Йеркиш
Йеркиш | |
---|---|
Лексиграмма | |
Создано | Эрнст фон Глазерсфельд |
Настройка и использование | Используйте клавиатуру , чтобы набирать клавиши с логотипами. |
Пользователи | 4 (обезьяны) [ нужна ссылка ] |
Цель | Искусственный язык
|
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Никто ( mis ) |
глоттолог | Никто |
IETF | art-x-yerkish |
Йеркиш — искусственный язык , разработанный для использования нечеловекообразными приматами . Он использует клавиатуру , клавиши которой содержат лексиграммы , символы, соответствующие объектам или идеям. [1]
Лексиграммы, в частности, использовались Центром языковых исследований Университета штата Джорджия для общения с бонобо и шимпанзе . Исследователи и приматы могли общаться с помощью досок с лексиграммами, состоящих из трех панелей и в общей сложности с 384 клавишами. [1] [2]
Контекст
[ редактировать ]
Йеркишский язык был разработан Эрнстом фон Глазерсфельдом и использовался Дуэйном Рамбо и Сью Сэвидж-Рамбо из Университета штата Джорджия во время работы с приматами в Национальном центре исследования приматов Йеркса Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия . Приматов учили общаться с помощью лексиграммной доски — компьютеризированного набора ключей, помеченных лексиграммами. Фон Глазерсфельд ввел термин «лексиграмма» в 1971 году, создал первые 120 из них и разработал грамматику, регулирующую их комбинацию. Этот искусственный язык был назван Йеркиш в честь Роберта М. Йеркса , основателя лаборатории, в рамках которой впервые были использованы лексиграммы.
Первой обезьяной, обученной общаться на йеркише, была шимпанзе Лана , начиная с 1973 года в рамках проекта LANA. Исследователи надеялись, что Лана не только будет интерпретировать йеркишский язык, но и будет участвовать в общении с другими людьми посредством этого нового языка.
Рекомендации по проектированию
[ редактировать ]Концепция лексиграммы
[ редактировать ]Исследования, проведенные в 1973 году, показали, что шимпанзе могут приобретать и сохранять символическое использование визуальных предметов. Пытаясь структурировать использование символов в языке, Йеркиш формализовал использование лексиграммы — графического рисунка, который представляет слово, но не обязательно указывает на объект, к которому оно относится. [3]
Каждая лексиграмма спроектирована так, чтобы быть семантически и синтаксически однозначной , что является сознательной попыткой уменьшить двусмысленность английского языка. Например, использование цвета передает семантический код: красные лексиграммы обозначают съедобные предметы, такие как еда и напитки, синие лексиграммы обозначают действия, а фиолетовые лексиграммы обозначают одушевленные существа, такие как люди.
Существующие технические ограничения привели к тому, что лексиграммы должны были состоять из 9 отдельных элементов, которые можно было комбинировать путем наложения. Лексиграмма воды красного цвета представляет собой комбинацию элементов 5 (круг) и 9 (волнистая линия).
Фон Глазерфельд создал около 150 первых лексиграмм на йеркишском языке.
Интерфейс
[ редактировать ]Клавиатура
[ редактировать ]Для Ланы была создана лексиграммная клавиатура, каждая клавиша которой представляет различные существительные или глаголы, такие как еда, есть, яблоко, пить и т. д.
Фон Глазерфельд использовал 25 из них в своем первоначальном эксперименте с Ланой. Каждый из этих ключей был 1 Размером 1 ⁄ 2 x 1 дюйм и загорается при нажатии. [3]
После нажатия определенной клавиши соответствующий предмет появлялся из диспенсера с едой, расположенного рядом с клавиатурой, и исследователи надеялись, что посредством серии экспериментов Лана научится интерпретировать то, чему будет соответствовать каждая клавиша, и научится осмысленно сообщать свои запросы. [4]
См. также
[ редактировать ]- Познание приматов
- Работа
- Панбаниша
- звезда (бонобо)
- Лана (шимпанзе)
- Великий обезьяний трест
- Язык великих обезьян
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Интерактивная лексиграмма, история языка обезьян» . Большой фонд обезьян . 2010. Архивировано из оригинала 20 мая 2010 года.
- ↑ Джеффри Клюгер, «В сознании животных» , Time , 5 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рамбо, Дуэйн М.; Гилл, Тимоти В.; Браун, Жозефина В.; фон Глазерсфельд, ЕС; Пизани, Пирс; Уорнер, Гарольд; Белл, CL (сентябрь 1973 г.). «Система языкового обучения с компьютерным управлением для исследования языковых навыков молодых обезьян» . Поведение. Рез. Методика Инструмент . 5 (5): 385–392. дои : 10.3758/BF03200213 . S2CID 62689872 .
- ^ Беттони, Марко (2007). «Йеркишский язык. От оперативной методологии к общению шимпанзе» (PDF) . Конструктивистские основы . 2 : 32–34 – через weknow.ch.
Ссылки
[ редактировать ]- Рамбо, DM изд. (1977) Изучение языка шимпанзе. Проект ЛАНА . Нью-Йорк, Академик Пресс
- фон Глазерсфельд, Э., факультет психологии Университета Джорджии. Йеркишский язык нечеловекообразных приматов. Архивировано 22 сентября 2018 г. в Wayback Machine . Американский журнал компьютерной лингвистики, 1974, 1.
- Беттони MC (2007) Йеркишский язык: от оперативной методологии к общению шимпанзе . Основы конструктивизма 2 (2-3): 32–38.
- Рамбо, Дуэйн М.; Гилл, Тимоти В.; Браун, Жозефина В.; фон Глазерсфельд, ЕС; Пизани, Пирс; Уорнер, Гарольд; Белл, CL (сентябрь 1973 г.). «Система языкового обучения с компьютерным управлением для исследования языковых навыков молодых обезьян» . Методы и инструменты исследования поведения . 5 (5): 385–392. дои : 10.3758/BF03200213 .