Jump to content

Разум в восточной философии

Френологическое картирование [1] мозга . френология была одной из первых попыток соотнести психические функции с конкретными частями мозга, хотя сейчас она в значительной степени дискредитирована

Изучение разума в восточной философии имеет параллели с западным изучением философии разума как отрасли философии , изучающей природу разума . Дуализм и монизм являются двумя центральными школами мысли по проблеме разума и тела в западной традиции, хотя возникли нюансы взглядов, которые не соответствуют ни одной, ни другой категории. Дуализм встречается как в восточных, так и в западных традициях (в санкхья и йога) . школах индуистской философии [2] также Платон ) [3] но его проникновение в западную философию произошло благодаря Рене Декарту в 17 веке. [4] Данная статья об уме в восточной философии рассматривает этот предмет с точки зрения восточной философии, которая исторически сильно отделена от западной традиции и ее подхода к западной философии сознания .

Разум в восточной философии

[ редактировать ]

Ум в индуистской философии

[ редактировать ]

Субстанциальный дуализм является общей чертой нескольких ортодоксальных индуистских школ, включая Санкхью , Ньяю , Йогу и Двайта Веданту . В этих школах проводится четкое различие между материей и нематериальной душой, которая вечна и подвергается сансаре , циклу смерти и возрождения. Школа Ньяя утверждала, что такие качества, как познание и желание, являются врожденными качествами, которыми не обладает ничего исключительно материального, и поэтому в процессе исключения они должны принадлежать нематериальному «я», атману . [5] Многие из этих школ видят свою духовную цель в мокше , освобождении от цикла перевоплощений.

Веданта монистический идеализм

[ редактировать ]
Шанкара

В Адвайта Веданте VIII века индийского философа Шанкары ум, тело и мир считаются проявлениями одной и той же неизменной вечной сознательной сущности, называемой Брахманом . Адвайта, что означает недвойственность, придерживается мнения, что все, что существует, является чистым абсолютным сознанием . Тот факт, что мир кажется состоящим из меняющихся сущностей, является иллюзией, или Майей . Единственное, что существует, — это Брахман , который описывается как Сатчитананда (Бытие, сознание и блаженство). Адвайта Веданта лучше всего описывается стихом, в котором говорится: «Только Брахман Истинен, и этот мир множественности является ошибкой; индивидуальное «я» не отличается от Брахмана». [6]

Другой формой монистической Веданты является Вишиштадвайта (квалифицированный недуализм), как это установил философ одиннадцатого века Рамануджа . Рамануджа раскритиковал Адвайту Веданту, утверждая, что сознание всегда интенционально и что оно также всегда является свойством чего-либо. Брахман Рамануджи определяется множеством качеств и свойств в единой монистической сущности. Это учение называется « саманадхикаранья » (несколько вещей в общей основе). [7]

Материализм

[ редактировать ]

Возможно, первое изложение эмпирического материализма в истории философии относится к школе Чарвака (также называемой Локаята). Школа чарвака отвергала существование чего-либо, кроме материи (которую они определяли как состоящую из четырех элементов ), включая Бога и душу. Поэтому они считали, что даже сознание — это не что иное, как конструкция, состоящая из атомов. Часть школы Чарвака верила в материальную душу, состоящую из воздуха или дыхания, но, поскольку это тоже была форма материи, не говорилось, что она может пережить смерть. [8]

Буддийская философия ума

[ редактировать ]
 Пять совокупностей ( панча кхандха )
согласно Палийскому канону .
 
 
форма ( рупа )
 4 элемента
( махабхута )
 
 
  
  контакт
( фасса )
    
 
сознание
( винняна )

 
 
 
 
 


 
 
 
 психические факторы ( четасика )  
 
чувство
( ведана )

 
 
 
восприятие
( кровавый )

 
 
 
формирование
( санкхара )

 
 
 
 
 Источник: MN 109 (Таниссаро, 2001 г.)    |    Детали диаграммы

Буддийские учения описывают, что ум ежесекундно проявляется в виде чувственных впечатлений и психических явлений, которые постоянно меняются. [9] Мгновенное проявление потока ума описывается как постоянно происходящее с каждым человеком, даже с ученым, который анализирует различные явления в мире или анализирует материальное тело, включая орган мозга. [9] На проявление потока ума также влияют физические законы, биологические законы, психологические законы, волевые законы и универсальные законы. [9]

Характерной чертой буддийской философии , которая отличает ее от индийской ортодоксальности, является центральное место учения о не-я ( пал . anatta, санскр. anātman). Учение Будды о «не-я» рассматривает людей как непостоянную совокупность пяти психологических и физических аспектов, а не как единое фиксированное «я». В этом смысле то, что называется эго или самостью, является просто удобной фикцией, иллюзией, которая применима не к чему-то реальному, а к ошибочному способу видения постоянно меняющегося потока пяти взаимосвязанных совокупных факторов . [10] Отношения между этими совокупностями называются взаимозависимыми ( пратитьясамутпада ). Это означает, что все вещи, включая психические события, возникают во взаимозависимости от множества других причин и условий. Кажется, это отвергает как причинно-детерминистскую , так и эпифеноменалистскую концепции разума. [10]

Теории разума Абхидхармы

[ редактировать ]

Через три столетия после смерти Будды (ок. 150 г. до н.э.) появился большой объем литературы под названием «Абхидхарма» в нескольких конкурирующих буддийских школах . В абхидхармическом анализе ума обычная мысль определяется как прапанча («разрастание понятий»). Согласно этой теории, перцептивный опыт связан с множеством концептуализаций (ожиданий, суждений и желаний). Это увеличение концептуализации формирует наше иллюзорное наложение понятий « я» и «другой» на постоянно меняющийся поток совокупных явлений. [10] В этой концепции разума не проводится строгого различия между сознательной способностью и действительным чувственным восприятием различных явлений. Вместо этого говорят, что сознание разделено на шесть чувственных модальностей: пять для пяти чувств и шестая для восприятия психических явлений. [10] Считается, что возникновение когнитивного осознания зависит от чувственного восприятия, осознания самой умственной способности, которая называется умственным или «интроспективным осознаванием» ( manovijñāna ), и внимания ( avartana ), выделения объектов из постоянно меняющегося потока чувственных ощущений. впечатления.

Отказ от постоянного агента в конечном итоге привел к философским проблемам кажущейся непрерывности разума, а также к объяснению того, почему перерождение и карма продолжают оставаться актуальными доктринами без вечного разума. Эта задача была решена школой Тхеравады , введя концепцию ума как фактора существования. Этот «жизненный поток» ( Бхаванга -сота) является скрытым течением, формирующим состояние бытия. Таким образом, непрерывность кармической «личности» обеспечивается в форме потока ума (читта-сантана), серии текущих ментальных моментов, возникающих из подсознательного ума-континуума жизни ( Бхаванга -читта), ментального содержания и внимания. [10]

Индийская Махаяна

[ редактировать ]

Школа Саутрантика придерживалась формы феноменализма , которая видела мир незаметным. Он считал, что внешние объекты существуют только как опора для познания, которое может воспринимать только ментальные представления. Это повлияло на более позднюю Йогачара школу буддизма Махаяны . Школу Йогачары часто называют школой только ума из-за ее интерналистской позиции, согласно которой сознание является конечной существующей реальностью. Работы Васубандху часто интерпретировались как аргументы в пользу той или иной формы идеализма . Васубандху использует аргумент сновидения и мереологическое опровержение атомизма, чтобы атаковать реальность внешних объектов как нечто иное, чем ментальные сущности. [11] Научные интерпретации философии Васубандху широко варьируются и включают феноменализм, нейтральный монизм и реалистическую феноменологию .

Школы индийской Махаяны разделились по вопросу возможности рефлексивного осознания ( свасамведана ). Дхармакирти принял идею рефлексивного осознания, изложенную школой Йогачара, сравнив ее с лампой, которая освещает себя, одновременно освещая другие объекты. Это категорически отвергалось такими учёными -мадхьямиками, как Чандракирти . Поскольку в философии Мадхьямики все вещи и психические события характеризуются пустотой , они утверждали, что сознание не может быть по своей сути рефлексивной конечной реальностью, поскольку это означало бы, что оно самоподтверждается и, следовательно, не характеризуется пустотой. [10] Эти взгляды были в конечном итоге примирены мыслителем 8-го века Шантаракшитой . В синтезе Шантаракшиты он принимает идеалистические взгляды Йогачары на рефлексивное осознание как на общепринятую истину в структуру доктрины двух истин . Таким образом, он утверждает: «Опираясь на систему «Только разум», знайте, что внешние сущности не существуют. И, полагаясь на эту систему Срединного Пути, знайте, что никакого «я» вообще не существует, даже в этом [разуме]». [12]

Школа Йогачара также разработала теорию хранилища сознания ( алаявиджняна ), чтобы объяснить непрерывность ума при перерождении и накоплении кармы . Это хранилище сознания действует как хранилище кармических семян ( биджа ), когда все остальные чувства отсутствуют в процессе смерти и возрождения, а также является причинной потенциальностью дхармических явлений . [10] Так, по словам Б. Алана Уоллеса :

Никакие составляющие тела — ни в мозге, ни где-либо еще — не трансформируются в психические состояния и процессы. Такие субъективные переживания не возникают из тела, но и не возникают из ничего. Скорее, все объективные психические проявления возникают из субстрата, а все субъективные психические состояния и процессы возникают из субстратного сознания. [13]

Тибетский буддизм

[ редактировать ]

Тибетские буддийские теории разума развились непосредственно из воззрений индийской Махаяны. Так, основатель гелуг школы Дже Цонкапа обсуждает систему йогачары восьми сознаний в своем «Объяснении трудных моментов» . [14] Позже он отверг Шантаракшиты прагматический идеализм . По мнению Далай-ламы XIV, ум можно определить «как сущность, имеющую природу простого опыта, то есть «ясность и знание». Именно познающая природа, или сила, называется умом, и это не -материал». [15] Одновременно двойственная природа ума такова:

1. Ясность ( gsal ) – умственная деятельность, вызывающая когнитивные явления ( snang-ba ).
2. Познание ( риг ) – Мыслительная деятельность по восприятию познавательных явлений.

Далай-лама XIV также ясно изложил свою теорию разума как эмпирический дуализм , который описан выше в разделе «различные типы дуализма». [ нужна ссылка ]

Поскольку тибетская философия ума в конечном счете сотериологична , она фокусируется на медитативных практиках, таких как Дзогчен и Махамудра , которые позволяют практикующему напрямую испытать истинную рефлексивную природу своего ума. Это беспрепятственное познание своей изначальной, пустой и недвойственной природы Будды называется ригпа . Сокровенная природа ума в различных школах описывается как чистое сияние или «ясный свет» ( 'od gsal ) и часто сравнивается с хрустальным шаром или зеркалом. Согьял Ринпоче говорит об уме так:«Представьте себе небо, пустое, просторное и чистое с самого начала; его сущность такова. Представьте себе солнце, сияющее, ясное, беспрепятственное и спонтанно присутствующее; его природа такова».

Дзен-буддизм

[ редактировать ]

Центральный вопрос китайской философии ума дзэн заключается в различии между чистым и пробужденным умом и оскверненным умом. Китайский мастер Чань Хуанпо описывал ум как не имеющий начала, формы и границ, тогда как оскверненный ум был тем, что был затемнен привязанностью к форме и концепциям. [16] Таким образом, чистый ум Будды способен видеть вещи «такими, какие они есть на самом деле», как абсолютную и недвойственную «таковость» ( Татхата ). Это неконцептуальное видение также включает в себя тот парадоксальный факт, что нет разницы между оскверненным и чистым умом, а также нет разницы между сансарой и нирваной . [16]

В « Сёбогэндзо » японский философ Догэн утверждал, что тело и разум не различаются ни онтологически, ни феноменологически, а характеризуются единством, называемым син дзин (тело-разум). Согласно Догэну, «отвержение тела и ума» ( Синдзин дацураку ) в дзадзэн позволит человеку испытать вещи такими, какие они есть ( гендзёкоан ), что является природой изначального просветления ( хонгаку ). [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Оливер Элбс, Нейроэстетика: картологические основы и приложения (Карта 2003 г.) , (Мюнхен, 2005 г.)
  2. ^ Шри Свами Шивананда. «Санкхья: Индуистская философия: Санкхья» . Архивировано из оригинала 15 мая 2006 года.
  3. ^ Платон (1995). Э.А. Герцог; У. Ф. Хикен; ВСМ Николл; Д.Б. Робинсон; Дж.К.Г. Страчан (ред.). Федон . Кларендон Пресс. ISBN  978-1-4065-4150-2 .
  4. ^ Декарт, Рене (1998). Рассуждение о методе и размышления о первой философии . Издательство Хакет. ISBN  978-0-87220-421-8 .
  5. ^ Интернет-энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 4 октября 2012 г. Ньяя, Мэтью Р. Дасти.
  6. ^ Интернет-энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 26 июня 2015 г. Адвайта Веданта, Сангита Менон.
  7. ^ Интернет-энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 17 июля 2014 г. Рамануджа, Шьям Ранганатан.
  8. ^ Интернет-энциклопедия философии , заархивировано из оригинала 11 июня 2010 г. Локаята / Чарвака - Индийский материализм, Эбигейл Тернер-Лок Верницки.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Карунамуни Н.Д. (май 2015 г.). «Пятиагрегатная модель разума» . СЕЙДЖ Открыть . 5 (2): 215824401558386. doi : 10.1177/2158244015583860 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Разум в индийской буддийской философии» , Косеру, Кристиан, «Разум в индийской буддийской философии» , Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, 2017 г. , Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2012 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
  11. ^ Голд, Джонатан К., «Васубандху» , заархивировано из оригинала 1 декабря 2012 г. , Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2012 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
  12. ^ «Шантаракшита» , Блюменталь, Джеймс, «Шантаракшита» , Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, 2018 г. , Стэнфордская энциклопедия философии (издание осени 2009 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
  13. ^ Б. Алан Уоллес; Разум на волоске: медитация в науке, буддизме и христианстве , с. 95–96
  14. ^ Спархэм, Гарет, «Цонкапа» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
  15. ^ Выступление Его Святейшества Далай-ламы в Кембридже, штат Массачусетс, США , заархивировано с оригинала 19 октября 2013 г. , From MindScience, под редакцией Дэниела Гоулмана и Роберта Ф. Турмана, впервые опубликовано в 1991 году издательством Wisdom Publications, Бостон, США.
  16. ^ Перейти обратно: а б Зойшнер, Роберт Б., «Понимание ума в Северной линии Чань (Дзэн)» , заархивировано из оригинала 22 августа 2012 г. , Philosophy East and West, V. 28, № 1 (январь 1978 г.) ), стр. 69–79, Гавайский университет Press, Гавайи, США.
  17. ^ Дэвид Э. Шанер, «Опыт тела и разума в Сёбогэндзо Догэна: феноменологическая перспектива» , заархивировано из оригинала 22 августа 2012 г. , Philosophy East and West 35, no. 1 (январь 1985 г.), Гавайский университет Press, Гавайи, США.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4013e7162998427fee30b8ce51ca5e1__1714020120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/e1/b4013e7162998427fee30b8ce51ca5e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mind in eastern philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)