Панчен-лама
Панчен Эрдени (титул с 1713 г.) | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Панчен Эрдени | ||
Упрощенный китайский | Панчен Эрдени | ||
Буквальный смысл | Пандита -Ченпо ( санскритско -тибетский буддийский титул, означающий «Великий учёный ») + Эрдэни ( маньчжурское заимствованное слово из монгольского языка , означающее «сокровище») | ||
|
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Панчен -лама ( тибетский : པཎ་ཆེན་ བླ་མ། , Уайли : paN chen bla ma ) — школы тибетского тулку гелуг буддизма . Панчен-лама — одна из самых важных фигур в традиции гелуг, по своему духовному авторитету уступающая только Далай-ламе . Вместе с советом высших лам он отвечает за поиск следующего Далай-ламы. [ 1 ] Панчен — это сочетание слов Пандита и Ченпо , что означает «великий учёный».
Признание Панчен-лам началось с Лобсанга Чокьи Гьялцена , наставника Далай-ламы V , получившего титул «Панчен Богд» от Алтан-хана и Далай-ламы в 1645 году. [ 2 ] Богд по-монгольски означает «святой». [ 3 ] Кедруп Гелек Пелзанг , Сёнам Чокланг и Энсапа Лобсанг Дондруп впоследствии были посмертно признаны первыми-третьими Панчен-ламами.
В 1713 году император Канси из династии Цин титул Панчен Эрдэни пожаловал пятому Панчен-ламе . В 1792 году император Цяньлун издал указ, известный как « Указ из 29 статей о более эффективном управлении Тибетом» , и первая статья указа была разработана для использования при выборе ринпоче, лам и других высоких должностей в тибетском буддизме. включая Далай-лам, Панчен-лам и монгольских лам. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Традиционно Панчен-лама является главой монастыря Ташилунпо и обладает религиозной и светской властью над регионом Цанг с центром в Шигадзе , независимым от власти Ганден Подранг , возглавляемой Далай-ламой. [ 7 ] [ 8 ] Далай-лама и Панчен-лама тесно связаны, и каждый участвует в процессе распознавания реинкарнаций другого. [ 9 ]
Нынешний 11-й Панчен-лама, Гедхун Чокьи Ньима , был признан 14-м Далай-ламой 14 мая 1995 года. Три дня спустя шестилетний Панчен-лама был похищен китайским правительством, а его семья взята под стражу. Вместо этого китайское правительство назвало Гьянкаина Норбу 11-м Панчен-ламой. Их кандидатура была широко отвергнута буддистами в Тибете и за рубежом, в то время как правительства призвали предоставить информацию о Панчен-ламе и освободить ее. Гедхун Чокьи Ньима никогда не появлялся на публике с 1995 года. [ 10 ] [ 11 ]
История
[ редактировать ]Имя
[ редактировать ]Последующие Панчен-ламы образуют линию реинкарнаций тулку , которые, как говорят, являются воплощениями Амитабхи . Титул, означающий «Великий учёный», представляет собой тибетское сокращение санскритского пандита ( ученый) и тибетского ченпо (великий). Панчен-лама традиционно жил в монастыре Ташилунпо в Шигадзе . По названию этого монастыря европейцы называли Панчен-ламу Таши -ламой (также пишется Тешо-лама или Тешу-лама ). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Другие титулы Панчен-ламы включают «Панчен-Бог», первоначальный титул, данный Алтан-ханом при создании линии передачи. «Богд» ( монгольский : ᠪᠣᠭᠳᠠ bogd ) по-монгольски означает «святой, святой». [ 2 ] В 1713 году пятый Панчен-лама Лобсанг Еше получил титул «Панчен Эрдэни» от императора Канси династии Цин , который с тех пор унаследовали последующие Панчен-ламы. «Эрдени», или «Эрдини», [ 17 ] ( Маньчжурский : ᡝᡵᡩᡝᠨᡳ erdeni ) - маньчжурское, что означает «сокровище». [ 18 ]
Первый Панчен-лама
[ редактировать ]Лобсанг Чокьи Гьялцен (1570–1662) был первым Панчен-ламой, удостоенным этого титула при жизни. Он был наставником и близким соратником Далай-ламы V. [ 19 ] «Великий Пятый», как его называли, объявил Панчена воплощением небесного будды Амитабхи . [ 20 ] [ 21 ]
Пятый Далай-лама попросил Панчена принять монастырь Ташилунпо , построенный первым Далай-ламой , в качестве его многожизненной резиденции для будущих воплощений. [ 22 ] С тех пор каждое воплощение Панчен-ламы было магистром монастыря Ташилунпо. [ 20 ] и именно там все они получили образование и хранились их мумифицированные тела. [ 22 ]
Когда Лобсанг Чокьи Гьялцен умер в 1662 году, пятый Далай-лама начал традицию поиска своего следующего воплощения. [ 23 ] Он также сохранил за собой традиционный титул Панчен , который ранее был титулом вежливости для всех исключительно образованных лам – исключительно для своих преемников. Кхедруб Дже , Сёнам Чокланг и Энсапа Лобсанг Дондруп были посмертно признаны Пятым Далай-ламой предыдущим воплощением Лобсанга Чокьи Гьялцена, четвертого Панчен-ламы (1570–1662). Традиционно считалось, что до Кедрупа было четыре индийских и три тибетских воплощения, начиная с Субхути , одного из первых учеников Гаутамы Будды . Го Лоцава считается первым тибетским воплощением Амитабхи в этой линии. [ 24 ] [ 25 ] Признание Панчен-лам всегда было вопросом, касающимся Далай-ламы. [ 26 ] [ 27 ] Чокьи Гьялцен, 10-й Панчен-лама , сам заявил, как цитирует официальный китайский обзор, что «согласно тибетской традиции, подтверждение либо Далай-ламы, либо Панчена должно быть взаимно признано». [ 28 ] Участие правительства Китая в этом деле рассматривается некоторыми как политическая уловка, направленная на то, чтобы попытаться получить контроль над признанием следующего Далай-ламы (см. ниже) и укрепить свою власть над будущим Тибета и его управлением. Однако правительство утверждает, что их участие не противоречит традиции, поскольку окончательное решение о признании как Далай-ламы, так и Панчен-ламы традиционно находилось в руках китайского императора. Например, после 1792 года считалось, что Золотая урна использовалась при выборе 10-го, 11-го и 12-го Далай-лам; [ 29 ] но Далай-лама XIV , Тензин Гьяцо, совсем недавно сказал, что на самом деле это использовалось только при выборе 11-го, а в других случаях это использовалось только для того, чтобы подшутить над китайцами, чтобы подтвердить выбор, который уже был сделан традиционными методы. [ 30 ]
Новое время
[ редактировать ]В 1924 году тринадцатый Далай-лама запретил последователям 9-го Панчен-ламы занимать какие-либо должности в правительстве Центрального Тибета и заключил их в тюрьму в Лхасе , что побудило Панчен-ламу бежать во Внутреннюю Монголию , Китай. [ 31 ] [ 32 ] Далай-лама пытался получить доходы от имущества Панчен-ламы для покрытия военных расходов Тибета и уменьшения власти Панчен-ламы. [ 33 ] В Китае девятый Панчен-лама работал над планами развития Тибета. [ 34 ] Он также занимал должность в Комиссии по делам Монголии и Тибета и считался крайне «прокитайским». [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Там он перенял идеи Сунь Ятсена через революционную Пандацанг Рапгу Партии улучшения Тибета . [ 38 ] [ 39 ]
Когда Девятый Панчен-лама умер в 1937 году, два одновременных поиска десятого Панчен-ламы привели к появлению двух конкурирующих кандидатов: официальные лица Далай-ламы выбрали мальчика из Сиканга, а официальные лица Панчен-ламы выбрали Гонпо Цетена . [ 40 ] , Правительство Китайской Республики в то время втянутое в гражданскую войну в Китае , заявило о своей поддержке Цэтэна 3 июня 1949 года. [ 41 ] Китайский губернатор-националист Ма Буфанг предоставил монастырю Кумбум полное самоуправление Цетену, который теперь называется Гьялцен. [ 42 ] в то время как правительство Далай-ламы XIV отказалось его признать. [ 43 ]
Десятый Панчен-лама стремился отомстить Далай-ламе, возглавив против него армию, и попросил помощи у Ма Буфанга в сентябре 1949 года. [ 44 ] Однако китайское националистическое правительство, столкнувшись с поражением от коммунистов, вместо этого обратилось за помощью к Панчен-ламе, сформулировав план, согласно которому он возглавит 3 дивизии Кхампы в качестве широкой антикоммунистической базы на юго-западе Китая . [ 40 ] [ 45 ] но Панчен-лама вместо этого решил перейти на сторону коммунистов. Панчен-лама, в отличие от Далай-ламы, стремился осуществлять контроль над принятием решений. [ 46 ] [ 47 ]
Панчен-лама первоначально поддерживал коммунистическую политику в отношении Тибета. [ 43 ] Радио Пекина передало призыв религиозного лидера к «освобождению» Тибета в КНР, что оказало давление на правительство Лхасы с целью заставить его вести переговоры с Народной Республикой. [ 40 ] Он также призвал тибетцев поддержать китайское правительство». [ 48 ] Однако в 1962 году он написал петицию на 70 000 персонажей с подробным описанием злоупотреблений властью в Тибете и обсудил ее с премьер-министром Чжоу Эньлаем . [ 49 ] Однако в 1964 году его заключили в тюрьму и заставили пройти сеансы борьбы . [ 50 ] В октябре 1977 года он был освобожден, но в 1982 году содержался под домашним арестом. В 1979 году он женился на ханьской китаянке , и в 1983 году у них родилась дочь. [ 51 ] В 1989 году десятый Панчен-лама внезапно скончался в Шигадзе в возрасте 51 года, вскоре после произнесения речи, критикующей крайности Культурной революции в Тибете, но восхваляющей реформы и открытость 1980-х годов. [ 52 ] Его дочь, теперь уже молодая женщина, — Ябши Пан Ринзинвангмо , более известная как «Рэндзи». [ 53 ]
14 мая 1995 года Далай -лама назвал Гедхуна Чокьи Ньиму 11-м воплощением Панчен-ламы. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] Китайское правительство настаивало на том, чтобы 11-й Панчен-лама был выбран через золотую урну. При выборе имени лотерейные номера вытягивались из Золотой Урны . [ 58 ] 11 ноября 1995 года китайские власти назвали Гьянкаина Норбу кандидатом поискового комитета. [ 59 ] Гедхун Чокьи Ньима не наблюдался со стороны независимой партии с 17 мая 1995 года. Китайское правительство утверждает, что он живет «нормальной частной жизнью». [ 60 ] Тибетцы и правозащитные организации продолжают кампанию за его освобождение. [ 61 ]
Связь с линией передачи Далай-ламы
[ редактировать ]Панчен-лама несет часть ответственности монаха-регента за поиск воплощения Далай-ламы, и наоборот. [ 62 ] Это стало традицией с тех пор, как Далай-лама V признал своего учителя Лобсанга Чокьи Гьялцена Панчен-ламой Ташилунпо. Благодаря этому назначению три предыдущих воплощения Лобсанга Чокьи Гьялцена были посмертно признаны Панчен-ламами. «Великий Пятый» также признал Лобсанга Еше, Пятого Панчен-ламу . 7- й Далай-лама признал Лобсанга Палдена Еше, 6-го Панчен-ламу , который, в свою очередь, признал 8-го Далай-ламу . Точно так же Восьмой Далай-лама признал Палдена Тенпая Ньиму, 7-го Панчен-ламу . [ 63 ] Нынешний 14-й Далай-лама был впервые найден 9-м Панчен-ламой, когда он жил в монастыре Кумбум . В феврале 1937 года Панчен-лама сообщил о своем расследовании представителям тибетского правительства, которые позже подтвердили личность нового Далай-ламы. [ 64 ] 26 января 1940 года регент Ретинг Ринпоче обратился к центральному правительству с просьбой освободить Тензина Гьяцо от процесса жеребьевки с использованием Золотой Урны, чтобы он стал 14-м Далай-ламой. [ 65 ] [ 66 ] Запрос был одобрен центральным правительством. [ 67 ]
Политическое значение
[ редактировать ]Монашеские деятели исторически играли важную роль в социальной структуре Тибета , и хотя эта роль уменьшилась с 1959 года, многие тибетцы продолжают считать Панчен-ламу важной политической, а также духовной фигурой из-за той роли, которую он традиционно играет в выборе следующий Далай-лама. Политическое значение этой роли также используется китайским государством. [ 68 ] Группы поддержки Тибета, такие как базирующаяся в Лондоне организация « Свободный Тибет», утверждают, что китайское правительство стремится установить Далай-ламу по своему собственному выбору, когда Тензин Гьяцо, нынешний Далай-лама, умрет, и что по этой причине Далай-лама выбрал Панчен-ламу, Гедхуна Чокьи. Ньима пропал без вести в возрасте шести лет, и его заменил избранный китайским государством Гьяинкаин Норбу . Предполагается, что китайское правительство может дать титул Далай-ламы сыну лояльного этнического члена коммунистической партии Тибета и окажет давление на западные правительства, чтобы те признали своего мальчика, а не мальчика, выбранного ламами в Индии, главой Тибетский буддизм. [ 69 ]
См. также
[ редактировать ]- Список Панчен-лам
- Монастырь Ташилунпо
- История Тибета
- Чокьи Гьялцен
- Тибет с 1950 года.
- Споры о 11-м Панчен-ламе
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Панчен-лама» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чулун, Сампилдондов; Слепота, Урадын Э. (2013). Тринадцатый Далай-лама в бегах (1904–1906): Архивные документы из Монголии . Блестящий. п. 17. ISBN 978-9004254558 .
- ^ Лессинг, Фердинанд Д. (1960). Монгольско-английский словарь . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ «Реинкарнация» . XIV Далай-лама . 24 сентября 2011. Архивировано из оригинала 14 мая 2015 года . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ «Происхождение «вытягивания жребия из золотой урны»_Тибетский буддизм_ТИБЕТ» . eng.tibet.cn . Архивировано из оригинала 1 апреля 2018 года.
- ^ Смит 1997, с. 135.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (2007). История современного Тибета, том 2: Затишье перед бурей: 1951–1955 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 267 . ISBN 978-0-520-24941-7 .
- ^ Гольдштейн, Мелвин К.; Шерап, Давэй; Зибеншу, Уильям Р. (2004). Тибетский революционер: политическая жизнь и времена Бапы Пхунцо Вангье . Издательство Калифорнийского университета. п. 161 . ISBN 0-520-24089-8 .
- ^ «Китай, Тибет и Далай-лама» . Экономист .
- ^ «Самая плохо охраняемая тайна Китая: 5 фактов о похищении тибетского Панчен-ламы» . ХаффПост .
- ^ «Китай говорит, что Панчен-лама «живет нормальной жизнью» спустя 20 лет после исчезновения» . Хранитель . Лондон. 6 сентября 2015 г. Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ «Пробританский Таши-лама сменил свергнутого Далай-ламу. Британцы покидают Лхасу» . Нью-Йорк Таймс . 19 сентября 1904 года. Архивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2012 года . Проверено 25 февраля 2018 г.
- ^ Переписка Форт-Уильям-Индийский дом : В указателе «Таши-лама. См. Тешу-ламу». и «Тешу-лама (Теши-лама, Тешо-лама)».
- ^ «Определение слова «Лама» ». Оксфордский онлайн-словарь английского языка.
Главных лам[…] Монголии [называют] Тешо или Тешу-лама .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ «Институт Далай-ламы», Р. Н. Рахула Шила в The Tibet Journal , Vol. XIV № 3. Осень 1989 г., с. 32, н. 1
- ^ Ричардсон 1984, стр. 54–55.
- ^ Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. п. 279. ИСБН 978-0-14-341517-6 . Проверено 20 мая 2017 г.
- ^ Право тибетского народа на самоопределение: отчет семинара по самоопределению тибетского народа: легитимность дела Тибета, 1994/1996, Индия . Дели, Индия: Центр тибетских парламентских и политических исследований. 2008. с. 110.
- ^ Маллин 2001, стр.174
- ^ Перейти обратно: а б Тибет — моя страна: Автобиография Тубтена Джигме Норбу , брата Далай-ламы, рассказанная Генриху Харреру , с. 121. Впервые опубликовано на немецком языке в 1960 году. Английский перевод Эдварда Фицджеральда, опубликовано в 1960 году. Перепечатка с обновленной новой главой (1986): Wisdom Publications, Лондон. ISBN 0-86171-045-2 .
- ^ Ричардсон 1984, с. 54
- ^ Перейти обратно: а б Маллин 2001, стр.205.
- ^ Кармай, Самтен К. (2005). «Великая пятёрка», с. 2. Загружено в формате PDF 16 декабря 2007 г. из: [1] Архивировано 15 сентября 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ Штейн (1972) с. 84.
- ^ Дас, Сарат Чандра. Вклады по религии и истории Тибета (1970), стр. 81–103.
- ^ и др.: Я Ханьчжан , Биографии тибетских духовных лидеров Панчена Эрдениса . Пекин: Foreign Language Press, 1987. стр. 350.
- ^ «Когда небо упало на землю» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2006 г.
- ^ Панчен-лама. 1988. «О независимости Тибета». China Reconstructs (теперь называется China Today) (январь): Vol. 37, № 1. С. 8–15.
- ^ Гольдштейн 1989
- ^ Лама, 14-й Далай (30 апреля 2019 г.). «Реинкарнация» . XIV Далай-лама .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Таттл 2006
- ^ Китайская тибетология . Офис журнала China Tibetology. 2006. с. 16.
- ^ Пауэрс 2004, стр. 99
- ^ Ягу, стр. 156–159, 206–208
- ^ Китайский центр материалов (1982). Кто есть кто в Китае, 1918–1950: 1931–1950 . Том. 3 книги «Кто есть кто в Китае, 1918–1950: с указателем», Джером Кавано. Китайский центр материалов. п. 194 . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ Еженедельный обзор Китая, том 54 . Издательство Миллард. 1930. с. 406 . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ Ежемесячный обзор Китая, том 56 . Миллард Паблишинг Ко., Инк. 1931. с. 306 . Проверено 5 июня 2011 г.
- ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 153 . ISBN 978-0-231-13447-7 .
- ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 152. ИСБН 978-0-231-13447-7 . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Линь, Сяо-тин (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на Запад . Тейлор и Фрэнсис . стр. 116–118.
- ^ Паршотам Мехра (2004). От конфликта к примирению: новый взгляд на тибетское государство: краткий исторический обзор противостояния Далай-ламы и Панчен-ламы, ок. 1904–1989 . Издательство Отто Харрасовица. п. 87. ИСБН 3-447-04914-6 . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ Сантха Рама Рау (1950). К востоку от дома . Харпер. п. 122.
- ^ Перейти обратно: а б Мелвин С. Гольдштейн, Маккей, 2003 г., с. 222
- ^ «ИЗГНАННЫЙ ЛАМА, 12 ЛЕТ, ХОЧЕТ ВОЗВЕДИТЬ АРМИЮ НА ТИБЕТ» . Лос-Анджелес Таймс . 6 сентября 1949 года. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Линь, Сяо-тин (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на запад . Том. 67 исследований Рутледжа по современной истории Азии (иллюстрированное издание). Тейлор и Франси sp 117. ISBN 978-0-415-58264-3 . Проверено 27 декабря 2011 г.
Крайний северо-запад Китая.23 Одновременно предлагалось, что при поддержке нового Панчен-ламы и его окружения по крайней мере три армейские дивизии антикоммунистических тибетцев Кхампа могут быть сосредоточены на юго-западе Китая.
- ^ Мелвин С. Гольдштейн (2009). История современного Тибета: затишье перед бурей: 1951–1955, том 2 . Издательство Калифорнийского университета. стр. 272, 273. ISBN. 978-0-520-25995-9 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Элизабет Хилтон (2001). В поисках Панчен- ламы WW Нортон и компания. п. 110. ИСБН 0-393-32167-3 .
- ^ Ли Фейгон, Демистификация Тибета, стр. 163.
- ^ Куртенбах, Элейн (11 февраля 1998 г.). «Доклад тибетского лидера за 1962 год рассказывает о массовых избиениях и голодании» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 21 июля 2001 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
- ^ Ричард Р. Верц. «Изучение истории Китая: регион Восточной Азии: Тибет» . Ибиблио.орг . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ «ДОЧЬ БУДДЫ: МОЛОДАЯ ТИБЕТО-КИТАЙСКАЯ ЖЕНЩИНА» . Архивировано из оригинала 8 марта 2008 года.
- ^ Хилтон 2000, стр. 192–194.
- ^ Хилтон, Изабель (29 марта 2004 г.). «Дочь Будды: Интервью с Ябши Паном Ринзинвангмо». Житель Нью-Йорка .
- ^ «Обновление: коммунистический Китай собирается принять решение о сопернике Панчен-ламе» . Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года.
- ^ «Коммунистический Китай собирается принять решение о сопернике Панчен-ламе» . Архивировано из оригинала 24 марта 2008 года.
- ^ Кунан, Клиффорд (2 марта 2010 г.). «Китай назначает Панчен-ламу в качестве тактического шага по подавлению беспорядков – Азия – Мир» . Независимый . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ «Пропаганда и Панчен-лама: игра в политику» . Веблог.savetibet.org. 25 августа 2011. Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Алекс Маккей (2003). История Тибета: Современный период: 1895-1959 гг., встреча с современностью . Рутледж Керзон. п. 32. ISBN 978-0-415-30844-1 .
- ^ Изабель Хилтон, репортер в целом, «Шпионы в доме веры», The New Yorker, 23 августа 1999 г., стр. 170
- ^ Филипп Нотон (30 сентября 2011 г.). «Китай заявляет о пропаже Панчен-ламы, живущего в Тибете» . Таймс . Лондон . Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ "Узнать больше" . Освободите Панчен-ламу. 25 апреля 1989 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Капштейн (2006), с. 276
- ^ Призыв об освобождении Чатрала Ринпоче. Архивировано 27 октября 2005 г. в Wayback Machine , с веб-сайта «Офиса Тибета, официального агентства Его Святейшества Далай-ламы в Лондоне».
- ^ Гольдштейн 1989, с. 319.
- ^ Мелвин С. Гольдштейн (18 июня 1991 г.). История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. стр. 328–. ISBN 978-0-520-91176-5 .
- ^ «Отчет регента Ретинга Ринпоче У Чжунсину о процессе поиска и распознавания перевоплощенного мальчика-души Тринадцатого Далай-ламы, а также о просьбе об освобождении от жеребьевки — реинкарнация живых будд» . www.livingbuddha.us.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 года . Проверено 8 апреля 2019 г.
- ^ «Отчет исполнительного директора Юаня национальному правительству относительно запроса на утверждение Лхамо Тхондупа как преемника Четырнадцатого Далай-ламы и соответствующих расходов на его возведение на престол - реинкарнацию живых Будд» . www.livingbuddha.us.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2022 года . Проверено 8 апреля 2019 г.
- ^ «Статья AfP: Панчен-лама Тибета, инструмент пропаганды Пекина» . 26 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2009 года . Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ О'Брайен, Барбара (11 марта 2011 г.). «Далай-лама отступает, но не сдается» . Хранитель . Лондон, Англия . Проверено 17 октября 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства (1989) University of California Press. ISBN 978-0-520-06140-8 .
- Гольдштейн, Мелвин К. Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама (1997) University of California Press. ISBN 0-520-21951-1 .
- Капштейн, Мэтью Т. (2006). Тибетцы . Издательство Блэквелл. Оксфорд, Великобритания ISBN 978-0-631-22574-4 .
- Штейн, Рольф Альфред. Тибетская цивилизация (1972) Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0901-7 .
- Ван Грасдорф, Жиль. Заложник Пекина: Похищение Панчен-ламы (1999) Element Books, Inc. ISBN 1-86204-561-5 .
- Кузьмин С. 2014. Деятельность 9-го Панчен-ламы во Внутренней Монголии и Маньчжурии. – Дела Дальнего Востока, 2014, вып. 1, стр. 123–137.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Освободите Панчен-ламу , веб-сайт кампании за освобождение Панчен-ламы.
- Тибетское общество Великобритании – История Панчен-ламы из Тибетского общества – Британская организация
- China Tibetology № 03 , серия статей с сайта tibet.cn, объясняющих позицию китайского правительства по поиску реинкарнаций Панчен-ламы.
- Пропавший духовный наставник Тибета , статья BBC News за май 2005 г.
- 11-й Панчен-лама Тибета , сайт о Гедхуне Чокьи Ньиме