Разум в восточной философии

Изучение разума в восточной философии имеет параллели с западным изучением философии разума как отрасли философии , изучающей природу разума . Дуализм и монизм являются двумя центральными школами мысли по проблеме разума и тела в западной традиции, хотя возникли нюансы взглядов, которые не соответствуют ни одной, ни другой категории. Дуализм встречается как в восточных, так и в западных традициях (в санкхья и йога) . школах индуистской философии [2] также Платон ) [3] но его проникновение в западную философию произошло благодаря Рене Декарту в 17 веке. [4] Данная статья об уме в восточной философии рассматривает этот предмет с точки зрения восточной философии, которая исторически сильно отделена от западной традиции и ее подхода к западной философии сознания .
Разум в восточной философии
[ редактировать ]Ум в индуистской философии
[ редактировать ]Дуализм
[ редактировать ]Субстанциальный дуализм является общей чертой нескольких ортодоксальных индуистских школ, включая Санкхью , Ньяю , Йогу и Двайта Веданту . В этих школах проводится четкое различие между материей и нематериальной душой, которая вечна и подвергается сансаре , циклу смерти и возрождения. Школа Ньяя утверждала, что такие качества, как познание и желание, являются врожденными качествами, которыми не обладает ничего исключительно материального, и поэтому в процессе исключения они должны принадлежать нематериальному «я», атману . [5] Многие из этих школ видят свою духовную цель в мокше , освобождении от цикла перевоплощений.
Веданта монистический идеализм
[ редактировать ]
В Адвайта Веданте VIII века индийского философа Шанкары ум, тело и мир считаются проявлениями одной и той же неизменной вечной сознательной сущности, называемой Брахманом . Адвайта, что означает недвойственность, придерживается мнения, что все, что существует, является чистым абсолютным сознанием . Тот факт, что мир кажется состоящим из меняющихся сущностей, является иллюзией, или Майей . Единственное, что существует, — это Брахман , который описывается как Сатчитананда (Бытие, сознание и блаженство). Адвайта Веданта лучше всего описывается стихом, в котором говорится: «Только Брахман Истинен, и этот мир множественности является ошибкой; индивидуальное «я» не отличается от Брахмана». [6]
Другой формой монистической Веданты является Вишиштадвайта (квалифицированный недуализм), как это установил философ одиннадцатого века Рамануджа . Рамануджа раскритиковал Адвайту Веданту, утверждая, что сознание всегда интенционально и что оно также всегда является свойством чего-либо. Брахман Рамануджи определяется множеством качеств и свойств в единой монистической сущности. Это учение называется « саманадхикаранья » (несколько вещей в общей основе). [7]
Материализм
[ редактировать ]Возможно, первое изложение эмпирического материализма в истории философии относится к школе Чарвака (также называемой Локаята). Школа чарвака отвергала существование чего-либо, кроме материи (которую они определяли как состоящую из четырех элементов ), включая Бога и душу. Поэтому они считали, что даже сознание — это не что иное, как конструкция, состоящая из атомов. Часть школы Чарвака верила в материальную душу, состоящую из воздуха или дыхания, но, поскольку это тоже была форма материи, не говорилось, что она может пережить смерть. [8]
Буддийская философия ума
[ редактировать ] Пять совокупностей ( панча кхандха ) согласно Палийскому канону . | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| → ← ← |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: MN 109 (Таниссаро, 2001 г.) | Детали диаграммы |
Буддийские учения описывают, что ум ежесекундно проявляется в виде чувственных впечатлений и психических явлений, которые постоянно меняются. [9] Мгновенное проявление потока ума описывается как постоянно происходящее с каждым человеком, даже с ученым, который анализирует различные явления в мире или анализирует материальное тело, включая орган мозга. [9] На проявление потока ума также влияют физические законы, биологические законы, психологические законы, волевые законы и универсальные законы. [9]
Характерной чертой буддийской философии , которая отличает ее от индийской ортодоксальности, является центральное место учения о не-я ( пал . anatta, санскр. anātman). Учение Будды о «не-я» рассматривает людей как непостоянную совокупность пяти психологических и физических аспектов, а не как единое фиксированное «я». В этом смысле то, что называется эго или самостью, является просто удобной фикцией, иллюзией, которая применима не к чему-то реальному, а к ошибочному способу видения постоянно меняющегося потока пяти взаимосвязанных совокупных факторов . [10] Отношения между этими совокупностями называются взаимозависимыми ( пратитьясамутпада ). Это означает, что все вещи, включая психические события, возникают во взаимозависимости от множества других причин и условий. Кажется, это отвергает как причинно-детерминистскую , так и эпифеноменалистскую концепции разума. [10]
Теории разума Абхидхармы
[ редактировать ]Через три столетия после смерти Будды (ок. 150 г. до н.э.) появился большой объем литературы под названием «Абхидхарма» в нескольких конкурирующих буддийских школах . В абхидхармическом анализе ума обычная мысль определяется как прапанча («разрастание понятий»). Согласно этой теории, перцептивный опыт связан с множеством концептуализаций (ожиданий, суждений и желаний). Это увеличение концептуализации формирует наше иллюзорное наложение понятий « я» и «другой» на постоянно меняющийся поток совокупных явлений. [10] В этой концепции разума не проводится строгого различия между сознательной способностью и действительным чувственным восприятием различных явлений. Вместо этого говорят, что сознание разделено на шесть чувственных модальностей: пять для пяти чувств и шестая для восприятия психических явлений. [10] Считается, что возникновение когнитивного осознания зависит от чувственного восприятия, осознания самой умственной способности, которая называется умственным или «интроспективным осознаванием» ( manovijñāna ), и внимания ( avartana ), выделения объектов из постоянно меняющегося потока чувственных ощущений. впечатления.
Отказ от постоянного агента в конечном итоге привел к философским проблемам кажущейся непрерывности разума, а также к объяснению того, почему перерождение и карма продолжают оставаться актуальными доктринами без вечного разума. Эта задача была решена школой Тхеравады , введя концепцию ума как фактора существования. Этот «жизненный поток» ( Бхаванга -сота) является скрытым течением, формирующим состояние бытия. Таким образом, непрерывность кармической «личности» обеспечивается в форме потока ума (читта-сантана), серии текущих ментальных моментов, возникающих из подсознательного ума-континуума жизни ( Бхаванга -читта), ментального содержания и внимания. [10]
Индийская Махаяна
[ редактировать ]Школа Саутрантика придерживалась формы феноменализма , которая видела мир незаметным. Он считал, что внешние объекты существуют только как опора для познания, которое может воспринимать только ментальные представления. Это повлияло на более позднюю Йогачара школу буддизма Махаяны . Школу Йогачары часто называют школой только ума из-за ее интерналистской позиции, согласно которой сознание является конечной существующей реальностью. Работы Васубандху часто интерпретировались как аргументы в пользу той или иной формы идеализма . Васубандху использует аргумент сновидения и мереологическое опровержение атомизма, чтобы атаковать реальность внешних объектов как нечто иное, чем ментальные сущности. [11] Научные интерпретации философии Васубандху широко варьируются и включают феноменализм, нейтральный монизм и реалистическую феноменологию .
Школы индийской Махаяны разделились по вопросу возможности рефлексивного осознания ( свасамведана ). Дхармакирти принял идею рефлексивного осознания, изложенную школой Йогачара, сравнив ее с лампой, которая освещает себя, одновременно освещая другие объекты. Это категорически отвергалось такими учёными -мадхьямиками, как Чандракирти . Поскольку в философии Мадхьямики все вещи и психические события характеризуются пустотой , они утверждали, что сознание не может быть по своей сути рефлексивной конечной реальностью, поскольку это означало бы, что оно самоподтверждается и, следовательно, не характеризуется пустотой. [10] Эти взгляды были в конечном итоге примирены мыслителем 8-го века Шантаракшитой . В синтезе Шантаракшиты он принимает идеалистические взгляды Йогачары на рефлексивное осознание как на общепринятую истину в структуру доктрины двух истин . Таким образом, он утверждает: «Опираясь на систему «Только разум», знайте, что внешние сущности не существуют. И, полагаясь на эту систему Срединного Пути, знайте, что никакого «я» вообще не существует, даже в этом [разуме]». [12]
Школа Йогачара также разработала теорию хранилища сознания ( алаявиджняна ), чтобы объяснить непрерывность ума при перерождении и накоплении кармы . Это хранилище сознания действует как хранилище кармических семян ( биджа ), когда все остальные чувства отсутствуют в процессе смерти и возрождения, а также является причинной потенциальностью дхармических явлений . [10] Так, по словам Б. Алана Уоллеса :
Никакие составляющие тела — ни в мозге, ни где-либо еще — не трансформируются в психические состояния и процессы. Такие субъективные переживания не возникают из тела, но и не возникают из ничего. Скорее, все объективные психические проявления возникают из субстрата, а все субъективные психические состояния и процессы возникают из субстратного сознания. [13]
Тибетский буддизм
[ редактировать ]Тибетские буддийские теории разума развились непосредственно из воззрений индийской Махаяны. Так, основатель гелуг школы Дже Цонкапа обсуждает систему йогачары восьми сознаний в своем «Объяснении трудных моментов» . [14] Позже он отверг Шантаракшиты прагматический идеализм . По мнению Далай-ламы XIV, ум можно определить «как сущность, имеющую природу простого опыта, то есть «ясность и знание». Именно познающая природа, или сила, называется умом, и это не -материал». [15] Одновременно двойственная природа ума такова:
- 1. Ясность ( gsal ) – умственная деятельность, вызывающая когнитивные явления ( snang-ba ).
- 2. Познание ( риг ) – Мыслительная деятельность по восприятию познавательных явлений.
Далай-лама XIV также ясно изложил свою теорию разума как эмпирический дуализм , который описан выше в разделе «различные типы дуализма». [ нужна ссылка ]
Поскольку тибетская философия ума в конечном счете сотериологична , она фокусируется на медитативных практиках, таких как Дзогчен и Махамудра , которые позволяют практикующему напрямую испытать истинную рефлексивную природу своего ума. Это беспрепятственное познание своей изначальной, пустой и недвойственной природы Будды называется ригпа . Сокровенная природа ума в различных школах описывается как чистое сияние или «ясный свет» ( 'od gsal ) и часто сравнивается с хрустальным шаром или зеркалом. Согьял Ринпоче говорит об уме так:«Представьте себе небо, пустое, просторное и чистое с самого начала; его сущность такова. Представьте себе солнце, сияющее, ясное, беспрепятственное и спонтанно присутствующее; его природа такова».
Дзен-буддизм
[ редактировать ]Центральный вопрос китайской философии ума дзэн заключается в различии между чистым и пробужденным умом и оскверненным умом. Китайский мастер Чань Хуанпо описывал ум как не имеющий начала, формы и границ, тогда как оскверненный ум был тем, что был затемнен привязанностью к форме и концепциям. [16] Таким образом, чистый ум Будды способен видеть вещи «такими, какие они есть на самом деле», как абсолютную и недвойственную «таковость» ( Татхата ). Это неконцептуальное видение также включает в себя тот парадоксальный факт, что нет разницы между оскверненным и чистым умом, а также нет разницы между сансарой и нирваной . [16]
В « Сёбогэндзо » японский философ Догэн утверждал, что тело и разум не различаются ни онтологически, ни феноменологически, а характеризуются единством, называемым син дзин (тело-разум). Согласно Догэну, «отвержение тела и ума» ( Синдзин дацураку ) в дзадзэн позволит человеку испытать вещи такими, какие они есть ( гендзёкоан ), что является природой изначального просветления ( хонгаку ). [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оливер Элбс, Нейроэстетика: картологические основы и приложения (Карта 2003 г.) , (Мюнхен, 2005 г.)
- ^ Шри Свами Шивананда. «Санкхья: Индуистская философия: Санкхья» . Архивировано из оригинала 15 мая 2006 года.
- ^ Платон (1995). Э.А. Герцог; У. Ф. Хикен; ВСМ Николл; Д.Б. Робинсон; Дж.К.Г. Страчан (ред.). Федон . Кларендон Пресс. ISBN 978-1-4065-4150-2 .
- ^ Декарт, Рене (1998). Рассуждение о методе и размышления о первой философии . Издательство Хакет. ISBN 978-0-87220-421-8 .
- ^ Интернет-энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 4 октября 2012 г. Ньяя, Мэтью Р. Дасти.
- ^ Интернет-энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 26 июня 2015 г. Адвайта Веданта, Сангита Менон.
- ^ Интернет-энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 17 июля 2014 г. Рамануджа, Шьям Ранганатан.
- ^ Интернет-энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 11 июня 2010 г. Локаята / Чарвака - Индийский материализм, Эбигейл Тернер-Лок Верницки.
- ^ Перейти обратно: а б с Карунамуни Н.Д. (май 2015 г.). «Пятиагрегатная модель разума» . СЕЙДЖ Открыть . 5 (2): 215824401558386. doi : 10.1177/2158244015583860 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Разум в индийской буддийской философии» , Косеру, Кристиан, «Разум в индийской буддийской философии» , Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, 2017 г. , Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2012 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
- ^ Голд, Джонатан К., «Васубандху» , заархивировано из оригинала 1 декабря 2012 г. , Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2012 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
- ^ «Шантаракшита» , Блюменталь, Джеймс, «Шантаракшита» , Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, 2018 г. , Стэнфордская энциклопедия философии (издание осени 2009 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
- ^ Б. Алан Уоллес; Разум на волоске: медитация в науке, буддизме и христианстве , с. 95–96
- ^ Спархэм, Гарет, «Цонкапа» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
- ^ Выступление Его Святейшества Далай-ламы в Кембридже, штат Массачусетс, США , заархивировано с оригинала 19 октября 2013 г. , From MindScience, под редакцией Дэниела Гоулмана и Роберта Ф. Турмана, впервые опубликовано в 1991 году издательством Wisdom Publications, Бостон, США.
- ^ Перейти обратно: а б Зойшнер, Роберт Б., «Понимание ума в Северной линии Чань (Дзэн)» , заархивировано из оригинала 22 августа 2012 г. , Philosophy East and West, V. 28, № 1 (январь 1978 г.) ), стр. 69–79, Гавайский университет Press, Гавайи, США.
- ^ Дэвид Э. Шанер, «Опыт тела и разума в Сёбогэндзо Догэна: феноменологическая перспектива» , заархивировано из оригинала 22 августа 2012 г. , Philosophy East and West 35, no. 1 (январь 1985 г.), Гавайский университет Press, Гавайи, США.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лондонское учебное пособие по философии предлагает множество советов о том, что читать, в зависимости от знания студентом предмета: «Философия разума».
- А. Л. Энглман «Выражения: философия разума» (CafePress, 2005).
- Ричард Рорти , Философия и зеркало природы (Принстон, 1980), с. 120, 125.
- Педро Хесус Теруэль, Разум, мозг и антропология в Канте (Мадрид, 2008). ISBN 978-84-309-4688-4 .
- Дэвид Дж. Унгс, Лучше, чем один; что у каждого из нас есть два разума (Лондон, 2004). ISBN 978-1-78220-173-1
- Альфред Норт Уайтхед Наука и современный мир (1925; перепечатано в Лондоне, 1985), стр. 68–70.
- Эдвин Бертт Метафизические основы современной физической науки , 2-е изд. (Лондон, 1932), стр. 318–19.
- Феликс Дойч (ред.) О таинственном прыжке от разума к телу (Нью-Йорк, 1959).
- Герберт Фейгл «Ментальное» и «физическое»: эссе и постскриптум (1967) , в Х. Фейгле и др. (ред.), Миннесотские исследования в области философии науки (Миннеаполис, 1958), Vol. 2, стр. 370–497, на с. 373.
- Нап Мабакиао-младший, Разум, наука и вычисления (с предисловием Тима Крейна ). Манила: Издательство Университета Де Ла Саль, 2012.
- Селия Грин «Утраченное дело: причинно-следственная связь и проблема разума и тела» . (Оксфорд: Оксфордский форум, 2003). Применяет скептический взгляд на причинность к проблемам интеракционизма.
- Гьяцо, геше Келсанг Гьяцо , Понимание ума : природа и сила ума, Tharpa Publications (2-е изд., 1997) ISBN 978-0-948006-78-4
- Герхард Медикус. Быть человеком – преодоление разрыва между науками о теле и разуме. Берлин (2015): VWB
- Герхард Медикус (2017). Быть человеком: преодоление разрыва между науками о теле и разуме, Берлинский VWB
- Скотт Роберт Сехон, Телеологический реализм: разум, действие и объяснение . Кембридж: Издательство Массачусетского технологического университета, 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Разум в восточной философии в PhilPapers
- Разум в восточной философии в проекте онтологии философии Индианы
- «Теория разума» . Интернет-энциклопедия философии .
- Руководство по философии разума , составленное Дэвидом Чалмерсом.
- MindPapers: Библиография философии разума и науки о сознании , составленная Дэвидом Чалмерсом (редактор) и Дэвидом Бурже (помощник редактора).
- Словарь философии разума под редакцией Криса Элиасмита.
- «Введение в философию разума » Пола Ньюолла, предназначенное для начинающих.
- Список онлайн-статей по сознанию и философии разума , составленный Дэвидом Чалмерсом.
- Полевое руководство по философии разума
- Поле разума: игровая площадка богов из серии «Индийская психология» Свами Веды Бхарати.