Назрани . Классика истории индийской церкви. Том. Я.
- Мукерджи, Радхакумуд (1966). Чандрагупта Маурья и его времена . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0405-0 .
- Мутия, С. (2014). Мадрас вновь открыт . Восток-Запад Пресс. ISBN 978-93-85724-77-0 .
- Нил, Стивен (2004). История христианства в Индии: от начала до 1707 года нашей эры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54885-4 .
- Ногель, Скотт Б.; Уилер, Брэннон М. (2002). Исторический словарь пророков в исламе и иудаизме . Пугало. ISBN 978-0-8108-4305-9 .
- Норман, Диана (1993). «Подражание святому Фоме Аквинскому: искусство, покровительство и литургия в часовне эпохи Возрождения». Исследования эпохи Возрождения . 7 : 1–42. дои : 10.1111/j.1477-4658.1993.tb00266.x .
- Панджикаран, Джозеф К. (1926). Христианство в Малабаре с особым акцентом на церковь Св. Фома-христиане сиро-малабарского обряда . Рим: Понт. Институт востоковедения.
- Перумалил, AC (1971). Апостолы в Индии . Патна: Педагогический институт Ксавьера.
- Путиаканнел, Томас. «Еврейские колонии Индии проложили путь для Святого Фомы». В Менахерии 1973 года .
- Робинсон, Джозеф Армитидж (1926). Две легенды Гластонбери: король Артур и святой Иосиф Аримафейский . Кембридж: Университетское издательство.
- Руис де Монтойя, Антонио (1639). Духовные завоевания, осуществленные религиозными деятелями Общества Иисуса в провинциях Парагвай, Парана, Уругвай и Тапе . Мадрид : В королевской типографии.
- Садасиван, С.Н. (2000). Социальная история Индии . Издательство АПХ. ISBN 978-81-7648-170-0 .
- Санидопулос, Джон (6 октября 2010 г.). «Череп святого апостола Фомы на Патмосе» . Мистагогия . Проверено 10 мая 2015 г.
- Сигал, Дж. Б. (2005). Эдесса Благословенный город . Горгий. ISBN 1-59333-059-6 .
- Шалат, Дионисий Ирджис (1886). обряду Антиохийской Сирийской Церкви ( Бревиарий по на латыни). Маусили: напечатано издательством Preacher Brothers. OCLC 819373843 .
- Слапак, Орпа, изд. (1995). Евреи Индии: история трех общин . Музей Израиля. ISBN 978-965-278-179-6 – через Университетское издательство Новой Англии.
- Смит, Винсент А. (1914). Ранняя история Индии . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Такахаши, Хидеми. « Китай, сирийское христианство в России ». В Броке и др. 2011 .
- Тадикатт, Гео. (2004). Литургическая идентичность церкви Мар Тома Насрани . Коттаям. S2CID 191031504 .
- Терстон, Герберт (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Тубах, Юрген (1995). «Апостол Фома в Китае. Зарождение традиции» [Апостол Фома в Китае. Зарождение традиции. В Сэмюэле, ВК; Паникер, Гиваргезе; Текепарампил, Джейкоб (ред.). Арфа (на немецком языке). Том 8–9. Горгий. стр. 397–430.
- Виснер фон Моргенштерн, Франц (1998). Диктатор Парагвая: Хосе Гаспар де Франсия (на испанском языке). Асунсьон, Парагвай: Немецко-Парагвайский институт.
- Райт, Уильям, изд. (1871). Апокрифические деяния апостолов: сирийские тексты . Уильямс и Норгейт.
- Янг, Вм. Г. (н. д.). Справочник исходных материалов . [ нужна полная цитата ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эльфрик Эйншамский (1881 г.). . Жития святых Эльфрика . Лондон: Паб. для Общества ранних английских текстов Н. Трюбнера и компании.
- Трус, Гарольд Г. (1993). Индо-христианский диалог: перспективы и встречи . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-1158-5 . ОСЛК 34230629 .
- Грисволд, HD (1930). «Антропология сирийских христиан» . Американский антрополог . 32 (2): 318–319. дои : 10.1525/aa.1930.32.2.02a00170 . ISSN 0002-7294 . S2CID 4148774 .
- Джеймс, Монтегю Роудс (1924). «Деяния Фомы» . Апокрифический Новый Завет: апокрифические Евангелия, Деяния, Послания и Апокалипсисы с другими повествованиями и фрагментами . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Менахери, Джордж, изд. (1998). Назрани . Классика истории индийской церкви. Том. Я. Особенно. книги, полностью воспроизведенные в нем Маккензи, Медликоттом, Фаркуаром и многими другими.
- Мост, Гленн В. (2005). Сомневающийся Томас . Кембридж, Массачусетс, Лондон: Издательство Гарвардского университета. (исследование рецепции рассказа Фомы в литературе и искусстве).
- Николл, Чарльз (8 ноября 2012 г.). «Другой Томас» . Лондонское обозрение книг . 34 (21): 39–43. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 года . Проверено 16 декабря 2012 г.
- Перье, Пьер; Ксавье, Уолтер (2008). Томас Основал L'église En Chine (65–68 Ap J.-C.) [ Фома, основатель церкви в Китае (65–68 гг. Н.э.) ] (на французском языке). Париж: Юбилей. ISBN 9782866794828 .
- Ричардс, Уильям Джозеф (1908). Индийские христиане Святого Фомы: иначе называемые сирийскими христианами . Лондон: Бемроуз.
- Вадаккекара, Бенедикт (2007). Происхождение христианства в Индии: историографическая критика . Дели: Медиа-хаус. ISBN 978-81-7495-258-5 . OCLC 166255572 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Апостол в Индии, Могила Апостола
- Якобитская Сирийская Христианская Церковь
- Индийская православная церковь Св. Фомы - Большой Вашингтон
- А. Е. Медликотт, Индия и апостол Фома , Лондон, 1905 г. (электронный текст)
- Ниранам Валияпалли и Сент-Томас
- Сеть христианских сирийских христиан
- Переходы в Индию
- «Апостол Индии» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года.
- Маленькое Евангелие от Святого Фомы (шри-ланкийский фильм)
- Рождения в I веке
- Епископы I века
- Христианские мученики I века
- Евреи I века
- 72 смерти
- Англиканские святые
- Библейские близнецы
- Епископы Эдессы
- Похороны в Индии
- Христианские миссионеры в Индии
- Христианские святые из Нового Завета
- Иуда, брат Иисуса
- Святые со Святой Земли
- Сирийское христианство
- Фома Апостол
- Двенадцать апостолов