Сократовский метод
Часть серии о |
Сократ |
---|
Одноимённые понятия |
Ученики |
Связанные темы |
Категория |
Сократовский метод (также известный как метод Эленха или сократических дебатов ) — это форма аргументированного диалога между людьми, основанная на задании вопросов и ответах на них.
В Платона диалоге « Теэтет » Сократ описывает свой метод как форму «акушерства», поскольку он используется, чтобы помочь его собеседникам развить свое понимание аналогично тому, как ребенок развивается в утробе матери. Сократовский метод начинается с общепринятых убеждений и тщательно исследует их посредством вопросов, чтобы определить их внутреннюю непротиворечивость и согласованность с другими убеждениями и, таким образом, приблизить каждого к истине.
В модифицированных формах он сегодня используется в различных педагогических контекстах.
Разработка
[ редактировать ]Во второй половине V века до нашей эры софисты были учителями, которые специализировались на использовании инструментов философии и риторики , чтобы развлекать, впечатлять или убеждать аудиторию принять точку зрения говорящего. Сократ продвигал альтернативный метод обучения, который стал называться сократовским методом. [1]
Сократ начал участвовать в подобных дискуссиях со своими соотечественниками -афинянами после того, как его друг юности Херефон посетил Дельфийского оракула , который утверждал, что ни один человек в Греции не был мудрее Сократа. Сократ увидел в этом парадокс и начал использовать метод Сократа, чтобы ответить на свою загадку. Диоген Лаэртий , однако, писал, что Протагор изобрел «сократовский» метод. [2] [3]
Платон, как известно, формализовал сократовский элентичный стиль в прозе, представляя Сократа как любопытного вопрошающего какого-то выдающегося афинского собеседника, в некоторых из своих ранних диалогов, таких как «Евтифрон» и «Ион» , и этот метод чаще всего встречается в так называемых « сократовых диалогах ». «, которые обычно изображают Сократа, занимающегося этим методом и задающего вопросы своим согражданам о моральных и эпистемологических проблемах. Но в своих более поздних диалогах, таких как «Теэтет» или «Софист» , Платон использовал другой метод философских дискуссий, а именно диалектику . [ нужна ссылка ]
Метод
[ редактировать ]Эленх ( древнегреческий : ἔλεγχος , латинизированный : elenkhos , букв. «аргумент опровержения или опровержения; перекрестный допрос, проверка, проверка, особенно в целях опровержения» [4] ) — центральный прием сократического метода. Латинская форма elenchus (множественное число elenchi ) используется в английском языке как технический философский термин. [5] Самая распространенная форма прилагательного в английском языке — elenctic ; elenchic и elenchtic также актуальны. Это также было очень важно в ранних диалогах Платона.
Часть серии о |
Риторика |
---|
метод исследования к таким понятиям, благочестие мудрость как , справедливость , умеренность , мужество и Сократ (как его изображал Платон) обычно применял свой . Такое исследование бросало вызов неявным моральным убеждениям собеседников, выявляя неадекватность и непоследовательность в их убеждениях и обычно приводящее к апории . Ввиду таких недостатков сам Сократ исповедовал невежество. Сократ говорил, что осознание своего невежества сделало его мудрее тех, кто, хотя и невежественен, но все же претендует на знание. Это утверждение было основано на заявлении дельфийского оракула о том, что нет человека мудрее Сократа. Хотя на первый взгляд это убеждение кажется парадоксальным, на самом деле оно позволило Сократу обнаружить свои собственные ошибки.
Сократ использовал это утверждение о мудрости как основу морального увещевания. Он утверждал, что главное добро состоит в заботе о душе, заботящейся о нравственной истине и нравственном понимании, что «не богатство приносит добро, а добро приносит богатство и всякое другое благо, как отдельному человеку, так и государству», и что «жизнь без экзамена [диалога] жить не стоит». [ нужна ссылка ]
Сократ редко использовал этот метод для разработки последовательных теорий и даже часто использовал творческие мифы и аллегории . Диалог «Парменид» показывает, как Парменид использует сократовский метод, чтобы указать на недостатки платоновской теории форм , представленной Сократом; это не единственный диалог, в котором теории, обычно излагаемые Платоном Сократом, разбиваются посредством диалектики. Вместо того, чтобы найти ответы, метод разрушает теории, которых мы придерживаемся, чтобы выйти «за пределы» аксиом и постулатов, которые мы принимаем как должное. Следовательно, Платон не считает миф и сократический метод несовместимыми; у них разные цели, и их часто называют «левым» и «правым» путем к добру и мудрости. [ нужна ссылка ]
Научные дебаты
[ редактировать ]В ранних диалогах Платона эленхус — это техника, которую Сократ использует для исследования, например, природы или определения этических концепций, таких как справедливость или добродетель. По словам Григория Властоса , оно состоит из следующих шагов: [6]
- Сократа Собеседник утверждает тезис, например: «Мужество – это выносливость души».
- Сократ решает, является ли тезис ложным, и ставит цель его опровержения.
- Сократ обеспечивает согласие своего собеседника с дальнейшими посылками, например: «Мужество — хорошая вещь» и «Невежественная выносливость — нехорошая вещь».
- Затем Сократ утверждает, и собеседник соглашается, что эти дальнейшие посылки предполагают противоположность первоначальному тезису; в данном случае это приводит к тому, что «мужество не есть выносливость души».
- Затем Сократ утверждает, что он доказал, что тезис его собеседника ложен, а его отрицание истинно.
Одно электронное рассмотрение может привести к новому, более утонченному рассмотрению рассматриваемого понятия, в данном случае оно предполагает рассмотрение утверждения: «Мужество – это мудрое терпение души». Большинство сократических исследований состоят из серии эленчи и обычно заканчиваются замешательством, известным как апория .
Майкл Фреде отмечает, что вывод Властоса на шаге №5 выше делает бессмысленным апоретическую природу ранних диалогов. Доказать ложность предложенного тезиса недостаточно для того, чтобы сделать вывод, что какой-то другой конкурирующий тезис должен быть истинным. Скорее, собеседники достигли апории , улучшенного состояния, когда они еще не знают, что сказать по обсуждаемому предмету. [7]
Точная природа эленхуса является предметом многочисленных споров, в частности, относительно того, является ли это позитивным методом, ведущим к знанию, или негативным методом, используемым исключительно для опровержения ложных претензий на знание. [8] Некоторые качественные исследования показывают, что использование сократовского метода в рамках традиционного ешивы образования помогает студентам добиться успеха в юридической школе , хотя остается открытым вопрос, является ли эта связь причинно-следственной или просто коррелятивной. [9]
Тем не менее, У.К.К. Гатри в «Греческих философах» считает ошибкой рассматривать метод Сократа как средство, с помощью которого человек ищет ответ на проблему или знание. Гатри утверждает, что метод Сократа на самом деле направлен на то, чтобы продемонстрировать свое невежество. Сократ, в отличие от софистов , действительно верил, что познание возможно, но считал, что первым шагом к познанию является признание своего невежества. Гатри пишет: «[Сократ] имел обыкновение говорить, что он сам ничего не знал и что единственный способ, которым он был мудрее других людей, заключался в том, что он осознавал свое собственное невежество, в то время как они этого не делали. Суть Сократовский метод состоит в том, чтобы убедить собеседника в том, что если он думал, что что-то знает, то на самом деле это не так». [10]
Современные приложения
[ редактировать ]Сократический семинар
[ редактировать ]Сократовский семинар (также известный как сократический кружок ) — это педагогический подход, основанный на сократическом методе и использующий диалогический подход для понимания информации в тексте. Его систематическая процедура используется для изучения текста с помощью вопросов и ответов, основанных на убеждении, что все новые знания связаны с предыдущими знаниями, что все мышление возникает в результате постановки вопросов и что задание одного вопроса должно вести к заданию дальнейших вопросов. [11] Сократовский семинар – это не дискуссия. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы участники работали вместе, чтобы выработать смысл и прийти к ответу, а не в том, чтобы один ученик или одна группа «выиграли спор». [12]
Этот подход основан на убеждении, что участники ищут и получают более глубокое понимание концепций текста посредством вдумчивого диалога, а не запоминания предоставленной им информации. [12] Хотя сократовские семинары могут различаться по структуре и даже по названию, они обычно включают отрывок текста, который студенты должны прочитать заранее и облегчить диалог. Иногда ведущий создает два концентрических круга учащихся: внешний и внутренний. Внутренний круг сосредотачивается на изучении и анализе текста посредством вопросов и ответов. На этом этапе внешний круг хранит молчание. Студенты внешнего круга во многом похожи на научных наблюдателей, наблюдающих и слушающих разговоры внутреннего круга. Когда текст полностью обсужден и внутренний круг закончил говорить, внешний круг дает обратную связь по состоявшемуся диалогу. Этот процесс чередуется с тем, что ученики из внутреннего круга отправляются во внешний круг на следующую встречу, и наоборот. Продолжительность этого процесса варьируется в зависимости от текста, используемого для обсуждения. Учитель может решить чередовать группы в рамках одного собрания или они могут чередоваться на каждом отдельном собрании. [11] [13]
Наиболее существенное различие между этим видом деятельности и наиболее типичными занятиями в классе связано с ролью учителя. На сократическом семинаре студенты ведут дискуссию и задают вопросы. Роль учителя состоит в том, чтобы обеспечить продвижение дискуссии независимо от конкретного направления, в котором она принимается. [11] [13]
Различные подходы к сократическому семинару
[ редактировать ]Преподаватели используют сократический семинар по-разному. В каждом классе структура может выглядеть по-разному. Хотя это не исчерпывающий список, учителя могут использовать одну из следующих структур для проведения сократического семинара:
- Внутренний/внешний круг или аквариум : учеников необходимо расположить во внутреннем и внешнем кругах. Внутренний круг участвует в обсуждении текста. Внешний круг наблюдает за внутренним кругом, делая записи. Внешний круг делится своими наблюдениями и задает вопросы внутреннему кругу под руководством учителя/ведущего. Студенты используют конструктивную критику, а не выносят суждения. Внешние студенты отслеживают темы, которые они хотели бы обсудить в рамках подведения итогов. Участники внешнего круга могут использовать контрольный список наблюдений или форму для заметок, чтобы контролировать участников внутреннего круга. Эти инструменты обеспечат структуру для прослушивания и предоставят внешним участникам конкретные детали для обсуждения позже на семинаре. [11] [13] Учитель также может сидеть в кругу, но на одной высоте с учениками. [14]
- Триада : Студенты располагаются так, чтобы за каждым участником (называемым «пилотом») во внутреннем круге сидели по два «вторых пилота» с каждой стороны. Пилоты — ораторы, потому что они находятся в узком кругу; Вторые пилоты находятся во внешнем круге и разговаривают только во время консультаций. Семинар проходит как любой другой семинар. В какой-то момент семинара ведущий приостанавливает обсуждение и дает указание троим поговорить друг с другом. Разговор будет о темах, которые требуют более глубокого обсуждения, или о вопросах, заданных ведущим. Иногда ведущий просит триады придумать новый вопрос. В любой момент во время разговора триады члены группы могут поменяться местами, а один из вторых пилотов может занять место пилота. Только в это время разрешена смена мест. Эта структура позволяет студентам говорить, которые, возможно, еще не уверены в том, чтобы выступать в большой группе. В семинарах этого типа участвуют все студенты, а не только студенты из внутреннего и внешнего кругов. [13]
- Семинары одновременные : Студенты объединяются в несколько небольших групп и размещаются как можно дальше друг от друга. Следуя рекомендациям сократовского семинара, студенты участвуют в дискуссиях в небольших группах. Одновременные семинары обычно проводятся с опытными студентами, которые не нуждаются в небольшом руководстве и могут участвовать в обсуждении без помощи учителя/ведущего. Согласно литературе, семинары такого типа полезны для учителей, которые хотят, чтобы учащиеся исследовали различные тексты по основному вопросу или теме. У каждой небольшой группы может быть свой текст для чтения/просмотра и обсуждения. Тогда можно провести более масштабный сократический семинар как дискуссию о том, как каждый текст соотносится друг с другом. Одновременные семинары также можно использовать для особо сложного текста. Студенты могут проработать различные вопросы и ключевые отрывки из текста. [15]
Независимо от того, какую структуру использует преподаватель, основная предпосылка семинара/кружков – передать частичный контроль и руководство классом ученикам. Семинары побуждают студентов работать вместе, создавая смысл из текста, и избегать попыток найти правильную интерпретацию. Особое внимание уделяется критическому и творческому мышлению. [11]
Выбор текста
[ редактировать ]Тексты сократовских семинаров
[ редактировать ]Текст сократовского семинара — это материальный документ, который вызывает дискуссию, заставляющую задуматься. [16] Текст должен соответствовать текущему уровню интеллектуального и социального развития участников. [17] Он обеспечивает якорь для диалога, благодаря которому ведущий может вернуть участников к тексту, если они начнут отклоняться. Кроме того, текст семинара позволяет участникам создать равные условия игры, гарантируя, что диалоговый тон в классе останется последовательным и чистым в соответствии с рассматриваемым предметом или темой. [16] Некоторые практики утверждают, что «тексты» не обязательно должны ограничиваться печатными текстами, но могут включать в себя такие артефакты, как объекты, физические пространства и тому подобное.
Соответствующие элементы эффективного сократического текста
[ редактировать ]Тексты сократовских семинаров способны бросить вызов мыслительным навыкам участников, обладая следующими характеристиками:
- Идеи и ценности : В тексте должны быть представлены идеи и ценности, которые сложны и их трудно обобщить. [16] Мощные дискуссии возникают из-за личных связей с абстрактными идеями и из-за последствий для личных ценностей.
- Сложность и сложность : текст должен быть богат идеями и сложностью. [13] и открыт для интерпретации. [18] В идеале это должно потребовать многократного чтения, [19] но не должен быть ни намного выше интеллектуального уровня участников, ни очень продолжительным.
- Соответствие учебной программе участников : Эффективный текст имеет идентифицируемые темы, которые узнаваемы и актуальны для жизни участников. [17] Темы в тексте должны соответствовать учебной программе.
- Двусмысленность : текст должен быть доступным с самых разных точек зрения, включая точки зрения, которые кажутся взаимоисключающими, что провоцирует критическое мышление и поднимает важные вопросы. Отсутствие правильных и неправильных ответов способствует разнообразию дискуссий и поощряет индивидуальный вклад. [13] [19]
Два разных способа выделения текста
[ редактировать ]Сократовские тексты можно разделить на две основные категории:
- Печатные тексты (например, рассказы, стихи и эссе) и непечатные тексты (например, фотографии, скульптуры и карты); и
- Предметная область, которая может быть основана на печатных или непечатных артефактах. Например, к языковому искусству можно подходить через стихи, к истории через письменные или устные исторические выступления, к науке через политику по вопросам окружающей среды, к математике через математические доказательства, к здоровью через этикетки с питанием и к физическому воспитанию через рекомендации по фитнесу. [13] [16]
Методы допроса
[ редактировать ]Сократовские семинары основаны на взаимодействии сверстников. Основное внимание уделяется изучению различных точек зрения на конкретный вопрос или тему. Сократовские вопросы используются, чтобы помочь учащимся применить эту деятельность в процессе обучения. Педагогика . сократовских вопросов открыта и фокусируется на широких, общих идеях, а не на конкретной фактической информации [11] Техника допроса подчеркивает уровень вопросов и размышлений, на котором не существует единственного правильного ответа.
Сократовские семинары обычно начинаются с открытого вопроса, предложенного либо ведущим, либо другим участником. [17] Назначенного первого докладчика нет; По мере того, как люди участвуют в сократическом диалоге, они приобретают опыт , который позволяет им эффективно выполнять роль первоначального задающего вопросы. [13]
Ведущий поддерживает тему в фокусе, задавая разнообразные вопросы о самом тексте, а также вопросы, помогающие прояснить позиции, когда аргументы запутываются. Лидер также стремится вовлечь в дискуссию неохотных участников и ограничить участие тех, кто склонен доминировать. [13] Она или он предлагает участникам детализировать свои ответы и опираться на то, что сказали другие. Лидер помогает участникам углубить, прояснить и перефразировать, а также синтезировать множество различных точек зрения. [13]
Участники разделяют с лидером ответственность за поддержание качества сократического круга. Они активно слушают, чтобы эффективно реагировать на то, что внесли другие. Это учит участников думать и говорить убедительно, используя дискуссию для обоснования своей позиции. [11] Участники должны демонстрировать уважение к различным идеям, мыслям и ценностям и не перебивать друг друга. [13]
Вопросы можно создавать индивидуально или в небольших группах. [18] Всем участникам предоставляется возможность принять участие в обсуждении. [20] Сократовские круги определяют три типа вопросов для подготовки:
- Вступительные вопросы вызывают дискуссию в начале семинара, чтобы выявить доминирующие темы. [13] [18]
- Наводящие вопросы помогают углубить и развить дискуссию, сохраняя актуальность темы и создавая позитивную атмосферу и заботясь о других.
- Заключительные вопросы побуждают участников обобщить свои мысли и полученные знания. [13] и персонализировать то, что они обсуждали. [18]
Проблемы и недостатки
[ редактировать ]Такие ученые, как Питер Богосян, предполагают, что, хотя этот метод улучшает творческое и критическое мышление, у него есть и обратная сторона. Он утверждает, что учителя, использующие этот метод, ждут, пока ученики допустят ошибки, создавая тем самым негативные эмоции в классе, подвергая ученика возможным насмешкам и унижениям. [21]
Некоторые возражали против этой мысли, заявляя, что унижение и насмешки вызваны не самим методом, а скорее недостатком знаний ученика. Погосян отмечает, что, хотя вопросы могут вызывать недоумение, они изначально не предназначены для этого; на самом деле такие вопросы провоцируют студентов, и им можно противостоять, используя контрпримеры. [21]
Психотерапия
[ редактировать ]Сократовский метод в форме сократического опроса был адаптирован для психотерапии, особенно в классической адлеровской психотерапии , логотерапии , [22] рационально-эмоционально-поведенческая терапия , когнитивная терапия [23] [24] [25] и терапия реальностью . Его можно использовать для прояснения значения, чувств и последствий, а также для постепенного раскрытия понимания или изучения альтернативных действий.
Сократовский метод также недавно вдохновил новую форму прикладной философии: сократический диалог , также называемый философским консультированием . В Европе Герд Б. Ахенбах, вероятно, является самым известным практиком, и Мишель Вебер также предложил другой вариант практики.
См. также
[ редактировать ]- Адвокат дьявола
- Таблица Харкнесса – метод обучения, основанный на сократовском методе.
- Марва Коллинз
- Педагогика
- «Бумажная погоня» - фильм 1973 года, основанный на одноименном романе 1971 года , драматизирующий использование сократовского метода на уроках юридического факультета.
- Кафе Сократ
- Сократический допрос
- Сократическая ирония
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Понимание сократического метода обучения» . Университет Авраама Линкольна . 10 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Джарратт, Сьюзен К. Перечитывая софистов: обновленная классическая риторика . Карбондейл и Эдвардсвилл: Издательство Университета Южного Иллинойса, 1991, стр. 83.
- ^ Спрэг 1972 , с. 5.
- ^ Лидделл, Скотт и Джонс, Греко-английский лексикон , 9-е издание.
- ^ Словарь колледжей Нового Света Вебстера , 4-е издание; Оксфордский словарь английского языка .
- ^ Грегори Властос, «Сократ Эленх», Оксфордские исследования древней философии I , Оксфорд, 1983, 27–58.
- ^ Майкл Фреде, «Аргументы Платона и форма диалога», Оксфордские исследования древней философии , дополнительный том 1992, Оксфорд 1992, 201–19.
- ↑ Стивен Салкевер, «Методы интерпретации Платона и его диалогов». Архивировано 12 сентября 2016 года в Wayback Machine ( Классический обзор Брина Мора ).
- ^ Кляйн, Реувен Хаим (1 марта 2024 г.). «Качественное исследование того, как традиционное образование ешивы готовит студентов к поступлению на юридический факультет» . Учитель права . 58 (1): 111–130. дои : 10.17613/b462-fp41 .
- ^ WKC Гатри (1968) Греческие философы от Фалеса до Аристотеля , стр. 74, Лондон: Routledge.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Коупленд, Мэтт (2010). Сократические круги: развитие критического и творческого мышления в средней и старшей школе . Портленд, Мэн: Стенхаус.
- ^ Jump up to: а б «Сократический круг» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 19 февраля 2018 года . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Фурман: Сократический семинар» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 июня 2013 года . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Тинг Чоунинг, Жанна (октябрь 2009 г.). «Сократовские семинары в классе естественных наук». Учитель естественных наук . 76 (7). Национальная ассоциация учителей естественных наук : 38.
- ^ Гозе, Майкл (январь 2009 г.). «Когда сократический диалог ослабевает: вопросы и стратегии привлечения студентов». Преподавание в колледже . 57 (1): 46. doi : 10.3200/CTCH.57.1.45-50 . S2CID 144482413 .
- ^ Jump up to: а б с д «Семинар Пайдея: активное мышление через диалог. 3.4 Шаг планирования 3: Выбор текста» . Архивировано из оригинала 15 августа 2012 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Чорземпа, Барбара; Лапидус, Лори (январь 2009 г.). «Чтобы найти себя, думай сам». Обучение выдающихся детей . 41 (3): 54–59. дои : 10.1177/004005990904100306 . S2CID 146880761 .
- ^ Jump up to: а б с д Мангрум, Дженнифер (апрель 2010 г.). «Обмен практикой через сократические семинары». Каппан . 91 (7): 40–43. дои : 10.1177/003172171009100708 . S2CID 144053420 .
- ^ Jump up to: а б «Лицом к истории и самим себе: сократический семинар» . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ Гозе, Майкл (2009). «Когда сократический диалог ослабевает: вопросы и стратегии привлечения студентов». Преподавание в колледже . 57 (1): 45–50. дои : 10.3200/CTCH.57.1.45-50 . S2CID 144482413 .
- ^ Jump up to: а б Делик, Харис; Бечирович, Сенад (ноябрь 2016 г.). «Сократовский метод как подход к обучению» . Европейский исследователь . 111 : 511–517. дои : 10.13187/er.2016.111.511 . Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года – через ResearchGate.
- ^ Лукас, Элизабет, Учебник по логотерапии, 2000, стр. 86
- ^ Оверхолсер 1993 , стр. 75–85.
- ^ Оверхолсер 1993 , стр. 286-293.
- ^ Оверхолсер 1993 , стр. 283–292.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Робинсон, Ричард, Ранняя диалектика Платона , 2-е издание (Clarendon Press, Оксфорд, 1953).
- Philosopher.org - «Советы по открытию собственного кафе Сократ », Кристофер Филлипс , Сесилия Филлипс
- Socraticmethod.net Портал исследований сократического метода
- Как использовать метод Сократа
- UChicago.edu - «Сократический метод» Элизабет Гарретт (1998)
- Обучение спрашивая, а не рассказывая , пример Рика Гарликова
- Проект «Гутенберг»: произведения Платона
- Проект Гутенберг: Работы Ксенофонта (включая некоторые сократовские работы)
- Проект Гутенберг: Работы Цицерона (включает некоторые произведения в формате «Сократического диалога»)
- Сократический клуб
- Сократический и научный метод