Jump to content

Теология процесса

(Перенаправлено с «Процессный теизм» )

Богословие процесса — это тип богословия, разработанный на основе Альфреда Норта Уайтхеда (1861–1947) философии процесса , но в первую очередь Чарльза Хартшорна (1897–2000), Джона Б. Кобба (р. 1925) и Юджина Х. Питерса (р. 1925 ). 1929–1983). Теология процесса и философия процесса вместе называются «процессуальным мышлением».

И для Уайтхеда, и для Хартшорна важным атрибутом Бога является способность влиять на временные процессы и подвергаться их влиянию, в отличие от форм теизма, которые считают Бога во всех отношениях вневременным ( вечным ), неизменным ( неизменяемым ) и незатронутым. миром ( невозмутимый ). Теология процесса не отрицает, что Бог в некоторых отношениях вечен (никогда не умрет), неизменен (в том смысле, что Бог неизменно добр) и бесстрастен (в том смысле, что вечный аспект Бога не подвержен влиянию реальности), но это противоречит классический взгляд, утверждая, что Бог в некоторых отношениях временен, изменчив и преходящ. [1]

По мнению Кобба, «теология процесса может относиться ко всем формам теологии, в которых особое внимание уделяется событию, происшествию или становлению над субстанцией . В этом смысле теология, находящаяся под влиянием Г.В.Ф. Гегеля, является теологией процесса в такой же степени, как и теология, на которую повлиял Уайтхед. Такое использование термина обращает внимание на сходство между этими совершенно разными традициями». [2] [3] также Пьера Тейяра де Шардена . К теологам процесса можно отнести [4] даже если их обычно понимают как относящиеся к школе Уайтхеда/Хартсхорна, где продолжаются постоянные дебаты о природе Бога, отношениях Бога и мира и бессмертии.

Различные богословские и философские аспекты были расширены и развиты Чарльзом Хартшорном (1897–2000), Джоном Б. Коббом , Юджином Х. Питерсом и Дэвидом Рэем Гриффином . [5] Характерной чертой теологии процесса, которую разделял каждый из этих мыслителей, был отказ от метафизики , которая отдает предпочтение « бытию » над « становлением », особенно метафизикам Аристотеля и Фомы Аквинского . [6] На Хартшорна глубоко повлияли французский философ Жюль Лекье и швейцарский философ Шарль Секретан, которые, вероятно, были первыми, кто заявил, что в Боге свобода становления выше его субстанциональности.

Богословие процесса вскоре оказало влияние на ряд еврейских богословов, включая раввинов Макса Кадушина , Милтона Стейнберга , Леви А. Олана , Гарри Сломинского и, в меньшей степени, Авраама Джошуа Хешеля . Среди современных еврейских теологов, которые защищают ту или иную форму теологии процесса, — Брэдли Шавит Артсон , [7] Лоуренс А. Ингландер, Уильям Э. Кауфман , Гарольд Кушнер , Энсон Лайтнер, Майкл Лернер , Гилберт С. Розенталь, Лоуренс Тростер , Дональд Б. Россофф, Бертон Миндик и Наум Уорд. [ нужна ссылка ]

Алан Андерсон и Деб Уайтхаус применили теологию процесса к нового мышления варианту христианства « » . [8]

Ричард Стадельманн работал над сохранением уникальности Иисуса в теологии процесса. [ нужна ссылка ]

Отношения Бога и мира

[ редактировать ]

Классическое утверждение Уайтхеда представляет собой набор противоположных утверждений , которые пытаются избежать внутреннего противоречия, перемещая их из набора оппозиций в контраст:

  • Сказать, что Бог постоянен и Мир текуч, так же верно, как и то, что Мир постоянен и Бог текуч.
  • Сказать, что Бог един, а Мир множествен, так же верно, как и то, что Мир един, а Бог множествен.
  • Сказать, что по сравнению с миром Бог актуален в высшей степени, так же верно, как и то, что по сравнению с Богом Мир актуален в высшей степени.
  • Сказать, что Мир имманентен Богу, так же верно, как и то, что Бог имманентен Миру.
  • Сказать, что Бог превосходит Мир, так же верно, как и то, что Мир превосходит Бога.
  • Сказать, что Бог творит Мир, так же верно, как и то, что Мир творит Бога. [9]
  • Бог не всемогущ в смысле принуждения . Божественное обладает силой убеждения, а не принуждения. Теологи процесса интерпретируют классическую доктрину всемогущества как предполагающую силу и вместо этого предлагают терпение в отношении божественной силы. «Убеждение» в причинном смысле означает, что Бог не осуществляет односторонний контроль. [10]
  • Реальность состоит не из материальных субстанций, сохраняющихся во времени, а из последовательно упорядоченных событий, носящих эмпирический характер. Эти события имеют как физический, так и психический аспект. Любой опыт (мужской, женский, атомный и ботанический) важен и способствует непрерывному и взаимосвязанному процессу реальности.
  • Вселенная характеризуется процессами и изменениями, осуществляемыми агентами свободной воли . Самоопределение характеризует все во вселенной , а не только людей. Бог не может полностью контролировать какую-либо серию событий или какого-либо человека, но Бог влияет на творческое проявление этой универсальной свободной воли, предлагая возможности. Другими словами, Бог во всем имеет волю, но не все, что происходит, является волей Бога. [11]
  • Бог содержит вселенную, но не тождествен ей ( панентеизм , а не пантеизм или пандеизм ). Некоторые также называют это «теокосмоцентризмом», чтобы подчеркнуть, что Бог всегда был связан с тем или иным миром.
  • Поскольку Бог взаимодействует с изменяющейся вселенной, Бог изменчив (то есть на Бога влияют действия, происходящие во вселенной) с течением времени. Однако абстрактные элементы Бога ( добро , мудрость и т. д.) остаются вечно прочными.
  • Чарльз Хартшорн считает, что люди не испытывают субъективного (или личного) бессмертия , но у них есть объективное бессмертие, потому что их опыт живет вечно в Боге, который содержит все, что было. Другие теологи процесса полагают, что люди действительно имеют субъективный опыт после телесной смерти. [12]
  • Диполярный теизм — это идея о том, что Бог имеет как изменяющийся аспект (существование Бога как Живого Бога), так и неизменный аспект (вечная сущность Бога). [13]

Связь с теологией освобождения

[ редактировать ]

Генри Янг объединяет черную теологию и теологию процесса в своей книге «Надежда в процессе» . Янг ищет модель американского общества, которая выходит за рамки альтернатив интеграции чернокожих в белое общество и разделения черных. Он считает полезной модель процесса, когда многие становятся одним. Здесь единое — это новая реальность, возникающая в результате дискретного вклада многих, а не ассимиляции многих с уже сложившейся реальностью. [14]

Моника Коулман объединила женское богословие и теологию процесса в своей книге «Как найти выход из ничего» . В ней она утверждает, что «найти выход из невозможности» и «творческая трансформация» являются взаимодополняющими идеями соответствующих богословских традиций. Она является одним из многих теологов, которые идентифицируют себя как теологи процесса, так и теологи-феминистки/женщины/экофеминистки, в число которых входят такие личности, как Салли МакФейг , Розмари Рэдфорд Рютер и Марджори Хьюитт Сухоки . [15] [16]

К. Роберт Месли в своей книге «Теология процесса » выделяет три аспекта теологии процесса освобождения : [17]

  1. Божественное имеет реляционный характер, который позволяет Богу переживать как радость, так и страдания человечества. Бог страдает так же, как и те, кто испытывает угнетение, и Бог стремится реализовать все положительные и прекрасные потенциалы. Поэтому Бог должен быть солидарным с угнетенными, а также работать над их освобождением.
  2. Бог не всемогущ в классическом смысле этого слова, и поэтому Бог не поддерживает статус-кво, а скорее стремится к осуществлению большего блага.
  3. Бог осуществляет власть в отношениях, а не односторонний контроль. Таким образом, Бог не может мгновенно положить конец злу и угнетению в мире. Бог работает в отношениях, помогая людям вести к освобождению.

Отношение к плюрализму

[ редактировать ]

Теология процесса утверждает, что Бог работает во всех людях, чтобы реализовать потенциальные возможности. В этом смысле каждое религиозное проявление — это Божественное, действующее уникальным образом, чтобы выявить красоту и добро. Кроме того, Священные Писания и религия представляют собой человеческую интерпретацию божественного. В этом смысле плюрализм является выражением разнообразия культурных традиций и предположений, которые люди используют, чтобы приблизиться к Божественному. [18]

Связь с учением о воплощении

[ редактировать ]

Вопреки христианской ортодоксальности , Христос господствующей теологии процесса не является мистическим и исторически уникальным союзом божественной и человеческой природы в одной ипостаси , вечным Логосом Бога, воплощенным и идентифицируемым как человек Иисус . Напротив, Бог воплощается в жизни всех людей, когда они действуют по призыву Бога. Иисус полностью и во всех отношениях ответил на Божий призыв, поэтому личность Иисуса богословски понимается как «божественное Слово в человеческом образе». [ нужна ссылка ] Иисус не является Богом в отдельности и по сути, но он был полностью синхронизирован с Богом во все моменты жизни. [19] Кобб выразил Воплощение в терминах процесса, которые связывают его с его пониманием реализации человеческого потенциала: « Христос» относится к Логосу как к воплощенному, следовательно, как к процессу творческой трансформации в мире и в мире». [20] [ нужна цитата для проверки ]

Дебаты о концепции богословской силы Бога

[ редактировать ]

Критика теологии процесса заключается в том, что она предлагает слишком сильно умаленную концепцию силы Бога. Теологи процесса утверждают, что Бог не имеет одностороннего принудительного контроля над всем во вселенной. В теологии процесса Бог не может отвергать свободу человека, совершать чудеса, нарушающие законы природы, а также совершать физические действия, такие как вызов или остановка наводнения или лавины. Критики утверждают, что эта концепция умаляет божественную силу до такой степени, что Богу больше не поклоняются. [5] [21] [22] [23] [24]

Ответ теологии процесса на эту критику состоит в том, что традиционная христианская концепция Бога на самом деле не является поклонением в ее нынешнем виде и что традиционное представление о всемогуществе Бога не имеет смысла. [25]

Во-первых, власть — это относительное понятие. Оно осуществляется не в вакууме, а всегда какой-то сущностью А какой-то другой сущностью Б. по сравнению с [26] По сути, власть требует анализа как существа, осуществляющего власть, так и существа, на которое эта власть воздействует. Предположить, что сущность A (в данном случае Бог) всегда может успешно управлять любой другой сущностью B , означает, по сути, сказать, что B не существует как свободное и индивидуальное существо в каком-либо значимом смысле, поскольку не существует возможности о том, что он будет сопротивляться А, если А решит настаивать на этом вопросе. [27]

Помня об этом, теология процесса проводит несколько важных различий между различными видами власти. Первое различие проводится между «принудительной» властью и «убеждающей» властью. [28] Принудительная сила – это сила, при которой одно физическое тело оказывает воздействие на другое, например, когда один бильярдный шар ударяется о другой или одна рука скручивает другую. Безжизненные тела (такие как бильярдные шары) вообще не могут противостоять такому применению физической силы, и даже живые тела (например, руки) могут сопротивляться только до определенной степени и могут быть подавлены принудительно. Хотя конечные физические существа могут таким образом оказывать принудительную власть друг над другом, Бог, не имея физического тела, не может (или просто не будет ) осуществлять принудительный контроль над миром. [29]

Но теологи процесса утверждают, что принудительная власть на самом деле является вторичной или производной формой власти, тогда как убеждение является первичной формой. [28] Даже акт самодвижения (например, руки) является примером убедительной силы. Рука может работать не так, как того хочет человек: она может быть сломана, уснуть или иным образом неспособна выполнить желаемое действие. Только после того, как убедительный акт самодвижения окажется успешным, сущность может даже начать осуществлять принудительный контроль над другими конечными физическими телами. Но никакой принудительный контроль не может изменить свободные решения других субъектов; только убеждение может сделать это. [30]

Например, родитель говорит ребенку, что ему пора лечь спать. Ребенок, как застенчивая и принимающая решения личность, всегда может принять решение не ложиться спать. В ответ родитель может взять ребенка на руки и отнести в свою комнату, но ничто не может заставить ребенка изменить свое решение сопротивляться указаниям родителя. Только тело ребенка может принудительно контролироваться телом физически более сильного родителя; свободная воля ребенка остается нетронутой. Хотя теологи процесса утверждают, что Бог не обладает силой принуждения, они также утверждают, что Бог обладает высшей силой убеждения , что Бог всегда влияет/убеждает нас выбирать добро.

Один из классических диалогов по вопросу божественной силы происходит между философами Фредериком Зонтагом и Джоном К. Ротом и теологом процесса Дэвидом Рэем Гриффином . [31] Зонтаг и Рот утверждали, что неспособность Бога, например, остановить геноцид в Освенциме, означала, что Бог недостоин поклонения, поскольку нет смысла поклоняться Богу, который не может спасти нас от таких злодеяний. Ответ Гриффина был следующим:

Одна из самых сильных жалоб Зонтаг и Рота заключается в том, что, учитывая чудовищность зла в мире, божество, которое [просто] делает все возможное, не достойно поклонения. Подразумевается, что божество, которое не делает все возможное, достойно поклонения. Например, говоря об Освенциме, Рот высмеивает моего Бога, утверждая, что «лучшее, что Бог мог сделать, — это позволить 10 000 евреев в день сгорать в дыму». Рот предпочитает Бога, который имел власть предотвратить Холокост, но не сделал этого! Это показывает, насколько люди могут различаться в том, что они считают достойным поклонения. Для Рота очевидно, что грубая сила вызывает поклонение. Вопрос в следующем: разве это должно вызывать поклонение? Возвращаясь к вопросу об откровении: соответствует ли такой вид поклонения силе христианскому утверждению о том, что божественность решительно раскрывается в Иисусе? Рот считает, что мой Бог слишком мал, чтобы вызывать поклонение; Я считаю его слишком грубым. [31]

Таким образом, процессуальный аргумент состоит в том, что те, кто цепляется за идею принудительного всемогущества Бога, защищают власть ради власти, что, казалось бы, несовместимо с жизнью Иисуса, который, по мнению христиан, умер за грехи человечества, а не свергнул Римскую империю. . Гриффин утверждает, что на самом деле всемогущество Бога определяется «традиционным» способом, а не поклонением. [31]

Еще одно различие, которое проводят богословы, - это идея «односторонней» власти и «реляционной» власти. [32] Односторонняя власть — это власть короля (или, точнее, тирана), который желает осуществлять контроль над своими подданными, не подвергаясь их влиянию . [33] Однако большинство людей согласятся с тем, что правитель, которого не меняют и не затрагивают радости и печали его подданных, на самом деле является презренным правителем и психопатом. [34] Таким образом, теологи процесса подчеркивают, что сила Бога носит относительный характер; Вместо того, чтобы быть незатронутым и неизменным со стороны мира, Бог является существом, на которого больше всего влияет любое другое существо во вселенной. [35] Как говорит теолог процесса К. Роберт Месле:

Власть в отношениях требует большой силы. В отличие от односторонней власти, радикальные проявления власти отношений можно обнаружить у таких людей, как Мартин Лютер Кинг-младший , Махатма Ганди и Иисус . Это требует готовности терпеть огромные страдания, отказываясь при этом ненавидеть. Это требует, чтобы мы держали наши сердца открытыми для тех, кто хочет их закрыть. Это означает предложение начать отношения с людьми, которые нас ненавидят, презирают и желают нас уничтожить. [32]

Подводя итог, теологи процесса утверждают, что их концепция силы Бога не умаляет Бога, а как раз наоборот. Вместо того, чтобы рассматривать Бога как того, кто в одностороннем порядке принуждает другие существа, судит и наказывает их и на которого совершенно не влияют радости и печали других, теологи процесса рассматривают Бога как того, кто убеждает вселенную к любви и миру, на которого в высшей степени влияют даже самая маленькая из радостей и самая маленькая из печалей, и он способен любить всех существ, несмотря на самые отвратительные поступки, которые они могут совершить. Бог, как говорит Уайтхед, «тот же страдалец, который понимает». [36]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вайни, Дональд Уэйн (28 января 2014 г.). «Процессуальный теизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 15 марта 2018 г.
  2. ^ Кобб, Джон Б. младший (1982). Теология процесса как политическая теология . Издательство Манчестерского университета . п. 19 . ISBN  978-0-664-24417-0 .
  3. ^ О'Риган, Сирил (1994). Неортодоксальный Гегель . Олбани, Нью-Йорк : SUNY Press . п. 448 : «Любая связь между теологией процесса и гегелевской онтотеологией нуждается в аргументации . В последние годы такой аргумент стал более заметным». ISBN  978-0-791-42005-8 .
  4. ^ Бонтинг, Сьерд Льюве (2005). Творение и двойной хаос. Наука и теология в дискуссии . Миннеаполис, Миннесота : Fortress Press . п. 88 . ISBN  978-1-451-41838-5 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон В. Купер, Панентеизм: другой бог философов (Гранд-Рапидс: Baker Academic, 2006), 342.
  6. ^ Зайбт, Йоханна (26 октября 2017 г.). «Философия процесса» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 15 марта 2018 г.
  7. ^ Артсон, Брэдли Шавит (2010). «Ба-дерех: В пути. Презентация теологии процесса» . Консервативный иудаизм . 62 (1–2): 3–35. дои : 10.1353/coj.2010.0040 . ISSN   1947-4717 .
  8. ^ Амао, Альберт (2 мая 2014 г.). Исцеление без лекарств: от пионеров к современной практике . Книги квестов. ISBN  978-0-8356-3132-7 .
  9. ^ Уайтхед, Процесс и реальность, исправленное изд. (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1978), 348.
  10. ^ Чарльз Хартшорн , Всемогущество и другие богословские ошибки (Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 1984), 20–26.
  11. ^ Джон Кобб и Дэвид Гриффин, Теология процесса: вводное изложение (Филадельфия: Westminster Press, 1976), 14–16, глава 1.
  12. ^ Хартсхорн, 32–36.
  13. ^ Вайни, Дональд Уэйн (24 августа 2004 г.). «Чарльз Хартшорн: Диполярный теизм» . Библиотека Гарвард-сквер . Проверено 15 марта 2018 г.
  14. ^ Кобб младший, Джон Б. (1978). «Теология процесса» . Религия онлайн . Проверено 15 марта 2018 г.
  15. ^ Центр исследований процессов, «Содиректора CPS», получено 6 сентября 2014 г.
  16. ^ «Тело Бога - экологическое богословие», получено 6 сентября 2014 г.
  17. ^ К. Роберт Месли , Теология процесса: базовое введение (Сент-Луис, Миссури: Chalice Press, 1993), 65–68, 75–80.
  18. ^ Месле (1993). п. 101.
  19. ^ Месле (1993). п. 106.
  20. ^ Кобб, Джон Б. (18 января 1999 г.). Христос в эпоху плюрализма . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-57910-300-2 .
  21. ^ Файнберг, Джон С. (2006). Никто, подобный Ему: учение о Боге (Откр. ред.). Уитон. Илл.: Crossway Books. п. 178. ИСБН  978-1581348118 .
  22. ^ Роджер Э. Олсон , « Почему я не теолог процесса », последнее изменение от 4 декабря 2013 г., Patheos.org , по состоянию на 7 мая 2014 г.
  23. ^ Дэвид Бейсингер , Божественная сила в процессуальном теизме (Олбани: State University of New York Press, 1988), 14.
  24. ^ Эл Трусдейл, Переосмысление Бога (Канзас-Сити: Beacon Hill Press, 2010), 21.
  25. ^ Дэвид Рэй Гриффин , Бог, сила и зло: процесс теодицеи (Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2004), 268.
  26. ^ Дэвид Рэй Гриффин (2004). п. 265.
  27. ^ Дэвид Рэй Гриффин (2004). п. 267.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвид Рэй Гриффин (2004). п. 9.
  29. ^ Дэвид Рэй Гриффин (2004). п. 8.
  30. ^ Дэвид Рэй Гриффин (2004). п. 6.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дэвид Рэй Гриффин, «Сотворение из хаоса и проблема зла», в книге « Встреча со злом: варианты жизни в теодицеи» , под ред. Стивен Дэвис (Атланта: John Knox Press, 1981), 135.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б К. Роберт Месли, « Власть отношений, архивировано 24 августа 2017 г. в Wayback Machine », «JesusJazzBuddhism.org » , по состоянию на 7 мая 2014 г.
  33. ^ Шуберт М. Огден , Реальность Бога и другие эссе (Даллас: издательство Южного методистского университета, 1992), 51.
  34. ^ Чарльз Хартшорн, «Традиционализм Канта», в книге « Проницательность и оплошность великих мыслителей: оценка западной философии» , изд. Чарльз Хартшорн (Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1983), 174.
  35. ^ Чарльз Хартшорн, Божественная относительность: социальная концепция Бога (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1964), 58.
  36. ^ Альфред Норт Уайтхед , Процесс и реальность (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1978), 351.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брюс Г. Эпперли Богословие процесса: Руководство для растерянных (Нью-Йорк: T&T Clark, 2011, ISBN   978-0-567-59669-7 ) Это «возможно, лучшее углубленное введение в богословие процесса, доступное для неспециалистов».
  • Хьюитт Сухоцки Церковь Бога Христа Марджори : Практическое руководство по теологии процесса , новая редакция. ред. (Нью-Йорк: Перекресток, 1989, ISBN   0-8245-0970-6 ) демонстрирует практическую интеграцию философии процесса с христианством.
  • Теология процесса Роберта Месле : базовое введение (Сент-Луис: Chalice Press, 1993, ISBN   0-8272-2945-3 ) представляет собой введение в богословие процесса, написанное для непрофессионалов.
  • Еврейские введения в классический теизм , ограниченный теизм и теологию процесса можно найти в книге «Вопрос веры: атеист и раввин обсуждают существование Бога» (Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1994, ISBN   1-56821-089-2 ) и «Дело о Боге» (Сент-Луис: Chalice Press, 1991, ISBN   0-8272-0458-2 ), оба написаны раввином Уильямом Э. Кауфманом. Еврейские вариации теологии процесса также представлены в книге Гарольда Кушнера « Когда плохие вещи случаются с хорошими людьми» (Нью-Йорк: Anchor Books, 2004, ISBN   1-4000-3472-8 ), а также Сандра Б. Любарски и Дэвид Рэй Гриффин, редакторы, « Еврейская теология и процессуальная мысль» (Олбани: State University of New York Press, 1995, ISBN   0-7914-2810-9 ).
  • Введение в христианство можно найти в книге Шуберта М. Огдена «Реальность Бога и другие эссе» (Даллас: издательство Южного методистского университета, 1992, ISBN   0-87074-318-X ); Джон Б. Кобб, «Сомневающийся Фома: христология в форме рассказа» (Нью-Йорк: Перекресток, 1990, ISBN   0-8245-1033-X ); Чарльз Хартшорн, Всемогущество и другие богословские ошибки (Олбани: State University of New York Press, 1984, ISBN   0-87395-771-7 ); и Ричард Райс, Божье предвидение и свободная воля человека (Миннеаполис, Миннесота: Bethany House Publishers, 1985; переработанное издание книги автора «Открытость Бога» , коп. 1980; ISBN   0-87123-845-4 ). На французском языке лучшим введением может быть Андре Гунель, «Творческий динамизм Бога: эссе по теологии процесса» , переработанное, измененное и расширенное издание (Париж: Ван Дирен, 2000, ISBN   2-911087-26-7 ).
  • Самая важная работа Пола С. Фиддеса «Созидательные страдания Бога» (Оксфорд: Oxford University Press, 1992); см. также его краткий обзор «Теология процесса» в издании А. Э. МакГрата, « Энциклопедия современной христианской мысли Блэквелла» (Оксфорд: Блэквелл, 1993), 472–76.
  • Мысль Нормана Питтенджера проиллюстрирована в его книге «Бог в процессе» (Лондон: SCM Press, 1967, LCC   BT83.6.P5 ), «Мысль процесса и христианская вера» (Нью-Йорк: Macmillan Company, 1968, LCC   BR100.P615 1968 ), и «Становление и принадлежность» (Уилтон, Коннектикут: Morehouse Publications, 1989, ISBN   0-8192-1480-9 ).
  • Скрытые круги Констанс Уайз в сети: феминистская Викка, оккультные знания и процессуальное мышление (Лэнхэм, Мэриленд: AltaMira Press, 2008, ISBN   978-0-7591-1006-9 ) применяет теологию процесса к одной из разновидностей современного язычества .
  • Мишель Вебер , « Шаманизм и протосознание », у Рене Лебрена, Жюльена Де Воса и др. Ван Квикельберге (редакторы), Deus Unicus , Turnhout, Brepols, колл. Homo Religiosus, серия II, 14, 2015, стр. 247–260.
  • Дэвид Рэй Гриффин «Возрождение чар без сверхъестественного: процесс философии религии» (Cornell University Press, 2001, ISBN   9780801437786 ), изложение центральных тезисов теологии процесса.
  • Стауб, Джейкоб (октябрь 1992 г.). «Каплан и теология процесса». В Голдсмите, Эмануэль; Скульт, Мел; Зельцер, Роберт (ред.). Американский иудаизм Мордехая М. Каплана . Нью-Йорк Пресс. ISBN  978-0-8147-3257-1 .
  • Квалл, Роберта Р. (2011–2012 гг.). «Уроки живых садов и теология еврейского процесса для авторства и моральных прав». Вандербильт Журнал права в сфере развлечений и технологий . 14 : 889–.
  • Боуман, Донна; Макдэниел, Джей, ред. (январь 2006 г.). Справочник по теологии процесса . Чалис Пресс. ISBN  978-0-8272-1467-5 .
  • Лумер, Бернард М. (1987). «Теология процесса: истоки, сильные и слабые стороны». Процессуальные исследования . 16 (4): 245–254. дои : 10.5840/process198716446 . S2CID   147092066 .
  • Кобб, Джон Б. (1980). «Теология процесса и проблемы окружающей среды». Журнал религии . 60 (4): 440–458. дои : 10.1086/486819 . S2CID   144187859 .
  • Фабер, Роланд (6 апреля 2017 г.). Становление Бога: теология процесса, философия и межрелигиозное взаимодействие . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-60608-885-2 .
  • Баррелл, Дэвид Б. (1982). «Опирается ли теология процесса на ошибку?». Богословские исследования . 43 (1): 125–135. дои : 10.1177/004056398204300105 . S2CID   171057603 .
  • Пиксли, Джордж В. (1974). «Справедливость и классовая борьба: вызов теологии процесса». Процессуальные исследования . 4 (3): 159–175. дои : 10.5840/process19744328 . S2CID   147450649 .
  • Месле, К. Роберт (1988). «Скрывается ли Бог от нас?: Джон Хик и теология процесса о вере, свободе и теодицее». Международный журнал философии религии . 24 (1/2): 93–111. дои : 10.1007/BF00134167 . ISSN   0020-7047 . JSTOR   40024796 . S2CID   169572605 .
  • Дин, Уильям (1984). «Деконструкция и теология процесса». Журнал религии . 64 (1): 1–19. дои : 10.1086/487073 . S2CID   170764846 .
  • Дорриен, Гэри (2008). «Приманка и необходимость теологии процесса». Перекрестные течения . 58 (2): 316–336. дои : 10.1111/j.1939-3881.2008.00026.x . ISSN   0011-1953 . JSTOR   24461426 . S2CID   170653256 .
  • Стоун, Брайан П.; Оорд, Томас Джей, ред. (2001). Твоя природа и твое имя — любовь: уэслианская теология и теология процесса в диалоге . Книги Кингсвуда. ISBN  978-0-687-05220-2 .
  • Мюллер, Джей-Джей (1986). «Процесс теологии и католическое богословское сообщество». Богословские исследования . 47 (3): 412–427. дои : 10.1177/004056398604700303 . S2CID   147471058 .
  • О'Коннор, июнь (1980). «Теология процесса и теология освобождения: теологические и этические размышления». Горизонты . 7 (2): 231–248. дои : 10.1017/S0360966900021265 . S2CID   171239767 .
  • Третован, Илтид (1983). «Значение теологии процесса». Религиоведение . 19 (3): 311–322. дои : 10.1017/S0034412500015262 . S2CID   170717776 .
  • Заяц, Питер Х.; Райдер, Джон (1980). «Порядковая метафизика и теология процессов Бухлера». Процессуальные исследования . 10 (3/4): 120–129. дои : 10.5840/process1980103/411 . JSTOR   44798127 . S2CID   170543829 .
  • Хекман, Сьюзен (2017). «Феминистский новый материализм и теология процесса: начало диалога». Феминистская теология . 25 (2): 198–207. дои : 10.1177/0966735016678544 . S2CID   152230362 .
  • Питтенджер, Норман (1977). «Христология в процессуальном богословии». Богословие . 80 (675): 187–193. дои : 10.1177/0040571X7708000306 . S2CID   171066693 .
  • Питтенджер, Норман (1974). «Воплощение в теологии процесса». Обзор и экспонент . 71 (1): 43–57. дои : 10.1177/003463737407100105 . S2CID   170805965 .
  • Инбоди, Тайрон (1975). «Пауль Тиллих и теология процесса». Богословские исследования . 36 (3): 472–492. дои : 10.1177/004056397503600304 . S2CID   170482044 .
  • Гриффин, Дэвид Рэй (31 июля 2003 г.). «Реконструктивная теология» . В Ванхузере, Кевин Дж. (ред.). Кембриджский спутник постмодернистской теологии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-79395-7 .
[ редактировать ]
Справочные работы
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 350a6553ebdada4119b47636a53829ba__1719294360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/ba/350a6553ebdada4119b47636a53829ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Process theology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)