чиангизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
Три принципа народа |
---|
Часть серии о |
Консерватизм в Китае |
---|
Тайваньский портал |
Чанизм ( кит .: Энциклопедия ; пиньинь : Цзюн Цзеши Чжуи также известный как философия Чан Кайши ( кит .: политическая , — это политическая философия Чан ) , Кайши. Chiang Jieshí De Xuéshuō ), или мысль Чан Кайши философия президента генералиссимуса Чан Кайши , который использовал ее во время своего правления в Китае при Гоминьдане как на материке, так и на Тайване. Это правое крыло [ а ] авторитарная националистическая политическая идеология, основанная в основном на конфуцианстве. [ 3 ] и тридемистской идеологии, а также использовался в Движении за новую жизнь в Китае и в движении китайского культурного возрождения на Тайване. Это синкретическая смесь многих политических идеологий, включая революционный национализм , тридемизм , социализм (до 1955 года), милитаризм , конфуцианство , государственный капитализм , конституционализм , фашизм , [ 4 ] авторитарный капитализм (с 1955 г.) и патерналистский консерватизм , а также методистские христианские убеждения Чанга.
Степень влияния фашизма на идеологию Чанга воспринимается учеными по-разному. Диктаторская власть, такая как военное положение, используется в чиангистском правительстве во время войны . [ 5 ] гражданские беспорядки , [ 6 ] и восстание . [ 7 ] На протяжении всего своего существования чиангизм продвигал сильный китайский национализм на территориях, контролируемых Китайской республикой, а также продвигал тридемистские идеалы единой китайской национальной идентичности. Чиангистское правительство ввело мандаринский диалект и сделало упор на историю и культуру Китая в национальных образовательных программах. Мао Цзэдун и Коммунистическая партия Китая (КПК) подвергли резкой критике националистическую практику чиангистского правительства Гоминьдана и осудили ее как « ханьцентричный шовинизм ». Влияние чиангизма было в значительной степени уменьшено в материковом Китае в результате Кампании по подавлению контрреволюционеров коммунистов, и большая часть влияния чиангизма начала ослабевать в начале демократизации на Тайване.
История
[ редактировать ]Социалистическая идеология Гоминьдана была одной из идеологий, оказавших большое влияние на эту философию. На Западе Чан Кайши считался одним из величайших социалистических лидеров мира. Его портреты несли вместе с портретами Карла Маркса , Владимира Ленина , Иосифа Сталина и других социалистических и коммунистических лидеров. Чан Кайши вскоре стал врагом КПК в гражданской войне в Китае , пытаясь противостоять восстанию, начатому его соперником Мао Цзэдуном и его более успешной идеологией: маоизмом .
идеологии Сана В отличие от первоначальной тридемистской , на которую сильно повлияли западные теоретики просвещения, такие как Генри Джордж , Авраам Линкольн , Рассел и Милль , [ 8 ] традиционное китайское конфуцианское влияние на идеологию Чанга гораздо сильнее. Чан отверг западные прогрессивные идеологии индивидуализма , либерализма и культурные аспекты марксизма . Таким образом, чиангизм в целом более консервативен в культурном и социальном отношении, чем Сунь Ятсен, идеологически.
Гоминьдановское правительство под руководством Чан Кайши объявило феодализм контрреволюционным и провозгласило себя революционным . Он обвинил других китайских военачальников в феодализме . Несмотря на то, что чангизм является консервативной идеологией, он поддерживает политику модернизации, такую как права женщин, научный прогресс и всеобщее образование.
Гоминьдан и националистическое правительство поддержали избирательное право и образование женщин, а также отмену многоженства и связывания ног. Под руководством Чанга правительство Китайской Республики также ввело женскую квоту в парламенте с зарезервированными местами для женщин. В течение Нанкинского десятилетия средние граждане Китая получили образование, которое у них никогда не было возможности получить в династиях, которые увеличили уровень грамотности по всему Китаю. Образование также продвигает идеалы тридемизма демократии, республиканизма, науки, конституционализма и китайского национализма, на политической опеке Гоминьдана основанного . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Доктрина
[ редактировать ]Китайский национализм и антиимпериализм
[ редактировать ]Чан Кайши, глава Гоминьдана, предостерег Советский Союз и другие зарубежные страны от вмешательства в дела Китая. Лично он был рассержен тем, как к Китаю относились иностранцы, в основном Советский Союз, Великобритания и США. [ 14 ] Чанга Движение «Новая жизнь» выступало за прекращение советского, западного, американского и других иностранных влияний в Китае. Чэнь Лифу , член клики ЦК Гоминьдана, сказал: «Коммунизм возник из советского империализма, посягнувшего на нашу страну». Также было отмечено, что «белый медведь Северного полюса известен своей злобностью и жестокостью». [ 15 ]
Чан также был категорически против империализма и колониализма, поскольку он выступал против предложения Рузвельта о захвате Китаем Индокитая и утверждал, что Китай не собирался заменять западный империализм своим собственным. Он также рассматривал иностранные державы, в том числе США , СССР и Японскую империю , как империалистические державы, которые хотели эксплуатировать Китай. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Авторитарный капитализм и дирижизм
[ редактировать ]После переезда правительства Китайской Республики на Тайвань экономическая политика Чан Кайши повернулась в сторону экономического либерализма. Он использовал Шо-Чье Цзяна и других либеральных экономистов для продвижения реформ по экономической либерализации на Тайване. [ 19 ]
Однако Тейлор отметил, что модель развития чиангизма на Тайване все еще содержала элементы социализма, а индекс Джини Тайваня к 1970-м годам составлял около 0,28, что ниже, чем в относительно равной Западной Германии . РПЦ (Тайвань) была одной из самых равноправных стран прозападного блока. Группа с доходом ниже 40% удвоила свою долю дохода до 22% от общего дохода, а доля верхних 20% сократилась с 61% до 39% по сравнению с японским правлением. [ 20 ] Чиангистскую экономическую модель можно рассматривать как форму дирижизма или бюрократического капитализма . [ 21 ] [ 22 ] при этом государство играет решающую роль в управлении рыночной экономикой . В отличие от большинства других крупных капиталистических стран, малый бизнес и государственные предприятия процветали в рамках этой экономической модели на Тайване, но там не было появления корпоративных монополий.
После демократизации Тайваня он начал медленно отходить от чиангистской экономической политики в пользу более свободной рыночной системы как части процесса экономической глобализации в контексте неолиберализма . [ 23 ]
Антикоммунизм и фашизм
[ редактировать ]Общество «синих рубашек» — фашистская ультранационалистическая военизированная организация внутри Гоминьдана. Они были созданы по образцу « Бенито Муссолини и Чернорубашечников Национальной фашистской партии» « Штурмабтейлунга» нацистской партии и были антикоммунистическими и строго националистическими. Предполагаемой целью «синих рубашек» было уничтожить коммунистов, «подавить феодальное влияние» и «разобраться с иностранными оскорблениями», в частности, японскими и западными. Некоторые члены Гоминьдана, такие как правая рука Чан Кайши Дай Ли , были не только антикоммунистами, но и антиамериканцами и хотели изгнать американское влияние из Китая. Тесные китайско-германские связи также способствовали сотрудничеству между националистическим правительством и нацистской Германией .
Чан Кайши основал Движение за новую жизнь, основанное на конфуцианских идеалах. Это была гражданская кампания под руководством правительства в Китайской Республике 1930-х годов, направленная на продвижение культурных реформ и неоконфуцианской социальной морали и, в конечном итоге, на объединение Китая в рамках централизованной идеологии после появления идеологических вызовов статус-кво. Само движение было создано по образцу конфуцианства , смешанного с христианством , национализмом и авторитаризмом, которые имеют некоторое сходство с фашизмом . [ 24 ] и, таким образом, он отверг индивидуализм и либерализм. Гоминьдан . выдвинул эту инициативу 19 февраля 1934 года в рамках антикоммунистической кампании и вскоре расширил кампанию, охватив весь Китай
Некоторые историки считают это движение имитацией нацизма и считают это движение неонационалистическим движением, используемым для усиления контроля Чанга над повседневной жизнью. Фредерик Уэйкман предположил, что Движение за новую жизнь было «конфуцианским фашизмом». [ 25 ] Однако Чан неоднократно нападал на своих врагов, таких как Японская империя, как на фашистских и ультрамилитаристских. [ 26 ] [ 27 ] Китайско-германские отношения также быстро ухудшились, поскольку Германия не смогла добиться разрядки между Китаем и Японией, что привело к началу Второй китайско-японской войны . Позже Китай объявил войну фашистским странам, включая Германию, Италию и Японию, в рамках объявления войны во время Второй мировой войны .
Другие историки, такие как Джей Тейлор, утверждают, что идеология Чанга не поддерживает общую идеологию фашизма, несмотря на его растущую симпатию к фашистским идеям в 1930-х годах. [ 20 ]
Военные играли большую роль в правительстве Китая во время правления Чанга, а Национально-революционная армия находилась под прямым контролем Гоминьдана до 1946 года. [ нужна ссылка ]
Антикапитализм и революционный национализм
[ редактировать ]Гоминьдан был китайской националистической революционной партией, которую поддерживал Советский Союз . Оно было организовано на основе ленинизма . [ 28 ] Вопреки мнению, что он был прокапиталистом, Чан Кайши вел себя враждебно по отношению к капиталистам в Китае, часто нападая на них и конфисковывая их капитал и активы для использования правительством.
Чан одновременно расправился с прокоммунистическими профсоюзами и крестьянскими организациями, а также с богатыми шанхайскими капиталистами. Чан Кайши продолжил антикапиталистическую идеологию Сунь. открыто Средства массовой информации Китайской Республики атаковали капиталистов и капитализм, поддерживая экономику, контролируемую государством, а не частную.
Джей Тейлор отметил, что идеология гибридного революционного национализма Чанга вдохновлена как французским республиканским движением , так и конфуцианством . Он описал Чанга как «конфуцианца- якобиниста левого толка ». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1920-х и начале 1930-х годов Чан и его сторонники считались «центристами». [ 1 ] [ 2 ] среди «правых» сторонников Ху Ханьминя и «левых» сторонников Ван Цзинвэя , но Коммунистическая партия Китая (или маоизм ) позже стала главным соперником Гоминьдана, превратив чианизм в «правую» идеологию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дональд А. Джордан (31 марта 2019 г.). Северная экспедиция: Национальная революция Китая 1926–1928 годов . Программа «Открытые книги по гуманитарным наукам» — совместная инициатива Национального фонда гуманитарных наук и Фонда Эндрю У. Меллона. п. 50.
- ^ Питер Гу Зарроу (2005). Китай в войне и революции, 1895-1949 гг . Рутледж. п. 239.
- ^ Дирлик, Ариф (1975). «Идеологические основы движения «Новая жизнь»: исследование контрреволюции» . Журнал азиатских исследований . 34 (4): 945–980. дои : 10.2307/2054509 . JSTOR 2054509 . S2CID 144316615 .
- ^ Истман, Ллойд (2021). «Фашизм в гоминьдановском Китае: синие рубашки» . Ежеквартальный журнал Китая (49). Издательство Кембриджского университета: 1–31. JSTOR 652110 . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ «Вторая китайско-японская война | Краткое содержание, участники боевых действий, факты и карта | Британника» . Britannica.com . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Каган, Ричард К. (23 сентября 1982 г.). «Военное положение на Тайване» . Бюллетень обеспокоенных азиатских ученых . 14 (3): 48–54. дои : 10.1080/14672715.1982.10412657 .
- ^ «Гражданская война в Китае | Краткое содержание, причины и результаты | Британника» . Britannica.com . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Ят-сен, Сунь. «Сан Мин Чу I: Три принципа народа» (PDF) . Chinese.larouchepub.com . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «Запрет связывания ног и содействие образованию женщин: Национальное правительство Нанкина приложило большие усилия для продвижения прав женщин - Snowflake News» г. июля Проверено 2022 23
- ^ Хуанг, Чан-Лин. «Гендерные квоты на Тайване» (PDF) . 2.igs.ocha.ac.jp. Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «От ритуала к незаконному: как в Китае была отменена система сожительства?» Yangtse.com . Проверено 23 июля 2022 г. .
- ^ «Образование при Национальном правительстве Нанкина» M.xzbu.com ( на китайском языке) Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «Предыстория и практические действия по продвижению «дела всеобщего образования» перед антияпонской войной - Китайская Республика» . 23 Проверено июля 2022 г.
- ^ Фенби, Джонатан (2005). Чан Кайши: китайский генералиссимус и нация, которую он потерял . Издательство Кэрролл и Граф. п. 413. ИСБН 0786714840 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Ли, Хуншань; Хун, Чжаохуэй (1998). Имидж, восприятие и формирование американо-китайских отношений . Университетское издательство Америки. п. 268. ИСБН 0761811583 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Гарвер, Джон В. (1988). Китайско-советские отношения, 1937–1945: Дипломатия китайского национализма: Дипломатия китайского национализма . Издательство Оксфордского университета. п. 177. ИСБН 0195363744 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ Вертхайм Тухман, Барбара (1985). Марш безумия: от Трои до Вьетнама . Random House, Inc. с. 235. ИСБН 0-345-30823-9 . Архивировано из оригинала 5 октября 2015 года . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ «Цитата Чан Кайши» . Libquotes.com . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ История экономической трансформации Тайваня: от плановой экономики к рыночной экономике 27 мая 2015 г. ISBN. 9789570845655 .
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джей (2009). Генералиссимус Издательство Гарвардского университета. стр. 100-1 102–103. ISBN 9780674054714 .
- ^ name="Энклопедия диктаторов"> Коппа, Фрэнк Дж. (2006). Энциклопедия современных диктаторов: от Наполеона до современности . Питер Лэнг. п. 58. ИСБН 0-8204-5010-3 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 15 мая 2011 г.
- ^ Кобл, Паркс М. (1986). Шанхайские капиталисты и националистическое правительство, 1927–1937 гг . Том. 94 гарвардских восточноазиатских монографий (2, переиздание, иллюстрированное издание). Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 0-674-80536-4 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 15 мая 2011 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2018 года . Проверено 20 февраля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Шоппа, Р. Кейт. Революция и ее прошлое (Нью-Йорк: Pearson Prentic Hall, 2-е изд. 2006 г., стр. 208–209.
- ^ Уэйкман, Фредерик младший (1997). «Ревизионистский взгляд на Нанкинское десятилетие: конфуцианский фашизм». The China Quarterly 150: 395–432.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года . Проверено 19 июля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Победная речь Чан Кайши в 1945 году — YouTube» . М.youtube.com. 09.06.2013 . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Фенби, Джонатан (2005). Чан Кайши: китайский генералиссимус и нация, которую он потерял . Издательство Кэрролл и Граф. п. 504. ИСБН 0786714840 . Проверено 28 июня 2010 г.
- Чан Кайши
- Идеология Гоминьдана
- Социализм в Китае
- Китайский национализм
- Консерватизм в Китае
- Консерватизм на Тайване
- Патерналистский консерватизм
- Три принципа народа
- Фашизм на Тайване
- Фашизм в Китае
- Правый антикапитализм
- Правая политика в Китае
- Одноименные политические идеологии
- Правительство Китайской Республики
- Национализм в Азии
- Политические теории
- Политика Китайской Республики
- Социальная философия
- Синкретические политические движения