Старый Панчен

Панчен Эрени (заголовок с 1713) | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Панчен Эрени | ||
Упрощенный китайский | Панчен Эрени | ||
Буквальное значение | Пандита -хенпо ( санскрит -тибетский буддийский название, то есть «великий ученый ») + Erdeni ( Manchu Loanword от монгольского , что означает «сокровище») | ||
|
Часть серии на |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Старый Панчен ( тибетский : པཎ་ཆེན་བླ་མ། , Wylie : Pan Chen Bla Ma - тулку гелугской ) школы тибетского буддизма . Панчен -лама является одной из самых важных фигур в гелугской традиции, с ее духовной властью, уступая только Далай -ламе . Наряду с Советом высоких лам он отвечает за поиск следующей Далай -ламы. [ 1 ] Панчен - это портманто Пандита и Ченпо , то есть «великий ученый».
Признание Panchen Lamas началось с лобсанга Чокья Гьялтсена , преподавателя 5 -го Далай -ламы , который получил титул «Панчен Богда» от Алтана Хана и Далай -ламы в 1645 году. [ 2 ] Богда монгольский, что означает «святой». [ 3 ] Хедруп Гелек Пельзанг , Шам Чокланг и Энсапа Лобсанг Дендруп впоследствии были посмертно отмечены как первые по третий панцен Ламас.
В 1713 году император Канси династии Цин предоставил титул Панчен Эрени 5 -й Панчен -ламе . В 1792 году император Цяньлонга издал указ, известный как 29 статей, для более эффективного управления Тибетом , а статья первая из указа была разработана для выбора rinpoches, лам и других высоких офисов в тибетском буддизме, в том числе Далай Ламас, Панчен Ламас и Монгольские Лама. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Традиционно, Панчен -лама является главой монастыря Ташилхунпо и обладает религиозной и светской властью над регионом Цанга , сосредоточенным на Сигатзе , независимо от власти Ганден Подранга , возглавляемой Далай -ламой. [ 7 ] [ 8 ] Далай -лама и Панчен -лама тесно связаны, и каждый участвует в процессе распознавания реинкарнаций другого. [ 9 ]
Нынешний 11-й Панчен-лама, Гедхун Чекей Ньима , был признан 14-м Далай-ламой 14 мая 1995 года. Три дня спустя шестилетнее Панчен-лама был похищен китайским правительством, и его семья была взята под стражу. Вместо этого китайское правительство назвало Gyaincain Norbu как 11 -й Панчен -лама. Их номинация была широко отвергнута буддистами в Тибете и за рубежом, в то время как правительства призвали к получению информации и освобождению Панчен -ламы. Гедхун Чекей Ньима никогда не видел публично с 1995 года. [ 10 ] [ 11 ]
История
[ редактировать ]Имя
[ редактировать ]Последовательные панченские лама образуют линию реинкарнации Тульку , которая, как говорят, является воплощениями Амитабхи . Название, означающее «великий ученый», является тибетским сокращением санскритской па -пахаиты (ученый) и тибетского Ченпо (великого). Панчен -лама традиционно жил в монастыре Ташилхунпо в Шигате . От имени этого монастыря европейцы называли «Панчен-ламу» Таши-ламой (также пишется Тешо-лама или Тешу-лама ). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Склонность ламы. «Бод» ( Монгляйан : Teenio ᠳ Outong Bgo ) - монгляйский, означает «святое, продажа» [ 2 ] В 1713 году 5 -й Панчен -лама Лоббанг Йеш получил титул «Панчен Эрени» от Императора Кангси династии Цин , который с тех пор унаследовал последовательные Панченские Лама. «Эрени», или «Эрдини», [ 17 ] ( Манчу : ᡝᡵᡩᡝᠨᡳ Erdeni ) - это манчю, означающее «сокровище». [ 18 ]
Первый Панчен Лама
[ редактировать ]Lobsang Chökyi Gyaltsen (1570–1662) был первым Панчен -ламой, который получил этот титул в течение его жизни. Он был репетитором и близким союзником 5 -й Далай -ламы , [ 19 ] «Великий пятый», как он известен, объявил Панчен как воплощение небесного Будды Амитабхи . [ 20 ] [ 21 ]
5-й Далай-лама попросил Панчен принять монастырь Ташилхунпо , построенный 1-й Далай-ламой , в качестве своего многолетнего места для будущих воплощений. [ 22 ] С тех пор каждое воплощение Панчен -ламы было мастером монастыря Ташилхунпо [ 20 ] И именно там они получили свое образование, и их мумифицированные тела были закреплены. [ 22 ]
Когда в 1662 году Лоббанг Чойки Гьяльтсен умер, пятая Далай -лама начала традицию поиска его следующего воплощения. [ 23 ] Он также зарезервировал традиционный титул Панчен , который ранее был титулом вежливости для всех исключительно изученных лам - исключительно для его преемников. Хедруб JE , Sönam Choklang и Ensapa Lobsang Döndrup были посмертно решены 5 -м Далай -ламой, чтобы быть предыдущим воплощением лобанга Чёки Гьялтсена, 4 -й Панчен -ламы (1570–1662). Традиционно до Хедрупа считалось четырьмя индийскими и тремя тибетскими воплощениями, начиная с Субхути , одного из первоначальных учеников Гаутамы Будды . Gö Lotsawa считается первым тибетским воплощением Амитабхи в этой линии. [ 24 ] [ 25 ] Признание Panchen Lamas всегда было вопросом с участием Далай -ламы. [ 26 ] [ 27 ] Чекей Гьялтсен, 10 -й Панчен -Лама , сам заявил, как цитирует официальный китайский обзор, что «согласно тибетской традиции, подтверждение либо Далай, либо Панчен должно быть взаимно признано». [ 28 ] Участие правительства Китая в этом деле рассматривается некоторыми как политическая уловка, чтобы попытаться получить контроль над признанием следующей Далай -ламы (см. Ниже) и укрепить их удержание в будущем Тибета и его управления. Однако правительство утверждает, что их участие не нарушает традиции в том смысле, что окончательное решение о признании как Далай -ламы, так и Панчен -ламы традиционно покоятся в руках китайского императора. Например, после 1792 года, золотая урна при выборе 10 -го, 11 -го и 12 -го Далай Ламас; как полагалось, использовалась [ 29 ] Но 14 -й Далай -лама , Тензин Гьятсо, недавно сказал, что это действительно использовалось только при отборе 11 -го, и что в других случаях он только использовался для юмора китайца, чтобы подтвердить выбор, который уже был сделан традиционным методы [ 30 ]
Современное время
[ редактировать ]

В 1924 году тринадцатый Далай -лама запретил последователям 9 -й Панчен -Ламы удерживать любую должность в центральном правительстве Тибетского и заключила их в тюрьму в Лхасе , побудив Панчен -ламу бежать в внутреннюю Монголию , Китай. [ 31 ] [ 32 ] Далай -лама пытался получить доход от имущества Панчен -ламы для покрытия военных расходов Тибета и сокращения власти Панчен -ламы. [ 33 ] В Китае девятый Панчен -лама работал над планами развития Тибета. [ 34 ] Он также занимал должность в Комиссии по делам монгольских и тибетских по делам , и считался чрезвычайно «профессиональным китайцем». [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Там он принял идеи Sun Yatsen через революционную пандатсанскую рапгу из партии по улучшению Тибета . [ 38 ] [ 39 ]


Когда девятый Панчен -Лама умер в 1937 году, два одновременных поиска десятого Панчен -Ламы выпустили двух конкурирующих кандидатов, а чиновники Далай -ламы выбрали мальчика из Сиканг и чиновников Панчен -ламы . [ 40 ] , Правительство Китая Республика затем втянутое в гражданскую войну Китая , объявило о своей поддержке Цетена 3 июня 1949 года. [ 41 ] Губернатор китайского националиста Ма Буфанга позволил монастырю Кумбума быть полностью самоуправляемым Цетеном, теперь называемом Гьяльтсеном, [ 42 ] в то время как 14 -е правительство Далай -ламы отказалось признать его. [ 43 ]
10 -й Панчен -Лама искал отомстить Далай -ламе, возглавив армию против него, и попросил помощи у Ма Буфанга в сентябре 1949 года. [ 44 ] Тем не менее, китайское националистическое правительство, столкнувшись с поражением со стороны коммунистов, запросило вместо этого помощь Панчен-ламы, сформулировав план, в котором 3 дивизии Хампа будут руководить им широкой антикоммунистической базой на юго-западе Китая , [ 40 ] [ 45 ] Но Panchen Lama решила вместо этого переключиться на коммунистов. Панчен -лама, в отличие от Далай -ламы, стремился осуществлять контроль в процессе принятия решений. [ 46 ] [ 47 ]
Панчен -лама первоначально поддерживал коммунистическую политику для Тибета. [ 43 ] Радио Пекин транслирует призыв религиозного лидера к «освобождению» в КНР, что создало давление на правительство Лхасы, чтобы вести переговоры с Народной Республикой. [ 40 ] Он также призвал тибетцев поддержать китайское правительство ». [ 48 ] Однако в 1962 году он написал 70 000 персонажей, в которой подробно описывается злоупотребления властью в Тибете и обсудил ее с премьер -министром Чжоу Энлай . [ 49 ] Однако в 1964 году он был заключен в тюрьму и вынужден пройти борьбу . [ 50 ] В октябре 1977 года он был освобожден, но прошел под домашним арестом в 1982 году. В 1979 году он женился на китайской женщине из Хана, а в 1983 году у них была дочь. [ 51 ] В 1989 году Десятая Панчен -Лама внезапно умерла в Сигатзе в возрасте 51 года после того, как выступила с речью, критикуем излишки культурной революции в Тибете, но восхваляя реформу и открытие 1980 -х годов. [ 52 ] Его дочь, ныне молодая женщина, - Ябши Пан Ринцинвангмо , более известная как «Ренджи». [ 53 ]
Далай -лама празднует Гидона Чекья как 11 -е воплощение Панчен -ламы 14 мая 1995 года. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] Правительство Китая настаивало на том, что 11 -й Панчен -лама должен быть выбран через Золотую урну. При выборе названия номера лотереи были взяты из золотой урны . [ 58 ] Китайские власти назвали Генанкана Норбу в качестве выбора поискового комитета 11 ноября 1995 года. [ 59 ] Гедхун Чекей Ньима не наблюдала независимая партия с 17 мая 1995 года. Правительство Китая утверждает, что он живет «нормальной частной жизнью». [ 60 ] Тибетцы и правозащитные группы продолжают проводить кампанию за его освобождение. [ 61 ]
Отношение к линии Далай -ламы
[ редактировать ]Панчен-лама имеет часть ответственности монаха за поиск воплощения Далай-ламы и наоборот. [ 62 ] Это было традицией, так как 5 -й Далай -лама признал своего учителя лобанга Чойки Гьялтсена как Панчен -лама Ташилхунпо. С этим назначением, три предыдущих воплощения Лоббанга Чекей Гьяльтсена были посмертно признаны как Панчен Ламас. «Великий пятый» также узнал лобанга Йеш, 5 -й Панчен -лама . 7 -й Далай -лама признал лобанга Палдена Йеши, 6 -й Панчен -ламы , который, в свою очередь, признал 8 -й Далай -ламу . Точно так же восьмая Далай -лама признал Палдена Тенпай Ньима, 7 -й Панчен -ламы . [ 63 ] Нынешний 14 -й Далай -лама был впервые найден 9 -й Панчен -ламой, когда он жил в монастыре Кумбума . В феврале 1937 года Панчен -лама сообщил о своем расследовании представителям правительства Тибетского правительства, которые позже подтвердили личность нового Далай -ламы. [ 64 ] 26 января 1940 года регент Ринпоче просил центральное правительство освободить Тензина Гьяца от процесса натягивания лотов с использованием золотой урны, чтобы стать 14-й Далай-ламой. [ 65 ] [ 66 ] Запрос был утвержден центральным правительством. [ 67 ]
Политическое значение
[ редактировать ]Монашеские фигуры исторически играли важную роль в социальном составе Тибета , и, хотя эти роли снижались с 1959 года, многие тибетцы продолжают рассматривать Панчен -ламу как значительную политическую, а также духовную фигуру из -за той роли, которую он традиционно играет в выборе в выборе Следующий Далай -лама. Политическое значение роли также используется китайским государством. [ 68 ] Тибетские группы поддержки, такие как Лондонский Свободный Тибет, утверждают, что китайское правительство стремится установить свой собственный выбор Далай-ламы, когда умирает Тензин Гьяца, нынешний Далай-лама, и что по этой причине выбор Далай-ламы о Панчен-ламе, Гедхун Чоуки Нима пропал без вести в возрасте шести лет, чтобы заменить выбор китайского государства, Гиинкейн Норбу . Предполагается, что китайское правительство может дать титул Далай -ламы сыну лояльного члена коммунистической партии этнической тибетской тибетской Тибетский буддизм. [ 69 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Список Панчен Ламас
- Ташилихуно Монаста
- История Тибета
- Чекей Гьялтсен
- Тибет с 1950 года
- 11 -й споры Панчен -ламы
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Панчен -лама" . Британская онлайн -энциклопедия . Получено 8 мая 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный Chuluun, Sampirdondov; Слепой, Урадин Э. The Firengenth Dalai Lama на бегах (1904–1906): архивные документы из Монголии Брилль П. 17. ISBN 978-9004254558 .
- ^ Лессинг, Фердинанд Д. (1960). Монгольский английский словарь . Калифорнийский университет.
- ^ «Реинкарнация» . 14 -й Далай -лама . 24 сентября 2011 года. Архивировано с оригинала 14 мая 2015 года . Получено 17 декабря 2015 года .
- ^ «Происхождение« рисовать много из золотой урны »_tibetan Buddhism_tibet» . Eng.tibet.cn . Архивировано с оригинала 1 апреля 2018 года.
- ^ Смит 1997, с. 135.
- ^ Гольдштейн, Мелвин С. (2007). История современного Тибета, том 2: спокойствие перед штормом: 1951–1955 . Калифорнийский университет. п. 267 . ISBN 978-0-520-24941-7 .
- ^ Гольдштейн, Мелвин С.; Sherap, Dawei; Siebenschuh, William R. (2004). Тибетский революционер: политическая жизнь и времена Бапа Пхюнто Вангье . Калифорнийский университет. п. 161 . ISBN 0-520-24089-8 .
- ^ «Китай, Тибет и Далай -лама» . Экономист .
- ^ «Худший секрет Китая: 5 фактов о похищении Панчен -ламы Тибета» . Huffpost .
- ^ «Китай говорит, что Панчен -лама« живут нормальной жизнью »через 20 лет после исчезновения» . Хранитель . Лондон 6 сентября 2015 г. Получено 24 июня 2008 года .
- ^ «Проибри-таши лама сменил свергнутую Далай-ламу. Британцы покинули Лхасу» . New York Times . 19 сентября 1904 года. Архивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2012 года . Получено 25 февраля 2018 года .
- ^ Форт-Уильям-Индийский Дом Переписка : в индексе «Таши лама. См. Тешу Лама». и «Тешу Лама (Теши Лама, Тешо Лама)».
- ^ «Определение для" ламы ". Оксфордский английский словарь онлайн.
Главный Ламас […] Монголия [называется] Тешо - или Тешу -лама .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ «Институт Далай -ламы», Р.Н. Рахул Шил в Tibet Journal , Vol. XIV № 3. Осень 1989, с. 32, н. 1
- ^ Ричардсон 1984, с.54–55
- ^ Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным верующим . Пингвин книги Индия. п. 279. ISBN 978-0-14-341517-6 Полем Получено 20 мая 2017 года .
- ^ Право на самоопределение тибетского народа: доклад мастерской о самоопределении тибетского народа: легитимность дела Тибета 1994/1996, Индия . Дели, Индия: Тибетский парламентский и политический исследовательский центр. 2008. с. 110.
- ^ Маллин 2001, с.174
- ^ Jump up to: а беременный Тибет - моя страна: автобиография Тубтен Джигме Норбу , брата Далай -ламы, как рассказал Генриху Харреру , с. 121. Впервые опубликовано на немецком языке в 1960 году. Английский перевод Эдварда Фицджеральда, опубликован в 1960 году. Перепечатка, с обновленной новой главой (1986): Публикации мудрости, Лондон. ISBN 0-86171-045-2 .
- ^ Ричардсон 1984, с. 54
- ^ Jump up to: а беременный Маллин 2001, с.205
- ^ Кармай, Самтен С. (2005). "Великая пятая", с. 2. Загружено в качестве файла PDF 16 декабря 2007 г. от: [1] Архивировано 15 сентября 2013 года на машине Wayback
- ^ Штейн (1972) с. 84
- ^ Дас, Сарат Чандра. Вклад в религию и историю Тибета (1970), с. 81–103.
- ^ et: ya hanzhang , биографии тибетских духовных лидеров Panchen Erdenis . Пекин: Пресса на иностранном языке, 1987. Стр. 350.
- ^ «Когда небо упало на землю» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2006 года.
- ^ Панчен-лама. 1988. «О тибетской независимости». Китай реконструирует (в настоящее время назван China Today) (январь): Vol. 37, № 1. Стр. 8–15.
- ^ Гольдштейн 1989
- ^ Лама, 14 -й Далай (30 апреля 2019 г.). «Реинкарнация» . 14 -й Далай -лама .
{{cite web}}
: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Таттл 2006
- ^ Китай тибетология . Офис журнала Китай тибетологии. 2006. с. 16
- ^ Powers 2004, pg. 99
- ^ Jagou, pp. 156–159, 206–208
- ^ Китайский центр материалов (1982). Кто есть кто в Китае, 1918–1950: 1931–1950 . Тол. 3 из ВОЗ, кто в Китае, 1918–1950: с индексом Джерома Кавано. Китайский центр материалов. п. 194 . Получено 7 июня 2011 года .
- ^ Китайский еженедельный обзор, том 54 . Миллард издательство. 1930. с. 406 Получено 7 июня 2011 года .
- ^ Китайский ежемесячный обзор, том 56 . Millard Publishing Co., Inc. 1931. с. 306 Получено 5 июня 2011 года .
- ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрировано изд.). Издательство Колумбийского университета. п. 153 ISBN 978-0-231-13447-7 .
- ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрировано изд.). Издательство Колумбийского университета. п. 152. ISBN 978-0-231-13447-7 Полем Получено 27 декабря 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Lin, Hsiao-Tent (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на запад . Тейлор и Фрэнсис . С. 116–118.
- ^ Parshotam Mehra (2004). От конфликта до примирения: тибетская полиция пересмотрена: исторический конспект Biref Dalai Talcypanchen Two Standff, CA. 1904–1989 Отто Харрасовиц Верлаг. П. 87. ISBN 3-447-04914-6 Полем Получено 9 апреля 2011 года .
- ^ Санта Рама Рау (1950). К востоку от дома . Ассистент п. 122
- ^ Jump up to: а беременный Мелвин С. Гольдштейн, в McKay 2003, p. 222
- ^ «Изгнанный лама, 12 лет, хочет возглавить армию на Тибете» . Los Angeles Times . 6 сентября 1949 года. Архивировано с оригинала 4 ноября 2012 года . Получено 28 ноября 2010 года .
- ^ Lin, Hsiao-Tent (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на запад . Тол. 67 Исследования Routledge в современной истории Азии (иллюстрировано изд.). Taylor & Franci SP 117. ISBN 978-0-415-58264-3 Полем Получено 27 декабря 2011 года .
Китайский дальний северо-запад.
- ^ Мелвин С. Гольдштейн (2009). История современного Тибета: спокойствие перед штормом: 1951–1955, том 2 . Калифорнийский университет. с. 272, 273. ISBN 978-0-520-25995-9 Полем Получено 28 июня 2010 года .
- ^ Изабель Хилтон (2001). Поиск Панчен -ламы WW Norton & Company. П. 110. ISBN 0-393-32167-3 .
- ^ Ли Фейгон, демистификация Тибета, стр. 163.
- ^ Куртенбах, Элейн (11 февраля 1998 г.). «Отчет тибетского лидера 1962 года рассказывает о массовых избиениях, голодном» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 21 июля 2001 года . Получено 18 апреля 2016 года .
- ^ Ричард Р. Верц. «Изучение истории Китая: Восточно -азиатский регион: Тибет» . Ibiblio.org . Получено 17 июля 2013 года .
- ^ «Дочь Будды: молодая тибинская китайская женщина» . Архивировано из оригинала 8 марта 2008 года.
- ^ Hilton 2000, с. 192–194
- ^ Хилтон, Изабель (29 марта 2004 г.). «Дочь Будды: интервью с Ябши Пан Ринцинвангмо». Житель Нью -Йорка .
- ^ «Обновление-коммунистическое Китай собирается принять решение о конкурирующем Панчен-ламе» . Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года.
- ^ «Коммунистический Китай собирается выбрать конкурирующего Панчен -ламы» . Архивировано из оригинала 24 марта 2008 года.
- ^ Кунан, Клиффорд (2 марта 2010 г.). «Китай назначает Panchen Lama в тактическом шаге, чтобы подавить беспорядки - Азию - мир» . Независимый . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Получено 17 июля 2013 года .
- ^ «Пропаганда и Панчен -лама: игра в политику» . Weblog.savetibet.org. 25 августа 2011 года. Архивировано с оригинала 8 марта 2014 года . Получено 17 июля 2013 года .
- ^ Алекс Маккей (2003). История Тибета: Современный период: 1895-1959, встреча с современностью . RoutledgeCurzon. п. 32. ISBN 978-0-415-30844-1 .
- ^ Изабель Хилтон, репортер в целом, «Шпионы в доме веры», Нью -Йорк, 23 августа 1999 г., с. 170
- ^ Филипп Нотон (30 сентября 2011 г.). «Китай говорит, что пропал без вести Панчен -ламу, живущий в Тибете» . Время . Лондон Получено 17 октября 2011 года .
- ^ "Узнать больше" . Бесплатно Панчен -лама. 25 апреля 1989 года. Архивировано с оригинала 28 сентября 2013 года . Получено 17 июля 2013 года .
- ^ Kapstein (2006), p. 276
- ^ Апелляция на выпуск Чатрала Ринпоче архивного 2005-10-27 на машине Wayback с веб-сайта «Офис Тибета, официального агентства его святости Далай-лама в Лондоне»
- ^ Гольдштейн 1989, с. 319
- ^ Мелвин С. Гольдштейн (18 июня 1991 г.). История современного Тибета, 1913–1951 гг . Калифорнийский университет. С. 328–. ISBN 978-0-520-91176-5 .
- ^ «Сообщите Ву Чжунсину из регента, увольняющего Ринпоче о процессе поиска и признания реинкарнированного душевного мальчика Далай -ламы, а также о просьбе об освобождении от участия - реинкарнацию живых будд» . LivingBuddha.us.com . Архивировано с оригинала 31 марта 2019 года . Получено 8 апреля 2019 года .
- ^ «Отчет исполнительного директора Юаня национальному правительству о просьбе одобрить Lhamo Thondup сменить четырнадцатый Далай -ламу и присвоить расходы на его престол - перевоплощение живых будд» . LivingBuddha.us.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2022 года . Получено 8 апреля 2019 года .
- ^ «Статья AFP: Tibet's Panchen Lama, пропагандистский инструмент Пекина» . 26 марта 2009 г. Архивировано с оригинала 4 апреля 2009 года . Получено 17 октября 2011 года .
- ^ О'Брайен, Барбара (11 марта 2011 г.). «Далай -лама отступает, но не вниз» . Хранитель . Лондон, Англия . Получено 17 октября 2011 года .
Источники
[ редактировать ]- Гольдштейн, Мелвин С. История современного Тибета, 1913–1951 гг . ISBN 978-0-520-06140-8 .
- Гольдштейн, Мелвин С. Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай -лама (1997) Университет Калифорнийской прессы. ISBN 0-520-21951-1 .
- Капштейн, Мэтью Т. (2006). Тибетцы . Blackwell Publishing. Оксфорд, Великобритания ISBN 978-0-631-22574-4 .
- Стейн, Рольф Альфред. Тибетская цивилизация (1972) издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0901-7 .
- Ван Грасдорф, Жиль. Заложник Пекина: похищение Panchen Lama (1999) Element Books, Inc. ISBN 1-86204-561-5 .
- Kuzmin S. 2014. Активность 9 -й Панчен -ламы во Внутренней Монголии и Маньчжурии. - Дальневосточные дела, 2014, нет. 1, с. 123–137.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатно The Panchen Lama , веб -сайт кампаний для выпуска Panchen Lama's
- Tibet Society UK - Фон для Panchen Lama от Tibet Society - Великобритания организация
- Китайская тибетология № 03 , серия статей из Tibet.cn, объясняющая позицию правительства Китая о поиске реинкарнаций Панчен -ламы.
- Отсутствующий духовный гид Тибета , статья в мае 2005 года от BBC News
- 11th Ptey Lama of Timat , веб -сайт Absolute.